Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

7.6 Требования к специальным знаниям и умениям
Специалист должен в области обработки информации, организации и функционирования ЭВМ

знать на уровне представления:

- этапы развития, классификацию, характеристики, принцип дейст­вия ЭВМ;

- функциональную и структурную организацию ЭВМ, архитектур­ные особенности современной вычислительной техники;

- архитектуру типовых микропроцессоров;

-типовые узлы и устройства вычислительной техники: регистры, дешифраторы, счетчики, сумматоры;

- современное состояние и перспективы развития микропроцессор­ной техники;

- тенденции развития электронных вычислительных машин и систем;


знать на уровне понимания:

- виды информации и способ представления ее в ЭВМ;

- системы счисления, правила недесятичной арифметики, форматы данных и кодирование информации;

- арифметические и логические основы ЭВМ;

- принципы программного управления

- систему команд управления работой микропроцессора;

- назначение и характеристики периферийных устройств;

- методы прямого программного управления блоками ЭВМ и пери­ферийными устройствами;

- взаимодействие аппаратного и программного обеспечения вычис­лительной техники;

- проблемы вирусного заражения программ, основные классы анти­вирусных программ, перспективные методы антивирусной защиты;

- методы защиты от утечки информации по техническим каналам;
уметь:

- выполнять арифметические действия в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления;

- оптимизировать логические выражения, выполнять синтез логи­ческих схем;

- составлять команды управления на современном машинно-ориен­тированном языке программирования;

- осуществлять выбор аппаратного и системного программного обеспечения ЭВМ;

- подключать аппаратные средства и проводить программный кон­троль работы ЭВМ и сетевого оборудования.
Специалист должен в области системного программного обеспечения

знать на уровне представления:

- концептуальные основы и классификацию операционных систем;

- основные характеристики и особенности существующих операци­онных систем;

- роль драйверов и системных утилит, методику разработки драй­веров для поддержки функционирования аппаратных средств;

- принципы разработки алгоритмов отдельных блоков операцион­ных систем;

- понятие и разновидности сетевых операционных систем;

- перспективы развития системного программного обеспечения и технологий программирования;


знать на уровне понимания:

- компоненты и основные принципы работы операционных систем;

- функции файловой системы, классификацию ресурсов, концеп­цию виртуализации ресурсов;

-способы и функции использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса;

- методику разработки драйверов для поддержки функционирова­ния аппаратных средств;

- построение трансляторов, их виды и структуры, лексический и синтаксический анализ;

- механизмы защиты информации;

- средства мультимедиа;

- принципы межпрограммного взаимодействия;


уметь:

- работать с интерфейсом операционной системы;

. - инсталлировать и настраивать операционную систему для работы на ЭВМ;

- использовать драйверы и системные утилиты различных операци­онных систем;

- осуществлять выбор, инсталляцию и настройку драйвера для пе­риферийных устройств;

-осуществлять все виды контроля работы операционной системы и ее приложений.
Специалист должен в области проектирования программ и языков программирования

знать на уровне представления:

- перспективы развития теории и технологии проектирования про­граммных продуктов;

-современные средства, языки и системы проектирования и про­граммирования для создания приложений;

- методы конструирования сложных программных систем;

знать на уровне понимания:

- приемы и методы проектирования программного обеспечения;

- классификацию языков программирования;

- не менее двух языков программирования высокого уровня и ма­шинно-ориентированный язык;

- требования к разработке программного обеспечения;

- механизмы разработки программ, библиотечные функции, орга­низацию пользовательских библиотек;
уметь:

- проектировать структуру приложения, структуру данных, систе­мы меню, контроля информации, системы помощи и системы докумен­тирования с использованием современных средств;

-осуществлять программную реализацию алгоритма решения по­ставленной задачи в различных предметных областях;

- подготавливать разработанные приложения к распространению, выполнять их установку;

- вносить изменения в существующие программы и оформлять в соответствии с требованиями стандартов.


Специалист должен в области прикладного программного обеспечения

знать на уровне представления:

- историю и тенденции развития программных средств;

- роль программного обеспечения в автоматизации труда;

- существующие структуры хранения данных;

- прикладные программные средства для автоматизации обработки информации (текстовой, графической, цифровой);

- перспективы развития информационно-поисковых систем;
знать на уровне понимания:

- функциональные возможности, классификацию, характеристики, способ организации и особенности работы современных прикладных программных средств;

- средства импорта/экспорта файлов прикладных программных средств;

-способ организации систем управления базами данных (СУБД), осуществление поиска информации и формирования запросов;
уметь:

- применять в профессиональной деятельности возможности при­кладного программного обеспечения;

- обеспечивать импорт/экспорт файлов стандартных программных средств;

- использовать экспертные и консультационные системы для реше­ния прикладных задач.
Специалист должен в области баз данных и систем управления базами данных

знать на уровне представления:

-методы построения реляционных баз данных;

- методы проектирования информационно-поисковых систем;


знать на уровне понимания:

-классификацию и структурные элементы баз данных, модели дан­ных;

- основные технологии, используемые при проектировании, созда­нии и эксплуатации баз данных;

- одно-, двух- и трехзвенные архитектуры СУБД;

-технологию анализа предметной области, логическое проектиро­вание баз данных;

- этапы проектирования баз данных, нормализацию отношений;

- организацию отношений между объектами баз данных;

-средства, свойства и технологию использования СУБД;

- критерии выбора СУБД, процесс поэтапного внедрения, разработ­ку структуры и создание базы данных при помощи средств СУБД, обра­ботку данных средствами СУБД;

-язык программирования или командный язык одной-двух кон­кретных СУБД;

- средства автоматизации создания локальных и распределенных приложений баз данных;

- команды, их структуру, назначение и возможности структуриро­ванного языка запросов (SQL);
уметь:

- проводить анализ концептуальных требований и информацион­ных потребностей, выявлять информационные объекты и связи между ними, выполнять построение концептуальной модели предметной об­ласти;

- разрабатывать структуру таблиц баз данных и отношений между ними;

- создавать базу данных в изученной СУБД;

-упорядочивать информацию, осуществлять выборку и поиск не­обходимой информации;

- разрабатывать приложения для решения задач обработки и веде­ния баз данных.
Специалист должен в области технологии разработки программного обеспечения

знать на уровне представления:

- современные технологии разработки программного обеспечения и перспективы их развития;

- основные понятия модели компонентных объектов;

- создание СОМ-сервера в среде СУБД;

- методы и средства программирования с использованием сущест­вующих технологий;

- принципы параллельного проектирования программных средств;
знать на уровне понимания:

- модели жизненного цикла программного обеспечения;

- принцип выбора и обоснование языка программирования, комби­нирование языков программирования в рамках одной задачи;

- использование встроенных функций языков программирования, стандартных подпрограмм и формирование личных библиотек;

- принципы и технологии построения распределенных информаци­онных систем;

- возможности и основные принципы наиболее применяемых тех­нологий разработки программного обеспечения;

- средства и методы визуального программирования;

- технологии создания Internet-приложений;

уметь:

- проводить исследование предметной области решаемой задачи и анализировать полученный результат;

- обосновывать выбор языка программирования и среды разработки программы;

- осуществлять разработку приложений, их отладку, тестирование, верификацию и документирование с использованием возможностей вы­бранных средств;

- применять средства автоматизации программирования, реализо­вывать возможности визуального и объектно-ориентированного про­граммирования.


Специалист должен в области компьютерных сетей знать

на уровне представления:

- методы проектирования компьютерных сетей;

- современное сетевое оборудование и программное обеспечение;

- принцип административного управления в вычислительных сетях;

- тенденции развития вычислительных сетей;
знать на уровне понимания:

-сетевые архитектуры: типы, топологии, методы доступа к среде передачи;

- аппаратные компоненты компьютерных сетей;

- способы коммутации, организацию обработки и передачи данных в сети, принципы пакетной передачи данных;

- способы проверки правильности передачи данных, обнаружения и устранения ошибок;

-особенности сетевого программного обеспечения, методы разра­ботки сетевого программного обеспечения;

- взаимодействие аппаратного и программного обеспечения вычис­лительной техники;

- методы и алгоритмы, обеспечивающие эффективное взаимодейст­вие компонентов вычислительной сети;

- драйверы сетевых адаптеров;

- основные понятия, принципы взаимодействия, различия и осо­бенности распространенных протоколов, установку протоколов в опера­ционных системах;

- принципы работы протоколов разных уровней (на примере кон­кретного стека протоколов);

- принципы адресации в сетях;

- способы предоставления сетевых услуг и организации межсетево­го взаимодействия;
уметь:

- применять приемы и методы рациональной эксплуатации компь­ютерных сетей;

-организовывать взаимодействие сетевых комплексов с приложе­ниями;

- обеспечивать достоверность информации, ее защиту и управление доступом к информационным ресурсам.
7.7 Требования к знаниям и умениям по специализации

Требования к знаниям и умениям по специализациям устанавлива­ются органом государственного управления учреждением образования.


7.8 Требования к практической подготовке специалиста

Практическая подготовка специалиста является обязательной ча­стью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.

При подготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная, технологическая и преддипломная.
7.8.1 Учебная практика направлена на:

- продолжение теоретического обучения по закреплению практиче­ских умений и навыков в области эксплуатации средств вычислительной техники;

- приобретение первичных профессиональных навыков по разра­ботке программного обеспечения;

- получение профессии рабочего "Оператор электронно-вычисли­тельных машин "(ОКРЕ 006).


7.8.2 Технологическая и преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к выполнению профессиональных функций в соответст­вии с подразделами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.
8 Структура учебного плана
8.1 Для реализации настоящего образовательного стандарта разра­батывается типовой учебный план специальности и учебный план спе­циализации.

Типовой учебный план специальности утверждается Министерст­вом образования Республики Беларусь, учебный план специализации -органом государственного управления учреждением образования.


8.2 Структура учебного плана приведена в таблице 1.
Таблица 1


Наименование компонентов, циклов, дисциплин

Примерное распределение бюджета времени (часов для 1, 2, 5, 6; недель для 3, 4) для обучения на основе



общего базового образования

общего среднего образования

1 Общеобразовательный компонент

1 . 1 Социально-гуманитарный цикл



784

160

1 .2 Естественно-математический цикл



600

-

1 .3 Физическая культура

369

246

1 .4 Допризывная (медицинская) подго­товка

86

-

1.5 Гражданская оборона

22

22










Итого

1861

428

2 Профессиональный компонент

2. 1 Общепрофессиональный цикл



1117

1074

2.2 Специальный цикл

1000

1000

2.3 Цикл специализации

450

450

Итого

2567

2524

Всего

4428

2952

3 Практика

18

18

3.1 Учебная

6

6

3.2 Технологическая

8

8

3.3 Преддипломная

4

4

4 Вариативный компонент

12

13

5 Факультативные дисциплины

492

328

6 Консультации

369

246


8.3 Учебный план специальности разрабатывается на основании на­стоящего образовательного стандарта.

Наименование дисциплин общеобразовательного компонента, ми­нимальное количество часов на теоретические, лабораторные и практи­ческие занятия определяются Министерством образования Республики Беларусь. Дисциплина "Физическая культура" планируется из расчета не менее 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Дис­циплина "Допризывная (медицинская) подготовка" планируется для обучения на основе общего базового образования, дисциплина "Граж­данская оборона" - на основе общего базового и общего среднего обра­зования.

Наименование дисциплин профессионального компонента, количе­ство часов на теоретические, лабораторные и практические занятия, кур­совое проектирование, виды и продолжительность практики определя­ются разработчиками учебного плана специальности в соответствии с подразделами 7.5, 7.6 и 7.8 настоящего образовательного стандарта и с учетом требований нанимателя кадров.

8.4 Обязательная недельная нагрузка учащихся не должна превы­шать 36 учебных часов.

Резерв часов планируется разработчиками учебного плана.

Факультативные дисциплины планируются из расчета 4-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Название факультатив­ных дисциплин и количество часов на их изучение определяет учрежде­ние образования.

Консультации планируются из расчета 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения.

Курсовые проекты (работы) планируются за счет часов, установ­ленных на изучение дисциплины.

8.5 При разработке учебного плана необходимо руководствоваться следующим:

-общая продолжительность полного года обучения составляет 52 недели;

- продолжительность каникул - от 8 до 11 недель, из них 2 недели в зимний период;

- продолжительность экзаменационных сессий определяется из расчета 2-х экзаменов в неделю и не более 4-х экзаменов в сессию;

- время, отведенное на итоговую аттестацию, рассчитывается с уче­том ее формы.
9 Итоговая аттестация выпускников
9.1 Итоговая аттестация проводится по результатам полного усвое­ния обучаемым образовательной программы с целью определения соот­ветствия его компетентности требованиям настоящего образовательного стандарта.

9.2 Формой итоговой аттестации является защита дипломного проекта.

9.3 По результатам итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация "Техник-программист" и выдается диплом о среднем специальном образовании.
10 Условия реализации образовательного стандарта
Реализация настоящего образовательного стандарта в учреждениях образования осуществляется в образовательном процессе и возможна при наличии нормативно установленного учебного программного, учеб­но-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
10.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение включает типовую и рабочую учебную программную документацию, учебники, учебные и методиче­ские пособия, рекомендации, указания, контрольные задания и тесты, критерии оценки качества образования.

Типовая учебная программная документация включает типовые учебные программы дисциплин и практики, типовой учебный план по специальности, учебный план специализации и утверждается Министер­ством образования Республики Беларусь.

Рабочая учебная программная документация включает рабочие учебные программы дисциплин и практики, рабочий учебный план по специальности и специализации и утверждается руководителем учреж­дения образования.

Для обеспечения образовательного процесса должны быть созданы учебные кабинеты, лаборатории, мастерские и другие учебно-производ­ственные объекты, оснащенные оборудованием, техническими средст­вами обучения в соответствии с нормативными требованиями.


10.2 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется на осно­вании утвержденной учебной программной документации по специ­альности.

Продолжительность обучения на дневной форме составляет:



-на основе общего базового образования не менее 198 недель, из них не менее 123 недель теоретического обучения, не менее 18 недель практики, не менее 8 недель экзаменационной сессии, 8 недель на вы­полнение дипломного проекта, 1 неделя на защиту дипломного проекта, не менее 28 недель каникул, 12 недель вариативного компонента.

- на основе общего среднего образования не менее 146 недель, из них не менее 82 недель теоретического обучения, не менее 18 недель практики, не менее 6 недель экзаменационной сессии, 8 недель на вы­полнение дипломного проекта, 1 неделя на защиту дипломного проекта, не менее 18 недель каникул, 13 недель вариативного компонента.


10.3 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса
Преподаватели, обеспечивающие реализацию настоящего образова­тельного стандарта, должны иметь высшее педагогическое (инженерно-педагогическое) образование или высшее образование по профилю пре­подаваемой дисциплины и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки.

Мастера производственного обучения должны иметь высшее (сред­нее специальное) инженерно-педагогическое образование или высшее (среднее специальное) образование и сертификат о прохождении интег­рированного курса психолого-педагогической подготовки, высокий уро­вень производственной квалификации.



РД РБ 02100.4.019-2004


Приложение А

(информационное)



Библиография

[1] Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999

Ответственный за выпуск Н. А. Антипович

Редактор Г. П. Карповская

Технический редактор Е. И. Бойкова

Верстка Е. И. Бойкова

Подписано в печать 02.03.2004. Формат 60 х 84'/(6.

Бумага офсетная № 1. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 1,91. Уч.-изд. л. 1,26. Тираж экз. Заказ & ' .

Центр учебной книги и средств обучения

Научно-методического учреждения

"Национальный институт образования"

Министерства образования Республики Беларусь.

220013, Минск, ул. Б. Хмельницкого, 3.








страница 1 страница 2

Смотрите также: