страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5
4. СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.
Текст работы должен излагаться от третьего лица, в нем не должны употребляться местоимения "я", "мы". Лучше всего использовать:
-
неопределенно-личные предложения («можно сделать вывод», «в данном случае следует сказать», «нельзя согласиться с мнением», «вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»);
-
формы изложения от третьего лица (например: «автор полагает...»);
-
предложения со страдательным залогом (например: «разработан комплексный подход к исследованию...») и т.п.
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю. Следует также избегать чрезмерно длинных предложений, затрудняющих восприятие текста, и коротких рубленых фраз.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний.
Эти слова позволяют отразить:
-
последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
-
переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим…, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…);
-
противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
-
причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
-
свое отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
-
итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты исследования; как показал анализ; на основании полученных данных.
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование финансового рынка).
5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студенты-заочники выполняют курсовую работу в межсессионный период и представляют ее на кафедру за месяц до начала сессии, чтобы у студента было время при необходимости внести соответствующие изменения и дополнения.
Курсовая работа должна быть написана и может быть зачтена в результате ее защиты только в установленные сроки. Защита позволяет выявить степень глубины раскрытия темы, самостоятельность студента в выполнении курсовой работы, уровень его знаний по выбранной теме. Без защиты курсовой работы студент к экзамену по соответствующему курсу не допускается.
Полностью законченная и оформленная курсовая работа через методиста кафедры сдается на проверку научному руководителю, который в 10-тидневный срок дает заключение об ее допуске к защите. Получив отзыв, студент должен ознакомиться с замечаниями преподавателя, при необходимости доработать отдельные вопросы и готовиться к защите, которая проводится в соответствии с разработанным на кафедре графиком защиты курсовых работ. Если же курсовая работа по заключению руководителя не соответствует установленным требованиям и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторную проверку тому же преподавателю, который осуществлял первоначальное рецензирование. При этом на титульном листе делается пометка "Повторно" и к повторно предъявленной работе прилагаются листы с замечаниями и первоначальный отзыв рецензента. При доработке дополнения оформляются по ходу работы на отдельных листах.
К защите допускается окончательный вариант курсовой работы, оформленный в соответствии с принятыми требованиями и получивший положительную рецензию научного руководителя. В рецензии научный руководитель оценивает актуальность проблемы, четкость поставленных задач, логичность структуры работы, полноту ее содержания, самостоятельность выводов, качество использованных источников информации и их актуальность, оценивает недостатки и достоинства работы, а также формулирует вопросы, на которые студент должен обратить внимание при защите.
Курсовая работа может быть не допущена к защите в случаях, когда она:
-
по теме и (или) содержанию не относится к предмету учебной дисциплины;
-
не соответствует плану или не раскрывает тему;
-
содержит грубые теоретические ошибки или поверхностную аргументацию по основным положениям темы;
-
не является самостоятельной работой студента, а представляет собой компиляцию 1-3 первоисточников;
-
выполнена только на основе учебника, учебного пособия;
-
перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации;
-
объемом менее установленного минимума (25 страниц машинописного текста);
-
содержит множество грамматических, орфографических и синтаксических ошибок.
В указанных случаях работа с отметкой руководителя «На доработку» передается методисту кафедры и возвращается студенту. После доработки курсовая работа (с изменениями и дополнениями) должна быть представлена на кафедру для передачи научному руководителю не позднее, чем за неделю до защиты. Вопрос о допуске работы к защите решается научным руководителем повторно на основе оценки полноты устранения ранее отмеченных недостатков. Курсовые работы представленные после доработки за 5 дней до защиты научный руководитель вправе не допускать к защите (с учетом того, что обычно преподаватель руководит не одной, а десятками курсовых работ). Одобренная руководителем работа с отметкой «К защите» передается методисту кафедры. Внесение изменений в работу после получения отметки «К защите» не допускается.
При подготовке к защите студенту необходимо:
-
получить работу на кафедре;
-
изучить рецензию руководителя и при наличии замечаний подготовить на них ответы.
Во время защиты студент должен ответить на все вопросы и замечания руководителя, сформулированные в рецензии, ответить на другие вопросы и продемонстрировать знание изученного вопроса, владение всеми источниками информации, использованными для ее написания, и своими знаниями подтвердить самостоятельность выполнения курсовой работы.
Для организации защиты кафедра создает комиссию в составе двух человек из числа преподавателей кафедры. Комиссия заранее (по письменным отзывам и текстам) знакомится с представленными работами и организует защиту.
Защита курсовых работ проходит при обязательном присутствии научных руководителей, в ней могут участвовать остальные члены кафедры, преподаватели, аспиранты, магистры и студенты.
Защита курсовых работ проходит по следующему плану:
-
доклад студента (в котором излагаются основные положения защищаемой работы);
-
ответы студента на вопросы членов комиссии.
Схема доклада по основным положениям курсовой работы представлена в Приложении 5.
Доклад для публичной защиты (5-7 минут) должен быть тщательно подготовлен. Рекомендуется продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует, не читая текст. После краткого вступления, в котором формулируются цель, задачи работы, следует доложить по существу разделов работы и привести основные её результаты. Говорить следует не торопясь, обращаясь по мере надобности к демонстрационным материалам (если они подготовлены студентом). Ответы на вопросы в ходе защиты должны быть краткими и четкими без повторения того, что было сказано во время доклада.
Ни в коем случае не стремитесь пересказать все содержание работы. Наоборот, сосредоточьтесь на самых интересных и важных положениях, которые попытайтесь представить в наиболее выигрышном свете. Вы можете использовать заранее заготовленные плакаты, а также изобразить важные с вашей точки зрения график или схему на доске. Поскольку, время доклада ограничено, имеет смысл заранее проговорить заготовленный текст, чтобы в случае необходимости сократить его до нужного размера. Если у вас нет опыта публичных выступлений или вы от природы стеснительный человек, стоит потренироваться еще более серьезно.
Но главным в защите курсовой работы является не ваше заранее подготовленное выступление, а умение быстро и точно отвечать на вопросы членов комиссии. Если вы писали работу сами, то хорошо знаете ее содержание и легко сможете ответить на вопросы по теме и ходу защиты. Отвечайте с максимальной уверенностью, но не ведите себя агрессивно. Если вы не знаете правильного ответа на вопрос, лучше сразу в этом признаться.
К сожалению, часто очень хорошие по содержанию работы получают относительно низкую или неудовлетворительную оценку, потому что их авторы оказались не в состоянии пояснить отдельные положения своей работы и ответить на элементарные вопросы.
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5
|