страница 1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение образования
«Белорусская медицинская академия последипломного образования»
УТВЕРЖДЕНО
Начальником управления
кадровой политики,
учреждений образования
и внешних связей
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
Зятиковым Е.С.
27.11.2006.
ЛД – 36/06
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего
специального образования медицинского профиля
по специальности 2 – 79 01 01 «Лечебное дело»
Минск
2006
Программа разработана заведующей производственной практикой учреждения образования «Брестский государственный медицинский колледж»
Медведской Л.С.
Рецензенты: А.А. Черенкевич – главный врач учреждения
здравоохранения «Брестский областной родильный дом».
И.Н. Савчук – заместитель главного врача ГУ «Брестская городская
станция скорой медицинской помощи».
Рекомендована к утверждению учебно-методическим советом Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
(Протокол №____от «____» _____________ 2006 г.).
РАЗДЕЛЫ
Пояснительная записка………………………………. стр. 4
Примерный тематический план……………………… стр. 8
Содержание программы……………………………… стр. 9
Интегральная 10-балльная шкала оценки…………… стр. 55
Литература……………………………………………... стр. 62
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преддипломная практика по специальности «Лечебное дело» проводится после завершения курса теоретического и практического обучения, сдачи учащимися всех экзаменов, предусмотренных учебным планом в объеме 288 часов.
Преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к выполнению профессиональных функций в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста.
Задачами преддипломной практики являются проверка возможностей будущего специалиста самостоятельно выполнять профессиональные функции, обобщение знаний и умений учащихся по специальности, развитие клинического мышления, ответственного отношения к своим обязанностям, закрепление практических навыков по оказанию первой медицинской и доврачебной неотложной помощи, лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи населению, развитие умения быстро принимать решения в сложных практических ситуациях.
Учащиеся проходят практику на станции скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерском пункте, в центре гигиены и эпидемиологии, во взрослой и детской поликлиниках, в травматологическом пункте, женской консультации, родильном доме.
Учащиеся должны знать нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы медперсонала, первичную учётную медицинскую документацию, должностные обязанности на рабочих местах в соответствии с программой практики, вопросы диспансеризации и профилактики заболеваний, образовательные программы пациентов при наиболее распространённых заболеваниях.
Учащиеся должны уметь ставить предварительный диагноз, оказывать неотложную доврачебную помощь при различных видах патологии, организовывать этапы сестринского процесса, проводить мероприятия по укреплению репродуктивного здоровья, вести пропаганду здорового образа жизни, повышать уровень информированности населения по вопросам адаптации хронических больных, проводить мероприятия по снижению заболеваемости и укреплению здоровья населения.
В период проведения практики выявляются и индивидуальные способности учащихся, их умение грамотно подходить к решению конкретных ситуаций во время работы.
Местами проведения практики могут быть как иногородние ЛПУ, так и расположенные по месту нахождения учреждения образования, утверждённые в качестве баз практики.
До начала практики, руководители ЛПУ, на базах которых будет проводиться практика, своими приказами назначают общего (зам. главврача, или оставляют общее руководство за собой), непосредственных руководителей практики (зав. отделениями, зав. ФАПом, старший врач скорой медицинской помощи) и ответственного за технику безопасности.
Общий руководитель практики составляет рабочую программу (график работы) учащихся в соответствии с программой и согласовывает её с зам. директора по производственному обучению (зав. практикой) учреждения образования.
Непосредственные руководители, изучив с учащимися программу практики, осуществляют постоянный контроль за её выполнением и за своевременным ведением дневника практики, ежедневно проверяя и подписывая его.
Требования к ведению дневника соответствуют тем, которые предъявлялись во время проведения учебной практики. Заканчивая работу в каждом из мест практики, непосредственный руководитель пишет краткий отзыв (характеристику) на учащегося с указанием полноты выполнения программы, производственной дисциплины и даёт оценку способностям учащегося в работе. В период практики учащиеся подчиняются правилам внутреннего распорядка ЛПУ, принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых там.
Работая в лечебно-профилактических учреждениях, учащиеся должны соблюдать этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинских работников.
Учащиеся должны создавать оптимальные медико-психологические и гигиенические условия для реализации возможно более полной высококачественной, эффективной медицинской помощи, обеспечивать максимально возможный физический, психологический и нравственно-этический комфорт при осуществлении медицинской услуги пациенту, создавать общую позитивную устойчивую настроенность на приоритет здоровья, а не болезнь.
Учащиеся должны обеспечивать личностно-ориентированный подход к пациенту для реализации эстафетности и медицинской преемственности в соответствии с приоритетами жизни и здоровья, гарантировать качество медицинской услуги пациенту согласно этическому принципу: «Прежде всего не навреди».
После окончания практики учащиеся представляют в учреждение образования командировочное удостоверение (для иногородних баз), дневник практики, цифровой отчёт и материал по санпросветработе.
Итогами практики является отметка, которая выставляется методическим руководителем практики совместно с общим руководителем по результатам собеседования с учащимися по вопросам программы практики, характеристик непосредственных руководителей, учётно-отчётной документации (дневник, цифровой отчёт, проведенная общественная работа). Она вносится в экзаменационную ведомость и зачётную книжку.
Учащиеся, не выполнившие программу преддипломной практики и (или) получившие неудовлетворительную отметку по итогам прохождения практики, получившие отрицательную характеристику, к сдаче государственных экзаменов не допускаются и отчисляются из учреждения образования. Учащиеся, получившие отметку ниже «9», теряют право на получение диплома с отличием.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
по специальности 2 – 79 01 01 «Лечебное дело»
Раздел и тема практики
|
Количество часов
|
Раздел 1 Работа на станции скорой медицинской помощи
|
36
|
Раздел 2 Работа на фельдшерско-акушерском пункте
|
36
|
Раздел 3 Работа в центре гигиены и эпидемиологии
|
12
|
Раздел 4 Работа во взрослой поликлинике
4.1 Прием с терапевтом.
4.2 Прием с хирургом.
4.3 Работа в кабинете инфекционных заболеваний.
4.4 Работа в процедурном и прививочном кабинетах.
|
60
18
18
12
12
|
Раздел 5 Работа в детской поликлинике
5.1 Прием с врачом
5.2 Работа в медпунктах школ и дошкольных учреждений
5.3 Работа в прививочном кабинете
5.4 Работа в кабинете здорового ребенка
|
66
24
24
12
6
|
Раздел 6 Работа в травматологическом пункте
|
18
|
Раздел 7 Работа в женской консультации
|
24
|
Раздел 8 Работа в родильном доме
|
36
|
ИТОГО
|
288
|
Название и содержание раздела, темы
|
Количество
часов
|
Формируемые умения и навыки
|
Виды
выполняемых
работ
|
Рабочее место
|
Раздел 1
РАБОТА НА СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
|
36
|
|
|
|
Учащиеся под контролем главного и старшего врача скорой помощи проходят инструктаж по технике безопасности, закрепляются за определённой бригадой и работают посменно в составе её
Знакомятся с наличием и применением лекарственных средств для оказания первой медицинской и неотложной доврачебной помощи. Принимают участие в вызовах по оказанию помощи на дому, при дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях и стихийных бедствиях
Осматривают больных, рожениц. Ставят предварительный диагноз, оказывают первую медицинскую помощь больным с приступами бронхиальной астмы, стенокардии, инфаркта миокарда, инсульта, гипертонического криза, гипер- и гипогликемической комы, уремической комы, с пищевыми отравлениями и т.д.
Учащиеся принимают активное участие в оказании первой медицинской помощи при отравлении угарным газом, утоплении, повешении, обширных ожогах, ранениях мягких тканей, переломах позвоночника и конечностей, черепно-мозговых травмах, учатся оказывать первую медицинскую помощь и транспортировать больных и пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, массовых поражениях на производстве и стихийных бедствиях
Изучают способы обработки транспорта после перевозки инфекционных больных. Учатся использовать имеющуюся медицинскую аппаратуру. При необходимости принимают роды и проводят первичный туалет новорожденных. Изучают и заполняют учётно-отчётную документацию
|
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Требования должностной инструкции фельдшера выездной бригады
-
Нормативные документы, регламентирующие требования к санэпидрежиму и организации работы фельдшера выездной бригады
-
Первичную учётную медицинскую документацию
-
Учащиеся должны уметь:
-
Ведение документации фельдшера выездной бригады
-
Расспрос, осмотр и обследование больных на дому и пострадавших на месте происшествия
-
Пальпация, перкуссия, аускультация
-
Определение свойств пульса, дыхания, АД, температуры
-
Проведение простейших реанимационных мероприятий в случае клинической смерти (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, дефибрилляция)
-
Методы личной профилактики при подозрении на ООИ (одевание противочумного костюма, принятие (условно) 5 таблеток тетрациклина). Правила забора крови при подозрении на ООИ
-
Промывание желудка и взятие промывных вод на исследование в бактериологическую лабораторию. Постановка очистительной клизмы
-
Наложение защитных и лечебных повязок, иммобилизация конечностей при переломах
-
Временная остановка артериального кровотечения – путём наложения жгута, закрутки, пальцевым прижатием, максимальным сгибанием конечности, наложением зажима на сосуд в ране: венозного кровотечения – путём наложения давящей повязки
-
Оказание экстренной медицинской помощи при:
-
ранении
-
ожоге
-
обморожении
-
обмороке
-
коллапсе
-
рвоте
-
шоке
-
ларингоспазме
-
асфиксии
-
судорогах
-
гипертермии
-
анафилактическом шоке
-
токсикозе
-
комах
-
ЧМТ
-
отравлении
-
утоплении, повешении.
-
Контроль за состоянием пациента и оказание необходимой помощи во время транспортировки
в лечебное учреждение
-
Констатация смерти и тактика фельдшера при биологической смерти
-
Подготовка шприцов, игл, перевязочного материала для работы. Утилизация использованного. Предстерилизационная обработка инструментария многократного использования с последующей стерилизацией и контролем качества её
-
Обработка рук
-
Применение лекарственных средств наружно, внутрь, парентерально, подкожно, внутримышечно, внутривенно. Внутривенные, подъязычные, интратрахеальные введения адреналина
-
Осмотр рожениц и проведение наружного акушерского исследования
-
Выслушивание сердцебиения плода и постановка предварительного диагноза
-
Приёмы обезболивания родов
-
Защита промежности и ведение родов
-
Приёмы отделения последа и его осмотр
-
Первичный туалет новорожденного
-
Учёт и хранение ядовитых, наркотических и сильнодействующих средств. Постановление
№ 51 от 28. 12.
2004 г. МЗ РБ
| -
Проведение субъективных и объективных методов обследования пациентов на дому и на месте происшествия
-
Выполнение врачебных назначений
-
Участие в оказании экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях
-
Осуществление наблюдения за пациентами во время транспортировки
-
Изучение нормативных документов, регламентирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и организацию работы фельдшера выездной бригады
-
Работа с первичной учетной медицинской документацией бригады скорой помощи
|
Бригада скорой помощи
|
Раздел 2
РАБОТА НА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ
|
36
|
|
|
|
Учащиеся знакомятся со структурой и организацией работы на ФАПе. Акцентируют внимание на связи фельдшера ФАПа с сельским Советом по вопросам планирования на год, финансирования проектов, обеспечения медицинским оборудованием и медикаментами
Принимают участие в проведении работы среди детей, детских дошкольных и школьных учреждений, среди полеводов, рабочих ферм, механизаторов и других категорий рабочих с вредными условиями труда (удобрения, ядохимикаты). Обучают их умению оказывать само и взаимопомощь (остановка кровотечения, наложение жгутов, повязок, иммобилизация переломов, транспортировка на ФАП больных и пострадавших)
Совместно с зав. ФАПом проводят патронаж детей, больных, беременных. Осматривают беременных, диагностируют сроки беременности, берут на учёт. Выявляют ранние и поздние гестозы и группы повышенного риска. Оказывают неотложную помощь при стенокардии, инфаркте миокарда, бронхиальной астме, нарушениях мозгового кровообращения, комах, травмах, коликах, отравлениях
Проводят мероприятия по обеспечению инфекционной безопасности медработников и пациентов при проведении инъекций, простейших хирургических манипуляций. Знакомятся с наличием и подготовкой предметов ухода за больными на дому
Знакомятся с противоэпидемическими и профилактическими мероприятиями на территории ФАПа: организацией флюорографического обследования населения: проведением профилактических осмотров на чесотку, педикулёз, выявлением и изоляцией инфекционных больных и контактных с ними: ведением диспансеризации населения с онкологическими и другими хроническими заболеваниями
Знакомятся с проведением санитарного надзора за столовыми, магазинами, источниками водоснабжения и другими объектами по производству продуктов питания, находящимся на территории ФАПа
Знакомятся с проведением санитарно-просветительной работы среди населения по привитию здорового образа жизни, профилактике травматизма, алкоголизма, СПИДа, онкологических заболеваний, туберкулёза
Изучают работу аптечного пункта, комплектацию и назначение укладок посиндромной терапии, учётно-отчётную документацию ФАПа
Изучают памятку профилактики ООИ и применение разных типов противочумных костюмов
|
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Требования должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом
-
Нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы медицинского персонала ФАПа
-
Первичную учётную медицинскую документацию
-
Проведение динамического наблюдения за населением
-
Учащиеся должны уметь:
-
Заполнение медицинской документации
-
Организация и проведение профосмотров
-
Изучение правил забора заразного материала, комплектации и назначения укладок посиндромной терапии для детей и взрослых
-
Приём больных (расспрос, осмотр, измерение температуры, АД, пальпация, перкуссия, аускультация)
-
Приём беременных и гинекологических больных. Выявление среди них групп повышенного риска. Определение сроков беременности
-
Патронаж к беременным, детям, больным
-
Изучение работы аптечного пункта. Применение лекарственных средств наружно, внутрь, парентерально пациентам, нуждающимся в лечении
-
Обеспечение инфекционной безопасности медработников и пациентов
-
Владение техникой принятия нормальных родов и при необходимости (до вызова акушерской бригады) уметь принять роды и провести первичный туалет новорожденного
-
Проведение под наблюдением врача сельской участковой больницы (СВА, ЦРБ) прививок против дифтерии, столбняка, туберкулёза
-
Оказание доврачебной помощи при внезапно возникших заболеваниях, травмах, отравлениях
-
Наблюдение и уход за тяжелобольными
-
Проведение санпросветработы среди населения ФАПа по привитию здорового образа жизни, профилактике СПИДа, алкоголизма, табакокурения, травматизма, онкозаболеваний, туберкулёза
| -
Проведение субъективных и объективных методов обследования пациентов на ФАПе и на дому
-
Проведение наблюдения и патронажей за беременными, детьми, больными
-
Участие в проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий, санитарного надзора
-
Проведение мероприятий по обеспечению инфекционной безопасности медработников и пациентов
-
Проведение санитарно-просветительной работы
-
Изучение нормативных документов, регламентирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и организацию работы фельдшерско-акушерского пункта
-
Работа с первичной учетной медицинской документацией фельдшерско-акушерского пункта
|
Фельдшерско-акушерский пункт
|
Раздел 3
РАБОТА В ЦЕНТРЕ ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
|
12
|
|
|
|
Учащиеся знакомятся со структурой и функцией ЦГиЭ; знакомятся с работой эпидемиологического отдела, изучают функции помощника эпидемиолога, знакомятся с организацией работы паразитологического отделения
Учащиеся изучают санитарно-гигиенические требования к ЛПУ, действующие приказы по санэпидрежиму. Знакомятся с учётом и анализом инфекционной заболеваемости, проведением оперативной противоэпидемической работы в очаге инфекционного заболевания, в том числе особо опасной инфекции, проведением эвакуации и госпитализации инфекционного больного. Изучают основы дезинфекции, дератизации, дезинсекции.
Знакомятся с организацией и проведением прививок. Учатся вести санэпиднадзор за объектами питания, молочно-товарными фермами и другими объектами, составлять отчёты и проводить санитарно-просветительную работу среди полеводов, механизаторов, рабочих мастерских по ремонту сельхозтехники и других категорий населения по привитию здорового образа жизни, профилактике травматизма, алкоголизма, СПИДа, онкозаболеваний, туберкулёза
Знакомятся с подготовкой и ведением контроля укладок и спецодежды для работы с ООИ, с ведением наблюдения за прибывшими из мест неблагополучных на ООИ. Изучают организацию и проведение обследования лиц контактных с инфекционными больными
Заполняют ф. № 58 (экстренного извещения в ЦГиЭ), ф. № 30 (диспансерного наблюдения) и др.
Знакомятся с составлением отчётности ФАПа по заболеваемости населения
|
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Нормативные документы, обеспечивающие инфекционную безопасность пациента и медперсонала
-
Работу по организации эпидемиологического надзора
-
Методику эпиданализа инфекционной заболеваемости и наблюдения за эпидфоном
-
Работу ветеринарной службы по профилактике инфекций наружных покровов
-
Систему противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний
-
Характеристику прививочных препаратов и календарь профилактических прививок
-
Принципы планирования профилактических прививок
2. Учащиеся должны уметь:
-
Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге
-
Обеспечивать инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала
-
Составлять отчёт ФАПа по заболеваемости населения
-
Брать мазки из зева на дифтерию, менингококк
-
Осуществлять забор биологического материала для лабораторного исследования у больных и контактных лиц
| -
Изучение нормативных документов, обеспечивающих инфекционную безопасность пациента и медперсонала
-
Участие в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге
-
Забор биоматериала у больных и контактных лиц
|
Эпидемиологический отдел
Паразитологический
отдел
|
Раздел 4
РАБОТА ВО ВЗРОСЛОЙ
ПОЛИКЛИНИКЕ
|
60
|
|
|
|
4.1 ПРИЕМ С ТЕРАПЕВТОМ Вместе с участковым терапевтом ведут приём пациентов, ставят предварительный диагноз, назначают лечение, выписывают рецепты, знакомятся с оформлением документов на ВКК и МРЭК Оказывают доврачебную неотложную помощь при различных состояниях
Изучают вопросы диспансеризации и реабилитации пациентов. Посещают пациентов на дому, выполняют назначения врача. Оформляют отчётность о проделанной работе: отчёт о заболеваемости по нозологическим единицам, по инфекционной заболеваемости, об оказании помощи ИОВ и др.
|
18
| -
Учащийся должен знать:
-
Проведение диспансеризации и реабилитации при различных заболеваниях
-
Образовательные программы пациентов при различных заболеваниях
-
Учащийся должен уметь:
-
Ставить предварительный диагноз
-
Оформлять первичную учётную медицинскую документацию
-
Оказывать доврачебную неотложную помощь при различных состояниях
-
Проводить санитарно-просветительную работу
| -
Проведение субъективного и объективного методов обследования пациентов в поликлинике и на дому
-
Проведение наблюдения и ухода за терапевтическими пациентами на дому
-
Изучение диспансеризации и реабилитации при терапевтических заболеваниях
-
Работа с первичной учетной медицинской документацией на терапевтическом участке
-
Санитарно-просветительная работа
|
Кабинет приема терапевта
|
4.2 ПРИЁМ С ХИРУРГОМ
Вместе с хирургом ведут приём пациентов, ставят предварительный диагноз, назначают лечение, выписывают рецепты, под контролем хирурга выполняют различные манипуляции
Оказывают доврачебную неотложную помощь при различных состояниях
Участвуют в обслуживании хирургических пациентов на дому
Заполняют медицинскую документацию
|
18
| -
Учащиеся должны знать:
-
Проведение динамического наблюдения, реабилитации при различных хирургических заболеваниях
-
Методы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм
-
Образовательные программы пациентов
-
Учащиеся должны уметь:
-
Ставить предварительный диагноз и определять дальнейшую тактику лечения
-
Оказывать неотложную доврачебную помощь при хирургических заболеваниях
-
Проводить ПХО ран
-
Накладывать различные виды повязок
-
Накладывать швы
-
Заполнять первичную учётную медицинскую документацию
| -
Проведение субъективного и объективного методов обследования хирургических пациентов в поликлинике
-
Оказание неотложной доврачебной помощи при хирургических заболеваниях
-
Выполнение назначений хирурга
-
Изучение динамического наблюдения и реабилитации при хирургических заболеваниях
-
Работа с первичной учетной медицинской документацией на хирургическом приеме
|
Кабинет хирургического приема
|
4.3. РАБОТА В КАБИНЕТЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Учащиеся знакомятся с организацией работы кабинета инфекционных заболеваний, изучают проведение организационно-методической, лечебно-диагностической, диспансерной, санитарно-просветительной работ. Вместе с врачом ведут приём пациентов, выезжают в очаги инфекционных заболеваний. Изучают первичную учётную медицинскую документацию
|
12
| -
Учащиеся должны знать:
-
Систему противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний
-
Организацию работы медперсонала при особо опасных инфекциях
-
Организацию иммунопрофилактики
-
Профилактику инфекционных заболеваний
-
Реабилитацию и динамическое наблюдение переболевших инфекционными болезнями
-
Учащиеся должны уметь:
-
Поставить предварительный диагноз и определить тактику ведения пациента
-
Осуществлять забор биологического материала для лабораторного исследования у больных и контактных лиц
-
Оказать доврачебную неотложную помощь при неотложных состояниях
-
Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге
-
Обеспечивать инфекционную безопасность пациента и медперсонала
-
Заполнять первичную учётную медицинскую документацию
| -
Изучение и участие противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний
-
Изучение иммунопрофилактики
-
Проведение реабилитации и динамического наблюдения за инфекционными больными
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
-
Забор биоматериала
|
Кабинет инфекционных заболеваний
|
4.4. РАБОТА В ПРОЦЕДУРНОМ И ПРИВИВОЧНОМ КАБИНЕТАХ
Учащиеся знакомятся с особенностями работы процедурного и прививочного кабинетов, изучают первичную учётную медицинскую документацию
Выполняют инъекции, производят забор крови из вены на исследования, проводят дезинфекцию использованных инструментов и предметов ухода, ПСО и подготовку материалов к стерилизации
Оказывают доврачебную неотложную помощь при неотложных состояниях
В прививочном кабинете под контролем врача наблюдают постановку пробы Манту, проведение профилактических прививок, оформляют документацию
|
12
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы процедурного и прививочного кабинетов
-
Первичную учётную медицинскую документацию
-
Учащиеся должны уметь:
-
Проводить дезинфекцию использованных материалов, ПСО и подготовку к стерилизации инструментов и предметов ухода
-
Выполнять инъекции, забор крови на различные исследования
-
Читать результаты пробы Манту
-
Заполнять первичную учётную медицинскую документацию
| -
Обеспечение инфекционной безопасности медработников и пациентов
-
Выполнение врачебных назначений
-
Изучение нормативных документов, регламентирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и организацию работы процедурного и прививочного кабинетов
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
|
Процедурный и прививочный кабинеты
|
Раздел 5
РАБОТА В ДЕТСКОЙ
ПОЛИКЛИНИКЕ
|
66
|
|
|
|
5.1 ПРИЁМ С ВРАЧОМ
Учащиеся работают на приёме с врачом. Самостоятельно осматривают детей, проводят антропометрические измерения, дают рекомендации по вскармливанию, профилактике рахита, предупреждению инфекционных заболеваний, ставят предварительные диагнозы и определяют тактику лечения больных детей, оказывают доврачебную неотложную помощь при неотложных состояниях
Совместно с участковой медсестрой проводят патронаж к новорожденным и больным детям
Знакомятся с проведением диспансеризации и реабилитации детей и подростков с хронической патологией
Заполняют медицинскую документацию
|
24
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Учащиеся должны знать особенности санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов школ и дошкольных учреждений
-
Первичную учётную медицинскую документацию
-
Образовательные программы пациентов при различных заболеваниях
-
Календарь профилактических прививок
-
Оценочные таблицы по физическому и нравственно-психическому развитию
2. Учащиеся должны уметь:
-
Проведение антропометрических измерений
-
Измерение АД, определение пульса, дыхания
-
Проведение патронажа (дородового, к новорождённому, грудному, больному ребёнку)
-
Проведение массажа и гимнастики детям 1-го года жизни
-
Проведение контрольного кормления
-
Постановка предварительного диагноза и определение тактики лечения больного ребёнка
-
Оказание доврачебной неотложной медицинской помощи при неотложных состояниях у детей
-
Осуществление динамического наблюдения за здоровыми детьми и подростками
-
Осуществление динамического наблюдения и медицинской реабилитации детей и подростков с хронической патологией
-
Оценка результатов пробы Манту
-
Проведение санитарно-просветительной работы среди мам по вопросам вскармливания и закаливания ребёнка
-
Проведение осмотра на чесотку, педикулёз
| -
Проведение субъективного и объективного методов обследования детей в поликлинике и на дому
-
Проведение патронажей
-
Проведение диспансеризации и реабилитации при хронической патологии
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
-
Проведение санитарно-просветительной работы
|
Кабинет педиатрического приёма
|
5.2 РАБОТА В МЕДПУНКТАХ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Знакомятся с должностной инструкцией фельдшера школы, изучают нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы медицинского персонала школьных и дошкольных учреждений, первичную учётную медицинскую документацию
Знакомятся с методикой надзора за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьных и дошкольных учреждениях, производственных и вспомогательных помещений, за профилактикой паразитарных и инфекционных заболеваний, техникой безопасности
|
24
|
| -
Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию работы медперсонала школ и дошкольных учреждений
-
Проведение наблюдения за детьми
-
Проведение санитарного надзора
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
|
Медпункты школ и дошкольных учреждений
|
5.3 РАБОТА В ПРИВИВОЧНОМ КАБИНЕТЕ
Учащиеся изучают нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы прививочного кабинета, первичную учётную медицинскую документацию, правила хранения вакцин
Под контролем врача наблюдают за постановкой пробы Манту и проведением профилактических прививок; оценивают результаты пробы Манту
|
12
|
| -
Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию прививок
-
Наблюдение за проведением профилактических прививок и постановкой пробы Манту
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
|
Прививочный кабинет
|
5.4 РАБОТА В КАБИНЕТЕ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА
Учащиеся знакомятся с оборудованием и документацией кабинета здорового ребенка, изучают технику проведения массажа и гимнастики детям 1-го года жизни, технику проведения УФО детям раннего возраста (специфическая профилактика рахита), показания и технику проведения контрольного кормления, оценочные таблицы по физическому и нервно-психическому развитию
|
6
|
| -
Осуществление динамического наблюдения за здоровыми детьми
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
|
Кабинет здорового ребёнка
|
Раздел 6
РАБОТА В ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
|
18
|
|
|
|
Учащиеся знакомятся со структурой и организацией работы травмопункта: объём консервативного и оперативного хирургического лечения, основной контингент хирургических больных, очерёдность оказания помощи, организация санэпидрежима, ведение документации, показания и порядок госпитализации
Учащиеся знакомятся с оборудованием и инструментарием гипсовальной комнаты, операционной
Учащиеся участвуют в подготовке и проведении местной анестезии, в хирургической обработке свежих неоперационных ран и их туалете, в оказании помощи при закрытых травмах мягких тканей, повреждениях суставов и костей, в приготовлении и наложении гипсовых бинтов, лонгет, в наложении и снятии гипсовых повязок
|
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Показания для проведения экстренной профилактики столбняка, проведение активно-пассивной профилактики столбняка (Приказ МЗ РБ № 2 от 10. 01. 94 г.)
-
Уход за пациентами с гипсовыми повязками
2. Учащиеся должны уметь:
-
Проведение первичного обследования пациентов, диагностирование наличия повреждений, определение необходимого объёма дополнительных методов обследования
-
Наложение повязок на различные части тела
-
Составление набора инструментов для хирургической обработки ран мягких тканей
-
Наложение и снятие швов
-
Проведение временной остановки наружных кровотечений
| -
Проведение первичного обследования пациентов
-
Выполнение врачебных назначений
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией
|
Травматологический пункт
|
Раздел 7
РАБОТА В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
|
24
|
|
|
|
Учащиеся под контролем акушера-гинеколога ведут приём беременных и гинекологических больных (заполняют карточки, собирают общий, акушерский, гинекологический анамнез, измеряют таз, проводят осмотр грудных желез, наружных половых органов, проводят влагалищное обследование, устанавливают наличие и срок беременности). Самостоятельно берут кровь на реакцию Вассермана, мазки на гонококк и трихомонады, на степень чистоты и цитологию, устанавливают предположительный диагноз, выписывают направления на лабораторные исследования мочи, крови, выписывают рецепты. Оформляют документацию на госпитализацию беременных с экстренной патологией, узким тазом, гестозами беременности, поперечным положением плода, беременных, у которых в анамнезе кесарево сечение, многоплодие, многоводие, ягодичное предлежание, заполняют диспансерные карты онкологических больных. Проводят беседы по психопрофилактической подготовке к родам и профилактике болезней, передающихся половым путём
|
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Требования должностной инструкции акушерки женской консультации
-
Нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы акушерки женской консультации. Первичную учётную медицинскую документацию
2. Учащиеся должны уметь:
-
Приём беременных и гинекологических больных
-
Собирание акушерского и гинекологического анамнеза
-
Измерение АД, антропометрия, определение размеров таза
-
Осмотр молочных желез
-
Влагалищное исследование
-
Осмотр шейки матки в зеркалах
-
Взятие мазка на степень чистоты, цитологию, ГН
-
Определение срока беременности
-
Заполнение амбулаторной, обменной карты
-
Взятие крови на реакцию Вассермана, ВИЧ
-
Проведение психопрофилактической подготовки к родам
-
В процедурном кабинете женской консультации – проведение лечебных процедур (введение тампонов, инстилляции, ванночки)
-
Организовать динамическое наблюдение
-
Оказывать доврачебную неотложную помощь при неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии
-
Выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии
-
Выявлять гинекологические и онкологические заболевания
-
Проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацепции, профилактике инфекций, передающихся половым путём
| -
Проведение субъективного и объективного методов обследования в женской консультации беременных и гинекологических больных
-
Взятие биоматериалов для анализов
-
Проведение психопрофилактической подготовки к родам
-
Проведение санитарно-просветительной работы
-
Изучение нормативных документов, регламентирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и работу женской консультации
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией женской консультации
-
Организация динамического наблюдения за беременными и гинекологическими больными
|
Смотровой кабинет
Кабинет приёма акушера-гинеколога
|
Раздел 8
РАБОТА В РОДИЛЬНОМ ДОМЕ
|
36
|
|
|
|
Будущий фельдшер-акушер должен уметь распознать и предупредить возможную акушерскую патологию и оказать при ней доврачебную неотложную помощь и, при необходимости принять роды. Для этого во время практики учащиеся должны проделать весь комплекс акушерских мероприятий, начиная с момента поступления роженицы в приёмный покой и до выписки её из родильного дома
В приёмном покое, под контролем дежурного врача или акушерки участвуют в приёме и санобработке роженицы, собирают анамнез (общий и акушерский), производят наружный осмотр беременных, особое внимание обращая на состояние кожи (наличие сыпи, гнойников), педикулёза, осматривают зев и производят взвешивание, измерение роста, артериального давления. Затем производят санитарную обработку (стрижку ногтей на руках и ногах, бритьё волос на лобке и в подмышечных впадинах, постановку клизмы, принятие душа)
В предродовой палате принимают участие при влагалищном исследовании. Ведут наблюдение за роженицами и плодом в первом периоде родов, обращая внимание на её поведение, характер схваток. Систематически выслушивают сердцебиение плода. Отмечают время отхождения вод, изменение высоты стояния дна и формы матки, продвижение предлежащей части плода и характер выделений из влагалища. Активно участвуют в профилактике слабости родовой деятельности и гипоксии плода
В родильном зале под контролем врача и руководством акушерки принимают роды. Отсасывают слизь из дыхательных путей ребёнка и участвуют в оживлении детей, родившихся в асфиксии. Проводят профилактику гонобленнореи глаз и туалет новорожденного с первичной и вторичной обработкой пуповины. Делают запись и надевают браслетки. Следят за состоянием роженицы и признаками отделения плаценты, определяют кровопотери. Участвуют в осмотре промежности, шейки матки в зеркалах и при наличии разрывов в наложении швов
Знакомятся с патологией последового и раннего послеродового периода с неотложной помощью при кровотечении, техникой ручного отделения последа, ручным обследованием полости матки и массажем матки с методикой остановки кровотечения и мерами борьбы с острым малокровием
В послеродовом отделении участвуют в обходе врачом родильниц и выполняют его назначения. Следят за выделениями в послеродовом периоде, за состоянием грудных желез. Проводят туалет родильниц и, если имеются швы, ведут уход за ними с последующим снятием
Проводят беседы по пропаганде значимости грудного вскармливания детей. Дают рекомендации матерям по прикладыванию ребенка к груди, по сцеживанию грудного молока и проведению массажа грудных желез. Следят за подготовкой матерей и детей к кормлению
Участвуют в оформлении всей документации (журналов учёта приёма беременных, рожениц, родильниц, записи родов в стационаре, учёта забора ретроплацентарной крови, историй родов, развития новорожденных и др.) и выписке родильниц из отделения
|
|
1. Учащиеся должны знать:
-
Требования должностной инструкции акушерки приёмного покоя, родильного зала, послеродового отделения
-
Нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санэпидрежима и организации работы родильного корпуса
-
Первичную учётную медицинскую документацию
-
Учащиеся должны уметь:
-
Приём и санитарная обработка роженицы
-
Проведение наружного акушерского исследования (4 приёма)
-
Выслушивание и подсчёт сердцебиений плода
-
Влагалищное исследование и осмотр шейки матки при помощи зеркал (под контролем врача)
-
Катетеризация мочевого пузыря
-
Приёмы обезболивания родов (психотерапевтические, медикаментозные и др.)
-
Защита промежности при родах
-
Приём родов и туалет новорожденного
-
Профилактика гонобленнореи
-
Первичная и вторичная обработка пуповины
-
Приёмы выделения отделившегося последа и осмотр его
-
Выполнение назначений врача (уход за родильницами, применение лекарственных средств наружно, дача внутрь, введение подкожно, внутримышечно, внутривенно, ректально - в виде свечей)
-
Постановка очистительной клизмы
-
Ведение медицинской документации, не требующей врачебной компетенции
-
Участие в выписке и передаче детей родителям
| -
Проведение субъективного и объективного методов обследования рожениц и родильниц в роддоме
-
Взятие биоматериалов для анализов
-
Уход за новорожденными и родильницами
-
Выполнение врачебных назначений по ведению лекарств
-
Проведение наблюдения за роженицами, новорожденными и родильницами
-
Изучение нормативных документов, регламентирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и работу родильного корпуса
-
Работа с первичной учётной медицинской документацией родильного корпуса
|
Приёмный покой
Родильный зал
Послеродовое отделение
Смотровой кабинет
Отделение обсервации
|
ИНТЕГРАЛЬНАЯ 10-БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
2-79 01 01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
Баллы |
Показатели оценки
|
1
|
Узнавание отдельных объектов программного материала, предъявляемых в готовом виде (неполный выбор необходимого оборудования для выполнения практических манипуляций)
Присутствие на практике, отсутствие самостоятельных действий, отсутствие контакта с пациентами
Отрицательные характеристики непосредственных руководителей практики
|
2
|
Различие объектов изучения программного материала, предъявляемых в готовом виде
Выполнение отдельных элементов наблюдения, ухода, практических манипуляций по образцу, сопровождающиеся грубыми ошибками
Отсутствие контакта с пациентами
Отрицательные характеристики непосредственных руководителей практики
|
3
|
Неосознанное, механическое выполнение отдельных элементов наблюдения, ухода, практических манипуляций в соответствии со стандартом с существенными ошибками, влекущими за собой нанесение вреда пациенту
Не может поставить предварительный диагноз
Неумение установить контакт с пациентом
Отрицательные характеристики непосредственных руководителей практики
|
4
|
Воспроизведение большей части программного материала, механическое проведение наблюдения, ухода, доврачебной неотложной помощи, выполнения манипуляций в соответствии со стандартом в знакомой ситуации
Испытывает затруднение при постановке предварительного диагноза, при определении динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией
Ориентируется в необходимой медицинской документации, соблюдает требования санитарно-эпидемиологического режима
Испытывает трудности при установлении контакта с пациентом
Наличие единичных несущественных ошибок
Положительные характеристики непосредственных руководителей практики
|
5
|
Осознанное проведение наблюдения, ухода, оказание доврачебной неотложной помощи, выполнение практических манипуляций в соответствии со стандартом выполнения в знакомой ситуации
Не совсем уверенная постановка предварительного диагноза, неполное знание вопросов динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией
Знает ведение необходимой медицинской документации, требования санитарно-эпидемиологического режима, особенности приёма и введения наиболее часто применяемых лекарств, владеет отдельными элементами сестринского процесса, стремится к установлению контакта с пациентами, допускает несущественные ошибки
Хорошо и аккуратно ведёт необходимую документацию по практике
Положительные характеристики непосредственных руководителей практики
|
6
|
Полное знание и осознанное проведение в соответствии с программой практики наблюдения, ухода, оказание доврачебной неотложной помощи, выполнение практических манипуляций в соответствии со стандартом выполнения в знакомой ситуации
Ставит предварительный диагноз, но есть проблемы при определении тактики дальнейшего ведения пациента, неполное знание вопросов динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией.
Знает необходимую медицинскую документацию, требования санитарно-эпидемиологического режима, особенности приёма и введения применяемых лекарств, может организовать сестринский процесс, допускает несущественные ошибки
Коммуникативные навыки реализует не в полной мере, недостаточно владеет навыками санитарно-просветительной работы
Хорошо и аккуратно ведёт необходимую документацию
Положительные характеристики непосредственных руководителей практики
|
7
|
Полное, прочное знание и проведение в соответствии с программой практики наблюдения, ухода, оказание доврачебной неотложной помощи, выполнение практических манипуляций в соответствии со стандартом в знакомой ситуации
Ставит предварительный диагноз, тактику дальнейшего ведения пациента, но затрудняется в нестандартной ситуации
Знает вопросы динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией
Знает и осуществляет сестринский процесс, знает необходимую медицинскую документацию, требования санитарно-эпидемиологического режима, особенности приёма и введения лекарств, владеет вербальными и невербальными формами общения с пациентами, знает вопросы профилактики, проводит санитарно-просветительную работу, допускает единичные несущественные ошибки, но затрудняется в нестандартной ситуации
Грамотно ведёт необходимую документацию по практике
Положительные характеристики непосредственных руководителей практики
|
8
|
Полное, прочное, глубокое, системное знание и проведение в соответствии с программой практики наблюдения, ухода, оказание неотложной доврачебной помощи, выполнение практических манипуляций в соответствии со стандартом в знакомой ситуации
Ставит предварительный диагноз, определяет тактику дальнейшего ведения пациента в стандартной ситуации, знает вопросы динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией
Знает и осуществляет сестринский процесс, знает необходимую медицинскую документацию, знает и соблюдает требования санитарно-эпидемиологического режима, особенности приёма и введения лекарств, владеет вербальными и невербальными формами общения с пациентами с соблюдением всех требований медицинской этики и деонтологии, владеет вопросами профилактики, проводит санитарно-просветительную работу, допускает ошибки, которые сам и исправляет
Проявляет инициативу при работе в ЛПУ
Грамотно и аккуратно ведёт необходимую документацию практики
Положительные характеристики непосредственных руководителей практики
|
9
|
Полное, прочное, глубокое системное знание программного материала, осуществление наблюдения, ухода, оказание доврачебной неотложной помощи, выполнение практических манипуляций в соответствии со стандартом выполнения и в нестандартных ситуациях
Ставит предварительный диагноз, определяет тактику ведения пациентов и в нестандартной ситуации, владеет вопросами динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией
Умело и чётко организует сестринский процесс, знает ведение и заполнение необходимой медицинской документации, знает и соблюдает требования санитарно-эпидемиологического режима, владеет всеми формами вербального и невербального общения с пациентами с соблюдением всех требований медицинской этики и деонтологии, знает особенности приёма и введения лекарств, владеет вопросами профилактики заболеваний, владеет разными формами и средствами санитарно-просветительной работы, может дать конкретные рекомендации конкретному пациенту
Проявляет инициативу при работе в ЛПУ, активно участвует в работе
Грамотно и аккуратно ведёт документацию по практике, имеет качественно оформленные материалы по санитарно-просветительной работе
Положительные отзывы непосредственных руководителей практики
|
10
|
Свободное оперирование программным материалом, осуществление наблюдения, ухода, оказание доврачебной помощи, выполнение практических манипуляций в соответствии со стандартом выполнения в незнакомой ситуации
Ставит предварительный диагноз, определяет тактику ведения пациентов и в нестандартной ситуации, владеет вопросами динамического наблюдения за пациентами с хронической патологией
Рационально и чётко организует сестринский процесс в любой ситуации, хорошо знает образовательные программы пациентов, может дать конкретные рекомендации при конкретном заболевании, владеет всеми формами вербального и невербального общения с пациентами с соблюдением всех требований медицинской этики и деонтологии, владеет разными формами и средствами санитарно-просветительной работы
Активно участвует в работе ЛПУ, выполняет творческие работы и задания
Программное ведение документации по практике, наличие качественно оформленных материалов по санитарно-просветительной работе
Положительные характеристики общего и непосредственного руководителей практики
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
Существенные ошибки:
-
незнание необходимого для манипуляции оборудования;
-
цель манипуляции не достигнута;
-
неправильное оформление первичной медицинской и статистической отчётной документации;
-
грубое нарушение техники манипуляции, правил асептики и антисептики, медицинской этики и деонтологии, приведшее к нанесению вреда пациенту;
-
незнание неотложной доврачебной помощи;
-
неправильная постановка предварительного диагноза;
-
незнание вопросов динамического наблюдения за хроническими больными, беременными, роженицами, родильницами и детским населением.
Несущественные ошибки:
-
неточности в выборе необходимого оборудования для манипуляции, неточности по ходу выполнения манипуляции, изменение последовательности отдельных этапов манипуляции, легко исправляемые по дополнительным вопросам руководителей практики и невлияющие на конечный результат;
-
причинение некоторых неудобств пациенту во время манипуляции, без влияния на конечный результат;
-
неточности при определении этапов сестринского процесса, без влияния на конечный результат.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
Терапия:
-
Милькаманович В.К. «Терапия». Минск, «Вышэйшая школа», 2005 г.
-
Артишевская Н.И. и др. «Терапия с основами реабилитации». Минск, «Вышэйшая школа», 1998 г.
Хирургия:
-
Колб Л.И. и др. «Общая хирургия». Минск, «Вышэйшая школа»,
2003 г.
-
Колб Л.И. и др. «Частная хирургия». Минск, «Вышэйшая школа»,
2003 г.
-
Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. «Хирургия». Минск, «Медицина»,
1990 г.
Педиатрия:
-
Ежова Н.В. И ДР. «Педиатрия». Минск, «Вышэйшая школа», 1997 г.
-
Ежова Н.В. и др. (пособие учебное) «Педиатрия: Практикум». Минск «Вышэйшая школа», 2003 г.
Акушерство и гинекология:
-
Дуда В.И. и др. «Акушерство». Минск, «Вышэйшая школа», 2002 г.
-
Дуда В.И. и др. «Гинекология». Минск, «Вышэйшая школа», 2002 г.
Инфекционные болезни:
-
Баран В.М. и др. « Инфекционные болезни с основами эпидемиологии». Минск, «Унiверсiтэцкая”, 1998 г.
Эпидемиология:
1. Дранкин Д.И, Маркина Е.Г. “Эпидемиология”. М, “Медицина”, 1987 г.
Дополнительная:
-
Квалификационная характеристика специалиста со средним специальным образованием по специальности «Лечебное дело».
-
Образовательный стандарт: среднее специальное образование, специальность 2 – 79 01 01 «Лечебное дело».
-
Приказ № 365-А от 25. 06. 2002 г. «Об утверждении Положения о практике учащихся средних медицинских и фармацевтических учреждений образования Республики Беларусь».
-
Производственный стандарт «Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры».
страница 1
|