Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРС ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

Обсуждено

на заседании кафедры

Протокол № 6

от «14» января 2010 г.

Методические рекомендации к практическим занятиям

по радиационной медицине

для студентов медико-диагностического факультета

Гродно, 2010 год


ЗАНЯТИЕ №1



ТЕМА: Физическая стадия взаимодействия ионизирующих излучений с веществом.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать физические основы передачи энергии ионизирующих излучений и принципы их дозиметрии. Определить дозу излучения по данным медицинской документации и показаниям дозиметрических приборов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи, дозиметрическая аппаратура) 40 мин.

  3. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.

  4. Общие выводы по текущей теме - 10 мин

    Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.

ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Передача энергии электромагнитных ионизирующих излучений веществу.

  2. Передача энергии заряженных частиц ионизирующих излучений веществу.

  3. Передача энергии нейтронов веществу.

  4. Разновидности доз и единицы измерения доз ионизирующих излучений.

  5. Радиоактивность. Единицы радиоактивности.

  6. Принципы дозиметрии и радиометрии ионизирующих излучений.

ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:


    Определить дозу излучения по данным медицинской документации и показаниям дозиметрических приборов.

    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.

    .

ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: Естественный радиационный фон. Техногенные и антропогенные источники ионизирующих излучений.


    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать структуру и уровень дозового воздействия естественного радиационного фона, техногенные и антропогенные источники ионизирующих излучений. Уметь определить диапазон мощности дозы естественного радиационного фона и эффективную дозу при основных рентгенологических исследованиях.


ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Космическая составляющая естественного радиационного фона.

  2. Земная радиация, как часть естественного радиационного фона.

  3. Техногенные источники ионизирующих излучений: строительные материалы, тепловые и электрические станции, работающие на каменном угле.

  4. Антропогенные источники ионизирующих излучений: рентгеновские аппараты, ускорители, ядерные реакторы, искусственные радионуклиды.

  5. Дозовое воздействие при эксплуатации атомных электрических станций.

  6. Дозовое воздействие, вследствие испытания ядерного оружия.

  7. Медицинское облучение в лучевой диагностике: рентгенологии и ядерной медицине.

  8. Медицинское облучение при лучевой терапии.



ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)

    40 мин.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин.

  2. Общие выводы по текущей теме 10 мин

  3. Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:


  1. Определить диапазон мощности дозы естественного радиационного фона.

  2. Определить эффективную дозу при основных рентгенологических исследованиях.



    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Лекционный материал.

ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: Формирование лучевого поражения организма.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать стадии формирования лучевого поражения организма.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)

    40 мин.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин.

  2. Общие выводы по текущей теме 10 мин

Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.

ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Физическая стадия формирования лучевого поражения организма, прямое и непрямое действие ионизирующего излучения.

  2. Физико-химическая стадия формирования лучевого поражения организма.

  3. Химическая стадия формирования лучевого поражения организма.

  4. Биологическая стадия формирования лучевого поражения организма.

  5. Радиочувствительность и основные факторы ее модифицирующие.

  6. Стохастические и детерминированные эффекты излучения: определение, классификация.

  7. Биологическое действие малых доз ионизирующего излучения.


ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:

Уметь устанавливать взаимоотношение между дозой и радиационным эффектом.



    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.

ЗАНЯТИЕ № 4



ТЕМА: Формы радиационных поражений при внешнем и инкорпорированном облучении.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать принципы диагностики, профилактики и терапии лучевых поражений при внешнем и инкорпорированном облучении.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Осмотр больных, получающих лучевую терапию 30 мин.

  3. Демонстрация аппаратуры для "in vivo" радиометрии 10 мин.

  4. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом 20 мин.

  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы 10 мин.

  6. Общие выводы по текущей теме- 5 мин

Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.

ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Радиационные синдромы при общем облучении.

  2. Лучевые поражения основными дозообразующими радионуклидами: радиойод, радиоцезий, радиостронций, радиоплутоний.

  3. Местные лучевые поражения.

  4. Детерминированные эффекты при дозах, не вызывающих лучевой болезни

  5. Физические и биологические методы индикации лучевых поражений.

  6. Принципы профилактики и лечения лучевых поражений при внешнем и инкорпорированном облучении.

  7. Лучевое поражение эмбриона, плода.


ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:


    Определить вид лучевых поражений и степени тяжести по клиническим и гематологическим показателям, а также по расчетным дозам лучевого воздействия.

    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.

    ЗАНЯТИЕ № 5



ТЕМА: Радиационные аварии. Авария на Чернобыльской атомной станции.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать средства защиты для обеспечения радиационной безопасности и принципы организации радиологического отделения при радиационных авариях. Уметь оказывать неотложную помощь при радиационных авариях и проводить мероприятия по снижению дозовых нагрузок на персонал и население при радиационных авариях.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Имитация подготовки радиологического отделения к приему пострадавших при радиационных авариях - 45 мин.

  3. Обсуждение результатов работы - 20 мин.

  4. Общие выводы по текущей теме занятия- 10 мин.

    Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 ч.

ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Организация работы бригады неотложной радиологической помощи (состав, функции персонала бригады, необходимые материалы и оборудование).

  2. Основные этиологические факторы поражения людей при радиационных авариях.

  3. Принципы организации медицинской помощи при массовых радиационных поражениях.

  4. Радиоэкологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

  5. Виды радиационного воздействия на население в результате аварийного выброса на ЧАЭС.

  6. Цели периодических медицинских осмотров лиц, подвергшихся воздействию радиации.

  7. Способы реабилитации лиц, подвергшихся повышенному действию радиации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:


  1. Уметь правильно действовать при спасении пострадавших и оказывать медицинскую помощь при радиационных авариях.

  2. Уметь проводить мероприятий по снижению дозовых нагрузок на персонал и население при радиационных авариях.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:


  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.

ЗАНЯТИЕ № 6
ТЕМА: Медицинские последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать медицинские последствия аварии на ЧАЭС. Уметь проводить профилактику патологических процессов у пострадавших от аварии на ЧАЭС.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)

    40 мин.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин

  2. Общие выводы по текущей теме 10 мин

Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.

ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Особенности детерминированных лучевых поражений участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

  2. Состояние здоровья населения Республики Беларусь, пострадавшего вследствие аварии на ЧАЭС.

  3. Принципы профилактики и лечения пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС.

  4. Особенности диспансеризации населения Республики Беларусь, пострадавшего от воздействия радиации


ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:

уметь проводить профилактику патологических процессов у пострадавших от аварии на ЧАЭС.





    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.



ЗАНЯТИЕ № 7
ТЕМА: снижение лучевых нагрузок на население. Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской атомной станции для Республики Беларусь. Уметь дать рекомендации населению по поведению на территории, загрязненной радионуклидами.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.

  2. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)

    40 мин.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин.

  2. Общие выводы по текущей теме 10 мин

Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0ч.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

  1. Мероприятия радиационной защиты на территориях загрязненных радионуклидами.

  2. Расчет эффективной дозы излучения на территориях загрязненных радионуклидами.

  3. Задачи Единого Чернобыльского регистра.

  4. Принципы снижения дозовых нагрузок при медицинском облучении.


ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК: уметь дать рекомендации населению по поведению на территории, загрязненной радионуклидами.


    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.



ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА: организация питания населения, проживающего в зонах радиационного загрязнения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать мероприятия по снижению поступления радионуклидов в организм человека и пути повышения его радиорезистентности на территориях загрязненных радионуклидами. Уметь дать рекомендации по организации питания населению, проживающему на территориях, загрязненных радионуклидами.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов- 15 мин.

  2. Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)

    40 мин.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.

  2. Общие выводы по текущей теме 10 мин

Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение. Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

  1. Снижение поступления радионуклидов в организм человека на территориях, загрязненных радионуклидами.

  2. Способы ограничение всасывания радионуклидов, поступивших в организм.

  3. Ускорение выведения радионуклидов из организма.

  4. Мероприятия по предотвращению действия радионуклидов на биологические молекулы.

  5. Повышение адаптационно-компенсаторных возможностей у лиц, проживающих на территориях загрязненных радионуклидами.



ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК: уметь дать рекомендации по организации питания населению, проживающему на территориях, загрязненных радионуклидами.


    ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.

ЗАНЯТИЕ № 9



ТЕМА: контроль радиационной безопасности
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать принципы радиационной безопасности. Уметь применять методики и интерпретировать результаты дозиметрического контроля.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:





  1. Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов- 15 мин.

  2. Демонстрация оборудования отделения лучевой терапии 20 мин.

  3. Работа с дозиметрическими и радиометрическими приборами 40 мин.

  4. Обсуждение результатов работы 10 мин.

  5. Общие выводы по текущей теме 5 мин

    Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики. Продолжительность занятия: 2,0 час.

ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:


  1. Принципы радиационной безопасности.

  2. Радиационный контроль в лучевой диагностике.

  3. Радиационный контроль в лучевой терапии.

  4. Радиационный контроль при радиационных авариях.

  5. Контроль радиоактивного загрязнения от Чернобыльской катастрофы.

  6. Радиационный контроль на атомных электрических станциях.

ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:


    использование дозиметрических и радиометрических приборов для определения ионизирующих излучений.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


  1. Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.

  2. Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.

  3. Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.

  4. Лекционный материал.




страница 1

Смотрите также: