страница 1 Контрольная по курсу «Этика» Выполнил Куксачёв Николай, 3 курс
Этика Ницше
Ницше — один из самых морализуюших философов в истории метафизики, поставивший этическую тематику в центр своих изысканий, сделавший ее нервом своей философии и посвятивший ей львиную долю своих текстов. Ницше не аморалист, а сверхморалист, не довольствующийся догматикой, требующий коренного обновления нравственности. Можно сказать, что главный императив Ницше — тот же, что и в Новом завете: непримиримая борьба со старыми нравами и обычаями, упорно отстаиваемыми книжниками и фарисеями, и неустанная и настойчивая проповедь и пояснение принципиально новых моральных требований и установлений.
Этика Ницше, его переоценка всех ценностей, пожалуй, самая выстраданная в истории этических учений, самая критичная, самая жизненная. Устрашаясь открывшейся ему правдой жизни, преодолевая собственную болезнь и собственную гуманность, стремясь примириться с «совестью» и вернуть себе право вместе со своими учителями торжественно глаголить о высоких предметах в торжественном стиле, Ницше, тем не менее, бесстрашно шел вперед, обследуя все необжитые этические места, стремясь к предельной откровенности, преодолевая избитые нравственные соблазны.
Этика Ницше — это «человеческое, слишком человеческое» во многих смыслах этого выражения: от животности до жертвенности, от сверхэгоизма «толкни падающего» до новых этических ценностей, до глубинной правды. Впрочем, как выясняется, антиномии здесь излишни, ибо между эгоизмом и альтруизмом нет непреодолимого барьера: общественный альтруизм парадоксальным образом рождается из суммы эгоизмов членов развитого общества.
Выражение «толкни падающего» можно интерпретировать как главный принцип аморализма. Но для Ницше это отнюдь не принцип жестокости, бессердечности или разнузданности страстей. Вчитайтесь в Ницше! — «О братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть!». «И кого вы не научите лежать, того научите — быстрее падать!». Можно ли интерпретировать это как принцип взаимоотношений между людьми? Нет, скорее это принцип философский, принцип обновления ценностей, необходимость быстрейшей смены обветшалых догм и идей. Сам Ницше дает нам еще один символ, художественный образ философии-«молота», неистовствующего над «тюрьмой». «Толкнуть падающего» — это обновить ценности, используя философию как молот, разбивающий стены «темницы».
Увы, легко «передергивать» Ницше. Скажем, с негодованием цитировать слова: «Мы должны освободиться от морали...», опустив продолжение фразы: «...чтобы суметь жить морально» и т. д., и т. п.
Упреки Ницше в адрес философской и религиозной этики заключаются в том, что они не в ладах с правдой жизни и не позволяют человеку стать личностью, направить свои силы на самосовершенствование.
Согласно Ницше, старая этика утратила свою истинность именно потому, что взяла понятия добра и зла не из полноты жизни, но измыслила их сама для того, чтобы сохранить отдельных индивидов в подчинении коллективу, «песку человеческому».
Категорический императив Канта для Ницше — форма китаизма, добродетель муравейника, крайняя степень жизненной дистрофии: «Глубочайшие законы сохранения и роста настоятельно требуют обратного — чтобы каждый сочинял себе добродетель, выдумывал свой категорический императив. Когда народ смешивает свой долг с долгом вообще, он погибает. Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции...».
Автоматическое исполнение всеобщего «долга» не воспитывает, а разрушает человека, о чем свидетельствует наш трагический национальный опыт. Без глубокого личного выбора, без экзистенции, без выстраданной нравственности (как и религиозной веры) все это только камуфляж, легко сбрасываемый покров. Масса не может «тяготеть к благу»— это персональный удел конкретного человека, который либо сознательно «выбирает себя» (свою добродетель), либо лжет. Традиционная мораль — только камуфляж, в нее одевается средний человек, чтобы стать «ручным», покорным, манипулируемым, бессильным. Она не выстрадана, глубоко не пережита, поверхностна, труслива.
Пафос Ницше направлен против пошлости, ограниченности людей со спокойной совестью, равно готовых к бездумной молитве и строительству концлагерей. Духовный застой, лицемерие, ханжество («Добродетель значит— тихо сидеть в болоте...») гораздо опасней, чем представлялось самым передовым умам, безликость — прямой путь к омассовлению, утрате воли, «грядущему хаму». Вот почему ключевая идея имморализма Ницше, выраженная в «По ту сторону добра и зла»: «Уметь сохранить себя: это высшая проба независимости». Не сюсюкать о морали, творя подлости, но быть собой, сохранить себя, жить активной жизнью, преодолеть в себе пошлость и подлость — это-то и есть содержание ницшеанской «воли к власти», воли властвовать над собой. Сегодня соборные неистовые поклоны в пол головой, завтра — колокола с церквей долой.
Существующая мораль способствует омассовлению человека и учит его лжи и лицемерию. Мораль ставит человека в жесткую зависимость от общества и объявляет хорошими «лучших учеников» (по иронической терминологии Шварца). Существующая мораль «стадных животных» освобождает индивида от личной ответственности и лишает его инициативы, одновременно подавляя инстинктивные движущие силы жизни. Традиционная мораль объявила порочными волю к могуществу, самостоятельность и независимость, индивидуальную инициативу, самостановление. Человеческая зависимость, несвобода, подчинение были объявлены моральными, свобода самореализации — опасной.
Главные претензии Ницше к христианской морали — фарисейство, лицемерие и стадность. Раз нет всеобщей цели, не может быть и общего пути: догматическая, тотальная мораль приучает личность к стадным чувствам. К тому же история этической мысли— вечное изменение и обновление этических норм.
Фарисейство христианской морали Ницше демонстрирует на примерах понятий сострадания и альтруизма. Акт сострадания неизбежно содержит в себе, во-первых, самоутверждение, во-вторых, удовольствие, в-третьих, лицемерие. В сострадании наличествует преувеличенное, наигранное сочувствие, несоизмеримое с глубиной боли страждущего. Акт помощи является источником удовольствия, льстит тщеславию или разгоняет скуку. Сострадание совлекает с чужого страдания все то, что в нем есть личного, особенного, — в этом оскорбительность благодеяния: благодетель, симулирующий сочувствие, оскорбляет и унижает достоинство страждущего более чем враг. Сострадание, не ставшее проникновением в чужое страдание, суть простое удвоение страдания. Сострадание не уменьшает количество страданий, но множит их, плодит неудачников, понижает жизненную энергию и жизнестойкость, продлевает боль, вообще придает жизни мрачный и сомнительный характер (кстати, об искоренении сострадания говорил и Платон).
Называя старую этику «моралью стадных животных», Ницше провидел поглощение личности обществом, грядущую эпоху тоталитаризма, чреватую полным истощением жизненных сил сообществ, для которых «великие идеалы» заменят суровую правду жизни, но не спасут их от этой правды, спрятанной в подполье.
Имморализм Ницше отнюдь не означал отказа от традиционных форм морали— лишь отказ от морального принуждения, насилия, властного навязывания общих догм: «Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются».
Понять Ницше— это правильно оценить иерархию его идеалов, среди которых, пожалуй, На первом месте стоят честь и честность.
Ницше не отказывается от любви к ближнему, но вкладывает в нее иное содержание: «Возлюби ближнего своего— это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» Не отвергая традиционных ценностей, он считал их привилегией благородных: «Человек ведет себя непроизвольно благородно, когда он научился ничего не желать от людей и всегда давать им».
Модернистская иммораль Ницше, встреченная в штыки современниками, получила в дальнейшем широкое распространение. Г. Гессе в «Возвращении Заратустры», обращенном к немецкому юношеству, определял ницшеанство как способность человека овладеть собственной судьбой: «Для кого судьба приходит извне, того она поражает, как стрела поражает дичь. Для кого судьба приходит изнутри и из глубины его собственного духа, того она усиливает и делает богом».
А. Бергсон во Франции и Н. А. Бердяев в России тоже ратовали за «творческую мораль» «героев» и «пророков», за нравственность жизненного порыва. «Мораль беспечная, а не искушающая мораль», нравственность «сильных духом, а не слабых». Даже Тейяр де Шарден, скорее противостоящий духу ницшеанства, чем следующий в фарватере этой этики, создал концепцию «сверхжизни», во многих чертах близкую к идее «сверхчеловека». Гуссерль обязан Ницше идеей Lebenswelt, жизненного мира, Дионисийское начало Ницше в философии X. Ортеги-и-Гассета трансформировалось в жизненный разум.
Задаваясь вопросом, почему «культура стала такой, какой является сегодня, культурой, исполненной послушания, рациональных форм господства, полезности и расчета?», — М. Фуко, в сущности, следовал за Заратустрой, предостерегавшим об опасности ставить рассудок впереди жизни.
М. Хоркхаймер и Т. Адорно в негативной диалектике развивали не только идеи Ницше, но во многом обязаны ему стилем.
Русскими ницшеанцами были Богданов и Базаров. Опиравшийся на К. Леонтьева, В. Розанов оказался «ницшеанцем» до Ницше, а «русские неоидеалисты» С. Франк, Н. Лосский и С. Булгаков, при всей их религиозности, находились под явным влиянием идей Ницше. Сами русские мыслители признавались, что «атеист» Ницше открыл Бердяеву дорогу к религии, Франку — к осознанию духовного мира, Шестову— к «преодолению самоочевидностей».
страница 1
|