страница 1 АЛЕСКАНДР ТКАЧЁНОК и ЕКАТЕРИНА ШАТРОВА: «ЛЮБОВЬ – ЭТО ТОЖЕ ТВОРЧЕСТВО»
«НА ЭКРАНАХ»
...И тоже – талант: добавлю от себя, познакомившись поближе с Екатериной Шатровой.
Нынешний год для народного артиста Республики Беларусь Александра Ткаченка ознаменован сразу двумя замечательными событиями – свадьбой и юбилеем. Написала рядом два этих слова и почувствовала какую-то едва уловимую чеховскую нотку: наверное, потому, что есть у писателя два произведения с такими названиями. Да и вообще, кто бы и когда ни писал о Ткаченке, чеховские мотивы непременно прозвучат, Александр Леонидович и похож на него внешне, и по сути своей, наверное, «чеховский интеллигент», и докторов переиграл немалое количество. И чувство юмора, кстати, у него тоже великолепное – негромкое, умное; не со смехом, а с улыбкой.
Поэтому мы не сомневаемся: поздравление с юбилеем, весьма далекое от официоза, в форме признания в любви он воспримет очень правильно. Тем более, что это признание на страницах нашего журнала прозвучит из уст его прекрасной жены, Кати.
Как и где свершаются браки – тема неисчерпаемая, и для литературы, и для драматургии. Этот брак – не отделим от театра: Шатрова и Ткаченок познакомились в НАДТ имени М. Горького и работают в нем. Хотя их знакомство могло состояться намного раньше.
Дальше – сама Катя...
xxx
- В 1988-м я окончила школу и решила поступать в БГТХИ, на актерское отделение. Но после третьего тура «слетела»... Это был курс Валерия Маслюка, на котором преподавали заслуженные артисты БССР Александр Ткаченок и Владимир Шелестов. Через год я все-таки поступила, но уже на курс к Валерию Раевскому. У нас Шелестов и Ткаченок ничего не вели.
Я, конечно, ходила в театр, видела этих актеров на сцене. Иногда – в кино. Но по-настоящему образ Ткаченка впервые зафиксировался в сознании именно тогда, в студенчестве: высокий, сумка через плечо, черное длинное пальто, борода, которая показалась почему-то очень большой. Резкое стремление вперед...
А он запомнил, как я пришла в 1999-м в Русский театр имени М. Горького на встречу с Борисом Луценко, «показываться». Мы столкнулись на узенькой, метр на метр, лестнице, ведущей на Малую сцену. Мимолетная встреча, полсекунды на взгляд. Ткаченок пропустил меня вперед.
В театр меня приняли, я проработала здесь целый год и узнала о замечательной традиции, которая существовала в Русском театре. Каждое лето, двадцать дней в июле труппа гастролировала по военным частям. Такое культурное шефство... В частях давали «сборные» концерты: пели, читали стихи, показывали отрывки из спектаклей. Я вела эти концерты.
Так как труппа ездила, разумеется, не полным составом, свободных мест в автобусе хватало. Я сидела одна, Ткаченок – тоже. В пути мы немного разговаривали, общались... Конечно, это не было общение, совсем уж, «на равных»: все же трудно сбросить со счетов разницу в возрасте и то, что он – народный артист. Но сам он никогда не ставит рамки в общении. И еще: он не болтун. Всегда больше слушал, молчал. Это было человеческое общение, в самом широком смысле слова. Мы не болтали, не перекидывались словами, не говорили только для того, чтобы не молчать: именно – общались. Он часто брал с собой плеер, и в дороге мы слушали музыку, обменивались взглядами на жизнь, делились впечатлениями о прочитанном или увиденном. И это общение в какой-то момент стало мне просто необходимо. Оно очень естественно стало частью моей жизни, так же, как выездные концерты были частью моей профессии.
А потом концерты закончились, начался отпуск. И я узнала о еще одной милой театральной традиции, бытовавшей в Русском: мужчины-актеры, вместе с художниками, в начале отпуска ездили на рыбалку – на две недели. Поехали и на этот раз.
Женщин на рыбалку не берут, да мне и в голову не пришло бы проситься...
xxx
В общем, у меня появились две недели, чтобы подумать. Привести в порядок находящиеся в некотором смятении чувства и мысли. Но не прошло и двух дней, как я получила от Ткаченка письмо с рыбалки. Письмо было грустным и ироничным, и чем-то напоминало послания товарища Сухова «незабвенной Катерине Матвеевне». Оно и начиналось примерно в том же стиле, только я – Екатерина Игоревна...
...Я никогда не была на рыбалке, но что-то мне подсказывало: непосредственно в деревнях наши рыбаки лагерь не разбивали. Значит, чтобы отправить послание, нужно, как минимум, сходить в ближайший населенный пункт. Рисуя себе эти картины, я улыбалась... И, наконец, поняла: жизнь моя поворачивается.
...Нужно сказать, что я в это время не была свободна. То есть, я не была замужем, но и свободна – не была. А Александр уже был разведен. Ничьей семьи я не разрушала...
Я тогда просто вернулась домой, к маме. С четким пониманием: мне в моей жизни нужно что-то менять.
xxx
И скоро, действительно, все изменилось.
...Он очень долго боялся приглашать меня к себе домой. Только оказавшись в его квартире, я поняла, почему.
В маленькой однокомнатной «хрущевке», где поселился после развода Саша, уже несколько лет шел ремонт-долгострой. Нет: он просто жил здесь – на правах хозяина! Ремонт проходил в таком рваном ритме, зависел от стольких обстоятельств, то активизировался, то замирал, то «самоконсервировался», то переходил в режим аврала, что у всякого переступившего порог не возникало сомнений, кто здесь главный. Минимум мебели, максимум неудобств... Ткаченок позже признавался: «Думал, увидишь и... уйдешь. И от меня, и из театра тоже». Но меня напугать бытовыми проблемами трудно. Это, пожалуй, последнее, что меня в жизни может напугать...
xxx
У Ткаченка золотые руки: это общеизвестный факт. Я знала, что Саша может починить любую бытовую технику, но, как оказалось, он способен и квартиру перестроить!
В маленькой квартире даже маленькой семье с маленькой собакой (у нас ведь еще есть пудель Марсо!) – тесно. Поэтому пришлось «раздвигать пространство». Потолок в прихожей стал сплошной антресолью, кладовку заменил шкаф-купе (мы называем его – гардероб), одну из стен, убедившись, что она не несущая, мы перенесли из одного места в другое. Кухня – это целиком и полностью Сашин проект, дизайн и исполнение. Многоярусные полки, выдвижные ящики, натуральное дерево: все продумано, все целесообразно!.. Еще бы: ведь кухня – это его «царство». Да, Александр Ткаченок – настоящий «народный артист» кулинарии! Готовит он божественно, и всякий раз – по новому рецепту. Да и рецепты рождаются, чаще всего, экспромтом, из ничего, из настроения, из того, что найдется в холодильнике. Недаром же говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Между прочим, замечательный подарок к свадьбе нам сделали Маршаки (семья известного художника Вениамина Маршака – прим. ред.): аэрогриль. Это чудесное приспособление открыло для Ткаченка новые перспективы в кулинарном творчестве. Первое время Саша просто глаз не сводил с работающего аэрогриля: так, бывает, кошки завороженно следят за бельем, вертящимся за стеклянной дверцей стиральной машины... Многолетняя актерская привычка возвращаться домой затемно скорректировала нашу семейную жизнь таким образом, что свет в квартире порой гаснет далеко за полночь.
Он может разбудить меня среди ночи и сказать: «Пошли, я такие ребрышки приготовил...» И я иду, знаю: его новый шедевр стоит пары часов сна...
...Я ведь тоже рукодельница. Свитер вяжу за два дня, «под телевизор». Неплохо шью, для себя, конечно. Люблю делать декоративные рамки для фотографий: из цветных камешков, зеркальных осколков и кусочков керамической плитки. Мои небогатые детство и юность приучили меня к тому, что я и сейчас не буду покупать ничего из того, что могу сделать сама. И я не жалею об этом. Вещи, которые сделаны своими руками, действительно согревают дом. И душу...
Некоторые вещи, которые я связала, Саша очень любит. Ему очень идет... Но еще больше ему идет элегантный смокинг. Впрочем, винтажные джинсы – тоже!
...Свое свадебное платье я тоже сшила сама.
xxx
Наша свадьба состоялась через десять лет после нашей первой встречи. И спустя пять лет после того, как мы стали семьей.
...В августе 2005 года мы с Сашей поехали в Черногорию. Мы полюбили эту страну, как родную. Там, недалеко от курортной Будвы, есть небольшой город Котор: маленькая набережная, парк, вокруг – ни души. Мы много гуляли вдоль берега прозрачного и в любую жару прохладного моря. И были очень счастливы. В том августе и родилась наша семья.
А до этого бывало всякое. Мы оба – Скорпионы, нам бывает очень трудно вдвоем. Но врозь – невозможно. Пробовали: не получается...
Дома мы – семья, а в театре – коллеги. Любовь – это тоже творчество. И работа. Нам ли не знать: чтобы получился спектакль, актеры должны слушать и слышать друг друга...
С двумя Сашиными дочерьми, слава Богу, сложились замечательные отношения. Как-то летом мы все вместе, «девичьей» компанией ездили в Турцию. Там нас часто спрашивали: в каком мы родстве, не сестры ли? Девочки отвечали: «Катя – жена нашего папы». Турки недоумевали, мы смеялись...
Маленькие кусочки счастья, из которых хочется собрать целую жизнь.
xxx
НАША СПРАВКА:
ТКАЧЕНОК Александр Леонидович – народный артист Беларуси (1998), лауреат Государственной премии Республики Беларуси (1986), лауреат театральных фестивалей.
Окончил БГТХИ (1975, курс В.Маланкина). Актер НАДТ имени М. Горького.
Театральные роли: Петрок («Знак беды»), Лопахин («Вишневый сад»), Пичем («Трехгрошовая опера»), капитан («Люти»), Стаф («Сладкоголосая птица юности»), Подсекальников («Срочно требуется... самоубийца»), Мольер («Мольер»), князь («Дядюшкин сон»), Жеронт («Единственный наследник»), Губернатор («Адъютант-Ша Его Величества»), главнокомандующий («Бег»), папаша («Пойманный сетью») и др.
Снимался в фильмах: «Жил-был доктор», «Примите телеграмму в долг» (1979), «Раскиданное гнездо» (1981), «Крест милосердия» (1989), «Бес» (1990), «Анастасия Слуцкая» (2003), «Ду-нечка» (2004), «Рифмуется с любовью», «Глубокое течение» (2005), «Чаклун и Румба» (2008), «Снайпер», «Краповый берет» (2009), «Иллюзия охоты» (2010) и др.
страница 1
|