Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по теме №1: « Лечебно-профилактическая помощь новорожденным в условиях детской поликлиники. Особенности врачебного наблюдения за недоношенными детьми. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Вскармливание детей грудного возраста. Диспансерное наблюдение за детьми раннего и дошкольного возраста».

Курс - 4


Подготовлено: асс. Зулхажы А.

2012 г.
Обсуждены на заседании кафедры


Протокол №____, «_____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор Дадамбаев Е.Т.

1. ТЕМА №1: « Лечебно-профилактическая помощь новорожденным в условиях детской поликлиники. Особенности врачебного наблюдения за недоношенными детьми. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Вскармливание детей грудного возраста. Диспансерное наблюдение за детьми раннего и дошкольного возраста».
2.Цель:

Cформировать у студентов систему знаний и умений по организации лечебно-профилактической помощи здоровым новорожденным и недоношенным детям в условиях детской поликлиники.

Сформировать у студентов умения, позволяющие определять состояния здоровья новорожденных и выделять группы риска.

Сформировать у студентов систему знаний по организации рационального вскармливания детей раннего возраста.

Сформировать систему знаний по особенностям организации проведения диспансеризации здоровых детей.

Формирование практического навыка расчета питания для здорового ребенка, находящегося на естественном вскармливании

Сформировать у студентов умения определения групп здоровья и групп риска формирования патологии у детей, проведения профилактических осмотров.

Формирование основ клинического мышления, навыков общения с пациентами, их родственниками, коллегами с соблюдением правил медицинской этики и деонтологии, потребности в получении профессиональных знаний и интереса к изучению дисциплины.


3. Задачи обучения:

Обучить принципам организации наблюдения за беременными в детских поликлиниках

Сформировать знания об особенностях физического и нервно-психического развития здорового новорожденного.

Обучить принципам ухода за новорожденными (питание, гигиена, массаж, гимнастика)

Обучить принципам по организации наблюдения за недоношенными детьми и из групп риска

Обучить практическому навыку по проведению патронажа новорожденных на дому.

Ознакомить с особенностями наблюдения за недоношенными детьми.

Выработать и закрепить навыки составления плана диспансерного наблюдения детей первого года жизни.

Сформировать у студентов умение позвольяющие правильно организовать вскармливанию детей грудного возраста

Освоение основных правил успешного грудного вскармливания

Развить у студентов коммуникативного навыка в умении устанавливать контакт с родителями, а также в умении ясно и точно излагать свои рекомендации по питанию

Выработать и закрепить навыки составления плана профилактических осмотров детей раннего и дошкольного возраста.

Развить у студентов способности устанавливать доверительные отношения с родителями и родственниками для более точного и подробного сбора анамнеза.

Развить у студентов способности принимать решения с учетом мнения коллег.


4.Основные вопросы темы:

- Дородовые патронажи у беременным женщинам

- Патронажи к доношенным и недоношенным новорожденным

- Особенности периода новорожденности, пограничные состояния новорожденных

- Оценка физического, нервно-психического развития новорожденного

- Методика определения безусловных рефлексов

- Анатомо-физиологические особенности органов и систем у новорожденных

- Недоношенный ребенок, классификация недоношенности, причины недонашивания

- Особенности врачебного наблюдения за недоношенными детьми



- Диспансерное наблюдение доношенного и недоношенного новорожденного

- Уход за новорожденным на дому

- Основное требование к рациональному питанию

- Естественное вскармливание, рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию

- Противопоказания грудного вскармливания

- Состав и отличительные особенности материнского молока

- Гипогалактия, диагностика, лечение и профилактика

- Основные принципы организации питания детей грудного возраста

- Физиологические потребности детей грудного возраста в пищевых веществах и энергии

- Анатомо-физиологические особенности ЖКТ детей грудного возраста

- Введение прикорма, характеристика продуктов прикорма,правилы назначения прикорма

- Смешанное и искусственное вскармливание

- Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни

- Организация проведения скрининговых неорганизованных и организованных детей дошкольного возраста

- Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей

- Факторы, формирующие здоровье детей раннего и дошкольного возраста

- Группы здоровья. Критерии распределения детей по группам здоровья

- Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка

- Оценка физического и нервно-психического развития детей первого года жизни .
5. Методы обучения и преподавания

Комбинированный метод обучения




Используемый метод обучения

Результат

1

Работа в малых группах

Освоение знаниями по теме занятия, способности работать в команде аргументировано отстаивать свою точку зрения.

2

Патронаж новорожденных,

оформление первичного патронажа, разбор амбулаторных карт с профилактическими осмотрами.



На основе полученных знаний формирование навыков общения с ребенком и родителями, методик оценки физического и нервно- психического развития новорожденного; расчет калоража питания для здорового ребенка, находящегося на естественном вскармливании; умении ясно и точно излагать свои рекомендации по вскармливанию; навык проведения профилактических осмотров на основе приказов и постановления МЗ РК.

3

Решение ситуационных задач

Формирование навыка делать заключение по результатам осмотра новорожденного, определение групп здоровья и определение групп риска развития патологии. умения провести расчет питания, выроботки тактики по организации рациональному питанию детей раннего возраста Формирование навыка делать заключение по результатам профилактических осмотров, определение групп здоровья и определение групп риска развития патологии.

4

Презентации

Формирование умения пользоваться полученными знаниями и потребности в получении профессиональных знаний. Уметь представить патронаж новорожденного на дому с оформлением учетной амбулаторной карты Уметь организовать рациональный режим дня для детей раннего возраста.


6. Литература:

Основная:

1. Приказ МЗ РК № 691 от 22.11.2007 г. «Об усилении профилактических мер по охране здоро-вья детей раннего возраста в РК» - 28 с.

2. Шабалов Н.П. Детские болезни С-Пб., 2008, С.235-249

3. Джумагазиев А.А. Основы поликлинической педиатрии. Р-на-Д., 2006, С.123-137

4. Калмыкова А.С. Поликлиническая педиатрия. М., 2007, С.73-74, 113-145

5. Доскина В.А. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия. М., 2008, С.32-35


Дополнительная:

1. Камаев Н.Н. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы и пути решения. Нижний Новгород, 2005.

2. Баранов А.А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. Москва, 2006, 12 с.

3. Чернышов В.Н. Поликлиническая педиатрия. Москва, 2004.

4. Баранов А.А. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. Москва, 2006.

5. Сушко Е.П. и др. Поликлиническая педиатрия. Минск, 2000, С. 41-43.


7. Контроль:

Методы освоенных компетенций




Используемый метод оценки

Оцениваемая компетентность

1

Решение тестов

Когнитивный компонент, освоенные знания по теме занятия

2

Участие на приеме врача и определение критерии комплексной оценки состояния здоровья детей

Когнитивный, коммуникативный, правовой, практический компоненты

3

Решение ситуационных задач

Когнитивный, коммуникативный, правовой, практический компоненты

4

Подготовка презентаций

Способность к самообразованию


Тестовые задания (25)

Ситуационные задачи (5).
План и организационная структура практического занятия




Этап занятия

Средства проведения занятия

хронометраж

1

Организационная часть: ознакомление с темой и планом проведения занятия, контроль посещаемости. Оценка теоретических знаний по теме занятия при помощи тестовых заданий.

Тематический план практических занятий, учебный журнал, тестовые задания

8.00-9.30

2

Перерыв




9.30-9.40




  • Разбор по амбулаторной карте тематического больного

  • Работа в малых группах

  • Подготовка презентации

Истории развития детей (ф.112/у), литература по теме, компьютер

9.40-11.10

3

Перерыв




11.10-11.20

4

Оценка теоретических знаний по теме занятия при помощи ситуационных задач

Ситуационные задачи

11.20-13.20




Итого




3 академических часа или 5 астрономичес-ких часа


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


  1. Продолжительности периода новорожденности:

А) 7 дней

B) 10 дней

C) 24 дня

D) 28 дней

E) 1 мес.


  1. Сроки проведения первого дородового патронажа:

А) 10-12 недель

B) 20-28 недель

C) 31-32 недель

D) 32-34 недель

E) 12-14 недель


  1. Сроки второго дородового патронажа:

А) 10-12 недель

B) 20-28 недель

C) 31-32 недель

D) 32-34 недель

E) 12-14 недель


  1. Доношнные дети, родившиеся при сроке беременности:

А) 37-38 недель

B) 36-37 недель

C) 40-42 недель

D) 38-40 недель

E) 36-38 недель


  1. Первый патронаж здорового новорожденного проводится в:

А) Первые 3 дня после выписки из роддома

B) Первые 5 дней после выписки из роддома

C) Первые 4 дня после выписки из роддома

D) Через неделю после выписки из роддома

E) В течении 13 дней после выписки из роддома


  1. Первый патронаж недоношенного новорожденного проводится:

А) Первые 3 дня после выписки из роддома

B) Первые 5 дней после выписки из роддома

C) Первый день после выписки из роддома

D) Через неделю после выписки из роддома

E) В течении 13 дней после выписки из роддома


  1. Медицинский документ, в котором отражается развитие ребенка:

А) Форма 112/у

B) Форма 026/у

C) Форма 030/у

D) Форма 025/у

E) Форма 063/у


  1. Комплексные углубленные осмотры детей проводят в возрасте:

А) 2 года

B) 3 года

C) 4 года

D) 9 лет


E) 10 лет


  1. Смешанным вскармливанием, называется питание ребенка 1-го года жизни, когда наряду с женским молоком ребенок получает докорм в виде:

А) Фруктового пюре

B) Овощного пюре

C) Донорского молока

D) Искусственных молочных смесей

E) Фруктовых и овощных соков


  1. Гипогалактия - это:

А) Незначительные размеры молочных желез

B) Снижение выработки молока

C) Изменение состава молока

D) Избыточная выработка молока

E) Полное отсутствие молока


  1. Второй прикорм по программе ВОЗ рекомендуется вводить:

А) С 7 месяцев

B) С 1 месяца

C) С 6 месяцев

D) С 1 года

E) С 3 месяцев


  1. Основными показателями физического развития детей являются все, кроме:

А) Рост

B) Вес

C) Эластичность кожи

D) Окружность головы

E) Окружность грудной клетки.


  1. Во сколько раз увеличивается вес ребенка к концу 1 года жизни:

А) В 1,5 раза

B) В 2 раза

C) В 3 раза

D) В 4 раза

E) В 5 раз


  1. Частота наблюдения доношенного ребенка в периоде новрожденности участковым педиатром:

А) 1 раз в месяц

B) 2 раза в месяц

C) 3 раза в месяц

D) 4 раза в месяц

E) 5 раз в месяц


  1. Врачебные наблюдения недоношенного ребенка на первом месяце жизни проводят:

А) Не реже 1 раза в неделю

B) 2 раза неделю

C) 2 раза в месяц

D) 1 раз в месяц

E) 3 раза в месяц


  1. Вpeмя появления физиологической желтухи:

А)1-е сутки

В) Начало 2-х суток

C) Конец 2-х суток - 3-и сутки

D) После 5-х суток

E)На 7-ые сутки


  1. Укажите средний вес для мальчиков при рождении:

А) 3000 г

В) 3100г

C) 3200 г

D) 3400 г

E) 3500г


  1. Укажите средний вес при рождении для девочек:

А) 2900 г

В) 3000 г

C) 3100 г

D) 3200 г

E) 3300 г


  1. Окружность головы у здорового новорожденного составляет:

А) 30-32 см

В) 33-34 см

C) 34-35 см

D) 32-33 см

E) 35-36 см


  1. Окружность грудной клетки у здорового новорожденного составляет:

А) 30-31 см

В) 31-32 см

C) 32-34 см

D) 34-36 см

E) 36-38 см



  1. Молозиво преждевременно родивших женщин содержит:

А) Больше белка

В) Меньше белка

C) Больше жира

Г) Меньше жира

E) Меньше углеводов


  1. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожденного обрабатывают:

А) Стерильным растительным маслом

В) Физраствором

C) Раствором фурацилина

D) Раствором полиглюкина

E) Спиртовым раствором


  1. Как называется рефлекс новорожденного, когда в ответ на надавливание большими пальцами на ладони ребенка близ тенаров, ребенок открывает рот и сгибает голову:

А) Защитный рефлекс

В) Хватательный рефлекс

C) Рефлекс Галанта

D) Рефлекс Переса

E) Рефлекс Бабкина


  1. Как называется рефлекс новорожденного, когда в ответ на громкий звук ребенок отводит руки в стороны и разгибает пальцы с последующим возвращением рук в исходное положение:

А) Защитный рефлекс

B) РефлексГаланта

C) Поисковый рефлекс

D) Рефлекс Моро

E) Рефлекс Переса


  1. В возрасте 3 месяцев ребенок постепенно теряет часть безусловных врожденных рефлексов, за исключением одного:

А) Защитного

B) Хватательного

C) Опоры

D) Сосательного

E) Ползания


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
1. D

2. E


3. C

4. D


5. А

6. C


7. A

8. B


9. D

10. B


11. A

12. C


13. C

14. C


15. B

16. C


17. E

18. D


19. E

20. D


21. A

22 .A


23. E

24. D


25. D

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
Задача № 1
Ребенок родился с массой 3000,0 г и ростом 50 см. Находится на естественном вскармливании. В настоящее время ему 3 месяца. За истекший срок ничем не болел. Из анамнеза ребенок доношенный, беременность протекала на фоне ОРВИ в 17 недель, у мамы хронический пиелонефрит вне обострения.
Задание: Определить группу здоровья ребенка после комплексной оценки:

А) I


B) II

C) III


D) IV

E) V



Задача № 2
Мальчик 10 дней посещается второй раз участковым педиатром. Из анамнеза выясняется: беременность первая, возраст матери 18 лет, мама курит, беременность протекала с токсикозом I и II половины беременности. Роды со стимуляцией, безводный период 8 часов, родился с однократным обвитием пуповины вокруг шеи. Мама не работала, не замужем, живет с родителями, социально-бытовые условия удовлетворительные. Наследственность не отягощена. Ребенок на грудном вскармливании.
Задание: Необходима консультация специалиста:

А) Стоматолога

B) Офтальмолога

C) Неонатолога

D) Отоларинголога

E) Невропатолога



Задача № 3
Ребенок от IV беременности, I родов. В I триместре беременности мать перенесла ОРВИ, отмечался ранний токсикоз. У мамы анемия I степени ребенок родился в срок, состояние по Апгар оценивалось как 6-7 баллов. Масса при рождении 3000,0 г., рост 52 см. Был выписан на 6-ой день жизни в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового врача.
Задание: Определите ожидаемый риск патологии у новорожденного:

А) Анемия

B) Риск патологии ЦНС

C) Рахит


D) Риск внутриутробного инфицирования

E) Аллергические заболевания


Задача № 4
Ребенок в год был вызван в поликлинику для диспансерного осмотра. Девочка активна, нервно-психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Пытается самостоятельно ходить, говорит 6-8 слов. В течение года ничем не болела. Была осмотрена узкими специалистами в декретированные сроки – здорова. Проведенные лабораторные исследования без патологии.
Задание: Определить группу здоровья ребенка после комплексной оценки:

А) I


B) IIA

C) IIБ


D) III

E) IV


Задача № 5
На прием в поликлинику пришла женщина с ребенком 2-х месяцев. Ребенок родился с массой 3100 г, длиной 50 см. С рождения находится на естественном вскармливании, режим свободный. Развитие соответствует возрасту, в 2 месяца вес составляет 4500 г. Высасывает 900 мл молока в сутки. Получает 30 мл яблочного сока между кормлениями. При расчете питания определено, что на 1 кг массы тела ребенок получает белков – 2,5 г, жиров – 6,5 г, углеводов – 14 г, каллорий – 130.
Задание: Из предложенных вариантов выберите правильный ответ:

А) Питание сбалансированное, несмотря на дефицит в количестве молока

B) Объем молока достаточный, но он не удовлетворяет потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах

C) Количество пищевых веществ на 1 кг массы тела соответствует возрастным потребностям, cоки вводить только с 6 мес. жизни

D) Ребенок получает избыточное количества молока и имеет избыточный вес

E) Объем молока достаточный, но ребенок получает недостаточное количества сока



ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 - B


2 - E

3 - B


4 – А

5 - C




Страница из


страница 1

Смотрите также: