страница 1 Лекция для родителей
«Как помогать детям учиться?»
Помогать детям учиться – значит проявлять повседневную заботу о школьных делах: что задано на дом, как ребята справляются с выполнением заданий, какие испытывают трудности, какие допускают ошибки и т.д.
Многие школьники при выполнении домашних заданий охотно делают те уроки, которые даются им легко, без особого напряжения мысли. Если такие ученики не решили задачу с ходу, то они оставляют ее и больше к задаче не возвращаются. Почему так получается? Здесь мы должны указать не весьма существенную ошибку, которую допускают многие родители в воспитании детей: не прививают им такого ценного нравственного качества, как трудолюбие. Если ребенок не приучен к труду, то первые неудачи в учебной работе вызывают у него неприятные переживания, которые потом переходят в нежелание учиться. Последнее ведет к неуспеваемости, а неуспевающие дети надолго теряют интерес к учебе, к приобретению знаний. Поэтому с первых дней учебы необходимо приучить ребенка к умственному труду, контролировать выполнение им домашних заданий, помогать преодолевать трудности.
Речь родителей в семье служит образцом для детей не только в дошкольный период, но и в школьные годы. Ребята прислушиваются к каждому слову взрослых и употребляют их в своей речи так, как слышат от других. Родители должны следить за своей речью и добиваться правильности произношения каждого слова. Нужно своевременно исправлять ошибки в речи детей, делать им замечания.
Оказывая ребятам помощь в выполнении домашних заданий, родителям нелишне знать свойства памяти ребенка. Память детей и взрослых прочнее и легче усваивает любой материал вечером, незадолго до сна. Даже тогда, когда ребенок дремлет, и никакого рабочего настроения у него нет, он все-таки в это время лучше, чем утром, запоминает любой материал для механической памяти – стихи, даты, правила, формулы, иностранные слова и т.д. Множество опытов, доказали, что иностранные слова, стихи большинство испытуемых запоминали вечером прочнее, чем тот же материал, заученный утром. Все уроки, где необходима работа мышления, смекалка (решение математических задач, написание сочинений, решение задач по физике, химии), лучше делать на свежую голову утром или после небольшого отдыха днем.
Некоторые родители сетуют, что не в состоянии помогать детям учиться из-за того, что сами не имеют соответствующего образования или по причине большой занятости на работе. Действительно, не все родители могут оказать учебную помощь своим детям, особенно старшеклассникам. Тем не менее их повседневное внимание к занятиям детей, интерес к школьной жизни ребенка дают положительные результаты. Регулярный просмотр дневника помогает быть в курсе успеваемости школьника, его дисциплины. В свою очередь дети, зная, что за их учебной деятельностью следят, стараются учиться лучше.
Одна из форм контроля заключается в просмотре тетрадей и проверке письменных заданий. Установить по дневнику, что задано на дом, просмотреть тетради и выяснить, решена ли математическая задача, выполнены ли упражнения по языку, написано ли сочинение, могут все родители независимо от образования и занятости на работе. Мать или отец могут проверить и устные уроки ученика: послушать, как он пересказывает содержание параграфа, проверить, выучил ли стихотворение, знает ли иностранные слова.
Как часто следует проверять выполнения домашних заданий? Это зависит от добросовестности ученика. Если он выполняет задания всегда (и родители уверены в этом), то контроль может быть выборочным. Если же ребенок нерегулярно готовится к урокам, обманывает родителей и учителей, то проверять его надо чаще.
При оказании помощи школьнику в выполнении домашних заданий родители должны знать, что главное состоит в том, чтобы научить ребенка преодолеть трудности в учении и постоянно совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Могут ли родители помочь сыну или дочери в организации умственного самовоспитания. Какие психолого-педагогические условия способствуют стимулированию этого процесса? Как создать в семье оптимальные условия для умственного самовоспитания?
Возраст подростка – это возраст познания, самоуглубления и сравнивания себя с другими, прежде всего со сверстниками.
Умственные возможности, способности подростка и его физиологические данные органически связаны. Головной мозг, нервная система – это материальная основа психической, умственной деятельности. С одной стороны, все то, что происходит в организме, отражается в головном мозгу. С другой стороны, мозг регулирует все функции организма. Поэтому родителям важно знать: все, что укрепляет физическое здоровье ребенка, одновременно оздоровляет его психическое состояние.
Однако хорошее физическое состояние организма – это только основа для эффективной работы подростка. Решающее значение имеют субъективные факторы – готовность включиться в активный процесс умственной деятельности, стремление прилагать усилия при встречи с трудностями в учении.
Самоорганизации умственной деятельности должна предшествовать организация родителями умственного труда подростка. Контроль родителей за соблюдением режима учебной деятельности подростка, за порядком подготовки уроков (более легкие, трудные и снова легкие) помогает формированию необходимых привычек умственного труда.
Основная задача родителей – добиться, чтобы контроль перешел в самоконтроль, а воспитание - в самовоспитание. Заметим, что самовоспитание – это сугубо индивидуальная деятельность личности. Назойливый контроль, чрезмерное вмешательство могут погубить то, что еще не упрочилось. Тактичные требования, советы и одобрение результатов работы – вот основные стимуляторы умственного самовоспитания.
Зная индивидуально-психологические способности своего сына или дочери, родители могут принять участие в составлении программы (памятки) по умственному самовоспитанию.
Примерная программа умственного воспитания:
-
Регулярно выполнять домашние задание по всем предметам.
-
Распределять свое время разумно: ни одного часа впустую.
-
Анализировать и сравнивать прочитанные книги, кинофильмы.
-
Читать психологическую литературу по развитию памяти, внимания, мышления.
В разговоре с подростком родители могут подсказать, чтобы он не брал заниженных или завышенных обязательств.
Конечная цель умственного самовоспитания подростков – свободное владение основными интеллектуальными приемами: анализом, сравнением, обобщением, рациональными приемами запоминания. Следует отметить, что умственное развитие подростка предполагает и совершенствование его речевой культуры.
Наблюдения показывают, что культура речи наших подростков зачастую оставляет желать лучшего.
Кто не знает, как ребенок просит отца или мать: «Послушайте меня»! И нередко слышит: «Давай покороче» или «Иди, расскажи дедушке, бабушке и т.д.». Ребенку нужен внимательный слушатель, иначе в нем погибнет рассказчик. Не прерывать рассказы сына или дочери, а поощрять их – вот один из путей умственного и эмоционально-эстетического воспитания и самовоспитания.
Полезно побуждать ребят делать выписки из прочитанных книг. Это эффективный способ развития ума, памяти, внимания.
Разумеется, педагогические рекомендации не являются магической силой. Они приносят пользу в том случае, способствующие закреплению у подростков привычки к умственному труду и творчеству. Не осуждать за низкие результаты, а подбадривать и укреплять веру подростка в себя, создавать ситуации для успеха в учебе – вот благоприятные условия, развивающие потребность в умственном самовоспитании.
страница 1
|