страница 1 страница 2
Заключение
Проведенное исследование показало, что в современных условиях глобализации мирового сообщества постановка проблемы национального образования связана с необходимостью разработки концепции формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и технологии ее реализации, направленной на развитие поликультурной личности будущего педагога.
Обобщение и анализ теоретических и практических результатов исследования дают основания для следующих выводов:
-
Анализ теоретических источников позволяет определить этнический компонент в содержании высшего педагогического образования как гуманитарный комплекс знаний, генетически обусловленный развитием самосознания этноса. Как часть содержания высшего педагогического образования, он представлен набором дидактических единиц, основанных на совокупности принципов его структурирования. Изучение сущности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования выявило его этнопедагогическую направленность на формирование личности будущего педагога.
-
Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования основано на реализации общих принципов структурирования содержания образования: функциональной полноты компонентов образования, двойного вхождения компонентов в общую систему, содержательности форм и методов обучения, дифференциации и интеграции компонентов образования, преемственности ступеней образования (В.С.Леднев).
-
Изучение предпосылок формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в Казахстане выявляет основное содержание исследуемого предмета как феномена этнонациональной культуры: фольклор, язык, историю, религию, традиции и обычаи, наследие жырау, акынов, казахских просветителей. У истоков его формирования в 20-30 - х гг. XX века стояла национальная интеллигенция, положившая начало разработке учебно-методического фонда этнического компонента в содержании образования. Предложенная периодизация становления и развития этнического компонента в содержании высшего педагогического образования позволяет определить факторы, способствующие наиболее успешному его формированию, и дать характеристику важным этапам в эволюции исследуемого феномена как опыта предшествующих поколений.
-
Влияние потребностей социокультурной сферы РК на формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования выражается в требованиях к подготовке поликультурного учителя с активной гражданской позицией и позитивно ориентированным национальным самосознанием.
-
Опора на методологические положения о проявлениях «общего и особенного», национального и общечеловеческого указывает на сложность и многогранность исследуемого феномена, что позволяет рассматривать его в следующем соотношении: как этнокультурный (по отношению к конкретному этносу), поликультурный и межкультурный (в совокупности и взаимодействии с другими этнокультурами) компоненты. При этом этнокультурный компонент является необходимым условием реализации всей программы образования. С другой стороны, сохранить этнокультурную самобытность этносов в современных условиях возможно на основе поликультурного подхода и диалога культур.
-
Обоснованы концепция формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и технология ее реализации, включающая:
-
определение научных основ структурирования исследуемого предмета;
-
разработку целей, функций; совокупность принципов и бинарной модели; инновационных подходов, дидактических условий; образовательного идеала поликультурной личности будущего педагога.
-
Инновационные подходы (региональный, кросскультурный и глобальный) рассматриваются как развитие традиционных общеметодологических подходов: культурологического, полисубъектного (диалогического), транспериферийного, использование которых способствует оптимальному развитию внутренних и внешних структурных элементов этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
-
Сочетание социально-ролевого, компетентностного и целостного подходов в исследовании обосновывает разработанный конструкт образовательного идеала поликультурной личности педагога, который составляет основу бинарной модели структурирования этнического компонента в содержании ВПО. Данные подходы позволяют гармонично сочетать в будущем педагоге важные характеристики личности и профессионала: этническую, гражданскую, планетарную идентичность и региональную, этнопедагогическую, межкультурную компетенции.
-
Анализ современного состояния функционирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования показал недостаточное отражение насущных проблем регионализации и глобализации образования в процессе подготовки будущего педагога, что в определенной мере сказывается на формировании его личностных и профессиональных качеств.
-
Воспитание «человека культуры» в нашем исследовании основано на реализации принципа восхождения личности будущего педагога от этнокультурного к поликультурному и глобальному образованию и соблюдения закономерности «Лучшее национальное всегда интернационально» при формировании этнического компонента в содержании ВПО, что способствует развитию личности будущего педагога на лучших образцах мировой культуры, в том числе педагогической.
-
Учебно-методический комплекс, направленный на содержательное и методическое обеспечение процесса формирования поликультурной личности будущего педагога, разработан на основе принципа учета параметров образовательного процесса, что позволяет в свою очередь поэтапно реализовать принцип восхождения личности будущего педагога от этнокультурного к поликультурному и глобальному образованию.
-
Блочно-модульная технология реализации концептуальных основ формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования способствует совершенствованию обучения и воспитания не только поликультурного учителя, но и прогнозирует зависящие от него результаты социализации личности школьника в полиэтнической образовательной среде, что создает основания для внедрения теоретических и практических разработок настоящего исследования в педагогический процесс вузов.
-
Результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в том, что разработанные концепция формирования этнического компонента в содержании ВПО и блочно-модульная технология ее реализации содействуют раскрытию способов межкультурного взаимодействия субъектов педагогического процесса.
-
Доказано, что инновационные подходы, совокупность принципов, бинарная модель, дидактические условия, образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога представляют собой взаимосвязанную систему, отражающую концепцию формирования этнического компонента в содержании ВПО и технологию ее реализации, целью которых является совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя.
Выше изложенные теоретические выводы находят конкретное выражение в следующих рекомендациях:
-
необходимо объединить усилия ученых, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин по разработке единого образовательного проекта учебно-методического обеспечения процесса формирования национального, гражданского и толерантного сознания и планетарного мышления личности на всех ступенях образования;
-
усилить работу по развитию лингвистической и межкультурной коммуникативной компетенции будущих педагогов с целью формирования многоязычного индивида;
-
разработать типовую программу и учебные пособия по этнопедагогике и этнопсихологии с учетом специфики этнокультурного образовательного пространства Казахстана и интеграционных процессов. Одним из таких курсов по педагогическим дисциплинам может стать спецкурс «Основы поликультурной этнопедагогики»;
-
в настоящее время возникла потребность введения учебных курсов, способствующих гражданской, этнической и планетарной идентичности будущих педагогов, в обязательный компонент всех педагогических специальностей в цикл базовых дисциплин;
-
способствовать процессу регионализации образования и внедрения этнорегионального компонента в подготовку будущего педагога на основе учета историко-культурных и других особенностей регионов Казахстана, что содействует воспитанию молодежи в духе патриотизма и любви к «малой родине»;
-
требуют нормативной и методологической разработки научно обоснованные способы управления процессом структурирования этнического компонента в содержании общего среднего образования с учетом глобализационных процессов, происходящих в мире;
-
использовать выводы и рекомендации настоящего исследования при формировании этнического компонента в содержании ВПО в кредитной технологии обучения в вузе.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Перспективы дальнейшего исследования по данному направлению видятся в изучении проблемы влияния этнического компонента в содержании высшего образования на подготовку управленческих кадров, его преемственности в содержании общего среднего и высшего образования, взаимодействия традиций и инноваций в образовании, совершенствования преподавания дисциплин этнического компонента в кредитной технологии обучения в вузе, формирования этнической, казахстанской, планетарной идентичности школьников, рассмотрения путей реализации глобального образования в школах Казахстана, взаимосвязи историко-педагогических аспектов развития теорий этнокультурного, поликультурного и глобального образования и др.
Список опубликованных работ по теме диссертации:
-
К вопросу о механизме формирования национального самосознания студентов в учебно-воспитательном процессе вуза //Этнопсихология және этнопедагогика: Актуальные проблемы национальной психологии и педагогики в Казахстане. - Алматы, 2003. – С.14-16.
-
Образование как средство и фактор формирования национального самосознания личности студента // Национальная модель образования: методология и современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 25-летию КазНАИ им. Т.Жургенова (28-29 апреля 2003 г.) - Алматы, 2003. – С.80-86.
-
Возможности педагогических дисциплин в формировании национального самосознания студентов педагогических факультетов // Роль педагогики в современной системе образования: Материалы регион. науч.-практ. конф. (22 мая 2003г.). - Караганда: Изд-во КарГУ, 2003. – С.80-86.
-
Историко-педагогические аспекты национального самосознания в фольклоре казахского народа // Вестник КарГУ. – 2003. - № 2. - С.185-194.
-
Роль национального самосознания в формировании личности студента //Актуальные вопросы повышения качества и перспективы развития высшего образования в Республике Казахстан. - Караганда, 2004. – С.140-142.
-
Проблема формирования национального самосознания студентов в системе педагогического образования // Качество педагогического образования: проблемы и перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 18-19 мая 2004 г. Алматы: КазНПУ им. Абая, 2004. С.304-310.
-
О принципах и педагогических условиях учебно-воспитательного процесса вуза по формированию национального самосознания студентов // Рег. науч.- практ. конф. Балаубаевские чтения - 2. - Караганда, 2004. - С.15-19.
-
Этнокультурное образование и проблема формирования национального самосознания личности // Білім сапасы: проблемалар, ізденістер және келешегі. IV-Халықарал. Байқоңыров оқулары материал. жинағы. 3 -ші кітап. – Жезқазған: «ЖезУ» АҚ, 2004. С.153-163.
-
Формирование национального самосознания личности как педагогическая проблема // Вестник КарГУ. Сер. Педагогика. 2004. № 4. С.163-167.
-
Этнопедагогика и этнопсихология как теоретическая основа построения национального компонента содержания образования в вузе // Современное состояние этнопсихологии и этнопедагогики в республиках Центральной Азии и других тюркоязычных народов СНГ, перспективы их развития: Материалы III-й Междунар. науч.-теор. конф. посвящ. 95-летию академика Т.Т.Тажибаева. – Алматы: Қазақ ун-ті, 2005. С.100-102.
-
Проблема духовно-нравственного воспитания как объект теоретического анализа в современной научно-педагогической литературе // Вестник КарГУ. Сер. Педагогика. 2005. - № 1. С.47-53. (В соавторстве с Шалтаевой Р. Ж.).
-
К вопросу о генезисе проблемы национального самосознания // Материалы III-й междунар. науч.-теор. конф. «Современное состояние этнопсихологии и этнопедагогики в республиках Центральной Азии и других тюркоязычных народов СНГ, перспективы их развития», посвящ. 95-летию академика Т.Т.Тажибаева. – Алматы: Қазақ ун-ті, 2005. – С.51-52. (В соавторстве с Мухтаровым Ж.А.).
-
Гуманистическая направленность этнического компонента содержания вузовского образования // Гуманитарное образование в условиях модернизации казахстанского общества: опыт и перспективы. / Под ред. к.пс.н., А.Д.Исмаилова. – Астана: ЕАГИ, 2005. С.14-16.
-
Этнокультурный компонент и идеи национального самосознания в наследии Чокана Валиханова // Валихановские чтения 10. Т.II. (а). – Көкшетау, 2005. С.50-54.
-
О категориях спецкурса «Педагогическая этика межнационального общения» // Вестник КарГУ. Сер. Педагогика. 2005. № 2. С.103-108.
-
К вопросу об обосновании проблемы исследования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования // Білім беруді дамытудың мемлекеттік бағдарламасын жүзеге асыру жоғары мектептің басты міндеті.V- Халықарал. Байқоңыров оқулары материал. жинағы. 2 кітап. Бірінші кітап. – Жезқазған: «ЖезУ» АҚ, 2005. – С.110 -116.
-
Теоретический анализ сущности этнического компонента в содержании вузовского образования в педагогической литературе // Непрерывное образование в системе «колледж – вуз»: Материалы респуб. науч.- педагог. конф. в 2 т. – Павлодар, 2005. – С.54-59.
-
Идеи национального самосознания в наследии казахских жырау и акынов // Ұлы Жібек Жолы: ата жұртқа саяхат. III-я междунар. науч. конф. Ч. 1. - Талдықорған, 2005. - С.142-144. (В соавторстве с Мухтаровым Ж.А.).
-
Образовательный стандарт в контексте исследования этнического компонента содержания образования // Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию академика Е.А.Букетова. Ч.1.- Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. - С.41-44. (В соавторстве с Каргиным С.Т.).
-
Этнопедагогические ценности как основа этнического компонента содержания образования // Этнопедагогика в системе образования: опыт, проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Атырау, 2005.- С.52-54. (В соавторстве с Мухтаровым Ж.А.).
-
Менталитет и проблема этнического компонента в содержании вузовского образования // Национальные экономические системы в Центрально-Азиатском союзе: возможности и перспективы интеграции Материалы международной научно-практ. конф. 27- 29 апреля 2005 года. Ч.1. Туркестан: Изд-во «Туран» МКТУ, 2005. – С.212-216.
-
Этнический компонент образования в содержании педагогических дисциплин в высшей школе // Вестник ЕГИ. -2005. - № 4. С.147-154.
-
О преемственности этнического компонента в содержании школьного и высшего педагогического образования // Менеджмент в образовании - 2005. - № 4. - С.130-137. (В соавторстве с Мухтаровым Ж. А.).
-
Этнический компонент содержания образования как фактор формирования национального самосознания студенческой молодежи // Ұлт тағылымы. 2005. № 4. С.118-121.
-
Проблема генезиса образовательного стандарта // Вестник ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. Серия гуманитарных наук. Вып.1. 2005.- №3 (43). - С.36-43.
-
Методические аспекты формирования национального самосознания студентов в воспитательном процессе (из опыта педагогической работы в вузе) // Wyksztalcenie i nauka bez granic -`2005. Materialy II Międzynarodowej naykowe-praktycznej konferencji. Tom 30. Pedagogicze nauki. – Przemyśl-Praga: Sp. Z.o.o. «Nauka i studia». – 2005. S.47-52.
-
Педагогическая этика межнационального общения. Учебное пособие - Караганда: Типогр. «Санат-Полиграфия», 2005. - 150 с.
-
Проблемы этнодидактического подхода к содержанию педагогического образования в вузе // Білім - Образование. – 2006. №1 (25). С. 100 -103.
-
Этностық-мәдени сәйкестілікті зерттеу тәжірибесінен // Ізденіс. Гуманит. ғылым. сер.- 2006. - № 1.- Б. 296-298. (Р.Б.Маженовамен авторлық бірлестікте).
-
Этнокультурный компонент в истории образования Казахстана (20-30-е гг. XX в.) // Педагогика. - 2006. - №3. С.70 - 77.
-
Проблема этнического менталитета в образовательном пространстве Казахстана // Третьи забайкальские социологические чтения. Материалы конф. Чита: ЧитГУ, 2006. - С.111 -117.
-
Психологические аспекты в исследовании проблемы этнического компонента в содержании высшего педагогическогог образования // Психологические чтения. Образование как институт социально-психологической защиты детства: Материалы междунар. науч.- практ. конф. Вып.3. – М. - Уфа: ВЛАДОС, 2006. - С. 21-23.
-
Национальные ценности казахского народа как этнический компонент в содержании высшего педагогического образования // Вісник Луганського Національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. Педагогічні науки. I частина . - 2006. - №8 (103). – С.225-231.
-
Этнопедагогическая компетентность как составляющая профессиограммы будущего учителя // Современные подходы к подготовке учителя в высшей школе. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Мозырь: УО МГПУ, 2006. – С.236-239. (В соавторстве с Аубакировой К.Ф.).
-
Этнический компонент в содержании казахского фольклора как средство формирования национального самосознания личности // Эл агартуу.- 2006. № 5-6. С.53-61.
-
Глобализация и сущность глобального образования в контексте исследования этнического компонента в содержании образования // Європейська наука XXI століття: стратегія і перспективи розвитку – 2006. Матеріали I Міжнар. науково-практ. конф. Том 14. Педагогічні науки. – Дніпропетровськ: Наука і освіта, 2006. С.46-51.
-
К проблеме этнического компонента в содержании образования будущих учителей (на примере Казахстана) // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 4-7 апреля 2006 г.) / Под науч. ред. И.Л.Набока. – СПб.: Астерион, 2006. – С.263-266.
-
Этнический компонент в содержании высшего педагогического образования как условие формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей // Психолого-педагогическое образование на современном этапе: реалиии и перспективы: Ч. 1. - Актобе: Изд-во АГУ, 2006. – С.111-113. (В соавторстве с Аубакировой К.Ф.)
-
Социально-педагогическая компетентность специалиста в системе непрерывного социокультурного образования // Состояние и перспективы развития системы образования в Республике Казахстан: Материалы респуб. науч.-практ. конф. 18-19 мая 2006 г. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2006. С.212 - 213. (В соавторстве с Аубакировой К.Ф.).
-
Возможности этнического компонента содержания образования в подготовке учителей начальной школы // Теория и практика образовательного процесса в современной начальной школе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.В.Кузнецовой, А.П.Мишиной, И.В.Арябкиной, Е.А.Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С.163-170.
-
Культурологический подход как основа построения этнического компонента содержания высшего педагогического образования // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и в вузе: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. И.В.Арябкиной, Е.А.Гриневой. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С.209-216.
-
Казахская интеллигенция начала ХХ века как феномен национального образования // Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: ХХ век. Интеллектуальные диалоги: ХХI век. Россия – Сибирь – Казахстан: Материалы VI Всерос. науч. и науч.- практ. конф. с международ. участием (Омск, 3-5 октября 2006 г.) / Отв.ред. В.Г.Рыженко. Часть 1. Омск: Междунар. ин-т стратегич. проектир., 2006. - С.172-177.
-
Проблема этнического компонента в подготовке будущих учителей в условиях глобализации образовательного пространства // Образование и глобализация: Материалы II Байкальской Междунар. конф., посвящ. 85-летию академика П.Р.Атутова. Ч.2. –Улан Удэ: Изд.-во БГУ, 2006. – С.81-84.
-
Этнический компонент в содержании высшего педагогического образования // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования. В 2 ч. Ч.2: Тенденции развития образования / Науч. ред. В.В. Краевский. – Краснодар, 2006. – С.25-30.
-
К вопросу об этнических аспектах дидактики в содержании высшего педагогического образования // Дидактика современного учебного предмета: сб. научных трудов / Под ред. И.М.Осмоловской. Сост. Н.В.Мунина. – М.: Ин-т теории и педагогики РАО, 2006. – С.20-24.
-
Проблема этнического компонента в контексте анализа теории поликультурного образования // Основные тенденции развития образования в современном мире: материалы междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. В.А. Мясникова, Б.Л.Вульфсона и А.К.Савиной. Сост. О.К.Гаганова, Н.Н.Найденова. – М.: Ин-т теории и педагогики РАО, 2006. – С.149-154.
-
Проблемы языкового строительства в Казахстане: исторический экскурс и современные реалии // Языковая политика в образовательной сфере Республики Казахстан: опыт, проблемы, перспективы: Материалы респуб. науч.- практ. конф. / Под общ. ред. А.Ж. Исмаилова. – Астана: Евразийский гуманитарный ин-т, 2006. – С.31-33.
-
Язык как составная часть этнического компонента образования // Язык, культура, образование современном мире: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. (г. Пермь, 8-9 ноября 2006 г.) В 2 ч. Ч.2. Педагогика. Психология. Методика преподавания /отв. ред. Т.Н.Романова. – Пермь, 2006. С.128-130.
-
Национальное самосознание личности в вузе: педагогический аспект - Караганда: Типогр. «Санат- Полиграфия», 2006. 150 с.
-
Религия в структуре этнопедагогического компонента содержания образования в вузе // Новые образовательные технологии в вузе: теория и практика. Материалы I Междунар. дистанционной науч.-практ. конф. 15 марта 2006 г.– Туркестан: МКТУ им.Х.А.Яссави, 2007. – С.498 - 502. (В соавторстве с Рыбалко Т.В.).
-
Ана тілі. Зияткерлік меншік объектісін мемлекеттік тіркеу куәлігі № 152, 27 ақпан 2007 ж. (Р.Б.Маженовамен авторлық бірлестікте).
-
Тенденции глобализма и перспективы развития этнопедагогики //Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и современность: междунар. заочная практ. конф. Отв. ред П.П.Козлова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – С.338-340.
-
Роль этнического компонента в содержании образования в процессе интернационализации высшей школы // Высшая школа Казахстана. – 2007. - № 3. - С.47-51.
-
Аналитический аспект проблемы формирования национальной идеи в образовании // Актуальные вопросы гармоничного развития личности на современном этапе. Астана: КазГАТУ им. С.Сейфуллина, 2007. С.22 -25.
-
Из опыта зарубежных стран по формированию этнического компонента в содержании образования // Научное обеспечение функционирования 12-летнего среднего образования: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. 20-21 апреля 2007 г. В 2-х ч. Ч.2. – Алматы: КазНПУ им.Абая и РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2007. - С.94-98.
-
Проблема подготовки будущих учителей к социально-педагогической работе в процессе изучения курса «Казахская этнопедагогика» // Социализация личности в процессе обучения и воспитания: Материалы Междунар. научн.- практ. конф. / Под ред. Гриневой Е.А., Кузнецовой В.В., Мишиной А.П. – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – С.266 - 272. (В соавторстве с Аубакировой К.Ф.).
-
О воспитательных возможностях этнического компонента в содержании высшего педагогогического образования в условиях глобализации общества // Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. – Воронеж: ВГПУ, 2006. Т.1. – С.46-48.
-
Аксиологический потенциал традиционной празднично-игровой культуры казахского народа // Этнопедагогика и педагогика игры. Теория и история игры. Вып.3. – М., 2006. С.193-200.
-
Экологиялық өлкетануда қазақ этнопедагогикасы құралдары аркылы оқушыларды тәрбиелеу // ЕГИ хабаршысы. Ғылым. журн.. – 2007.- №2. - Б.180-186. (Б.Қ.Шаушековамен авторлық бірлестікте).
-
Толерантность как принцип этнопедагогики // Вестник ПГУ. Сер. педагог. – 2007. - № 2.- С.159-165.
-
Толерантность в контексте исследования проблемы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования // Қ.А. Ясауи атындағы халықаралық қазақ-түрік ун-нің хабаршысы. Қоғамдық ғылымдар сер. 2007. - № 2. Б. 200-207.
-
Региональный аспект этнокультурного знания в подготовке будущих учителей // Вестник КазНПУ им. Абая. Сер. Педагогические науки. 2007. № 3 (15). – С.65-68.
-
О теории этнического компонента в содержании высшего педагогического образования // Актуальные проблемы современности. Междунар. науч. журнал. - 2007. № 3. – С.218-220.
-
Этнопедагогическая направленность этнического компонента в содержании высшего педагогического образования // Этнопедагогический ежегодник НИИ проблем этнопедагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Вып. 3. – Чебоксары, 2007. – С.146- 152.
-
Компетентностный подход к формированию профессиональных качеств поликультурной личности будущего педагога // Проблемы формирования профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к 12-летнему образованию. 2 т. – Семей, 2008. – С.87 -90.
-
Исторические аспекты развития этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в Казахстане // Наука, образование и культура: состояние и перспективы инновационного развития. Материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Мозырь, 27-28 марта 2008 г.): В 2 ч. Ч. 2. – Мозырь, 2008. – С.250 - 251.
-
Формирование планетарной идентичности будущего педагога как реальная проблема професионального образования // Научни дни – 2008: Материалы за IV Междунар. науч. практ. конф. 1-14 април 2008. Т.9 Педагогически науки. Музика и живот. – София, 2008. – С. 35- 38.
-
Этнокультурное образование будущих педагогов: поиск и решение проблемы: Монография. – Караганда: Типогр. «Санат- полиграфия», 2008. – 417 с.
-
Поликультурные аспекты языковой политики в Республике Казахстан // Вісник Луганського Національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. Филологичні науки. Частина I. 2008. № 13 (152). – С.136-142.
-
Дидактические условия формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования // Этнопедагогика в системе образования – 2008. № 4. – С. 39-41.
Түйіндеме
Мұхтарова Шакира Мұқашқызы
Жоғары педагогикалық білім мазмұнының этностық компонентін
қалыптастырудың теориялық негіздері
13.00.01 – Жалпы педагогика, педагогика және білім беру тарихы, этнопедагогика
Жаһандану жағдайындағы білімнің басымды ролі білім беруді адамзатты өзара жақындасу және өзара әрекет ету жолындағы шешуші факторлар қатарына қосады.
Өсіп келе жатқан ұрпақ тәрбиесі мәселелерін шешуде мұғалімнің полимәдени даярлығының кәсіби бағыттылығы маңызды роль атқарады. Этно және полимәдени білім беру идеяларын іске асыруға білімдік жүйеге этностық компонентті енгізу арқылы қол жетеді және бұл аталған мәселенің өзектілігі мен жаһандану жағдайында пайда болған қайшылықтарды ескере отырып, оның шешімін шығармашылықпен іздеудің маңызды екендігін көрсетеді.
Зерттеу объектісі: жоғары педагогикалық білім мазмұны.
Зерттеу мақсаты: жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонентті қалыптастырудың тұжырымдамалық негіздерін және оны іске асыру технологияларын әзірлеу.
Зерттеудің әдіснамалық негіздері: жалпылық, жекелік және даралық философиялық ұстанымдары, әдіснамалық тұғырлар ұстанымдары; жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компоненттің мәнін ашатын философиялық, этнологиялық, тарих, әлеуметтік, әлеуметтік-педагогикалық, мәдениеттанушылық, психологиялық тұжырымдамалар және оны қалыптастыру теориясының негізгі қағидалары.
Зерттеу нәтижелері:
1 «жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонент» түсінігінің мәні ашылған, сонымен қатар зерттеліп отырған жаһандану жағдайындағы феноменнің ролі мен орны педагогикалық идеяларды және қоғам дамуы тарихындағы позитивті тәжірибені ғылыми рефлексиялау негізінде анықталған;
2 жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонентті құрылымдаудың ғылыми негіздері, оның ізгілік парадигмасы және этнопедагогикалық бағыттылығы анықталған;
3 Қазақстанның жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компоненттің қалыптасу және даму кезеңдері мен шет елдердің білім беру жүйелерінде оны қалыптастырудың негізгі үрдістері сипатталған;
4 білім беру мазмұны теориясы (В.С.Леднев) негізіндегі жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонентті құрылымдаудың теориялық қағидаларының негіздемесінен және мақсаттарды, қызметтерді дидактикалық ұстанымдар мен шарттар жиынтығын, инновациялық тұғырларын (аймақтық, кроссмәдени, жаһандық), болашақ педагогтың полимәдени тұлғасын қалыптастыру процесіне сәйкес келетін этностық компонентті құрылымдаудың бинарлық моделін; оны іске асырудың блоктік-модульдік технологиясын қамтитын, білім берудің полимәденилік және аймақтық идеяларына негізделген ҚР жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонентті қалыптастырудың тұжырымдамасы жасалған;
5 педагогика ғылымының заманауи теориясы мен практиканың сұраныстарына сәйкес болашақ педагогтың полимәдени тұлғасының білімділік идеалы, сонымен қатар болашақ педагогтың полимәдени тұлғасының құрылымдық құрамының (этностық, азаматтық, планетарлық сәйкестілік және аймақтық, этнопедагогикалық, мәдениетаралық құзыреттіліктер) қалыптасу деңгейлері, критериилері мен көрсеткіштері жасалған;
6 болашақ педагогтың полимәдени тұлғасын қалыптастырудың заманауи тәжірибесі талданған және ұрпақтарды этностық және этносаралық әлеуметтендіру процесіндегі мұғалімнің ролі зерттелген;
7 жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонентті қалыптастырудың тұжырымдамасын және оның технологиясын жоғары мекттептің педагогикалық процесінде іске асыруды сынақтан өткізу негізінде болашақ педагогтарды дайындауға бағытталған ғылыми-теориялық қорытындылар мен практикалық ұсыныстар негізделген;
8 бірқатар түсініктер мен терминдерді нақтылау және анықтаумен байланысты зерттеу мәселесі бойынша глоссарий толықтырылған.
Жоғары оқу орнының педагогикалық процесіне енгізу үшін жоғары педагогикалық білім мазмұнындағы этностық компонентті қалыптастырудың тұжырымдамасын іске асырудың блоктік-модульдік технологиясы және әлеуметтік-гуманитарлық пәндер бағдарламаларын толықтыруға, болашақ мұғалімдерге аймақтық (Орталық Қазақстан) және этномәдени білім беруге арналған (фрагментарлық және тақырыптық блоктар) оқу материалдарынан тұратын, болашақ педагогтің полимәдени тұлғасын қалыптастыру құралы ретіндегі оқу-әдістемелік кешен; арнайы курстар «Орталық Қазақстан дағы білім мен ғылымның дамуы», «Этностық ділтануға кіріспе», «Полимәдени этнопедагогика негіздері» (пәндік блок – психологиялық-педагогикалық); полимәдени білім ортасын зерттеу бойынша педагогикалық практикаға әдістемелік нұсқаулар; ОӘК қолдану бойынша оқытушыларға арналған оқыту семинарының бағдарламасы ұсынылады.
Қолдану саласы: зерттеу нәтижелері болашақ педагогтарды даярлау процесіндегі жоғары педагогикалық білім мазмұнын жетілдіруге бағытталған.
Зерттеу перспективасы: осы мәселені зерттеу перспективалары этностық компоненттің білім беру - тәрбиелеу әлеуетін және оның тұлғаны қалыптастыру процесіндегі мүмкіндіктерін одан әрі зерттеумен байланысты.
Resume
Mukhtarova Shakira Mukashovna
Theoretical basis of formation of ethnic components in the contents
of higher pedagogical education
13.00.01 – General pedagogics, history of pedagogics and education,
ethnopedagogics
Priority role of knowledge in the condition of globalization brings forward education in the number of main factors to the way of human movement to interaction.
Professional direction of training of a polycultured teacher plays priority role in solving the problems of bringing up of growing generation. The realization of the ideas of ethnic and polycultured education are achieved by introduction to the education system the ethnic components that stress the actuality of this problem and creative searching for solution it by taking into consideration the formed contradictions in the condition of globalization.
The object of investigation: the content of higher pedagogical education.
The aim of investigation: working out conseptual basis of formation of ethnic component in the content of higher pedagogical education and technologies of realization.
Methodical basis of investigation: general, specific, unified phylosophical principles, principles of methodical approaches, phylosophical, ethnological, historical, sociological, socio-pedagogical, cultural, pchylogical concepts, revieling the essense of ethnic components in the content of higher pedagogic education and it’s main concept of theory of formation.
Results of investigation:
1 essense of the notion of «ethnic component in the contents of the higher pedagogical education» was revieled and the role and place of investigated phenomena in the condition of globalization on the basis of reflexion of pedagogical ideas and positive experience of history of social development were revealed;
2 scientific basis of structure of ethnic components in the contents of higher pedagogic education, its humanistic paradigm and ethnopedagogical direction were determined;
3 the stages of formation and development of ethnical components in the contents of the higher pedagogical kazakhstan education and it’s main trends of formation in the education system of foreign countries were characterized;
4 conception of formation of ethnical components in the content of the Higher Pedagogic Education of RK based on the ideas of polyculture and region education, involving argumentation of theoretical statements of structure of ethnic components in the content of the higher pedagogical education based on the theory of education content (V. S. Lednev) and thesis: aims, function, set of principles and didactic conditions, innovative approaches (regional, crosscultured, global), binar models of structure of ethnic components, coinciding with the process of formation of policultured personality of future teacher, block-module technology and its realization were elaborated;
5 educational idea of polycultured personality of future teacher in coincidence with demand of modern theory and practice of pedagogic science, and its criteria, indicator and levels of formation of structural components of polycultured personality of future teacher: ethnic, civil, global identity and regional, ethnopedagogical and intercultured competence were elaborated;
6 analysis of modern practice of formation of polycultured personality of future teacher were motivated;
7 the role of a teacher in the process of ethnic and interethnic socialization of generation were investigated;
8 the glossary on the problem of investigatoin in connection with clarification and definitition were added.
Block-module technologies of realization of conception of formation of ethnic components in the content of HPE and teaching methodical complex as means of formation of polycultured personality of future teacher, consisting of teaching materials on regional (Central Kazakhstan) and ethnocultured education of future teacher (fragmental and thematic block), denoted to addition of the socio-humanities subjects program, special courses of «Development of education and science in Central Kazakhstan», «Introduction in ethnic mentality», «Basis of polycultured ethnopedagogics» (subject block pcychological-pedagogical); methodical recommendation to pedagogical practice on studying of polycultured education environment: the programmed teaching seminars for teachers on using of TMK are offered for introduction in pedagogical process.
Field of application: the results of investigation are directed to improvement of contents of higher pedagogical education in the process of training of a future teacher.
The perspectives of investigation are connected with further reseach of education, bringing up potential of ethnic components in the process of formation of personality.
страница 1 страница 2
|