Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


ГОСТ Р ИСО 14020-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТКИ


И ДЕКЛАРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ


ЭКОЛЛОЙД
Санкт-Петербург
2001

ГОСТ Р ИСО 14020-99

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследова­тельским институтом стандартизации Госстандарта России.

ВНЕСЁН Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1999 года № 716-ст.

3. Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14020-98 "Экологические этикетки и декларации. Основные принципы".

4. ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ

Эколлойд, 2001



ВНИМАНИЕ!

Настоящее издание не является официальным изданием
Государственного стандарта Российской Федерации.

Набрано по тексту официального издания Госстандарта России



ГОСТ Р ИСО 14020-99. Государственный стандарт Российской Федерации
"Экологические этикетки и декларации.
Основные принципы",
БЗ 11-99/470,  ИПК Издательство стандартов, 2000,

в полном соответствии с текстом оригинала.



ГОСТ Р ИСО 14020-99

Содержание



1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Термины и определения 1

4 Цели экологических этикеток и деклараций 1

5 Основные принципы 1

ПРИЛОЖЕНИЕ А


(справочное) 4

ГОСТ Р ИСО 14020-99

Введение


Экологические этикетки и декларации - один из инструментов экологического управления, являющегося объектом рассмотрения комплекса стандартов ИСО 14000.

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отноше­нии их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. По­купатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги. Если экологическая этикетка или декларация дают такую информацию, то сектор рынка такой продукции или услуги может быть расширен, и другие производители продукции могут отреагировать на это улучшением экологических аспектов своей продукции или услуги. Это будет способствовать расширению использования экологических этикеток и деклараций, что в итоге ведёт к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТКИ И ДЕКЛАРАЦИИ

Основные принципы

Environmental labels and declarations.


General principles



Дата введения 2000-07-01
1 Область применения

Настоящий стандарт определяет основные принципы разработки и использования экологичес­ких этикеток и деклараций. Предполагается, что другие государственные стандарты, реализующие прямое применение стандартов ИСО серии 14020 [1, 2, 3], будут использоваться с учётом положений настоящего стандарта.

Предпочтительными являются стандарты, предусматривающие более конкретные требования по сравнению с настоящим стандартом.

Настоящий государственный стандарт не предполагается использовать для целей сертификации и регистрации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт

ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура


3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины и их определения.

3.1 экологическая этикетка, экологическая декларация (Environmental label, environmental declaration): Заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг.

Примечание - Экологические этикетки или декларации могут иметь форму заявления, знака или графического изображения на этикетке продукции или упаковки, приводимого в сопроводительной документации, техническом описании, рекламном проспекте, информационном листке для общественности или другим способом.

3.2 жизненный цикл (Life-cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии продукционной системы - от добычи сырьевых материалов или использования природных ресурсов до размещения (утилизации) отходов (ГОСТ Р ИСО 14040).

Примечание - Понятие "продукция" включает товары или услуги.

3.3 экологический аспект (Environmental aspect): Элемент деятельности организации, продукции или услуги, свидетельствующий о взаимодействии с окружающей средой.


4 Цели экологических этикеток и деклараций

Общая цель экологических этикеток и деклараций - доведение до потребителя надёжной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.
5 Основные принципы

5.1 Общие положения

Все принципы (1-10) применимы ко всем экологическим этикеткам и декларациям.



5.2 Принцип 1

5.2.1 Содержание

Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствую­щими назначению и не вводящими в заблуждение.

5.2.2 Пояснения

Полезность и эффективность экологических этикеток и деклараций зависит от надёжности информации об экологических аспектах продукции или услуги.

Практическая и техническая основа экологических этикеток и деклараций должна быть про­веряемой. Экологические этикетки и декларации должны давать точно ориентированную информа­цию. Они должны характеризовать экологические аспекты, относящиеся к фактическим обстоятельствам добычи соответствующих природных ресурсов, производства, распределения, ис­пользования, утилизации продукции или услуги. Периодическое рассмотрение основания для ис­пользования экологических этикеток и деклараций должно учитывать нововведения. Частота сбора информации должна соответствовать инновационным периодам. Экологические этикетки и декла­рации должны быть понятными для потенциальных потребителей продукции или услуги.



5.3 Принцип 2

5.3.1 Содержание

Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.

5.3.2 Пояснения

Для реализации вышеуказанного принципа должны применяться положения и рекомендации Всемирной торговой организации (ВТО)

5.4 Принцип 3

5.4.1 Содержание

Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, доста­точной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.

5.4.2 Пояснения

Информацию, относящуюся к экологическим этикеткам и декларациям, собирают и обрабатывают с использованием признанных методов соответствующих научных или технических дисциплин или других научных методов, соответствующих принятым стандартам, имеющим международное признание (международные, региональные или национальные стандарты). Используют также методы, принятые в промышленности или торговле, которые являются предметом анализа или пересмотра.

Полученная информация должна быть точной и воспроизводимой.



5.5 Принцип 4

5.5.1 Содержание

Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения эко­логических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтере­сованных сторон.

5.5.2 Пояснения

Информация должна отражать используемые принципы, допущения и граничные условия. Информация должна быть достаточной и конкретной, позволяющей потребителям, потенциальным потребителям и другим заинтересованным сторонам оценивать и сравнивать экологические этикетки и декларации на базе соответствующих научных принципов, приводимых ссылок и их общей значимости, оценивать соответствие экологической этикетки или декларации международным стан­дартам. Информация должна также чётко указывать, основана ли этикетка или декларация на принципах самодекларации или на решении независимой стороны.

Средства получения такой информации должны быть известны потребителям или потенциаль­ным потребителям на рынке продукции или услуг (5.10). При этом могут быть ограничения доступ­ности конкретной информации, связанные с её конфиденциальным характером, охраной интеллектуальной собственности или подобными законными ограничениями.



5.6 Принцип 5

5.6.1 Содержание

Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.

5.6.2 Пояснения

Жизненный цикл продукции или услуги охватывает все стадии от процессов получения и поставки сырьевых материалов или добычи природных ресурсов до конечной стадии - утилизации и размещения отходов. Рассмотрение жизненного цикла продукции или услуги даёт возможность стороне, разрабатывающей экологическую этикетку или декларацию, учесть все факторы, оказы­вающие воздействие на окружающую среду. В дальнейшем это позволяет разрабатывающей стороне выявить возможности увеличения одного вида воздействия в процессе уменьшения другого.

Оценка жизненного цикла продукции или услуги помогает выявить соответствующие характе­ристики и критерии для экологических этикеток и деклараций или определить степень значимости экологического заявления. Широта рассмотрения характеристик жизненного цикла зависит от типа экологической этикетки или декларации, имеющейся базы для заявления и характеристик группы однородной продукции.

Это не означает обязательности рассмотрения оценки жизненного цикла.

5.7 Принцип 6

5.7.1 Содержание

Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддер­жания или улучшения экологических характеристик.

5.7.2 Пояснения

Требования должны быть выражены в терминах экологических характеристик, а не в виде намерений или описательных характеристик, что обеспечивает максимальную гибкость для техни­ческих или других инноваций. Не допускается предписывающий характер проектных критериев или косвенные технологические предпочтения из-за возможности воспрепятствовать усовершенствова­ниям продукции или услуг, которые не влияют на обеспечение соответствия экологическим требо­ваниям или могут привести к значительным улучшениям экологических характеристик.

5.8 Принцип 7

5.8.1 Содержание

В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия ис­пользуемым критериям и стандартам.

5.8.2 Пояснения

Все организации должны иметь равные возможности для использования экологических эти­кеток и деклараций. Их участие не должно сдерживаться посторонними факторами или требования­ми, такими как усложнённость процедур или предоставление необоснованной информации, или административными требованиями.

5.9 Принцип 8

5.9.1 Содержание

В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны быть открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон.

5.9.2 Пояснения

Процесс разработки стандартов и критериев должен быть открытым для всех заинтересованных сторон. Стороны, приглашённые к участию, должны быть своевременно и адекватно представлены. Стороны могут выбирать форму прямого участия, обмен письменными сообщениями или электрон­ные средства информации. Способ передачи комментариев и сообщений должен обеспечивать достоверность информации. Для заявления в виде самодекларации проводят консультации.

Примечание - Для более детального рассмотрения см. [4], [5].



5.10 Принцип 9

5.10.1 Содержание

Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна потребителям и потенциальным потребителям.

5.10.2 Пояснения

Эффективность экологических этикеток и деклараций зависит от их способности помочь потребителям сделать осознанный выбор, информировать их об экологических аспектах решения о покупке, оказать определённое влияние на потребителей или потенциальных потребителей при выборе ими продукции или услуги. Это, в свою очередь, связано со степенью приемлемости и пониманием потребителями и потенциальными потребителями имеющейся информации.

Поэтому стороны, использующие экологические этикетки и декларации, должны нести ответ­ственность за обеспечение доступа потребителей и потенциальных потребителей к информации так, чтобы они могли понять смысл заявления, знака или термина. Это может быть обеспечено различ­ными методами, такими как рекламные проспекты, пояснения при продаже, бесплатные телефонные номера, и, среди прочего, соответствующими программами обучения.

Предоставляемая информация должна быть конкретной, достаточной для выяснения имею­щейся базы и цели экологического заявления.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


(справочное)

Библиография

[1] ИСО 14021 Экологические этикетки и декларации. Экологические заявления в виде самодекларации

[2] ИСО 14024 Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка по типу I. Руководя­щие принципы и процедуры

[3] ИСО 14025 Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка по типу III. Руково­дящие принципы и процедуры

[4] ИСО/МЭК Руководство 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь

[5] ИСО/МЭК Руководство 59. Практические рекомендации по стандартизации




УДК 003.62(084):006.354

ОКС 13.020

Т58

ОКСТУ 0017

Ключевые слова: экологическое управление, экологическая маркировка, экологические этикетки, экологические декларации, экологические знаки, принципы


ЗАО "Эколлойд"

195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 68

телефон (812) 528.5731, телефакс (812) 528.6491



e-mail: ecolloyd@mail.wplus.net




страница 1

Смотрите также: