страница 1 | страница 2 страница 3
Эксперты: половина производимой в мире еды выбрасывается. По данным ученых, половина всех продаваемых продуктов питания в Европе и США заканчивает свой путь на свалке
10 января 2013 г.,
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/01/130110_food_wastage_report.shtml?ocid=socialflow_twitter_russian
По данным исследования, проведенного специалистами британского Общества инженеров-механиков по заказу ООН, около половины всех продуктов питания, производимых в мире, выбрасывается на свалку.
Согласно докладу, до двух миллиардов тонн продовольствия пропадает из-за несовершенного хранения, чересчур строгих сроков годности, перепроизводства, чрезмерных оптовых заказов и капризов покупателей, а также маркетинговой политики супермаркетов, побуждающих людей покупать больше продуктов, чем нужно.
По этим же данным, до 30% всех овощей, выращиваемых в Британии, остаются на полях просто потому, что они не достигают параметров, которые делают их привлекательными для покупателей.
Доктор Тим Фокс, глава отдела по энергетике и экологии в Обществе инженеров-механиков, заявил, что в США и странах Европы половина всей покупаемой еды выбрасывается потребителями. "Объемы затрачиваемой на производство этой продукции энергии и природных ресурсов невообразимы. Все эти продукты могли бы прокормить десятки миллионов людей, голодающих сегодня", - сказал Тим Фокс.
Растрата глобальных ресурсов
По его словам, такое положение объясняется сразу несколькими факторами - несовершенством методов выращивания, перебоями в транспортировке, плохим хранением, а также тем, что крупные торговые сети отбраковывают продукты, не обладающие привлекательным внешним видом, и побуждают потребителей покупать излишек продуктов за счет всевозможных скидок.
"Если речь идет о развивающихся странах, то основные потери приходятся на первые звенья в процессе производства и потребления пищевых продуктов, то есть происходят на этапе между полем и магазином, - заявил доктор Фокс. - В развитых странах потери происходят в основном из-за несовершенства процесса реализации и поведения потребителей".
Доклад, озаглавленный "Проблемы глобальной пищевой промышленности", содержит также данные о том, что на производство продуктов питания, которые не достигают потребителя, тратятся гигантские объемы воды - до 550 млрд.кубометров в год.
По оценке специалистов института, потребление воды в сельском хозяйстве может к 2050 году достичь 10-13 триллионов кубометров в год.
К 2075 году, как считают демографы ООН, население мира возрастет на 3 миллиарда человек и достигнет 9,5 миллиардов.
В докладе делается вывод о том, что международным организациям и правительствам всех стран мира предстоит принять ряд радикальных мер по изменению сложившихся стереотипов в деятельности фермеров, агрокомпаний, торговых сетей и потребителей.
Фастфуд ведет к экземе и астме
16.01.2013, Валерия Одинцова, http://www.med-info.ru/content/view/2896
Ученые предупредили о новых опасностях, угрожающих любителям гамбургеров и картофеля фри, сообщает газета «Комсомольская правда».
Особенно опасен фастфуд для детей. Ученые из новозеландского университета Окленда и британского университета Ноттингема обследовали полмиллиона детей более чем из 50 стран и пришли к неутешительному выводу, что регулярные походы в «Макдональдс» в детстве до добра не доведут.
Те, кто как минимум 3 раза в неделю посещает рестораны быстрого питания, рискуют заработать бронхиальную астму, экзему и слезящиеся глаза. Исследователи считают, что именно быстрое питание является главным виновником резкого роста в последнее время заболеваний бронхиальной астмой и экземой среди детей.
Главный недостаток фастфуда в том, что в нем содержатся насыщенные и трансжирные кислоты, снижающие иммунитет. Фрукты же богаты антиоксидантами и другими полезными веществами.
У обследованных детей, которые посещали рестораны быстрого питания не меньше 3 раз в неделю, уровень заболеваний астмой оказался на 39% выше, чем у малышей, питающихся нормально. Те же, кто как минимум 3 раза в неделю ест фрукты, снижают вероятность появления этой болезни на 11-14%.
Фильм о проблеме алкоголизма. Как и когда русские стали пить, кому и зачем это надо, какие существуют алкогольные мифы и др.
http://b2bbasis.livejournal.com/39020.html (Ролик №2. Личностный рост. Развитие личности: последний шанс)
Коллективный детский суицид нового поколения
http://www.yburlan.ru/biblioteka/suicid-podrostkov
Ирина Каминская, преподаватель
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще.
Е.Евтушенко
Самоубийство — последний акт в невыносимой жизненной драме. Последняя точка в давящей пустоте невыразимого отчаяния. Пытаясь понять самоубийцу, мы оправдываем его поступок неизлечимой болезнью, тяжёлой утратой, несмываемым позором. Чем оправдать детский суицид? Чем оправдаться перед 9-летним мальчиком с петлёй на шее? Что размозжить в себе, чтобы вернуть дочь, шагнувшую из окна? Нет оправдания и нет понимания. В подростковых самоубийствах всегда виноваты мы, взрослые. Ежегодно мы умываемся в крови полутора тысяч детей-самоубийц. Пытаются совершить самоубийство 4000 наших детей. Беспомощные потуги, именуемые профилактикой подросткового суицида, не стоят упоминания по причине их абсолютной неэффективности, о причинах которой ниже.
Когда произошло непоправимое, возникает вопрос, чего недодали? Чего не хватало ребёнку? Неблагополучная семья всё объясняет. Благополучная, значит, от скуки, с жиру, от дурости. Нам бы их проблемы! Весь ужас в том, что мы не просто не представляем себе истинные причины подросткового суицида, мы подчас не знаем даже, кто на самом деле живёт рядом с нами под кодовым названием «сын» или «дочь». Навязший в зубах ещё со школы конфликт отцов и детей уже давно не благостный Тургенев, это — бездна между поколениями, куда летят наши дети, не желающие жить вместе с нами на этой земле. Шквал подростковых суицидов захлестнул Россию в начале 2012 года. Отчего мы пожираем своих детей? Попробуем разобраться.
Причины подросткового суицида, или Как рыбке долететь до середины Днепра
Психически мы и наши дети принадлежим к разным видам, как рыбы и птицы. Принять эту аксиому очень непросто. Особенно в России, где гиперопека детей до зрелого возраста — норма жизни. Мы говорим: «Мой ребёнок» — подразумеваем: «Такой же, как я». Меж тем, психика каждого человека имеет чётко выраженную уникальную структуру. Необратимые дегенеративные изменения этой структуры приводят к подростковым суицидам. Следовательно, и профилактика суицида у детей и подростков должна строиться с учётом индивидуальной структуры психического, полученной человеком от рождения, степени её развития до пубертата и реализации после.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана доказательно демонстрирует кардинальные различия психики родителей и детей через восьмимерную матрицу психического бессознательного. Уникальное сочетание из восьми возможных наборов желаний и необходимых для их наполнения качеств личности определяет жизненный сценарий человека и по наследству не передаётся. Ненаполнение истинного желания может привести к самым нежелательным последствиям вплоть до слома всей матрицы и развития желания к суициду. Дифференцировать составляющие психического своего ребёнка, или, говоря терминами системно-векторной психологии, определять его векторальный набор крайне важно для правильного развития, воспитания и счастливой жизни наших детей. Своевременная системная диагностика негативных состояний психики помогает избежать суицида.
Нижние вектора проявляются в самом раннем детстве. Так, уже до года системно мыслящая мать может с уверенностью определить, анального или кожного ребёнка послала ей судьба. Затем в зависимости от индивидуальных особенностей определяются признаки других, в том числе и верхних векторов, прежде всего, зрения или звука. Таким образом, системное знание помогает не только адекватно пройти пороги раннего детства, но и основательно подготовиться к драме пубертата. Эта та самая соломка, которую стелят заранее, системно это возможно.
Меня не похвалили. Я повесился
В общем смысле задача развития ребёнка в детстве — это достойно выйти на пубертат. Именно в подростковом возрасте человек выводит наружу весь букет своих векторов в том развитии, которое мы, родители, обеспечили ему в детстве. Развить вектора после окончания полового созревания будет уже невозможно, поэтому так важно успеть за эти 12-15 лет дать максимум по каждой векторальной нехватке. Это альфа и омега профилактики суицида среди подростков. В особых случаях срок, имеющийся в распоряжении родителей, сокращается и до 9 лет. Промедление смерти подобно тут в буквальном смысле слова.
Когда мы говорим о желаниях и нехватках, о наполнении их, речь не идёт об исполнении любой едва возникшей прихоти. Имеются в виду только истинные желания в психическом данного ребёнка. Например, в анальном векторе это будет желание довести начатое до конца, желание чистоты, порядка, систематизации (например, игрушек), возникнет нехватка положительной оценки своего труда (похвалы). В коже истинными желаниям будут движение, перемены состояний, соревнование, тактильные ласки, возникнут нехватки режима, разумного ограничения.
Только из перечисления видно, насколько различны желания у психически разных детей, а ведь это всего лишь малая толика в двух нижних векторах! Наполнение таких желаний не каприз, а жизненная необходимость. Игнорирование истинного желания ребёнка крайне для него мучительно и приводит к недоразвитию вектора, а значит, к провалу в архетип, и как следствие, к слому жизненного сценария вплоть до детского суицида. Мелочей здесь нет, потому что именно в раннем детстве кроются причины суицида среди подростков, а не в том, пустили или нет вчера на дискотеку, купили или нет третьего дня новый телефон.
Психология суицида системно
Начнём с группы наибольшего риска — ребят со звуковым вектором. Анально-звуковой ребёнок без ярко выраженных врождённых патологий развития — мечта современной занятой мамы. Он тих, малоподвижен, занят собой, не отвлекает и не докучает. Казалось бы, живи и радуйся такая мать. Но нет мира под оливами. Мама спешит, а малыш копошится, мама кричит, а малыш, похоже, не слышит, или слышит, но не реагирует… Да он просто игнорирует Маму! По попе! По затылку! Не больно, боже упаси, слегка! Здесь шлепок всего лишь тактильное подкрепление лозунга: «Быстрей, давай, давай! Что ты плетёшься?» Форсируем и звуковой эффект, кричим: «Я тебя спрашиваю!»
Такая вот ежедневная рутина. Есть ли смысл искать здесь причины суицида подростков, малышу-то пока три-пять лет? Безусловно, есть. Потому что именно здесь причины и лежат, а не под фонарём сегодняшнего апокалипсиса, где мы пытаемся их найти, а находим лишь свои рационализации: сын покончил с собой, потому что девочка отказалась идти с ним в кино. Девочка виновата. Начинать профилактику суицида в школе поздно, недопустимо поздно, накопление причин покончить с собой начинается гораздо раньше.
Детский суицид без причины — признак родителя-дурачины
Надоедливая рутина для кожной мамы может стать муками ада для анально-звукового малыша, всё глубже и глубже погружающегося в звуконепроницаемую ракушку, всё безнадёжнее увязающего в ступоре. Пока он мал, он не умеет чётко выразить свои истинные желания, а понять их без системного знания сложно. Да и что это за желание — сидеть на попе, когда «я в его возрасте целыми днями гонял во дворе». Быстро уже завязал шнурки и вперёд марш-марш! Бывает не то, что за день, — неделями ребёнок не слышит ни одного ободряющего слова, ни одной жизненно необходимой ему похвалы.
Родители всегда недовольны. Они-то быстро завязывают шнурки, а этот… Не за что хвалить такого. В подростковый возраст ребёнок войдёт с устойчивым желанием совершить «суицид без причины», а по сути, избавиться от себя, такого негодного, несовершенного, чтобы не слышать постоянные визги и вопли в свой адрес. Первый неудачный опыт общения с противоположным полом станет лишь последней каплей, переполнившей чашу анально-звукового терпения.
Обратная ситуация — кожный малыш и анально-звуковая мама. Вёрткий и шустрый мельтешащий ребёнок постоянный источник раздражения для неспешной самоуглублённой мамаши. Шлепок за шлепком, ребёнку приходится привыкать к боли, адаптироваться к ней. Кожный вектор — гений адаптации на ландшафте, даже боль может научиться принимать как удовольствие. А что делать? Остаётся мазохизм. Иногда кажется, что кожный ребёнок проказничает специально, будто напрашивается на шлепок. Не кажется, так и есть.
Другая сторона кожного архетипа — воровство. Провал в архетип при отсутствии в коже адекватного запрета (а звуковой мамаше не до адекватных запретов, молчи и не бегай — главное) проявляется мелкими кражами. Цап и нет того, что должно быть на месте. Шлепок! Снова кража. Так до бесконечности. Вернее, до пубертата. Вор приходит в школу. Ловят за руку. Сценарий на неудачу в действии. Вечером узнает мама и снова будет лупить! Неудачник! Лучше в окно. Любая адаптация не безгранична, даже кожная. А начиналось с «невинного» шлепка за утащенную без спросу конфетку. Сколько случаев подросткового суицида берут начало в банальных, рутинных родительских затрещинах! Случаи намеренного издевательства над ребёнком, садизма родителей рассматривать не будем, как очевидные.
Когда единственный выход — упасть в пустоту за окном
Основной процент детей, совершивших самоубийство — звуковые. Истинная нехватка в звуковом векторе — тишина. Современный город мало оставляет возможностей для наполнения такой нехватки. Родители вносят свою лепту криками и руганью по поводу и без такового. Ругань может даже не быть направлена на ребёнка, родители могут орать друг на друга, для звукового ребёнка это в равной степени непереносимо, он может потерять слух на физическом уровне, а может стать вторичным аутистом. Крики дома — первый шаг к суициду у подростков-звуковиков.
Выход видится в компьютере, в сети. Уткнулся, и нет ничего вокруг. Однако здесь-то и подстерегает ловушка! Когда компьютер превращается в самоцель, происходит подмена смыслов. Вместо сосредоточения на решении какой-то позитивной задачи, подросток сосредотачивается на пустоте, которая может заполниться чем угодно. Звуковые дети легко объединяются в группы, часто деструктивные, если находится лидер, предлагающий идею. Нередко таковой «идеей» становятся наркотики. Проблема подростковой наркомании выходит за рамки данной статьи, но упомянуть о ней, как об одной из важнейших причин суицида среди молодёжи, необходимо.
Под влияние наркотиков попадают, прежде всего, звуковые и уретральные дети, а также те, кто носит в себе оба этих вектора. Применение наркотиков само по себе может трактоваться как отложенный суицид, программа на самоуничтожение. Звуковик уничтожает своё тело, чтобы избежать несравнимо большей боли — душевной. Уретральник — потому, что не видит границ. Последние сгорают на наркотиках особенно быстро. Если вы воспитываете уретрального звуковика, следует быть особо настороженными в плане суицида в подростковом возрасте. О воспитании уретрального ребёнка подробно рассказано на портале. Главным аспектом профилактики суицида у уретральных подростков является создание вокруг них первой системной стаи — семьи, где уретральник хоть и маленький, но вождь.
Я умру, а все останутся
Особо остановлюсь на ещё одной разновидности подростковых самоубийств. Такие самоубийства совершают дети с не слишком развитым зрительным вектором или зрением в страхе. Системно-векторная психология рассматривает зрительный вектор в развитии из страха за себя в страх за других, т.е. в любовь. Когда зрительный подросток достигает половой зрелости, он из детского состояния «любите меня» должен перейти в состояние «люблю».
Если зрительный вектор развит хорошо, постарались родители, такой переход происходит мягко. Подросток испытывает шквал влюблённостей, постоянно находится в невероятном круговороте симпатий, познаёт первую любовь. Для многих это время запомнится на всю жизнь. В случае недоразвития зрительного вектора, причиной которого может быть устрашение в детстве, в частности, чтение страшных сказок, подросток не может испытать любовь ни к кому, кроме себя.
Он видит, что люди вокруг любят друг друга и имитирует попытки, но не получает желаемого. Его не любят. Или ему кажется, что любят мало. Воображение зрительника не имеет границ. Косой взгляд, не то выражение лица, а дальше фантазёр дорисует, что угодно. Такие фантазии часто являются причиной суицидов среди молодёжи. Нередко зрительники имитируют самоубийство, заведомо не собираясь доводить дело до конца. Это наивысшая форма требования любви к себе — шантаж. Самоубийца-шантажист ходит по лезвию бритвы, иногда его расчёт не срабатывает, и спасти его не удаётся. А хотелось только попугать. Сам в страхе, и выносит наружу только страх.
Зрительный ребёнок может броситься вниз с крыши из чувства страха перед наказанием за какой-то (часто воображаемый!) проступок. Девочке показалось, что она беременна. Мальчик решил, что отец флиртует с его девушкой. Страх оказаться в неразрешимой ситуации, выглядеть некрасиво, толкает мнительного ребёнка на крайнее средство. Любовь — истинная нехватка только в зрении, если зрительник не получает любви, а главное, не умеет её отдать, он несчастен до самой крайней степени, а значит, способен на суицид. Зрительные суициды обставляются с театральным эффектом — красивыми подарками родственникам, посмертными записками с сердечками, иногда событие даже запечатлевается на видео.
Любите меня, пока я жива
Что значит любить ребёнка? Марина Цветаева сказала, что любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. Трудно сказать лучше. Видеть своего ребёнка не отличником Петей и не спортсменом-разрядником Вовой, даже не собой в улучшенной редакции, а видеть его психическое в системе векторов. Любить ребёнка значит отдавать ему по истинным нехваткам в каждый вектор, а не откупаться подарками. Любить ребёнка значит ограничивать его, когда это нужно, а когда нужно — возлагать на него ответственность за других, хвалить, если он достоин похвалы, налагать разумный запрет на того, кому запреты необходимы.
Истинная любовь к ребёнку, а не кликушество гиперопеки — самая лучшая профилактика суицида среди подростков. Задача родителей успеть за миг в десяток лет развить человека так, чтобы он мог полностью реализоваться в жизни и стать таким, каким его задумал Бог, т.е. счастливым. Системно-векторная психология делает эту титаническую задачу увлекательной игрой. Играйте по правилам Творца.
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Подростковые суициды: от виртуальной жизни к реальной смерти
22 августа 2012 года, Екатерина Люльчак, http://www2.pravoslavie.ru/jurnal/55623.htm
В 2012 году Россия вышла на первое место в Европе по числу детских и подростковых суицидов. Дети из благополучных семей прыгают с крыш и режут вены из-за низких баллов по ЕГЭ, потерянных карманных денег, выговора от учителя. За последнее время число подростков, добровольно расставшихся с жизнью, увеличилось на 37%. В среднем в стране ежегодно убивают себя около 2800 детей и подростков от 5 до 19 лет; на 100 тысяч детей и подростков приходится 22,5 случаев суицида, что превышает средний мировой показатель в три раза. Причем эти страшные цифры не учитывают число попыток самоубийств. И уж тем более в статистику не попадают те, кому приходят мысли покончить с собой. Хотя суицидальные намерения возникают, по приблизительным данным, примерно у 30–35% лиц в возрасте 12–21 года.
По мнению сотрудников отделения суицидологии НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ, проблема сегодня стоит очень остро. В Москве суициды вышли на первое место среди насильственных смертей, обогнав число жертв автокатастроф и погибших во время Чеченской кампании. Безусловно, каждый случай индивидуален, но, как отмечают сами психиатры, практически всегда в «картине преступления» прослеживается роль Интернета – в том или ином качестве.
– Недавно произошел трагический случай с 18-летним юношей. На консультацию его привела бабушка. Парень часто говорил о нежелании жить, страдал депрессией, – рассказывает психиатр-суицидолог, врач высшей категории Валентин Михайлов. – Семья благополучная, никаких проблем или трудностей. Одна загвоздка: молодой человек ушел в виртуальный мир. Мы предлагали обследовать его в стационаре. Но там у него не было бы возможности постоянно сидеть в Интернете – и парень отказался. Через два дня он покончил жизнь самоубийством.
Кстати, очень часто именно в Интернете подросток находит подтверждение своим мыслям о бессмысленности жизни. И даже единомышленников, с которыми планировать будущий уход уже не так страшно.
– Во-первых, подросток стремится найти «союзников» – разделить с ними ответственность за свой поступок. Почему подростки прыгают с крыш, взявшись за руки? Потому что не так страшно и вроде не ты один принял это решение. Масла в огонь подливают СМИ, которые смакуют подобные трагедии. Подросток находит подтверждение своим мыслям, видит, сколько шумихи вокруг, как все переживают, и решается повторить «подвиг». Это синдром «юного Вертера». А во-вторых, самоубийство всегда рассчитано так, чтобы произвести определенный эффект. А с помощью заявлений о своем самоубийстве в сети этот эффект усиливается, – говорит православный психолог Михаил Хасьминский.
Так, на одном из тематических форумов для самоубийц (пока в России подобные Интернет-ресурсы не запрещены) я наткнулась на сообщение молодого человека 16 лет: «Подскажите, как покончить жизнь самоубийством, чтобы о тебе говорила потом вся страна?» Ответов на этот вопрос было более 100. Парню предлагали поджечь себя на Красной площади, спрыгнуть с Останкинской башни; давали другие, подобные этим, предложения издевательского толка. А молодой человек всерьез отбирал понравившиеся варианты и советовался по поводу деталей… Вполне возможно, что ему не хватает общения и внимания, ведь, по статистике, только в 10% суицидальное поведение подростков имеет целью именно свести счеты с жизнью, а в 90% молодые люди стремятся привлечь к себе внимание – но всегда остается вероятность, что свои намерения отчаявшийся подросток осуществит с легкой подачи виртуальных «друзей». Специалисты по интернет-безопасности даже ввели такой термин, как «интернет-дедовщина». Координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев на конференции, посвященной главным причинам суицидов среди подростков, заявил, что 43% звонков по «телефону доверия» связаны с «киберунижением» и подначками со стороны виртуальных собеседников.
По сути, форумы и социальные сети – это та же улица, где подростки общаются. Изменилась только форма, а содержание и переживания остались теми же.
– На днях мы положили в стационар девушку 15 лет, которая решила покончить жизнь самоубийством из-за того, что ее «бросил» молодой человек, с которым она общалась по Интернету, – рассказывают в отделении суицидологии НИИ психиатрии. – Она ни разу не видела своего возлюбленного в реальности, но, тем не менее, разрыв «отношений» дал такую сильную реакцию. Многим покажется это глупостью, нестоящим поводом для переживаний, а для нее – трагедия. Не решилась на непоправимое девушка только потому, что ей стало жалко маму. А сколько подростков не задумываются об этом или просто пребывают в таком импульсивном состоянии, что сгоряча совершают непоправимое!
По словам психиатров, от трагедии может уберечь правильное поведение окружающих. Никаких советов или высказываний с позиции умудренного опытом взрослого, вроде «Да сколько еще таких друзей будет…», допускать нельзя. Реакция на подобные реплики у подростков неадекватно жесткая. В этом случае попытка суицида может быть предпринята из-за протеста или от юношеского максимализма («Значит, моя боль кажется вам ничтожной?!»). Но и записывать в психически ненормальные подростков, склоняющихся к суициду, тоже спешить не надо.
– Практика показывает, что не больше 30% подростков, совершающих или пытающихся совершить суицидальные действия, имеют психические патологии. Остальные 70–75% – нормальные ребята, которые просто в какой-то момент не видели выхода из сложившейся ситуации, – отмечают в НИИ психиатрии. – Сегодня невротизацию общества давно пора принимать как данность. И психика у подростков все более неустойчивая. Среди наших пациентов много ребят, кто плохо сдал экзамены, не поступил в университет, кто боится, что не найдет работу или свое место в жизни.
Как правило, подобные причины суицидального поведения появляются у ребят с комплексами отличников, которые всеми силами стараются оправдать возложенные на них надежды. Иногда слишком высокие требования родителей вгоняют детей в постоянный стресс, и, как следствие, появляется желание покончить с постоянным давлением.
– Сейчас работаем с молодым человеком, которого преследует мысль, что он недостоин жить, потому что приносит своей семье только разочарования. А он – умница, хорошо воспитан, учится в Бауманском университете на факультете робототехники. Стали разбираться, тестировать его – оказалось, что парень по своему складу никакой не технарь, а типичный путешественник, географ-исследователь. Вот и представьте: с одной стороны, желание оправдать чаяния родителей и продолжить династию, с другой – чувство неудовлетворенности и глубокого разочарования своей жизнью. У одного будут силы отстоять личные интересы, а кто-то поступится своими желаниями, но потом эта уступка приведет к неврозу и суицидальным мыслям, – рассказывает психиатр-суицидолог, врач высшей категории Валентин Михайлов.
Проблема приобрела такие катастрофические масштабы, что Минздрав даже предложил тестировать школьников на выявление суицидальных наклонностей. Но в том, что такая «разнарядка сверху» будет иметь успех, практикующие психиатры не уверены.
– Выявление суицидальных склонностей – момент очень тонкий. Вопросы в «лоб» не подходят: подросток просто «закроется» и будет озвучивать стандартные социально одобряемые ответы. Поэтому своих пациентов мы тестируем по методикам и опросникам, работая с которыми подросток даже не догадывается об истинном смысле теста, – говорит Валентин Михайлов.
Между тем, по мнению экспертов, не меньше информации и возможностей влиять на подростков психологи получат, если начнут «играть на поле» современной молодежи – в Интернете.
– Сегодня, в связи с огромным значением социальных сетей и Интернета в жизни подростков, мы разрабатываем методики анализа персональных страничек ребят с целью выявления суицидальных склонностей. Таким образом, уже сейчас многие психологи добирают недостающую информацию по своим пациентам в социальных сетях. Музыка, фото, фильмы, высказывания – все это важнейший материал для изучения личности. И вполне может быть, что, наряду с тестами, психотерапевты будут анализировать содержимое виртуальных страниц подростков, – рассуждают сотрудники отделения суицидологии НИИ психиатрии.
Однако никакие тесты и профилактические меры не уберегут от суицида, если подросток натыкается на безразличие дома.
– Внимание, сочувствие, любовь, снижение уровня притязаний – вот лучшая профилактика подростковых самоубийств. И, конечно, вера, – считает православный психолог Михаил Хасьминский. – Среди истинно верующих людей суицидентов нет. Цели и ценности у верующих другие. Из-за увольнения или проваленного экзамена верующий человек не пойдет на этот страшный грех. Ведь у кого есть вера, у того есть надежда и уверенность, что на все воля Божия.
Не верю! Авторский проект Бориса Корчевникова
20/01/2013, http://www.youtube.com/watch?v=0RMb4jdOh_0
Рассказ о том, когда и почему начались нападки на Православную Церковь...
Безопасный интернет. Видеобеседа с председателем Лиги безопасного интернета Денисом Давыдовым
http://www.radostmoya.ru/project/neravnodushnyi_razgovor/video/?watch=denis_davydov_bezopasnyi_internet
В гостях у Василия Давыдовича Ирзабекова - Денис Николаевич Давыдов, председатель Лиги безопасного интернета. Гость делится своими мыслями о том, чем опасен интернет, и рассказывает, как возможно препятствовать негативному воздействию сети на молодёжь.
Бэлза С.И. Фамильная честь – лучшая педагогика
http://vb.by/article.php?topic=4&article=18484
...– Считаю, это закладывается в семье с детства. По крайней мере, так было в моем случае. Мне мало что запрещали, но всегда много требовали. Чего стоила обязанность, а потом и потребность всегда блюсти честь нашего рода и фамилии! Это способствовало такому внутреннему отбору самовыражения и так дисциплинировало! Ум устраивается и соприкосновением с настоящими ценностями жизни. На эти впечатления потом ориентируешься, как на маяки. Когда мне еще в подростковом возрасте дали подержать автографы и рукописи Пушкина, предсмертную, написанную кровью записку Есенина – это так озарило мои мысли на долгие годы, что я с удовольствием просиживал время в архивах и за письменным столом. В результате – более 300 литературоведческих и литературно-критических публикаций, десятки предисловий к изданиям известных писателей от У.Шекспира до К.Чапека и Э.Синклера.
Для справки: Святослав Игоревич Бэлза – российский литературовед и критик, публицист, музыковед, телеведущий. Родился 26 апреля 1942 года в Челябинске. По отцовской линии принадлежит к старинному польскому роду. В 1965 году окончил славянское отделение филологического факультета МГУ. До 1997 года работал научным сотрудником Института мировой литературы, десять лет по совместительству - обозреватель «Литературной газеты» по зарубежной культуре. В 1987–1996 – автор и ведущий телепрограммы «Музыка в эфире» (Останкино, ОРТ). С 1997 работает на телеканале «Культура». Народный артист России (2006), заслуженный деятель искусств России (1994), заслуженный деятель Польской культуры (1988). Почетный член Российской академии художеств, президент Академии Российского искусства и Академии Российского телевидения. Награжден российскими орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, польским офицерским крестом Ордена заслуг перед РП.
В Брестской области планируется закрыть 19 малокомплектных школ
29 январь 2013, http://www.belta.by/ru/all_news/regions?id=622571
29 января, Брест /Ольга Кобяк - БЕЛТА/. В Брестской области отделами образования райисполкомов предложено в этом году закрыть 19 малокомплектных сельских школ. Еще 11 школ планируется реорганизовать в учреждения образования с изменением статуса. Об этом сегодня сообщил начальник управления образования Брестского облисполкома Михаил Тихончук на коллегии, где были подведены итоги работы системы образования региона в 2012 году, передает корреспондент БЕЛТА.
"Нынешний год объявлен в Беларуси Годом бережливости, и в системе образования намечен целый ряд мероприятий по экономии, более рациональному использованию бюджетных средств", - сказал Михаил Тихончук. В их числе и мероприятия по оптимизации сети сельских школ. "Содержание таких школ слишком затратно для бюджета. Для сравнения: если в среднем по области содержание одного ученика в школе обходится государству в Br11 млн., то в школах, где учатся менее 50 детей, затраты составляют от Br18 млн. до Br41 млн., а по отдельным школам и выше", - пояснил начальник управления.
Михаил Тихончук отметил, что в первую очередь будут сокращаться школы, в которых менее 50 учащихся. В настоящее время в регионе 91 такая школа.
Крайне не рационально, по мнению Михаила Тихончука, также содержать в школах малокомплектные классы. В сельских школах региона на сегодняшний день почти 800 классов (с 1-го по 11-й) с количеством учащихся от одного до пяти человек, при этом 89 - это десятые и одиннадцатые классы. Что касается таких старших классов, то в Брестской области стоит задача полностью их сократить. После базовой школы дети могут продолжать образование в учреждениях профессионально-технического образования.
Там, где будет приниматься решение по закрытию малокомплектных школ, будут решены вопросы подвоза детей в соседние школы. Парк школьных автобусов в области ежегодно пополняется новыми машинами в зависимости от потребностей того или иного района. На 2013 год запланировано приобрести 20 автобусов.
Михаил Тихончук также сообщил, что в 2013 году в регионе на содержание подведомственных учреждений образования из областного бюджета выделено около Br4,1 трлн. К уровню 2011 года объем финансирования увеличен на 24%.
Майк Гелприн. Свеча горела. Удивительный рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению
17 января 2013, http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/svecha-gorela-458305/
Скажите, какую книгу вы прочитали недавно? А когда это было? Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей?
Майк Гелприн написал рассказ «Свеча горела», в котором описал подобную ситуацию. Прочитайте его, пожалуйста, а вечером после работы подойдите к книжному стеллажу, выберите что-нибудь интересное и почитайте.
***
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно... — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то...
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?
Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.
— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...
— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.
Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От... От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.
Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)
Редактор-составитель: Ярошевич Елена Ивановна (v_helen2002@mail.ru)
Рекомендации по оформлению рассылки и материалы для включения в нее можно высылать по адресу: semia.edinenie.otechestvo@gmail.com (копия на v_helen2002@mail.ru)
страница 1 | страница 2 страница 3
|