страница 1 страница 2 Тема: Синтез и распад жиров. Обмен жирных кислот. Синтез кетоновых тел.
Цель:изучитьбиологичекую роль синтеза и мобилизации триацилглицеридов и обмена фосфолипидов, медицинское значение нарушения обмена триацилглицеридов, обмен высших жирных кислот в организме, синтез кетоновых тел, медицинское значение нарушения обмена жирных кислот
Задачи обучения:
-
Дать представление о схеме и биологической роли резервировании и мобилизации жиров в организме
-
Дать представление о патологических состояниях, связанных с нарушением обмена липидов
-
Дать представление об особенностях и биологической роли обмена фосфолипидов в организме
-
Дать представление о медицинском значении нарушения обмена триацилглицеридов
-
Дать представление о схеме и биологической роли синтеза и катаболизма жирных кислот в организме
-
Дать представление о схеме и биологической роли синтеза кетоновых тел
Основные вопросы темы:
-
Резервирование и мобилизация жиров.
-
Особенности биосинтеза жиров в печени и жировой ткани.
-
Регуляция и физиологическая роль резервирования и мобилизации жиров.
-
Обмен жирных кислот.
-
Бета-окисление жирных кислот, роль карнитина, физиологическое значение.
-
Биосинтез жирных кислот.
-
Образование и использование активной уксусной кислоты, синтез кетоновых тел. Физиологическое значение этого процесса
Методы обучения:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, немые схемы, ситуационные задачи
Занятие 13
Тема: Обмен холестерина. Обмен фосфолипидов. Нарушение обмена липидов
Цель занятия: изучить особенности обмена холестерина, патологических состояниях, связанных с нарушением обмена холестерина, регуляцию обмена липидов
Задачи обучения:
-
Дать представление о метаболизме экзогенного холестерина
-
Дать представление о схеме биосинтеза и транспорте эндогенного холестерина
-
Дать представление о синтезе желчных кислот
-
Дать представление о выведении желчных кислот и холестерина из организма
-
Дать общее представление о причинах развития гиперхолестеринемии, внутрисосудистого липолиза, атеросклерозе и желчнокаменной болезни
-
Дать представление о гормональной регуляции обмена липидов
Основные вопросы темы:
-
Обмен стероидов.
-
Холестерин, физиологическое значение.
-
Представление о биосинтезе холестерина, его регуляция.
-
Выведение холестерина и желчных кислот из организма.
-
Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека, их функции.
-
Общее представление о причинах развития гиперхолестеринемии, внутрисосудистого липолиза, атеросклерозе и желчнокаменной болезни
-
Представление о гормональной регуляции обмена липидов
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немым схемами.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 14
Тема: Лабораторный практикум «Определение показателей липидного обмена в биологических жидкостях»
Цель: продемонстрировать клинико-диагностическую значимость количественного определения метаболитов обмена липидов в биологических жидкостях
Задачи обучения:
обучить методам определения содержания метаболитов обмена липидов в биологических жидкостях
Основные вопросы темы:
-
Обнаружение в количественное определение холестерина в плазме крови в условиях нормы и патологии
-
Определение активности пре – бета липопротеинов в биологических жидкостях в условиях нормы и патологии
-
Определение содержания кетоновых тел в моче
-
Оформление протоколов исследования
-
Обсуждение полученных результатов
Методы обучения и преподавания:выполнение лабораторных работ, командно-ориентированное обучение (TBL), оформление протоколов учебных экспериментов и работ;
Литература
Биохимия: учебник /Под ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., испр. – М. :ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 784 с;
Мохир Ю.М., Баранов Н.П., Урисбаев Т.У Практикум по биохимии (часть 2).- Караганда, 1991.
Контроль: качество выполнения лабораторной работы, проверка оформления результатов выполнения лабораторных работ
Занятие 15
Тема: Переваривание и всасывание белков. Общие пути обмена аминокислот. Трансаминирование и декарбоксилирование
Цель: Изучить метаболизм аминокислот в организме, биологическое и медицинское значение отдельных ферментов и продуктов метаболизма аминокислот.
Задачи обучения:
-
Дать представление об общих путях катаболизма аминокислот
-
Дать представление о биологически значимых метаболитах общих путей обмена аминокислот
Основные вопросы темы:
-
Общая схема источников и путей расходования аминокислот в тканях.
-
Биохимические механизмы регуляции пищеварения: гормоны желудочно-кишечного тракта
-
Понятие об азотистом балансе. Причины и последствия белкового голодания: в зрелом и раннем детском возрасте. Квашиоркор.
-
Гниение белков (аминокислот) в кишечнике. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот.
-
Трансаминирование, специфичность трансаминаз. Коферментная роль витамина В6. Диагностическое значение определения трансаминаз в сыворотке крови.
-
Декарбоксилирование аминокислот.
-
Биогенные амины: гистамин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, катехоламины, образование и биологические функции.
-
Окисление биогенных аминов (моноаминооксидазы), ингибиторы МАО.
-
Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций.
Методы обучения и преподавания устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 16
Тема:Дезаминирование. Пути обезвреживания аммиака. Обмен отдельных аминокислот.
Цель занятия: изучить пути образования и безвреживанияамииака в организме
Задачи обучения:
-
Дать представление об основных путях обезвреживания аммиака в огранизме
-
Дать представление о биологическом значении обезвреживания аммиака в организме.
-
дать тпредставление об обмене и роли одноуглеродных фрагментов
-
Дать представление об обмене ароматических аминокислот
Основные вопросы темы:
-
Окислительное дезаминированиеглутаминовой кислоты
-
Непрямое дезаминирование аминокислот.
-
Основные источники аммиака в организме.
-
Конечные продукты азотистого обмена: соли аммония и мочевина.
-
Биосинтез мочевины.
-
Нарушение синтеза и выведения мочевины.
-
Особенности обмена цистеина, серина и глицерина.
-
Тетрагидрофолиевая кислота и синтез одноуглеродных групп.
-
Использование одноуглеродных групп производных ТГФК.
-
Обмен фенилаланина и тирозина
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 17
Тема: Обмен нуклеотидов.
Цель: изучить основные процессы обмена нуклеотидов и нуклеиновых кислот в организме
Задачи обучения:
-
дать представление о путях синтеза и распаде нуклеотидов
-
дать представление о нарушениях обмена нуклеотидов и нуклеопротеидов
Основные вопросы темы:
-
Переваривание и всасывание продуктов переваривания нуклеопротеидов.
-
Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов.
-
Образование мочевой кислоты.
-
Представления о распаде и биосинтезе пиримидиновых нуклеотидов.
-
Координация биосинтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов.
-
Нарушения обмена нуклеотидов.
-
Конечные продукты обмена нуклеотидов и их выведение.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 18
Тема: Регуляция гомеостаза. Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ.
Цель:.изучить молекулярные механизмы регуляции гомеостаза и обмена веществ в организме человека
Задачи обучения:
-
Дать представление о гормонах и гормональной регуляции
-
Дать представление о гормонах гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы
Основные вопросы темы:
-
Основные механизмы саморегуляции обмена веществ на уровне клетки.
-
Иерархия регуляторных систем у высших организмов.
-
Нейропептиды мозга, либерины и статины.
-
Гормональная регуляция, как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ.
-
Общие свойства гормонов, понятие о клетках-мишенях, рецепторах гормонов, механизм действия гормонов, посредники гормонального сигнала. Классификация гормонов.
-
Механизмы регуляции внутренней секреции.
-
Иодтиронины щитовидной железы (тироксин и трииодтиронин), строение, синтез и механизм действия
-
Понятие о гипер- и гипотиреозах.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 19
Тема: Регуляция гомеостаза. Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ.
Цель:.изучить молекулярные механизмы регуляции гомеостаза и обмена веществ в организме человека
Задачи обучения:
-
Дать представление о гормонах поджелудочной железы, надпочечников, половых желез
-
Дать представление о простагландинах
Основные вопросы темы:
-
Катехоламины, химическая природа, биосинтез, влияние на обмен веществ и биоэнергетические процессы.
-
Минерало- и глюкокортикоиды , химическая природа, представители, механизм действия этих гормонов на обмен веществ.
-
Инсулин и глюкагон, химическая природа и механизм действия в регуляции обменных процессов.
-
Понятие о сахарном диабете. Основные биохимические нарушения при сахарном диабете. Сахарная нагрузка как метод диагностики сахарного диабета.
-
Половые гормоны: общее физиологическое действие. Мужские и женские половые гормоны, строение, влияние на обмен веществ.
-
Простагландины и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 20
Тема: Белки плазмы крови
Цель занятия: изучить основные биохимические характеристики крови.
Задачи обучения:
-
Дать представление о биохимическом составе крови
Основные вопросы темы:
-
Основные биохимические константы крови и химический состав плазмы крови.
-
Белки плазмы крови.
-
Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Ферменты крови.
-
Клиническое значение биохимического анализа крови.
Методы обучения и преподавания: устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 21
Тема: Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза
Цель занятия: Изучить особенности функционирования системы гемостаза
Задачи обучения:
-
дать представление о биологическом значении системы свертывания крови, фибринолиза и противосвертывающей системе
-
дать представление о механизме гемостаза
-
дать представление о стадиях образования тромба
-
дать представление о системе фибринолиза
-
дать представление о противовсверывающей системе
-
дать понятия о диагностическом значении показателей системы свертывания крови и фибринолиза
Основные вопросы темы:
-
Свертывание крови.
-
Механизмы гемостаза, стадии образования тромба.
-
Роль витамина К в свертывании крови.
-
Система фибринолиза.
-
Противосвертывающая система. Антитромбины и гепарин.
-
Диагностическое значение определения показателей системы свертывания крови, противосвертывающей системы и фибринолиза
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 22
Тема: Биохимия крови. Биохимия эритроцитов. Синтез гема. Обмен железа
Цель занятия: изучить биохимические основы организации эритроцитов, синтеза гемма и обмена железа
Задачи обучения:
-
Дать представление об особенностях биохимической организации эритроцитов
-
Дать представление о типах гемоглобина и участии гемоглобина в газообмене
-
Дать представление о гемоглобинопатиях
Основные вопросы темы:
-
Особенности строения и химического состава эритроцитов.
-
Гемоглобин, типы гемоглобина.
-
Транспорт кислорода и двуокиси углерода кровью.
-
Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты.
-
Гемоглобинопатии
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 23
Тема: Биохимия печени и почек. Водно- солевой обмен.
Цель: Изучить особенности функционирования печени и почек
Задачи обучения:
-
Дать представление о реакциях обезвреживания ксенобиотиков в печени
-
Дать представление об образовании пигментов желчи, мочи и кала в процессе распада гемоглобина
-
Дать представление о функционировании почек
-
Дать представление о регуляции водно-солевого обмена на уровне почек
-
Дать представление об изменении физико-химических свойств и химического состава мочи при патологии
Основные вопросы темы:
-
Роль печени в обмене углеводов, липидов, аминокислот.
-
Реакции обезвреживания веществ в печени: окисление и конъюгация. Инактивация гормонов в печени.
-
Метаболизм чужеродных и лекарственных соединений.
-
Представление о химическом канцерогенезе.
-
Биохимические методы диагностики нарушений функции печени.
-
Образование пигментов желчи, мочи и кала. Обезвреживание билирубина, «прямой» и «непрямой» билирубин.
-
Электролитный состав жидкостей организма. Механизмы регуляции объема, электролитного состава, рН жидкостей организма.
-
Роль почек в регуляции водно-солевого обмена. Антидиуретический гормон, альдостерон и ренин-ангитензиновая система.
-
Биохимические механизмы почечной гипертонии.
-
Натрий и калий в организме. Трансмембранный градиент ионов натрия и калия, натрий-калиевый насос (Na+, К+-АТФ-аза) и его функции. Нарушение обмена натрия и калия.
-
Физико-химические свойства мочи.
-
Изменения физико-химических свойств и химического состава мочи при патологии.
-
Патологические компоненты мочи, их обнаружение. Осадки мочи.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 24
Тема: Биохимия соединительной, костной ткани
Цель: Изучить особенности химического состава соединительной и костной ткани
Задачи обучения:
-
Дать представление о составе соединительной ткани
-
Дать представление о механизмах биосинтеза коллагена
-
Дать представление об особенностях химического состава костной ткани
-
Дать представление о механизмах формирования костной ткани
Основные вопросы темы:
-
Коллаген: особенности аминокислотного состава, первичной и пространственной структуры.
-
Биосинтез коллагена. Роль витамина С, проявления его недостаточности.
-
Гликозамингликаны и протеогликаны соединительной ткани.
-
Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах, заживлени ран. Оксипролинурия.
-
Особенности химического состава и обмена веществ в костной и зубной ткани.
-
Белки костной и зубной ткани.
-
Механизм образования первичного кристалла апатита на белковой, гликозамингликановой и фосфолипидной матрице.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 25
Тема: Биохимия зуба, слюны и гингвальной жидкости.
Цель: Изучить характеристики тканей зуба и жидкостей полости рта
Задачи обучения:
-
Дать представление об особенностях состава, формирования и функционирования тканей зуба
-
Дать представление об особенностях химического состава, функциях жидкостей полости рта
-
Дать представление обособенностях минерального матрикса зуба.
-
Дать представление об оособенности биохимического состава эмали.
-
Дать представление об оособенности биохимического состава дентина.
-
Дать представление об оособенности биохимического состава пульпы.
Основные вопросы темы:
-
Биохимический состав тканей зуба.
-
Органические компоненты зуба и их роль в процессах минерализации.
-
Характеристика минерального матрикса зуба.
-
Особенности биохимического состава эмали.
-
Особенности биохимического состава дентина.
-
Особенности биохимического состава пульпы.
-
Биохимический механизм образования дентина, эмали и цемента зуба
-
Биохимические изменения в тканях зуба при гипер- и гипоплазии, кислотном некрозе, флюорозе и кариесе.
-
Гингвивальная (десневая) жидкость, химический состав, биологическая роль.
-
Основные функции слюны для зубочелюстной системы и организма в целом.
-
Физико-химические свойства и химический состав слюны. Белки и ферменты слюны.
Методы обучения и преподаванияустный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 26
Тема: Биохимия мышц и нервной ткани.
Цель: Изучить особенности биохимического состава мышечной и нервной ткани
Задачи обучения:
-
Дать представление о составе мышечной ткани
-
Дать представление об особенностях энергетического обеспечения мышечного сокращения
-
Дать представление о механизме и регуляции мышечного сокращения
-
Дать представление о составе нервной ткани
-
Дать представление о механизмах возникновения и проведения нервного импульса
-
Дать представление о нейромедиаторах
Основные вопросы темы:
-
Химический состав поперечно-полосатых мышц.
-
Саркоплазматические белки: миоглобин, его строение и функции.
-
Важнейшие белки миофибрилл.
-
Особенности обмена в мышечной ткани.
-
Особенности химического состава миокарда и гладкой мускулатуры.
-
Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия.
-
Химический состав нервной ткани.
-
Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани.
-
Энергетический обмен в нервной ткани. Обмен пировиноградной кислоты и полиневриты.
-
Медиаторы. Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях.
-
Физиологически активные пептиды мозга.
-
Химический состав и биологические функции спинномозговой жидкости (ликвор). Возрастные изменения состава ликвора. Изменения свойств и химического состава ликвора при патологии.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 27
Тема: Заключительное занятие.
Цель: Интеграция знаний по гормональной регуляции обмена веществ, биохимии органов и тканей
Задачи обучения:
Оценить знания по гормональной регуляции обмена веществ, биохимии органов и тканей
Основные вопросы темы:
Интерпритация основных биохимических показателей
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: вопросы, ситуационные задачи, немые схемы
страница 1 страница 2
|