страница 1 страница 2 РДРБ 02100.4.019-2004
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-40 01 01
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Адукацыйны стандарт
СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-40 01 01
ПРАГРАМНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ
IНФАРМАЦЫЙНЫХ ТЭХНАЛОГIЙ
Министерство образования Республики Беларусь
Минск
РДРБ 02100.4.019-2004
УДК 377.3:004 (083.74)
Ключевые слова: информация, процесс информационный, технология информационная, элеюронная вычислительная машина, программа, язык программирования
ОКС 03.180; 35.080________________________________________
Предисловие
-
РАЗРАБОТАН Республиканским институтом профессионального образования
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Кананович А. П. (руководитель);
Игловикоеа В. И.;
Манкевич Ю. И.\
Мельник Н. И., доц.;
Назаров Л. В,;
Очеретная О. В.;
Скудняков Ю. А., доц., канд. техн. наук;
Шандриков А. С.
ВНЕСЕН Главным управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.01.2004 № 3
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь__
Издан на русском языке
РД РБ 02100-4.019-2004
Содержание
1 Область применения...................................................................................I
2 Нормативные ссылки..................................................................................2
3 Термины и определения.............................................................................3
4 Общая характеристика специальности.....................................................6
5 Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения................................6
6 Содержание профессиональной деятельности специалиста...................7
7 Квалификационная характеристика специалиста..................................10
8 Структура учебного плана.......................................................................27
9 Итоговая аттестация выпускников..........................................................30
10 Условия реализации образовательного стандарта...............................30
Приложение А Библиография.....................................................................32
РДРБ02100.4.019-2004
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-40 01 01
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Адукацыйны стандарт
СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-40 01 01
ПРАГРАМНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ IНФАРМАЦЫЙНЫХ ТЭХНАЛОГIЙ
Educational standard
SECONDARY SPECIAL EDUCATION
SPECIALITY 2-40 01 01
___________INFORMATION TECHNOLOGY SOFTWARE___________
Дата введения 2004-09-01
1 Область применения
Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) устанавливает назначение, структуру, содержание специальности 2-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий", обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки специалиста и служит основанием для разработки учебной программной документации.
Образовательный стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственностиоат.
2 Нормативные ссылки
В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения
СТБ 982-94 Информационные технологии. Термины и определения СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99 Информационная технология. Основные термины
ОКРБ 006-96 Профессии рабочих и должности служащих
ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации
ОКРБ 014-97 Занятия
РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения
РД РБ 02100.2.009-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская мова
РД РБ 02100.2.010-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская лiтаратура
РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык
РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература
РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки
РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История
РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество
РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика
РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика
РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика
РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия
РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География
РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология
РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура
РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия
РД РБ 02100.5.112-98 Высшее образование. Специальность Т.10.02.00 Программное обеспечение информационных технологий
3 Термины и определения
В настоящем образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Алгоритм — конечная, упорядоченная совокупность четко определенных правил для решения задачи (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Аппаратные средства (аппаратное обеспечение) - все или часть физических компонентов системы обработки информации (ГОСТ ИСО/ МЭК 2382-1).
Блок-схема — графическое представление процесса или пошагового решения задачи, использующее надлежащим образом описанные геометрические фигуры, соединенные линиями связей, предназначенное для проектирования или документирования процесса или программы (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Виды профессиональной деятельности - задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения, например, преподавание, изобретательство, исследование, конструирование и др. (РД РБ 02100.0.001).
Данные - информация, представленная в формализованном виде, пригодном для ее передачи, интерпретации и обработки (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Информационная технология - технология информационного процесса — совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями (СТБ 982).
Информация - знания о таких объектах как факты, события, явления, предметы, процессы, представления, включающие понятия, которые в определенном контексте имеют конкретный смысл (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (СТБ ИСО 9000).
Качество обучения (подготовки) - способность учебного процесса обеспечить достижение установленных и предполагаемых требований к качеству образования (СТБ 22.0.1).
Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1).
Компетентность — способность специалиста к познавательной и практической деятельности, умение оперировать знаниями, свободно выполнять конкретные виды работ с необходимой точностью и в установленной технологической последовательности (РД РБ 02100.0.001).
Объект (предмет) труда - совокупность процессов, предметов или явлений, на которые направлена профессиональная деятельность специалиста [1].
Обязательный минимум содержания образования - системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации (РД РБ 02100.0.001).
Отлаживать — определять, локализовать и устранять ошибки в программе (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Пакет программ — завершенная и документально оформленная совокупность программ, поставляемая пользователям для общего или функционального применения (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Прикладное программное средство (прикладная программа) -программное средство или программа, специально предназначенная для решения прикладной задачи (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Программа (компьютерная программа) - синтаксическая единица, подчиняющаяся правилам специфического языка программирования и состоящая из описаний и операторов или команд, необходимых для решения определенной функции, задачи или проблемы (ГОСТ ИСО/ МЭК 2382-1).
Программировать (составлять программы) — создавать, записывать, модифицировать и тестировать программы (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Программные средства (программное обеспечение) - все или часть программ, процедур, правил и относящаяся к ним документация системы обработки информации (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Продукт (результат) труда - материальный или нематериальный результат труда [ 1 ].
Проектирование программного средства - применение системы научных и технологических знаний, методов и практического опыта для разработки, реализации, тестирования и документирования программного средства с целью оптимизации его производства, сопровождения и качества (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Профессиональная функция - логически завершенная структурная часть профессиональной деятельности специалиста, связанная с выполнением им обязанностей, обусловленных особенностями разделения, характера и содержания труда (РД РБ 02100.0.001).
Система обработки данных (компьютерная система) - один или более компьютеров, периферийное оборудование и программные средства, обеспечивающие обработку данных (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Система обработки информации — одна или более систем обработки данных и устройств, таких как офисное или коммуникационное оборудование, которые обеспечивают обработку информации (ГОСТ ИСО/МЭК 23 82-1).
Системное программное средство — программное средство, независимо от применения поддерживающее работу прикладных программных средств (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1).
Специализация - составляющая профессии (специальности), обусловленная видом применяемых знаний, характером производственных процессов, используемым оборудованием и инструментом, обрабатываемыми материалами, производимыми товарами, оказываемыми услугами (ОКРБ 014).
Специальность - вид трудовой деятельности в материальной или нематериальной сфере, имеющий свой предмет труда в определенной отрасли производства, науки, техники, образования, искусства, культуры и др., требующий определенных знаний, умений и навыков (РДРБ 02100.0.001).
Средства труда - это "вещественные" (машины и оборудование, инструмент и приспособления, производственные здания и сооружения) или "невещественные" (речь, поведение, интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач) орудия, с помощью которых человек воздействует на объект труда [ 1 ].
Сфера профессиональной деятельности - совокупность видов деятельности, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, мораль, этика, искусство, право, политика, физкультура и спорт и др. (РД РБ 02100.0.001).
Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (СТБ ИСО 9000).
4 Общая характеристика специальности
-
Утверждение специальности
Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, утвержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001№3.
4.2 Место специальности в квалификационной структуре
Специальность 2-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" относится к профилю образования "Техника и технологии", направлению образования "Вычислительная техника", группе специальностей "Математические и программные средства" и включает специализации по разработке и эксплуатации программного обеспечения систем обработки информации (по направлениям).
Данная специальность интегрируется со специальностью 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" высшего образования и специальностью 3-40 02 52 "Эксплуатация электронно-вычислительных машин" профессионально-технического образования.
-
Квалификация выпускника
Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации "Техник-программист" и профессии рабочего, связанной с использованием средств вычислительной техники (ОКРБ 006).
5 Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения
5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование, или профессионально-техническое образование с общим средним образованием.
5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего базового образования:
- белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
- математика.
5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего среднего образования:
- белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
- математика.
5.4 Перечень вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием, определяется учреждением образования.
5.5 Формы обучения: содержание настоящего стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной, вечерней) и заочной формам обучения.
5.6 Сроки обучения по:
- дневной форме обучения на основе общего базового образования составляют не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего образования - не менее 2 лет 10 месяцев, на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием — не менее 1 года 10 месяцев;
- вечерней форме обучения на основе общего среднего образования составляют не менее 2 лет 10 месяцев;
- заочной форме обучения на основе общего среднего образования составляют не менее 3 лет 6 месяцев.
6 Содержание профессиональной деятельности специалиста
6.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
- проектные и научно-исследовательские институты, производственные и промышленные предприятия, производящие или эксплуатирующие средства вычислительной техники;
- вычислительные центры, лаборатории, отделы учреждений и организаций различных организационно-правовых форм, создающие и использующие в профессиональной деятельности программные средства.
6.2 Объекты (предметы) труда
Объектами труда специалиста являются:
- программное обеспечение систем обработки информации;
- системы и технологии разработки программного обеспечения; сопроводительная документация по проектированию программного обеспечения.
6.3 Средства труда
Средствами труда специалиста являются:
- вычислительная техника;
- стандартное программное обеспечение;
- системы программирования;
- международные и национальные стандарты.
6.4 Продукт (результат) труда
Продуктом труда специалиста являются:
- разработанное программное обеспечение автоматизированных систем обработки информации;
- инструкции по использованию программных средств.
6.5 Виды профессиональной деятельности специалиста
Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:
-организационно-производственной;
-производственно-технологической;
-коммуникативной.
6.6 Профессиональные функции специалиста
Специалист должен быть готов для выполнения следующих профессиональных функций:
- разрабатывать алгоритмы решения задач любой предметной области и проектировать программные средства;
- программировать с учетом ресурсов и возможностей средств вычислительной техники;
- проводить отладку и экспериментальную проверку отдельных этапов работы;
- осуществлять поиск и оптимальный выбор разработанных программных средств, необходимых для создания программного обеспечения;
- составлять схемы технологического процесса обработки информации, рабочие инструкции;
- обеспечивать выполнение операций технологического процесса обработки информации;
-разрабатывать и оформлять документацию на созданные программные средства;
- обеспечивать повышение уровня качества разрабатываемого программного обеспечения;
- участвовать в планировании деятельности подразделения;
- обеспечивать оперативное накопление и систематизацию показателей нормативного и справочного фонда и вносить необходимые изменения в рабочую документацию;
- обеспечивать необходимый уровень зашиты информации;
- вести учет использования машинного времени и работы машины;
- рассчитывать длительность производственного цикла, основные нормы труда и показатели использования производственных фондов;
- анализировать использование рабочего времени, выявлять и использовать резервы производства, осуществлять рациональное использование производственных ресурсов, обеспечивать выполнение в срок плановых заданий;
- составлять и оформлять деловую документацию;
- выполнять в процессе эксплуатации вычислительной техники требования охраны труда, пожарной безопасности, обеспечивать выполнение требований энергосбережения и эргономики;
- оказывать консультативные услуги по вопросам применения компьютерной техники и программных средств.
Квалификационная характеристика специалиста
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-40 01 01 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
7.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к развитию активной гражданской позиции; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
7.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- теории множеств, теории графов, законах алгебры логики;
- методах численного решения прикладных задач;
- элементах теории вероятностей и математической статистики;
- методах построения математических моделей и особенностях моделирования в различных предметных областях;
- способах описания алгоритмов и правилах их использования в процессе разработки программного обеспечения;
- способах представления информации и ее преобразования в электронной вычислительной машине (ЭВМ);
- видах машинных носителей информации, правилах их хранения и эксплуатации;
- методах и технических средствах обеспечения защиты информации;
- принципах организации вычислительного процесса;
- особенностях программного обеспечения персональных ЭВМ (ПЭВМ);
- типах, функциях и основных возможностях операционных систем;
- принципах управления ресурсами ПЭВМ, способах организации файловой системы;
- классификации, особенностях и областях применения языков программирования;
- критериях выбора языка программирования и среды разработки программных средств;
- методах разработки, отладки и верификации программ;
- способах проведения тестирования программных и аппаратных средств;
- современных технологиях разработки программного обеспечения;
- конструктивных особенностях, технических и эксплуатационных характеристиках современных вычислительных средств;
- типах, структуре, способах коммутации и передачи данных в вычислительных сетях, системе защиты информации и особенностях программного обеспечения вычислительных сетей;
- методике расчета и обоснования норм времени, использования материалов и энергоресурсов;
- особенностях организации труда руководителя, организационных структурах и методах управления подразделением и персоналом, формах и системе оплаты труда;
- стратегии маркетинговых исследований;
- основах законодательства защиты интеллектуальной собственности и авторского права;
- правилах ведения технической документации и внесения в нее необходимых изменений;
- стандартах, нормативных и справочных материалах по проектированию, разработке и оформлению технической документации;
- системах стандартизации и сертификации изделий и услуг;
- системе организации охраны труда;
- сущности экологического права, способах и средствах предупреждения экологических правонарушений.
7.3 Обязательный минимум содержания образования
Обязательный минимум содержания образования отражен в подразделах 7.4, 7.5, 7.6, 7.7 и 7.8.
7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня среднего специального образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечивающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего среднего образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РДРБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РД РБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РДРБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РДРБ 02100.2.022, РД РБ 02100.2.025, РДРБ 02100.2.026.
7.5 Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям
Специалист должен в области высшей математики знать на уровне представления:
- место математики в системе наук и ее применение для познания законов реального мира;
- отличие прикладной математики от фундаментальной;
- приложения математического анализа для изучения дисциплин специального цикла;
-области применения теории вероятностей и типы задач, решаемых методами математической статистики;
знать на уровне понимания:
- понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления;
- элементы теории множеств, аналитической геометрии, математического анализа и теории функции комплексной переменной;
- определения и понятия числовых и функциональных рядов;
- современные численные методы решения математических и прикладных задач;
-логические операции, формулы логики, законы алгебры логики, понятие функции алгебры логики, представление функции в совершенных нормальных формах;
- основные понятия теории графов, характеристики графов; -элементы комбинаторики, понятие случайного события, классическое определение вероятности;
-определения и понятия теории вероятностей и математической статистики;
уметь:
- решать алгебраические и трансцендентные уравнения; -выполнять действия над приближенными числами и оценивать
точность вычислений;
- применять основные понятия аналитической геометрии, дифференциальное и интегральное исчисления при решении поставленных задач;
-решать обыкновенные дифференциальные уравнения и системы
уравнений;
- решать системы линейных уравнений;
- выполнять операции над матрицами и определителями;
-устанавливать сходимость рядов, представлять функции в виде ряда Тейлора и Фурье;
-решать задачи на вычисление вероятности события, используя формулы комбинаторики и теории вероятностей, использовать законы распределения дискретных случайных величин, вычислять их математическое ожидание и дисперсию;
-проводить начальные исследования для осуществления выбора аналитических методов решения прикладных задач.
Специалист должен в области информационных технологий знать на уровне представления:
- значение информационных технологий в современном мире;
-экономические аспекты применения информационных технологий;
знать на уровне понимания:
- понятие информации и информационных технологий;
- классификацию информационных технологий по сферам применения;
- суть и основные этапы технологического процесса обработки информации;
-технологию сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации;
- способы обработки текстовой и числовой информации;
- гипертекстовые способы хранения и представления информации;
- мультимедийные технологии обработки и представления информации;
уметь:
-осуществлять выбор необходимых аппаратных, информационных и программных средств для обеспечения процесса обработки информации;
- осуществлять модификацию типовых компонентов программного обеспечения;
- производить установку, адаптацию и эксплуатацию программного обеспечения;
- использовать возможности компьютерных сетей.
Специалист должен в области алгоритмизации и программирования
знать на уровне представления:
-эволюцию языков программирования, их классификацию, понятие системы программирования;
- структуру программного обеспечения и систем программирования;
- статические и динамические структуры данных;
- зависимость эффективности алгоритмов от способов представления данных;
знать на уровне понимания:
- понятие алгоритмизации, свойства алгоритмов, общие принципы построения алгоритмов, способы описания алгоритмов, виды алгоритмов, программ и данных;
- принципы построения эффективных алгоритмов;
- основы структурного проектирования программ;
- методы разработки программ, структуру программы, основные элементы языка программирования, операторы, функции и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;
- принципы программирования на процедурно-ориентированном языке на примере одного из простых языков программирования (например, Паскаль, Си);
- виды подпрограмм, методику разработки библиотек подпрограмм;
уметь:
- разрабатывать алгоритм решения задачи;
- разрабатывать программы, проводить их отладку, тестирование и верификацию;
- использовать разработанные библиотеки подпрограмм.
Специалист должен в области математического моделирования
знать на уровне представления:
- современную методологию и средства математического моделирования;
- классификацию моделей и особенности моделирования в различных предметных областях;
- принципы построения и методы использования математических моделей систем и процессов;
знать на уровне понимания:
- методы решения задач математического программирования;
- модели математического программирования, модели дискретного программирования и модели оптимального управления;
- методы решения экстремальных задач на графах имитационных моделей;
- принципы и этапы имитационного моделирования;
уметь:
- использовать стандартное математическое обеспечение;
- выбирать вид модели по предметной постановке задачи;
- применять методы математического программирования;
- реализовывать графовые модели на ЭВМ;
- разрабатывать модели дискретного программирования и доводить их до уровня машинно-ориентированных алгоритмов.
Специалист должен в области контроля качества, стандартизации и сертификации
знать на уровне представления:
- правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- государственную систему стандартов, категории и виды действующих стандартов и используемых нормативных документов;
- современное состояние и перспективы развития средств, обеспечивающих качество продукции;
знать на уровне понимания:
-требования Государственной системы стандартизации Республики Беларусь и основные положения международной системы стандартов по качеству и сертификации программного обеспечения;
- роль стандартизации в обеспечении качества программного продукта;
-термины и определения в области стандартизации и управления качеством;
- показатели качества и методы их оценки;
- основные методы количественной оценки качества программного обеспечения;
- методы обеспечения требуемого уровня качества программного продукта;
- организационную структуру, порядок, правила, системы и схемы сертификации;
уметь:
- пользоваться указателями стандартов;
- применять стандарты в практической деятельности для обеспечения качества программного обеспечения;
- оценивать уровень качества программного обеспечения и определять пути его повышения.
Специалист должен в области охраны труда
знать на уровне представления:
-правовые нормы и систему стандартов по охране труда;
- организацию охраны труда и пожарной безопасности на предприятии;
- влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты;
знать на уровне понимания:
- организацию работы по охране труда в структурном подразделении предприятия;
- права и обязанности должностных лиц по охране труда;
- порядок и виды обучения рабочих и служащих безопасным приемам и методам труда;
- источники и причины травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;
- основные требования производственной санитарии к производственным помещениям и рабочим местам;
-опасные и вредные производственные факторы и выбор средств индивидуальной и коллективной защиты;
- пожароопасные характеристики основных веществ, используемых и производимых на предприятии;
- систему мероприятий по организации производства и созданию безопасных условий труда;
уметь:
- проводить мероприятия, обеспечивающие выполнение требований охраны труда в структурном подразделении;
- обеспечить выполнение правил и норм охраны труда на рабочих местах;
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов и средствами защиты при пожаротушении;
- контролировать исправность технических средств защиты;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения
знать на уровне представления:
- направления государственной политики в области ресурсе- и энергопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения;
- условия устойчивости биосферы и других экологических систем;
- классификацию природных ресурсов и перспективы их использования;
- традиционные и нетрадиционные источники энергии;
- источники загрязнения окружающей среды;
- действие антропогенных факторов на организм, экосистемы, биосферу;
- характерные черты современного экологического кризиса; экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;
- методы очистки, обезвреживания и обеззараживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сточные воды, переработки и утилизации отходов;
знать на уровне понимания:
- критерии оценки качества окружающей среды;
- пути рационального использования электроэнергии, топлива, тепла, газа, холодной и горячей воды, сырья;
- принципы создания энергосберегающих технологий на транспорте, в различных отраслях производства, быту;
-принципы действия и конструкцию приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;
уметь:
- в общих чертах прогнозировать результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;
- определять степень экологической безопасности конкретного технологического процесса;
- предпринимать в пределах своей компетенции меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- использовать современные приборы контроля и учета тепла, газа, воды, электроэнергии;
- вести пропаганду знаний в области окружающей среды и энергосбережения.
Специалист должен в области экономики, организации производства и управления предприятием
знать на уровне представления:
-основные направления и перспективы экономического развития Республики Беларусь, отрасли, предприятия;
- сущность и формы предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы предприятий;
- состав и структуру производственных ресурсов и методику нормирования материальных ресурсов предприятия;
- принципы организации технической подготовки производства и основные направления ее совершенствования;
- методы расчета прибыли и рентабельности, порядок распределения и использования прибыли, состав и виды издержек производства и реализации продукции;
- сущность и значение налоговой системы, сущность инвестиций и инноваций, принципы инвестирования;
- принцип финансирования и кредитования предприятия, формы организации расчетов;
- правовые проблемы, цели, задачи, принципы и функции управления, методы принятия управленческих решений;
- назначение деловой документации, порядок ее ведения;
- основы психологии и этики деловых отношений;
знать на уровне понимания:
-формы организации производства, организационную структуру предприятия, организацию труда руководителя;
- сущность и значение планирования и прогнозирования производства, порядок определения, факторы и резервы роста производительности труда;
- сущность и организацию технического нормирования труда, методы расчета основных норм труда;
- сущность, формы и систему оплаты труда;
- систему материально-технического обеспечения производства;
-классификацию деловых документов, требования стандартов к оформлению деловой документации;
-технику принятия управленческих решений, функции и методы управления коллективом, этические принципы общения;
-условия и методы формирования морально-психологического климата в коллективе;
уметь:
- пользоваться нормативными правовыми актами, положениями и инструкциями, регулирующими хозяйственную деятельность предприятия
-рассчитывать потребность подразделения в материально-технических ресурсах, основные нормы труда, анализировать использование рабочего времени, определять объем работ и составлять производственные задания;
- рассчитывать производительность труда, организовывать мероприятия по ее повышению, выявлять и использовать резервы производства;
- определять показатели использования производственных фондов и рассчитывать длительность производственного цикла;
- составлять и оформлять деловую документацию;
- обеспечивать выполнение в срок плановых заданий;
- анализировать спрос и предложение, готовить материалы для презентации программного обеспечения;
- создавать условия для формирования положительного морально-психологического климата в коллективе.
страница 1 страница 2
|