страница 1 страница 2
7.6 Требования к специальным знаниям и умениям
Специалист должен в области обработки информации, организации и функционирования ЭВМ
знать на уровне представления:
- этапы развития, классификацию, характеристики, принцип действия ЭВМ;
- функциональную и структурную организацию ЭВМ, архитектурные особенности современной вычислительной техники;
- архитектуру типовых микропроцессоров;
-типовые узлы и устройства вычислительной техники: регистры, дешифраторы, счетчики, сумматоры;
- современное состояние и перспективы развития микропроцессорной техники;
- тенденции развития электронных вычислительных машин и систем;
знать на уровне понимания:
- виды информации и способ представления ее в ЭВМ;
- системы счисления, правила недесятичной арифметики, форматы данных и кодирование информации;
- арифметические и логические основы ЭВМ;
- принципы программного управления
- систему команд управления работой микропроцессора;
- назначение и характеристики периферийных устройств;
- методы прямого программного управления блоками ЭВМ и периферийными устройствами;
- взаимодействие аппаратного и программного обеспечения вычислительной техники;
- проблемы вирусного заражения программ, основные классы антивирусных программ, перспективные методы антивирусной защиты;
- методы защиты от утечки информации по техническим каналам;
уметь:
- выполнять арифметические действия в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления;
- оптимизировать логические выражения, выполнять синтез логических схем;
- составлять команды управления на современном машинно-ориентированном языке программирования;
- осуществлять выбор аппаратного и системного программного обеспечения ЭВМ;
- подключать аппаратные средства и проводить программный контроль работы ЭВМ и сетевого оборудования.
Специалист должен в области системного программного обеспечения
знать на уровне представления:
- концептуальные основы и классификацию операционных систем;
- основные характеристики и особенности существующих операционных систем;
- роль драйверов и системных утилит, методику разработки драйверов для поддержки функционирования аппаратных средств;
- принципы разработки алгоритмов отдельных блоков операционных систем;
- понятие и разновидности сетевых операционных систем;
- перспективы развития системного программного обеспечения и технологий программирования;
знать на уровне понимания:
- компоненты и основные принципы работы операционных систем;
- функции файловой системы, классификацию ресурсов, концепцию виртуализации ресурсов;
-способы и функции использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса;
- методику разработки драйверов для поддержки функционирования аппаратных средств;
- построение трансляторов, их виды и структуры, лексический и синтаксический анализ;
- механизмы защиты информации;
- средства мультимедиа;
- принципы межпрограммного взаимодействия;
уметь:
- работать с интерфейсом операционной системы;
. - инсталлировать и настраивать операционную систему для работы на ЭВМ;
- использовать драйверы и системные утилиты различных операционных систем;
- осуществлять выбор, инсталляцию и настройку драйвера для периферийных устройств;
-осуществлять все виды контроля работы операционной системы и ее приложений.
Специалист должен в области проектирования программ и языков программирования
знать на уровне представления:
- перспективы развития теории и технологии проектирования программных продуктов;
-современные средства, языки и системы проектирования и программирования для создания приложений;
- методы конструирования сложных программных систем;
знать на уровне понимания:
- приемы и методы проектирования программного обеспечения;
- классификацию языков программирования;
- не менее двух языков программирования высокого уровня и машинно-ориентированный язык;
- требования к разработке программного обеспечения;
- механизмы разработки программ, библиотечные функции, организацию пользовательских библиотек;
уметь:
- проектировать структуру приложения, структуру данных, системы меню, контроля информации, системы помощи и системы документирования с использованием современных средств;
-осуществлять программную реализацию алгоритма решения поставленной задачи в различных предметных областях;
- подготавливать разработанные приложения к распространению, выполнять их установку;
- вносить изменения в существующие программы и оформлять в соответствии с требованиями стандартов.
Специалист должен в области прикладного программного обеспечения
знать на уровне представления:
- историю и тенденции развития программных средств;
- роль программного обеспечения в автоматизации труда;
- существующие структуры хранения данных;
- прикладные программные средства для автоматизации обработки информации (текстовой, графической, цифровой);
- перспективы развития информационно-поисковых систем;
знать на уровне понимания:
- функциональные возможности, классификацию, характеристики, способ организации и особенности работы современных прикладных программных средств;
- средства импорта/экспорта файлов прикладных программных средств;
-способ организации систем управления базами данных (СУБД), осуществление поиска информации и формирования запросов;
уметь:
- применять в профессиональной деятельности возможности прикладного программного обеспечения;
- обеспечивать импорт/экспорт файлов стандартных программных средств;
- использовать экспертные и консультационные системы для решения прикладных задач.
Специалист должен в области баз данных и систем управления базами данных
знать на уровне представления:
-методы построения реляционных баз данных;
- методы проектирования информационно-поисковых систем;
знать на уровне понимания:
-классификацию и структурные элементы баз данных, модели данных;
- основные технологии, используемые при проектировании, создании и эксплуатации баз данных;
- одно-, двух- и трехзвенные архитектуры СУБД;
-технологию анализа предметной области, логическое проектирование баз данных;
- этапы проектирования баз данных, нормализацию отношений;
- организацию отношений между объектами баз данных;
-средства, свойства и технологию использования СУБД;
- критерии выбора СУБД, процесс поэтапного внедрения, разработку структуры и создание базы данных при помощи средств СУБД, обработку данных средствами СУБД;
-язык программирования или командный язык одной-двух конкретных СУБД;
- средства автоматизации создания локальных и распределенных приложений баз данных;
- команды, их структуру, назначение и возможности структурированного языка запросов (SQL);
уметь:
- проводить анализ концептуальных требований и информационных потребностей, выявлять информационные объекты и связи между ними, выполнять построение концептуальной модели предметной области;
- разрабатывать структуру таблиц баз данных и отношений между ними;
- создавать базу данных в изученной СУБД;
-упорядочивать информацию, осуществлять выборку и поиск необходимой информации;
- разрабатывать приложения для решения задач обработки и ведения баз данных.
Специалист должен в области технологии разработки программного обеспечения
знать на уровне представления:
- современные технологии разработки программного обеспечения и перспективы их развития;
- основные понятия модели компонентных объектов;
- создание СОМ-сервера в среде СУБД;
- методы и средства программирования с использованием существующих технологий;
- принципы параллельного проектирования программных средств;
знать на уровне понимания:
- модели жизненного цикла программного обеспечения;
- принцип выбора и обоснование языка программирования, комбинирование языков программирования в рамках одной задачи;
- использование встроенных функций языков программирования, стандартных подпрограмм и формирование личных библиотек;
- принципы и технологии построения распределенных информационных систем;
- возможности и основные принципы наиболее применяемых технологий разработки программного обеспечения;
- средства и методы визуального программирования;
- технологии создания Internet-приложений;
уметь:
- проводить исследование предметной области решаемой задачи и анализировать полученный результат;
- обосновывать выбор языка программирования и среды разработки программы;
- осуществлять разработку приложений, их отладку, тестирование, верификацию и документирование с использованием возможностей выбранных средств;
- применять средства автоматизации программирования, реализовывать возможности визуального и объектно-ориентированного программирования.
Специалист должен в области компьютерных сетей знать
на уровне представления:
- методы проектирования компьютерных сетей;
- современное сетевое оборудование и программное обеспечение;
- принцип административного управления в вычислительных сетях;
- тенденции развития вычислительных сетей;
знать на уровне понимания:
-сетевые архитектуры: типы, топологии, методы доступа к среде передачи;
- аппаратные компоненты компьютерных сетей;
- способы коммутации, организацию обработки и передачи данных в сети, принципы пакетной передачи данных;
- способы проверки правильности передачи данных, обнаружения и устранения ошибок;
-особенности сетевого программного обеспечения, методы разработки сетевого программного обеспечения;
- взаимодействие аппаратного и программного обеспечения вычислительной техники;
- методы и алгоритмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие компонентов вычислительной сети;
- драйверы сетевых адаптеров;
- основные понятия, принципы взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установку протоколов в операционных системах;
- принципы работы протоколов разных уровней (на примере конкретного стека протоколов);
- принципы адресации в сетях;
- способы предоставления сетевых услуг и организации межсетевого взаимодействия;
уметь:
- применять приемы и методы рациональной эксплуатации компьютерных сетей;
-организовывать взаимодействие сетевых комплексов с приложениями;
- обеспечивать достоверность информации, ее защиту и управление доступом к информационным ресурсам.
7.7 Требования к знаниям и умениям по специализации
Требования к знаниям и умениям по специализациям устанавливаются органом государственного управления учреждением образования.
7.8 Требования к практической подготовке специалиста
Практическая подготовка специалиста является обязательной частью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.
При подготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная, технологическая и преддипломная.
7.8.1 Учебная практика направлена на:
- продолжение теоретического обучения по закреплению практических умений и навыков в области эксплуатации средств вычислительной техники;
- приобретение первичных профессиональных навыков по разработке программного обеспечения;
- получение профессии рабочего "Оператор электронно-вычислительных машин "(ОКРЕ 006).
7.8.2 Технологическая и преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к выполнению профессиональных функций в соответствии с подразделами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.
8 Структура учебного плана
8.1 Для реализации настоящего образовательного стандарта разрабатывается типовой учебный план специальности и учебный план специализации.
Типовой учебный план специальности утверждается Министерством образования Республики Беларусь, учебный план специализации -органом государственного управления учреждением образования.
8.2 Структура учебного плана приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование компонентов, циклов, дисциплин
|
Примерное распределение бюджета времени (часов для 1, 2, 5, 6; недель для 3, 4) для обучения на основе
|
|
общего базового образования
|
общего среднего образования
|
1 Общеобразовательный компонент
1 . 1 Социально-гуманитарный цикл
|
784
|
160
|
1 .2 Естественно-математический цикл
|
600
|
-
|
1 .3 Физическая культура
|
369
|
246
|
1 .4 Допризывная (медицинская) подготовка
|
86
|
-
|
1.5 Гражданская оборона
|
22
|
22
|
|
|
|
Итого
|
1861
|
428
|
2 Профессиональный компонент
2. 1 Общепрофессиональный цикл
|
1117
|
1074
|
2.2 Специальный цикл
|
1000
|
1000
|
2.3 Цикл специализации
|
450
|
450
|
Итого
|
2567
|
2524
|
Всего
|
4428
|
2952
|
3 Практика
|
18
|
18
|
3.1 Учебная
|
6
|
6
|
3.2 Технологическая
|
8
|
8
|
3.3 Преддипломная
|
4
|
4
|
4 Вариативный компонент
|
12
|
13
|
5 Факультативные дисциплины
|
492
|
328
|
6 Консультации
|
369
|
246
|
8.3 Учебный план специальности разрабатывается на основании настоящего образовательного стандарта.
Наименование дисциплин общеобразовательного компонента, минимальное количество часов на теоретические, лабораторные и практические занятия определяются Министерством образования Республики Беларусь. Дисциплина "Физическая культура" планируется из расчета не менее 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Дисциплина "Допризывная (медицинская) подготовка" планируется для обучения на основе общего базового образования, дисциплина "Гражданская оборона" - на основе общего базового и общего среднего образования.
Наименование дисциплин профессионального компонента, количество часов на теоретические, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, виды и продолжительность практики определяются разработчиками учебного плана специальности в соответствии с подразделами 7.5, 7.6 и 7.8 настоящего образовательного стандарта и с учетом требований нанимателя кадров.
8.4 Обязательная недельная нагрузка учащихся не должна превышать 36 учебных часов.
Резерв часов планируется разработчиками учебного плана.
Факультативные дисциплины планируются из расчета 4-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Название факультативных дисциплин и количество часов на их изучение определяет учреждение образования.
Консультации планируются из расчета 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения.
Курсовые проекты (работы) планируются за счет часов, установленных на изучение дисциплины.
8.5 При разработке учебного плана необходимо руководствоваться следующим:
-общая продолжительность полного года обучения составляет 52 недели;
- продолжительность каникул - от 8 до 11 недель, из них 2 недели в зимний период;
- продолжительность экзаменационных сессий определяется из расчета 2-х экзаменов в неделю и не более 4-х экзаменов в сессию;
- время, отведенное на итоговую аттестацию, рассчитывается с учетом ее формы.
9 Итоговая аттестация выпускников
9.1 Итоговая аттестация проводится по результатам полного усвоения обучаемым образовательной программы с целью определения соответствия его компетентности требованиям настоящего образовательного стандарта.
9.2 Формой итоговой аттестации является защита дипломного проекта.
9.3 По результатам итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация "Техник-программист" и выдается диплом о среднем специальном образовании.
10 Условия реализации образовательного стандарта
Реализация настоящего образовательного стандарта в учреждениях образования осуществляется в образовательном процессе и возможна при наличии нормативно установленного учебного программного, учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
10.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение включает типовую и рабочую учебную программную документацию, учебники, учебные и методические пособия, рекомендации, указания, контрольные задания и тесты, критерии оценки качества образования.
Типовая учебная программная документация включает типовые учебные программы дисциплин и практики, типовой учебный план по специальности, учебный план специализации и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Рабочая учебная программная документация включает рабочие учебные программы дисциплин и практики, рабочий учебный план по специальности и специализации и утверждается руководителем учреждения образования.
Для обеспечения образовательного процесса должны быть созданы учебные кабинеты, лаборатории, мастерские и другие учебно-производственные объекты, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения в соответствии с нормативными требованиями.
10.2 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется на основании утвержденной учебной программной документации по специальности.
Продолжительность обучения на дневной форме составляет:
-на основе общего базового образования не менее 198 недель, из них не менее 123 недель теоретического обучения, не менее 18 недель практики, не менее 8 недель экзаменационной сессии, 8 недель на выполнение дипломного проекта, 1 неделя на защиту дипломного проекта, не менее 28 недель каникул, 12 недель вариативного компонента.
- на основе общего среднего образования не менее 146 недель, из них не менее 82 недель теоретического обучения, не менее 18 недель практики, не менее 6 недель экзаменационной сессии, 8 недель на выполнение дипломного проекта, 1 неделя на защиту дипломного проекта, не менее 18 недель каникул, 13 недель вариативного компонента.
10.3 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса
Преподаватели, обеспечивающие реализацию настоящего образовательного стандарта, должны иметь высшее педагогическое (инженерно-педагогическое) образование или высшее образование по профилю преподаваемой дисциплины и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки.
Мастера производственного обучения должны иметь высшее (среднее специальное) инженерно-педагогическое образование или высшее (среднее специальное) образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки, высокий уровень производственной квалификации.
РД РБ 02100.4.019-2004
Приложение А
(информационное)
Библиография
[1] Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999
Ответственный за выпуск Н. А. Антипович
Редактор Г. П. Карповская
Технический редактор Е. И. Бойкова
Верстка Е. И. Бойкова
Подписано в печать 02.03.2004. Формат 60 х 84'/(6.
Бумага офсетная № 1. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 1,91. Уч.-изд. л. 1,26. Тираж экз. Заказ & ' .
Центр учебной книги и средств обучения
Научно-методического учреждения
"Национальный институт образования"
Министерства образования Республики Беларусь.
220013, Минск, ул. Б. Хмельницкого, 3.
страница 1 страница 2
|