страница 1 страница 2 Ф КГМУ 4/3-06/02
ИП №6 от 14 июня 2007 г.
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра биологической химии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Строение, функции и физико-химические свойства белков. Классификация белков
Тема: Ферменты. Свойства ферментов. Коферментная роль витаминов
Тема:Регуляция активности ферментов. Классификация ферментов
Тема:Лабораторное занятие по теме «Количественное определение белков и ферментов в крови»
Тема: Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Макроэрги. Общие пути катаболизма. Регуляция и функции цикла Кребса.
Тема:Тканевое дыхание. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование.
Тема: Основные углеводы пищи. Переваривание и всасывание углеводов
Тема: Анаэробный и аэробный распад глюкозы. Глюконеогенез. Цикл Кори. Пентозофосфатный путь распада глюкозы.
Тема:Обмен гликогена. Регуляция уровня глюкозы в крови. Нарушения обмена углеводов
Тема: Лабораторный практикум «Определение глюкозы в сыворотке крови»
Тема: Переваривание и всасывание липидов. Липопротеины.
Тема: Синтез и распад жиров. Обмен жирных кислот. Синтез кетоновых тел
Тема: Обмен холестерина, Обмен фосфолипидов. Нарушение обмена липидов
Тема: Лабораторное занятие «Определение показателей липидного обмена в биологических жидкостях».
Тема: Переваривание и всасывание белков. Общие пути обмена аминокислот. Трансаминирование и декарбоксилирование
Тема: Дезаминирование. Пути обезвреживания аммиака. Обмен отдельных аминокислот.
Тема: Обмен нуклеиновых кислот и нуклеотидов
Тема: Регуляция гомеостаза. Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ.
Тема: Регуляция гомеостаза. Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ.
Тема: Белки плазмы крови
Тема: Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза
Тема: Биохимия крови. Биохимия эритроцитов. Синтез гема. Обмен железа
Тема: Биохимия печени и почек. Водно- солевой обмен
Тема: Биохимия соединительной, костной ткани.
Тема: Биохимия зуба, слюны и гингвальной жидкости
Тема: Биохимия мышц и нервной ткани
Тема: Заключительное занятие.
Дисциплина: биологическая химия
Для специальности 5B130200 Стоматология
Курс: II
Составители: зав. кафедрой, проф. Л.Е. Муравлева, доцент, к.б.н. Омарова Г.А., доцент, к.м.н. Д.А. Клюев
Караганда 2013
Осуждены и утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____ от _______________2012 г.
Зав. кафедрой, проф. __________________Муравлева Л.Е.
Занятие 1
Тема: Строение, функции и физико-химические свойства белков. Классификация белков.
Цель:изучить особенности аминокислотного состава, пространственной организации белковых молекул, классификации и функции белков.
Задачи обучения:
-
изучить правила техники безопасности при работе в биохимической лаборатории и с биологическим материалом;
-
изучить биологическую роль пептидов, уровни организации белковых молекул, классификации и функции белков
Основные вопросы темы:
-
Состав, строение и физико-химические свойства белков.
-
Методы выделения и количественного измерения концентрации белков.
-
Типы структурной организации белков.
-
Типы связей в белковой молекуле.
-
Зависимость биологических свойств от вторичной и третичной структуры.
-
Классификация белков, простые и сложные белки.
-
Биологические функции белков
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 2
Тема:Ферменты. Свойства ферментов. Коферментная роль витаминов
Цель занятия:изучить особенности ферментативного катализа, строение и свойства и классификацию ферментов
Задачи обучения:
-
Дать представление о структурной организации ферментов.
-
Дать представление о строении и свойствах ферментов, факторах, влияющих на активность ферментов
-
Дать представление о специфичности и механизме действия ферментов
-
Дать представление о различиях ферментного состава органов и тканей
-
Дать представление об ингибиторах и активаторах ферментов.
-
Дать представление о видах регуляции активности ферментов
-
Дать представление о классификации и номенклатуре ферментов
Основные вопросы темы:
-
Свойства ферментов.
-
Механизм действия и особенности ферментативного катализа.
-
Специфичность действия ферментов.
-
Изоферменты.
-
Факторы, влияющие на активность ферментов. Единицы измерения активности и количества ферментов.
-
Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты.
-
Коферментные функции витаминов.
-
Ингибиторы ферментов и активаторы, лекарственные препараты - ингибиторы и активаторы ферментов.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 3
Тема:Регуляция активности ферментов. Классификация ферментов
Цель: изучить виды регуляции активности ферментов, классификацию ферментов, области применения ферментов в медицине
Задачи обучения:
-
Дать представление о видах регуляции активности ферментов
-
Дать представление о классификации и номенклатуре ферментов
-
Дать представление о применении ферментов в медицине.
Основные вопросы темы:
-
Регуляция действия ферментов. Контроль количества и контроль активности ферментов.
-
Виды регуляции: активация ферментов путем частичного протеолиза; аллостерическая регуляция ферментов; регуляция путем ассоциации-диссоциации субъединиц в олигомерном ферменте, ковалентная модификация.
-
Классификация ферментов и их номенклатура. Классы ферментов: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, изомеразы, лиазы, лигазы; их подклассы.
-
Понятие об ингибиторах ферментов. Примеры.
-
Понятие об органоспецифичных ферментов.
-
Понятие о наследственных энзимопатиях.
-
Понятие о областях применения ферментов в медицине
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 4
Тема: Лабораторноезанятие по теме: «Количественное определение белков и ферментов в крови»
Цель: продемонстрировать клинико-диагностическую значимость количественного определения содержания белков и активности ферментов в биологических жидкостях
Задачи обучения:
-
обучить методам определения содержания белка в биологических жидкостях
-
обучить методам оценки активности ферментов
Основные вопросы темы:
-
Обнаружение в количественное определение белка в биологических жидкостях в условиях нормы и патологии
-
Определение активности ферментов в биологических жидкостях в условиях нормы и патологии
-
Оформление протоколов исследования
-
Обсуждение полученных результатов
Методы обучения и преподавания:выполнение лабораторных работ, командно-ориентированное обучение (TBL), оформление протоколов учебных экспериментов и работ;
Литература
Биохимия: учебник /Под ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., испр. – М. :ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 784 с;
Мохир Ю.М., Баранов Н.П., Урисбаев Т.У Практикум по биохимии (часть 1).- Караганда, 1991.
Контроль: качество выполнения лабораторной работы, проверка оформления результатов выполнения лабораторных работ
Занятие 5
Тема: Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Макроэрги. Общие пути катаболизма. Регуляция и функции цикла Кребса
Цель:изучить основные этапы обмена веществ в организме, взаимосвязь обмена веществ и энергии.
Задачи обучения:
-
дать представление о молекулярных механизмах протекания и регуляции метаболических процессов
-
дать представление о механизмах трансформации энергии, нарушениях энергетического обмена
Основные вопросы темы:
-
Обмен веществ и питание, метаболизм и выделение продуктов метаболизма.
-
Понятие о метаболизме, основных его этапах, анаболические и катаболические пути метаболизма.
-
Общие принципы регуляции метаболизма.
-
Основные конечные продукты метаболизма у человека и пути их выведения. Методы изучения обмена веществ
-
Схема катаболизма основных пищевых веществ.
-
Понятие о специфических и общих путях катаболизма.
-
Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты.
-
Цикл лимонной кислоты (цикл трикарбоновых кислот Сент-Дьёрди - Кребса).
-
Связь между общими путями катаболизма и цепью переноса электронов и протонов.
-
Аллостерические механизмы регуляции цитратного цикла.
-
Образование углекислого газа при тканевом дыхании.
-
Анаболические функции цикла Сент-Дьёрди - Кребса
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 6
Тема: Тканевое дыхание. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование.
Цель занятия: изучить основные механизмы синтеза макроэргических соединений в клетке
Задачи обучения:
-
дать представление о механизмах трансформации энергии, нарушениях энергетического обмена
Основные вопросы темы:
-
Основные энергетические субстраты клеток.
-
Макроэргические соединения. Цикл АДФ-АТФ.
-
Основные типы окисления (оксидазное, микросомальное, пероксидное).
-
Понятие о тканевом дыхании и биологическом окислении.
-
Структурная организация цепи переноса электронов и протонов.
-
Дегидрогеназы и первичные акцепторы водорода - НАД и флавопротеиды, НАДН-дегидрогеназы.
-
Терминальное окисление: убихинон, цитохромы. Цитохромоксидаза.
-
Механизмы трансформация энергии в клетке (теория П. Митчелла).
-
Регуляция цепи переноса электронов и протонов (дыхательный контроль).
-
Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/0 и АДФ/0.
-
Разобщение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования.
-
Терморегуляторная функция тканевого дыхания.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи
Занятие 7
Тема: Основные углеводы пищи. Переваривание и всасывание углеводов
Цель занятия: изучить основные пути расходования глюкозы в организме, процессы ферментотивного расщепления углеводов пищи в ЖКТ.
Задачи обучения:
-
дать представление о поступлении и путях расходования глюкозы в клетке;
-
дать представление о процессах переваривания и всасывания углеводов пищи в ЖКТ
Основные вопросы темы:
1.Основные углеводы тканей животных, их содержание и биологическая роль. Основные углеводы пищи.
2. Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме.
3. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте, всасывание продуктов переваривания.
4. Катаболизм глюкозы.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 8
Тема: Анаэробный и аэробный распад глюкозы. Глюконеогенез. Цикл Кори. Пентозофосфатный путь распада глюкозы
Цель занятия: учить реакции и значение анаэробного и аэробного распада глюкозы, глюконеогенеза, цикла Кори и пентозофосфатного пути превращения глюкозы.
Задачи обучения:
-
дать представление о поступлении и путях расходования глюкозы в клетке;
-
дать представление о специфических путях распада глюкозы, биологическом значении окисления глюкозы;
-
дать представление о синтезе глюкозы из неуглеводных продуктов.
-
дать представление об основных этапах, продуктах и биологическом значении пентозофосфатного пути.
Основные вопросы темы:
-
Катаболизм глюкозы. Аэробный и анаэробный распад глюкозы.
-
Челночные механизмы переноса водородаизцитозоля в митохондрии.
-
Биосинтез глюкозы (глюконеогенез).
-
Взаимосвязь гликолиза и глюконеогенеза (цикл Кори).
-
Аллостерические механизмы регуляции аэробного и анаэробного путей распада глюкозы и глюконеогенеза: АТФ, АДФ, и АМФ как аллостерические эффекторы.
-
Представление о пентозофосфатном пути превращений глюкозы.
-
Распространение и физиологическое значение пентозофосфатного аути в различных тканях.
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 9
Тема: Обмен гликогена. Регуляция уровня глюкозы в крови. Нарушения обмена углеводов.
Цель: изучить виды регуляции активности ферментов, классификацию ферментов, области применения ферментов в медицине
Задачи обучения:
-
дать представление о путях синтеза и мобилизации гликогена и роли гликогена в организме
-
дать представление о гормональной регуляции углеводного обмена
-
дать представление об основных нарушениях углеводного обмена
Основные вопросы темы:
-
Свойства и распространение гликогена как резервного полисахарида.
-
Биосинтез гликогена.
-
Мобилизация гликогена.
-
Физиологическое значение резервирования и мобилизации гликогена.
-
Общая характеристика нарушения обмена углеводов (гликогенозы и aгликогенозы, наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов, сахарный диабет).
Методы обучения и преподавания:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем.
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи¸ немые схемы
Занятие 10
Тема:Лабораторное занятие по теме «Определение глюкозы в сыворотке крови»
Цель:продемонстрировать клинико-диагностическую значимость количественного определения метаболитов углеводного обмена в биологических жидкостях
Задачи обучения:
-
обучить методам определения глюкозы в биологических жидкостях
Основные вопросы темы:
-
Методика определения глюкозы в сыворотке крови
-
Методика определения глюкозы в моче
-
Схема проведения теста толерантности к глюкозе
-
Понятие о гликозилированном гемоглобине. Диагностическое и прогностическое значение
-
Медицинское значение определения глюкозы и метаболитов ее катаболизма в биологических жидкостях
Методы обучения и преподавания:выполнение лабораторных работ, командно-ориентированное обучение (TBL), оформление протоколов учебных экспериментов и работ;
Литература
Биохимия: учебник /Под ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., испр. – М. :ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 784 с;
Мохир Ю.М., Баранов Н.П., Урисбаев Т.У Практикум по биохимии (часть 1).- Караганда, 1991.
Контроль: качество выполнения лабораторной работы, проверка оформления результатов выполнения лабораторных работ
Занятие 11
Тема: Переваривание и всасывание липидов. Липопротеины
Цель:изучить биологическую роль и основные функции липидов в организме, транспортные формы липидов,
Задачи обучения:
-
Дать представление о схеме переваривания и всасывания и транспортных формах липидов в организме
Основные вопросы темы:
-
Пищевые жиры иих переваривание, роль желчных кислот.
-
Нарушение переваривания и всасывания липидов.
-
Ресинтезтриацилглицеридов в стенке кишечника.
-
Образование хиломикронов и транспорт жиров.
Методы обучения:устный опрос, письменный опрос, дискуссия, работа в малых группах, решение ситуационных задач), решение ситуационных задач, обсуждение вопросов с преподавателем, работа с немыми схемами
Литература
-
Биохимия : Учебник для мед.вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009, 2008, 2007. - 768 с. : ил.
-
Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.
-
Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
-
Березов Т.Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Медицина, 2008. - 704 с.: ил. –
-
Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.
Контроль: тесты, немые схемы, ситуационные задачи.
Занятие 12
страница 1 страница 2
|