страница 1 страница 2
ГЛАВА 2 ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.1 Текст работы, заголовки структурных элементов
Работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Допускается представлять эскизы и иллюстрации на листах формата А3 (297×420 мм).
Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм.
Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Microsoft Word, используется шрифт Times New Roman, размер шрифта (кегль) 14 пунктов. Межстрочный интервал 1,15. До и после абзаца увеличенный интервал не используется. Количество знаков в строке должно составлять 60-70, количество текстовых строк на странице – 39-40.
Отступ первой строки – 1,25 см. Выравнивание текста по ширине.
Шрифт печати должен быть прямым, чётким, черного цвета, одинаковым по всему объёму текста. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя курсивное, полужирное, курсивное полужирное начертание шрифта, выделение с помощью подчёркивания.
В тексте должны различаться тире (–) и дефисы (-). Знак тире отделяется слева и справа пробелом; знак дефиса «-» не отделяется пробелами.
В тексте работы (кроме выходных данных работ в «СПИСКЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ») допускается использовать только общепринятые сокращения слов и словосочетаний: т. е. – то есть, и т. д. – и так далее, и т. п. – и тому подобное, и др. – и другие, и пр. – и прочие, см. – смотри, в. – век, г. – год, т. – том, с. – страница, ст. – статья. Чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в работе, тем грамотнее она оформлена. При использовании сокращений слов необходимо руководствоваться ГОСТ 7.12–93; СТБ 7.12–95; ГОСТ 7.11–78.
Следует обратить внимание на написание числительных в тексте. Количественные числительные до девяти включительно пишутся словами, например: срок обучения составляет пять лет. Количественные числительные от 10 включительно пишутся цифрами, например: 35 лет; 115 иностранных компаний; в 10 случаях из 15. Исключение составляют числительные, с которых начинается абзац. В этом случае они пишутся словами. Порядковые и количественные числительные в научных текстах (к которым мы отнесем и студенческие работы) пишутся цифрами, например: 5-процентный уровень безработицы; 50-й том; абзац 3; гл. 1.; XX век.
Нумерация страниц даётся арабскими цифрами в нижней части листа в центре без точки в конце; шрифт Times New Roman, размер шрифта (кегль) 12 пунктов.
Первой страницей пояснительной записки является титульный лист, второй – оглавление, они включаются в общую нумерацию, но номера страниц не ставятся. Нумерация начинается с третьей страницы – ВВЕДЕНИЕ.
Заголовки структурных частей – ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРИЛОЖЕНИЕ – печатают без абзацного отступа прописными буквами полужирным начертанием размером 15-16 пунктов, выравнивание – по центру. Заголовки должны быть краткими (лаконичными). Структурные части ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРИЛОЖЕНИЕ, не имеют номеров.
Нумерация глав и параграфов дается арабскими цифрами. Номер главы ставят после слова «глава» (без знака «№»). Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы. Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номер состоит из номера главы и порядкового номера параграфа, разделённых точкой, например: «2.3» (третий параграф второй главы, при этом слово «параграф» не пишется). После номеров, а также в конце заголовков глав и заголовков параграфов точку не ставят. В названиях заголовков глав и параграфов переносы не допускаются.
Номера и заголовки параграфов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом размером 15-16 пунктов, выравнивание – по ширине. Заголовки параграфов приводят после их номеров через пробел.
Расстояние между заголовком главы и заголовком её первого параграфа должно составлять два межстрочных интервала (т. е. между заголовком главы и заголовком параграфа оставляется одна свободная строка).
Расстояние между заголовком параграфа и текстом, к которому он относится, также должно составлять два межстрочных интервала.
Расстояние между параграфами главы (текстом предшествующего параграфа и заголовком следующего) – три межстрочных интервала (т. е. оставляются две свободные строки).
Каждую структурную часть работы (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРИЛОЖЕНИЕ) следует начинать с нового листа.
2.2 Иллюстрации и таблицы
Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, и др.) и таблицы используются для наглядного представления теоретических и (или) экспериментальных данных. Иллюстрации и таблицы следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы.
На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в тексте работы с обязательным указанием используемого источника. Слова «рисунок» и «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) дается арабскими цифрами без знака «№» и состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделённых точкой. Например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 2.3» (третья таблица второй главы). Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом, например: «Рисунок 1», «Таблица 1».
Расстояние между текстом и иллюстрацией (рисунком) должно составлять два межстрочных интервала.
Пояснительные данные к иллюстрации, если они имеются, помещают под иллюстрацией, выравнивая по центру страницы, шрифтом размером 12 пунктов.
С новой строки без абзацного отступа по центру полужирным начертанием печатается слово Рисунок, номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Слово «рисунок», его номер и наименование иллюстрации печатаются шрифтом на 1-2 пункта меньше, чем основной текст. Точку в конце нумерации и наименования иллюстрации не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка.
Например:
Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по золотому сечению, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382. На рисунке 2.1 показано деление отрезка на части по золотому сечению.
Рисунок 2.1 – Деление отрезка по золотому сечению
Цифровой (в некоторых случаях – текстовый) материал оформляют в виде таблиц. Расстояние между текстом и таблицей должно составлять два межстрочных интервала.
Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова Таблица, её порядкового номера и названия, отделённого от номера знаком «тире». Точку в конце нумерации и наименования таблицы не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании таблицы.
Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа, шрифт – Times New Roman размером 14 пунктов, выравнивание – по ширине или по левому краю.
Границы таблицы не должны выходить за рамки текста.
Не следует включать в таблицу колонку «номер по порядку». При необходимости нумерации показателей, включённых в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием.
Заголовки колонок, как правило, записывают параллельно строкам таблицы; при необходимости допускается располагать заголовки колонок параллельно колонкам таблицы.
Текст и цифровой материал в таблице даётся без абзацного отступа, шрифт – Times New Roman; рекомендуемый размер – 12–13 пунктов, минимальный допустимый размер шрифта в таблице – 8 пунктов.
2.3 Нумерованные и маркированные списки
В тексте работы допускается использование нумерованных и маркированных простых и сложных списков. Пример оформления простого нумерованного списка:
1. Текст.
2. Текст.
3. Текст.
Для всех маркированных списков в работе следует использовать по всему тексту одинаковый символ. Пример оформления простого маркированного списка:
● текст;
● текст;
● текст.
Для составления сложных списков можно использовать сочетание нумерованного и маркированного списков либо многоуровневый нумерованный список.
2.4 Ссылки и библиографическое описание использованных источников
Студент обязан давать ссылки на источники, из которых приводятся материалы или отдельные результаты, на идеях и выводах которых разрабатываются те или иные проблемы, задачи, вопросы. Такие ссылки дают возможность найти соответствующие источники и проверить достоверность цитирования, а также необходимую информацию об этом источнике.
Ссылки на источники даются при прямом и косвенном цитировании, а также при использовании цифровых данных, изложении концепций.
Прямое цитирование подразумевает дословную передачу авторского текста. Прямые цитаты в тексте приводятся в кавычках. Работа не должна быть переполнена прямыми цитатами: на одной странице текста обычно приводится не более трех цитат. Не следует использовать цитаты там, где студент развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.
При косвенном цитировании собственными словами передаётся смысл текста. В этом случае кавычки не ставятся, но обязательно дается ссылка на источник, из которого взят данный материал.
Ссылки даются на все документы, использованные (цитируемые, упоминаемые, изученные) при написании работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.
Ссылки на источники в тексте работы указываются путём приведения номера в соответствии со списком использованных источников. Порядковые номера ссылок должны быть написаны внутри квадратных скобок.
Например:
Цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объёмной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление 18, с. 103.
Здесь 18 – номер источника в списке, 103 – номер страницы.
Другие примеры оформления ссылок:
[7, с. 25; 10, с. 250] – аналогичная ссылка на несколько источников;
[14, с. 26–28] – здесь 14 – номер источника в списке, 26–28 – номера страниц в используемом источнике;
[3; 6; 8] – здесь 3, 6, 8 – это номера источников в списке, на которые делается ссылка.
Сведения об использованных источниках приводятся в структурной части СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Источники следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. При алфавитном способе группировки источников не следует в одном списке смешивать различные алфавиты. Сначала приводят перечень источников на языке работы, а затем – источники на других языках.
Сведения об использованных источниках печатают с абзацного отступа, номер записывают арабскими цифрами, после номера ставят точку. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца.
Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.- 84.
Примеры библиографического описания источников приведены Приложении В.
Пример оформления списка использованных источников дан в Приложении Г.
2.5 Список иллюстраций
Список иллюстраций оформляется в том порядке, в каком они идут в тексте. Ссылки в тексте на иллюстрации обязательны.
2.6 Приложения
Раздел «Приложения» оформляют в конце текстовой части дипломной работы как продолжение работы на последующих её листах, либо в виде отдельной части (книги или папки), располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы.
Число приложений определяется автором дипломной работы. Если приложений два и более, их обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В».
Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки и печатается без абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом размером 15-16 пунктов, выравнивание – по центру листа.
Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного без абзацного отступа прописными буквами; шрифт Times New Roman полужирный размером 15-16 пунктов, выравнивание – по центру.
Иллюстрации, таблицы и эскизы, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения, например: «Рисунок П.А.2» – второй рисунок приложения А; «Таблица П.Б.1» – первая таблица приложения Б.
Номер и название печатаются под иллюстрацией приложения без абзацного отступа по центру полужирным начертанием шрифтом на 1-2 пункта меньше, чем основной текст. Точку в конце нумерации и наименования иллюстрации не ставят.
В тексте дипломной работы ссылки на материалы, представленные в приложении, даются в круглых скобках.
Например:
Художник, литератор, музыкант Наполеон Орда (1807-1883 гг.), выходец из Гродненской губернии, оставил после себя большое количество акварелей с изображением конкретных исторических мест Беларуси и мотивами природных пейзажей (Приложение А, иллюстрация П.А.1 – П.А.8).
ГЛАВА 3 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНГО ПРОЕКТА
3.1 Допуск к защите дипломнго проекта
Подготовленная к защите пояснительная записка дипломного проекта помещается в твёрдый переплет или твердую папку с файлами. С обратной стороны обложки (в начале работы) приклеивается конверт, в который помещается электронная версия дипломного проекта (вместе с приложениями) на DVD-R.
В конце пояснительной записки в отдельные файлы помещаются задание и календарный план-график, оставляется место для отзыва руководителя и рецензии.
Законченный дипломный проект представляется научному руководителю, который составляет на неё отзыв (Ф 20-067). В отзыве на дипломный проект должны быть отмечены:
-
актуальность темы дипломного проекта;
-
степень решения поставленных задач;
-
степень самостоятельности и инициативности студента;
-
умение пользоваться специальной литературой и иными источниками;
-
способности студента к творческой, научной и проектной деятельности;
-
возможности использования полученных результатов в производстве;
-
возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации.
Дипломный проект и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой за три недели до защиты. Для решения вопроса о возможности допуска студента к защите дипломного проекта на кафедре может создаваться рабочая комиссия, которая заслушивает сообщение студента по дипломному проекту, определяет соответствие дипломного проекта заданию и выясняет готовность студента к защите.
Допуск студента к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе пояснительной записки к дипломному проекту.
Если заведующий кафедрой на основании выводов рабочей комиссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы. При отрицательном заключении кафедры протокол заседания представляется через декана факультета на утверждение ректору, после чего студент информируется о том, что он не допускается к защите дипломного проекта.
3.3 Рецензирование дипломного проекта
Дипломный проект, допущенный выпускающей кафедрой к защите, направляется заведующим выпускающей кафедрой на рецензию не позднее, чем за две недели до защиты. Рецензенты дипломных проектов утверждаются деканом факультета по представлению заведующего кафедрой из числа профессорско-преподавательского состава других кафедр, педагогического состава других учебных заведений, специалистов производства и учреждений культуры.
В рецензии (Ф 20-068) должны быть отмечены:
-
актуальность темы дипломного проекта;
-
уровень исполнения дипломного проекта;
-
выраженность авторского творческого подхода в решении задач дипломного проекта;
-
грамотное использование материалов и инструментов, технический уровень исполнения работы;
-
наличие глубокого предпроектного исследования по теме дипломного проекта;
-
оформление проекта в соответствии с современными требованиями;
-
логичность построения пояснительной записки;
-
наличие по теме проекта обзора аналогов, его полнота и последовательность анализа;
-
полнота описания этапов проектирования,;
-
наличие аргументированных выводов по результатам дипломного проекта;
-
практическая значимость дипломного проекта, возможность его использования в производстве;
-
недостатки и слабые стороны дипломного проекта;
-
замечания по оформлению пояснительной записки к дипломному проекту;
-
оценка дипломного проекта.
Рецензент имеет право затребовать у студента – автора дипломного проекта дополнительные материалы, касающееся существа проделанной работы.
Студент должен быть ознакомлен с рецензией до защиты проекта.
3.4 Защита дипломной работы
Порядок защиты дипломного проекта определяется положением о Государственных экзаменационных комиссиях (ГЭК).
Защита дипломных проектов выпускников проходит на открытом заседании ГЭК с обязательным (при отсутствии уважительных причин) присутствием научного руководителя и рецензента и с участием не менее половины состава комиссии. На защите разрешается присутствие представителей средств массовой информации, художественной общественности, преподавателей и студентов факультета. Защита дипломных проектов (работ) может проводиться как в вузе, так и на предприятиях, в организациях и учреждениях, для которых тематика защищаемых проектов (работ) представляет научный и практический интерес.
На защиту одного дипломного проекта отводится до 30 минут. Для сообщения содержания дипломного проекта студенту предоставляется не более 15 минут. После доклада выпускник отвечает на вопросы членов ГЭК. Вопросы могут касаться как темы выполненного проекта, так и носить общий характер в пределах дисциплин специальности и специализации, изучаемых на протяжении обучения в вузе. После членов ГЭК, с разрешения председателя, вопросы могут задавать все присутствующие на защите. Затем выступает рецензент или зачитывается его рецензия. При имеющихся замечаниях рецензента выпускник должен ответить на них. После этого выступает со своим отзывом руководитель дипломного проекта или, при его отсутствии, зачитывается отзыв.
Защита заканчивается предоставлением выпускнику заключительного слова, в котором он вправе высказать своё мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе обсуждения проекта.
После окончания процедуры защиты дипломных проектов ГЭК продолжает свою работу на закрытой части заседания, на которой с согласия председателя комиссии могут присутствовать научные руководители и рецензенты дипломных проектов.
Оценка дипломных проектов осуществляется в соответствии с утвержденными Советом факультета критериями. Результаты защиты оцениваются оценками в баллах по 10-балльной шкале. Положительными являются оценки не ниже 4 баллов. Критерии оценок приведены в Приложении Д.
Студент, не явившийся на защиту дипломных работ по уважительной причине, подтвержденной документами, имеет право обратиться с заявлением на имя ректора университета о продлении срока защиты дипломного проекта.
Студент, не явившийся на защиту дипломных проектов в установленный срок без уважительной причины или получивший по результатам защиты отметку ниже 4 баллов или «не защитил», отчисляется из университета. Он имеет право обратиться с заявлением на имя ректора о повторной защите дипломного проекта. Право прохождения повторной итоговой аттестации ему может быть предоставлено во время работы государственной экзаменационной комиссии не ранее чем через 10 месяцев, но в течение 3 лет после отчисления из университета.
Результаты защиты дипломных проектов, решения о присвоении квалификации и выдаче дипломов о высшем образовании, о рекомендации в магистратуру и аспирантуру оглашаются в этот же день после оформления соответствующих протоколов.
После защиты дипломный проект, а также отзыв научного руководителя и рецензия хранятся на кафедре на протяжении 5 лет в соответствии с установленными на факультете требованиями по хранению и выдаче дипломных проектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примеры оформления титульного листа дипломной работы
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ
ТЕМА: «Дизайн-разработка каталога кафедры дизайна»
Выполнил студент 5 курса
дневной формы обучения
специальности
«Дизайн (графический)»
Сизов Михаил Иванович Руководитель работы:
ст. преподаватель
кафедры дизайна
Канчуга О.П.
Работа к защите
|
Работа защищена
|
допущена
|
с оценкой _____________
|
«____» _____________
|
«_____» _______________
| Зав. кафедрой |
_______________________
|
дизайна
|
_______________________
|
доцент Лещинский А.А.
|
_______________________
|
____________________
|
_______________________
|
(подпись)
|
(подписи членов комиссии)
|
Гродно 2012
Пример П.А.3 Титульный лист пояснительной записки к дипломному проекту
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Примеры составления и оформления оглавлений
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………. 11
-
Каталог как вид рекламной продукции………………….……………….. 11
-
Композиция в печатных изданиях. Ее средства и законы.……….……… 22
1.2.1.Форматы печатных изданий …………………………………………….. 26
1.2.2. Средства композиции…………………………………………………… 32
1.2.3.Законы композиции………………………………………………………. 36
-
Модульная система как основа проектирования………………..……….. 39
-
Основные элементы книги (каталога)……………………..……….…….. 31
-
Верстка и макетирование……………………………………..…………… 46
-
Способы печати …………………………………………………………..... 47
-
Допечатная подготовка ……………………………………………………. 48
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………….. 49
2.1. Образность …………………………………………………………………….49
2.2. Функциональность ……………………………………………………………51
2.3. Формат ………………………………………………………………………....52
2.4. Модульная структура ……………………………………………………….. .53
2.5. Цветовая гамма ……………………………………………………………….54
2.6. Шрифтовая гарнитура ……………………………………………………….56
2.7. Использованные материалы ………………………………………………... 58
2.8. Способы печати ………………………………………………………………59
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….. 60
-
Стадии проектирования ……………………………………………………...60
-
Образность ……………………………………………………………………61
-
Функциональность …………………………………………………………...62
-
Формат ………………………………………………………………………...63
-
Модульная структура ………………………………………………………...64
-
Цветовая гамма ……………………………………………………………….65
-
Шрифтовая гарнитура ………………………………………………………..66
-
Использованные материалы …………………………………………………67
-
Способы печати ………………………………………………………………68
-
Сведение элементов в единую систему, приведение к единому
стилистическому решению …………………………………………………..70
3.11. Графическая презентация …………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….. 74
Пример П.Б.3 Оглавление дипломного проекта в области графического дизайна ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………. 11
-
Коллекции одежды как вид дизайнерской деятельности…………………. 11
-
Способы изготовления коллекции одежды …………………………………16
-
Композиция костюма, средства и законы композиции …………………….22
-
Варианты способов исполнения одежды …………………………………...26
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………….. 30
2.1. Анализ образа потребителя ……………………………………………….. 30
2.2. Морфологический анализ фигуры потребителя и ее антропологическая характеристика …………………………………………………………………… 34
2.3. Анализ модных тенденций и композиционно-структурного решения ..... 38
2.4. Анализ моделей-аналогов. Используемые материалы, ткани, фурнитура, цветовая гамма, и использование элементов декоративно-прикладного искусства. Модульная структура коллекций …………………………………. 44
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………….. 50
-
Обоснование идеи и девиза коллекции. Поиск образного решения в соответствии с прогнозом и модными тенденциями. Выбор и обоснование базовой символ-формы коллекции, поиск гармоничной объемной композиции базовой формы. Выбор стилевого решения и цветового строя коллекции ..… 50
-
Выбор материалов ………………………………………………………… 54
3.3. Разработка эскизной коллекции моделей одежды ………………………. 58
3.4. Выбор оптимального композиционного и конструктивного решения проектируемого изделия в соответствии с эскизной коллекцией и выбранными материалами…………………….………………………………………………… .60
3.5. Конструкторская проработка коллекции ……………………………………64
3.6. Составление технологической последовательности обработки изделия и выполнение схем обработки основных узлов ………………………………….. 66
3.7. Анализ финансовых расчетов ……………………………………………… 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 65
Пример П.Б.3 Оглавление дипломного проекта в области дизайна костюма и тканей
ПРИЛОЖЕНИЕ В Примеры библиографического описания источников
Характеристика источника
|
Пример оформления
|
Один, два или три автора
|
Котаў, А.I. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. – 2-е выд. – Мінск : Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с.
|
Четыре и более автора
|
Культурология : учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 495 с.
|
Многотомное издание
|
Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – 6 т.
|
Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. –Мінск : Беларус. навука, 2001. – 3 т.
|
Отдельный том в
многотомном издании
|
Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – Т. 1 : Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751 с.
|
Каталог
|
Памятные и инвестиционные монеты России из драгоценных металлов, 1921–2003 : каталог-справочник / ред.-сост. Л.М. Пряжникова. – М. : ИнтерКрим-пресс, 2004. – 462 с.
|
Учебно-методические материалы
|
Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н.А. Горбаток ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.
|
Статья из журнала
|
Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / I. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53.
|
Статья из
энциклопедии,
словаря
|
Витрувий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359–360.
|
Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550–553.
|
Электронные ресурсы
|
Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия : по материалам изд-ва "Большая российская энциклопедия" : в 3 т. – Электрон. дан. (486 Мб). – М. : Кордис & Медиа, 2003. – Электрон. опт. диски (CD-ROM) : зв., цв. – Т. 1 : Балет. – 1 диск ; Т. 2 : Опера. – 1 диск ; Т. 3 : Драма. – 1 диск.
|
Ресурсы
удаленного
доступа
|
Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Союза: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша // Белорус. журн. междунар. права [Электронный ресурс]. – 2004. – № 2. – Режим доступа : http://www.cenunst.bsu.by/journal/2004.2/01.pdf. – Дата доступа : 16.07.2005.
| ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Пример оформления списка использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Авсиян, О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие / О.А. Авсиян. – М.: Изобраз. искусство, 1985. – 152 с., ил.
-
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год [Текст] : тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 201. – 62 с.
-
Витрувий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359–360.
-
Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Кузин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 232 с.
-
Культурология : учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 495 с.
-
Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Н.Г.Ли. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил.
-
Основы идеологии белорусского государства [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов / В. В. Шинкарев [и др.]. – Мн. : БГПУ, 2004. – 150 с.
-
Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие / Н.Н.Ростовцев. – 2-е изд., доп., – М.: Изобраз. искусство, 1995. – 216 с., ил.
-
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.
-
Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб-метод. пособие / Российская Акад. Художеств. – 3-е изд., – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с., ил.
-
Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – 3 т.
-
Грыль, Ф. С. Мастак фантастычнага рэалізму [Тэкст] : уплыў літ. на творчасць графіка В. Славука / Ф. С. Грыль; пер. з ням. Г. Скакун // Дзеяслоў. – 2003. – № 4. – С. 217–222.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Критерии оценки
знаний и компетенций студентов по 10-балльной шкале при защите дипломной работы по специальности 1-19 01 01 Дизайн (по направлениям),
направлению специальности 1-19 01 01-05 Дизайн (костюма и тканей),
специализации 1-19 01 01-05 01 Дизайн швейных изделий
Оценка
|
Характеристика
|
10
(десять)
|
Отличное и своевременное исполнение плана-задания дипломной работы, полное соответствие требованиям стандарта и учебной программы по представленной на защиту творческой работе. Грамотное исполнение проектно-художественной части работы, полноценное владение технологией изготовления швейных изделий. Проявлена самостоятельность творческого мышления. Наблюдается индивидуальный творческий подчерк и авторская манера исполнения коллекции моделей одежды. Прослеживается творческий контакт с руководителем дипломной работы. Широко использован опыт признанных мастеров моды в теоретической и практической частях дипломной работы. Теоретическая (описательная) часть работы выполнена в соответствии с требованиями установленными кафедрой, имеет все разделы, параграфы, список использованных аналогов, в наличии предварительные эскизы, зарисовки и другой вспомогательный материал и литература. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Рецензент отзывается о дипломной работе положительно и оценивает её высоко. Речь дипломанта во время защиты звучит уверенно, используется большое число профессиональных терминов, на вопросы членов Государственной комиссии дипломант отвечает в полном объёме, раскрывая профессиональную суть вопроса. Представленная дипломная работа может иметь практическое применение в условиях швейного производства.
|
9
(девять)
|
Отличное исполнение плана-задания дипломной работы. Работа исполнялась последовательно в рамках технологических правил. Грамотно использованы материалы и инструментарий. Уровень дипломной работы соответствует современным художественным и конструктивно-технологическим требованиям, проявлена самостоятельность творческого мышления. Очевиден хороший творческий контакт с руководителем дипломной работы. Материалы и конструктивно-технологические приёмы работы свидетельствуют о высокой профессиональной подготовке. Широко использован творческий опыт предыдущих поколений мастеров моды в теоретической и практической частях дипломной работы. В полной мере проявлена теоретическая творческая самостоятельность дипломанта, (описательная) часть дипломной работы выполнена в соответствии с требованиями установленными кафедрой, имеет все разделы и параграфы, список использованных аналогов и литературы. В наличии предварительные эскизы, зарисовки, и иной вспомогательный материал. Оформление работы соответствует требованиям. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Рецензент отзывается о дипломной работе положительно и оценивает её высоко. Речь дипломанта во время защиты звучит уверенно, используется значительное число профессиональных терминов, на вопросы членов Государственной комиссии дипломант отвечает в полном объёме. Представленная дипломная работа может иметь практическое применение в сфере швейного производства.
|
8
(восемь)
|
План-задание дипломной работы выполнено в полном объёме в рамках формальных требований соответствующих учебных дисциплин с соблюдением общих требований образовательных стандартов и учебных программ. Дипломант демонстрирует логический, последовательный ход исполнения дипломной работы, хорошо владеет теоретическим материалом и практическими навыками пошива одежды различного назначения. В наличии полноценный творческий контакт с руководителями дипломной работы, при этом проявляется способность выпускника к творческой самостоятельности. Теоретическая (описательная) часть работы выполнена в соответствии с основными требованиями установленными кафедрой, имеет все разделы, параграфы, достаточное количество аналогов и использованной литературы. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. По отзыву рецензента дипломная работа заслуживает высокой оценки. Речь дипломанта во время защиты звучит уверенно, с использованием профессиональных терминов. На вопросы членов Государственной комиссии дипломант отвечает в полном объёме, раскрывая профессиональную суть вопроса. Представлено достаточное количество эскизов, зарисовок, и иного подготовительного материала. Оформление работы соответствует существующим требованиям, представленная дипломная работа может иметь практическое применение в сфере швейного производства.
|
7
(семь)
|
В дипломной работе продемонстрирован грамотный ход исполнения творческой работы. Работа полностью выдержана в рамках учебной программы по данной дисциплине. Наличествует понимание студентом поставленных творческих задач и путей их реализации. Прослеживается грамотное руководство ходом работы со стороны руководителя. В работе использовано творческое наследие признанных мастеров моды. Теоретическая (описательная) часть работы выполнена в соответствии с требованиями установленными кафедрой изобразительного искусства, имеет все разделы и параграфы, перечень аналогов и использованной литературы. В наличии необходимое количество предварительных эскизов, и иного вспомогательного материала. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Речь дипломанта во время защиты содержит в себе достаточную и грамотную информацию по существу исполнения и содержания работы. Рецензент в своем отзыве ставит хорошую оценку и отмечает многие положительные качества работы, а также некоторые присущие ей недостатки. Оформление работы не вполне совпадает с её содержанием. Представленная дипломная работа может быть использована кафедрой, как методический материал.
|
6
(шесть)
|
Дипломант в своей работе продемонстрировал грамотный ход исполнения дипломного задания. Осуществлена серьезная попытка, самостоятельного решения творческой задачи в рамках соответствующего раздела учебной программы. Соблюдена в целом логика и последовательность исполнения дипломного задания. Прослеживается грамотное и настойчивое кураторство ходом работы со стороны руководителя. Имеются некоторые незначительные отступления от технологических требований и незначительные неточности в применении законов и правил изобразительной грамоты, конструировании и технологии изготовления моделей коллекции. Имеются ссылки на опыт признанных мастеров моды. Теоретическая (описательная) часть дипломной работы в основном выдержана в рамках требований установленных кафедрой, хотя и содержат некоторые неточности и стилистические погрешности. Список аналогов и используемой литературы недостаточно полон или не вполне соответствует содержанию работы. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Речь дипломанта во время защиты звучит убедительно и уверенно. В наличии необходимый набор подготовительных материалов. Рецензент в своем отзыве ставит хорошую оценку, но указывает на некоторые недостатки имеющиеся в исполнении дипломной работы. Оформление работы не вполне совпадает с её содержанием.
Представленная дипломная работа может быть использована кафедрой, как методический материал.
|
5
(пять)
|
Последовательность (этапность) исполнения дипломной работы соблюдено не в полной мере, налицо нарушение логических связей, различных этапов исполнения. В работе имеют место значительные ошибки, особенно в её теоретической (описательной) части. Прослеживается недостаточное использование опыта классиков и мастеров моды. В описательной части имеются значительные фактические ошибки. Список аналогов и используемой литературы недостаточно полон, или не вполне соответствует содержанию работы. Технические требования исполнения дипломной работы соблюдены не в полной мере, имеются недостатки в проектно-художественной части проекта, конструктивном и технологическом решении моделей коллекции. Ощущается недостаточно убедительный контакт дипломанта с руководителем дипломной работы. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Речь дипломанта во время защиты звучит недостаточно убедительно и уверенно. Подготовительные материалы, эскизы, зарисовки и т.п. носят формальный характер, не вполне согласуясь с содержанием дипломной работы. Рецензент оценивает работу в целом положительно, но указывает на значительные недостатки или упущения. Оформление работы не вполне соответствует существующим нормам или требует замены. Представленная дипломная работа может быть использована кафедрой как учебно-методический материал к соответствующему разделу учебной программы.
|
4
(четыре)
|
Работа формально выдержана в соответствии с требованиями учебной программы или одного из её разделов. В наличии нарушение последовательности (этапности) и логики исполнения. Допущен ряд фактических ошибок в значительной степени искажающих образно-художественный замысел автора или содержание работы. Набор конструктивных и технологических приёмов изготовления моделей одежды во многом случаен, имеются значительные просчёты в использовании материалов . В значительной степени ощущаются сложности в осуществлении творческих контактов с руководителем дипломной работы. Теоретическая (описательная) часть работы содержит значительное количество фактических неточностей в содержательной части, стилистических или грамматических ошибок в текстовой части. Ссылки на опыт признанных мастеров моды недостаточны или не соответствуют содержанию работы, хотя формально список аналогов и используемой литературы прилагается. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц), используя режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Речь дипломанта во время защиты звучит недостаточно убедительно и уверенно или идет в разрез с содержанием работы. Рецензент указывает на значительное число упущений, но оценивает работу положительно. Оформление работы требует значительного усовершенствования. Представленная дипломная работа может быть использована кафедрой как учебный материал.
|
3
(три)
|
Представленная дипломная работа выполнена в рамках формальных требований предъявленным учебной программой по данной дисциплине, однако имеет значительное количество фактических ошибок и недочётов. Техническое исполнение дипломной работы ниже требований предъявляемых к работам данного уровня. Допущены проектно-художественные, конструктивные и технологические ошибки, значительно искажающие содержание работы. Выбор материалов для изготовления моделей коллекции ошибочен. Теоретическая (описательная) часть дипломной работы во многом противоречит содержанию и смыслу практической творческой части работы. Ссылки на классические образцы моделей костюма и аналоги во многом случайны, список используемой литературы носит формальный характер. Явно несовершенен контакт с руководителем дипломной работы. Представлено недостаточное количество подготовительных материалов, эскизов, зарисовок и т.д. Выпускник представляет графический проект коллекции современного костюма на планшете, демонстрирует коллекцию моделей одежды (не менее 5 единиц) не в соответствии с заданным количеством, не использует режиссёрские приёмы в организации показа моделей одежды. Графический проект и коллекция моделей одежды имеют ряд существенных замечаний. Речь дипломанта во время защиты звучит неуверенно или не по существу конкретной дипломной работы. Рецензент даёт сдержанно-положительную оценку работу с указанием на ряд значительных недостатков и несовершенств. Оформление требует значительной доработки. Представленная дипломная работа не может быть использована как учебный материал к соответствующему разделу учебной программы.
|
2
(два)
|
Представленная дипломная работа, условно допущенная к защите, содержит большое количество ошибок в решении творческих задач поставленных перед дипломантом планом-заданием. Техническое исполнение работы и использование материалов, конструктивных и технологических решений не соответствуют элементарным требованиям учебной программы или одного из её разделов. Теоретическая (описательная) часть работы не отражает смысла и содержания дипломной работы в целом. Ссылки на аналоги или образцы, признанных мастеров моды, формальны или отсутствуют. Контакт с руководителем дипломной работы не носит положительно-творческого характера.
Представлено недостаточное количество подготовительных материалов сопутствующих дипломной работе. Оформление требует значительной доработки или замены. Речь дипломанта во время защиты не раскрывает целей, задач и способов работы над избранной темой дипломной работы. Дипломант слабо разбирается в общих вопросах дизайна костюма. Рецензент в своем отзыве даёт отрицательную оценку проделанной дипломантом работе. Представленная дипломная работа не имеет какого-либо практического применения.
|
1
(единица)
|
Представленная дипломная работа, условно допущенная к защите, содержит большое количество фактических ошибок в решении творческих задач, поставленных перед дипломантом планом-заданием. Техническое исполнение работы и использование материалов не соответствуют элементарным требованиям учебной программы или одного из её разделов. Теоретическая (описательная) часть работы не отражает смысла и содержания дипломной работы в целом. Ссылки на аналоги или образцы моделей одежды формальны или отсутствуют. Контакт с руководителем дипломной работы не носит положительно-творческого характера.
Представлено недостаточное количество подготовительных материалов сопутствующих дипломной работе. Оформление требует значительной доработки или замены. Речь дипломанта во время защиты не раскрывает целей, задач и способов работы над конкретной, избранной темой дипломной работы. Дипломант слабо разбирается в общих вопросах дизайна костюма, конструировании и технологии изготовления швейных изделий. Рецензент в своем отзыве даёт отрицательную оценку проделанной дипломантом работе. Представленная дипломная работа не имеет какого-либо практического применения.
В ходе защиты дипломант упорно не соглашается с выводами рецензента и комиссии, отрицая наличия недостатков в собственной работе. Высказывает негативное отношение к членам комиссии, педагогам, руководителю дипломной работы и к системе образования в целом.
|
страница 1 страница 2
|