Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


МР 0212.07-2001


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальная система сертификации Республики Беларусь

Подсистема экологической сертификации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Системы управления окружающей средой

Экологическая политика организации



Минск 2001

УДК 504.06(083.74)

Методические рекомендации предназначены для работников отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций, органов управления, а также для специалистов, заинтересованных в создании систем управления окружающей средой и повышении эффективности экологической деятельности предприятий и организаций, внедрении экологических стандартов ИСО серии 14000.

Настоящие методические рекомендации разъясняют основные понятия и содержат указания по созданию и внедрению экологической политики организации.


Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Белорусской государственной политехнической академией (БГПА)

2 ВНЕСЕНЫ Учреждением «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 января 2001 г. № 22.

Настоящие методические рекомендации не могут быть тиражированы и распространены без разрешения Минприроды Республики Беларусь




Изданы на русском языке



Содержание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ I

Экологическая политика организации I

Методические рекомендации 1

Экологическая политика организации 1

Дата введения 2001-01-29 1

1 Область применения 1

2Нормативные ссылки 1

3 Термины и определения 1

4 Общие положения 2

5 Рекомендации по разработке и содержанию экологической политики 3

5.1 Содержание экологической политики 3

5.2 Постоянное совершенствование экологической деятельности 3

5.3 Предотвращение загрязнения 3

5.4 Соответствие законодательным требованиям 4

5.5 Поддержание связей с общественностью 4

5.6 Обеспечение экологического образования работников 4

5.7Другие требования экологической политики 5

6Документальное оформление и представление экологической политики 5

7Внедрение экологической политики 5

8 Контроль за выполнением экологической политики 6

Приложение А 7

Пример экологической политики организации 7

Приложение Б 8

Экологическая политика АО “Минский завод отопительного оборудования” 8

Приложение В 9

Экологическая политика Минского подшипникового завода 9





МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальная система сертификации Республики Беларусь

Подсистема экологической сертификации

Методические рекомендации


Системы управления окружающей средой

Экологическая политика организации

Дата введения 2001-01-29

1 Область применения

Настоящие методические рекомендации:



  • разъясняют основные понятия и содержат рекомендации по созданию и внедрению экологической политики организации при разработке, внедрении и/или совершенствовании систем управления окружающей средой (далее – СУОС);

  • применимы для любой организации независимо от формы собственности, масштаба деятельности или уровня ее развития.



  1. Нормативные ссылки

СТБ ИСО 14001 – 2000. Системы управления окружающей средой. Технические условия и руководство по применению. - Мн.: Госстандарт, 2000.



3 Термины и определения



Воздействие на окружающую среду – единовременное, периодическое или постоянное влияние деятельности организации, ее продукции или услуг, последствиями которого являются положительные или отрицательные изменения в окружающей среде.

Жизненный цикл продукта – последовательные взаимосвязанные стадии жизни продукции от добычи сырья и энергии до утилизации использованной продукции, включая процесс ее производства и использования.

Заинтересованная сторона – отдельное лицо, группа лиц или организация, заинтересованные в результатах экологической деятельности данной организации или на которых эта деятельность воздействует.

Организация компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть или сочетание, любой формы собственности, выполняющие определенные функции и имеющие собственную администрацию.

Примечание – в организации с более чем одной самостоятельно функционирующей единицей каждая такая единица может быть определена как организация.



Плановый экологический показатель – установленное организацией детализированное требование в отношении эффективности экологической деятельности, выраженное, по возможности, количественно, которое вытекает из целевых экологических показателей.

Постоянное совершенствование системы управления окружающей средой – улучшение системы управления окружающей средой в процессе функционирования с целью повышения эффективности экологической деятельности в соответствии с экологической политикой организации.

Предотвращение загрязнения окружающей среды – использование процессов, методов, материалов или продукции, позволяющих избежать загрязнения окружающей среды или снизить его и предусматривающее повторное использование, очистку, изменение процесса, применение механизмов управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов.

Система управления окружающей средой – часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Существенный экологический аспект – аспект, оказывающий или способный оказать значимое воздействие на окружающую среду.

Целевой экологический показатель – установленное организацией общее требование в отношении эффективности экологической деятельности, основанное на экологической политике и выраженное, по возможности, количественно.

Экологическая политика – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с экологической деятельностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

Экологический аспект – элементы деятельности организации, ее продукция или услуга, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.

Эффективность экологической деятельности – измеряемые результаты функционирования системы управления окружающей средой, получаемые при контроле организацией ее экологических аспектов, основанных на экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

4 Общие положения



4.1 Экологическая политика определяется и утверждается высшим руководством организации.

4.2 Экологическая политика определяет основные направления работы и стратегию организации в области охраны окружающей среды и предотвращения загрязнения, а также обеспечивает основу для дальнейшей разработки более подробных и специфических целевых и плановых экологических показателей, программ управления окружающей средой.

4.3 Экологическая политика определяется общим направлением и масштабами хозяйственной деятельности организации, состоянием окружающей среды, а также требованиями законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организации в области охраны окружающей среды.

4.4 Экологическая политика должна быть направлена, прежде всего, на улучшение тех экологических аспектов и воздействий, которые были определены как существенные. Для определения таких аспектов организация должна провести предварительный экологический анализ.

4.5 Руководство организации ответственно за создание, внедрение и своевременный пересмотр политики. Экологическая политика организации должна разрабатываться с учетом специфических местных или региональных условий.

4.6 Экологическая политика должна быть согласована с другими аспектами общей политики организации:

  • в области качества (сокращение или замена сырьевых ресурсов для улучшения общего качества);

  • в области обеспечения гигиены и безопасности труда рабочих (мероприятия по защите здоровья рабочих, ведущие к снижению общей экологической нагрузки);

  • в области обеспечения общей безопасности производства (снижение производственных рисков, принятие мер по предотвращению возможных аварий, ведущее к уменьшению опасных воздействий на окружающую среду).

4.7 Экологическая политика должна быть достижимой в рамках имеющихся в организации финансовых, людских и временных ресурсов.

4.8 Источниками информации для разработки экологической политики являются:

  • производственная деятельность;

  • законодательные и нормативно-правовые документы;

  • стандарты по системам управления окружающей средой;

  • результаты предварительного экологического анализа;

  • любое существующее заявление о принятии действий в области охраны окружающей среды: заявление о стратегии организации, прежние экологические политики организации (если таковые имеются), предыдущие заявления руководства в отношении экологических вопросов, связанных с экологической деятельностью;

  • точка зрения заинтересованных сторон;

  • примеры экологической политики подобных предприятий и др.



5 Рекомендации по разработке и содержанию экологической политики




5.1 Содержание экологической политики



5.1.1 Текст экологической политики должен отражать специфику аспектов, характеризующих деятельность данной организации, и в то же время быть доступным для понимания неспециалисту.

5.1.2 Экологическая политика должна отражать следующие принципы:

  • постоянное совершенствование экологической деятельности;

  • предотвращение загрязнения;

  • соответствие законодательным требованиям Республики Беларусь;

  • поддержание связей с общественностью;

  • обеспечение экологического образования работников и др.



    1. Постоянное совершенствование экологической деятельности



5.2.1 Экологическая политика организации должна предусматривать постоянное совершенствование системы управления окружающей средой.

5.2.2 Для осуществления процесса постоянного совершенствования экологической деятельности следует:

  • определить области деятельности организации, нуждающиеся в улучшении экологических показателей;

  • установить истинную причину(ы) существующих несоответствий или недостатков;

  • разработать и внедрить план(ы) корректирующих и предупреждающих действий по основным причинам;

  • проверить эффективность корректирующих и предупреждающих действий;

  • оформить документально любые изменения в методиках или иной технологической документации, являющиеся результатом процесса улучшения.

5.3 Предотвращение загрязнения



5.3.1 Экологическая политика организации должна включать положение о предотвращении загрязнения окружающей среды от производственной и непроизводственной деятельности и обязательство непрерывного улучшения экологической деятельности. Для обеспечения этого положения организации следует искать возможности для минимизации загрязнений не с помощью мероприятий, применяемых на “конце трубы” (например, установка очистных сооружений), а непосредственно в источнике (например, изменение состава сырья), или в самом технологическом процессе, начиная с его совершенствования вплоть до замены всего процесса в целом.

      1. Принцип предотвращения загрязнения должен учитываться организацией при реализации новых проектов, при изменении процессов и управлении ресурсами, при выпуске новой продукции, ее упаковке и др. Кроме того, организация должна иметь доступ к информации о последних достижениях в области современных технологий и должна по мере необходимости и по возможности (финансовой и технической) пытаться внедрять их в собственные технологические циклы.



5.4 Соответствие законодательным требованиям



5.4.1 Экологическая политика организации должна содержать положение о соответствии своей экологической деятельности существующему законодательству, нормам и требованиям, регламентирующим параметры этой деятельности, при производстве продукции и оказании услуг.

5.4.2 При разработке экологической политики организация должна учитывать необходимость:

  • взаимодействия с органами управления;

  • подчинения экологическому законодательству во всех сферах деятельности;

  • постоянного обновления имеющейся в организации информации об изменениях, вносимых в законодательные, нормативные и иные требования.



5.5 Поддержание связей с общественностью



5.5.1 Экологическая политика организации должна отражать стремление ее руководства к открытому диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны представляют собой широкий спектр различных организаций и общественных групп, затронутых результатами деятельности организации: это работники самой организации, профессиональные союзы, торговые палаты, общественные организации, комитеты по защите прав потребителей, люди, живущие вблизи производственной площадки.

Каждая из таких групп может иметь свой интерес в экологической деятельности организации. Экологическая политика организации должна стремиться к отражению основных требований как можно большего количества заинтересованных сторон.



5.5.2 Основное внимание следует обращать на поднятие общего уровня экологической осведомленности сотрудников организации, создание безопасных условий работы и заботе о безопасности использования продукции, производимой организацией. Предоставление надлежащей информации сотрудникам и другим заинтересованным сторонам помогает им осознать их роль при осуществлении любого вида деятельности и содействует повышению их общественного сознания, а также демонстрирует усилия организации, предпринимаемые для повышения эффективности ее экологической деятельности.

    1. Обеспечение экологического образования работников



5.6.1 Экологическая политика организации должна предусматривать обеспечение соответствующей подготовки персонала. Работники должны иметь навыки для эффективного и квалифицированного выполнения стоящих перед ними задач и понимать негативные последствия нарушений при выполнении производственной деятельности.

5.6.2 Образование и подготовка сотрудников должны обеспечивать овладение ими надлежащих знаний о регламентных требованиях, внутренних нормативах, а также о проводимой организацией экологической политике и целевых и плановых экологических показателях.

5
8
.6.3
Организация должна быть уверена, что подрядчики, работающие с ней, обладают также достаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работы, и понимают свою ответственность за состояние окружающей среды. Организация, внедряющая и поддерживающая СУОС, может также использовать этот факт для оказания влияния на поставщиков сырья, используемого для производства товаров и услуг. Такое влияние может, например, заключаться в требовании использовать меньшее количество упаковочных материалов при поставке больших партий сырья и комплектующих, а также в попытке убедить организацию-поставщика начать работу по разработке и внедрению СУОС (последнее становится возможным, если конкуренция среди организаций, поставляющих тот или иной вид сырья или материалов, достаточно высока).

    1. Другие требования экологической политики

К другим требованиям экологической политики можно отнести:

- минимизацию негативных воздействий на окружающую среду со стороны процессов, товаров и услуг, оказываемых организацией. Это же требование должно быть учтено при разработке и внедрении новых проектов;

- учет параметров жизненного цикла продукции, включая разработку и создание продукции, минимально воздействующей на окружающую среду при ее производстве, использовании и утилизации, а также оценку уровня воздействия на окружающую среду процессов извлечения исходного сырья;

- сокращение количества отходов и экономию ресурсов, снижение или исключение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, управление энергопотреблением.

  1. Документальное оформление и представление экологической политики



6.1 Экологическая политика организации должна быть документально оформлена и отражать намерения организации по отношению к окружающей среде. Примеры экологической политики организации приведены в приложениях А-В.

6.2 Экологическая политика - это один из основных документов СУОС, о содержании которого должны знать все работники в организации. Поддержание экологической политики обеспечивается через понимание работниками организации своей роли в ее достижении. Экологическая политика подразумевает участие работников всех уровней организации в ее достижении. Проект экологической политики организации может первоначально пройти обсуждение в ее структурных подразделениях, а затем, с учетом замечаний и предложений, быть принятым руководством организации и доведенным до сведения ее работников.

6.3 Представление проекта экологической политики или ее утвержденного варианта может быть осуществлено несколькими путями:

- распространение (проекта) экологической политики среди всех подразделений организации с сопроводительным письмом руководителя организации;

- публикация экологической политики в газете или журнале организации вместе со статьей об экологическом управлении и деятельности организации в данном направлении;

- размещение (проекта) политики на досках объявлений в доступном формате;

- включение обсуждения (проекта) политики в повестку дня совещаний руководства и собраний персонала;

- включение экологической политики в программу обучения новых сотрудников;

- ознакомление с экологической политикой при приеме на работу и др.

  1. Внедрение экологической политики



7.1 Экологическая политика организации считается внедренной, если:

- распределена ответственность и созданы необходимые организационные структуры для осуществления последующих этапов;

- руководство организации взяло на себя необходимую ответственность и, в ответ, обеспечило понимание, участие и заинтересованность персонала;

- руководство организации проследило, чтобы все работники прошли обучение и получили навыки, необходимые для выполнения задач, поставленных для конкретных рабочих мест и участков;

- ее текст был обсужден персоналом и утвержден руководством организации.

7.2 Для внедрения экологической политики необходимо:

- установить целевые и плановые экологические показатели;

- разработать планы действий по охране окружающей среды;

- составить экологические программы, включающие определение приоритетов, распределение ответственности, а также определение ресурсов для достижения целевых и плановых экологических показателей.




8 Контроль за выполнением экологической политики



8.1 Организация должна периодически осуществлять контроль и анализ выполнения экологической политики. Контроль проводится по всем направлениям экологической политики. Результаты контроля и анализа экологической политики должны быть документально оформлены. В случае несоблюдения некоторых принципов необходимо определить причины возникших отклонений и корректирующие действия, выполнение которых должно быть обеспечено руководством организации. Гарантией эффективности таких действий является систематический контроль сроков и степени их исполнения.

8.2 Контроль за выполнением экологической политики обычно проводится в рамках общего обзора всей СУОС руководством организации, а также внутреннего или внешнего аудитов СУОС. Кроме того, контроль экологической политики может осуществляться при:

- изменении ситуации на рынке;

- изменении технологического процесса или продукции;

- слиянии или покупке другого (другим) предприятия (ем);

- изменениях в законодательстве;

- изменении в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон;

- изменениях, связанных с произошедшими аварийными ситуациями, повлекшими негативное воздействие на окружающую среду;

- изменениях в процедурах отчетности.



11

Приложение А


(информационное)

Пример экологической политики организации

Учитывая всеобщую заботу об охране окружающей среды и растущую важность экологических аспектов в производственной сфере, наша организация по собственной инициативе берет на себя следующие обязательства:

- добиваться, чтобы наше производство и выпускаемая продукция меньше загрязняли окружающую среду, по крайней мере, по сравнению с конкурирующими организациями;

- добиваться снижения образования твердых отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов сточных вод при исследовании и разработке новых изделий и производственных процессов;

- стремиться к экономии сырья, энергии и полуфабрикатов и искать пути для использования и утилизации побочных продуктов;

- добиваться снижения количества образующихся отходов и загрязнений путем выбора более экологически благоприятных технологий и материалов и, прежде всего, организационными мероприятиями, с привлечением каждого работника коллектива;

- использовать передовые технологии и оборудование для предотвращения загрязнения воздуха, воды, почвы и обезвреживании отходов, а также разрабатывать такие технологические процессы и продукцию, которые помогут другим предприятиям решать экологические проблемы;

- осуществлять постоянный аналитический контроль за всеми видами выбросов и воздействий нашего предприятия на окружающую среду для того, чтобы повысить эффективность мероприятий по охране окружающей среды.

Мы будем повышать уровень знаний наших сотрудников посредством:

- предоставления им правдивой и конкретной информации об экологической ситуации;

- организации постоянного обучения и оказание им помощи в использовании производственных и технологических возможностей нашего предприятия;

- мотивировки наших работников к подаче рационализаторских предложений по улучшению условий труда и окружающей среды.






Генеральный директор ____________________________

ФИО


_________________ _______________

подпись дата


Приложение Б


(информационное)

Экологическая политика АО “Минский завод отопительного оборудования”

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности технологии литейного производства – основной принцип устойчивого экологического и социального развития завода.

Соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды Республики Беларусь и стандарта предприятия “Управление охраной окружающей среды”.

Обеспечивать безопасное для жизни и здоровья людей состояние окружающей среды.

Вырабатывать сознание ответственности за охрану окружающей среды у всех работающих на заводе.

Проводить экологическую экспертизу новых технологий и использование других видов сырья.

Применять энергосберегающие технологии, позволяющие уменьшить воздействие на окружающую среду.

Использовать отходы производства в максимально возможных объемах.

Поддерживать контакты с общественностью и акционерами о проводимой экологической политике завода.

Информировать покупателей об экологической чистоте выпускаемой продукции.


Директор МЗОО В.Н. Федоров

1999 г.

Приложение В


(информационное)

Экологическая политика Минского подшипникового завода

Рассматривать охрану окружающей среды равноценно как экономические и социальные интересы коллектива завода.

Развивать сознание ответственности за состояние окружающей среды у наших сотрудников на всех уровнях.

Осуществлять свою деятельность в полном соответствии с природоохранным законодательством и нормативными документами.

Производить предварительную оценку последствия применения каждого вида сырья, каждой новой технологии и способа производства на окружающую среду с тем, чтобы предупредить вредное воздействие на нее.

Вводить в обращение отходы производства в качестве вторсырья в соответствии с возможностью и экономической целесообразностью.

Рационально применять природные ресурсы во всех сферах, начиная с производства продукта и кончая его утилизацией.

Поддерживать открытый, конструктивный диалог с нашими потребителями, организациями и общественностью, который должен способствовать решению проблем охраны окружающей среды.

Директор МПЗ Пенза. В.Н.

04.01.2000 г.






страница 1

Смотрите также: