страница 1
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/баз.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Учебная программа для специальности
1-31 04 01 Физика (по направлениям)
(1-31 04 01-03 научно-педагогическая деятельность)
2010
Составитель:
Е. А. Федосенко – старший преподаватель кафедры общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины».
Рецензенты:
А. А. Рогачев – доцент кафедры материаловедения и технологии материалов УО «Белорусский Государственный университет транспорта», кандидат технических наук, доцент
Н. А. Алешкевич – заведующий кафедрой оптики УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат физико-математических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 2010);
Методическим советом физического факультета
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 2010);
Ответственный за редакцию: Е.А. Федосенко
Ответственный за выпуск: Е.А. Федосенко
Пояснительная записка
Методическая подготовка учителя заключается не только в умении автоматически выполнять ту или иную работу, но и в постоянной готовности к поиску новых путей воздействия на учащихся. Современный школьный учитель должен уметь вести преподавание на высоком научно-методическом уровне, эмоционально, создавать условия для усвоения максимума информации на уроке, не перегружать школьников домашними заданиями, относиться к учащимся с большим уважением.
С информатизацией общества связано изменение роли и места персональных компьютеров, современных информационных общеобразовательных технологий. Их применение позволит повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс. В соответствии с новыми стандартами образования курс “Методика преподавания информатики” обеспечивает подготовку дипломированных специалистов для среды образования.
Общие вопросы методики преподавания информатики в основном поняты, сформулированы и на существующем уровне знаний получены на них ответы. В курсе общей методики преподавания рассматриваются цели обучения информатике, анализируется содержание учебной программы и учебников, изучаются вопросы методики обучения учащихся понятиям, решению задач, построению математических моделей и алгоритмов, применением стандартного программного обеспечения. При этом учитываются достижения базисных наук: "Методы программирования и информатика", "ЭВМ и программирования", "Практикума на ЭВМ", "Математический анализ", курса психолого-педагогических дисциплин, курса физики и других прикладных дисциплин. Знания, умения и навыки по дидактике составляют методический “инструментарий”, с помощью которого строится методика изучения отдельных учебных курсов, разделов, тем, понятий и фактов. В тоже время открытость информатики ставит задачу научить студента самостоятельно разрабатывать методику изучения различных тем курса.
Целью дисциплины является усвоение представлений о научных и психолого-педагогических основах структуры и содержания курса информатики средних учебных заведений.
Задачами дисциплины являются:
- усвоение общих вопросов преподавания информатики в средней школе;
- формирование представлений об архитектуре и принципах функционирования современных ПЭВМ, их операционных систем и программного обеспечения;
- овладение основами знаний о месте и цели дисциплины в учебном процессе и в сфере современных информационных технологий;
-
формирование умений и навыков пользования современными методическими материалами по отдельным темам курса, современными ПЭВМ и операционными системами.
Общее количество часов – 40; аудиторное количество часов – 40, из них: лекции 20, лабораторные занятия – 14, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) – 6. Форма отчётности – экзамен.
Примерный тематический план
№ п/п
|
Название темы
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
СУРС
|
Всего
|
1
|
Тема 1 Предмет методики преподавания информатики
|
2
|
|
|
2
|
2
|
Тема 2 Предмет информатики в средней школе
|
2
|
|
|
2
|
3
|
Тема 3 Формы обучения информатике и методы контроля знаний
|
2
|
|
|
2
|
4
|
Тема 4 Организация обучения информатики в школе
|
2
|
2
|
|
4
|
5
|
Тема 5 Методическое обеспечение курса информатики
|
2
|
2
|
|
4
|
6
|
Тема 6 Методические проблемы определения информации
|
2
|
2
|
|
4
|
7
|
Тема 7 Компьютеры и их программное обеспечение
|
2
|
2
|
|
4
|
8
|
Тема 8 Методика изучения основ алгоритмизации
|
2
|
2
|
|
4
|
9
|
Тема 9 Формализация и моделирование
|
2
|
2
|
|
4
|
10
|
Тема 10 Информационные технологии
|
2
|
2
|
|
4
|
11
|
Тема 11 Локальные сети
|
|
|
2
|
2
|
12
|
Тема 12 Глобальная компьютерная сеть Internet: история возникновения и развития
|
|
|
2
|
2
|
13
|
Тема 13 Основные службы Internet
|
|
|
2
|
2
|
|
ИТОГО:
|
20
|
14
|
6
|
40
|
Содержание учебного материала
Тема 1 Предмет методики преподавания информатики
Общие вопросы методики преподавания информатики. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний. Особенности МПИ. Задачи и цели МПИ. Концепция информатизации образования. Проблема оценки знаний учащегося. 10 бальная система оценки знаний по теоретической и практической части материала.
Тема 2 Предмет информатики в средней школе
Программы базового курса информатики (6-9кл.) и углубленных курсов различных авторов (10-11кл.). Структура программы школьного курса информатики. Способы движения по изучаемому материалу. Содержание разделов школьной информатики.
Тема 3 Формы обучения информатике и методы контроля знаний
Методы преподавания и изучения информатики. Методы обучения и содержание образования. Теория и практика. Способы реализации обратной связи. Индивидуализация обучения в информатике. Формы обучения: лекция, семинар, лабораторные занятия, индивидуальный практикум, факультативные курсы, кружки, олимпиады, самостоятельная работа. Организационные формы обучения. Методы обучения образования алгоритмов. Компьютерные математические модели.
Тема 4 Организация обучения информатике в школе
Технические и программные средства обучения информатики. Современный класс учебной вычислительной техники. Санитария и гигиена. Состав программного обеспечения. ОС школьных ПЭВМ. Краткий обзор языков программирования, графических и текстовых редакторов, табличных процессоров, обучающие и контролирующие программы.
Тема 5 Методическое обеспечение курса информатики
Информационные средства обучения курса МПИ. Учебники, плакаты, учебное кино, текст, мультимедиа. Учебные пособия по информатике и программное обеспечение курса, как составные части единого учебно-методического комплекса.
Тема 6 Методические проблемы определения информации
Подходы к раскрытию понятия информация в учебной литературе Методика освоения темы “информация”. Субъективный и кибернетический подходы к определению информации Методы к измерения информации.
Тема 7 Компьютеры и их программное обеспечение
Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ. Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении. Виды памяти ЭВМ. Архитектура персонального компьютера.
Тема 8 Методика изучения основ алгоритмизации
Процесс решения задачи. Понятие алгоритма и его свойства. Основные конструкции. Методика изучения основ алгоритмизации. Место темы в курсе информатики. Учебный алгоритмический язык Кумир. Его команды. Система "ИнтАл". Компьютерные исполнители: "Робот", "Рисовальщик", "Чертежник" и др. Линейные и ветвящиеся алгоритмы. Команды ветвления и выбора. Циклические алгоритмы. Табличные алгоритмы. Обучение составлению циклов, работе с индексами. Вспомогательные алгоритмы. Работа с текстами. Рекурсия и рекуррентные соотношения. Построение математической модели. Этапы моделирования.
Тема 9 Формализация и моделирование
Учебное моделирование и компьютерные технологии. Понятие модели. Их классификация. Примеры моделей из разных систем. Этапы решения прикладных задач на ПЭВМ. Работа с обучающими программами: составление обучающих, контролирующих и игровых программ.
Тема 10 Информационные технологии
Методика изучения устройств ЭВМ. Цели и мотивы изучения. Логические основы ЭВМ. Особенности машинной команды и работа процессора. Устройство ввода-вывода. Взаимодействие различных частей ЭВМ.
Тема 11 Локальные сети
Особенности уроков информатики на базе ПЭВМ, объединенных в локальную сеть. Роль учителя в разных режимах работы компьютерного класса. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Требования к знаниям и умениям учащихся. Обобщение знаний учащихся по информатике. Методы организации итогового практикума. Схема анализа уроков по информатике на педпрактике. Архитектура компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение. Подключение к компьютерным сетям. Модем.
Тема 12 Глобальная компьютерная сеть internet: история возникновения и развития
Глобальные компьютерные сети. Содержание школьных учебников для школ с повышенным и углубленным изучением информатики. Дальнейшие направления изучения дисциплины: знакомство Web-технологией, основанной на использовании изученных программных средств; совершенствование навыков в области моделирования, алгоритмизации и программирования.
Тема 13 Основные службы Internet
Принципы адресации в Internet. Служба World Wide Web (WWW). Основные понятия: “гипертекст”, “гипертекстовая ссылка”, “Web-страница”. Основные возможности браузеров. Электронная почта.
Информационно-методическая часть
Примерный перечень лабораторных работ -
Методические особенности осуществления контроля знаний по информатике.
-
Методические проблемы определения информации...
-
Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления.
-
Информационные технологии
-
Работа с обучающими программами: составление обучающих, контролирующих и игровых программ.
-
Методика изучения основ алгоритмизации
-
Изучение электронных таблиц.
Рекомендуемые формы контроля знаний -
Реферативные работы
Рекомендуемые темы реферативных работ -
Локальные сети.
-
Глобальная компьютерная сеть Internet. История возникновения и развития.
-
Основные службы Internet.
Рекомендуемая литература
Основная
-
Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики: учебник / А.И. Бочкин - Мн.: Выш шк., 1998. -431с.
-
Быдакоров, Ю.А. Информатика: Учебное пособие для 8-го (9-го) кл. общеобразоват. школ. Ю.А. Быдакоров -Мн., 1999(2000). - 191с. (230с.).
-
Кушнеренко, А.Г. ОИ и ВТ / А.Г. Кушнеренко - М., 1999. - 224с.
-
Гейн, А.Г. и др. ОИ и ВТ / А.Г. Гейн - М. 1992. - 260с.
-
Быдакоров, Ю.А. Информатика / Ю.А. Быдакоров, А.Т. Кузнецов А.Т. - М.2001.320с.
-
Прикладная информатика: учебник / Карпович С.Е. - Мн., 2001.-326с.
-
Ершова, С.Г. Основы алгоритмизации / С.Г. Ершова, Д.И. Пунько - Мн., 1977.- 76с.
Дополнительная
-
Жадан, М.И. ОИ и ВТ / М. И. Жадан - Гомель, 1985. - 95с.
-
Есаян, А.Р. Информатика / А.Р. Есаян - М., 1991. - 288с.
-
Котов, В.М. Методы алгоритмизации.: Уч.пособие для 8 кл. / В. М. Котов - Мн., 1996. - 127с.
-
Котов, В.М. Методы алгоритмизации.: Уч.пособие для 9 кл. / В. М. Котов - Мн. 1997. - 160с.
-
Котов, В.М. Мельников О.И. Методы алгоритмизации.: Уч. пособие для 10-11 кл. / В. М. Котов, О. И. Мельников - Мн., 2000. - 221с.
страница 1
|