страница 1 страница 2
Всемирный банк понимает устойчивое развитие несколько по другому, а именно, это достижение такого экономического роста, которое идет не в разрез с накоплением человеческого и социального капитала. С таким подходом трудно не согласиться. Более того, он актуален и полезен для Беларуси, поскольку для Беларуси как раз характерно достижение экономического роста любой ценой, даже в ущерб развитию социальных сфер экономики – здравоохранения, образования, культуры, которые с советских времен (с 1930-х гг.) как правило финансируются из госбюджета по остаточному принципу.
Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост – или по крайней мере не уменьшение – во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.
В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой — инвестиции в людей – один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения – путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения – путем учета возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).
Наконец, стоит отметить, что значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию.
-
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.
С полным текстом "Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года" (далее НСУР) можно ознакомиться на странице http://minpriroda.by/ru/site_menu/legistation/nsur2020 Видимо не случайно, что эта Стратегия вывешена на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
История вопроса. Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.
Дать характеристику содержания этого государственного программного документа (184 с.) достаточно сложно из-за его относительно большого объема (184 с.). Поэтому приведем отдельные выдержки из этого документа, которые имеют отношение к темам лекциям, а также демонстрируют – что ожидает Беларусь в 2020 году (по крайней мере – те ориентиры, на которые ориентируется власть).
Выдержки из НСУР-2010.
Цели и принципы устойчивого развития белорусской экономики. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде к 2020 году должна предстать в следующем виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она должна гарантировать – высокий уровень благосостояния работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, пожилых и инвалидов.
Экономический императив состоит в том, что национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной.
Около 60% ВВП Беларуси связано с внешними рынками, что определяет высокую зависимость страны от мировых тенденций экономического развития.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.
Второй этап (2011-2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные (примеч. Цель второго этапа носит весьма спорный дискуссионный характер. – В.А.).
____________________________________________________________________________
Тенденции развития мировой экономики. Главными проводниками глобализации в современном мире выступают транснациональные компании. В настоящее время в мире насчитывается 63 тысячи ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций, на их долю приходится 80% патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.
Основу новой мировой экономики составят отрасли и производства V и VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации. Доля сферы услуг в ВВП в экономически развитых странах прогнозируется на уровне 70-75%.
____________________________________________________________________________
Угрозы и препятствия. Среди внешних социально-экономических угроз устойчивому развитию, выделяются:
– острая зависимость Республики Беларусь от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, отдельных продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;
– потеря значительной части традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции.
Основными условиями, препятствующими реализации целей устойчивого развития, в крупных и больших городах являются:
– загрязнение атмосферного воздуха многих крупных, больших и средних городов Беларуси, которое достигло уровня, не отвечающего условиям безопасного проживания населения;
– неэффективные системы удаления промышленных и бытовых отходов. Основная масса отходов вывозится и хранится на открытых полигонах и лишь около 15% используется для переработки в качестве сырья;
___________________________________________________________________________
Расположение и размер территории. По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Республика Беларусь занимает 6-е место среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Туркменистана, Узбекистана) и 13-е место среди европейских государств. В Европе Беларусь по территории немного уступает Великобритании и Румынии, более чем в 2,2 раза превосходит Португалию и Венгрию и почти в 5 раз – Нидерланды и Данию.
С расширением ЕС на восток и присоединением к нему в 2004 г. 10 новых членов Республика Беларусь стала иметь 1500 км общей границы с Евросоюзом, что необходимо учитывать при определении приоритетов и направлений внешнеэкономического сотрудничества.
___________________________________________________________________________
Обеспеченность трудовыми ресурсами. Численность трудовых ресурсов в 2002 г. достигла 6,1 млн. чел., или 61,6% населения страны. Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда. Численность работающих в экономике уменьшилась до 4380,8 тыс. чел., что составило 85% от уровня 1990 г. Однако уровень занятости остается достаточно высоким и составит 73,7% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции – 71%, России – 66%, Украине – 64%, Германии – 63%, Польше – 62%.
Численность занятых в экономике к 2010 г. может уменьшиться до 4125 тыс. чел. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.
По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49-53% от образа жизни, на 18-22% от наследственности, 17-20% от качества окружающей среды и лишь 8-10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.
К 2010 г. необходимо сократить уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения с 10 до 8 литров, стабилизировать уровень наркомании, антиобщественного пьянства, алкоголизма и самоубийств (примеч. Пока потребление выросло к 2010 г. – до 12 л. – В.А.).
Человеческий капитал. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.
_________________________________________________________________________
Лесные, водные и земельные ресурсы. По сравнению со странами Западной Европы Беларусь отличается большей сохранностью лесных и болотных массивов. Запасы древесины на одного человека составляют 130,4 м3, что в 2,2 раза выше среднеевропейского уровня. С уверенностью можно утверждать, что Беларусь является лесной страной. Об этом свидетельствует также комплексный показатель лесных ресурсов, по которому Беларусь входит в шестую (самую высокую) группу стран. Леса также составляют существенную часть рекреационных ресурсов страны.
Кроме того, в Беларуси имеется более высокая обеспеченность сельскохозяйственными землями в расчете на 1 жителя, в том числе и пахотными (соответственно 0,92 и 0,56 га), что превышает в 1,5-2,0 раза аналогичные показатели в странах Европы. Эта тенденция сохранится и в перспективе.
В крупных сельхозпредприятиях благоприятные земли составляют 30,1%, хорошие и удовлетворительные – 59,5%, неудовлетворительные и плохие с заведомо убыточным производством – 10,4%.
Из общей площади сельхозугодий подвержено эрозии 551 тыс. га (5,9%), заболочено 103 тыс. га (1,1%), засорено камнями 550 тыс. га (5,9%), закустарено 90 тыс. га (1%).
Эродированные и эрозионно-опасные земли в стране занимают около 4,0 млн. га (19% всей территории). Доля водной эрозии в разрушении почв составляет 84% от всех эродированных земель, ветровой – 16%. Противоэрозионные мероприятия ежегодно проводятся на 600 тыс. га.
Всего в составе ресурсов растительного мира известно более 500 видов растений с полезными свойствами для народного хозяйства. Общий биологический запас их по массе оценивается более чем в 1 млн. т, однако реально используется только около 1%. Наибольший вес в заготовках имеют грибы, ягоды и плоды, значительно меньше – лекарственное и техническое сырье. В 2000 г. общий вес заготовленного растительного сырья составлял 10,1 тыс. т, из них грибы – 40,4%, ягоды и плоды – 28,3 и 23,2% соответственно. В связи с увеличением лесистости в долгосрочной перспективе ожидается рост заготовок грибов, ягод и плодов.
Из 54 видов рыб, обитающих в естественных водоемах Беларуси, к группе промысловых относятся 29 видов. В течение последних десятилетий прослеживается тенденция сокращения объемов промыслового вылова некоторых наиболее ценных видов рыб, хотя в 2001 г. они стабилизировались и составили 970,2 т. К 2020 г. промысловый вылов рыбы из естественных водоемов оценивается в 2,8–3,0 тыс. т.
_____________________________________________________________________________
Полезные ископаемые. За счет разработки собственных месторождений Беларусь обеспечивает годовое производство 1,8 млн. т нефти, 28 млн. т калийной соли, 1,0 млн. т каменной соли, 3,8 млн. т доломита, 40 тыс.т сапропелей, 700 тыс.т формовочных песков, 3,6 млн. м3 строительного камня, 19 млн. м3 строительных песков и песчано-гравийных материалов, 3,4 млн. м3 глинистого сырья для производства кирпича и легких заполнителей и 0,14 млн. т стекольных песков.
Вместе с тем, в связи с ограниченной собственной сырьевой базой или недостаточной изученностью недр импорт сырья в страну составляет около 14 млн. т нефти, 287,1 тыс. т каменного угля, 16,7 тыс. т бентонитовых глин, 6 тыс. т трепела для цементного производства, 90,3 тыс. т гипса, 27 тыс.т каолина, 50,8 тыс. т гальки и щебня, 89,8 тыс. т кальцинированной соды и др.
Наиболее ценными полезными ископаемыми, которыми богаты недра Беларуси, являются калийные и каменная соли, промышленные запасы которых составляют соответственно 6,9 и 22 млрд. т и практически неисчерпаемы.
Страна обеспечена строительными материалами более чем на 100 лет. В недрах Беларуси выявлены значительные запасы строительного камня – 576,6 млн. м3, цементного сырья – 460 млн. т, песков строительных – 476,1 млн. м3, песчано-гравийных и карбонатных материалов – 685,4 млн. м3 и 945 млн. т соответственно.
Богата Беларусь и минеральными рассолами, из которых можно получать йод, бром, калий, магний и другие редкие и рассеянные элементы.
_________________________________________________________________________
Научный потенциал. Исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 30,7 тыс. человек, в том числе 18,5 тыс. исследователей и 12,2 тыс. техников и вспомогательного прочего персонала.
В течение последних лет отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Отношение затрат на ИР к ВВП как показатель возможностей государства инвестировать в производство и использование знаний в ближайшие годы необходимо довести до 3%.
За 2002 г. 407 передовых производственных технологий, 91% которых являются новыми только в Беларуси.
Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры (организационная, финансовая, консультационная, информационная и др. поддержка трансфера технологий). В результате медленно осваиваются как отечественные, так и передовые зарубежные разработки.
Основным инвестором ИР в Беларуси за все годы трансформационного периода оставалось государство, хотя его доля в затратах на ИР снизилась с 49% в 2001 г. до 43,7% в 2002 г. Государственное участие в науке и в дальнейшем сохранит свою значимость, при этом должна существенно возрасти роль внебюджетных источников финансирования, и прежде всего средств предпринимательского сектора.
____________________________________________________________________________
Изменение структуры экономики. Устойчивое развитие страны во многом определяется созданным производственным потенциалом, его структурой и качеством. Основу производственного потенциала Республики Беларусь составляет промышленность. На 2390 различных промышленных предприятиях трудится 27,3% общей численности занятого в экономике населения и создается около 30% ВВП страны.
Техническая база промышленности устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V-VI уклады.
Сектор услуг в высокоразвитых странах занимает 60-70% в валовом национальном продукте, в Беларуси – 44,1% (2002 г.).
Мировой опыт показывает, что без развитых транспорта, коммуникаций, торговли, финансово-кредитных и страховых секторов, комплекса деловых услуг, а также современных систем образования и здравоохранения нельзя создать эффективную рыночную экономику.
Сфера услуг призвана формировать важнейшие факторы экономического роста, такие как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии. Поэтому необходимо обеспечить рост объемов реализации услуг населению к 2020 г. в 3,4-3,7 раза по сравнению с 2000 г., а их удельный вес в ВВП в 2020 г. довести до 50-52%.
Однако проблемным остается финансовое обеспечение отрасли культуры. В 2002 г. расходы на культуру составили 1,4% к расходной части государственного бюджета против 3% согласно Закону о культуре в Республике Беларусь. Мировой опыт показывает, что государственные расходы на культуру многих стран составляют от 2,3% до 5%.
Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов.
В структуре экономики страны в прогнозном периоде будет последовательно снижаться доля производства товаров до 37-38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг – до 50-52% соответственно.
Приоритетное развитие должны получить:
-
информатизация и производство программного обеспечения;
-
нанотехнологии и наноматериалы;
-
модернизация энергетического хозяйства;
-
биотехнологии и генетики;
-
наука и сфера услуг (образование, здравоохранение, туризм, транспорт).
Учитывая, что животноводческие комплексы строились в 1960-70-е годы, а оборудование и технологии морально и физически устарели, следует провести их технико-технологическую реконструкцию, оснастив прогрессивными, экологически чистыми технологиями.
Планируется разработать региональные программы по раздельному сбору ТБО и обеспечить охват раздельным сбором и сортировкой не менее 20% населения к 2010 г. и до 50% – к 2020 г.
____________________________________________________________________________
Строительство и обеспеченность жильем. Жилищный фонд Республики Беларусь на 1 января 2003 г. достиг 216,6 млн. м2 общей площади (3856,2 тыс. квартир, жилых домов).
Средняя обеспеченность жильем на эту дату составила 21,9 м2 общей площади на 1 человека: в городах – 19,7 м2/чел. и в сельской местности – 27,2 м2/чел. По сравнению с 1995 г. обеспеченность жильем увеличилась на 2,2 м2 на 1 человека.
Обеспеченность жильем при этом к 2020 г. достигнет 27–29 кв. м общей пощади на 1 человека.
_____________________________________________________________________________
Рост ВВП. Валовой внутренний продукт в 2020 г. предусматривается увеличить по сравнению с 2005 г. в 2,0-2,3 раза. инвестиции в основной капитал – в 2,4-2,7, продукцию промышленности – в 1,6-1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,3-2,6 раза. В результате Беларусь по производству ВВП на душу населения, исходя из ППС 2002 г., приблизится к странам Евросоюза с 30% в 2002 г. до 60% в 2020 г. с учетом того, что темпы роста ВВП в ЕС составят 2–3% в год.
__________________________________________________________________________
Реформа налоговой системы. На втором этапе (2011–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5-8,5% к ВВП, в том числе в 2011–2020 гг. – на 2-4%.
Одновременно с уменьшением налоговой нагрузки на экономику предусматривается осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2002 г. до 44% к ВВП в 2010 г. и 42-43% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета (без учета Фонда социальной защиты населения) составят соответственно 33,8, 30-31 и 29-30% к ВВП.
___________________________________________________________________________
Развитие частного сектора экономики. Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить к 2020 году соотношение 70:30, что соответствует уровню экономически развитых странах мира.
страница 1 страница 2
|