Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3

Государственная форма собственности по-прежнему остается главенствующей практически во всех отраслях белорусской экономики. Массовая приватизация в Беларуси в отличие от большинства постсоциалистических стран так и не была проведена. Лесные и водные ресурсы на 100% принадлежат государству, полезные ископаемые – на 100%, земельные ресурсы – на 95%. На предприятиях частной формы собственности занято не многим более 15% населения в трудоспособном возрасте.

  • В Беларуси действует достаточно уникальная система кредитования экономики. Эта система кредитования позволяет поддерживать относительно высокие темпы роста ВВП, но одновременно, становится причиной относительно высокой инфляции, а также, в условиях директивно управляемого обменного курса, – становится причиной периодических разовых девальваций белорусского рубля. Многие государственные предприятия кредитуются под ½ ставки рефинансирования, а встречаются случаи, когда кредиты выдаются под ставку 0%. В первом десятилетии XXI века реализовывалась масштабная программа льготного кредитования жилищного строительства, когда многие категории граждан имели доступ к кредитным ресурсам под 1-5% годовых для строительства жилья. Кредиты под 5% годовых продолжали выдавать даже тогда, когда годовой прирост инфляции превышал 100%. Иными словами, люди фактически получали безвозвратные ссуды. Удельный вес строительной отрасли в структуре ВВП выросла за эти годы с 6% до 11% (в странах ЕС в среднем – 6%). Как и предполагалось, строительная отрасль в эти годы выступила в роли локомотива белорусской экономики. Удельный вес инвестиций строительной отрасли в общем объеме инвестиций превысил 50%. При более низкой на протяжении всех последних 10-ти лет зарплате, нежели в России, в Беларуси число построенных квартир на 10 тысяч человек было больше на 50-80% больше. В Минске и других городах в отдельные годы 80-90% жилья строилось с привлечением льготных кредитов. В сельской местности строилось много жилья в агрогородках с привлечением таких же льготных кредитов. Подобная инвестиционная политика разогнала рост ВВП, но одновременно разогнала и инфляцию, что в условиях директивно управляемого обменного курса белорусского рубля, привело к росту масштаба номинальных долларовых цен на белорусскую продукцию, что в свою очередь, снизило ее ценовую конкурентоспособность и привело к нарастанию отрицательного сальдо по текущему счету платежного баланса. В итоге, чтобы сбалансировать экономику, потребовалась корректировка в виде крупной разовой девальвации белорусского рубля. Интересно, что недавно были объявлены планы по наращиванию объемов жилищного строительства. На этот 2012 год предполагалось ввести в строй 4,2 млн. м2 общей площади. По сравнению с тем, что было в прошлом 2011 году, это снижение. На 2013 год планируется ввести в эксплуатацию 6,5 млн. м2. Это будет рекордная величина, в Беларуси в суверенной новейшей истории еще никогда столько не строили. В 2014 году – не менее 8,5 млн. м2, и в 2015 – 9,5 млн. м2. В 2013 г. из 6,5 млн. м2 не менее 2,5 млн. м2 будет построено с господдержкой. Если такие объемы строительства жилья будут выполнены, да еще с широким привлечением льготных кредитов, то это будет один из основных системных рисков для сбалансированного развития белорусской экономики.

    5. Уровень оплаты труда наемных работников регулируется в Беларуси не рынком труда, а задается государством. С советского времени сохранена единая тарифная система, которая используется предприятиями государственной и частной форм собственности для начисления заработных плат наемным работникам, и которая позволяет государству регулировать среднюю заработную плату по стране. Это регулирование осуществляется через изменение ставки первого разряда и через изменение величины минимальной заработной платы. Это опять же в отдельные краткосрочные периоды, в условиях директивно управляемого обменного курса белорусского рубля, приводит к росту даже реальных заработных плат, а в отдельных случаях – и относительных заработных плат. Но, затем, почти одновременно, это приводит к росту инфляции, девальвации, после чего, уровень реальных и относительных заработных плат возвращается на прежний уровень.

    Особенности белорусской экономической модели (примеч. – Имеются ввиду те ее признаки, которые отличают модель экономики Беларуси от других стран, в том числе соседних с Беларусью стран. – В.А.).

    промышленная политика, направленная на импортозамещение;

    внешнеэкономическая политика, основанная на защите внутреннего рынка и на протекционизме;

    бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (в основном в порядке приоритетности таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, промышленность), а не социальной сферы, как это принято в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера, как и во времена СССР, финансируется по остаточному принципу; это прежде всего сферы – образования, здравоохранения, культуры, науки. Традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. В сферах образования и здравоохранения из-за относительно низких зарплат испытывается нехватка кадров.

    Кроме того, реальный сектор поддерживается на основе созданной специфичной системы кредитования белорусской экономики в виде большого количества госпрограмм и госпроектов, которые в добровольно-принудительном порядке (по доведенным сверху квотам) кредитуют так называемые уполномоченные коммерческие банки по заниженным процентным ставкам.

    ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. И Президент, и премьер-министр, не раз отмечали, что органы власти недостаточно внимания уделяют малым и средним предприятиям. Сюда же можно отнести ставку – на крупные административно-территориальные единицы в системе госуправления. Это проявляется в реализации подхода в административно-территориальной реформе на сохранение относительно крупных административно-территориальных единиц (и даже – на дальнейшее их укрупнение за счет присоединения некоторых мелких районов к более крупным), вместо другого подхода – на увеличение количества областей, районов в Беларуси, на сокращение радиуса доступности до райцентра до расстояния в 14-17,5 км, на повышение статуса многих населенных пунктов в Беларуси, который был бы подкреплен делегированием полномочий в рамках развития института местного самоуправления (оставлять в распоряжении местных властей местные налоги, дать им возможность самим определять специфику развития их районов, разрешить не придерживаться требований в поддержании вертикальных ведомственных кооперационных связей в развитии экономики, не утверждать специализацию развития района с областными властями).

    структура экономики Беларуси и структура государственных валообразующих предприятий практически не претерпели существенных изменений с советских времен (всего несколько отраслей поменялись местами в своем значении для экономики страны, и то, это произошло в основном благодаря действию внешних факторов, а неосознанного госуправления и использования имеющихся инструментов и рычагов); структура большинства государственных вало- и градообразующих предприятий также не претерпела существенных изменений. Ставка на сохранение предприятий любой ценой, недопущения их банкротства (институт и механизм банкротства создан, но их действие сдерживается специально созданными факторами, чтобы не допустить умышленного банкротства предприятий и вообще сделать банкротство предприятия сложной процедурой). Предприятия небольших населенных пунктов присоединяются к предприятиям областным. Постоянно ведутся разговоры о присоединении ряда небольших районов к более крупным районам, вместо того, чтобы наоборот разместить в этих небольших городах новые предприятия, вдохнуть в них новую жизнь, а многим дать статус районных центров. Провести, как предлагалось учеными НАН Беларуси административно-территориальную реформу и сделать вместо 6-ти нынешних – 15 областей в Беларуси. Тогда практически каждый 100-тысячный город в Беларуси получил бы статус областного центра, а районные центры имели бы радиус охвата территории в 20-30 км, что позволило бы при делегировании ряда полномочий местным властям, повысить уровень экономического развития регионов.

    не создан механизм трансформации недвижимости в капитал, практически не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной собственности, а оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено.

    принятие большинства мер в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Это в частности касается неоднократного проведения девальвации национальной валюты для поддержки экспортеров, и других мер, направленных на господдержку производителей, а не потребителей.

    в белорусской экономике происходит регулирование цен на многие товары (на так называемые социально-значимые товары – цены необходимо обосновывать по месту регистрации предприятия в отделах ценообразования в райисполкомах; на многие другие товары госпредприятий действуют предельно допустимые индексы повышения цен; на остальные товары проверяющие органы могут потребовать обоснование в виде калькуляции цены и утвержденного прейскуранта и в случае отсутствия их – может последовать огромный штраф в 40 или 80 базовых величин). Все это обосновывается желанием органов госуправления не допустить значительного роста цен в экономике, но является одним из главных сдерживающих факторов в развитии эффективной рыночной экономики, так как цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства в той или иной сфере. Кроме того, это обуславливает необходимым нести бизнес значительные потери, как по времени, так и по затратам на содержание избыточного количества административного персонала, прежде всего бухгалтеров. В белорусской экономике насчитывается порядка 400 тысяч бухгалтеров, хотя, например, если взять в расчете на 1000 работников и сравнить с тем же Китаем, то в Беларуси должно было бы быть 35 тысяч бухгалтеров. Эту проблему поднимали уже в Совете Министров Беларуси, в частности на нее обращал внимание премьер-министр. Но такое количество бухгалтеров – это во многом следствие государственного регулирования цен на производимые товары, сложность и запутанность налоговой системы и соответственно расчета выплат по основным налогам, сложность статотчетности и отчетов в другие органы госуправления (в Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию), а также сложность ведения самого бухгалтерского учета. Напомним, что так называемая «бумажная работа» бухгалтера на прямую не создает ВВП, ведь от того, как бы хорошо ни учитывалась произведенная продукция, ее больше от этого не станет. При этом аргументы в пользу того, что данные бухгалтерской отчетности используются для анализа хозяйственной деятельности и поиска резервов не могут быть приняты в полной мере, так как этот анализ может осуществляться не только на основе данных бухгалтерского учета, но и на основе других данных (маркетинговых исследований, социологических опросах работников, и др.).

    в белорусской экономике сохранилось с советского времени регулирование заработной платы работников на предприятиях и в стране. Это также является существенным сдерживающим фактором в развитии эффективной рыночной экономики, в повышении производительности труда, в эффективном распределении ограниченных высоко квалифицированных трудовых ресурсов в экономике.

    в белорусской экономике не создан прозрачный и понятный механизм отбора лучших кадров в органы госуправления, в университетах, в научных учреждениях, на крупных валообразующих предприятиях, и в других отраслях и организациях, наиболее важных с точки зрения развития национальной экономики Беларуси.

    патерналистские настроения и менталитет населения и работников на предприятиях (психология обычных работников обычно выражается ими же самими фразой: «Як бы мы не работалі, нешта будзе, хай яны там думаюць на версе»).
    Предприятия с государственной формой собственности производят в Беларуси по разным оценкам 60-70% ВВП. Три государственных банка («Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк») контролируют более половины ресурсов в банковской системе.
    В Беларуси действует модель ручной управляемой экономики (в классическом определении – это разновидность централизованно-управляемой или административно-командной модели экономики с отдельными вкраплениями элементов рыночной экономики, таких например, как наличие частного бизнеса, который, тем не менее, не играет определяющей роли в экономике страны, наличие частных акционерных обществ, в которых тем не менее частный или иностранный капитал не играют значительной роли в экономике страны, наличие свободных рыночных цен на некоторое количество товаров, которые тем не менее не являются сигналами для производителей, как это есть в рыночной экономике, так как они обременены рядом других административных условий и ограничений).
    Те страны (Япония, Германия (после II мировой войны), Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и другие), которые успешно догнали развитые страны, создавали такие же институты и хозяйственные механизмы, какие были в странах-образцах. Все другие эксперименты закончились неудачей.

    Вряд ли Беларусь сможет изобрести какой-то свой третий путь в экономическом развитии. Поэтому чем раньше, тем лучше, стоит формировать эффективную рыночную экономику.


    Инфляция в Беларуси. Одной из особенностей белорусской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен (необходимость обоснования цен через утверждение калькуляций, регулирование торговых надбавок, и др.) темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о странах ЕС. По данным FAO, за последние 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.

    Попытку регулировать цены в Беларуси можно назвать одним из 3-х основных «провалов государства» (см. запись на блоге http://blog.ekonomika.by/akulich/2010/12/07/провалы-государства/). Так, в 1999 году был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на государственное регулирование цен. В этом перечне документов были, – Постановление Совмина от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен», Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» № 255-З от 10.05.1999 г. Вообщем 1999 год – можно считать точкой отсчета, когда государство всерьез начало регулировать цены.

    Однако если брать за начало отсчета 2000 год, то среди стран, по которым имеется статистика по изменению индекса потребительских цен (по которому измеряется уровень инфляции), Беларусь по темпам роста цен стала абсолютным лидером в Европе за последнее десятилетие. А в мировом масштабе из 160 стран Беларусь по темпам роста цен уступает только Зимбабве, Анголе и Мьянме. Это следует из отчета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) за 2009 год. По сравнению с 2000 годом, который FAO берет в качестве основы для расчета, в 2007 году темп роста индекса потребительских цен в Беларуси составил 446%. Абсолютным лидером антирейтинга является Зимбабве, где этот показатель составил 21 602% (!). Выделятся темпом роста цен ангольская экономика – 2 348%, а до темпов мьянмской инфляции Беларусь не добралась совсем немного – 481%.

    Иными словами, можно констатировать, что попытка навести дисциплину в ценах и добиться административными методами от субъектов хозяйствования, чтобы те не повышали цены, полностью провалилась.




    Как подходят к регулированию цен в других странах. Возьмем пример соседней Польши, где практически нет проблемы с инфляцией. Там она составляет в среднем 2% в год (или 0,2% в месяц).

    Вопрос: Как удается избегать роста цен в Польше?

    Ответ: Ежи Рутковский:

    «Никакой административной борьбы с инфляцией в Польше нет. По той простой при­чине, что считаем такую борьбу бесполезной. В здоровой экономике (а она у нас впол­не здоровая) цены регулирует рынок. Вот, к примеру, поднялись цены на продовольствие. Но это вряд ли продлится долго. Во-первых, у нас очень мо­бильные фермеры. Если растут цены на мясо, они уже через полгода начинают увели­чивать его поставки на рынок – ведь цикл производства, скажем, свинины – очень небольшой. То же и с молоком. А во-вторых, недоделанное нашими производителями всегда готов доделать импорт...». Источник: Путь в Европу / Под общ. ред. И.М. Клямкина и Л.Ф. Шевцовой. М. 2008. 400 с. С. 121.

    Только с 1 марта 2011 года в Беларуси была введена либерализация ценообразования. Однако продолжалась она 3 месяца. В конце мая 2011 года Президент Республики Беларусь отменил (примеч. пока лишь публично) свободное установление цен. Вот, что он заявил: «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера. Повторите это тысячу раз из моих уст в средствах массовой информации. Всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться! Только с разрешения губернаторов и Премьер-министра можно корректировать цены в сторону увеличения. Если это надо. Но это надо будет восьми должностным лицам, назначенным мною, доказать и получить от них разрешение. Я почему сужаю этот круг? Потому что нет тех товаров сегодня, на которые надо было бы повысить цены. А если на что-то и надо – то вот эти 8 человек и примут решение». Из выступления Президента Республики Беларусь 27 мая 2011 г. Источник: СБ. Беларусь сегодня. №98 от 28.05.2011 г. http://sb.by/post/117305/


    В конце 2011 г. было заявлено, что нужно снова вернуться к административному регулированию цен. Прирост инфляции 108% в 2011 г. был списан властями на либерализацию цен, которая была введена после принятия Директивы №4. Однако в 2012 г., если брать инфляцию на 1 сентября 2012 г., Беларусь по-прежнему является лидером по темпам инфляции в СНГ и занимает 2-е место в Европе. Лишь в Болгарии в текущем году инфляция выше, чем в Беларуси.
    По мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно «отказаться от директивного вмешательства государства в рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих потребительскую корзину должна изменяться в контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и расходов государства, что реализуется центральным банком и министерством финансов» (Злотников Л.К. Стратегия реформирования белорусской экономики. Ссылка на документ: http://ekonomika.by/zlotnikov).

    Как уже было отмечено выше, импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 - март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и др. стран по либерализации цен в начале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Необходимо вернуть белорусскому рублю внутреннюю конвертируемость, местные субъекты хозяйствования должны иметь возможность покупать в коммерческих банках любой объем иностранной валюты и использовать ее для импорта товаров. При этом стоимость иностранной валюты при конвертации должна быть реальной (лучше даже, чтобы белорусский рубль был немного недооценен, чем переоценен). В этом случае иностранная валюта будет доступна только самым эффективным хозяйственникам, которые имеют рентабельность бизнеса настолько высокую, что это позволяет им покупать дорогую иностранную валюту. Это будет противодействовать чрезмерному импорту при сохранении открытости белорусского рынка. Реальную стоимость иностранной валюты в каждый конкретный момент должны определять рыночные силы (спрос и предложение). Целесообразно поддерживать стабильность не номинального, а реального обменного курса белорусского рубля. Например, в условиях сохраняющейся более высокой инфляции в Беларуси по сравнению с другими странами (прежде всего, с основными торговыми партнерами) это означает валютный режим с плавающим курсом (например, с девальвацией соразмерно темпам инфляции). Такой валютный режим, с одной стороны позволит постепенно решать проблему с дефицитом по счету текущих операций, а с другой стороны, – позволит снять валютные ограничения, вернуть внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, обеспечить необходимый для нормального развития экономики импорт, который к тому же еще и станет барьером на пути инфляции. Только после того, как уровень инфляции в Беларуси сократится до уровня стран основных торговых партнеров, можно будет снова вернуться к валютному режиму с фиксированным обменным курсом к одной или нескольким иностранным валютам.



    Рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается таким же ростом зарплат. По мнению отдельных российских экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.
    ______________________________________________________________________________

    Для отличника. Международный Валютный Фонд, когда выдавал Беларуси кредит на смягчение последствий от влияния мирового финансово-экономического кризиса, то выставлял три основных условия: 1) проведение реструктуризации белорусской экономики; 2) проведение приватизации в Беларуси; 3) создание Финансового агентства, через которое будут финансироваться госпрограммы, реализуемые в Беларуси.

    Рассмотрим отдельные из этих требований МВФ более подробно.



    Кредитование госпрограмм создает проблемные активы в белорусской банковской системе и снижает привлекательность белорусских банков, как для населения, так и для инвесторов. МВФ рекомендовал Беларуси создать специализированное финансовое агентство с целью «очищения» балансов банков от проблемных активов. За последние 4 года проблемные активы белорусских госбанков выросли в 8 раз (до Br4 трлн.). Нацбанк Беларуси связывает увеличение проблемных активов именно с кредитованием банками госпрограмм. Ведь финансирование государственных программ в большинстве случаев не является привлекательным для банков. Как правило, кредитование проектов в рамках госпрограмм сопряжено с выдачей средств под низкую процентную ставку и на длительный срок. Поэтому белорусские банки стараются под разными предлогами отмежеваться от госпрограмм, то есть от кредитования реального сектора экономики на невыгодных условиях.

    У органов госуправления не было единого мнения, как необходимо «очищать» банки от проблемных активов, возникших в результате финансирования госпрограмм. Нацбанк предлагал создать Специализированное финансовое агентство, а Минфин выступал за создание в стране так называемого Банка развития.

    Свои преимущества есть как у Специализированного финансового агентства, так и у Банка развития.

    Создание Специализированного финансового агентства позволило бы повысить степень коммерческой ориентации государственных банков. Очистка балансов госбанков (в первую очередь Белагропромбанка и Беларусбанка) от проблемных активов путем передачи льготных кредитов (по финансированию госпрограмм) новому агентству, улучшило бы показатели ликвидности и достаточности капитала этих банков и в целом сделало бы их более привлекательными для иностранных инвесторов. Кроме того, госбанки, передав обязанности по финансированию госпрограмм новой структуре, смогли бы снизить стоимость кредитных ресурсов для частного бизнеса. Сейчас госбанки стараются компенсировать низкие процентные ставки по льготным кредитам за счет повышения ставок по кредитам, выдаваемым на общих основаниях. Соответственно, можно было ожидать, что уход госбанков от кредитования госпрограмм привело бы к снижению процентных ставок по кредитам для частного сектора. С другой стороны, создание Специализированного финансового агентства заметно усложнило бы поиск средств для кредитования экономики, так как эта структура не смогла бы рассчитывать на ресурсную поддержку со стороны Нацбанка. Поэтому Минфин и выступал за создание Банка развития, что в итоге и случилось. С 1 января 2010 года Банк развития начал свою работу. С целью активизировать его работу Председателем правления этого банка был назначен бывший вице-премьер С. Румас.

    Минфину было выгоднее появление Банка развития, так как это позволит и далее привлекать ресурсы Нацбанка для финансирования госпрограмм. По сути, появление Банка развития не изменит существующую схему кредитования экономики. Нацбанку же создание Банка развития невыгодно, поскольку в этом случае все проблемные активы останутся в банковской системе страны. А они за последние четыре года выросли в 8 раз.

    Предлагая создать именно Банк развития, а не Специализированное финансовое агентство, Минфин Беларуси приводил следующую аргументацию: во-первых, подобный банк есть в России, в Китае, а также в отдельных европейских странах; во-вторых, в любом случае, банк, даже государственный банк развития, лучше профинансирует госпрограммы, чем госструктуры. Также Минфин Беларуси в лице министра финансов А. Харковца подчеркивал, что «речь не идет о создании нового банка со стандартными банковскими функциями. Эти функции должны быть урезанными. Банк не будет иметь права работать с населением». Также в качестве одного из вариантов предлагалось в этот банк отдавать средства от приватизации, чтобы использовать их «не на бюджетное «проедание», а направлять на финансирование эффективных госпрограмм». По мнению министра финансов, «это будет специализированный банк, в том числе и для поддержки экспорта», в частности его деятельность можно «увязать с работой национальной лизинговой компании».

    При этом стоит обратить внимание на то, что главным источником проблемы, которая заставляет сегодня органы госуправления искать выход, являются все же сами госпрограммы, от которых часто нет отдачи и проекты по которым государственным коммерческим банкам в добровольно-принудительном порядке приходится финансировать далеко не на рыночных условиях.

    Тем не менее, с точки зрения построения в Беларуси социально ответственной (примеч. – это не оговорка, не социально-ориентированной, а социально-ответственной рыночной экономики. – В.А.) эффективной рыночной экономики и долгосрочной перспективы, вариант с созданием Специализированного финансового агентства гораздо более прогрессивен и обоснован, но с точки зрения устойчивости развития национальной экономики Беларуси в кратко- и среднесрочной перспективе – предпочтителен вариант с созданием Банка развития. В очередной раз достижение кратко- и среднесрочных целей превозобладало над долгосрочными перспективами.



    Приватизация. Как считает зам. директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая, доцент кафедры НЭиГУ БГЭУ «В Беларуси должна быть разработана программа приватизации, в которой нужно расписать, что, для чего и когда мы хотим приватизировать. В противном случае приватизация может носить в Беларуси спорадический характер: госсобственность будет распродаваться по мере необходимости латания дыр в экономике».

    Однако как считает Глава комитета по госимуществу Георгий Кузнецов «Главная причина медленной приватизации – нежелание наших руководителей предприятий, руководителей министерств, их нежелание привлекать инвесторов. Мне кажется, все они думают, что с приходом инвесторов они окажутся не у дел, всем им нечем будет управлять» (15.02.2011, ЭКОНОМИКА.BY).

    Министерство экономического развития России в своем отчете об экономической ситуации в Беларуси (в 2011 г.) считало, что «В случае более активной приватизации Беларусь сохраняет большой потенциал роста прямых иностранных инвестиций, позволяющий достаточно долго финансировать стабильно высокое отрицательное сальдо текущего счета при отсутствии значимых валютных резервов; не допустить дальнейшего ослабления белорусского рубля, которое может быть связано с ростом инфляции, сокращением внутреннего спроса и снижением инвестиционной активности предприятий из-за повышения цен на импортируемые энергоресурсы». Как считают российские эксперты, «дешевой нефти для Беларуси уже не будет (примеч. в этом российские эксперты ошиблись; потому что как раз в 2012 г. Беларусь получает достаточно дешевую нефть из России, перерабатывает ее и отправляет на экспорт; рост продуктов нефтепереработки – одна из основных причин выхода на положительное сальдо текущего счета платежного баланса. – В.А.), стране придется перестраивать экономику. Поэтому снижение темпов экономического роста будет закономерным следствием, стране необходимо найти другие источники экономического роста».
    _______________________________________________________________________________
    Для отличника. Мнения экспертов на счет того, что еще нужно сделать в Беларуси, чтобы здесь сформировалась рыночная экономика:

    Леонид Злотников: «Реальная либерализация несовместима: ни с продолжающимся установлением «прогнозных» показателей экономике, которые разверстываются до предприятий как директивные; ни с глубоко эшелонированной обороной от свободных цен (в первую очередь под маской борьбы с монополистами, тем более что в общем с Россией и Казахстаном таможенном союзе практически ни одно предприятие, за исключением естественных монополий, не может быть монополистом даже в каком-либо райцентре); ни с ограничением импорта; ни с тарифной сеткой формирования зарплат. Главное в рыночной экономике – это отход государства от диктата – что производить, по каким ценам, для кого и у кого покупать сырье.

    Конечно, есть «провалы» рынка, и об этом пишут в учебниках по «Микроэкономике» (так же, как и «провалах» государства). Но есть какая-то мера, которая отделяет человека кучерявого от человека лысого. Точно так же есть мера экономической свободы, которая отделяет командную экономику от экономики рыночной.

    В Беларуси до рыночной экономики еще очень далеко».



    __________________________________________________________________

    1 Среди лидеров по дороговизне по данным за 2009 г. также Норвегия (на 39% выше среднеевропейского показателя цен) и Швейцария (30%). Самые высокие цены на товары в странах Центральной и Восточной Европы – в Словении, Эстонии, и Латвии, в верхней части также Чехия, Венгрия и Словакия. Самой дешевой страной в Европе названа Македония, где цены оказались ниже на 53%, чем в среднем по ЕС. Самые низкие цены из всех стран ЕС – в Болгарии (на 49% ниже среднего), Румынии (на 38% ниже среднего), Литве (на 33% ниже среднего) и Польше (на 31% ниже среднего). Источник: доклад европейского статистического агентства Eurostat, которое сравнило цены на 2,5 тысяч товаров и услуг в 37 странах Европы (Беларусь, Россия и Украина не были включены в исследование). Ссылка на источник: http://top.rbc.ru/economics/17/07/2009/316256.shtml



    страница 1 | страница 2 страница 3

  • Смотрите также: