страница 1  ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 
  Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой.  7.6 Требования к содержанию и организации практик 
Практики (общеинженерная, технологическая, преддипломная) являются частью общего процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процессы в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей промышленности (электронной, радиотехнической, приборо- и машиностроительной и др.) и государственной инфраструктуры (в управленческих, планирующих, контролирующих, статистических, торговых, финансовых, коммерческих и других органах), имеющих в своём составе автоматизированные системы обработки информации и управления, в институтах и конструкторских бюро Национальной академии наук Беларуси, отраслевых НИИ. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, на овладение производственными навыками, передовыми технологиями и методами труда и управления.  
Практики организуются с учетом профиля будущей специализации.
 Практика общеинженерная  
 
Ознакомление с различными автоматизированными системами обработки информации, их местом и назначением в структуре современных предприятий и организаций республики. Ознакомление с аппаратно-программным обеспечением автоматизированных систем обработки информации, условиями эксплуатации вычислительной техники, схемами и режимами работы объектов управления, средствами механизации и автоматизации технологических процессов, контроля и управления ими. Ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятием, правилами внутреннего распорядка.  
 Практика технологическая  
Изучение в практических условиях технологии сбора, передачи, хранения и отображения информации, принципов построения систем управления, средств программирования и управления данными, защиты производственных объектов, вопросов метрологии и стандартизации. Приобретение практических навыков по постановке задач обработки информации, их алгоритмизации и программной реализации, сопровождению, установке операционных систем и настройке на условия применения. Изучение и практическое освоение основ администрирования баз данных и вычислительных сетей, принципов обеспечения целостности и безопасности данных, контроля полномочий на использование данных и программ. Практическое изучение правил технической эксплуатации вычислительных систем и техники безопасности при их обслуживании и ремонте применительно к конкретному рабочему месту.  
 Практика преддипломная
Освоение в практических условиях принципов организации и управления производством, анализа экономических показателей объектов управления, мероприятий по повышению надежности и безопасности. Освоение промышленных вычислительных программ для расчета, анализа, оптимизации проектирования систем обработки информации с учётом специализации. Изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами различных объектов с учетом специализации, освоение принципов системного подхода при проектировании. Сбор, подготовка и анализ материалов для выполнения дипломного проекта.  
 
 
  8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса  8.1 Требования к кадровому обеспечению  
Научно-педагогические кадры вуза должны: 
  - 
 иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);
  - 
 систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;
  - 
 не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.
     8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению  
Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: 
  - 
 все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;
  - 
 обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;
  - 
 иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.
    
 Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентированно на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов).
  8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 
Высшее учебное заведение должно: 
  - 
 располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ, предусмотренных учебным планом;
  - 
 соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой; 
  - 
 обеспечить каждого студента возможностью работы на персональном компьютере не менее 50 часов в учебный год;
  - 
 обеспечить доступ студентов и преподавателей к сети Интернет и локальным сетям вузов, оказывать поддержку развитию электронных учебных ресурсов по профилям подготовки студентов, а также проведению учебных занятий с использованием сетевых технологий 
  - 
 обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.
    
 Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.
 
 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов
 Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами, помогающими студенту в организации самостоятельной работы, включающий:
– учебную программу дисциплины; 
– учебную литературу (учебник, учебное пособие, курс лекций, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ и справочник);
 
– задания для самостоятельной работы студентов, тренажеры; 
– методические указания по самостоятельной работе, включая выполнение курсовых проектов (работ).
 
Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. 
Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических заданий, коллоквиумы, контрольные работы, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены, и т.д.).
 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 
 Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относится к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.
 
Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. 
Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.
 
Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются: 
  - 
 согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;
  - 
 вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач;
  - 
 укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;
  - 
 духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.
    
 Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.
Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 
 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 
 Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, критериально-ориентированные тесты достижений.
Оценка знаний студента на курсовых экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. 
Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:
   - 
 типовые задания;
  - 
 критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины и дисциплине в целом;
  - 
 письменные контрольные работы;
  - 
 устный опрос во время занятий;
  - 
 составление рефератов по отдельным разделам дисциплины с использованием монографической и периодической литературы;
  - 
 расчетно-графические работы;
  - 
 коллоквиумы;
  - 
 выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам;
  - 
 защита курсовых проектов (работ);
  - 
 защита отчетов по производственным практикам;
  - 
 письменный экзамен, устный экзамен;
  - 
 защита дипломного проекта (работы).
    
 
 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника
 9.1 Общие требования
 9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.
9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом 
 9.2 Требования к государственному экзамену
 Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.
Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности и специализации разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. 
 9.3 Требования к дипломному проекту (работе)
 Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной проекта (работы) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования.
 
 Приложение
(информационное) 
 
  Библиография 
 
Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-Х11 (в редакции Закона от 19 марта 2002г. № 95-З) 
Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999г. № 500
 
Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. №1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования». 
 
 Руководители разработки стандарта
 Ректор вуза-разработчика
Белорусского государственного университета 
информатики и радиоэлектроники М. П. Батура
 Руководитель коллектива 
 
разработчиков В.С. Муха 
СОГЛАСОВАНО 
 
Первый заместитель Министра образования 
Республики Беларусь А И. Жук
 Эксперты:
 
Председатель КНМС УМО вузов И.М. Жарский  
Председатель УМО вузов 
 
Республики Беларусь по образованию 
 
 в области информатики и радиоэлектроники М.П. Батура
 
  
 
 
  
  страница 1  ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 
 |