страница 1
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРС ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ
Обсуждено
на заседании кафедры
Протокол № 6
от «14» января 2010 г.
Методические рекомендации к практическим занятиям
по радиационной медицине
для студентов медико-диагностического факультета
Гродно, 2010 год
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: Физическая стадия взаимодействия ионизирующих излучений с веществом.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать физические основы передачи энергии ионизирующих излучений и принципы их дозиметрии. Определить дозу излучения по данным медицинской документации и показаниям дозиметрических приборов. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи, дозиметрическая аппаратура) 40 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
-
Общие выводы по текущей теме - 10 мин
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Передача энергии электромагнитных ионизирующих излучений веществу.
-
Передача энергии заряженных частиц ионизирующих излучений веществу.
-
Передача энергии нейтронов веществу.
-
Разновидности доз и единицы измерения доз ионизирующих излучений.
-
Радиоактивность. Единицы радиоактивности.
-
Принципы дозиметрии и радиометрии ионизирующих излучений.
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:
Определить дозу излучения по данным медицинской документации и показаниям дозиметрических приборов.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
.
ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: Естественный радиационный фон. Техногенные и антропогенные источники ионизирующих излучений.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать структуру и уровень дозового воздействия естественного радиационного фона, техногенные и антропогенные источники ионизирующих излучений. Уметь определить диапазон мощности дозы естественного радиационного фона и эффективную дозу при основных рентгенологических исследованиях.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Космическая составляющая естественного радиационного фона.
-
Земная радиация, как часть естественного радиационного фона.
-
Техногенные источники ионизирующих излучений: строительные материалы, тепловые и электрические станции, работающие на каменном угле.
-
Антропогенные источники ионизирующих излучений: рентгеновские аппараты, ускорители, ядерные реакторы, искусственные радионуклиды.
-
Дозовое воздействие при эксплуатации атомных электрических станций.
-
Дозовое воздействие, вследствие испытания ядерного оружия.
-
Медицинское облучение в лучевой диагностике: рентгенологии и ядерной медицине.
-
Медицинское облучение при лучевой терапии.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)
40 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин.
-
Общие выводы по текущей теме 10 мин
-
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: -
Определить диапазон мощности дозы естественного радиационного фона.
-
Определить эффективную дозу при основных рентгенологических исследованиях.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: Формирование лучевого поражения организма.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать стадии формирования лучевого поражения организма. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)
40 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин.
-
Общие выводы по текущей теме 10 мин
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Физическая стадия формирования лучевого поражения организма, прямое и непрямое действие ионизирующего излучения.
-
Физико-химическая стадия формирования лучевого поражения организма.
-
Химическая стадия формирования лучевого поражения организма.
-
Биологическая стадия формирования лучевого поражения организма.
-
Радиочувствительность и основные факторы ее модифицирующие.
-
Стохастические и детерминированные эффекты излучения: определение, классификация.
-
Биологическое действие малых доз ионизирующего излучения.
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:
Уметь устанавливать взаимоотношение между дозой и радиационным эффектом.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: Формы радиационных поражений при внешнем и инкорпорированном облучении.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать принципы диагностики, профилактики и терапии лучевых поражений при внешнем и инкорпорированном облучении. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Осмотр больных, получающих лучевую терапию 30 мин.
-
Демонстрация аппаратуры для "in vivo" радиометрии 10 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом 20 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы 10 мин.
-
Общие выводы по текущей теме- 5 мин
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Радиационные синдромы при общем облучении.
-
Лучевые поражения основными дозообразующими радионуклидами: радиойод, радиоцезий, радиостронций, радиоплутоний.
-
Местные лучевые поражения.
-
Детерминированные эффекты при дозах, не вызывающих лучевой болезни
-
Физические и биологические методы индикации лучевых поражений.
-
Принципы профилактики и лечения лучевых поражений при внешнем и инкорпорированном облучении.
-
Лучевое поражение эмбриона, плода.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Определить вид лучевых поражений и степени тяжести по клиническим и гематологическим показателям, а также по расчетным дозам лучевого воздействия.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 5
ТЕМА: Радиационные аварии. Авария на Чернобыльской атомной станции.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать средства защиты для обеспечения радиационной безопасности и принципы организации радиологического отделения при радиационных авариях. Уметь оказывать неотложную помощь при радиационных авариях и проводить мероприятия по снижению дозовых нагрузок на персонал и население при радиационных авариях.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Имитация подготовки радиологического отделения к приему пострадавших при радиационных авариях - 45 мин.
-
Обсуждение результатов работы - 20 мин.
-
Общие выводы по текущей теме занятия- 10 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 ч.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Организация работы бригады неотложной радиологической помощи (состав, функции персонала бригады, необходимые материалы и оборудование).
-
Основные этиологические факторы поражения людей при радиационных авариях.
-
Принципы организации медицинской помощи при массовых радиационных поражениях.
-
Радиоэкологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
-
Виды радиационного воздействия на население в результате аварийного выброса на ЧАЭС.
-
Цели периодических медицинских осмотров лиц, подвергшихся воздействию радиации.
-
Способы реабилитации лиц, подвергшихся повышенному действию радиации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: -
Уметь правильно действовать при спасении пострадавших и оказывать медицинскую помощь при радиационных авариях.
-
Уметь проводить мероприятий по снижению дозовых нагрузок на персонал и население при радиационных авариях.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: -
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 6
ТЕМА: Медицинские последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать медицинские последствия аварии на ЧАЭС. Уметь проводить профилактику патологических процессов у пострадавших от аварии на ЧАЭС.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)
40 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин
-
Общие выводы по текущей теме 10 мин
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Особенности детерминированных лучевых поражений участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
-
Состояние здоровья населения Республики Беларусь, пострадавшего вследствие аварии на ЧАЭС.
-
Принципы профилактики и лечения пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС.
-
Особенности диспансеризации населения Республики Беларусь, пострадавшего от воздействия радиации
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:
уметь проводить профилактику патологических процессов у пострадавших от аварии на ЧАЭС.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 7
ТЕМА: снижение лучевых нагрузок на население. Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской атомной станции для Республики Беларусь. Уметь дать рекомендации населению по поведению на территории, загрязненной радионуклидами.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов 15 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)
40 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы 25 мин.
-
Общие выводы по текущей теме 10 мин
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение Продолжительность занятия: 2,0ч.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:
-
Мероприятия радиационной защиты на территориях загрязненных радионуклидами.
-
Расчет эффективной дозы излучения на территориях загрязненных радионуклидами.
-
Задачи Единого Чернобыльского регистра.
-
Принципы снижения дозовых нагрузок при медицинском облучении.
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК: уметь дать рекомендации населению по поведению на территории, загрязненной радионуклидами.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА: организация питания населения, проживающего в зонах радиационного загрязнения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать мероприятия по снижению поступления радионуклидов в организм человека и пути повышения его радиорезистентности на территориях загрязненных радионуклидами. Уметь дать рекомендации по организации питания населению, проживающему на территориях, загрязненных радионуклидами.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: -
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов- 15 мин.
-
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом (ситуационные задачи)
40 мин.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
-
Общие выводы по текущей теме 10 мин
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение. Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:
-
Снижение поступления радионуклидов в организм человека на территориях, загрязненных радионуклидами.
-
Способы ограничение всасывания радионуклидов, поступивших в организм.
-
Ускорение выведения радионуклидов из организма.
-
Мероприятия по предотвращению действия радионуклидов на биологические молекулы.
-
Повышение адаптационно-компенсаторных возможностей у лиц, проживающих на территориях загрязненных радионуклидами.
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК: уметь дать рекомендации по организации питания населению, проживающему на территориях, загрязненных радионуклидами.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
-
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ № 9
ТЕМА: контроль радиационной безопасности
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать принципы радиационной безопасности. Уметь применять методики и интерпретировать результаты дозиметрического контроля.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
-
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов- 15 мин.
-
Демонстрация оборудования отделения лучевой терапии 20 мин.
-
Работа с дозиметрическими и радиометрическими приборами 40 мин.
-
Обсуждение результатов работы 10 мин.
-
Общие выводы по текущей теме 5 мин
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики. Продолжительность занятия: 2,0 час.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: -
Принципы радиационной безопасности.
-
Радиационный контроль в лучевой диагностике.
-
Радиационный контроль в лучевой терапии.
-
Радиационный контроль при радиационных авариях.
-
Контроль радиоактивного загрязнения от Чернобыльской катастрофы.
-
Радиационный контроль на атомных электрических станциях.
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:
использование дозиметрических и радиометрических приборов для определения ионизирующих излучений.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ -
Василенко О.И. Радиационная экология / учеб пос. О.И. Василенко. – М.: Медицина, 2004.
-
Ильин Л.А.,Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. М., Медицина, 1999.
-
Радиационная медицина: учебник /.А.И.Стожаров и др.; под. ред. А.И.Стожарова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 208 с.
-
Лекционный материал.
страница 1
|