Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-01 02 01 "НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

(на базе среднего специального образования)
Заочная форма получения образования

Барановичи 2015



Общие положения
Программа вступительных испытаний для абитуриентов учреждения образования «Барановичский государственный университет» разработана согласно Правилам приема в высшие учебные заведения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 7 февраля 2006 года № 80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» с изменениями и дополнениями, утвержденными указами Президента Республики Беларусь № 70 от 8 февраля 2008 г., № 52 от 23 января 2009 г., № 243 от 12 мая 2009 г., № 275 от 2 июня 2009 г., № 200 от 26 апреля 2010 г., № 109 от 14 марта 2011 г., № 212 от 23 мая 2011г., № 621 от 30 декабря 2011 г., №130 от 20 марта 2014 г.

Содержание вступительных испытаний соответствует учебной программе «Педагогика» для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальностях профиля образования «Педагогика» (кроме специальности 2-01 01 01 (П 04.01.00) «Дошкольное образование») (Минск, РИПО, 2004).

Целью вступительного испытания по педагогике является качественный отбор абитуриентов для получения образования на факультете педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование».

Достижение данной цели требует решения следующих задач: определение уровня подготовки абитуриентов; обеспечение объективной оценки качества подготовки абитуриентов.

На вступительных испытаниях абитуриенты должны показать знание:

– нормативных правовых документов, касающихся вопросов образования, его реформирования в Республике Беларусь;

– методологии и логики психолого-педагогического исследования;

– теории целостного педагогического процесса;

– психолого-педагогической сущности развивающего обучения, его принципов, методов, средств, организационных форм;

– психолого-педагогической сущности воспитания и самовоспитания, его общих и конкретных целей, задач, средств, организационных форм и методов;

– современных педагогических концепций и технологий воспитания и обучения;

системы учреждений образования и основ управления ими.

Абитуриенты, которые не смогли явиться на вступительные испытания по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные, подтвержденные документально обстоятельства, препятствующие участию во вступительных испытаниях) по решению приемной комиссии высшего учебного заведения допускаются к их сдаче в пределах сроков, определенных расписанием вступительных испытаний.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Цель и задачи дисциплины «Педагогика», ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

Воспитание как общественное явление. Исторический характер воспитания.

Место и роль педагога в современном обществе.


РАЗДЕЛ 1. Основы общей педагогики
ТЕМА 1.1. Педагогика в системе наук о человеке

Зарождение и этапы развития педагогики как науки. Предмет педагогики. Основные категории педагогики – воспитание, образование, обучение. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. Организация и методы педагогического исследования. Функции и виды педагогической диагностики.


ТЕМА 1.2. Развитие, воспитание и социализация личности

Человек как биосоциальное существо. Сущность понятия личности. Человек, индивидуум, личность, индивидуальность. Общие законы и факторы развития личности. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности. Движущие силы развития личности. Деятельность и отношения в развитии личности младшего дошкольника. Понятие «формирование личности». Воспитание как ведущий фактор формирования личности.

Личность как объект и субъект воспитания. Активность личности в ее развитии и формировании. Становление личности в процессе социализации.

Развитие и воспитание детей на разных возрастных этапах. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте. Особенности развития мальчиков и девочек. Учет индивидуальных особенностей детей. Одаренные дети. Дети с задержкой в психическом развитии.

«Конвенция ООН о правах ребенка» - основной документ, который определяет сущность отношений учителя с воспитанниками.
ТЕМА 1.3. Цель и задачи воспитания

Понятие «цель воспитания». Возникновение и развитие идеи разностороннего и гармоничного развития личности. Цель и задачи воспитания личности в современных условиях развития нашего общества. Комплексный подход в формировании целостной личности.


РАЗДЕЛ 2. Теоретические основы обучения
ТЕМА 2.1. Дидактика как педагогическая теория обучения

Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Становление и развитие дидактики. Категории дидактики. Дидактика и частные методики. Основные проблемы современной дидактики.


ТЕМА 2.2. Процесс обучения

Обучение как вид гражданской деятельности. Методологические основы процесса обучения. Общее понятие о процессе обучения как совместной познавательной деятельности учителя и учеников. Структура процесса обучения. Сущность и структура деятельности учителя в процессе обучения. Психологические основы деятельности учеников в процессе обучения. Деятельность учителя и учеников в разных видах обучения. Цель и задачи развивающего обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.


ТЕМА 2.3. Закономерности и принципы обучения

Понятие о закономерностях и принципах обучения.

Система дидактических принципов. Эволюция принципов обучения. Дидактические принципы и цели обучения. Характеристика принципов обучения. Научность обучения. Систематичность и последовательность в обучении. Доступность обучения. Связь обучения с жизнью, с практикой. Осведомленность и активность учащихся в обучении. Наглядность в обучении. Обеспечение прочности знаний, умений и навыков. Воспитательное и развивающее обучение. Учет индивидуальных особенностей в обучении. Оптимальное соединение методов и организационных форм обучения.

Взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения.


ТЕМА 2.4. Содержание образования в школах Беларуси

Понятие «содержание образования». Исторический характер задач и содержания образования.

Теория формального и материального образования. Усвоение содержания образования как ведущий фактор развития личности. Характеристика содержания образования в начальной школе Республики Беларусь. Единство общего, политехнического и профессионального образования. Учебный предмет. Документы, определяющие содержание образования в начальной школе: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия.
ТЕМА 2.5. Методы и средства обучения

Понятие «метод обучения». Сущность и функции методов обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности учителя и учеников. Метод и прием обучения. Подходы к классификации методов обучения. Классификация методов организации учебно-познавательной деятельности: в зависимости от источников знаний (словесные, наглядные, практические); в зависимости от типа познавательной деятельности (репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрение.

Методы контроля и самоконтроля в обучении: опрос, письменные работы, самостоятельные работы, компьютерный контроль, самопроверка.

Выбор оптимального сочетания методов обучения.

Основные средства обучения (учебники, учебные пособия, наглядные пособия). Технические средства обучения, их использование в учебном процессе.


ТЕМА 2.6. Виды и формы организации учебного процесса

Виды обучения. Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное обучение.

Понятие «форма организации обучения». Формы организации обучения, их развитие в истории школы. Урок – основная форма организации обучения в школе. Педагогические требования к уроку. Типология и структура урока. Подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Особенности организации учебной работы в сельской малокомплектной школе. Нестандартные уроки: урок-панорама, урок-соревнование, урок-игра, мозговой штурм и др. Стимулирующие занятия.

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности школьников на уроке.

Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование, анализ урока. Пути повышения эффективности урока в современной школе.

Дополнительные формы организации учебной работы. Организация и проведение факультативных занятий. Учебные экскурсии, их виды, назначение, методика проведения. Домашняя работа учеников. Объем домашней работы. Пути предупреждения перегрузки домашними заданиями. Особенности организации домашней учебной работы в группах продленного дня.

Система развивающего обучения.
ТЕМА 2.8. Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности учеников

Сущность контроля учебной деятельности. Образовательное и воспитательное значение контроля и оценки успеваемости учеников. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учеников. Основные формы и виды контроля. Оценка знаний, умений и навыков. Критерии и показатели оценки. Балльная система оценок. Индивидуальный подход к оценке успеваемости учеников.


РАЗДЕЛ 3. Теоретические основы воспитания
ТЕМА 3.1. Сущность и содержание процесса воспитания

Особенности воспитательного процесса. Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Задачи воспитания. Содержание воспитательного процесса. Структура воспитательного процесса. Двусторонний характер воспитания. Гуманистическая направленность воспитания. Самовоспитание и перевоспитание как составные компоненты воспитания. Критерии воспитания. Пути повышения эффективности воспитательного процесса.


ТЕМА 3.2. Закономерности и принципы воспитания

Закономерности и движущие силы процесса воспитания. Принципы воспитания как отображение закономерностей воспитательного процесса. Основные принципы воспитания. Целенаправленность воспитания. Связь воспитания с жизнью. Комплексный подход в воспитании личности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Уважение к личности воспитанника в сочетании с требовательностью. Личностный подход в воспитании. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Преемственность и систематичность педагогического воздействия в воспитании. Единство педагогических требований школы, семьи и общественности.

Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
ТЕМА 3.3. Методы и средства воспитания

Понятие о методах и приемах воспитания. Современные подходы к классификации методов воспитания.

Методы формирования сознания личности: лекция, разговор, диспут, пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.

Методы контроля эффективности воспитания.

Взаимосвязь методов воспитания. Творческий подход к использованию методов воспитания.

Средства воспитания: виды деятельности, отношения, природа, искусство, радио, телевидение, периодические издания, живое слово учителя.


ТЕМА 3.4. Формирование ученического коллектива

Взаимообусловленность развития коллектива и личности. Общая характеристика коллектива. Признаки коллектива. Основные типы ученических коллективов. Первичный и общешкольный коллектив. Актив коллектива.

Динамика и этапы развития коллектива. Система перспективных линий. Принцип параллельного воздействия. Традиции коллектива. Соединение воспитания в коллективе с индивидуальным подходом к школьникам.

ТЕМА 3.5. Формирование научного мировоззрения

Формирование научного мировоззрения – цель и итог воспитания. Основные виды мировоззрения. Сущность научного мировоззрения и его внутренняя структура. Знания. Взгляды. Убеждения. Идеалы.

Основные пути и средства формирования научного мировоззрения в школе.

Критерии сформированности мировоззрения учащихся.
ТЕМА 3.6. Воспитание политической культуры

Цель и задачи политического воспитания. Особенности воспитания у школьников политической культуры в условиях идеологического плюрализма. Формы и методы воспитания политической культуры школьников.


ТЕМА 3.7 Основы морального и правового воспитания

Сущность морали. Мораль как регулятор поведения в обществе. Задачи и содержание морального воспитания. Общечеловеческие нормы морали, их гуманистическая направленность.

Воспитание национального самосознания. Воспитание гуманных отношений к людям. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Сущность моральной личности.

Пути и средства морального воспитания в школе. Зависимость морального воспитания от возраста и индивидуального опыта учащихся. Содержание и специфика полового воспитания школьников.

Морально-юридические основы правового воспитания. Содержание правового воспитания школьников. Правовое образование и воспитание учащихся.
ТЕМА 3.8. Основы трудового воспитания и профессиональной ориентации

Сущность трудового воспитания, трудового обучения, профессиональной ориентации. Основные виды трудовой деятельности учащихся: учебный труд, общественно полезный труд, труд по самообслуживанию, производственный труд. Система трудового воспитания в общеобразовательной школе. Содержание и методы трудового воспитания, формы его организации.

Система профессиональной ориентации школьника, ее формы и методы.

Особенности трудового воспитания и профессиональной ориентации в начальной школе.

Экономическое воспитание. Формы и методы экономического воспитания. Особенности экономического воспитания в начальной школе.
ТЕМА 3.9. Основы эстетического воспитания

Сущность эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания. Развитие эстетического восприятия. Развитие эстетического вкуса. Воспитание эстетических отношений к действительности. Содержание, формы и методы эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в учебном процессе. Внеклассная работа по эстетическому воспитанию. Особенности эстетического воспитания младших школьников.


ТЕМА 3.10. Основы физического воспитания

Сущность физического воспитания. Задачи и содержание физического воспитания в общеобразовательной школе. Основные средства физического воспитания.

Физическое воспитание в процессе учебных занятий. Уроки физической культуры.

Внеклассная работа по физическому воспитанию. Физкультурные и спортивные секции. Соревнования. Туризм. Школьные спартакиады.

Физическое воспитание в семье.

Особенности физического воспитания младших школьников.


ТЕМА 3.11. Основы экологического образования и воспитания

Экологическая ситуация в мире. Экологические проблемы в Беларуси.

Экологическое образование и воспитание как один из путей решения экологической проблемы.

Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения. Урок как основная форма осуществления экологического образования и воспитания.

Организация экологического воспитания во внеклассное время. Кабинет экологии. Школьный экологический музей. Учебная экологическая тропа. Красная тетрадь местной флоры и фауны. Работа «зеленого» и «голубого» патруля.

Особенности экологического воспитания младших школьников.


ТЕМА 3.12. Основы валеологического воспитания

Сущность валеологического воспитания.

Основные причины ослабления психического, морального и физического здоровья школьников. Педагогические пути и средства сохранения и укрепления здоровья учеников: гигиеническая грамотность, формирование ответственных отношений к своему здоровью и здоровью других людей, предупреждение и преодоление вредных привычек у детей и подростков. Педагогическая профилактика нервно-психических заболеваний.

Показатели физического и психического здоровья школьников.

Особенности валеологического воспитания младших школьников.
ТЕМА 3.13. Воспитательная деятельность классного руководителя

Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе. Задачи и содержание работы классного руководителя.

Основные задачи и функции учителя начальных классов как классного руководителя.

Организационно-педагогическая работа классного руководителя. Организация внеклассной воспитательной работы.

Совместная деятельность классного руководителя и общественных детских организаций. Роль семьи в воспитании ребенка. Работа классного руководителя с родителями учеников.

Планирование и учет воспитательной работы классного руководителя.


ТЕМА 3.14. Содержание и формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы

Задачи внеклассной воспитательной работы. Основные формы внеклассной воспитательной работы: массовые, групповые, индивидуальные.

Особенности внеклассной воспитательной в начальной школе.

Внешкольная воспитательная работа, ее задачи и содержание. Взаимосвязь внешкольной и внеклассной воспитательной работы с учащимися. Типы внешкольных учреждений, их характеристика, функции и задачи. Совместная работа школы и внешкольных учреждений.


РАЗДЕЛ 4. Основы школоведения
ТЕМА 4.1. Система образования и воспитания в Республике Беларусь

Понятие о системе образования. Основные факторы развития системы образования. Структура и принципы функционирования системы образования в Республике Беларусь. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Типы средних общеобразовательных, средних специальных и высших учреждений образования.


ТЕМА 4.2. Учитель, его назначение и функции в обществе

Социальная роль учителя в обществе. Профессионально-педагогические и личностные особенности работы учителя. Педагогическое мастерство.

Назначение, место и роль учителя начальных классов.

Национальная система подготовки учителей. Среднее специальное педагогическое образование. Высшее педагогическое образование. Система повышения квалификации педагогических кадров.

Самообразование и самовоспитание учителя как задача, средство, способ и результат повышения профессионального мастерства.
ТЕМА 4.3. Управление школой

Система государственного управления национальным образованием и школой. Управление учебно-воспитательной работой школы. Функции директора школы, его заместителей.

Педагогический совет школы, содержание и организация его работы. Общественные организации школы.

Особенности управления работой сельской малокомплектной школы.

Школьная документация.

Планирование работы школы. Годовой план работы школы, план работы педагогического совета и методических объединений учителей, тематические и поурочные планы учителей.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Бесова, М. А., Старовойтова, Т. А. Педагогические технологии в начальной школе / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. — Могилев, 2003.

Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. — Мн.: БГУ, 2002.

Кукушин, B.C. Педагогика начального образования / B.C. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина; под. общ. ред. B.C. Кукушина. М.: МарТ, 2005.

Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М., 1999.

Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2006.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / Под ред. С. А. Смирнова. — М., 1988.

Подласый, И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2006.

Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. — М., 2000.

Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007.

Столяренко, A.M. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / A.M. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — Мн.: Университетское, 2001 .

Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2007.

Щуркова, Н. Е. Вы стали классным руководителем / Н. Е. Щуркова. — М., 1996.

Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе / Н. Е. Щуркова. М., 1998.
Дополнительная
Бесова, М.А. Организация воспитывающей деятельности младших школьников: метод, пособие / М.А. Бесова. — Мозырь: Белый ветер, 1998.

Бесова, М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. — Мн., 2005.

Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. — Мн.: НИО, 2007.

Воспитание нравственной личности в школе / К.В. Гавриловец [и др.]; под ред. К.В. Гавриловец. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.



Гримать, А. А., Воронецкая, Л. М. Белорусская народная педагогика в школе / А. А. Гримать, Л. М. Воронецкая. — Мн., 1996.

Караковский, В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт / В. А. Караковский. — М., 1992.

Каропа, Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию / Г. Н. Каропа. — М., 1994.

Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Прабл. выхавання. — 2007. — №. 2.

Краевский, В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. — Самара, 1994.

Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М., 1981.

Матюшкин, A.M. Теоретические основы проблемного обучения / A.M. Матюшкин. — СПб.: Питер, 2006.

Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. — М., 1977.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. — М., 1971.

Шаталов, В. Ф. Куда исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. — М., 1980.

страница 1

Смотрите также: