Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1





Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Учебная программа для специальности

1-31 04 01 Физика (по направлениям)

(1-31 04 01-03 научно-педагогическая деятельность)

2010


Составитель:

Е. А. Федосенко – старший преподаватель кафедры общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины».


Рецензенты:

А. А. Рогачев – доцент кафедры материаловедения и технологии материалов УО «Белорусский Государственный университет транспорта», кандидат технических наук, доцент

Н. А. Алешкевич – заведующий кафедрой оптики УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат физико-математических наук, доцент.


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 2010);
Методическим советом физического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 2010);

Ответственный за редакцию: Е.А. Федосенко

Ответственный за выпуск: Е.А. Федосенко
Пояснительная записка
Методическая подготовка учителя заключается не только в умении автоматически выполнять ту или иную работу, но и в постоянной готовности к поиску новых путей воздействия на учащихся. Современный школьный учитель должен уметь вести преподавание на высоком научно-методическом уровне, эмоционально, создавать условия для усвоения максимума информации на уроке, не перегружать школьников домашними заданиями, относиться к учащимся с большим уважением.

С информатизацией общества связано изменение роли и места персональных компьютеров, современных информационных общеобразовательных технологий. Их применение позволит повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс. В соответствии с новыми стандартами образования курс “Методика преподавания информатики” обеспечивает подготовку дипломированных специалистов для среды образования.

Общие вопросы методики преподавания информатики в основном поняты, сформулированы и на существующем уровне знаний получены на них ответы. В курсе общей методики преподавания рассматриваются цели обучения информатике, анализируется содержание учебной программы и учебников, изучаются вопросы методики обучения учащихся понятиям, решению задач, построению математических моделей и алгоритмов, примене­нием стандартного программного обеспечения. При этом учитываются дос­тижения базисных наук: "Методы программирования и информатика", "ЭВМ и программирования", "Практикума на ЭВМ", "Математический анализ", курса психолого-педагогических дисциплин, курса физики и других прикладных дисциплин. Знания, умения и навыки по дидактике составляют методический “инструментарий”, с помощью которого строится методика изучения отдельных учебных курсов, разделов, тем, понятий и фактов. В тоже время открытость информатики ставит задачу научить студента самостоятельно разрабатывать методику изучения различных тем курса.

Целью дисциплины является усвоение представлений о научных и психолого-педагогических основах структуры и содержания курса информатики средних учебных заведений.

Задачами дисциплины являются:

- усвоение общих вопросов преподавания информатики в средней школе;

- формирование представлений об архитектуре и принципах функционирования современных ПЭВМ, их операционных систем и программного обеспечения;

- овладение основами знаний о месте и цели дисциплины в учебном процессе и в сфере современных информационных технологий;



  • формирование умений и навыков пользования современными методическими материалами по отдельным темам курса, современными ПЭВМ и операционными системами.

Общее количество часов – 40; аудиторное количество часов – 40, из них: лекции 20, лабораторные занятия – 14, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) – 6. Форма отчётности – экзамен.



Примерный тематический план


№ п/п

Название темы

Лек­ции

Лабо­раторные занятия

СУРС

Всего

1

Тема 1 Предмет методики преподавания информатики

2







2

2

Тема 2 Предмет информатики в средней школе

2







2

3

Тема 3 Формы обучения информатике и методы контроля знаний

2







2

4

Тема 4 Организация обучения информатики в школе

2

2




4

5

Тема 5 Методическое обеспечение курса информатики

2

2




4

6

Тема 6 Методические проблемы определения информации

2

2




4

7

Тема 7 Компьютеры и их программное обеспечение

2

2




4

8

Тема 8 Методика изучения основ алгоритмизации

2

2




4

9

Тема 9 Формализация и моделирование

2

2




4

10

Тема 10 Информационные технологии

2

2




4

11

Тема 11 Локальные сети







2

2

12

Тема 12 Глобальная компьютерная сеть Internet: история возникновения и развития







2

2

13

Тема 13 Основные службы Internet







2

2




ИТОГО:

20

14

6

40


Содержание учебного материала


Тема 1 Предмет методики преподавания информатики

Общие вопросы методики преподавания информатики. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний. Особенности МПИ. Задачи и цели МПИ. Концепция информатизации образования. Проблема оценки знаний учащегося. 10 бальная система оценки знаний по теоретической и практической части материала.


Тема 2 Предмет информатики в средней школе

Программы базового курса информатики (6-9кл.) и углубленных курсов различных авторов (10-11кл.). Структура программы школьного курса информатики. Способы движения по изучаемому материалу. Содержание разделов школьной информатики.


Тема 3 Формы обучения информатике и методы контроля знаний

Методы преподавания и изучения информатики. Методы обучения и содержание образования. Теория и практика. Способы реализации обратной связи. Индивидуализация обучения в информатике. Формы обучения: лекция, семинар, лабораторные занятия, индивидуальный практикум, факультативные курсы, кружки, олимпиады, самостоятельная работа. Организационные формы обучения. Методы обучения образования алгоритмов. Компьютерные математические модели.


Тема 4 Организация обучения информатике в школе

Технические и программные средства обучения информатики. Современный класс учебной вычислительной техники. Санитария и гигиена. Состав программного обеспечения. ОС школьных ПЭВМ. Краткий обзор языков программирования, графических и текстовых редакторов, табличных процессоров, обучающие и контролирующие программы.


Тема 5 Методическое обеспечение курса информатики

Информационные средства обучения курса МПИ. Учебники, плакаты, учебное кино, текст, мультимедиа. Учебные пособия по информатике и программное обеспечение курса, как составные части единого учебно-методического комплекса.


Тема 6 Методические проблемы определения информации

Подходы к раскрытию понятия информация в учебной литературе Методика освоения темы “информация”. Субъективный и кибернетический подходы к определению информации Методы к измерения информации.




Тема 7 Компьютеры и их программное обеспечение

Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ. Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении. Виды памяти ЭВМ. Архитектура персонального компьютера.


Тема 8 Методика изучения основ алгоритмизации

Процесс решения задачи. Понятие алгоритма и его свойства. Основные конструкции. Методика изучения основ алгоритмизации. Место темы в курсе информатики. Учебный алгоритмический язык Кумир. Его команды. Система "ИнтАл". Компьютерные исполнители: "Робот", "Рисовальщик", "Чертежник" и др. Линейные и ветвящиеся алгоритмы. Команды ветвления и выбора. Циклические алгоритмы. Табличные алгоритмы. Обучение составлению циклов, работе с индексами. Вспомогательные алгоритмы. Работа с текстами. Рекурсия и рекуррентные соотношения. Построение математической модели. Этапы моделирования.


Тема 9 Формализация и моделирование

Учебное моделирование и компьютерные технологии. Понятие модели. Их классификация. Примеры моделей из разных систем. Этапы решения прикладных задач на ПЭВМ. Работа с обучающими программами: составление обучающих, контролирующих и игровых программ.


Тема 10 Информационные технологии

Методика изучения устройств ЭВМ. Цели и мотивы изучения. Логические основы ЭВМ. Особенности машинной команды и работа процессора. Устройство ввода-вывода. Взаимодействие различных частей ЭВМ.


Тема 11 Локальные сети

Особенности уроков информатики на базе ПЭВМ, объединенных в локальную сеть. Роль учителя в разных режимах работы компьютерного класса. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Требования к знаниям и умениям учащихся. Обобщение знаний учащихся по информатике. Методы организации итогового практикума. Схема анализа уроков по информатике на педпрактике. Архитектура компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение. Подключение к компьютерным сетям. Модем.



Тема 12 Глобальная компьютерная сеть internet: история возникновения и развития

Глобальные компьютерные сети. Содержание школьных учебников для школ с повышенным и углубленным изучением информатики. Дальнейшие направления изучения дисциплины: знакомство Web-технологией, основанной на использовании изученных программных средств; совершенствование навыков в области моделирования, алгоритмизации и программирования.



Тема 13 Основные службы Internet

Принципы адресации в Internet. Служба World Wide Web (WWW). Основные понятия: “гипертекст”, “гипертекстовая ссылка”, “Web-страница”. Основные возможности браузеров. Электронная почта.



Информационно-методическая часть




Примерный перечень лабораторных работ


  1. Методические особенности осуществления контроля знаний по информатике.

  2. Методические проблемы определения информации...

  3. Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления.

  4. Информационные технологии

  5. Работа с обучающими программами: составление обучающих, контролирующих и игровых программ.

  6. Методика изучения основ алгоритмизации

  7. Изучение электронных таблиц.


Рекомендуемые формы контроля знаний


  1. Реферативные работы


Рекомендуемые темы реферативных работ


  1. Локальные сети.

  2. Глобальная компьютерная сеть Internet. История возникновения и развития.

  3. Основные службы Internet.



Рекомендуемая литература



Основная

  1. Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики: учебник / А.И. Бочкин - Мн.: Выш шк., 1998. -431с.

  2. Быдакоров, Ю.А. Информатика: Учебное пособие для 8-го (9-го) кл. общеобразоват. школ. Ю.А. Быдакоров -Мн., 1999(2000). - 191с. (230с.).

  3. Кушнеренко, А.Г. ОИ и ВТ / А.Г. Кушнеренко - М., 1999. - 224с.

  4. Гейн, А.Г. и др. ОИ и ВТ / А.Г. Гейн - М. 1992. - 260с.

  5. Быдакоров, Ю.А. Информатика / Ю.А. Быдакоров, А.Т. Кузнецов А.Т. - М.2001.320с.

  6. Прикладная информатика: учебник / Карпович С.Е. - Мн., 2001.-326с.

  7. Ершова, С.Г. Основы алгоритмизации / С.Г. Ершова, Д.И. Пунько - Мн., 1977.- 76с.


Дополнительная

  1. Жадан, М.И. ОИ и ВТ / М. И. Жадан - Гомель, 1985. - 95с.

  2. Есаян, А.Р. Информатика / А.Р. Есаян - М., 1991. - 288с.

  3. Котов, В.М. Методы алгоритмизации.: Уч.пособие для 8 кл. / В. М. Котов - Мн., 1996. - 127с.

  4. Котов, В.М. Методы алгоритмизации.: Уч.пособие для 9 кл. / В. М. Котов - Мн. 1997. - 160с.

  5. Котов, В.М. Мельников О.И. Методы алгоритмизации.: Уч. пособие для 10-11 кл. / В. М. Котов, О. И. Мельников - Мн., 2000. - 221с.




страница 1

Смотрите также: