Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Материал для ИПГ Чериков, январь 2010

Политика Республики Беларусь в области обороны

(Ко Дню Защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь)
Армия является обязательным атрибутом любого самостоятельного государства. Многие страны, даже те, для которых не существует военной угрозы, все равно в том или ином виде имеют армию. Обеспечение военной безопасности нашего государства сегодня осуществляется в условиях независимого суверенного государства Республика Беларусь. Как подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «границы государства священны и неприкосновенны. Защита нашей земли – дело всех, начиная от Президента и до солдата, который несет службу на заставе».

Президентом страны поставлена задача к 2015 году закончить переоснащение белорусской армии и привести ее в соответствие с самыми высокими стандартами.

Беларусь подошла к нынешнему периоду с полностью сформированной комплексной системой обеспечения национальной безопасности.

Военная доктрина Республики Беларусь представляет собой совокупность официальных основополагающих взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер. Она носит сугубо оборонительный характер. Объявляя свою Военную доктрину, наша страна подтверждает принципиальную приверженность поддержанию международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует твердое и последовательное выполнение положений настоящей Военной доктрины. Иные нормативные правовые акты в сфере военной политики, военного строительства, реформирования и жизнедеятельности военной организации государства разрабатываются республиканскими органами государственного управления исходя из основных положений Военной доктрины. Приоритетными задачами Республики Беларусь являются защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.

Важное место в системе обеспечения военной безопасности государства отводится созданию системы стратегического сдерживания. В самом общем плане – это совокупность согласованных мер в политической, дипломатической, экономической, военной и иных сферах деятельности, предпринимаемых государством и направленных на убеждение потенциального агрессора в невозможности достижения им политических целей насильственными методами из-за неприемлемости для него ответных действий.

С учетом тенденций развития военного искусства и опыта локальных войн в конце ХХ – начале XXI вв. приоритетными направлениями реформирования вооруженных сил стали: развитие ПВО, авиации, ракетных войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки, связи.

Создана новая, более эффективная система управления Вооруженными Силами. Четко определены функции Министерства обороны, отвечающего за реализацию военной политики государства, и Генерального штаба, в функции которого входит оперативное управление Вооруженными Силами страны. Созданы командование Сухопутных войск и командование нового вида Вооруженных Сил – ВВС и войск ПВО. В условиях относительно небольшой белорусской армии такая двухвидовая структура представляется наиболее оптимальной. Новая система управления проверена в ходе серии учений. Прежде всего, крупномасштабных учений «Неман-2001», «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004», «Щит Союза-2006», «Осень-2008», «Запад-2009» и др.

Оперативно-стратегическими расчетами обоснована оптимальная численность личного состава Вооруженных Сил Беларуси, достаточная для выполнения задач мирного времени. Она составляет не более 65 тыс. человек (около 50 тыс. военнослужащих и 15 тыс. гражданского персонала). Для сравнения: в 1991 году численность военнослужащих превышала четверть миллиона человек. Одно из главных достижений военной реформы – сокращение армии, прошедшее без особых социально-политических проблем. Кроме того, особое внимание уделялось формированию сил специальных операций (ССО) для решения специфических задач борьбы с терроризмом, десантно-диверсионными силами, ведения разведки, участия непосредственно в боевых действиях. В настоящее время ССО являются наиболее боеспособными в Вооруженных Силах страны, их численность составляет около 4 тыс. человек.



В ходе реформирования был значительно усилен белорусский военно-научный и военно-образовательный комплекс. В стране сохранен научный потенциал армии: в Вооруженных Силах Беларуси работают 22 доктора наук, 28 профессоров, 230 кандидатов наук, 135 доцентов. В 2002 году создан Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь. В его задачи входят: проведение научных исследований по проблемам обеспечения военной безопасности и обороны государства, строительства и применения Вооруженных Сил; военно-научное сопровождение работ по заказам Министерства обороны.

Особое внимание уделялось реформе военного образования. Минское суворовское училище переведено на пятилетний срок обучения. В 2001 году создана школа по подготовке прапорщиков. Реорганизована работа Военной академии Республики Беларусь, открыт факультет Генерального штаба Вооруженных Сил. Именно с его открытием в 2006 году завершено становление белорусской национальной военной школы. Это позволило решить проблему кадров, выдвинуть на ответственные участки военного строительства новые интеллектуальные силы.



Защита Отечества – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Так гласит статья 57 Конституции Республики Беларусь – Основного Закона страны.

В Республике Беларусь не отказались от срочной военной службы, так как ее цель – подготовка военно-обученного резерва, получение гражданами военно-учетной специальности. Установленная продолжительность данной службы – 18 месяцев, а для лиц с высшим образованием – 12. Военно-учетную специальность можно получить не только при прохождении срочной военной службы, но и в ходе обучения на военных факультетах и военных кафедрах гражданских вузов, а также при прохождении службы в резерве.

С 2004 года в Беларуси существует уникальный вид военной службы, не имеющий аналогов ни в одной из стран СНГ, – служба в резерве. На нее, как правило, призываются те юноши, которые добились важных для государства успехов в сферах науки, культуры и искусства, спорта, а также просто высококвалифицированные специалисты. Подготовка резервистов организована более чем по ста специальностям. Учитывая то, что защитником Отечества в современных условиях является каждый гражданин страны, большое внимание уделяется подготовке военнослужащих запаса.

Таким образом, в нашей стране создана оптимальная модель для комплектования Вооруженных Сил, позволяющая реализовать право каждого гражданина на выполнение долга и священной обязанности по защите Отечества. При этом максимально учтены интересы граждан страны. Такого количества отсрочек, как в Беларуси, нет ни в одном другом государстве. В результате в армию реально призывают всего одного из восьми молодых людей, годных по здоровью и другим показателям. Умелое сочетание различных видов прохождения службы позволило значительно повысить боеспособность и мобилизационный потенциал белорусской армии. За 2002–2009 гг. на военных сборах побывали тысячи военнообязанных.

Последняя призывная кампания прошла с 1 декабря 2009 г. по 29 января 2010 г. Призвано и отправлено в войска около 10 тыс. человек. В последнее время отмечается снижение числа призывников, что объясняется несколькими причинами. Главная из них – демографическая ситуация, сложившаяся в Беларуси в начале 1990-х годов, так как сейчас в армию призываются именно те юноши, которые родились в эти годы. Кроме того, молодежь стала больше стремиться к получению высшего образования и поэтому берет отсрочки от службы в армии. Определенное негативное влияние оказала и катастрофа на ЧАЭС: при наборе в некоторые виды войск, такие, например, как силы специальных операций, наблюдается дефицит именно по показателю здоровья молодых людей. В зимний призыв 2010 года призывные комиссии прошли около 46 тыс. человек, почти 28 тыс. из них предоставлены отсрочки. Ряды Вооруженных Сил пополнили 9 тыс. человек. Остальные признаны негодными к военной службе. Создание стройной системы призыва и небольшая численность армии дали возможность выбирать из призывного контингента наиболее здоровых и психологически устойчивых молодых людей, позитивно настроенных по отношению к армейской службе. Кроме того, в белорусской армии существует смешанный принцип комплектования. Около 10 тыс. человек служат по контракту, и это число постоянно растет. Необходимость  увеличения  количества  контрактников  в белорусской армии вызвана рядом объективных причин, в том числе совершенствованием и усложнением вооружения и военной техники. Контрактную службу на должностях солдат и сержантов проходят прежде всего те специалисты, которые уже имеют необходимую квалификацию. Служба по контракту также осуществляется и по наиболее сложным, в первую очередь техническим, специальностям, освоить которые за период срочной службы в полном объеме не представляется возможным. В белорусской армии уже более 40 частей полностью укомплектованы личным составом на контрактной основе. Самой крупной из них является полк материального обеспечения, дислоцированный в г. Новогрудке (Гродненская область).

В Министерстве обороны считают, что идеальным для Вооруженных Сил Беларуси является половинный принцип комплектования, когда пятьдесят процентов должностей солдат и сержантов занимают контрактники и пятьдесят – военнослужащие срочной службы. При этом в Министерстве высказываются и за сохранение срочной службы в Вооруженных Силах Беларуси. В первую очередь, срочная действительная военная служба необходима для подготовки и формирования в стране военно-обученного резерва. Что касается альтернативной службы, то она предусмотрена Конституцией Республики Беларусь. Однако пока отсутствует соответствующий закон, регулирующий механизм ее прохождения. Для тех молодых белорусов, которые отказываются взять в руки оружие из-за своих убеждений, существуют железнодорожные войска.

Оборона государства – прерогатива не только Вооруженных Сил. В связи с этим в стране развивается новое направление – территориальная оборона. Указом Президента Республики Беларусь в ноябре 2001 г. утверждена Концепция территориальной обороны Республики Беларусь, которая определяет ее роль и место в системе обеспечения безопасности страны. В условиях сокращения численности армии и снижения уровня вооружений одним из наиболее экономичных путей поддержания обороноспособности государства на должном уровне является организация территориальной обороны. Задачи территориальной обороны: участие в охране и защите государственной границы, охрана и оборона важных объектов, участие в борьбе с десантно-диверсионными силами, проведение инженерных мероприятий по подготовке населенных пунктов к обороне, участие в проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ, выполнение обеспечивающих мероприятий в интересах вооруженной защиты государства и др.

Одна из важнейших целей реформирования Вооруженных Сил страны – решение социальных проблем военнослужащих, максимальное повышение их социального статуса. Осуществляются плановые мероприятия по переводу личного состава на питание через организации общепита. Личный состав на 100% укомплектован боевой, повседневной, специальной и основными предметами парадной формы одежды. Гарантировано оказание полноценной медицинской помощи.

Одним из приоритетных направлений деятельности тыла белорусской армии является обеспечение военнослужащих жильем. Решение жилищного вопроса идет в двух направлениях. Первое – обеспечение военнослужащих частным жильем путем строительства жилых помещений в основном в составе жилищно-строительных кооперативов либо приобретения жилья с использованием государственной поддержки. Второе направление – обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями.

Важнейшей задачей является развитие вооружения и военной техники. С 2002 года по настоящее время в белорусской армии приняты на вооружение 47 образцов вооружения и военной техники, и этот процесс постоянно наращивается. В 2006 году Министерством обороны начата реализация Государственной программы вооружения на 2006–2015 гг. Создана и устойчиво действует система организации закупок вооружения и техники.

В современных условиях вопросы обеспечения обороноспособности государства связаны прежде всего с человеческим фактором. Поэтому в ходе реформирования белорусской армии была создана принципиально новая система идеологической работы в Вооруженных Силах, основанная на современных моделях массовой коммуникации. В системе идеологической работы важнейшую роль играют военные СМИ, которые сегодня активно участвуют в формировании высокого морального духа всех граждан нашей страны. Особое значение приобрела организация информационной работы в сети Интернет. Большой популярностью пользуется сайт Министерства обороны (www.mod.mil.by), на котором подробно освещены все вопросы, касающиеся строительства Вооруженных Сил, порядка призыва и прохождения военной службы, прав и обязанностей военнослужащих; здесь также выложена необходимая нормативная база. В 2004–2005 гг. были созданы принципиально новые идеологические подразделения. Это школа солдатского актива, Центр психологических и социологических исследований, Студия военных художников и Студия военных писателей, Драматический театр белорусской армии и другие, предназначенные не просто для организации и проведения воспитания, но, прежде всего, для эффективной идеологической работы в условиях мощного идеологического противостояния, борьбы в сфере смыслов.

Одним из перспективных направлений повышения престижа воинской службы является развитие военно-патриотических классов. С участием военных учебных заведений в нашей республике создано более 120 военно-патриотических классов (общее число учащихся в них – около 2,5 тыс. человек). Важнейшим направлением работы военного ведомства с молодежью является организация на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил спортивно-патриотических лагерей для подростков.

Таким образом, в Вооруженных Силах Республики Беларусь делается все необходимое для формирования высокого морального духа всех граждан страны и адекватного понимания самыми широкими слоями общественности мер, принимаемых для обеспечения военной безопасности.В Беларуси сформирована эффективная система обороны, которая по большинству параметров соответствует европейским стандартам. Оптимизированы численность Вооруженных Сил и их управление. Значительно вырос престиж военной службы. Усилена дисциплина в войсках, что помогло преодолеть негативные тенденции роста числа правонарушений в армейской среде. Сформирована национальная система военного образования. Военнослужащим гарантирована высокая социальная защита. Белорусская армия обеспечена современным вооружением.

Вооруженные Силы и впредь будут надежно обеспечивать мир, стабильность и безопасность нашего Отечества, гарантировать мирную жизнь и созидательный труд белорусских граждан.


Обеспечение пожарной безопасности в жилом секторе

Основными причинами возникновения пожаров в текущем году послужили нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования (51% от общего числа) и неосторожное обращение с огнем (47%).

Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в г. Бобруйске где произошло 17 пожаров на которых погибло 2 человека, г. Могилеве 16 (2), Могилевском 11 (3), Шкловском 9 (2), Быховском 8 (3), Бобруйском 8 (2), Краснопольском 3 (1), Славгородском 4 (1) районах.

Решить возникшую проблему с гибелью людей, и в первую очередь детей, на пожарах необходимо только совместными усилиями. Принятое 3 декабря 2009 года решение облисполкома №22-40 «О мерах по предупреждению пожаров и гибели людей от них» определило приоритетные направления деятельности органов власти по выполнению мероприятий, направленных на повышение уровня защиты здоровья и жизни граждан при возникновении пожаров и других ЧС.

В соответствии с данным решением созданы районные, городские и сельские (поселковые) комиссии для координации работы по предупреждению гибели людей от пожаров; организованы ежеквартальные обследования рабочими группами из числа работников образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, подразделений по чрезвычайным ситуациям, сельских исполнительных комитетов, представителей общественных формирований условий проживания всех «неблагополучных» и многодетных семей с принятием исчерпывающих мер по приведению отопительного оборудования и электрооборудования в исправное состояние, установке АПИ (замене элементов питания), а в случае необходимости незамедлительного решения вопроса о временном помещении детей в детские интернатные учреждения, учреждения здравоохранения до приведения их домовладений в соответствие с требованиями противопожарных норм или решения в установленном порядке вопроса в отношении их родителей.

Несмотря на принимаемые меры на сегодняшний день, лица злоупотребляющие спиртными напитками, являются виновниками возникновения пожаров в 30% случаев пожаров. При этом из 19 погибших на пожарах в январе текущего года, 16 находились в состоянии алкогольного опьянения или 84% от общего числа. В целях профилактики пожаров у данной категории лиц облисполкомом утвержден «План превентивных мероприятий по предупреждению пьянства, незаконного оборота алкогольной продукции, снижению количества пожаров и гибели людей по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения». Данным планом определено проведение 2 раза в год (с 5 января по 16 марта и с 15 сентября по 16 ноября) обследований работниками отделов внутренних дел, здравоохранения и отделов по чрезвычайным ситуациям домовладений и квартир граждан, злоупотребляющих спиртными напитками с принятием мер по направлению их в лечебно-трудовые профилактории, обеспечив их обследование по установлению диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании; по размещению их для принудительного лечения в специальном наркологическом отделении; принятием исчерпывающих мер административного принуждения и пресечения к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками и допускающих грубые нарушения правил пожарной безопасности и общественного порядка.

Особое внимание следует обратить на выполнение социальных программ и решений, реализация которых заканчивается в текущем году. Программой по совершенствованию системы социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста в Могилевской области на 2005-2010 годы предусмотрено выделение денежных средств на приобретение автономных пожарных извещателей и их обслуживание, ремонт электропроводки, печного отопления в домовладениях малообеспеченных одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, а также пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программой по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц в Могилевской области на 2007-2010 годы предусмотрено выделение денежных средств на приобретение автономных пожарных извещателей, ремонт (замену) электропроводки, печного отопления в домовладениях (квартирах) малообеспеченных одиноких и одиноко проживающих инвалидов (семей инвалидов) 1,2 группы. Программой демографической безопасности Могилевской области на 2007-2010 годы» предусмотрено создание безопасных условий проживания семей с детьми путем организации ремонта (замены) электропроводки, печного отопления, установки автономных пожарных извещателей в домовладениях (квартирах) малообеспеченных многодетных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Автономный пожарный извещатель является одним из наиболее эффективных средств предупреждения пожара. Извещатель позволит человеку в кратчайшее время обнаружить опасность у себя дома или у соседей, даст возможность принять меры по защите семьи и имущества от пожара.

Особую тревогу и озабоченность вызывает гибель на пожаре ни в чем неповинного ребенка.

В целях предотвращения гибели детей, запрещайте детям играть со спичками, другими зажигательными средствами, храните их в недоступных местах. Постоянно объясняйте, какую опасность таит в себе огонь, воспитывайте у детей осторожное обращение с ним. Не поручайте им растапливать печи, разжигать газовые плиты, включать в сеть электронагревательные приборы, разводить костры. Разъясняйте детям о поведении в случае возникновения пожара или других чрезвычайных ситуаций, выучите вместе с ними телефоны экстренных служб. Не проходите мимо детей, играющих с огнем. И самое главное, не оставляйте детей одних дома без присмотра.

Следует отметить, что обязанность по обеспечению пожарной безопасности в домовладениях, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности» несет его хозяин. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и нормативных документов системы противопожарного нормирования и стандартизации на граждан в виде штрафа до 30 базовых величин.

Конечно, проведение комплекса мероприятий по предупреждению гибели и травматизма людей на пожарах и других ЧС, очень эффективно и бесспорно важно. Однако пока каждый из нас не осознает всю серьезность и глубину проблемы, ничего не изменится.



Давайте научимся думать о собственной безопасности, безопасности окружающих и предпринимать все возможное для этого!



страница 1

Смотрите также: