страница 1 Проект резолюции Круглого стола
«Принципы этики взаимодействия врача и пациента»
КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, г.Алматы, 31 октября 2011г.
Организаторы: Клуб «Адвокат здоровья» Школы общественного здравоохранения
им. Х.Досмухамедова, кафедра «Политика и управление здравоохранением», кафедра «Менеджмент и маркетинг в здравоохранении и фармации с основами права», ТОП-100, КДМ, Дебатный клуб.
В Казахстане участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом.
Качество медицинской помощи - это свойство процесса взаимодействия врача и пациента, обусловленное квалификацией профессионала, то есть его способностью выполнять терапевтические вмешательства, снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы здравоохранения и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской системой. И одним из составляющих качественной медицинской помощи является соблюдение этики взаимодействия врача и пациента. Повышение доверия пациента к медицинским работникам и удовлетворенность его качеством медицинской помощи можно достичь путем повышения знаний и практических навыков в области межличностной коммуникации между медицинским работником и пациентом.
Участники круглого стола констатируют, что в основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей достижению конечных положительных результатов лечения. Назначив «правильную пилюлю от правильной болезни» и дав больному «правильные» инструкции, многие врачи считают свою задачу выполненной. Но назначение не означает лечение! Несмотря на то, что обеспечить качество медицинской помощи невозможно без современных медицинских технологий, в настоящее время на первое место выдвигается соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям и ожиданиям пациента.
Заслушав выступления по анализу ситуации, связанной с этикой взаимоотношения врача и пациента и принимая во внимание итоги дискуссий, принимается следующая резолюция:
-
Врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели - к ликвидации болезни и защите здоровья пациента.
-
Взаимоотношения врача и больного в каждом конкретном случае должны складываться индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента и от индивидуально-психологических особенностей врача. Нужно учитывать, что на формирование взаимоотношений влияют половые и возрастные различия, уровень образования, социальный статус и другие факторы.
-
Создать доверительную атмосферу, т.е. более искренние и устойчивые отношения пациента с медицинским работником, что позволит расположить пациента к более откровенному обсуждению особенностей своего поведения в связи со многими хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения, изменения стиля поведения.
-
Врач должен владеть психологическими методами, технологиями, приемами для создания благоприятной атмосферы с целью достижения положительных результатов лечения.
-
Пациент должен не только соблюдать предписания врача относительно приема лекарственных средств, соблюдать режим, диету, которые рекомендованы пациенту в связи с его заболеванием, являться на профилактические медицинские осмотры в сроки, указанные медицинским работником, но и относиться к врачу, как специалисту, который способен помочь и решить его проблемы со здоровьем.
-
В программе образовательного процесса освещать основные положения законодательства в сфере медицинского обслуживания, раскрывать понятие медицинского права, рассматривать правовое обеспечение здравоохранения, правовое регулирование отношений между гражданами и медицинскими учреждениями, а также правовая ответственность медицинских работников и пациентов в системе медицинского права.
Проект резолюции принят на заседании круглого стола «Принципы этики взаимодействия врача и пациента», проходившего в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, г.Алматы, 31 октября 2011г.
страница 1
|