Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Ф КГМУ 4/3-04/03

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет


Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения

ЛЕКЦИЯ


Тема: «Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания»

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение»


Специальность 5В110400 - «Медико-профилактическое дело»

Курс - III


Время -1 час

Караганда 2014


Утверждена на заседании кафедры




_________ 2014 Протокол № ____

Зав. кафедрой, к.м.н., доцент А.К. Султанов




  • Тема «Общественное здоровье и здравоохранение, как наука и предмет преподавания. Методы изучения и оценки общественного здоровья»

Цель: Ознакомить студентов с предметом общественного здравоохранения в его историческом развитии. Показать актуальность и возможности общественного здравоохранения в системе медицины и здравоохранения не только в РК, но и, в зарубежных странах


  • План лекции




  1. Актуальность предмета общественное здравоохранение

  2. Уровни здоровья

  3.  Факторы риска, группы, понятие

  4. Методология и методы исследования общественного здоровья и здравоохранения

  5. Основные теоретические и организационные принципы

  6. Общественное здравоохранение, как врачебная специальность и наука о здоровье населения

  7. Этапы развития здравоохранения.



  1. Актуальность предмета общественное здравоохранение

Как известно, большинство дисциплин и узких специальностей в медицине изучают разные болезни, их симптомы, разные клинические проявления течения заболеваний, их осложнения, методы диагностики и лечения болезней и вероятные исходы заболевания в случае применения современных методов комплексного лечения. Крайне редко описываются основные методы профилактики заболеваний, реабилитации лиц, перенесших то или иное заболевание, порой тяжелое, с осложнениями и даже с выходом больных людей на инвалидность.

Еще реже в медицинской литературе касаются термина «рекреация», т.е. комплекса профилактических, лечебно- оздоровительных мер, направленных на сохранение здоровья здоровых людей. Здоровье людей, его критерии, пути сохранения и укрепления в сложных социально-экономических условиях практически полностью выпали из сферы интересов современной медицины и здравоохранения Казахстана. В связи с этим, прежде чем говорить об общественном здоровье, необходимо дать определение термину «здоровье», выявить в этой иерархии место общественного здоровья.



2. Уровни здоровья

Методология и методы исследования общественного здоровья и здравоохранения Итак, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948г. сформулировала, что «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:

1-й уровень – здоровье отдельного человека.

2-й уровень – здоровье малых или этнических групп –групповое здоровье.

3-й уровень – здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (область, город, район и т.д.).

4-й уровень – общественное здоровье – здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических обслуживания. Общественное здоровье и здравоохранение занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

Было выработано следующее определение понятия «Общественное здоровье – важнейший экономический социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровье не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния – экономические революции и эволюционные периоды, культурная революция приносят обществу величайшие блага, но одновременно могут оказывать негативные воздействия на его здоровье. Величайшие открытия современности в области физики, химии, биологии, урбанизация населения в XX в., бурное развитие промышленности во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье населения, вызывает те или иные заболевания, которые порой по своей распространенности приобретают эпидемиологический характер.

Антагонистические противоречия между научно-техническим прогрессом и состоянием здоровья общества в нашей стране возникают вследствие недооценки государством профилактических мер. Следовательно, одной из задач нашей науки является вскрытие таких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений и факторов, которые отрицательно влияют на здоровье общества.

Для планомерного развития народного хозяйства огромное значение имеют информация о численности населения, определение его прогнозов на будущее. Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Таким образом, общественное здоровье характеризуется одновременным комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и других факторов. Многие из этих факторов могут быть определены как факторы риска. Что же такое факторы риска заболеваний?



3. Факторы риска, группы, понятие

– потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

В отличие от непосредственных причин заболеваний (бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких-либо микроэлементов и др.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.

При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:



  1. Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и др.).

  2. Социально-биологические факторы (возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и др.).

  3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и др.).

  4. Организационные или медицинские факторы (обеспеченность населения медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и др.).

Академик РАМН Ю.П. Лисицын приводит следующую группировку и уровни влияния обусловливающих здоровье факторов риска (табл.1.1.).

Вместе с тем разделение факторов на те или иные группы весьма условно, так как население подвергается комплексному воздействию множества факторов, кроме того, факторы, влияющие на здоровье, взаимодействуют друг с другом, меняются во времени и пространстве, что необходимо учитывать при проведении комплексных медико-социальных исследований.

Вторая часть науки об общественном здоровье и здравоохранении включает в себя разработку научно обоснованных, наиболее оптимальных методов управления здравоохранением, новых форм и методов работы различных медицинских учреждений, путей улучшения качества медицинской помощи, обосновывает оптимальные решения экономических и управленческих проблем в здравоохранении.

Бурный рост развития медицинской науки вооружил врачей новыми, современными методами диагностики сложных заболеваний, эффективными средствами лечения. Все это одновременно требует разработки новых организационных форм и условий деятельности медиков, ЛПУ, а иногда – и создания совершенно новых, ранее не существовавших медицинских учреждений. Возникает потребность в изменении системы управления медицинскими учреждениями, расстановки медицинских кадров; появляется необходимость в пересмотре нормативной базы здравоохранения, расширении самостоятельности руководителей медицинских учреждений и прав врача.

Как следствие всего сказанного, создаются условия для пересмотра вариантов более оптимального решения экономических проблем здравоохранения, введения элементов внутриведомственного хозяйственного расчета, экономического стимулирования качественного труда медицинского персонала и др.

Указанные проблемы определяют место и значения наука в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения.

Единство теории и практики отечественного здравоохранения нашло свое выражение в единстве теоретических и практических задач, методических приемов отечественного общественного здоровья и здравоохранения.

Таким образом, ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений как с государственными, так и с негосударственными формами собственности, т.е. предмет раскрывает значение всего многообразия общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.



4. Методология и методы исследования общественного здоровья и здравоохранения Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и др.

Статистический метод широко используется в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, а также эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.

Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.

Экономический метод дает возможность установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны-все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включают в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбулаторно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучаются заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируются уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут применяться методы хронометражных исследований (хронометраж работы медицинского персонала, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко используются социологические методы (методы интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является в основном государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений; для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений согласно утвержденный программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем. Для этой цели исследователь может по специальной программе вводит необходимые данные в компьютер из первичных регистрационных документов.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться в последние 10-15 лет. Это и понятно, лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других) основные материальные и социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья» как важнейшей составляющей «качество жизни» предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).


  1. Основные теоретические и организационные принципы

Основные теоретические и организационные принципы

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.


Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.
Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.
Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.
К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.
Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья населения.

  1. Общественное здравоохранение как врачебная специальность и наука о здоровье населения
    Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
    Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
    Методы медико-социальных исследований: 1) исторический;
    2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
    Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются:
    1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.

Общественное здравоохранение как врачебная специальность и наука о здоровье населения

  1. Этапы развития здравоохранения

Развитие здравоохранения в РК исторически связано с развитием медицины России от момента присоединения в 1731 году и в последующие годы до конца 19 века. А далее уже история советского Казахстана и Казахстана суверенного с 1991 года

Подготовка медицинских кадров осуществлялась в медико-хирургических училищах (с 1786 г.), а с 1798 г. — в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. В 1755 г. был создан первый в России Московский университет с медицинским факультетом.


Выдающийся вклад в охрану здоровья внес М. В. Ломоносов, который в своем труде «Слово о размножении и сохранении российского народа» дал глубокий анализ здравоохранения и предложил ряд конкретных мер для улучшения его организации.
В первой половине XIX в. формируются первые научные медицинские школы: анатомическая (П. А. Загорский), хирургические
(И. Ф. Буш, Е. О. Мухин, И. В. Буяльский), терапевтические
(М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский). Н. И. Пирогов \

Со второй половины XIX в. вопросами охраны здоровья, помимо государственных структур, занималась и общественная медицина: общество охранения народного здравия (1878 г.),


через организационные формы общественной медицины (медицинская периодическая печать, медицинские общества, съезды, комиссии) была создана первая в России участковая система оказания медицинской помощи (земские врачи), и положено начало организации санитарного дела в Петербурге (1882 г.),
В 70-е годы 20 столетия сформировалась гигиена как самостоятельная дисциплина, создавались первые научные гигиенические школы (А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман).
Впервые в России (вместе с санитарными врачами А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым) проведено комплексное социально-гигиеническое изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879—1885 гг.),

Для развития земской и городской санитарных организаций много сделали первые санитарные врачи И. И. Моллесон, И. А. Дмитриев, Г. И. Архангельский, Е. А. Осипов, Н. И. Тезяков, З. Г. Френкель и др.


И. И. Моллесон — первый санитарный врач в России, создал первый врачебно-санитарный совет — коллегиальный орган, призванный руководить земской медициной. Предложил проект организации врачебных участков на селе, должность уездного санитарного врача для изучения санитарного состояния населения, условий труда и быта, причин болезней и борьбы с ними. Организатор и руководитель более 20 губернских съездов земских врачей. И. И. Моллесон подчеркивал : «Социальная медицина как отрасль знаний и деятельности широка и охватывает ... все мероприятия, которые могут улучшать жизненную обстановку масс населения».
Е. А. Осипов — один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. Впервые в России ввел карточную регистрацию заболеваний. Создал земскую Московскую губернскую санитарную организацию (1884 г.). Разработал принцип деятельности врачебного участка с лечебницей-стационаром, функции сельского врача, а также программу санитарного обследования губернии.
Н. А. Семашко — теоретик и организатор здравоохранения, первый народный комиссар здравоохранения (1918—1930 гг.). Под его руководством разрабатывались принципы здравоохранения — государственный характер, профилактическая направленность, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, единство науки и практики, широкое участие общественности в решении вопросов охраны здоровья. Н. А. Семашко создал новую науку — социальную гигиену и стал первым заведующим кафедрой социальной гигиены (1922 г.). Создал новые виды здравоохранения — охрана материнства и младенчества, санаторно-курортное дело. При его активном участии был создан Государственный научный институт народного здравоохранения им. Л. Пастера, перестроена система высшего медицинского образования, в Москве и Ленинграде организованы институты физической культуры.
З. П. Соловьев — теоретик и организатор гражданского и военного здравоохранения, заместитель народного комиссара здравоохранения, начальник Главного военно-санитарного управления. В 1923 г. организовал кафедру социальной гигиены во 2-м Московском медицинском институте. Внес большой вклад в развитие профилактического направления здравоохранения, в реформу медицинского образования.
З. Г. Френкель — один из основоположников социальной гигиены в стране. Организатор и руководитель кафедры социальной гигиены 2-го Ленинградского медицинского института (1923—1949 гг.), крупный специалист по коммунальной гигиене, демографии и геронтологии, руководитель Гигиенического общества  Ленинграда в течение 27 лет.
Период Великой Отечественной войны и послевоенные годы связаны с развитием военной медицины, восстановлением материальной базы здравоохранения и активной подготовкой медицинских кадров.
Начиная с 1961 г. принимается ряд законодательных актов и постановлений Правительства союза, направленных на развитие системы здравоохранения. Важнейшей социальной задачей провозглашена охрана здоровья населения. Укрепляется материальная база здравоохранения, осуществляется специализация медицинской помощи, совершенствуется система первичной медико-санитарной помощи. В 1978 году в Алма-Ате была проведена конференция ВОЗ посвященная организации первичной медико-санитарной помощи населению, на которой было 146 стран участников. Великая хартия, выработанная на этой конференции легла в основу нового мышления о здоровье народов и разделила историю организации здравоохранения на до и после АлмаАты. Величайшая заслуга в организации и проведении конференции, и в развитии здравоохранения РК принадлежит первому академику от медицины Казахстана Т.Ш.Шарманову. Лаурет международных премий и наград, основатель и директор национального НИИ питания Т.Ш.Шарманов и сегодня продуцирует новые медицинские знания и технологии.

Становлению социальной гигиены в эти годы способствовали известные ученые С. В. Курашев, Г. А. Баткис, С. Я. Фрейдлин, Е. Я. Белицкая и др Современный период медико-социальных исследований проблем здоровья населения и здравоохранения связан с именами таких ученых как: Ю. П. Лисицын, О. П. Щепин, И. Н. Денисов, Кучеренко, И. В. Лебедева, В. А. Миняев, А. М. Москвичев, идр, в России, а в Казахстане О.Жузжанов. А.А.Аканов, Т.И.Слажневаи др.


В последние годы приоритетными проблемами здравоохранения являются такие, как охрана материнства и детства, становление государственного санитарного надзора и охрана окружающей среды, медицинское обеспечение в условиях нового хозяйственного механизма, рыночной экономики и медицинского страхования, внедрение принципов семейной медицины, совершенствование подготовки медицинских кадров

Иллюстративный материал:
Слайды:

Макеты таблиц.

.


  • Литература:

1.Ю.П. Лисицин, Н.В.Полунина «Общественное здоровье и здравоохранение» М: Медицина, 2002 г. стр 353-357.

2 .Актуальные проблемы социальной медицины и управления здравоохранением. // В сб.: Избранные лекции (под редакцией д.м.н. Кульжанова М.К.). – Алматы, 1994. – 175 с.

3.Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – Санкт-Петербург, Петрополис. – 2000. – 914 с.

Литература

Дополнительная:



  1. 1.Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: учебное пособие. - М., 2008. - 64 с.

  2. Медик В.А. Руководство по статистике в медицине и биологии. 3 тома Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б., Комаров Ю.М. - Издательство: М.: Медицина, 2006. - 352

  3. Аканов А.А., Девятко Н.В., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. - Алматы,- 2001-100с.

На казахском языке

основная:


      1. Бигалиева Р.К., Исмаилов Ш.М. Социальная медицина и управление здравоохранением: Учебник (на казахском языке). - Алматы, 2001.- 371 с.

Контрольные вопросы



  1. Дать понятие «здоровье», «общественное здоровье»

  2. 2.Сколько существует уровней здоровья ?

  3. Что такое факторы риска?

  4. Каков удельный вес факторов образа жизни на здоровье?

  5. 5.Каков удельный вес факторов здравоохранения на здоровье?

  6. 6. Основные методы общественного здравоохранеия

  7. Что изучает предмет общественное здравоохранение ?

  8. Основные методы изучения общественное здравоохранение?

  9. Назовите основные структуры предмета ?

  10. Система здравоохранения в РК

  11. Пути становления здравоохранения

  12. Современное состояние здравоохранения в РК

  13. Государственный сектор здравоохранения

  14. Негосударственный сектор здравоохранения.

  15. Государственная программа развития здравоохранения в РК




страница 1

Смотрите также: