страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра экологии и рационального использования водных ресурсов
О.В. КОВАЛЕВА
ГИДРОБИОЛОГИЯ
Пособие по выполнению лабораторных работ
Гомель 2005
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра экологии и рационального использования водных ресурсов
О.В. КОВАЛЕВА
ГИДРОБИОЛОГИЯ
Пособие по выполнению лабораторных работ
Одобрено методической комиссией строительного факультета
Гомель 2005
УДК 574.5/.6(076.5)
К 56
Рецензент – доцент кафедры химии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», канд.
хим. наук Н.И. Дроздова.
Ковалева О.В.
К 56 Гидробиология: Пособие по выполнению лабораторных работ. –
Гомель: УО «БелГУТ», 2005. – 30 с.
Материал, приведенный в пособии, позволяет студентам ознакомиться с важнейшими группами гидробионтов, методами их изучения, расчетами индексов сапробности и загрязнения воды. В пособии приведены рисунки и описания представителей массовых видов простейших, фито- и зоопланктона водоемов и водотоков. Отдельные лабораторные работы посвящены методам биоиндикации качества вод, а также знакомству с фауной аэротенков очистных сооружений и водорослями, вызывающими цветение водоемов.
Предназначено для студентов специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».
УДК 574.5/.6(076.5)
О.В. Ковалева, 2005.
Введение
Гидробиология – наука, входящая в комплекс экологических наук, изучающая население гидросферы в его взаимодействии с окружающей средой и биологические явления в водоемах с целью прогноза, управления ими и разработки биологических основ рационального использования водных ресурсов.
Задачи гидробиологии:
1 Основная задача гидробиологии – изучение экологических процессов в гидросфере с целью нахождения путей управления, форм отношения людей к водным экосистемам, при которых польза от последних была бы наибольшей, а вред – наименьшим.
2 Создание научных основ охраны водных экосистем. Однако это не означает сохранение всех водных экосистем в их исходном состоянии. Человечество не может существовать только за счет природных ресурсов без превращения части естественных наземных и водных экосистем в искусственные. Охрана водных экосистем – это защита от всех воздействий, осложняющих поддержание их в состоянии наибольшего соответствия тем требованиям, которые диктуются жизненными интересами человека.
3 Повышение биологической продуктивности водоемов, то есть получение из них наибольшего количества биологического сырья.
4 Экспертная оценка экологических последствий зарегулирования, перераспределения и переброски стока рек, антропогенного изменения гидрологического режима водоемов.
5 Гидробиологическая экспертиза создаваемых промышленных и сельскохозяйственных предприятий с целью охраны природных вод от необратимых изменений.
6 Поиск мер обеспечения людей чистой водой, поскольку потребность в ней с ростом цивилизации непрерывно увеличивается, а имеющиеся природные запасы истощаются, особенно в результате загрязнения водоемов.
Вышеперечисленные задачи будут решать и выпускники кафедры «Экология и рациональное использование водных ресурсов» по специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».
Список литературы
1 Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
2 Фауна аэротенков (Атлас)/ Под ред. Л.А. Кутиковой. – Л.: Наука, 1984. – 264 с.
3 Жмур Н.С. Технологические и биохимические процессы очистки сточных вод на сооружениях с аэротенками. – М.: АКВАРОС, 2003. – 512 с.
4 Рассашко И.Ф. Тексты лекций по курсу «Санитарно-техническая гидробиология»: В 2 ч. – Гомель, 1985. – 90 с.
5 Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений / Под ред. В.А. Абакумова. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 240 с.
6 Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР. – М.: Гидрометеоиздат, 1977. – 512 с.
7 Константинов А.С. Общая гидробиология: Учебник для биологических специальностей университетов. – М.: Высшая школа, 1979. – 480 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….
|
3
|
Лабораторная работа № 1 Водоросли фитопланктона. Знакомство с представителями …………………..………………………………………………………
|
4
|
Лабораторная работа № 2 Водоросли фитопланктона, вызывающие цветение воды …………………………………………….………………….……………..
|
10
|
Лабораторная работа № 3 Знакомство с представителями зоопланктона (коловратки) ………………………………………………….……………..………..
|
13
|
Лабораторная работа № 4 Знакомство с представителями зоопланктона (ракообразные) ………………………………………………………………….……
|
17
|
Лабораторная работа № 5 Знакомство с обитателями активного ила очистных сооружений ………………………………………………………………………
|
21
|
Лабораторная работа № 6 Планктонные организмы – индикаторы состояния и загрязнения водной среды ………………….………………………………….
|
26
|
Список литературы ………………………………………………………………..…
|
29
|
страница 1
|