страница 1 страница 2 ... страница 6 | страница 7 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
_______________
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
___________________
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Е. И. Платоненко, А. А. Муравьев
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
реализации программЫ
возрождения и развития села
на 2005– 2010 годы
Лекция для слушателей факультета повышения
квалификации и переподготовки кадров
Горки 2006
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
______________
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
___________________
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Е. И. Платоненко, А. А. Муравьев
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
реализации программЫ
возрождения и развития села
на 2005–2010 годы
Лекция для слушателей факультета повышения
квалификации и переподготовки кадров
Горки 2006
УДК 631.162(075.8)
ББК 65.261 я7
П 37
Одобрено методической комиссией факультета бизнеса и права 02.06.2005 и Советом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров 20.06. 2005.
Платоненко Е. И., Муравьев А. А.
П 37 Финансовое обеспечение реализации программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. 76 с.
Рассмотрены необходимость разработки, цели и задачи Программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. Приведены основные мероприятия, предусмотренные Программой, объемы и источники их финансирования. Описаны направления и финансовое обеспечение Программы возрождения и развития села Могилевской области, а также развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров.
Таблиц 11. Рисунков 5. Приложений 11.
Рецензенты: проректор факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «БГСХА», профессор, канд. с.-х. наук Э. А. ПЕТРОВИЧ; доцент кафедры экономики и организации производства Могилевского государственного университета продовольствия, канд. экон. наук А. Г. ЕФИМЕНКО; зав. сектором Государственного научного учреждения «Институт аграрной экономики Национальной академии наук Беларуси», канд. экон. наук Н. И. СОЛОВЦОВ.
УДК 631.162(075.8)
ББК 65.261 я7
Е. И. Платоненко, А. А. Муравьев, 2006
Учреждение образования
"Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия", 2006
1. Обоснование необходимости разработки программы. цели И задачи программы
Проблемы села и сельскохозяйственного производства – одни из главных в социально-экономическом развитии и укреплении безопасности страны.
В сельских регионах, которые занимают около 90% территории Беларуси, проживает около 30% (2,8 млн. человек) населения страны. Белорусское село - это около 24 тыс. населенных пунктов, свыше 1,3 тыс. сельских Советов, 2,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, в которых работает более 450 тыс. человек (11% от общего числа занятых в экономике).
Сельскохозяйственное производство создает основу обеспечения продовольственной безопасности государства. Кроме того, село - хранитель национальных традиций, белорусского языка, фольклора, народного творчества. Сберечь и развить этот источник – важнейшая национальная задача.
Сельскохозяйственному производству традиционно уделяется особое внимание со стороны государства. В советский период истории Беларуси выделялись значительные материальные и технические ресурсы. Были достигнуты достаточно высокие показатели не только в СССР, но и в европейском масштабе. Так, в 1990–1991 гг. республика в расчете на душу населения производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, зерна – на треть больше, чем в среднем страны Европейского союза. Беларуси принадлежало мировое первенство в производстве картофеля и льноволокна.
В 1985–1990 гг. республика поставляла в союзный фонд свыше 1 млн. тонн картофеля, 300 тыс. тонн мясных и более 2 млн. тонн молочных продуктов. Заработная плата на селе была не более чем на 7% ниже средней по народному хозяйству. Один работник, занятый в сельском хозяйстве, обеспечивал продуктами питания свыше 20 человек.
Однако в ходе экономических реформ первой половины 90-х гг. ХХ века многое из достигнутого было разрушено, что привело к резкому снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции и дестабилизации хозяйственной деятельности на селе.
Создавшееся положение не соответствует государственной полити-
3
ке, приоритетом которой является забота о человеке. Требуется смещение акцентов в социальном развитии страны в пользу села.
В последние годы в агропромышленном комплексе наметились положительные тенденции. Однако они не обеспечивают эффективного развития села. Сложившаяся структура и механизмы хозяйствования далеко не всегда способствуют рентабельному ведению производства даже при нормативном уровне затрат. Стало очевидным, что без кардинальных перемен, принятия государством комплекса дополнительных и более действенных мер невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни.
Инвестирование социальной сферы села в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу. В результате в настоящее время в сельской местности хуже, чем в городе, жилищные условия, менее развит комплекс социально-бытовых услуг, ниже уровень заработной платы, менее благоприятны условия для развития образования и проведения досуга, особенно молодежи. Резко ухудшается демографическая ситуация.
Социально-политическое и экономическое положение республики позволяет приступить к системному возрождению и развитию села. В стране отмечается устойчивый рост производства, сокращается число убыточных организаций, отлажена финансовая система, что позволяет направить ресурсы на решение важнейших государственных задач.
Необходимость разработки Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. обусловлена:
1) социально-политической важностью и общегосударственным значением проблемы. Для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного комплекса требуется государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, формирования конкурентоспособного агропромышленного производства, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблем, необходимостью привлечения к их решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском и региональном уровнях. Организационная разобщенность организаций аграрного сектора экономики, объектов социальной сферы является препятствием в решении проблем села. Только комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, правовых, научных и
4
других мероприятий, увязанный с ресурсами, исполнителями и сроками осуществления, обеспечит эффективное решение задач экономического и социального развития села;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки социально-экономического развития села. Ежегодно принимаемые меры по совершенствованию системы поддержки предусматривают решение обособленных проблем. Органы государственной власти, ответственные за отдельные вопросы централизованного регулирования, пытаются их решить на своем уровне, часто недостаточно учитывая общегосударственные интересы. В результате значительные ресурсы используются неэффективно.
Закрепление в программном документе механизма использования средств государственной поддержки, а также других видов инвестиций для решения стратегических направлений развития села и аграрного производства является сверхважной задачей.
На основе реализации Программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 гг. предстоит создать устойчивую аграрную экономику страны, гарантирующую национальную продовольственную безопасность, обеспечение более высокого уровня жизни сельского населения, соответствующего новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.
Основной целью Программы является возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения уровня доходов сельского населения, социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций.
Поставленная цель носит комплексный характер и может быть достигнута при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:
1) устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, направленное на формирование необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труду, достижение установленных социальных стандартов, позволяющих поддерживать и повышать качество жизни населения. Для этого потребуется:
улучшить благосостояние сельского населения, повысить уровень заработной платы работников сельского хозяйства до среднереспубликанского;
благоустроить сельские населенные пункты, сформировать на базе
5
центральных усадеб сельскохозяйственных организаций и центров сельских советов качественно новые типы сельских поселков - агрогородки, развить в них жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство и обслуживание;
обеспечить развитие экологических поселений;
обеспечить надежное и безопасное электроснабжение, повысить уровень и качество водо- и газоснабжения;
обеспечить безопасный уровень проживания населения и функционирования объектов в сельской местности;
модернизировать дорожную сеть, обеспечить регулярное транспортное сообщение между агрогородками, другими населенными пунктами и районными центрами;
улучшить доступность и повысить качество медицинской помощи сельскому населению, а также эффективность санаторно-курортного лечения и оздоровления;
повысить качество образования учащихся сельских школ;
сохранить и развить материальный, кадровый и творческий потенциал культурно-досугового обслуживания населения, улучшить доступ различных групп сельских жителей к культурным ценностям;
внедрить современные технологии бытового обслуживания, в том числе с использованием производственной базы городов, обеспечить возможность получения услуг по месту жительства;
повысить эффективность работы торговых организаций, расширить номенклатуру оказываемых услуг;
вовлечь сельское население в активные занятия физкультурой и спортом, обеспечить развитие сельского и экологического туризма;
создать условия для закрепления специалистов в социальной и производственной сферах села;
2) развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства на основе формирования микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях. Для этого необходимо:
углубить специализацию сельскохозяйственного производства с учетом почвенно-климатических условий, трудовых ресурсов, инфраструктуры АПК республики и конъюнктуры мирового рынка;
реализовать комплекс мер по повышению конкурентоспособности производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы перерабатывающих организаций;
способствовать развитию кооперации и интеграции субъектов хозяйствования АПК;
6
осуществить техническое и технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства на основе оптимизации структуры и состава машинно-тракторного парка, создания компактных машинных
дворов, реконструкции молочно-товарных ферм, животноводческих комплексов и птицефабрик, широкого внедрения индустриальных технологий;
обеспечить приоритетное развитие эффективного крупнотоварного сельскохозяйственного производства, реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций;
содействовать развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан;
улучшить кадровое обеспечение АПК на основе повышения качества подготовки специалистов и создания надлежащих жилищно-бытовых и других условий для их закрепления на селе;
повысить уровень научного обеспечения АПК путем комплексного решения научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских задач, укрепления связи науки с производством.
Система мероприятий, предусмотренная Программой, представляет собой комплекс взаимосвязанных мер и механизмов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на селе и повышение жизненного уровня сельского населения. Мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное и кадровое обеспечение.
Основные направления решения проблем возрождения и развития села включают:
мероприятия по развитию социальной сферы села;
мероприятия по развитию производственной сферы агропромышленного комплекса.
2. Мероприятия по развитию социальной
сферы села, их финансовое обеспечение
Главная цель развития социальной сферы села – формирование необходимых условий жизнеобеспечения населения, создание основ для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда.
Приоритетными направлениями в этой сфере являются:
повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения;
совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов;
развитие жилищного строительства и коммунального обустройства;
модернизация автомобильных дорог, транспортного сообщения;
7
повышение качества образования и улучшение медицинского обслуживания;
развитие культурно-досуговой деятельности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;
развитие физической культуры, спорта и туризма на селе;
улучшение бытового и торгового обслуживания.
Политика государства в сфере занятости населения будет направлена на создание условий для развития кадрового потенциала на селе, повышение эффективности его использования в соответствии с потребностями агропромышленного производства и социальной инфраструктуры.
В области повышения доходов сельского населения особое внимание будет уделяться усилению стимулирующей роли заработной платы, совершенствованию системы вознаграждения за повышение эффективности производства и конечные результаты финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций (реализованную продукцию, прибыль), усилению личного контроля работника за движением капитала, формированию персонифицированных долей и паев в имуществе организаций, концентрации их у наиболее активной и предприимчивой части сельских товаропроизводителей.
Система заработной платы будет максимально ориентирована на использование каждым работником резервов увеличения производства (урожайности культур, продуктивности животноводства, производительности труда, снижения материальных, топливно-энергетических затрат и др.).
Государство, учитывая, что вторым по значимости источником доходов на селе являются личные подсобные хозяйства, будет поощрять стремление людей заниматься этой формой производства, оказывать всемерную поддержку.
Для повышения доходов сельского населения и привлекательности сельскохозяйственного труда предусматривается:
обеспечить формирование заработной платы с учетом условий сельскохозяйственного производства, а также факторов, влияющих на результативность и оплату труда;
обеспечить нормирование рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством;
разработать и обеспечить повсеместное внедрение порядка стимулирования труда руководителей сельскохозяйственных организаций, предусматривающего им выплату по итогам года части дополнительной прибыли (величины уменьшения убытка в убыточных хозяйствах), передачу имущества организации в аренду, увеличение доли в устав-
8
ном фонде возглавляемой организации;
создать безопасные условия труда и проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям;
усилить меры государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, обеспечить предоставление адресной социальной помощи малообеспеченным семьям и гражданам;
повысить доходность личных подсобных хозяйств, сформировать систему оказания им практической помощи в возделывании сельскохозяйственных культур и содержании сельскохозяйственных животных;
обеспечить к 2010 г. производство валовой продукции на сумму 30–35 млн. рублей в расчете на одного работающего, что позволит приблизить среднемесячную заработную плату работников сельского хозяйства к уровню 320–360 долл. США (рис. 1).
Рис. 1. Прогнозируемый уровень заработной платы, долл. США.
В целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков - агрогородков. Агрогородок - благоустроенный населенный пункт, в котором предусматривается создание производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий.
9
Агрогородки будут созданы на основе административных центров, сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадьб сельскохозяйственных организаций.
В качестве эксперимента предполагается рассмотреть возможность строительства экологических поселений на базе умирающих деревень с использованием прилегающих сельскохозяйственных земель.
Данная схема совершенствования инфраструктуры сельских населенных пунктов позволит оптимизировать сельское расселение, сократить в два раза радиус обслуживания населения учреждениями и организациями социальной инфраструктуры и службами, обеспечивающими безопасность и правопорядок, обеспечить более высокий уровень жизни и создаст основу для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.
В целях улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых специалистов, приближения строящегося жилья по комфортности к городскому предусматриваются следующие программные мероприятия:
преимущественное компактное размещение в агрогородках жилищного строительства с комплексным обустройством объектами социальной и инженерно-транспортной инфраструктур;
разработка и внедрение новых экономичных проектов жилых домов по следующим типам: одноквартирные усадебные жилые дома с хозяйственными постройками (не менее 50 %), блокированные одноквартирные жилые дома с минимальными участками (25 - 30 %), многоквартирные секционные дома (20 - 25 %);
снижение стоимости строительных материалов, строительство жилья ”под ключ“;
выделение земельных участков для индивидуального строительства, оборудованных инженерной инфраструктурой за счет средств инновационных фондов министерств и ведомств, местных бюджетов и жилищно-инвестиционных фондов в объеме не менее 70 % ее сметной стоимости, обеспечение контроля за их рациональным использованием и экологическим состоянием;
сохранение механизма кредитования строительства жилья, определенного Указами Президента Республики Беларусь № 185 от
14 апреля 2000 г., № 124 и № 123 от 1 марта 2004 г.;
оказание многодетным семьям, имеющим троих и более детей, помощи на приобретение и строительство жилья на селе в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 493 от 6 октября 2004 г.;
10
выделение молодым семьям и специалистам жилья, а также льготных кредитов для индивидуального строительства с погашением части их за счет средств организаций;
осуществление строительства жилья, заказчиком которого выступает сельскохозяйственная организация, с учетом индивидуальных пожеланий будущих жильцов, включая выбор конкретного проекта жилого дома (квартиры), хозяйственных построек, дополнения малыми архитектурными формами. При этом расходы по строительству такого жилья пропорционально распределяются между организацией и гражданами.
В результате реализации программных мероприятий в 2005–2010 гг. в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. квартир средней площадью 70 м2, в том числе в Брестской области – 7530 квартир, Витебской – 9000, Гомельской – 8880, Гродненской – 6590, Минской – 9900 и в Могилевской области – 8100 квартир.
На выполнение мероприятий по жилищному строительству на селе из различных источников будет направлено 2,97 трлн. рублей.
В организациях, осуществляющих строительство жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры на селе, предусматривается создать 4 тыс. новых рабочих мест.
В сфере жилищно-коммунального обслуживания предусматривается обеспечение в период до 2010 г. условий проживания, соответствующих социальным стандартам, путем благоустройства жилищного фонда и развития инженерной инфраструктуры.
На развитие жилищно-коммунальной сферы села предусматривается направить в 2005 - 2010 гг. 1,79 трлн. рублей. Выполнение намеченных мероприятий позволит дополнительно создать 5,2 тыс. рабочих мест.
На модернизацию автомобильных дорог в сельской местности будет израсходовано 1,28 трлн. рублей за счет средств местных дорожных фондов. Выполнение намеченных мероприятий позволит модернизировать автомобильные дороги общей протяженностью 4,3 тыс. километров, что обеспечит устойчивую транспортную связь районных центров с агрогородками, другими населенными пунктами и производственными объектами.
Выполнение программных мероприятий по развитию образования позволит улучшить обеспеченность современными учреждениями образования, охватить 85% сельских детей дошкольным образованием (в 2004 г. – 49%), увеличить охват к 2010 г. профильным обучением до
11
80% учащихся сельских школ (в 2004 г.– 25%), обеспечить к 2010 г. подвоз детей и учащихся к дошкольным и школьным учреждениям на 100% (в 2004 г.– 70%).
Предусматривается строительство новых и проведение капитального ремонта существующих учреждений образования, обеспечение их оборудованием (мебелью, торгово-технологическим оборудованием, спортивным инвентарем) и компьютерной техникой, внедрение новых форм дошкольного образования, новых типов учреждений образования.
В целом на реализацию программных мероприятий в области образования потребуется 5,3 трлн. рублей, в том числе на содержание учреждений образования – 4,8 трлн. рублей.
Финансирование мероприятий по здравоохранению осуществляется за счет средств республиканского (в части закупок дорогостоящего медицинского оборудования) и местных бюджетов, ежегодно предусматриваемых на здравоохранение исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. На реализацию программных мероприятий в области здравоохранения предполагается направить 1024,6 млрд. рублей бюджетных средств.
Проведение мероприятий по развитию учреждений культуры даст возможность расширить культурно-досуговую деятельность, приобщить население к культурно-историческому наследию, внедрить новые формы культурного обслуживания сельского населения, создать 186 сельских учреждений культуры качественно новых типов. На финансирование данных мероприятий предусматривается направить 744,5 млрд. рублей, будет создано не менее 500 новых рабочих мест.
В целях вовлечения сельского населения в активные занятия физической культурой и спортом, профилактики заболеваний, правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма необходимо:
образовать на базе спортивных сооружений сельскохозяйственных организаций и сельских школ оздоровительные группы, спортивные секции с учетом состава всех возрастных групп населения. Обеспечение к 2010 г. количества занимающихся физической культурой и спортом не менее 15 % от общей численности сельского населения;
создать в агрогородках физкультурно-оздоровительные центры, включающие спортивные и тренажерные залы, комнаты психологической разгрузки, душевые, сауны и др.;
ежегодно проводить районные, областные, республиканские летние и зимние спартакиады;
12
открыть при сельских учреждениях образования филиалы детско-юношеских спортивных школ;
оснастить спортивные сооружения комплектами современного спортивного инвентаря и оборудования, тренажерами, а также туристским снаряжением;
восстановить деятельность республиканского общества ”Урожай“;
развивать сельский и экологический туризм, организовывать мероприятия (семинары, тренинги, курсы) в целях развития предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма.
Расходы на развитие физической культуры, спорта и туризма на селе планируются в размере 119,9 млрд. рублей. Будет создано более 1,6 тыс. новых рабочих мест.
На развитие сферы бытового обслуживания предусматривается выделить 64,2 млрд. рублей. Будет создано 2,4 тыс. новых рабочих мест, в том числе за счет привлечения индивидуальных предпринимателей и организаций негосударственной формы собственности – 2,1 тыс. мест.
На развитие торговли и общественного питания будет выделено 88,6 млрд. рублей. Реализация намеченных мероприятий позволит возобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть 140 торговых объектов, провести реконструкцию и ремонт 210 магазинов с переводом их на новые формы обслуживания и в итоге сформировать устойчивую систему обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента, повысить качество торгового обслуживания. В сфере торговли и общественного питания предусматривается создать более 1 тыс. новых рабочих мест.
3. направления развития и финансирование
производственной сферы села
Повышение эффективности АПК предусматривается за счет реализации организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечение рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной государственной поддержке. Приоритетными направлениями в этой сфере являются:
совершенствование специализации сельскохозяйственного производства;
повышение плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель;
13
развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации производства;
развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
развитие перерабатывающей промышленности;
расширение внешнеторговой деятельности АПК;
совершенствование организационно-экономической структуры агропромышленного комплекса;
совершенствование государственной поддержки АПК;
техническое переоснащение сельскохозяйственного производства;
совершенствование научного и кадрового обеспечения АПК.
В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села за период с 2005 по 2010 гг. предусматривается:
внедрить зональные системы земледелия, базирующиеся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрный сектор экономики, производство экономически наиболее целесообразных видов сельскохозяйственной продукции. В этих целях намечается:
в северной части республики – развивать системы зернотравяного и льнокормового направлений. На этой основе создать устойчивую кормовую базу для интенсивного молочно-мясного скотоводства, обеспечить стабильное производство продукции льноводства;
в центральной части республики – придать приоритет зернопропашной системе, обеспечить производство льна и сахарной свеклы, оптимизировать кормопроизводство на основе рационального сочетания зернофуражных культур, многолетних трав и кукурузы для развития молочно-мясного скотоводства и свиноводства;
в южной части республики – использовать зернокормовую систему как базовую. Производство кормов обеспечить преимущественно за счет выращивания кукурузы и однолетних бобовых трав. На связных почвах в зависимости от специализации хозяйства реализовать принципы зернопропашной или зернотравяной системы. Повысить продуктивность пойменных луговых угодий для развития молочно-мясного скотоводства;
в Белорусском Полесье – на торфяно-болотных почвах возделывать преимущественно многолетние травы, организовать на этой основе производство дешевой продукции скотоводства, в том числе с использованием специализированных мясных пород скота;
14
получить в валообразующих районах не менее 70 % объемов основных видов растениеводческой и животноводческой продукции, определив их на областных уровнях;
продолжить реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, сосредоточив усилия на развитии наиболее пострадавших районов (Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Добрушский, Ельский, Калинковичский, Кормянский, Лельчицкий, Наровлянский, Речицкий, Рогачевский, Хойникский, Чечерский, Быховский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский, Лунинецкий, Столинский, Пинский), внедрив на их территории севообороты сельскохозяйственных культур с минимальным накоплением радионуклидов.
Осуществление указанных мероприятий позволит обеспечить производство экономически целесообразных объемов сельскохозяйственной продукции (табл. 1) и разместить их по областям (приложение 1).
Т а б л и ц а 1. Экономически целесообразные объемы производства
страница 1 страница 2 ... страница 6 | страница 7
|