Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
Тема: Синтез и распад жиров. Обмен жирных кислот. Синтез кетоновых тел.

Цель:изучитьбиологичекую роль синтеза и мобилизации триацилглицеридов и обмена фосфолипидов, медицинское значение нарушения обмена триацилглицеридов, обмен высших жирных кислот в организме, синтез кетоновых тел, медицинское значение нарушения обмена жирных кислот

Задачи обучения:



  • Дать представление о схеме и биологической роли резервировании и мобилизации жиров в организме

  • Дать представление о патологических состояниях, связанных с нарушением обмена липидов

  • Дать представление об особенностях и биологической роли обмена фосфолипидов в организме

  • Дать представление о медицинском значении нарушения обмена триацилглицеридов

  • Дать представление о схеме и биологической роли синтеза и катаболизма жирных кислот в организме

  • Дать представление о схеме и биологической роли синтеза кетоновых тел

Основные вопросы темы:

  1. Резервирование и мобилизация жиров.

  2. Особенности биосинтеза жиров в печени и жировой ткани.

  3. Регуляция и физиологическая роль резервирования и мобилизации жиров.

  4. Обмен жирных кислот.

  5. Бета-окисление жирных кислот, роль карнитина, физиологическое значение.

  6. Биосинтез жирных кислот.

  7. Образование и использование активной уксусной кислоты, синтез кетоновых тел. Физиологическое значение этого процесса

Методы обучения:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, немые схемы, ситуационные задачи
Занятие 13

Тема: Обмен холестерина. Обмен фосфолипидов. Нарушение обмена липидов



Цель занятия: изучить особенности обмена холестерина, патологических состояниях, связанных с нарушением обмена холестерина, регуляцию обмена липидов

Задачи обучения:

  • Дать представление о метаболизме экзогенного холестерина

  • Дать представление о схеме биосинтеза и транспорте эндогенного холестерина

  • Дать представление о синтезе желчных кислот

  • Дать представление о выведении желчных кислот и холестерина из организма

  • Дать общее представление о причинах развития гиперхолестеринемии, внутрисосудистого липолиза, атеросклерозе и желчнокаменной болезни

  • Дать представление о гормональной регуляции обмена липидов

Основные вопросы темы:

  1. Обмен стероидов.

  2. Холестерин, физиологическое значение.

  3. Представление о биосинтезе холестерина, его регуляция.

  4. Выведение холестерина и желчных кислот из организма.

  5. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека, их функции.

  6. Общее представление о причинах развития гиперхолестеринемии, внутрисосудистого липолиза, атеросклерозе и желчнокаменной болезни

  7. Представление о гормональной регуляции обмена липидов

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немым схемами.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы

Занятие 14

Тема: Лабораторный практикум «Определение показателей липидного обмена в биологических жидкостях»

Цель: продемонстрировать клинико-диагностическую значимость количественного определения метаболитов обмена липидов в биологических жидкостях

Задачи обучения:



обучить методам определения содержания метаболитов обмена липидов в биологических жидкостях

Основные вопросы темы:

  1. Обнаружение в количественное определение холестерина в плазме крови в условиях нормы и патологии

  2. Определение активности пре – бета липопротеинов в биологических жидкостях в условиях нормы и патологии

  3. Определение содержания кетоновых тел в моче

  4. Оформление протоколов исследования

  5. Обсуждение полученных результатов

Методы обучения и преподавания:выполнение лабораторных работ, командно-ориентированное обучение (TBL), оформление протоколов учебных экспериментов и работ;

Литература

Биохимия: учебник /Под ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., испр. – М. :ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 784 с;

Мохир Ю.М., Баранов Н.П., Урисбаев Т.У Практикум по биохимии (часть 2).- Караганда, 1991.

Контроль: качество выполнения лабораторной работы, проверка оформления результатов выполнения лабораторных работ


Занятие 15

Тема: Переваривание и всасывание белков. Общие пути обмена аминокислот. Трансаминирование и декарбоксилирование



Цель: Изучить метаболизм аминокислот в организме, биологическое и медицинское значение отдельных ферментов и продуктов метаболизма аминокислот.

Задачи обучения:

  • Дать представление об общих путях катаболизма аминокислот

  • Дать представление о биологически значимых метаболитах общих путей обмена аминокислот

Основные вопросы темы:

  1. Общая схема источников и путей расходования аминокислот в тканях.

  2. Биохимические механизмы регуляции пищеварения: гормоны желудочно-кишечного тракта

  3. Понятие об азотистом балансе. Причины и последствия белкового голодания: в зрелом и раннем детском возрасте. Квашиоркор.

  4. Гниение белков (аминокислот) в кишечнике. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот.

  5. Трансаминирование, специфичность трансаминаз. Коферментная роль витамина В6. Диагностическое значение определения трансаминаз в сыворотке крови.

  6. Декарбоксилирование аминокислот.

  7. Биогенные амины: гистамин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, катехоламины, образование и биологические функции.

  8. Окисление биогенных аминов (моноаминооксидазы), ингибиторы МАО.

  9. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций.

Методы обучения и преподавания устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы

Занятие 16

Тема:Дезаминирование. Пути обезвреживания аммиака. Обмен отдельных аминокислот.

Цель занятия: изучить пути образования и безвреживанияамииака в организме

Задачи обучения:


  • Дать представление об основных путях обезвреживания аммиака в огранизме

  • Дать представление о биологическом значении обезвреживания аммиака в организме.

  • дать тпредставление об обмене и роли одноуглеродных фрагментов

  • Дать представление об обмене ароматических аминокислот

Основные вопросы темы:

  1. Окислительное дезаминированиеглутаминовой кислоты

  2. Непрямое дезаминирование аминокислот.

  3. Основные источники аммиака в организме.

  4. Конечные продукты азотистого обмена: соли аммония и мочевина.

  5. Биосинтез мочевины.

  6. Нарушение синтеза и выведения мочевины.

  7. Особенности обмена цистеина, серина и глицерина.

  8. Тетрагидрофолиевая кислота и синтез одноуглеродных групп.

  9. Использование одноуглеродных групп производных ТГФК.

  10. Обмен фенилаланина и тирозина

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы

Занятие 17

Тема: Обмен нуклеотидов.

Цель: изучить основные процессы обмена нуклеотидов и нуклеиновых кислот в организме

Задачи обучения:



  • дать представление о путях синтеза и распаде нуклеотидов

  • дать представление о нарушениях обмена нуклеотидов и нуклеопротеидов

Основные вопросы темы:

  1. Переваривание и всасывание продуктов переваривания нуклеопротеидов.

  2. Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов.

  3. Образование мочевой кислоты.

  4. Представления о распаде и биосинтезе пиримидиновых нуклеотидов.

  5. Координация биосинтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов.

  6. Нарушения обмена нуклеотидов.

  7. Конечные продукты обмена нуклеотидов и их выведение.

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи

Занятие 18

Тема: Регуляция гомеостаза. Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ.

Цель:.изучить молекулярные механизмы регуляции гомеостаза и обмена веществ в организме человека

Задачи обучения:


  • Дать представление о гормонах и гормональной регуляции

  • Дать представление о гормонах гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы

Основные вопросы темы:

        1. Основные механизмы саморегуляции обмена веществ на уровне клетки.

        2. Иерархия регуляторных систем у высших организмов.

        3. Нейропептиды мозга, либерины и статины.

        4. Гормональная регуляция, как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ.

        5. Общие свойства гормонов, понятие о клетках-мишенях, рецепторах гормонов, механизм действия гормонов, посредники гормонального сигнала. Классификация гормонов.

  1. Механизмы регуляции внутренней секреции.

  2. Иодтиронины щитовидной железы (тироксин и трииодтиронин), строение, синтез и механизм действия

  3. Понятие о гипер- и гипотиреозах.

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 19

Тема: Регуляция гомеостаза. Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ.



Цель:.изучить молекулярные механизмы регуляции гомеостаза и обмена веществ в организме человека

Задачи обучения:

  • Дать представление о гормонах поджелудочной железы, надпочечников, половых желез

  • Дать представление о простагландинах

Основные вопросы темы:

  1. Катехоламины, химическая природа, биосинтез, влияние на обмен веществ и биоэнергетические процессы.

  2. Минерало- и глюкокортикоиды , химическая природа, представители, механизм действия этих гормонов на обмен веществ.

  3. Инсулин и глюкагон, химическая природа и механизм действия в регуляции обменных процессов.

  4. Понятие о сахарном диабете. Основные биохимические нарушения при сахарном диабете. Сахарная нагрузка как метод диагностики сахарного диабета.

  5. Половые гормоны: общее физиологическое действие. Мужские и женские половые гормоны, строение, влияние на обмен веществ.

  6. Простагландины и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции.

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 20

Тема: Белки плазмы крови

Цель занятия: изучить основные биохимические характеристики крови.



Задачи обучения:

  • Дать представление о биохимическом составе крови

Основные вопросы темы:

  1. Основные биохимические константы крови и химический состав плазмы крови.

  2. Белки плазмы крови.

  3. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Ферменты крови.

  4. Клиническое значение биохимического анализа крови.

Методы обучения и преподавания: устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 21

Тема: Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза

Цель занятия: Изучить особенности функционирования системы гемостаза

Задачи обучения:

  • дать представление о биологическом значении системы свертывания крови, фибринолиза и противосвертывающей системе

  • дать представление о механизме гемостаза

  • дать представление о стадиях образования тромба

  • дать представление о системе фибринолиза

  • дать представление о противовсверывающей системе

  • дать понятия о диагностическом значении показателей системы свертывания крови и фибринолиза

Основные вопросы темы:

  1. Свертывание крови.

  2. Механизмы гемостаза, стадии образования тромба.

  3. Роль витамина К в свертывании крови.

  4. Система фибринолиза.

  5. Противосвертывающая система. Антитромбины и гепарин.

  6. Диагностическое значение определения показателей системы свертывания крови, противосвертывающей системы и фибринолиза

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 22

Тема: Биохимия крови. Биохимия эритроцитов. Синтез гема. Обмен железа



Цель занятия: изучить биохимические основы организации эритроцитов, синтеза гемма и обмена железа

Задачи обучения:

  • Дать представление об особенностях биохимической организации эритроцитов

  • Дать представление о типах гемоглобина и участии гемоглобина в газообмене

  • Дать представление о гемоглобинопатиях

Основные вопросы темы:

  1. Особенности строения и химического состава эритроцитов.

  2. Гемоглобин, типы гемоглобина.

  3. Транспорт кислорода и двуокиси углерода кровью.

  4. Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты.

  5. Гемоглобинопатии

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 23

Тема: Биохимия печени и почек. Водно- солевой обмен.



Цель: Изучить особенности функционирования печени и почек

Задачи обучения:



  • Дать представление о реакциях обезвреживания ксенобиотиков в печени

  • Дать представление об образовании пигментов желчи, мочи и кала в процессе распада гемоглобина

  • Дать представление о функционировании почек

  • Дать представление о регуляции водно-солевого обмена на уровне почек

  • Дать представление об изменении физико-химических свойств и химического состава мочи при патологии

Основные вопросы темы:

  1. Роль печени в обмене углеводов, липидов, аминокислот.

  2. Реакции обезвреживания веществ в печени: окисление и конъюгация. Инактивация гормонов в печени.

  3. Метаболизм чужеродных и лекарственных соединений.

  4. Представление о химическом канцерогенезе.

  5. Биохимические методы диагностики нарушений функции печени.

  6. Образование пигментов желчи, мочи и кала. Обезвреживание билирубина, «прямой» и «непрямой» билирубин.

  7. Электролитный состав жидкостей организма. Механизмы регуляции объема, электролитного состава, рН жидкостей организма.

  8. Роль почек в регуляции водно-солевого обмена. Антидиуретический гормон, альдостерон и ренин-ангитензиновая система.

  9. Биохимические механизмы почечной гипертонии.

  10. Натрий и калий в организме. Трансмембранный градиент ионов натрия и калия, натрий-калиевый насос (Na+, К+-АТФ-аза) и его функции. Нарушение обмена натрия и калия.

  11. Физико-химические свойства мочи.

  12. Изменения физико-химических свойств и химического состава мочи при патологии.

  13. Патологические компоненты мочи, их обнаружение. Осадки мочи.

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 24

Тема: Биохимия соединительной, костной ткани



Цель: Изучить особенности химического состава соединительной и костной ткани

Задачи обучения:



  • Дать представление о составе соединительной ткани

  • Дать представление о механизмах биосинтеза коллагена

  • Дать представление об особенностях химического состава костной ткани

  • Дать представление о механизмах формирования костной ткани

Основные вопросы темы:

  1. Коллаген: особенности аминокислотного состава, первичной и пространственной структуры.

  2. Биосинтез коллагена. Роль витамина С, проявления его недостаточности.

  3. Гликозамингликаны и протеогликаны соединительной ткани.

  4. Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах, заживлени ран. Оксипролинурия.

  5. Особенности химического состава и обмена веществ в костной и зубной ткани.

  6. Белки костной и зубной ткани.

  7. Механизм образования первичного кристалла апатита на белковой, гликозамингликановой и фосфолипидной матрице.

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 25

Тема: Биохимия зуба, слюны и гингвальной жидкости.



Цель: Изучить характеристики тканей зуба и жидкостей полости рта

Задачи обучения:



  • Дать представление об особенностях состава, формирования и функционирования тканей зуба

  • Дать представление об особенностях химического состава, функциях жидкостей полости рта

  • Дать представление обособенностях минерального матрикса зуба.

  • Дать представление об оособенности биохимического состава эмали.

  • Дать представление об оособенности биохимического состава дентина.

  • Дать представление об оособенности биохимического состава пульпы.

Основные вопросы темы:

  1. Биохимический состав тканей зуба.

  2. Органические компоненты зуба и их роль в процессах минерализации.

  3. Характеристика минерального матрикса зуба.

  4. Особенности биохимического состава эмали.

  5. Особенности биохимического состава дентина.

  6. Особенности биохимического состава пульпы.

  7. Биохимический механизм образования дентина, эмали и цемента зуба

  8. Биохимические изменения в тканях зуба при гипер- и гипоплазии, кислотном некрозе, флюорозе и кариесе.

  9. Гингвивальная (десневая) жидкость, химический состав, биологическая роль.

  10. Основные функции слюны для зубочелюстной системы и организма в целом.

  11. Физико-химические свойства и химический состав слюны. Белки и ферменты слюны.

Методы обучения и преподаванияустный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 26

Тема: Биохимия мышц и нервной ткани.



Цель: Изучить особенности биохимического состава мышечной и нервной ткани

Задачи обучения:



  • Дать представление о составе мышечной ткани

  • Дать представление об особенностях энергетического обеспечения мышечного сокращения

  • Дать представление о механизме и регуляции мышечного сокращения

  • Дать представление о составе нервной ткани

  • Дать представление о механизмах возникновения и проведения нервного импульса

  • Дать представление о нейромедиаторах

Основные вопросы темы:

  1. Химический состав поперечно-полосатых мышц.

  2. Саркоплазматические белки: миоглобин, его строение и функции.

  3. Важнейшие белки миофибрилл.

  4. Особенности обмена в мышечной ткани.

  5. Особенности химического состава миокарда и гладкой мускулатуры.

  6. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия.

  7. Химический состав нервной ткани.

  8. Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани.

  9. Энергетический обмен в нервной ткани. Обмен пировиноградной кислоты и полиневриты.

  10. Медиаторы. Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях.

  11. Физиологически активные пептиды мозга.

  12. Химический состав и биологические функции спинномозговой жидкости (ликвор). Возрастные изменения состава ликвора. Изменения свойств и химического состава ликвора при патологии.

Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 27

Тема: Заключительное занятие.

Цель: Интеграция знаний по гормональной регуляции обмена веществ, биохимии органов и тканей

Задачи обучения:

Оценить знания по гормональной регуляции обмена веществ, биохимии органов и тканей

Основные вопросы темы:

Интерпритация основных биохимических показателей



Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.

Литература

  1. Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.

  2. Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

  3. Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

  4. Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Контроль: вопросы, ситуационные задачи, немые схемы

страница 1 страница 2

Смотрите также: