страница 1 ОРГАНИЗАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
Кричевский Сергей Юрьевич
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Введение в нашей стране с 1.09.2011 г. Кодексом Республики Беларусь об образовании двухступенной системы высшего образования обусловило необходимость системного решения комплекса проблем организации магистерской подготовки по специальностям экономического профиля.
Анализ опыта решения этих проблем, накопленный вузами Беларуси в 2012-2013 гг., свидетельствует о формировании двух основных тенденций в этой области образовательной деятельности: имитационной и инновационной.
Имитационный подход к организации магистерской подготовки сводится, в общем, к попыткам использования в этой работе традиционных приемов и методов обеспечения учебного процесса, накопленных за последние 30 лет, главным образом, в рамках специалитета высшей школы СССР.
Инновационный подход заключается в анализе передового опыта бизнес-школ и профильных факультетов зарубежных университетов и его креативной адаптации к особенностям национальной системы экономического образования.
Именно такой подход, как и свидетельствует опыт Высшей школы управления и бизнеса (ВШУБ БГЭУ) и результаты исследований, проведенных автором, в вузах Беларуси, РФ и других зарубежных стран, обеспечивает формирование современной и эффективной системы магистерской подготовки по специальностям экономического профиля.
Международный опыт организации подготовки магистров по специальностям экономического профиля строится, главным образом, на историческом опыте англо-американских университетов. Этот вид образования появился в США в конце XIX – начале XXI века, первоначально, в формате школ бухгалтеров. В середине XX века программы магистерской подготовки в области финансов, менеджмента, бизнес-администрирования и др. стали распространяться из США в страны континентальной Европы. С середины 90-х гг. они появились и в странах бывшего СССР.
Магистерская подготовка организуется либо отдельными, специализированными вузами (как правило, престижными, высокобрендовыми университетами, как, например, Лондонская школа экономики), либо специальными факультетами университетов, которые «раскручиваются» как самостоятельные бренды образования «премиум класса» (например, Гарвардская школа бизнеса Гарвардского университета).
Организация учебного процесса в магистратуре строится, обычно, по программно-модульному принципу. При этом первичной ячейкой выступает не кафедра, а команда преподавателей, обеспечивающая реализацию данной учебной программы, в формате самостоятельного образовательного модуля. Эту команду возглавляет руководитель программы (известный ученый – идеолог этого образовательного проекта) и менеджер программы, обеспечивающий координацию всех составляющих учебного процесса. Руководителем программы назначается, как правило, заведующий профильной кафедры, декан факультета или бизнес-школы, ведущий профессор; менеджером – преподаватель кафедры, заместитель декана, сотрудник отдела магистратуры.
Преподаватели приглашаются руководителем программы для работы в этом образовательном модуле индивидуально и, соответственно, их учебная нагрузка закрепляется лично за ними, а не обезличенно за кафедрой. С приглашенными преподавателями могут заключаться дополнительные трудовые соглашения (например, на разработку УМК на иностранном языке, на написание специальной учебной литературы и т.п.). У преподавателей, работающих в магистратуре, учебная нагрузка, обычно, меньше, чем у преподавателей I ступени высшего образования, а почасовая оплата выше.
Поощряется привлечение к работе в магистратуре, в качестве преподавателей, специалистов-практиков. Обычно преподавателями в магистратуре успешно работают сотрудники бизнес-консалтинговых и юридических фирм. Обучение в магистратуре является преимущественно интерактивным и практико-ориентированным. Широко используются методы case-study.
Все магистранты обеспечиваются раздаточным материалом, текстами кейсов, презентациями лекций, статистическими базами и прочей учебной информацией в бумажном и электронном форматах.
Гарантированно стажировку магистрантам обеспечивают только престижные бизнес-школы, в рамках дорогих образовательных проектов, типа Executive MBA, где эта недешевая образовательная услуга включена в стоимость обучения.
Большинство университетов предлагают через свои отделы карьеры только содействие в поиске мест стажировки у потенциальных работодателей, либо в организациях, использующих стажеров, как временный персонал, желающий получить первичные профессиональные навыки и улучшить свое резюме упоминанием о работе в известной компании.
Магистерские программы организуются университетами и презентуются абитуриентам, как образовательные продукты премиального класса. Это высокоприбыльные для университета проекты. Они, как правило, имеют экспортоориентированный характер и представлены как национальными, так и англоязычными форматами.
Экспортоориентированные форматы ориентированы, в первую очередь, на присвоение магистрам международноузнаваемых, степеней: MBA, MPA, MAcc - в т.н. “практикоориентированом” направлении; MSc, MPhil- в т.н. “научноориентированном” направлении.
Большой опыт в организации магистерских программ накопили ведущие вузы РФ. Здесь при организации магистерской подготовки широко применяют уже накопленный в этой области зарубежный опыт. В особый, эксклюзивный сегмент, при этом выделяются:
-
Совместные, с зарубежными вузами, магистерские программы, обеспечивающие выпускникам получение двух дипломов ( dual degree/ dual diploma ).
-
Англоязычные программы.
-
Программы МВА.
Например, в МГИМО из 41 магистерской программы 12 программ (23%) являются совместными, а 3 программы (7%) - полностью англоязычными.
Учебный процесс в магистратуре организован в 2-х форматах: очно-вечернем и заочном (модульном), представляющем собой сочетание очных сессий и дистанционно-межсессионного обучения.
Магистерские программы являются самыми дорогим, высокоприбыльными и престижными образовательнымипроектами российских вузов. Средняя стоимость русско-язычных программ в Москве – 6 тыс.долл.США за 1 год, англоязычных – 10 тыс.долл. США ха 1 год.
Программа МВА выведена в сектор дополнительного профессионального образования, где условия ценообразования гораздо либеральнее, чем в других сегментах экономики и организации высшего образования РФ.
Анализ передового зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что в процессе организации современной системы магистерской подготовки по специальностям экономического профиля необходимо обеспечить выделение магистерской ступени обучения в особый, «премильный сегмент» высшего образования. Эта форма обучения в вузе должна строиться не на поточных методах студенческого всеобуча, характерных для современной эпохи «тотального высшего образования», а на программно-модульных принципах гибкой и адаптивной подготовки уникальных специалистов магистерской ступени. Традиционную линейно-кафедральную структуру обеспечения учебного процесса должна заменить программно-командная система, формируемая под специфические требования конкретного образовательного модуля.
Материальное стимулирование преподавателей должно основываться, главным образом, не на почасовой, а на сдельно-договорной оплате их труда.
Необходима полная либерализация ценообразования в данном сегменте деятельности высшей школы. Магистратура должна стать высоко прибыльным сегментом высшего образования, что позволит вузам инвестировать дополнительные средства в кадровую, учебно-методическую и материальную базу учебного процесса II ступени высшего экономического образования, повышая таким образом ее конкурентоспособность на национальном и международном рынках образовательных услуг.
страница 1
|