| страница 1 
 
 
   
 
 Учреждение образования
 
 «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
 
 УТВЕРЖДАЮ
 Проректор по учебной работе  УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
 (подпись)  ____________________
 (дата утверждения) Регистрационный № УД-___________/баз. 
 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
 
 Учебная программа для специальности
 
 1-31 04 01 Физика (по направлениям)
 
 (1-31 04 01-03 научно-педагогическая деятельность)
 2010
 Составитель:
 
 Е. А. Федосенко – старший преподаватель кафедры общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины».
 
 
 Рецензенты:
 
 А. А. Рогачев – доцент кафедры материаловедения и технологии материалов УО «Белорусский Государственный университет транспорта», кандидат технических наук, доцент
 
 Н. А. Алешкевич – заведующий кафедрой оптики УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат физико-математических наук, доцент.
 
 
 РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
 Кафедрой общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № __ от ____ _____________ 2010);
 Методическим советом физического факультета
 УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № __ от ____ _____________ 2010);
 Ответственный за редакцию: Е.А. Федосенко Ответственный за выпуск: Е.А. Федосенко  
Пояснительная записка
 Методическая подготовка учителя заключается не только в умении автоматически выполнять ту или иную работу, но и в постоянной готовности к поиску новых путей воздействия на учащихся. Современный школьный учитель должен уметь вести преподавание на высоком научно-методическом уровне, эмоционально, создавать условия для усвоения максимума информации на уроке, не перегружать школьников домашними заданиями, относиться к учащимся с большим уважением.
 С информатизацией общества связано изменение роли и места персональных компьютеров, современных информационных общеобразовательных технологий. Их применение позволит повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс. В соответствии с новыми стандартами образования курс “Методика преподавания информатики” обеспечивает подготовку дипломированных специалистов для среды образования.  Общие вопросы методики преподавания информатики в основном поняты, сформулированы и на существующем уровне знаний получены на них ответы. В курсе общей методики преподавания рассматриваются цели обучения информатике, анализируется содержание учебной программы и учебников, изучаются вопросы методики обучения учащихся понятиям, решению задач, построению математических моделей и алгоритмов, применением стандартного программного обеспечения. При этом учитываются достижения базисных наук: "Методы программирования и информатика", "ЭВМ и программирования", "Практикума на ЭВМ", "Математический анализ", курса психолого-педагогических дисциплин, курса физики и других прикладных дисциплин. Знания, умения и навыки по дидактике составляют методический “инструментарий”, с помощью которого строится методика изучения отдельных учебных курсов, разделов, тем, понятий и фактов. В тоже время открытость информатики ставит задачу научить студента самостоятельно разрабатывать методику изучения различных тем курса.
 Целью дисциплины является усвоение представлений о научных и психолого-педагогических основах структуры и содержания курса информатики средних учебных заведений.  Задачами дисциплины являются: 
 - усвоение общих вопросов преподавания информатики в средней школе; - формирование представлений об архитектуре и принципах функционирования современных ПЭВМ, их операционных систем и программного обеспечения;
 - овладение основами знаний о месте и цели дисциплины в учебном процессе и в сфере современных информационных технологий; 
  
формирование умений и навыков пользования современными методическими материалами по отдельным темам курса, современными ПЭВМ и операционными системами.
 
 Общее количество часов – 40; аудиторное количество часов – 40, из них: лекции 20, лабораторные занятия – 14, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) – 6. Форма отчётности – экзамен.  
 Примерный тематический план
 
 
         | № п/п
 
 | Название темы
 
 | Лекции
 
 | Лабораторные занятия
 
 | СУРС
 
 | Всего
 
 |   | 1
 
 | Тема 1 Предмет методики преподавания информатики
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 |   | 2
 
 | Тема 2 Предмет информатики в средней школе
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 |   | 3
 
 | Тема 3 Формы обучения информатике и методы контроля знаний
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 |   | 4
 
 | Тема 4 Организация обучения информатики в школе
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 5
 
 | Тема 5 Методическое обеспечение курса информатики
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 6
 
 | Тема 6 Методические проблемы определения информации
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 7
 
 | Тема 7 Компьютеры и их программное обеспечение
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 8
 
 | Тема 8 Методика изучения основ алгоритмизации
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 9
 
 | Тема 9 Формализация и моделирование
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 10
 
 | Тема 10 Информационные технологии
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 4
 
 |   | 11
 
 | Тема 11 Локальные сети
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 2
 
 |   | 12
 
 | Тема 12 Глобальная компьютерная сеть Internet: история возникновения и развития
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 2
 
 |   | 13
 
 | Тема 13 Основные службы Internet
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 2
 
 |   | 
 
 
 | ИТОГО:
 
 | 20
 
 | 14
 
 | 6
 
 | 40
 
 |  
 
  Содержание учебного материалаТема 1 Предмет методики преподавания информатики
 Общие вопросы методики преподавания информатики. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний. Особенности МПИ. Задачи и цели МПИ. Концепция информатизации образования. Проблема оценки знаний учащегося. 10 бальная система оценки знаний по теоретической и практической части материала.  Тема 2 Предмет информатики в средней школе
 Программы базового курса информатики (6-9кл.) и углубленных курсов различных авторов (10-11кл.). Структура программы школьного курса информатики. Способы движения по изучаемому материалу. Содержание разделов школьной информатики.  
 Тема 3 Формы обучения информатике и методы контроля знаний
 Методы преподавания и изучения информатики. Методы обучения и содержание образования. Теория и практика. Способы реализации обратной связи. Индивидуализация обучения в информатике. Формы обучения: лекция, семинар, лабораторные занятия, индивидуальный практикум, факультативные курсы, кружки, олимпиады, самостоятельная работа. Организационные формы обучения. Методы обучения образования алгоритмов. Компьютерные математические модели. Тема 4 Организация обучения информатике в школе
 Технические и программные средства обучения информатики. Современный класс учебной вычислительной техники. Санитария и гигиена. Состав программного обеспечения. ОС школьных ПЭВМ. Краткий обзор языков программирования, графических и текстовых редакторов, табличных процессоров, обучающие и контролирующие программы. Тема 5 Методическое обеспечение курса информатики
 Информационные средства обучения курса МПИ. Учебники, плакаты, учебное кино, текст, мультимедиа. Учебные пособия по информатике и программное обеспечение курса, как составные части единого учебно-методического комплекса. Тема 6 Методические проблемы определения информации
 Подходы к раскрытию понятия информация в учебной литературе Методика освоения темы “информация”. Субъективный и кибернетический подходы к определению информации Методы к измерения информации. 
 
 Тема 7 Компьютеры и их программное обеспечение
 Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ. Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении. Виды памяти ЭВМ. Архитектура персонального компьютера. Тема 8 Методика изучения основ алгоритмизации
 Процесс решения задачи. Понятие алгоритма и его свойства. Основные конструкции. Методика изучения основ алгоритмизации. Место темы в курсе информатики. Учебный алгоритмический язык Кумир. Его команды. Система "ИнтАл". Компьютерные исполнители: "Робот", "Рисовальщик", "Чертежник" и др. Линейные и ветвящиеся алгоритмы. Команды ветвления и выбора. Циклические алгоритмы. Табличные алгоритмы. Обучение составлению циклов, работе с индексами. Вспомогательные алгоритмы. Работа с текстами. Рекурсия и рекуррентные соотношения. Построение математической модели. Этапы моделирования. Тема 9 Формализация и моделирование
 Учебное моделирование и компьютерные технологии. Понятие модели. Их классификация. Примеры моделей из разных систем. Этапы решения прикладных задач на ПЭВМ. Работа с обучающими программами: составление обучающих, контролирующих и игровых программ. Тема 10 Информационные технологии
 Методика изучения устройств ЭВМ. Цели и мотивы изучения. Логические основы ЭВМ. Особенности машинной команды и работа процессора. Устройство ввода-вывода. Взаимодействие различных частей ЭВМ. Тема 11 Локальные сети
 Особенности уроков информатики на базе ПЭВМ, объединенных в локальную сеть. Роль учителя в разных режимах работы компьютерного класса. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Требования к знаниям и умениям учащихся. Обобщение знаний учащихся по информатике. Методы организации итогового практикума. Схема анализа уроков по информатике на педпрактике. Архитектура компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение. Подключение к компьютерным сетям. Модем. 
 Тема 12 Глобальная компьютерная сеть internet: история возникновения и развития
 Глобальные компьютерные сети. Содержание школьных учебников для школ с повышенным и углубленным изучением информатики. Дальнейшие направления изучения дисциплины: знакомство Web-технологией, основанной на использовании изученных программных средств; совершенствование навыков в области моделирования, алгоритмизации и программирования. 
 Тема 13 Основные службы Internet
 Принципы адресации в Internet. Служба World Wide Web (WWW). Основные понятия: “гипертекст”, “гипертекстовая ссылка”, “Web-страница”. Основные возможности браузеров. Электронная почта. 
 
  Информационно-методическая часть
 
 
  Примерный перечень лабораторных работ 
Методические особенности осуществления контроля знаний по информатике.
 
Методические проблемы определения информации...
 
Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления.
 
Информационные технологии
 
Работа с обучающими программами: составление обучающих, контролирующих и игровых программ.
 
Методика изучения основ алгоритмизации
 
Изучение электронных таблиц.
 
 
 
  Рекомендуемые формы контроля знаний 
Реферативные работы
 
 
 
  Рекомендуемые темы реферативных работ 
Локальные сети.
 
Глобальная компьютерная сеть Internet. История возникновения и развития.
 
Основные службы Internet.
 
  
 
 Рекомендуемая литература
 Основная
 
  
Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики: учебник / А.И. Бочкин - Мн.: Выш шк., 1998. -431с.
 
Быдакоров, Ю.А. Информатика: Учебное пособие для 8-го (9-го) кл. общеобразоват. школ. Ю.А. Быдакоров -Мн., 1999(2000). - 191с. (230с.).
 
Кушнеренко, А.Г. ОИ и ВТ / А.Г. Кушнеренко - М., 1999. - 224с.
 
Гейн, А.Г. и др. ОИ и ВТ / А.Г. Гейн - М. 1992. - 260с.
 
Быдакоров, Ю.А. Информатика / Ю.А. Быдакоров, А.Т. Кузнецов А.Т. - М.2001.320с.
 
Прикладная информатика: учебник / Карпович С.Е. - Мн., 2001.-326с.
 
Ершова, С.Г. Основы алгоритмизации / С.Г. Ершова, Д.И. Пунько - Мн., 1977.- 76с.
 
 
 Дополнительная
 
  
Жадан, М.И. ОИ и ВТ / М. И. Жадан - Гомель, 1985. - 95с.
 
Есаян, А.Р. Информатика / А.Р. Есаян - М., 1991. - 288с.
 
Котов, В.М. Методы алгоритмизации.: Уч.пособие для 8 кл. / В. М. Котов - Мн., 1996. - 127с.
 
Котов, В.М. Методы алгоритмизации.: Уч.пособие для 9 кл. / В. М. Котов - Мн. 1997. - 160с.
 
Котов, В.М. Мельников О.И. Методы алгоритмизации.: Уч. пособие для 10-11 кл. / В. М. Котов, О. И. Мельников - Мн., 2000. - 221с.
 
 
 
 
 страница 1
 |