Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
РДРБ 02100.4.019-2004

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Образовательный стандарт

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-40 01 01

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Адукацыйны стандарт

СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-40 01 01

ПРАГРАМНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ

IНФАРМАЦЫЙНЫХ ТЭХНАЛОГIЙ

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

РДРБ 02100.4.019-2004
УДК 377.3:004 (083.74)

Ключевые слова: информация, процесс информационный, технология информационная, элеюронная вычислительная машина, программа, язык программирования



ОКС 03.180; 35.080________________________________________
Предисловие


  1. РАЗРАБОТАН Республиканским институтом профессионального образования

ИСПОЛНИТЕЛИ:



Кананович А. П. (руководитель);

Игловикоеа В. И.;

Манкевич Ю. И.\

Мельник Н. И., доц.;

Назаров Л. В,;

Очеретная О. В.;

Скудняков Ю. А., доц., канд. техн. наук;

Шандриков А. С.

ВНЕСЕН Главным управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь


2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.01.2004 № 3

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь__

Издан на русском языке



РД РБ 02100-4.019-2004

Содержание

1 Область применения...................................................................................I

2 Нормативные ссылки..................................................................................2

3 Термины и определения.............................................................................3

4 Общая характеристика специальности.....................................................6

5 Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения................................6

6 Содержание профессиональной деятельности специалиста...................7

7 Квалификационная характеристика специалиста..................................10

8 Структура учебного плана.......................................................................27

9 Итоговая аттестация выпускников..........................................................30

10 Условия реализации образовательного стандарта...............................30

Приложение А Библиография.....................................................................32



РДРБ02100.4.019-2004

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-40 01 01

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Адукацыйны стандарт

СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-40 01 01

ПРАГРАМНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ IНФАРМАЦЫЙНЫХ ТЭХНАЛОГIЙ
Educational standard

SECONDARY SPECIAL EDUCATION

SPECIALITY 2-40 01 01

___________INFORMATION TECHNOLOGY SOFTWARE___________

Дата введения 2004-09-01



1 Область применения

Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образо­вательный стандарт) устанавливает назначение, структуру, содержание специальности 2-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий", обязательный минимум содержания образования, требова­ния к уровню подготовки специалиста и служит основанием для разра­ботки учебной программной документации.

Образовательный стандарт обязателен для применения во всех уч­реждениях, обеспечивающих получение среднего специального образо­вания, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственностиоат.
2 Нормативные ссылки
В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения

СТБ 982-94 Информационные технологии. Термины и определения СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99 Информационная технология. Основ­ные термины

ОКРБ 006-96 Профессии рабочих и должности служащих

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации

ОКРБ 014-97 Занятия

РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основ­ные положения

РД РБ 02100.2.009-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская мова

РД РБ 02100.2.010-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская лiтаратура

РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык

РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература

РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки

РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История

РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество

РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика

РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика

РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика

РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия

РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География

РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология

РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура

РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия

РД РБ 02100.5.112-98 Высшее образование. Специальность Т.10.02.00 Программное обеспечение информационных технологий


3 Термины и определения
В настоящем образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Алгоритм — конечная, упорядоченная совокупность четко опреде­ленных правил для решения задачи (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Аппаратные средства (аппаратное обеспечение) - все или часть физических компонентов системы обработки информации (ГОСТ ИСО/ МЭК 2382-1).

Блок-схема — графическое представление процесса или пошагового решения задачи, использующее надлежащим образом описанные гео­метрические фигуры, соединенные линиями связей, предназначенное для проектирования или документирования процесса или программы (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Виды профессиональной деятельности - задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных при­знаков и способов решения, например, преподавание, изобретательст­во, исследование, конструирование и др. (РД РБ 02100.0.001).

Данные - информация, представленная в формализованном виде, пригодном для ее передачи, интерпретации и обработки (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Информационная технология - технология информационного процесса — совокупность методов, способов, приемов и средств, реали­зующих информационный процесс в соответствии с заданными требова­ниями (СТБ 982).

Информация - знания о таких объектах как факты, события, яв­ления, предметы, процессы, представления, включающие понятия, ко­торые в определенном контексте имеют конкретный смысл (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Качество - степень, с которой совокупность собственных характе­ристик выполняет требования (СТБ ИСО 9000).

Качество обучения (подготовки) - способность учебного процес­са обеспечить достижение установленных и предполагаемых требований к качеству образования (СТБ 22.0.1).

Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1).

Компетентность — способность специалиста к познавательной и практической деятельности, умение оперировать знаниями, свободно выполнять конкретные виды работ с необходимой точностью и в уста­новленной технологической последовательности (РД РБ 02100.0.001).

Объект (предмет) труда - совокупность процессов, предметов или явлений, на которые направлена профессиональная деятельность спе­циалиста [1].

Обязательный минимум содержания образования - системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации (РД РБ 02100.0.001).

Отлаживать — определять, локализовать и устранять ошибки в программе (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Пакет программ — завершенная и документально оформленная со­вокупность программ, поставляемая пользователям для общего или функционального применения (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Прикладное программное средство (прикладная программа) -программное средство или программа, специально предназначенная для решения прикладной задачи (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Программа (компьютерная программа) - синтаксическая едини­ца, подчиняющаяся правилам специфического языка программирования и состоящая из описаний и операторов или команд, необходимых для решения определенной функции, задачи или проблемы (ГОСТ ИСО/ МЭК 2382-1).

Программировать (составлять программы) — создавать, записы­вать, модифицировать и тестировать программы (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Программные средства (программное обеспечение) - все или часть программ, процедур, правил и относящаяся к ним документация системы обработки информации (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Продукт (результат) труда - материальный или нематериальный результат труда [ 1 ].

Проектирование программного средства - применение системы научных и технологических знаний, методов и практического опыта для разработки, реализации, тестирования и документирования программно­го средства с целью оптимизации его производства, сопровождения и качества (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Профессиональная функция - логически завершенная структур­ная часть профессиональной деятельности специалиста, связанная с выполнением им обязанностей, обусловленных особенностями разделе­ния, характера и содержания труда (РД РБ 02100.0.001).

Система обработки данных (компьютерная система) - один или более компьютеров, периферийное оборудование и программные сред­ства, обеспечивающие обработку данных (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Система обработки информации — одна или более систем обра­ботки данных и устройств, таких как офисное или коммуникационное оборудование, которые обеспечивают обработку информации (ГОСТ ИСО/МЭК 23 82-1).

Системное программное средство — программное средство, неза­висимо от применения поддерживающее работу прикладных программ­ных средств (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).

Специализация - составляющая профессии (специальности), обу­словленная видом применяемых знаний, характером производственных процессов, используемым оборудованием и инструментом, обрабаты­ваемыми материалами, производимыми товарами, оказываемыми услу­гами (ОКРБ 014).

Специальность - вид трудовой деятельности в материальной или нематериальной сфере, имеющий свой предмет труда в определенной отрасли производства, науки, техники, образования, искусства, культу­ры и др., требующий определенных знаний, умений и навыков (РДРБ 02100.0.001).

Средства труда - это "вещественные" (машины и оборудование, ин­струмент и приспособления, производственные здания и сооружения) или "невещественные" (речь, поведение, интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач) орудия, с помощью которых человек воздействует на объект труда [ 1 ].

Сфера профессиональной деятельности - совокупность видов деятельности, в пределах которых осуществляется труд, например, нау­ка, образование, экономика, культура, мораль, этика, искусство, право, политика, физкультура и спорт и др. (РД РБ 02100.0.001).

Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (СТБ ИСО 9000).
4 Общая характеристика специальности


    1. Утверждение специальности

Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, утвержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001№3.


4.2 Место специальности в квалификационной структуре
Специальность 2-40 01 01 "Программное обеспечение информаци­онных технологий" относится к профилю образования "Техника и тех­нологии", направлению образования "Вычислительная техника", группе специальностей "Математические и программные средства" и включает специализации по разработке и эксплуатации программного обеспечения систем обработки информации (по направлениям).

Данная специальность интегрируется со специальностью 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" высшего об­разования и специальностью 3-40 02 52 "Эксплуатация электронно-вы­числительных машин" профессионально-технического образования.




    1. Квалификация выпускника

Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации "Техник-программист" и профессии рабочего, связанной с использова­нием средств вычислительной техники (ОКРБ 006).




5 Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения
5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование, или профессио­нально-техническое образование с общим средним образованием.

5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, посту­пающих на основе общего базового образования:

- белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);

- математика.

5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, посту­пающих на основе общего среднего образования:

- белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);

- математика.

5.4 Перечень вступительных испытаний для абитуриентов, посту­пающих на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием, определяется учреждением образования.

5.5 Формы обучения: содержание настоящего стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной, вечерней) и заочной фор­мам обучения.

5.6 Сроки обучения по:

- дневной форме обучения на основе общего базового образования составляют не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего обра­зования - не менее 2 лет 10 месяцев, на основе профессионально-тех­нического образования с общим средним образованием — не менее 1 года 10 месяцев;

- вечерней форме обучения на основе общего среднего образования составляют не менее 2 лет 10 месяцев;

- заочной форме обучения на основе общего среднего образования составляют не менее 3 лет 6 месяцев.


6 Содержание профессиональной деятельности специалиста
6.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

- проектные и научно-исследовательские институты, производст­венные и промышленные предприятия, производящие или эксплуати­рующие средства вычислительной техники;

- вычислительные центры, лаборатории, отделы учреждений и ор­ганизаций различных организационно-правовых форм, создающие и ис­пользующие в профессиональной деятельности программные средства.
6.2 Объекты (предметы) труда
Объектами труда специалиста являются:

- программное обеспечение систем обработки информации;

- системы и технологии разработки программного обеспечения; сопроводительная документация по проектированию программ­ного обеспечения.
6.3 Средства труда
Средствами труда специалиста являются:

- вычислительная техника;

- стандартное программное обеспечение;

- системы программирования;

- международные и национальные стандарты.
6.4 Продукт (результат) труда
Продуктом труда специалиста являются:

- разработанное программное обеспечение автоматизированных сис­тем обработки информации;

- инструкции по использованию программных средств.
6.5 Виды профессиональной деятельности специалиста
Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:

-организационно-производственной;

-производственно-технологической;

-коммуникативной.


6.6 Профессиональные функции специалиста
Специалист должен быть готов для выполнения следующих про­фессиональных функций:

- разрабатывать алгоритмы решения задач любой предметной об­ласти и проектировать программные средства;

- программировать с учетом ресурсов и возможностей средств вы­числительной техники;

- проводить отладку и экспериментальную проверку отдельных этапов работы;

- осуществлять поиск и оптимальный выбор разработанных про­граммных средств, необходимых для создания программного обеспе­чения;

- составлять схемы технологического процесса обработки инфор­мации, рабочие инструкции;

- обеспечивать выполнение операций технологического процесса обработки информации;

-разрабатывать и оформлять документацию на созданные про­граммные средства;

- обеспечивать повышение уровня качества разрабатываемого про­граммного обеспечения;

- участвовать в планировании деятельности подразделения;

- обеспечивать оперативное накопление и систематизацию показа­телей нормативного и справочного фонда и вносить необходимые измене­ния в рабочую документацию;

- обеспечивать необходимый уровень зашиты информации;

- вести учет использования машинного времени и работы машины;

- рассчитывать длительность производственного цикла, основные нормы труда и показатели использования производственных фондов;

- анализировать использование рабочего времени, выявлять и ис­пользовать резервы производства, осуществлять рациональное исполь­зование производственных ресурсов, обеспечивать выполнение в срок плановых заданий;

- составлять и оформлять деловую документацию;

- выполнять в процессе эксплуатации вычислительной техники тре­бования охраны труда, пожарной безопасности, обеспечивать выполне­ние требований энергосбережения и эргономики;

- оказывать консультативные услуги по вопросам применения ком­пьютерной техники и программных средств.

Квалификационная характеристика специалиста

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-40 01 01 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
7.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных на­ук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходя­щих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к че­ловеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к разви­тию активной гражданской позиции; грамотно использовать профессио­нальную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, приме­нять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты тру­да; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятель­ного овладения дополнительными знаниями в области профессиональ­ной деятельности.
7.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

- теории множеств, теории графов, законах алгебры логики;

- методах численного решения прикладных задач;

- элементах теории вероятностей и математической статистики;

- методах построения математических моделей и особенностях мо­делирования в различных предметных областях;

- способах описания алгоритмов и правилах их использования в процессе разработки программного обеспечения;

- способах представления информации и ее преобразования в элек­тронной вычислительной машине (ЭВМ);

- видах машинных носителей информации, правилах их хранения и эксплуатации;

- методах и технических средствах обеспечения защиты инфор­мации;

- принципах организации вычислительного процесса;

- особенностях программного обеспечения персональных ЭВМ (ПЭВМ);

- типах, функциях и основных возможностях операционных систем;

- принципах управления ресурсами ПЭВМ, способах организации файловой системы;

- классификации, особенностях и областях применения языков про­граммирования;

- критериях выбора языка программирования и среды разработки программных средств;

- методах разработки, отладки и верификации программ;

- способах проведения тестирования программных и аппаратных средств;

- современных технологиях разработки программного обеспечения;

- конструктивных особенностях, технических и эксплуатационных характеристиках современных вычислительных средств;

- типах, структуре, способах коммутации и передачи данных в вы­числительных сетях, системе защиты информации и особенностях про­граммного обеспечения вычислительных сетей;

- методике расчета и обоснования норм времени, использования материалов и энергоресурсов;

- особенностях организации труда руководителя, организационных структурах и методах управления подразделением и персоналом, формах и системе оплаты труда;

- стратегии маркетинговых исследований;

- основах законодательства защиты интеллектуальной собственно­сти и авторского права;

- правилах ведения технической документации и внесения в нее не­обходимых изменений;

- стандартах, нормативных и справочных материалах по проекти­рованию, разработке и оформлению технической документации;

- системах стандартизации и сертификации изделий и услуг;

- системе организации охраны труда;

- сущности экологического права, способах и средствах предупреждения экологических правонарушений.
7.3 Обязательный минимум содержания образования
Обязательный минимум содержания образования отражен в под­разделах 7.4, 7.5, 7.6, 7.7 и 7.8.
7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня средне­го специального образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечи­вающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих докумен­тов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего среднего образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РДРБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РД РБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РДРБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РДРБ 02100.2.022, РД РБ 02100.2.025, РДРБ 02100.2.026.


7.5 Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям
Специалист должен в области высшей математики знать на уровне представления:

- место математики в системе наук и ее применение для познания законов реального мира;

- отличие прикладной математики от фундаментальной;

- приложения математического анализа для изучения дисциплин специального цикла;

-области применения теории вероятностей и типы задач, решае­мых методами математической статистики;


знать на уровне понимания:

- понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления;

- элементы теории множеств, аналитической геометрии, математи­ческого анализа и теории функции комплексной переменной;

- определения и понятия числовых и функциональных рядов;

- современные численные методы решения математических и при­кладных задач;

-логические операции, формулы логики, законы алгебры логики, понятие функции алгебры логики, представление функции в совершен­ных нормальных формах;

- основные понятия теории графов, характеристики графов; -элементы комбинаторики, понятие случайного события, класси­ческое определение вероятности;

-определения и понятия теории вероятностей и математической статистики;
уметь:

- решать алгебраические и трансцендентные уравнения; -выполнять действия над приближенными числами и оценивать

точность вычислений;

- применять основные понятия аналитической геометрии, диффе­ренциальное и интегральное исчисления при решении поставленных задач;

-решать обыкновенные дифференциальные уравнения и системы

уравнений;

- решать системы линейных уравнений;

- выполнять операции над матрицами и определителями;

-устанавливать сходимость рядов, представлять функции в виде ряда Тейлора и Фурье;

-решать задачи на вычисление вероятности события, используя формулы комбинаторики и теории вероятностей, использовать законы распределения дискретных случайных величин, вычислять их матема­тическое ожидание и дисперсию;

-проводить начальные исследования для осуществления выбора аналитических методов решения прикладных задач.


Специалист должен в области информационных технологий знать на уровне представления:

- значение информационных технологий в современном мире;

-экономические аспекты применения информационных техноло­гий;


знать на уровне понимания:

- понятие информации и информационных технологий;

- классификацию информационных технологий по сферам приме­нения;

- суть и основные этапы технологического процесса обработки ин­формации;

-технологию сбора, хранения, передачи, обработки и представле­ния информации;

- способы обработки текстовой и числовой информации;

- гипертекстовые способы хранения и представления информации;

- мультимедийные технологии обработки и представления инфор­мации;
уметь:

-осуществлять выбор необходимых аппаратных, информацион­ных и программных средств для обеспечения процесса обработки ин­формации;

- осуществлять модификацию типовых компонентов программного обеспечения;

- производить установку, адаптацию и эксплуатацию программного обеспечения;

- использовать возможности компьютерных сетей.


Специалист должен в области алгоритмизации и программирования

знать на уровне представления:

-эволюцию языков программирования, их классификацию, поня­тие системы программирования;

- структуру программного обеспечения и систем программирова­ния;

- статические и динамические структуры данных;

- зависимость эффективности алгоритмов от способов представле­ния данных;
знать на уровне понимания:

- понятие алгоритмизации, свойства алгоритмов, общие принципы построения алгоритмов, способы описания алгоритмов, виды алгорит­мов, программ и данных;

- принципы построения эффективных алгоритмов;

- основы структурного проектирования программ;

- методы разработки программ, структуру программы, основные элементы языка программирования, операторы, функции и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;

- принципы программирования на процедурно-ориентированном языке на примере одного из простых языков программирования (напри­мер, Паскаль, Си);

- виды подпрограмм, методику разработки библиотек подпро­грамм;


уметь:

- разрабатывать алгоритм решения задачи;

- разрабатывать программы, проводить их отладку, тестирование и верификацию;

- использовать разработанные библиотеки подпрограмм.
Специалист должен в области математического моделирования

знать на уровне представления:

- современную методологию и средства математического модели­рования;

- классификацию моделей и особенности моделирования в различ­ных предметных областях;

- принципы построения и методы использования математических моделей систем и процессов;
знать на уровне понимания:

- методы решения задач математического программирования;

- модели математического программирования, модели дискретного программирования и модели оптимального управления;

- методы решения экстремальных задач на графах имитационных моделей;

- принципы и этапы имитационного моделирования;



уметь:

- использовать стандартное математическое обеспечение;

- выбирать вид модели по предметной постановке задачи;

- применять методы математического программирования;

- реализовывать графовые модели на ЭВМ;

- разрабатывать модели дискретного программирования и доводить их до уровня машинно-ориентированных алгоритмов.
Специалист должен в области контроля качества, стандартизации и сертификации

знать на уровне представления:

- правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- государственную систему стандартов, категории и виды дейст­вующих стандартов и используемых нормативных документов;

- современное состояние и перспективы развития средств, обеспе­чивающих качество продукции;

знать на уровне понимания:

-требования Государственной системы стандартизации Республи­ки Беларусь и основные положения международной системы стандартов по качеству и сертификации программного обеспечения;

- роль стандартизации в обеспечении качества программного про­дукта;

-термины и определения в области стандартизации и управления качеством;

- показатели качества и методы их оценки;

- основные методы количественной оценки качества программного обеспечения;

- методы обеспечения требуемого уровня качества программного продукта;

- организационную структуру, порядок, правила, системы и схемы сертификации;


уметь:

- пользоваться указателями стандартов;

- применять стандарты в практической деятельности для обеспече­ния качества программного обеспечения;

- оценивать уровень качества программного обеспечения и опреде­лять пути его повышения.
Специалист должен в области охраны труда

знать на уровне представления:

-правовые нормы и систему стандартов по охране труда;

- организацию охраны труда и пожарной безопасности на предпри­ятии;

- влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты;
знать на уровне понимания:

- организацию работы по охране труда в структурном подразделе­нии предприятия;

- права и обязанности должностных лиц по охране труда;

- порядок и виды обучения рабочих и служащих безопасным прие­мам и методам труда;

- источники и причины травматизма и профессиональных заболе­ваний на производстве;

- основные требования производственной санитарии к производст­венным помещениям и рабочим местам;

-опасные и вредные производственные факторы и выбор средств индивидуальной и коллективной защиты;

- пожароопасные характеристики основных веществ, используемых и производимых на предприятии;

- систему мероприятий по организации производства и созданию безопасных условий труда;


уметь:

- проводить мероприятия, обеспечивающие выполнение требова­ний охраны труда в структурном подразделении;

- обеспечить выполнение правил и норм охраны труда на рабочих местах;

- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов и средствами защиты при пожаротушении;

- контролировать исправность технических средств защиты;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.



Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения

знать на уровне представления:

- направления государственной политики в области ресурсе- и энергопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения;

- условия устойчивости биосферы и других экологических систем;

- классификацию природных ресурсов и перспективы их исполь­зования;

- традиционные и нетрадиционные источники энергии;

- источники загрязнения окружающей среды;

- действие антропогенных факторов на организм, экосистемы, био­сферу;

- характерные черты современного экологического кризиса; экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;

- методы очистки, обезвреживания и обеззараживания выбросов за­грязняющих веществ в атмосферу и сточные воды, переработки и утили­зации отходов;


знать на уровне понимания:

- критерии оценки качества окружающей среды;

- пути рационального использования электроэнергии, топлива, теп­ла, газа, холодной и горячей воды, сырья;

- принципы создания энергосберегающих технологий на транспор­те, в различных отраслях производства, быту;

-принципы действия и конструкцию приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;


уметь:

- в общих чертах прогнозировать результаты антропогенного воз­действия на окружающую среду;

- определять степень экологической безопасности конкретного тех­нологического процесса;

- предпринимать в пределах своей компетенции меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- использовать современные приборы контроля и учета тепла, газа, воды, электроэнергии;

- вести пропаганду знаний в области окружающей среды и энерго­сбережения.
Специалист должен в области экономики, организации производства и управления предприятием

знать на уровне представления:

-основные направления и перспективы экономического развития Республики Беларусь, отрасли, предприятия;

- сущность и формы предпринимательской деятельности, организа­ционно-правовые формы предприятий;

- состав и структуру производственных ресурсов и методику нор­мирования материальных ресурсов предприятия;

- принципы организации технической подготовки производства и основные направления ее совершенствования;

- методы расчета прибыли и рентабельности, порядок распределе­ния и использования прибыли, состав и виды издержек производства и реализации продукции;

- сущность и значение налоговой системы, сущность инвестиций и инноваций, принципы инвестирования;

- принцип финансирования и кредитования предприятия, формы организации расчетов;

- правовые проблемы, цели, задачи, принципы и функции управле­ния, методы принятия управленческих решений;

- назначение деловой документации, порядок ее ведения;

- основы психологии и этики деловых отношений;
знать на уровне понимания:

-формы организации производства, организационную структуру предприятия, организацию труда руководителя;

- сущность и значение планирования и прогнозирования производ­ства, порядок определения, факторы и резервы роста производительно­сти труда;

- сущность и организацию технического нормирования труда, ме­тоды расчета основных норм труда;

- сущность, формы и систему оплаты труда;

- систему материально-технического обеспечения производства;

-классификацию деловых документов, требования стандартов к оформлению деловой документации;

-технику принятия управленческих решений, функции и методы управления коллективом, этические принципы общения;

-условия и методы формирования морально-психологического климата в коллективе;
уметь:

- пользоваться нормативными правовыми актами, положениями и инструкциями, регулирующими хозяйственную деятельность предпри­ятия

-рассчитывать потребность подразделения в материально-техни­ческих ресурсах, основные нормы труда, анализировать использование рабочего времени, определять объем работ и составлять производствен­ные задания;

- рассчитывать производительность труда, организовывать меро­приятия по ее повышению, выявлять и использовать резервы производ­ства;

- определять показатели использования производственных фондов и рассчитывать длительность производственного цикла;

- составлять и оформлять деловую документацию;

- обеспечивать выполнение в срок плановых заданий;

- анализировать спрос и предложение, готовить материалы для пре­зентации программного обеспечения;

- создавать условия для формирования положительного морально-психологического климата в коллективе.



страница 1 страница 2

Смотрите также: