страница 1 страница 2 | страница 3 Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология»
Составители:
Д.Г. Дьяков, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и консультативной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
Л.В. Финькевич, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;
Н.А. Литвинова, преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Рецензенты:
Т.И. Гаврилко, заведующий кафедрой клинической и консультативной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;
С.С. Гончарова, заведующий кафедрой прикладной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;
Л.В. Марищук, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор;
Н.В. Чурило, и.о. заведующего кафедрой педагогической психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук.
Утверждено научно-методическим Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
16.02.2010 г., протокол № 4
Председатель
___________В.С. Волченков
Секретарь
___________
Требования к содержанию, оформлению и объему курсовых работ, выполняемых студентами 3-го курса специальности «Психология»
Общие положения
Курсовая работа, выполняемая студентами факультета психологии на 3-м курсе, – это самостоятельное творческое исследование, предполагающее использование ранее сформированных навыков работы с теоретическим материалом, а также проведение эмпирического исследования, в т.ч. анализ и интерпретацию полученных данных.
Курсовая работа на третьем курсе носит характер пилотажного теоретико-эмпирического исследования. Курсовая работа должна быть научной работой, имеющей внутреннее единство и свидетельствующей о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования. Сформулированные автором выводы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.
Целью написания курсовой работы студентами является формирование у них знаний и умений, необходимых для осуществления эмпирического исследования.
Задачами, обеспечивающими реализацию данной цели, являются формирование:
-
умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, сформулировать гипотезу, отметить научную и практическую значимость работы;
-
навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);
-
умения организации текста работы, логики ее построения;
-
умения организации психодиагностической и экспериментальной работы;
-
навыков изложения и интерпретации полученных эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;
-
умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;
-
навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.
Проблематика курсовых работ для студентов 3-го курса разрабатывается и периодически утверждается ведущими специалистами кафедр. Перечень тем утверждается постановлением кафедры. Студент может выбрать тему из списка имеющихся либо предложить свой вариант темы, обосновав целесообразность ее разработки и руководствуясь своими научными интересами (примерная проблематика курсовых работ представлена в приложении 2).
Руководитель совместно со студентом составляет план работы и консультирует его в рамках отведенного учебным планом времени. Определяется цель, разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы выполнения и оформления курсовой работы. Каждый студент имеет право на три консультации по ходу написания работы, после чего она, в соответствии со сроками учебного плана, предоставляется научному руководителю на проверку. Студенту необходимо продумать рациональное использование времени консультаций с научным руководителем. Приходя на консультацию, целесообразно продумать заранее те вопросы, которые вызывают наибольшее затруднение.
В динамике выполнения студентом курсовой работы научным руководителем и соответствующей кафедрой осуществляется систематический контроль и оценивание научно-исследовательской деятельности студента. Такой контроль включает два основных этапа.
На первом этапе на кафедру до 10 декабря предоставляется проверенный и оцененный научным руководителем письменный отчет о проделанной работе, отражающий следующие результаты учебного исследования:
а) библиография по теме исследования с учетом новейшей научной литературы (см. Приложение 4);
б) реферативный обзор выбранной научной литературы по теме курсовой работы (не менее 20 источников);
в) обоснование методологической, методической и эмпирической базы исследования, ее краткая характеристика;
г) обоснование актуальности анализируемой проблемы;
д) развернутый план-проспект исследования, включающий: цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования, описание проблемного поля, основных логических этапов, обоснование методологии и методики исследования, определение основных понятий, план работы.
Средний объем отчета составляет 7–10 страниц машинописного текста.
На втором этапе студент предоставляет на кафедру за 5 дней до конкретного срока защиты:
1) готовый текст курсового проекта, выполненный в соответствии с установленными требованиями и методическими рекомендациями;
2) приложения, включающие базы данных и результаты статистической обработки материалов исследования, первичные материалы (бланки ответов);
3) письменный отзыв или заключение научного руководителя о результатах проделанной работы.
Объем курсовой работы студента 3-го курса составляет 25–30 страниц (без приложения).
Оценивание курсовой работы осуществляется на основании критериев оценивания, представленных в приложении 1.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа студента третьего курса должна содержать:
* титульный лист;
* оглавление;
* перечень условных обозначений (при необходимости);
* введение, включающее общую характеристику работы;
* основную часть, представленную главами;
* заключение;
* список использованных источников;
* приложения (при необходимости).
1. Титульный лист
На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где выполнена курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора; название работы; ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год (см. приложение 5).
Название работы должно выражать предмет осуществленного теоретического исследования, быть конгруэнтным содержанию и по возможности кратким. В названии работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.
2. Оглавление
Оглавление включает в себя названия структурных частей работы («Перечень условных обозначений», «Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников»), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей работы. Оглавление формируется вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.
3. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов
Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку.
Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
4. Введение – 4–5 стр.
Введение – вступительная часть работы, в которой предлагается общая оценка состояния научной, социальной или иной сферы деятельности общества, в которой находится избранный автором объект исследования. При необходимости осуществляется исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление курсового исследования автора.
Общая характеристика работы
В общей характеристике курсовой работы раскрывается:
Актуальность темы работы:
Следует указать степень разработанности темы; место исследования, описываемого в тексте курсовой работы, среди других подобных исследований в этой же области; кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли психологии в целом.
Цель и задачи исследования:
Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.
Объект и предмет исследования:
Объект исследования – фрагмент действительности, который познается, исследуется автором. Предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.
Методология и методы проведенного исследования:
В данном разделе определяются методология и методы осуществляемого исследования.
Научная новизна и значимость полученных результатов:
При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная значимость результатов курсовой работы определяется тем, насколько они развивают научные представления о том или ином явлении, проясняют сущность механизмов, явлений, процессов, способствуют постановке новых исследований.
Практическая значимость полученных результатов:
В курсовой работе следует приводить сведения о возможном практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Гипотеза:
Под гипотезой понимают научное предположение относительно отдельных свойств, отношений, функций и объяснительных принципов психологических явлений, выступающих в качестве предмета исследования. В результате проведенных исследований гипотеза может быть принята или отвергнута. Необходимость использования гипотезы в курсовом исследовании определяется его автором.
Структура и объем курсовой работы:
Указывается структура курсовой работы, включая общую характеристику работы, количество глав, приложения. Приводится полный объем курсовой работы в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указанием их количества), а также количество использованных источников.
5. Основная часть – 20–25 стр.
Основная часть работы содержится в 2-ух главах, в которых отражается:
-
обзор литературы по теме и выбор направления исследования,
-
изложение общей концепции и основных методов исследования,
-
описание эмпирической части исследования,
-
анализ и обобщение результатов исследования.
Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.
Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).
В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.
В первой главе (10–12 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой им проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к вопросу. Затем осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и осуществляется теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.
При написании первой главы (равно как и работы в целом) автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.
Во второй главе (10–12 стр.) студент должен сформировать и продемонстрировать умение планировать и проводить эмпирическое исследование.
В эмпирической части работы с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.
В первом параграфе описываются методология и методы исследования, схема построения исследования, выборка испытуемых.
Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылок на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.
Рассмотрим некоторые ключевые категории, на которые следует ориентироваться в ходе осуществления эмпирической части исследования.
Выборка – это ограниченная по численности группа объектов (в психологии – испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.
Рекомендации по определению требуемого объема выборки:
-
Если необходимо сравнить 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 40–50 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.
-
Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 30–35 человек.
-
Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики – от 200 до 2500 человек.
В психологических исследованиях при использовании контрольной и экспериментальной группы численность обоих сравниваемых групп должна быть не менее 30 человек в каждой.
Состав выборки должен представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной. Автору курсовой работы необходимо использовать специальные приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки: простой случайный отбор и стратифицированный случайный отбор.
В последующих параграфах студентом описываются данные, полученные при помощи методик исследования. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, предложить психологическую интерпретацию данных и сравнить их с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. При этом необходимо также изложить содержательный смысл статистических выводов, определить не только количественную, но и качественную их характеристику.
Для наглядного представления полученных в результате исследования данных используются различные приемы, облегчающие визуальный анализ полученной информации. К таким приемам относят таблицы, ряды распределений, графики, гистограммы.
Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного-двух, а у множества испытуемых. Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных (первичных данных). Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец – одному измеренному признаку. Данную таблицу рекомендуется помещать в приложение.
Таблица первичных данных
-
№
|
Ф.И.О.
|
Пол
|
Возраст
|
Тревожность
|
Самооценка
|
1
|
Иванов И.О.
|
М
|
12
|
16
|
16
|
2
|
Васильев К.К.
|
М
|
14
|
17
|
18
|
3
|
Розова М.И.
|
Ж
|
13
|
23
|
14
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
n
|
Петров Е.М.
|
М
|
12
|
22
|
10
|
страница 1 страница 2 | страница 3
|