Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


курса повышения квалификации

«Клиническая иммунология и аллергология в практике врача-педиатра»

(для преподавателей медицинских вузов, колледжей, факультетов

повышения квалификации и врачей-иммунологов и аллергологов

лечебного профиля)


1. Общий раздел

1.1 Основы идеологии белорусского государства

Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии. Система идеологической работы. Роль и значение идеологии в государстве и обществе. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Модель социально-экономического развития Беларуси. Сущностные характеристики социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Здоровье и здравоохранение в системе ценностей и приоритетов белорусского общества и государства. Цель государственной политики в области здравоохранения.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г. № 136. Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2006 г. № 310.

Государственная программа обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 г. № 1596. Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2006 г. № 1068.

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г. № 135. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318. Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1116. Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 г. № 1269. Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006г. № 18.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2007 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384.

Антикоррупционное законодательство. Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. № 60-З. Закон Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» от 26 декабря 2005 г. № 75-З. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за преступления, связанные с коррупцией» от 18 июля 2007 г. № 264-З. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 220 «Об утверждении Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2007 г. № 188 «О плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об упорядочении работы по выполнению требований статей 8 и 9 Закона Республики Беларусь «О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 г. № 47-З, статей 22 и 23 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. № 204-З» от 12 декабря 2005 г. № 736. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении положения о комиссии по предупреждению коррупционных проявлений в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь» от 13 декабря 2005 г. № 740.
1.2. Организация специализированной медицинской помощи детям с аллергическими заболеваниями

Практическое занятие. Знакомство с работой аллергологического кабинета. Примерный перечень помещений и оснащения. Методы исследования, применяемые в аллергологическом кабинете. Порядок направления больных в аллергологический кабинет. Знакомство с работой аллергологического отделения многопрофильной больницы. Задачи и функции отделения. Примерный перечень инструментальных и лабораторных исследований, необходимых для обследования больных в аллергологическом отделении. Перечень и назначение лечебно-диагностических помещений аллергологического отделения. Примерный перечень оборудования.
2. Профильный раздел

2.1. Педиатрия

2.1.1. Роль наследственных факторов в развитии аллергических болезней

Представления о структуре и функциях генетического аппарата. Определение кариотипа, генома человека. Механизмы развития хромосомных синдромов, характеристика стигм морфогенеза. Фенотипические проявления наиболее распространенных моносомных, трисомных и других хромосомных синдромов.

Основные механизмы передачи моногенных болезней. Характеристика наиболее распространенных наследственных болезней обмена веществ. Представления о болезнях с полигенным типом предрасположения. Методы пренатальной диагностики наследственных болезней. Скрининг постнатальной диагностики. Современные подходы к медико-генетической профилактике. Лечение.

Гены-кандидаты, ответственные за развитие бронхиальной астмы и аллергии.


2.1.2. Факторы иммунной системы. Типы иммунопатологических реакций

Понятие об иммунной системе в целом и об ее особенностях в периоде детства. Достижения в клинической иммунологии за последние десятилетия. «Рабочая классификация» факторов иммунной системы. Характеристика и функциональная роль неспецифических клеточных факторов. Фагоцитоз, его патофизиологические основы.

Характеристика специфических гуморальных факторов иммунной системы. Биологические основы физиологических и патофизиологических механизмов участия в иммуногенезе «белков острофазного ответа», системы комплемента, цитокинов в регуляции и дисрегуляции физиологических иммунных реакций.

Характеристика специфических клеточных (Т- и В-лимфоцитов) факторов иммунной системы. Механизмы развития и становления иммунного ответа организма. Характеристика пяти классов иммуноглобулинов. Особенности развития иммунной системы у детей. Представление и характеристика критических периодов. Современный взгляд на биологическую роль системы гистосовместимости в физиологических и иммунопатологических реакциях. Характеристика иммунопатологических реакций.


2.1.3. Иммунодиатезы. Иммунодефициты. Иммунокоррекция

Представление и характеристика иммунодиатезов в детском возрасте. Иммунодефицитные состояния у детей (первичные и вторичные). Клинические проявления. Диагностические критерии. Методики проведения иммунологического обследования и анализ результатов. Современные подходы и методы иммунокоррекции.

Понятие гиперчувствительности. Неаллергическая и аллергическая гиперчувствительность. Аллергическая IgE- опосредованная и не- IgE- опосредованная гиперчувствительность. Классификация аллергенов.

Механизмы формирования аллергического воспаления при острых и хронических аллергических заболеваниях у детей. Понятие «атопического марша» у детей.


2.1.4. Иммунодиатезы

Практическое занятие. Осмотр 2-3 больных с иммунодефицитными состояниями, с иммунопатологическими реакциями. Формулировка диагноза при иммунодефицитных состояниях. Тактика диспансерного наблюдения за больными с иммунодефицитными состояниями. Тактика наблюдения и вакцинопрофилактики детей с тимомегалией.
2.1.5. Иммунодефициты

Практическое занятие. Осмотр 2-3 больных с иммунодефицитными состояниями. Методики проведения иммунологического обследования. Анализ результатов проведенного иммунологического обследования. Формулировка диагноза при иммунодефицитных состояниях. Тактика диспансерного наблюдения за больными с иммунодефицитными состояниями.
2.1.6. Иммунокоррекция

Практическое занятие. Разбор 2-3 больных с первичными и вторичными иммунодефицитами. Обоснование диагноза. Интерпретация иммунограмм. Подбор иммуномодулирующих препаратов. Составление плана диспансерного наблюдения за пациентами с иммунодефицитными состояниями.


      1. Методы диагностики в аллергологии

Значение аллергического анамнеза в детской аллергологии. Диагностика аллергических реакций немедленного типа: кожные пробы, определение уровня иммуноглобулина Е, реакция дегрануляции тучных клеток. Диагностика цитотоксических аллергических реакций: реакция лизиса лейкоцитов. Диагностика иммунокомплексных аллергических реакций: значение определения уровня иммунных комплексов. Диагностика аллергических реакций замедленного типа. Диагностика аллергического воспаления в шоковом органе: исследование слизи из носа, исследование соскоба слизистой оболочки носа и конъюнктивы. Пикфлоуметрия. Компьютерная спирометрия. Пневмотахометрия. Показания и методика проведения исследования. Нагрузочные пробы: проба на обратимость обструкции бронхов, проба с физической нагрузкой, фармакологические провокационные тесты.

Практическое занятие. Осмотр 2-3 больных с острыми и хроническими аллергическими заболеваниями. Интерпретация результатов аллергологического обследования пациентов. Пищевой дневник и его интерпретация. Провокационные пробы: показания, противопоказания, методика выполнения. Методики проведения иммунологического обследования и анализ результатов. Освоение техники пикфлоуметрии. Знакомство с техникой компьютерной спирометрии. Дифференциальный диагноз типов нарушения функции внешнего дыхания. Освоение методик проведения пробы с физической нагрузкой и теста на обратимость бронхиальной обструкции для диагностики бронхиальной астмы. Техника мониторирования бронхиальной проходимости с помощью пикфлоуметрии. Оценка степени тяжести бронхиальной астмы по данным мониторинга пиковой объемной скорости выдоха. Составление индивидуальной программы контроля бронхиальной астмы согласно «системы зон».


      1. Острые и рецидивирующие аллергические реакции. Диагностика, современная тактика лечения

Частота острых и рецидивирующих аллергических реакций у детей и подростков. Этиологическая структура. Основные нозологические формы. Острая крапивница, отек Квинке. Многоформная экссудативная эритема (небуллезная и буллезная формы). Синдром Лайела. Синдром Стивенса-Джонсона. Анафилактический шок у детей. Этиология. Особенности течения в зависимости от пути поступления аллергена. Диагностика и лечение острых и рецидивирующих аллергических реакций у детей. Неотложная помощь при анафилактическом шоке.

      1. Диагностика острых аллергических реакций

Практическое занятие. Осмотр 2-3 больных с острыми аллергическими реакциями. Обоснование диагноза. Проведение дифференциальной диагностики.

2.1.10. Современная тактика лечения острых аллергических реакций

Практическое занятие. Осмотр 2-3 больных с острыми аллергическими реакциями. Разбор тактики неотложной помощи. Освоение алгоритма оказания помощи при анафилактическом шоке. Характеристика набора для оказания помощи больным анафилактическим шоком.
2.1.11. Атопический дерматит. Пищевая аллергия

Распространенность атопического дерматита у детей и подростков. Современное определение атопического дерматита. Основные звенья патогенеза. Вклад аллергической и неаллергической гиперчувствительности в развитие атопического дерматита. Возрастная эволюция клинических проявлений. Дифференциальный диагноз атопического дерматита. Атопический дерматит и инфекции кожи. Прогноз атопического дерматита. Основные направления терапии атопического дерматита: элиминационные мероприятия, уход за кожей, системная фармакотерапия, местная противовоспалительная терапия, немедикамнтозные методы лечения. Первичная, вторичная и третичная профилактика атопического дерматита.

Пищевая непереносимость. Пищевая аллергия. Характеристика пищевых аллергенов. Основные клинические проявления пищевой аллергии: острые аллергические реакции, хронические аллергические заболевания кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, редкие клинические проявления. Алгоритм диагностики пищевой аллергии. Элиминационная диета. Основные направления фармакотерапии.

2.1.12. Атопический дерматит

Практическое занятие. Осмотр больных разного возраста с атопическим дерматитом, проведение дифференциального диагноза. Интерпретация результатов исследования. Составление плана терапии, мероприятия по вторичной и третичной профилактике.
2.1.13. Пищевая аллергия

Практическое занятие. Осмотр больных с разными клиническими проявлениями пищевой аллергии. Анализ пищевого дневника. Составление плана диетотерапии детей разного возраста с аллергией к коровьему молоку. Назначение корригирующих добавок и блюд прикорма грудным детям с пищевой аллергией. Составление плана профилактики «аллергического марша» у детей группы риска по развитию пищевой аллергии.
2.1.14. Аллергические риниты у детей

Распространенность аллергического ринита у детей и подростков. Современное определение аллергического ринита. Основные группы аллергенов при аллергическом рините. Основные звенья патогенеза и современная классификация аллергического ринита. Клинические проявления, диагностика и дифференциальный диагноз аллергического ринита. Подходы к лечению: элиминационные мероприятия, медикаментозная терапия, ступенчатый подход к лечению, прочие методы терапии. Первичная, вторичная и третичная профилактика аллергического ринита.



Практическое занятие. Осмотр 2-3 больных с разными формами аллергического ринита. Дифференциальный диагноз аллергического ринита. Составление плана обследования и лечения пациентов с аллергическим ринитом.
2.1.15. Поллиноз

Практическое занятие. Осмотр больных с поллинозом. Основные клинические проявления. Диагностика и дифференциальная диагностика поллиноза. Характеристика пыльцевых аллергенов в условиях климата Беларуси. Назначение профилактического лечения на период обострения поллиноза. Отбор детей для иммунотерапии аллергенами. Подготовка пациентов к иммунотерапии. Участие в проведении иммунотерапии аллергенами. Наблюдение за пациентами, получающими аллергенные вакцины.
2.1.16. Бронхиальная астма, современные методы диагностики, лечения и профилактики

Распространенность бронхиальной астмы у детей и подростков. Современное определение бронхиальной астмы. Современный взгляд на этиологию и патогенез заболевания. Классификация бронхиальной астмы с учетом рекомендаций ВОЗ. Клиническая картина и дифференциальный диагноз. Основные направления терапии: элиминационные мероприятия, неотложная терапия при приступе, ступенчатый подход к медикаментозной терапии, немедикаментозные методы лечения. Первичная, вторичная и третичная профилактика астмы.



2.1.17. Бронхиальная астма, современные методы диагностики

Практическое занятие. Осмотр больных разного возраста с разной степенью тяжести бронхиальной астмы, составление плана обследования. Обоснование диагноза. Проведение дифференциального диагноза.
2.1.18. Лечение бронхиальной астмы у детей

Практическое занятие. Осмотр больных с бронхиальной астмой, составление плана лечения. Освоение алгоритма неотложной помощи при приступе астмы. Освоение техники ингаляционной терапии с помощью современных средств доставки лекарственных средств. Назначение базисной противовоспалительной терапии бронхиальной астмы. Составление плана реабилитации и противорецидивного лечения. Составление плана действий при астме. Участие в работе «астма-школы».
2.1.19. Острые бронхиты, бронхиолиты

Определение понятия. Современные представления об этиологии и патогенезе. Клинические проявления, диагностика и дифференциальный диагноз острого простого, острого обструктивного бронхита, острого бронхиолита. Рецидивирующий бронхит, определение, клинические проявления, дифференциальный диагноз. Острый облитерирующий бронхиолит. Подходы к лечению: показания к назначению антибактериальных и противовирусных препаратов, посиндромная терапия, неотложная помощь при обструктивном синдроме, немедикаментозная терапия. Особенности лечения облитерирующего бронхиолита. Профилактика бронхитов у детей.




2.1.20. Острые бронхиты

Практическое занятие. Осмотр больных с разными формами бронхитов, проведение дифференциального диагноза. Дифференциальный диагноз обструктивного бронхита и бронхиальной астмы. Определение показаний для назначения антибактериальной терапии при бронхитах у детей. Освоение алгоритма оказания неотложной помощи при остром обструктивном бронхите.
2.1.21. Бронхиолиты

Практическое занятие. Осмотр больных с бронхиолитом, составление плана обследования, проведение дифференциального диагноза. Тактика лечения детей с бронхиолитами. Профилактика и реабилитация.
2.1.22. Хронические неспецифические заболевания бронхолегочной системы

Определение хронической неспецифической пневмонии у детей и подростков. Классификация. Факторы, способствующие развитию первичных и вторичных хронических пневмоний. Патогенез. Критерии диагностики. Клиника. Осложнения. Лечение. Понятие и критерии диагностики хронического бронхита у детей.

Врожденные аномалии (пороки развития) как основа хронических неспецифических заболеваний легких. Врожденные пороки бронхолегочной системы (гипоплазия легких, добавочный бронх, синдром Мунье-Куна, синдром Вильямса-Кэмпбелла, синдром Картагенера, легочная секвестрация). Диагностика и лечение. Идиопатический фиброзирующий альвеолит (диагностика, клиника, принципы терапии). Наследственные заболевания легких. Муковисцидоз с поражением легких, идиопатический гемосидероз легких, синдром Гудпасчера, первичная легочная гипертензия, легочная семейная эмфизема (этиология, диагностика, терапия). Дифференциальный диагноз хронических неспецифических и аллергических заболеваний легких и бронхов у детей.

Практическое занятие. Осмотр больных с ХНЗЛ. Проведение дифференциального диагноза с учетом анамнеза, клиники, лабораторных данных и результатов специальных методов обследования (рентгенографии, спирометрии, компьютерной томографии, бронхоскопии). Дифференциальный диагноз с туберкулезом легких, патологией сердечно-сосудистой системы, ЖКТ. Составление плана лечения и реабилитации.

2.1.23. Антибиотики в педиатрии

Современные классификации антибактериальных препаратов. Принципы рациональной антибиотикотерапии. Бета-лактамные антибиотики: пенициллины, цефалоспорины, монобактамы, карбапенемы. Макролиды. Линкозамиды. Аминогликозиды. Тетрациклины. Фторхинолоны. Оксазолидиноны. Противогрибковые препараты.


2.1.24. Основные принципы фитотерапии у детей и подростков

Практическое занятие. Общие сведения о фитотерапии. Краткая характеристика основных химических групп биологически активных веществ лекарственных растений (алкалоиды, гликозиды, танины, органические кислоты, витамины, пигменты и др.). Виды лекарственного сырья, сроки его заготовки и условия хранения. Способы приготовления лекарственных форм (чаи, настои, отвары, настойки и др.).

Группы лекарственных растений по токсико-фармакологическому эффекту и особенности их использования. Особенности фитотерапии у детей (терапевтические дозы лекарственных форм), преимущественное использование лекарственных растений (ЛР) из группы а, малокомпонентные сборы (2-3 растения).


2.1.25. Фитотерапия при различных заболеваниях

Практическое занятие. Распределение ЛР по основным терапевтическим эффектам (противовоспалительный, антисептический, противовирусный, отхаркивающий, спазмолитический, жаропонижающий, потогонный, витаминный и др.). Виды лекарственных форм из фитосырья и способы их использования при ринофарингите, ларинготрахеите, бронхите, пневмонии. Особенности фитотерапии при аллергических заболеваниях респираторного тракта. Примеры лекарственных сборов с анализом терапевтических эффектов.
2.1.26. Паразитарные заболевания у детей

Практическое занятие. Осмотр больных с паразитарными заболеваниями, вызванными различными классами гельминтов и паразитов (круглые черви, сосальщики, ленточные черви). Освоение схем антигельминтной терапии. Осмотр больных с токсокарозом и лямблиозом. Дифференциальный диагноз дерматозов у детей, вызванных паразитарными заболеваниями. Дифференциальный диагноз миграционной стадии аскаридоза, обструктивного бронхита и бронхиальной астмы. Профилактика паразитарных заболеваниий.

страница 1

Смотрите также: