страница 1 страница 2
УДК 378:37.013 На правах рукописи
МУХТАРОВА ШАКИРА МУКАШОВНА
Теоретические основы формирования этнического компонента
в содержании высшего педагогического образования
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования,
этнопедагогика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Республика Казахстан
Караганды, 2008
Работа выполнена на кафедре педагогики Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Наурызбай Ж.Ж.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Байсерке Л.А.;
доктор педагогических наук,
Нургалиева А.К.;
доктор педагогических наук,
профессор Батталханов Е.З.
Ведущая организация: Евразийский гуманитарный институт
Защита состоится « 02 » декабря 2008 года в 10 - 00 часов на заседании
объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская 28, главный корпус, поточная аудитория №1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.
Автореферат разослан « 28 » октября 2008 года.
Ученый секретарь
объединенного
диссертационного совета Минжанов Н.А.
Введение
Актуальность исследования. Перед лицом глобальных вызовов человечеству образование в современный период приобретает общемировой характер. Приоритетная роль знания в настоящее время выдвигает образование в число решающих факторов на пути движения человечества к взаимному сближению и взаимодействию. Глобализация как движущий фактор развития цивилизации постепенно охватывает все сферы деятельности людей, в том числе и мировое образовательное пространство. Как и любой социальный процесс, глобализация имеет позитивные и негативные стороны. С одной стороны, она позволяет мобилизовать человеческие ресурсы в противостоянии угрозам цивилизации, с другой усугубляет межэтнические процессы, приводя в действие механизм, названный «этническим парадоксом современности», тем самым порождая ряд противоречий, основное из которых связано с этнической, этнокультурной идентичностью личности. Наряду с этим, опыт ХХ века убеждает в том, что недостаточное внимание к этнокультурным проблемам чревато необратимыми последствиями для человечества. В Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995) сказано, что «прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования».
Зарубежные технологии обучения, используемые сегодня в высшем образовании, содержат особенности менталитета, свойственной ей культуры и жизнеустройства. Своими целями и задачами они направлены на формирование человека с односторонним рационально-интеллектуальным развитием, обладающего прагматическим мышлением, а в духовно-нравственном плане не отвечают исконно национальным традициям воспитания, в то время как процесс обучения несет в себе огромный воспитательный потенциал.
Проблема национального образования нашла отражение в нормативно-правовых документах Республики Казахстан: Конституции Республики Казахстан, «Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан» (1996), «Концепции развития гражданского общества РК» (2005), Законе РК «Об образовании» (2007), «Концепции гуманитарного образования в РК» (1994), «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996), «Концепции развития образования РК до 2015 года» (2003), «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005 2010 годы» (2004), «Концепции высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2005), «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК на 2006 2011 годы» (2005) и других концепциях об образовании и воспитании, которые создают правовую и теоретическую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе взаимодействия традиций и инноваций. Современной образовательной политикой РК в сфере этнических отношений взят курс на этнокультурное образование, который обеспечивает лингвистический и культурный плюрализм, взаимодействие и диалог культур казахстанского общества. Реализация идей этнокультурного образования достигается путем введения в образовательную систему этнического компонента.
Одной из ключевых сфер, от которой зависит разрешение противоречий между современными тенденциями интеграции, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, особенностей его культуры, этнонациональных традиций и корней; между постоянно увеличивающимся объемом культурной информации и возможностями этнической самоидентификации личности, является высшее педагогическое образование. В связи с этим в решении проблем воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, межэтнической и религиозной толерантности, уважения национальных ценностей своего и других народов приоритетную роль играет профессиональная направленность подготовки поликультурного учителя. Именно он способен заложить фундамент в формирование мировоззрения детской души, от личности педагога в определенной мере зависит, какое поколение вырастет, что принесет оно человечеству в будущем.
Согласно «Концепции высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2005) одна из основных задач профессиональной подготовки учителя заключается в том, чтобы «максимально использовать возможности дисциплин общеобразовательного цикла, учебных предметов вуза для формирования поликультурной личности студента с развитым мировоззрением и мышлением». Исходя из этого положения, этнический компонент в содержании высшего педагогического образования в условиях полиэтнического государства, каким является Республика Казахстан, должен быть направлен не только на формирование этнического самосознания личности, но и на воспитание чувства толерантности, межнационального общения на основе взаимообогащения национальных культур.
Обзор научной литературы свидетельствует о многоаспектном освещении теории этноса и национального образования, наличии теоретико-методологических источников, способствующих решению данной проблемы.
Социально-психологические аспекты исследуемой проблемы связаны с понятийно-терминологическим аппаратом теории этноса, в котором ключевыми выступают категории «этнос», «нация», «этническое» и «национальное». Их научная интерпретация нашла отражение в теоретических и эмпирических исследованиях С.А.Арутюнова, М.Барре, Ф.Барта, П.В.Берга, Ю.В.Бромлея, П.Бурдье, К.Гиртца, Л.Н.Гумилева, Н.Джандильдина, Р.Дженкинса, Л.М.Дробижевой, В.И.Козлова, О.Б.Мухамметбердиева, Б.Ф.Поршнева, З.В.Сикевич, Н.Г.Скворцова, А.Смита, В.А.Тишкова, Э.Хобсбаума, Н.Н.Чебоксарова, А.Шлезингера и др.
Гносеология как наука располагает совокупностью знаний, необходимых для постановки и решения рассматриваемой проблемы с учетом развития диалога и взаимовлияния этнических культур (В.Г.Бабаков, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Э.С.Маркарян, К.Нугманова, В.М.Семенов, Г.К.Шалабаева и др.); взаимоотношений представителей различных культур, наций, конфессий, теоретических подходов к проблемам этно и поликультурного (Н.А.Асипова, Р.Б.Башарұлы, Л.Н. Бережнова, А.Ю.Белогуров, Э.Боткин, Дж. Бэнкс, З.Т.Гасанов, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, Г.Н.Кошербаева, Ж.Ж.Наурызбай, С.У.Наушабаева, О.Д.Мукаева, Г.В.Палаткина, Л.Л.Супрунова и др.), глобального образования и планетарного мышления (Н.И.Алексашина, Ю.Н. Кулюткин, Р.Хенви, Н.В.Черникова и др.).
Неоценимый вклад в развитие теории этноса и межэтнических отношений внесла психология. Этнопсихологическая школа, рассматривающая проблемы соотношения психологии и культуры, известна именами ученых Э.Г.Александренкова, А.С.Баронина, Р.Бенедикт, В.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.С.Кона, С.И.Королева, В.Г.Крысько, Н.М.Лебедевой, С.Лурье, М.Мид, В.Н.Павленко, Г.У.Солдатовой, Г.В.Старовойтовой, Т.Г.Стефаненко, Дж. Хонигмана, В.Ю.Хотинец и др. Этнопсихологическим проблемам в Казахстане посвящены работы О.Х.Аймагамбетовой, Б.А.Амировой, Н.Д.Джандильдина, К.Б.Жарикбаева, Н.Е.Еликбаева.
Акцент на национально ориентированном характере обучения в историческом аспекте отчетливо прослеживается в трудах выдающихся представителей казахского просвещения в лице А.Кунанбаева, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина и казахской интеллигенции начала XX века Ж.Аймауытова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева и других деятелей науки и культуры, которые, осознавая важность этой проблемы, старались решить ее в рамках своего времени.
В историческом плане по проблеме национального образования представляют огромный научный интерес труды Б.А.Альмухамбетова, Г.К.Ахметовой, К.Б.Жарикбаева, А.Н.Ильясовой, С.К.Калиева, К.К.Кунантаевой, И.Б.Мадина, А.И.Сембаева, К.Б.Сейталиева, А.Ситдыкова, Т.Т.Тажибаева, Г.М.Храпченкова, В.Г.Храпченкова.
Современная образовательная политика Казахстана в области этнических отношений и проблема формирования национальной модели образования в философско-социальных аспектах рассматривались в работах А.Кодар, К.Е.Кушербаева, Ж.Ж.Молдабекова, К.Нарибаева, Ж.Ж.Наурызбая, А.Н.Нысанбаева, Р.А.Нуртазиной, Н. В.Романовой, М.М.Сужикова и др.
В последние годы вопросы методологии и организации национального, регионального и этнокультурного образования освещались как в фундаментальных исследованиях, так и в периодической печати (Н.А.Абдуллина, Е.А.Ангархаева, С.П.Анзорова, С.П.Ахтырский, А.Н.Басова, В.К.Бацын, А.Ю.Белогуров, Е.П.Белозерцев, И.Ф.Гончаров, К.Досмухамбетова, А.А.Жайтапова, Л.Р.Заурбекова, У.Д.Муналбаева, А.Б.Панькин, Т.В.Поштарева, Е.Н.Сагиндыков, К.А.Строков, Ф.Ф.Харисов, В.К.Шаповалов и др.). Теоретические и методологические проблемы разработки национального и регионального компонентов государственного стандарта общего среднего образования отражены в научных изысканиях российских ученых (П.Р.Атутов, М.В.Рыжаков, А.В.Салихов, О.Ю.Стрелова и др.).
Отечественными учеными внесен огромный вклад в разработку теоретических идей и реализацию практического опыта в различных аспектах деятельности учителя: теоретико-методологические проблемы педагогической науки и современного развития высшего педагогического образования (Е.В.Артыкбаева, К.М.Арынгазин, Е.Ш.Козыбаев, Г.М.Кусаинов, Р.Б.Мухитова и др.); профессиональная направленность подготовки будущих педагогов (А.Б.Абибулаева, Г.З.Адильгазинов, Е.И.Бурдина, З.А.Исаева, А.А.Калюжный, С.Т.Каргин, К.М.Кертаева, А.К.Нургалиева, Н.Э.Пфейфер, М.Н.Сарыбеков, Ш.Т.Таубаева, К.С.Успанов, Н.Д.Хмель, Н.Н.Хан и др.).
Определенный исследовательский и практический опыт, значимый для понимания исследуемой проблемы, накоплен отечественными и российскими педагогами, занимающимися проблемами национальных школ и гимназий (Р.М.Айтжанова, Н.В.Беринская, Ш.К.Беркимбаева, Н.О.Жетпеисова, Е.П. Жирков, С.А.Жолдасбекова, С.В.Куликова, О.В. Лебедева, В.И. Матис, Л.С. Сырымбетова, К.А. Утеева, Ф.Г. Ялалов и др.).
Концепция этнопедагогизации системы образования стран СНГ содержится в работах Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, Г.В.Давлекамовой, М.Б.Кожановой, Р.В.Комракова, В.А.Николаева, Т.Н.Петровой, Ю.А.Рудь, Г.А.Станчинского, М.И.Стельмахович, М.А.Хайруддинова, М.Г.Харитонова, Е.Л. Христовой и др.
Огромное значение для сопоставительно-сравнительного анализа по исследованию изучаемой проблемы в настоящей работе имели труды ученых ближнего и дальнего зарубежья (И.В.Балицкая, Н.Беккер, Б.Л.Вульфсон, О.К.Гаганова, А.Н.Джуринский, З.А.Малькова, К.Д.Салимова, Т.В.Таболина, М.Федулло, Цао Ян, В.И.Юдин и др.).
В исследовании научно-теоретических основ формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования особое значение имели исследования, раскрывающие ряд аспектов этнопедагогики и этнокультуры: их генезиса (К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев, С.А.Узакбаева, К.К.Шалгынбаева и др.), теории и методологии (М.Х.Балтабаев, С.Габбасов, Ш.И.Джанзакова, М.Е.Ержанов, Е.О.Жуматаева, К.Ж.Кожахметова, Ж.Ж.Наурызбай, К.А.Оразбекова, Р.К.Толеубекова, С.А.Узакбаева и др.), образовательные и воспитательные возможности этнокультуры (Б.Е.Каирова, С.С.Кулмагамбетова, Р.Б.Маженова, Г.К.Тлеужанова, Т.М.Шакирова и др.), проблемы формирования поликультурной личности, межнационального общения, национального самосознания, межэтнической социализации личности (Л.А.Байсерке, Е.З.Батталханов, З.Б.Кабылбекова, Ж.Х.Кендирбекова, Л.В.Колесникова, Ш.М.Мухтарова, Ж.Н.Шайгозова и др.), сравнительно-сопоставительные аспекты этнического воспитания и образования в разных странах (Б.А.Жетписбаева, О.Я.Сулейменова, Г.Н.Рамашова), формирование этнопедагогической компетентности учителя (К.Ф.Аубакирова).
Проблемы использования идей этнопедагогики и дидактического потенциала казахской народной педагогики рассматриваются в работах С.К.Абильдиной, Г.Р.Бахтияровой, Р.А.Джанаевой, Р.К.Дюсембиновой, А.А.Калыбековой, Ш.Б.Кульмановой, К.А.Сарбасовой, Б.К.Шаушековой и др. Среди разных направлений научных исследований в педагогической науке Казахстана следует выделить проблему этнопедагогической подготовки будущих учителей средствами казахской народной педагогики (Ж.Асанов, А.А.Аманжолова, К.Б.Болеев, Л.К.Болеева, Л.А.Булетова, К.Е.Ибраева, Н.М.Кошеров, А.С.Магауова, А.Табылдиев и др.).
Однако, несмотря на усиленное внимание казахстанских педагогов, начиная с 90-х годов ХХ века, к проблемам этнического воспитания и обучения, дидактические аспекты формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, исследование и разработка научных основ его структурирования еще не получили должного освещения в научно-педагогической литературе. В казахстанской педагогической науке до сих пор не сложились четкие теоретические и практические подходы к формированию этнического компонента в содержании высшего педагогического образования с учетом современных тенденций движения мирового сообщества к глобализации.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет констатировать, что современная практика подготовки будущих учителей средствами этнического компонента в содержании высшего педагогического образования направлена в основном на воспитание этнокультурной личности учителя и не учитывает сложившиеся реалии и потребности мирового образовательного процесса и его перспективы. К тому же нуждаются в обновлении подходы к процессу формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования с учетом необходимости воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности и национального самосознания. Объективными предпосылками исследования настоящей проблемы в современных условиях выступает ряд сложившихся противоречий:
-
между нарастающим процессом глобализации и необходимостью сохранения национально-культурного наследия прошлых поколений посредством системы образования как достижения определенной этнокультурной цивилизации и духовно-нравственного ориентира современного общества;
-
между потребностями современного общества, вызванными интеграцией мирового образовательного пространства, в воспитании человека культуры с планетарным мышлением и недостаточной востребованностью в этом процессе дидактических возможностей этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, что в целом отражается на всей системе воспитания и обучения;
-
между потребностью науки и практики в обеспечении национально-культурной самобытности образования и недостаточной разработанностью теории формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в отечественной педагогике;
-
между объективной потребностью казахстанского общества в формировании личностных и профессиональных качеств будущего педагога, характеризующих его как субъекта этноса, гражданина РК, жителя региона и мира и отсутствием системности в существующей технологии обучения в профессионально- педагогическом образовании;
-
между сложившимися реалиями разработки и внедрения экспериментального проекта «Глобальное образование» в ряде школ Казахстана и недостаточной ориентацией содержания высшего педагогического образования на подготовку поликультурного учителя на основе использования возможностей этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в современных условиях.
Выявленные противоречия обусловили проблему и выбор темы исследования «Теоретические основы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования».
Объект исследования: содержание высшего педагогического образования.
Предмет исследования: процесс формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Цель исследования: разработка концептуальных основ формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и технологии их реализации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования может быть качественно улучшено, если, учитывая всевозрастающее влияние глобализации на этносоциальную сферу жизнедеятельности людей, оно будет рассмотрено как процесс перехода к прогрессивной модели, ориентированной на образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога на основе разработки концептуальных основ исследуемого феномена и технологии их реализации, то не только будут реализованы требования общества к современному учителю, но и созданы условия для сохранения и трансляции этнического компонента на всех ступенях образования, так как лишь на основе преемственности происходит реализация его воспитательного и дидактического потенциала.
Задачи исследования:
-
раскрыть сущность понятия «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования»;
-
определить научные основы структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, его гуманистическую парадигму и этнопедагогическую направленность;
-
выявить этапы становления и развития этнического компонента в истории отечественного образования и ведущие тенденции в современной мировой практике;
-
разработать концепцию формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и технологию ее реализации;
-
охарактеризовать структурные составляющие поликультурной личности будущего педагога на основе изучения данного понятия;
-
выявить целенаправленность содержания высшего педагогического образования в РК на формирование поликультурной личности будущего педагога;
-
обосновать научно-теоретические выводы и практические рекомендации по формированию этнического компонента в содержании высшего педагогического образования на основе апробации разработанной концепции и технологии ее реализации.
Ведущая идея исследования. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования требует разработки качественно новых подходов, способных разрешить противоречия между современными тенденциями глобализации и опасностью утраты уникальности каждого человека как представителя этнической общности, а также содействовать успешной реализации программы воспитания поликультурной личности будущего педагога.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: философский принцип общего, единичного и особенного, принципы методологических подходов (системно-структурного, личностно-деятельностного, культурологического, полисубъектного, логико-исторического, антропологического, аксиологического, этнопедагогического, предметно-ориентированного, герменевтического, транспериферийного, синергетического, социально-ролевого, компетентностного, целостного); философские, этнологические, исторические, социологические, социально-педагогические, культурологические, психологические концепции, раскрывающие сущность этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и основные положения теории его формирования.
Источниками исследования послужили официальные и нормативные документы об образовании, высшем педагогическом образовании в РК, работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, архивные материалы ЦГА РК и архива Президента РК, государственные общеобязательные стандарты высшего педагогического образования, типовые и рабочие учебные программы, документация вузов, учебники, учебные пособия, опыт диссертанта в качестве исследователя и преподавателя вуза.
Методы исследования: системно-структурный, сравнительный, феноменологический анализ понятий педагогической, философской, культурологической, психологической, этнологической наук по проблеме исследования, методы аналогии и обобщения, структурирования и классификации, моделирования, абстрагирования, идеализации и проектирования в педагогических исследованиях, методы анкетирования и интервьюирования, этнопсихологические методы исследования, анализ исторических источников и учебной документации вузов, статистические методы и др.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1995 2002) на основе изучения и анализа теории этноса, различных аспектов его самосознания, этнического воспитания и обучения в научных источниках, использования средств и методов этнопедагогики в практике работы вузов были выявлены теоретические основы формирования национального самосознания студентов и проведено опытно-экспериментальное исследование данного процесса. На этом этапе был сделан важный вывод для настоящего исследования о прямой зависимости сформированности национального самосознания студентов педагогических факультетов от содержания профессионально-педагогического образования, в частности, от его этнического компонента, выявлены противоречия по исследуемой проблеме в современном обществе и практике высшего педагогического образования.
На втором этапе (2002 2004) осуществлялся теоретико-методологический анализ проблемы, определялись исходные методологические позиции, изучались теоретико-методологические основы и понятийно-терминологический аппарат исследуемой теории, формулировалась рабочая гипотеза и задачи, направленные на решение проблемы, выявлялись сущность понятия, структура этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, его направленность, генезис и источники, опыт мировой практики и состояние исследуемой проблемы в образовательной практике вузов в соответствии с запросами современного общества, разрабатывались концептуальные основы исследуемого феномена, модель, инновационные подходы и технология реализации концепции формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, осуществлялась организация работы по их экспериментальному внедрению в педагогический процесс вузов.
На третьем этапе (2004 – 2007) на основе разработанной бинарной модели структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, соответствующей процессу формирования поликультурной личности будущего педагога и его образовательному идеалу, отвечающих современным запросам теории и практики высшего педагогического образования на данном этапе продолжалась работа по внедрению разработанной концепции формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования посредством блочно-модульной технологии, ее учебно-методического обеспечения (УМК), которые способствовали достижению эффективных результатов в опытно-экспериментальном исследовании.
На заключительном этапе (2007 – 2008) была завершена апробация теоретических и практических разработок по проблеме исследования, проводились обобщение и систематизация полученных результатов исследования, формулировались научные выводы, прогнозировались новые направления научно-исследовательской работы, оформлялась диссертация.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1 выявлена сущность понятия «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования», а также роль и место исследуемого феномена в условиях глобализации на основе научной рефлексии педагогических идей и позитивного опыта истории общественного развития;
2 определены научные основы структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, его гуманистическая парадигма и этнопедагогическая направленность;
3 охарактеризованы этапы становления и развития этнического компонента в содержании высшего педагогического образования Казахстана и основные тенденции его формирования в образовательной системе стран зарубежья;
4 разработана концепция формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в РК, основанная на идеях поликультурности и региональности образования, которая включает обоснование теоретических положений структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования на основе теории содержания образования (В.С.Леднев) и разработку целей, функций, совокупности принципов и дидактических условий, инновационных подходов (регионального, кросс-культурного, глобального), бинарной модели структурирования этнического компонента, соответствующей процессу формирования поликультурной личности будущего педагога, блочно-модульной технологии ее реализации;
5 представлен образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога в соответствии с запросами современной теории и практики педагогической науки, а также критерии, показатели и уровни сформированности структурных составляющих поликультурной личности будущего педагога: этнической, гражданской, планетарной идентичности и региональной, этнопедагогической и межкультурной компетентности;
6 осуществлен анализ современной практики формирования поликультурной личности будущего педагога и исследована роль учителя в процессе этнической и межэтнической социализации поколений;
7 обоснованы научно-теоретические выводы и практические рекомендации, ориентированные на подготовку будущих педагогов на основе апробации разработанной концепции формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и технологии ее реализации в педагогическом процессе вузов;
8 дополнен глоссарий по проблеме исследования в связи с уточнением и определением ряда терминов: «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования», «образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога», «планетарная идентичность», «региональная компетентность», «региональная ментальность», «этнорегиональный компонент образования», «этнопедагогическая компетентность», «этнопедагогические ценности», «этнопедагогическая глобалистика» и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические положения и выводы содержат необходимые представления о теоретических основах формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, дидактических условиях их практической реализации в процессе подготовки будущих педагогов в вузе. Даны научно-теоретические выводы и рекомендации по формированию этнического компонента в содержании высшего педагогического образования на основе их практической направленности.
Предложенная блочно-модульная технология реализации концепции формирования этнического компонента в содержании ВПО и учебно-методический комплекс как средство формирования поликультурной личности будущего педагога, который содержит: учебный материал по региональному (Центральный Казахстан) и этнокультурному образованию будущих учителей (фрагментарный и тематический блоки), предназначенный для дополнения программ социально-гуманитарных дисциплин; спецкурсы «Развитие образования и науки в Центральном Казахстане», «Введение в этническую менталитетологию», «Основы поликультурной этнопедагогики» (предметный блок – психолого-педагогический); методические рекомендации к педагогической практике по изучению поликультурной образовательной среды; программу обучающего семинара для преподавателей по использованию УМК, могут быть использованы при оптимизации процесса подготовки учителей, разработке программной и учебной документации, методических пособий и других дидактических материалов.
Основные положения, выносимые на защиту.
-
Сущность понятия «этнический компонент в содержании ВПО» как гуманитарного комплекса знаний, генетически обусловленного развитием самосознания этноса. Как часть содержания ВПО, он представлен набором дидактических единиц, основанных на совокупности принципов его структурирования. Изучение сущности этнического компонента в содержании ВПО выявило его этнопедагогическую направленность на формирование личности будущего педагога.
-
Определение научных основ структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования (внешних и внутренних элементов, их связей, целей, функций) в контексте теории содержания образования (В.С.Леднев).
-
Этапы эволюции этнического компонента в содержании высшего педагогического образования Казахстана, которые выявляют истоки и факторы, способствующие или препятствующие его развитию.
-
Концепция формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, включающая обоснование научных основ структурирования исследуемого феномена и разработку цели, функций, совокупности принципов, инновационных подходов (региональный, кросскультурный, глобальный), дидактических условий, бинарной модели, соответствующей процессу формирования поликультурной личности будущего педагога, а также блочно-модульную технологию ее реализации.
-
Дидактические условия формирования этнического компонента в содержании ВПО, выражающиеся в: а) целенаправленности этнического компонента в содержании ВПО на развитие поликультурной личности будущего педагога; б) установке личности будущего педагога на освоение социальных ролей как субъекта этноса, гражданина РК, региона и мира средствами этнического компонента в содержании ВПО; в) ориентации содержания высшего педагогического образования на компетентностное развитие будущего педагога средствами этнического компонента; г) соответствии структуры этнического компонента целостному формированию поликультурной личности будущего педагога, способствуют совершенствованию профессиональных и личностных качеств студента.
-
Положение о том, что инновационные подходы (региональный, кросскультурный, глобальный) и дидактические условия формирования этнического компонента в содержании ВПО создают возможности для идентификации личности будущего педагога как субъекта этноса, региона, полиэтнического Казахстана и мирового сообщества и формируют комплекс специальных компетенций (этнопедагогическую, региональную, межкультурную) в его профессиональной подготовке и тем самым способствуют реализации бинарной модели и совокупности принципов структурирования исследуемого феномена.
-
Образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога, разработанный на основе анализа существующих в педагогической литературе понятий, позволяет оценить значимость в специфике педагогической деятельности учителя таких характеристик личности и профессионала, как этническая, гражданская, планетарная идентичность и региональная, этнопедагогическая и межкультурная компетенции.
-
Положение о том, что формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в условиях глобализации требует перехода к блочно-модульной технологии, которая реализует разработанную концепцию и состоит из теоретического и практического блоков, а также содержательного, процессуального и диагностического модулей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и выводов обеспечиваются выбором методологических позиций, которые отражают интегративный подход к исследованию проблемы в соответствии с диалектикой соотношения общечеловеческого и национального; использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и гипотезе исследования; внедрением теоретических и практических разработок автора в практику работы вузов.
База исследования: Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова, Карагандинский университет «Болашак», АО «Жезказганский университет им. О.А Байконурова», общеобразовательные комплексы «Школа интернат – детский сад» № 68, «Школа детский сад» № 77 г. Караганды.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе участия автора на международных научно-практических конференциях в Чехии (Прага, 2005); Болгарии (София, 2008), России (Москва, 2006, Санкт-Петербург, 2006, Ульяновск, 2006, 2007, Омск, 2006, Краснодар, 2006, Пермь, 2006, Воронеж, 2006, Уфа, 2006, Стерлитамак, 2007, Чита, 2006, Улан - Удэ, 2006); Украине (Днепропетровск, 2006); Белоруссии (Мозырь, 2006, 2008); в Казахстане – на международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях, семинарах, посвященных проблемам образования (Алматы, 2003 2008, Астана, 2005 2007, Кокшетау, 2005, Жезказган, 2005, Талдыкорган, 2005, Атырау, 2005, Павлодар, 2005, Актобе, 2006, Караганда, 2005, 2006, Туркестан, 2005, 2007, Семей, 2008).
Основные положения и результаты исследования опубликованы в текущих зарубежных изданиях и сборниках: «Педагогика» Россия (2006, № 3), «Вісник Луганського національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. Педагогічні науки» – Украина (2006, № 8 (103), 2008, № 13 (152), «Эл агартуу» Киргизстан (2006, № 5-6), «Этнопедагогика и педагогика игры». Теория и история игры – Москва (2006, вып. 3), «Этнопедагогический ежегодник» НИИ этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (2007, вып.3.), в научных журналах вузов и других педагогических изданиях МОН РК и обсуждены на заседаниях кафедр педагогики, этнопедагогики и этнопсихологии КарГУ им. академика Е.А.Букетова, педагогики и психологии АО «ЖезУ им. О.А. Байконурова» при реализации разработанной концепции посредством внедрения блочно-модульной технологии в педагогический процесс высших учебных заведений.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы в соответствии с выявленными противоречиями, представлен научный аппарат исследования.
В первом разделе «Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования» раскрыты философско-социальные аспекты проблемы, рассмотрена диалектика соотношения национального и общечеловеческого как методологический ориентир исследования. Осуществлен теоретико-методологический анализ понятийно-терминологического аппарата исследуемой теории, раскрыта сущность понятия «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования». Определены научные основы структурирования этнического компонента в содержании ВПО: цель, функции, общие принципы и выявлена его гуманистическая парадигма и этнопедагогическая направленность.
Во втором разделе «Генезис и современные тенденции развития этнического компонента в содержании образования Казахстана и за рубежом» раскрыты его истоки и охарактеризованы этапы становления и развития этнического компонента (ЭК) в содержании высшего педагогического образования (ВПО). Изучена роль национальной интеллигенции («пассионариев») в развитии исследуемого феномена в 20-30-х годах ХХ века и их вклад в развитие этнического компонента образования в подготовке педагогических кадров. Раскрыто влияние потребностей социокультурной сферы Казахстана на формирование этнического компонента в содержании ВПО. Освещены ведущие тенденции формирования этнического компонента в содержании образования в мировой практике.
В третьем разделе «Концептуальные основы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования» на основании анализа теоретических и исторических источников и использования ряда методологических подходов изложена концепция, включающая обоснование научных основ и разработку цели, функций, принципов, дидактических условий, инновационных подходов (регионального, кросскультурного, глобального) к процессу формирования исследуемого феномена. Определены инновационные подходы к процессу формирования этнического компонента в содержании ВПО и совокупность принципов его структурирования. В соответствии с дидактическими условиями разработан образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога, послуживший основой для разработки бинарной модели структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
В четвертом разделе «Аналитико-прогностический аспект проблемы исследования в условиях глобализации» изучены современное состояние и целенаправленность содержания высшего педагогического образования на формирование поликультурной личности будущего педагога. Представлена блочно-модульная технология, реализующая концептуальные основы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования. Освещены этапы опытно-экспериментальной работы и представлены ее результаты.
В заключении обобщены результаты проведенного исследования, сделаны выводы, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы, даны рекомендации по формированию этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, указаны перспективы дальнейшего развития проблемы.
В приложении представлен материал, использованный в ходе исследования: глоссарий, таблицы, диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты, методики), краткое содержание УМК и др.
Основная часть
Соотношение национального и общечеловеческого во все времена составляло одну из фундаментальных проблем общественного развития. Диалектика национального и общечеловеческого рассматривается с точки зрения вечно актуальной идеи философии: национальное должно способствовать созиданию общечеловеческого мира, в то время как общечеловеческое должно стремиться сохранить национальное своеобразие.
Изучение сущностных характеристик понятия «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования» позволило определить его роль и место в системе понятийно-терминологического аппарата исследуемой теории и уточнить соотношение связанных с ним категорий. Так, понятия «этнопедагогический компонент», «этнопедагогическая составляющая», «этнопедагогическая подготовка» составляют суть этнопедагогического образования. В соотношении с понятием «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования» они образуют ядро системы, основную его часть. Это связано со значимостью этнопедагогического образования для будущих педагогов. В работах последних лет под этнопедагогизацией в рамках культурологического подхода понимается «процесс обновления содержания путем разработки и последовательного внедрения этнокультурного, межкультурного и поликультурного компонентов» (Ф.Г.Ялалов).
В нашем исследовании этнический компонент в содержании образования рассматривается как широкое явление, включающее этнокультурный, межкультурный и поликультурный компоненты, а в содержании подготовки будущих педагогов его основу составляет этнопедагогический компонент. В свою очередь, этнический компонент в содержании ВПО определяет основу этнокультурного образования будущих педагогов, более широкого понятия относительно этнопедагогического. Таким образом, в нашем понимании сложилась следующая градация: этнопедагогический компонент – этнопедагогическое образование; этнический компонент (этнокультурный компонент) – этнокультурное образование. Соответственно, этнопедагогическое образование является составляющей частью этнокультурного образования.
Выявление сущности исследуемого явления связано с изучением его структуры. Системно-структурный подход к исследованию научных основ ЭК дает возможность выделить в содержании высшего педагогического образования как метасистемы (системы более высокого иерархического уровня), его этнический компонент, часть, без которой система высшего педагогического образования, как и образования в целом, не может быть полноценной и эффективной. Для создания теоретической модели формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования использованы основные положения теории содержания образования, в частности, общие принципы структурирования содержания образования и научно обоснованный подход В.С.Леднева выделение двух взаимосвязанных подструктур одной и той же системы внутренней и внешней (рис. 1).
Дидактические единицы ЭК Этнические единицы образования
Рисунок 1 - Системно-структурный подход к исследованию
этнического компонента в содержании ВПО
Как показано на рисунке 1, внешняя структура этнического компонента в содержании ВПО выражается в формах: учебных дисциплинах, содержащих этнокультурные элементы (история Казахстана, казахский язык, культурология, этнопедагогика, этнопсихология, этнология, национальные виды спорта и др. дидактических единицах этнического компонента), ее внутренняя суть представлена содержанием учебного материала этнической специфики (назовем их этническими единицами образования), а именно: язык, религия, история, культура и т.д.
В выявлении внутренних структурных элементов этнического компонента в содержании ВПО научный интерес вызывает теория знаковых множеств культуры, рассматриваемая в контексте транспериферийного подхода (Т.Айзатуллин). Для демонстрации внутренних структурных элементов этнического компонента воспользуемся аналогией из теории множеств – диаграммой Эйлера - Венна путем нахождения «объединяющего множества». Исходя из определения этнической культуры как совокупности культурных элементов (множеств), обладающих этнической спецификой, ее можно соотнести с внутренним содержательным наполнением этнического компонента – этническими единицами образования (язык, фольклор, религия и т.д. – другой совокупностью множеств), при этом объединяющим признаком выступает этническая специфика рассматриваемых явлений. Соотнесение множества этнической культуры с множеством этнических единиц образования в этническом поле ВПО на основе их объединяющего сходства позволяет говорить об этнокультурной направленности содержания высшего педагогического образования, так как множества этнической культуры и составляют внутреннюю структуру этнического компонента, то есть являются этническими единицами образования (рис. 2).
Обозначения: 1 материальная культура (жилище, национальная одежда и др.); 2 – язык; 3 – традиции и обычаи; 4 – фольклор; 5 народные знания; 6 религия; 7 – народное искусство; 8 ремесла и виды традиционной хозяйственной деятельности этноса; 9 нравы; 10 этническое воспитание и педагогическая культура народа; 11 национальные игры и праздники; 12 – особенности быта; 13 этнорегиональные проявления культуры; 14 – нормы обычного права; 15 – национальный этикет; 16 – ландшафт; 17 национально-психологические особенности; 18 – история
Рисунок 2 - Совокупность этнических единиц
образования этнического компонента в содержании ВПО
Представленное на рисунке 2 этническое поле в содержании ВПО составляет внутренний структурный элемент этнического компонента, а именно: содержательный – совокупность этнокультурных элементов, наполняющих его.
Внутренний структурный элемент этнического компонента содержит совокупность этнических единиц образования, которые находятся в тесной исторической и культурной взаимосвязи. В исследовании содержательного наполнения этнического компонента следует исходить из теории ценностей. Понятия «этнос», «культура» и «ценности» образуют понятие «этнокультурные ценности». Этнокультурные ценности включают в себя духовные явления и опредмеченные реальности, являющиеся продуктом разнообразной деятельности этноса, говорящем на одном языке, объединенном историческим происхождением и укладом жизни. Этнокультурные ценности составляют основу этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова).
Каждая система предполагает внутренние связи и внешние отношения между ее структурными элементами. Между внешними и внутренними структурными элементами этнического компонента в содержании ВПО можно выделить следующие типы связей: порождения, обусловленные тем, что содержание (совокупность этнокультурных элементов, этнические единицы образования) выступает как основание, породившее к жизни формы (учебные дисциплины – дидактические единицы ЭК); взаимодействия, характеризующие диалектическое единство и целостность этнического компонента в содержании ВПО; соответствия содержания и форм этнического компонента, гарантирующие их дальнейшее развитие; преобразования, реализуемые путем непосредственного взаимодействия содержания и форм, в процессе которого они могут переходить из одного состояния в другое, вследствие чего может получить дальнейшее развитие содержания и могут возникнуть новые формы (интегративные дисциплины); функционирования, обеспечивающие реальное бытие ЭК в содержании ВПО, поскольку его структурные элементы объединены единством реализуемых целей (образовательных, воспитательных и развивающих) и функций (личностно и профессионально - ориентированных).
Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования отвечает целям, направленным, как на профессиональную подготовку будущего учителя, так и на его личностное развитие: образовательные – усвоение знаний на основе целостного представления о культурно-историческом наследии своей и других этнических общностей, их роли и места в системе общечеловеческих ценностей; воспитательные воспитание ценностно-ориентированной личности на основе усвоения духовно-нравственного опыта своего и других этносов, аккумулирующегося в культуре, языке, истории; развивающие развитие у будущих педагогов умений, способствующих трансляции национально-культурных ценностей своего и других этносов посредством содержания общего среднего и дошкольного образования и воспитания.
В содержании ВПО этнический компонент выполняет разнообразные функции, направленные на формирование личностных и профессиональных качеств будущего педагога. Нами выделены два основных функциональных направления этнического компонента – личностно и профессионально - ориентированные. К личностно-ориентированному направлению относим следующие функции, которые способствуют формированию личностных качеств индивида как субъекта этноса, гражданина государства, региона и мира: культурообразующую, социализирующую, развивающую, идентификационную. Функции этнического компонента в содержании ВПО профессиональной направленности ориентированы на развитие качеств будущего учителя профессиональных компетенций как результата этнопедагогической подготовки и образования. В этом направлении, на наш взгляд, важны такие функции, как регулятивно-информационная, гносеологическая, профессионально-компетентностная, социально - транслирующая. Рассмотрение направленностей функций этнического компонента, имеющих цель формирование личности педагога, в отдельности условно, так как согласно целостному подходу личность понимается как динамическая система, имеющая сложную структуру.
В силу своей гуманистической ориентации этнический компонент в содержании образования не может не отражать общечеловеческие ценности, но основу его составляет, прежде всего, гуманизм национальных ценностей. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический.
В научной литературе последних лет этнопедагоги и этнопсихологи выделяют два подхода к исследованию народного опыта воспитания: эмик (специфический) и этик (общий). Перспективы развития этнопедагогического знания в формировании исследуемого феномена весьма рельефно вырисовываются на фоне глобализационных процессов.
На основе анализа литературы и изучения сущностных характеристик этнического компонента в содержании высшего педагогического образования стало возможным определить его как гуманитарный комплекс знаний, генетически обусловленный развитием самосознания этноса. Как часть содержания высшего педагогического образования, он представлен набором дидактических единиц, основанных на определенных принципах его структурирования. Данный компонент обладает этнопедагогической направленностью на формирование личностных и профессиональных качеств будущего педагога.
В связи с приведенным определением исследуемого феномена, указывающим на его генезис, в настоящей работе обоснована необходимость исследования предпосылок становления и развития этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, а именно: фольклора как неиссякаемого источника народной мудрости, традиций и обычаев казахского народа, философско-поэтического творчества акынов и жырау, духовного наследия казахских просветителей (Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и др.) как составляющих этнического компонента образования, как источника этнического менталитета и национального самосознания казахского народа, как методологического ориентира настоящего исследования.
Ретроспективный анализ этапов становления и развития этнического компонента образования выделяет его истоки в содержании высшего педагогического образования, у которых стояла казахская интеллигенция 20-30-х годов (Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, Халел Досмухамедов и др.). Их роли как пассионарных личностей в истории этногенеза казахов и вкладу в формирование этнического компонента в содержании ВПО в данной работе уделено особое внимание. Определяя принцип научного историзма в качестве одного из универсальных методов в исследовании проблемы формирования этнического компонента в содержании ВПО, нами учтены особенности третьего этапа в развитии педагогической мысли Казахстана в периодизации, составленной К.Б.Жарикбаевым и С.К.Калиевым. Критерием выделения этапов формирования этнического компонента в содержании ВПО в предложенной периодизации служит влияние факторов, стимулирующих или препятствующих его развитию. Составленная нами периодизация, представленная в таблице, дает возможность уделить особое внимание в исследовании первому и четвертому периодам, как имеющим наиболее благоприятные условия для развития этнического компонента в содержании ВПО в Казахстане.
Таблица - Этапы становления и развития этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в Казахстане
Периоды
|
Факторы, способствующие или препятствующие развитию этнического компонента в содержании ВПО
|
1 период – 20-е - середина 30-х гг. XX века – организация первого педагогического вуза
|
Истоки ЭК в содержании ВПО и национального образования в целом. Главными факторами становления ЭК в содержании образования в этот период являются введение обучения на родном языке, возникновение национальных школ в местах компактного проживания разных национальностей, увеличение числа казахских школ, политика коренизации, проводимая в то время государством, краеведческая работа, интенсивная подготовка национальных педагогических кадров, активная роль национальной интеллигенции в развитии ЭК в образовании. Огромное значение для развития ЭК в содержании ВПО сыграло открытие в Казахстане в 1928 году первого высшего учебного заведения (КазПИ им. Абая)
|
2-период – конец 30-х – 60-е гг. XX века – унификация и русификация ВПО
|
Наблюдаются спад и минимальное сохранение ЭК в содержании среднего образования в виде предмета «Казахский язык», обучению которого не уделялось должного внимания. В организации системы высшего педагогического образования в Казахстане намечаются положительные тенденции - открытие учительских институтов в ряде городов республики, однако в содержании ВПО преобладали факторы унификации содержания образования на всем советском пространстве наполнение его коммунистической идеологией и русификация
|
3-период - 70-
80-е гг. XX века – развитие науки в плане изучения национальных и межнациональных проблем
|
Наряду с действующими негативными факторами предыдущего периода в развитии ЭК в содержании ВПО начинает функционировать такой важный фактор (который в дальнейшем способствовал стимулированию развития исследуемого феномена), как научный интерес ученых к теоретико - методологическим проблемам теории этноса, национального самосознания, национальной психологии и как следствие появление публикаций по вопросам самобытности отечественной педагогики, этнической психологии и проблем воспитания на основе национальных традиций. Так, в 70-х годах защищены первые диссертации отечественных авторов по проблемам этнопедагогики (А.Х.Мухамбаевой и И.Оршибекова)
|
4 период – 1990-е годы XX века и по настоящее время – развитие ЭК в содержании ВПО в условиях независимости
|
Фактор независимости РК, приоритет национальных интересов суверенного государства. Официальное признание ЭК в содержании образования в целом, в том числе в подготовке педагогических кадров. Введение в содержание педагогического образования в 1990-х годах учебных курсов «История Казахстана», «Казахский язык», «Этнопсихология», «Этнопедагогика» в качестве обязательных дисциплин социально-гуманитарного и общепрофессионального блоков в учебных планах педвузов способствует наиболее успешному развитию ЭК в содержании высшего педагогического образования
|
Развитие индивида не может происходить вне социальной среды. В контексте нашего исследования вызывает научный интерес понятие «гражданская идентичность личности», под которым мы понимаем осознание человеком своей причастности к сообществу граждан того или иного государства.
Основным нравственным принципом национальной идеи, которая призвана служить гражданской консолидации народа полиэтнического государства, является патриотизм. Считаем важным признаком патриотизма не только его этническую окраску, но и социальную. В условиях полиэтнических государств философская категория «патриотизм» выходит за грани этнических понятий. Именно казахстанский патриотизм является стержнем консолидации народа Казахстана. Для современного полиэтнического и многоконфессионального Казахстана поликультурный подход, объединяющий граждан на основе территориально-политического единства, принципов уважения культурно-ценностных различий и этим способствующий формированию гражданской идентичности представителей разных этносов и этнических групп государства, представляется наиболее ценным.
В условиях этнического многообразия большинства государств реформирование системы образования в ведущих странах мира предусматривает воспитание поликультурной личности. Арсенал мировой педагогической науки располагает теориями поликультурного (мультикультурного, многокультурного) (Дж.Бэнкс, Г.В.Палаткина, Г.Д.Дмитриев,), этнокультурного, межкультурного и глобального образования (Ж.Ж.Наурызбай, В.К.Шаповалов, Д.Хупс, П. Бателлан, Р.Хенви и Э.Боткин), цели которых в той или иной мере отвечают задачам культурного плюрализма в воспитании и образовании подрастающих поколений. Анализ указанных выше концепций позволяет выявить сущность каждого подхода к целенаправленному воспитанию индивида. Принцип многообразия заложен в концепциях этнокультурного, поликультурного и глобального образования. Вместе с тем каждая из рассматриваемых теорий выражает различную степень реализации принципа многообразия в системе образования с учетом локальной и глобальной масштабности социума. На наш взгляд, концепция этнокультурного образования реализуется, прежде всего, с учетом национально-культурных особенностей и менталитета нациеобразующего этноса. Объединяющим началом данных концепций служит этнический компонент образования, который, по сути, может быть этнокультурным, поликультурным, межкультурным (интеркультурным). Анализ зарубежной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует, что «антропологический ренессанс» в современном мире приобретает черты поликультурности.
Изучение зарубежной и отечественной практики формирования этнического компонента в образовании позволило в нашем исследовании определить соотношение компонентов образования в Казахстане, построенное по принципу от частного к общему: этнорегиональный (гуманитарный) компонент – составная часть этнического компонента в содержании образования знания об истории, культуре края, региона Казахстана; этнокультурный компонент титульного (казахского) этноса в содержании образования знания об этнонациональной культуре казахского народа (обязательный компонент в содержании образования Казахстана); поликультурный и межкультурный компоненты в содержании образования – знания о культурах этносов и этнических групп Казахстана и народов мира (в совокупности – поликультурный и межкультурный, в частности – этнокультурный, компоненты, обеспечивающие межэтническое общение и выход в международное образовательное пространство).
Разработанная нами концепция построена на идеях поликультурности и регионализации образования в процессе формирования этнического компонента в содержании ВПО и ее суть заключается в том, что на основе анализа теоретико-методологических источников, использования ряда методологических подходов (системно-структурного, личностно-деятельностного, культурологического, транспериферийного, аксиологического, этнопедагогического и др.) и общих принципов структурирования содержания образования (В.С.Леднев) разработаны теоретические положения формирования этнического компонента в содержании ВПО, принципы, инновационные подходы (региональный, кросскультурный и глобальный), дидактические условия, образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога и бинарная модель структурирования исследуемого феномена.
Результатом развития научного знания выступают принципы, определяемые целями и функциями исследуемого явления. Нами выделены принципы структурирования этнического компонента в содержании ВПО: общефилософский принцип общего, единичного и особенного; принцип этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании ВПО; принцип развития этнокультурной самоидентификации личности педагога; принцип народности, природосообразности и культуросообразности воспитания и обучения; принцип регионализации образования; принцип развития национального, гражданского и толерантного сознания личности (этнической, культурной и конфессиональной); принцип учета параметров образовательного процесса; принцип учета целостной структуры личности будущего педагога; принцип ориентации ценностей этнического компонента образования на духовно-нравственное развитие личности; принцип развития профессиональных компетенций будущего педагога; принцип восхождения личности будущего педагога от этнокультурного к поликультурному и глобальному образованию. В качестве ведущего принципа в настоящей работе выступает общефилософский принцип общего, единичного и особенного, имеющий огромное значение в обосновании инновационных подходов к исследуемому феномену.
Инновационные подходы к структурированию этнического компонента в содержании ВПО – региональный, кросскультурный и глобальный в нашем исследовании обосновываются взаимодействием традиционных в педагогике методологических подходов, использованных в данной работе, совокупность которых позволяет увидеть малоисследованные аспекты гносеологического знания в контексте изучаемой проблемы.
Исследование сущностных характеристик исследуемого феномена, его теоретических основ, принципов структурирования, выявление генезиса и современных потребностей социокультурной сферы РК и зарубежного опыта позволили определить дидактические условия формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, которые рассматриваются в качестве определенного набора требований как к отбору учебного материала исследуемой части содержания образования, так и к организации педагогического процесса в вузе и обеспечивают эффективность и успешность в достижении намеченной цели исследования.
Первое условие: целенаправленность этнического компонента в содержании ВПО на формирование поликультурной личности будущего педагога. Целенаправленность этнического компонента в содержании ВПО на формирование поликультурного учителя рассматривается в соответствии с социальным заказом государства и потребностями полиэтнического общества на основе общенациональных целей образования, представленных в ГОСО РК.
Второе условие: установка личности будущего педагога на освоение им социальных ролей как субъекта этноса, гражданина РК, жителя определенного региона и мира средствами этнического компонента в содержании ВПО. Проблема формирования личности – это проблема ее идентичности, этнической, личностной, социальной. Проблема идентичности в современной науке связана с Я-концепцией, которая объясняет наличие у индивида некоего внутриличностного Я, которое фильтрует и устанавливает значимость той или иной информации для человека.
Эволюция идентичности человека рассматривается психологами как диалектическое взаимодействие личностной и социальной идентичности на протяжении всей жизни человека. Личностная идентичность понятие, наиболее встречающееся в научной литературе (В.А.Ядов, А.Турен, И.В.Антонова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев и др.). Учеными это объясняется усилением интереса к проблеме самовыражения в современном социальном контексте, особенно в западной психологии и культуре (Э.Эриксон, А.Маслоу, Э.Фромм и др.). Социальная идентичность определяет роль и место человека в социальном окружении. Разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность.
Этническая идентичность, понимаемая как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая имеет свою структуру: когнитивные (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик), аффективные (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) и регулятивные элементы (по определению Л.М.Дробижевой, проявляющиеся в «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях»). В трудах ученых отмечается, что в основе этнической идентичности заложена этнокультурная идентичность (Ж.Ж.Наурызбай, К.Ж.Кожахметова).
Если этническая идентичность выполняет культурно-историческую функцию, то гражданская связана с идентификацией человека в структуре гражданской общности. Гражданская идентичность в современных условиях выступает как важная часть механизма функционирования политической структуры и культурно-образовательной жизни и сознания общества. Структуру гражданской идентичности личности и группы составляют те же компоненты, что и национальную. Ей также присущи когнитивные, аффективные и регулятивные элементы с соответствующими критериями и показателями.
На основе анализа сущности понятий «этническая идентичность», «гражданская идентичность» мы пришли к заключению, что таким стержнем для этнической идентичности является этническая ментальность, подчеркивающая особенность этноса, а для гражданской идентичности понятие «патриотизм» является главным признаком среди прочих.
Глобализация как сложный и противоречивый процесс порождает множество новых тенденций, одна из которых единение человечества в борьбе за сохранение Планеты и всей цивилизации, ее экологического равновесия, устранения конфликтов во имя мира на Земле. В этих условиях формирование планетарной идентичности личности можно рассматривать как общую цель всей педагогики мира.
В нашем понимании, планетарная идентичность личности заключается в формировании гуманного Человека мира, обладающего планетарным сознанием, ориентированного на толерантность и взаимопонимание, восприятие ценностей мировой культуры, признание других наций и народностей, культур как равноправных, с высоким уровнем духовно-нравственного мироощущения и позитивной регуляцией поведения в межэтнических контактах. В основу формирования планетарной идентичности должны быть положены субъектно-субъектные отношения, диалогичность, сотрудничество и условия, обеспечивающие самореализацию личности, в данном исследовании будущего педагога. Ключевой константой в структуре планетарной идентичности выступает толерантность. Следует отметить такой важный аспект, что формирование этнической, казахстанской, планетарной идентичности личности возможно лишь на духовно-нравственных началах. Именно духовно-нравственные основы – это тот краеугольный камень, который не приведет этничность к национализму, гражданственность к социальному нигилизму, планетарное мышление к космополитизму.
Приобретение необходимого опыта самоидентификации и преодоления подобных противоречий достигается путем включения личности в систему социальных ролей. Этносоциальная активность личности педагога должна найти свой выход через систему социальных ролей, среди которых следует выделить роли: педагога, воспитателя, субъекта этноса, гражданина государства, жителя конкретного региона и мира (рис. 3).
Социально-ролевой подход к формированию поликультурной личности учителя не может быть реализован без учета его профессиональной деятельности, так как одна из главных его социальных позиций – профессиональная. Это вызывает необходимость рассмотрения компетентностного подхода к образованию будущего учителя, что отражает третье дидактическое условие формирования этнического компонента в содержании ВПО.
Рисунок 3 - Социально-ролевой подход к формированию
поликультурной личности будущего педагога
На основе анализа понятий «профессиональная», «этнокультурная» и «этнопедагогическая компетентность», встречающихся в психолого-педагогической литературе, мы заключили, что под этнопедагогической компетентностью будущего учителя следует понимать комплекс этнопедагогических, этнопсихологических, этнокультурных и этносоциальных знаний, а также профессионально значимых личностных качеств педагога, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, направленной на решение задач воспитания и обучения в условиях полиэтнической образовательной среды.
Главная роль в формировании этнопедагогической компетентности будущего педагога отводится этническому компоненту в содержании педагогического образования, в структурировании которого должен реализовываться принцип развития профессиональных компетенций педагога.
В соответствии с этим региональная компетентность будущего педагога рассматривается и как комплекс знаний о средствах образовательного воздействия локальной социокультурной среды на личность воспитуемого, и как средство развития личности учителя в сочетании с этнокультурными и этнообразовательными традициями региона.
Гармоничное развитие личности невозможно без глубокого осознания и постижения культурного наследия человечества. Этому положению соответствует цель поликультурного образования развитие межкультурной компетентности (Ж.Ж. Наурызбай, В.И. Матис). Как показал анализ источников по данной проблеме, основополагающим стержнем теории межкультурной компетентности является «диалог культур» (М.М. Бахтин, В.С. Библер). В нашем исследовании мы рассматриваем «межкультурную компетентность» как готовность личности к межэтническим контактам в процессе интеграции образовательного пространства, как ориентир на знакомство с «чужой» культурой с выходом на межкультурный диалог. Межкультурная компетентность ведет к формированию планетарной идентичности. Анализ характеристик и определение понятий «этнопедагогическая», «региональная», «межкультурная компетентность позволили обосновать компетентностный подход к образованию будущего педагога в контексте культуры.
При моделировании структуры этнического компонента необходим ориентир на совокупность дидактических условий, основное их которых – целенаправленность этнического компонента на формирование поликультурной личности будущего педагога, что вызвало необходимость в изучении данного понятия. На основе анализа существующих в педагогической литературе понятий «образовательный идеал учителя» (Г.К.Ахметова), «образ-ориентир» (Н.В.Мартишина), «имидж учителя» (А.А.Калюжный) и др., «поликультурная личность» (Ж.Ж.Наурызбай и др.) и уровней поликультурной воспитанности (К.Грант), а также профессиограммы учителя (И.П. Подласый и др.) и современных требований к профессиональной подготовке учителя («Концепция ВПО в РК») разработан образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога (рис. 4).
Планетарная идентичность
Рисунок 4 – Образовательный идеал поликультурной личности педагога
Искомый образовательный идеал разработан на основе дидактических условий, определяющих социально-ролевой, компетентностный, целостный подходы к формированию поликультурной личности будущего учителя средствами этнического компонента. Под ним понимается желаемый образ учителя, обладающий совокупностью личностных и профессиональных качеств, отражающих его полиидентичность и сумму ключевых компетенций, соответствующих современным представлениям «человека культуры».
Четвертое условие: соответствие структуры этнического компонента в содержании ВПО целостному формированию поликультурной личности будущего педагога.
Разработка бинарной модели предмета нашего исследования отвечает четвертому дидактическому условию формирования этнического компонента в содержании ВПО (рис. 5). Исходной точкой и конечной целью в разработке бинарной модели структурирования этнического компонента в содержании ВПО является образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога.
В соответствии с этим мы разработали систему измерителей сформированности поликультурной личности будущего педагога в двух аспектах – личностном и профессиональном.
Этническая, гражданская, планетарная идентичность, как составляющая поликультурной личности будущего педагога (личностный аспект), состоит из следующих структурных элементов: когнитивного, аффективного и регулятивного. Их критериальными измерителями явились: 1) когнитивный элемент знание культуры своей этнической общности, народов Казахстана и общемировой; знание истории, географии, экологии и др., о Казахстане и мире; 2) аффективный эмоционально-чувственное восприятие способов идентификации со своим этносом, государством, человечеством в целом; 3) регулятивный приоритеты поведенческой сферы личности в процессе ее социальной идентификации.
Региональная, этнопедагогическая и межкультурная компетентность (профессиональный аспект) представлена тремя структурными элементами: ценностным, рефлексийным, деятельностным и их критериями: 1) ценностным - значимостью знаний культуры как ценности образования; 2) рефлексийным - адекватным отношением к своей профессии, культуре своего этноса, региона, к другим этносам, их представителям и культурам с позиции уважения человека и их различий; 3) деятельностным – владение формами и методами поликультурного взаимодействия на различных уровнях, в том числе в профессиональной сфере. По данным критериям разработаны показатели исследуемых характеристик поликультурной личности будущего педагога в личностном и профессиональном аспектах.
На основе этих критериев и показателей сформированности поликультурной личности будущего педагога определены следующие уровни: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень сформированности поликультурной личности будущего педагога характеризуется глубиной, объемом, систематичностью и целостным воспроизведением показателей структурных элементов исследуемых видов социальной идентичности и профессиональной компетенции. Средний уровень определяется воспроизведением неглубоких, несистемных и нецелостных показателей структурных элементов исследуемых видов социальной идентичности и профессиональной компетенции. Низкий уровень выражается в отрывочном
воспроизведении показателей структурных элементов исследуемых видов социальной идентичности и профессиональной компетенции, отмечается слабой мотивацией и потребностью в восприятии указанных характеристик. Разработанная система измерителей позволила провести диагностику уровней сформированности поликультурной личности будущего педагога в педагогическом процессе вуза и выявить ее взаимозависимость от структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Рисунок 5 – Бинарная модель структурирования этнического компонента в содержании ВПО, соответствующая
процессу формирования поликультурной личности будущего педагога
Противоречия между максимальным использованием воспитывающего потенциала гуманитарных дисциплин в формировании поликультурной личности будущего учителя и отсутствием научно обоснованной системы структурирования этнического компонента в содержании ВПО в этом процессе привели к разработке блочно-модульной технологии реализации разработанной концепции, содержащей идеи поликультурности и регионализации образования.
Блочно-модульная технология позволяет эффективно реализовать бинарную модель структурирования этнического компонента в соответствии с современными запросами теории и практики высшего педагогического образования. Предлагаемая блочно-модульная технология реализации концепции формирования этнического компонента в содержании ВПО содержит два блока.
Теоретический блок раскрывает концептуальные идеи формирования этнического компонента в содержании ВПО: цель и задачи формирования этнического компонента в содержании ВПО, совокупность принципов, инновационные подходы, дидактические условия, образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога, его структурные элементы, их критерии, показатели, уровни и бинарную модель структурирования этнического компонента в содержании ВПО, которые служат дидактической основой для разработки практического блока технологии.
Практический блок содержит три модуля, направленных на осуществление концептуальных идей исследования: содержательный, процессуальный, диагностический. Содержательный модуль основан на аксиологических критериях отбора учебного материала (Л.А.Степашко), логике внедрения идей поликультурности и регионализации в содержание дидактических единиц (дисциплин) этнического компонента по блокам: фрагментарный, тематический, предметный и разработках учебно-методического комплекса (УМК). Процессуальный модуль предложенной технологии включает следующие средства УМК (понятия, термины, темы, спецкурсы), формы – лекции, семинары (традиционные и нетрадиционные), методы обучения – интерактивные (метод инверсии, рефлексия, метод кейсов (ситуаций), ролевые игры, портфолио, тренинг и т.д.). Диагностический модуль предполагает разработку и отбор комплекса диагностического инструментария и этапы диагностирования (первоначальный, промежуточный, итоговый (контрольный) срез.
С целью учебно-методического обеспечения процесса формирования поликультурной личности будущего педагога нами разработан УМК, рассматриваемый как основной элемент блочно-модульной технологии реализации концепции формирования этнического компонента в содержании ВПО. Предлагаемый УМК представляет собой совокупность педагогических средств, интегрирующих традиционные методики обучения с инновационными подходами, в которой нашла воплощение логика внедрения идей поликультурности и регионализации образования в структуре этнического компонента в содержании ВПО в трех блоках: фрагментарном, тематическом, предметном. Фрагментарный блок учебного материала содержит важные для формирования поликультурной личности будущего педагога понятия и термины. Они раскрываются в соответствии с содержанием изучаемых тем социально-гуманитарных дисциплин. Тематический блок наполняет содержание социально-гуманитарных дисциплин темами, которые способствуют формированию поликультурной личности будущего педагога. Предложенные темы органично вплетаются в общую структуру содержания того или иного курса. Предметный (психолого педагогический) блок представлен спецкурсами «Развитие образования и науки в Центральном Казахстане», «Введение в этническую менталитетологию», «Педагогическая этика межнационального общения», «Основы поликультурной этнопедагогики». Специфика названных курсов отражает многоаспектность этнических и межэтнических проблем педагогики и психологии и способствует развитию у будущих педагогов поликультурного мышления, формированию у них систематизированных знаний о человеке как о субъекте этно и поликультурной среды.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент на базе трех вузов: Карагандинского государственного университета им. академика Е.А.Букетова, АО «Жезказганский университет им. О.А. Байконурова» и Карагандинского университета «Болашак», который был направлен на изучение целенаправленности дидактического потенциала этнического компонента в содержании ВПО на реализацию задач по формированию поликультурной личности будущего педагога. Для проведения эксперимента были выбраны разные по национальному составу группы студентов. Общее число студентов участников эксперимента составило 448, из которых были образованы четыре группы (Э1, Э 2, К 1, К 2).
С помощью диагностического инструментария, который включает комплекс методик, опросников и другие методы исследования, мы провели первоначальный срез результатов у студентов контрольной и экспериментальной групп, которые показали примерно одинаковый уровень сформированности видов социальной идентичности и профессиональной компетенции как составляющих характеристик поликультурной личности будущего педагога. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, который реализовывался в процессе обучения студентов с 1-го по 4-й курсы.
Внедрение блочно-модульной технологии реализации концепции формирования этнического компонента в содержании ВПО в процессе развития поликультурной личности будущего педагога осуществлялось по следующим направлениям экспериментального исследования: информативно-когнитивное; оценочно - ориентирующее; рефлексивно - преобразующее. Как показал мониторинг, на 1 и 2 курсах преобладало информативно-когнитивное направление работы, на 3 и 4 курсах – оценочно - ориентирующее и рефлексивно - преобразующее. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на основе реализации определенного нами принципа восхождения личности будущего педагога от этнокультурного к поликультурному и глобальному образованию.
На контрольном этапе подводились итоги эксперимента. Данные диагностики, полученные в конце эксперимента, показывают, что, хотя во всех группах наблюдается рост уровней сформированности поликультурной личности будущего педагога средствами этнического компонента в содержании ВПО, динамика значительных изменений по всем критериям и показателям свидетельствует в пользу экспериментальных групп. Из этого следует, что разработанная нами концепция и технология ее реализации находят эффективное применение в процессе формирования поликультурной личности будущего педагога и выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена результатами исследования.
страница 1 страница 2
|