Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Мышко А.С. СНС отдела русской этнографии ВК архитектурно-этнографического, природно-ландшафтного музея-заповедника.

Гончарство в крестьянском быту. (Южный Алтай конец XIX – начале ХХ века.)
На Руси само слово « гончар» произошло от названия обжиговых печей – горнов.

В старину мастеров, работающих с глиной, называли горнчарами, но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена.

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это прежде всего самая разнообразная посуда: светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовецких сетей, пряслица для веретён, катушки для ниток, бусы, пуговицы и многое другое. В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Китае. Многие музеи мира украшает посуда, изготовленная древними гончарами.

В фондах Восточно-Казахстанского музея - заповедника хранится коллекция гончарных изделий, выполненных крестьянами нашего края. Здесь и горшки, и крынки, и колыванки, и корчаги, и кувшины. Изделия разных форм, размеров, цветов, качества выделки. Когда–то без этой посуды не могла обойтись ни одна семья. В крестьянском быту обязательно были русская печь, ухват и глиняные горшки. Глядя на эти теплые, гармоничные предметы невольно видишь картины далекого прошлого.

Начало двадцатого века, ярмарка в станице Алтайской, что близ Катон – Карагая. Каких только товаров здесь нет. В разгар ярмарки приезжает гончар. Он привозит с собой рядно ( ткань домашней выделки ), стелит его, а сверху ставит горшки. Как только уловит, что люди на него смотрят – дерг за рядно и орет: '' Мои горшки не бьются на вершки! Доставайте, люди, денежки!'' Горшки на пол валятся, стукотят друг об друга, а целые.

Посуду, конечно, покупали и на ярмарке, и у местных гончаров. Но в большинстве своем делали сами. В бухтарминских деревнях этим занимались в основном женщины. Примером тому могут служить некоторые предмнты из фондовой коллекции: Крынка принадлежала Шевелёвой Евдокии Ерофеевне 1902 года рождения, уроженке с.Богатырёво Зыряновского района. Изготовила бабушка в 1914 году Степанова Крестинья Осиповна.

Поступление 1979 года село. Гик-21-7108 к-3-615 акт 2039-79. Горшок передала Рыльской Королёва Фаина Ивановна, 1924 года рождения, уроженка с. Секисовка, ей, в свою очередь, достался от свекрови Королёвой Марии Ивановны 1900 года рождения, православной веры. Керамику для всей деревни делала ее сестра.

Поступление 1981 года. Город Лениногорск. Гик-25-9180 к-3-726 акт 54-81.

Большое количество скота требовало большого количества посуды. Размеры и форма обуславливались назначением того или иного сосуда.

Для изготовления пива и перетапливания меда делали большие корчаги – емкости с небольшим отверстием внизу, которое затыкалось деревянным гвоздем. Для молока делали ''крынки'', по размерам ниже и значительно уже корчаг. Для приготовления пищи ''ладили'' горшки, а для замешивания теста – ''калаваночки'' низкие, широкие.



Корчаги, крынки, горшки сужались кверху и значительно – книзу. Откуда взялась такая форма в русской керамике? – Сосуды первого тысячелетия до н. э., обнаруженные в Дьякове под Москвой, по форме уже напоминают знакомые нам изделия. Их округлое тулово опирается на суженный поддон. Такая форма удобна для приготовления пищи в печи, где сосуд стоит между поленьями дров. В Московской Руси складываются основные черты русской керамики, становятся устойчивыми черты, которые получают развитие в традиционных промыслах.         Керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировалось на довольно элементарной технической основе. Процесс производства керамики состоял из четырех последовательных операций.
1. Подготовка сырья для производства изделий, т.е. приготовление специальной глиняной массы.
2.Формовка, т.е. изготовление формы самого изделия.
3.Разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение.
4.Обжиг, который обеспечивает физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.
        Постепенно накапливая опыт в производстве гончарной посуды, древние мастера пришли к выводу, что для придания прочности и практичности посуде в глину необходимо добавлять различные примеси: песок, дробленый камень, слюду - для того, чтобы они были прочными;  траву, солому, мякину - для того, чтобы во время сушки и обжига сосуды сохраняли свою форму и не трескались. Производственные навыки людей передавались из поколения в поколение, и сейчас существует возможность реконструировать все этапы производства посуды по этнографическим данным. Современные археологи-экспериментаторы делают многочисленные попытки делать глиняную посуду по древним технологиям. Используются многочисленные способы  обработки  глины.  Материал подвергают дозреванию (на длительный срок, несколько месяцев, складывают - в специальные ямы),  обветриванию под открытым небом. Глину размельчают и  просеивают, добавляют воду. Она становится мягкой и пластичной. Затем замешивают глиняное тесто, добавляя в нее различные примеси.
        Теперь можно непосредственно приступать к лепке сосуда. Техника формовки сосуда постепенно прошла сложный процесс от ручной лепки до использования наиболее сложного приспособления - ножного гончарного круга. Славяне Тверского Поволжья в ХI-ХIII вв. частично лепили горшки вручную,  а доводили их до готового вида на легком ручном гончарном круге. Горшок начинают лепить с дна. Мастер на ладони формировал дно  сосуда из глиняной "лепешки". Затем из глиняных жгутов толщиной 1-2 см и длиной до 20-30 см лепил стенки, прикрепляя их по спирали или по кругу один к другому. Сформировав тулово, горшок устанавливали на подставку гончарного круга. Подставку предварительно посыпали песком для того, чтобы легче было снимать готовое изделие. Довольно часто следы этой подставки можно обнаружить на дне. Это так называемая закраина - небольшой выступ (до 2-3 мм) по диаметру дна. Затем специальными деревянными ножами, руками или пучком травы сглаживали стенки сосуда с наружной и внутренней стороны, удаляя неровности и шероховатости. Такой способ производства керамики получил название ленточно-жгутового. На гончарном круге ремесленник придавал сосуду форму, моделировал плечико, шейку, венчик. Итак, сосуд готов.

Примерно все вышеперечисленные операции при производстве глиняной посуды использовали и старожилы нашего края. При замкнутой сельской жизни преемственность местных традиций сохранялась десятилетиями и веками. В селах, отдаленных от торговых и промышленных центров, ощущались древнерусские традиции. К таким, отдаленным от промышленных центров селам относились и Бухтарминские деревни Печи, Белое, Фыкалка и др., в конце 19 – начале 20 веков и изготавливали ту самую посуду, которая и хранится сегодня в фондах музея.

Прежде всего необходимо было заготовить сырье. Главным материалом служила глина, очень пластичный, широко распространенный в природе материал.

Как известно, сильно утрамбованная глина не пропускает влагу, поэтому в народном строительстве из неё делали не только стены но и полы с крышами. Чтобы повысить прочность глинобитного пола, его время от времени поливали солёной водой.

Глина настолько прочно вошла в строительное дело, что даже в наш железобетонный век в глинобитных жилищах обитает треть населения планеты. И это не считая домов из обожженных кирпичей.

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костёр, становилась твердой как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре.

Как бы то ни было, но обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии названия керамики. С развитием техники, отформованные и высушенные глиняные изделия стали обжигать уже не на кострах, а в специальных печах – горнах.

По рассказам старожилов нашего края, не всякая глина шла на изготовление посуды. Е. В. Федорова, 1905 г. р., жительница с. Бутаково, рассказывала, что местные гончары глину добывали на берегу реки Ульбы, а в другом месте, например, с горы Могильничной не брали, так как она была жидкая и вязкая, и во время обжига трескалась. В селе Белом Катон – Карагайского района посуду лепили из красной '' криношной '' глины, в природе вьющейся тонкой, диаметром 5 см. жилой. Залежи такой глины в селе были только в одном месте. В селе Орловке Глубоковского района глину брали у Орловского яра на берегу реки Свинки, в этом месте она была чистая и вязкая. В селе Урыль Катон – Карагайского района специальная '' криночная '' глина бралась близ горы Каменушки, где она залегала жилой.

После заготовки глину необходимо было очистить, измельчить, высушить, просеять на мелком решете, перемешать с песком, добавить воды и вымесить как тесто. Глину с песком топтали ногами до тех пор, пока она не защелкает и не пойдет ''ноздрями'', то есть пока не начнут образовываться пузыри. Рассказывают, что к такому труду привлекали даже малолетних детей. Топтали глину час – два, в основном пяткой. Сигналом готовности глины служило ее пощелкивание под ногой. Из такой, хорошо утоптанной глины посуда получалась добротная – ''звон звоном''. Для прочности и водонепроницаемости, в Бухтарминских селениях в глину добавляли не воду а сыворотку из простокваши.

Одна из основных операций в процессе производства глиняной посуды – формовка. Насчитывается пять основных способов формовки:



  1. Лепка сосуда из комка глины, середина которого выдавливается;

  2. Спирально – жгутовая техника (длинную полосу укладывали по спирали);

  3. Приготовление сосуда из нескольких колец;

  4. Изготовление посуды из нескольких пластин;

  5. Формовка с помощью гончарного круга.

Практически все эти способы были знакомы крестьянам нашего края.

Применяя способ выдавливания, лепили небольшие черепки, миски, солонки. Для лепки без круга использовали разные приспособления: чурку, доску, донце кадки, сковороду. Особенно легко было лепить на сковороде, так как она хорошо вращалась, а загнутые вверх края легко захватывались. Поэтому на ней лепили даже горшки.

В бухтарминских селах применялась и техника кольцевого налепа. В этом случае для изготовления крынки или горшка использовали три ''каралички'' ( круглых длинных куска глины). '' Каралички'' раскатывают как тесто, сворачивают кольцами и накладывают один на другой. Мастерица из с. Белого рассказывала об этом способе следующее: на посыпанный песочком ( чтобы не прилипало ) круг '' ложили ''денушко'', ''защипывали'' у него края и сверху одно на другое накладывали кольца, замазывая стенки рукой или деревянной лопаткой. Середину сосуда обычно ''раздували'', то есть делали шире в диаметре, изготовляя кольца чуть больше предыдущих. Пример из фондов:

Горшок подарила мать на свадьбу в 1925 году. Изготовлен методом налепа.

Поступление 1979 года с.Поперечное. Гик-11-311 к-1-121 акт 1346-79.

У бухтарминских старообрядцев существовали ручные гончарные круги различного вида. Круг карусельного типа и круг с беседкой (доской). Иногда гончарный круг состоял из короткой скамейки – основы и укрепленного на ней штыря – оси с кругом. В процессе работы круг поворачивали рукой.

Следующий этап изготовления гончарной посуды – просушка и обжиг.

Готовые изделия ставили в затемненное место для просушки, чтобы его не ''разодрало'' и не образовались трещины. Обжиг необходим для того, чтобы черепок спекся и получил достаточную прочность. Обжиг или по – местному обваривание, производился в русской печке. В печь помещали одновременно 5 – 6 больших корчаг, или же до 15 – меньших размеров. Дрова использовались гнилые (чтобы было больше дыма, способствующего хорошему обжигу), таловые или березовые. Обычно ряд посуды обкладывали рядами дров снизу, сверху, спереди. Оставляли посуду в печи не дольше, чем сидит обычно хлеб. Раскаленные до красна изделия вытаскивали палкой (ухватом, кочергой, сковородником) и опускали в большую сельницу ( деревянное корыто ) с молоком, крутя во все стороны, пока они не остынут и не почернеют.

Русскому населению Южного Алтая были известны закаливающие свойства молочных продуктов. Упоминание об обваривании в молоке есть в с. Белом. В с. Урыль Катон – Карагайского района - готовые изделия обваривались в кипяченом молоке или в сыворотке. По словам старожилов с. Огнево Большенарымского района раскаленную посуду ''ложили в горячее молоко, затем помещали в печку, где молоко обгорало, потом посуду смазывали маслом и снова ставили в печку''. После прожарки изделия становились значительно прочнее. По сведениям этнографов горшки, которые изготовлялись в каждой крестьянской семье, обжигались в печах, служивших для приготовления пищи. В городах, в ремесленных мастерских, существовали специальные печи для обжига керамики - горны, в которых достигалась очень высокая температура, и в результате этого керамическая посуда отличалась более высоким качеством. О том, каким образом был произведен обжиг сосуда,  можно судить по излому черепка, цвету сосуда. Светлый и однотонный черепок в изломе свидетельствует о хорошем обжиге посуды, высокой и устойчивой температуре в горне. Зачастую древние мастера не могли создать таких условий, ведь приходилось обжигать посуду и в русских печах. Поэтому черепок в изломе может иметь двух- и трехслойную окраску. Более темный, непрокаленный слой находится в центре излома.


        Для придания большей прочности готовому изделию, а отчасти в целях внешней привлекательности древние  мастера производили  химико-термическую обработку поверхности обожженной посуды. Это - каление, обваривание, чернение.
        Каление - способ придания изделиям большей прочности. Суть операции состоит в следующем. Когда сосуды нагреваются докрасна и обжиг их считается законченным, их извлекают по одному из печи палкой или специальными клещами и окунают в бочку с чистой водой. Подержав в ней горшок менее минуты,  его извлекают и оставляют остывать на воздухе. В результате закалки поверхность и излом сосуда слегка темнеют, становясь не кирпично-, а коричневато-красными.
        Обваривание - прием обработки, изменяющий цвет сосуда и придающий большую прочность за счет уменьшения пористости. Суть заключается в следующем. Раскаленные докрасна сосуды по одному извлекаются из печи и "купаются" в корыте или в бочке с теплым хлебным раствором. Когда вся партия обожженных сосудов обработана таким образом, ее вновь ставят в печь. Предварительно угли в печи сгребают в сторону. Печь закрывают заслонкой и только на следующее утро извлекают из нее сосуды. По другому способу, горшки оставляют остывать на воздухе.
        Чернение - способ придания изделиям темного цвета. Когда в горне или печи обжиг изделий закончен, то сосуды не извлекают из нее, как при обваривании, а оставляют там же. Подбросив в топку горна или в печь каких-либо горючих материалов, способных выделять большое количество дыма, печь наглухо "замуровывают" - забрасывают землей или замазывают глиной все щели, создавая условия для тления топлива. В результате готовое изделие приобретало характерную черную, а чаще серую окраску.
Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. Каждый календарь представлял собой кувшин, на котором штампиком наносились определенные знаки в прямоугольнике, отведённом каждому месяцу. Столовую посуду русские гончары расписывали специальными керамическими красками либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрывали стекловидной поливой – глазурью. Особенно много выделывалось чернолощёной посуды. Слегка подсохшие изделия натирали до блеска лощилом (гладким камнем или отполированной костью), а затем обжигали на коптящем пламени без доступа кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо-чёрную или серую поверхность, одновременно она становилась более прочной и менее влагонепроницаемой.

Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки – родственники закоптелых печных горшков, вылепленных из тёмной глины. Но посуда из белой и тёмной глины не соперники, каждая хороша для своего назначения. В современном городском жилище глина присутствует в виде всевозможных облицовочных плит, раковин.

Словом, глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем.

Гончарные изделия, выполненные вручную и обожженные в печи, служили нескольким поколениям, передаваясь по наследству. Некоторые из них дожили до наших дней и заняли свое место в музейной коллекции.



Домашнее производство посуды ушло в прошлое и навыки когда-то ''жизненно необходимого'' ремесла забываются.
Список литературы:

  1. Архив музея-заповедника.

  2. Книга Актов приема музея-заповедника.

3. Седов Археология СССР В.В Восточные славяне в 6 -13 веках. М. Наука 1982.

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.Высшая школа 1990.

  2. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. П.р. Е.В.Смирницкой М. 1995.

  3. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. М.Лёгкая индустрия 1978.




  1. Бломкмист Е.Э. Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Л., Академия наук СССР, 1930.

  2. Слобожанин М. Историческое развитие идей артельного движения. Боровичи, 1919.

  3. Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний, т.7 Обработка камней и земель. Составители: М.Гари, Г.Гехт, Э.Крамер, Лассар-Кан. С-Петербург, Просвещение, 1903.

  4. Швецова М. Поляки Змеиногорского округа. Книга Записки Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества 26, Омск, 1899.

  5. Родионов А. Красная книга ремесел. Танцующая глина. Барнаул, 1990.





страница 1

Смотрите также: