страница 1 ОЮЛ «АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВКО»
Итоговое информационное издание
«СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – НА ЗАЩИТЕ ПРАВ СТУДЕНТОВ!»
В рамках государственного социального заказа
Управления внутренней политики
Усть-Каменогорск,2009 год
ВВЕДЕНИЕ
Студенческое самоуправление – это особое явление, сочетающее в себе организацию и управление жизни студентов в вузе и вне его. В то же время оно немыслимо без творческих инициатив самих студентов. В результате мы видим многообразие форм самоуправления: профком, студсоветы факультетов и общежитий, спортивные клубы, научные кружки, творческие студии и многое другое. Каждый из таких форм имеет свои особенности и опыт работы. Для эффективной деятельности лидерам студенческого самоуправления необходимо вести диалог, постоянно обмениваться опытом, информацией и учиться по-новому участвовать в жизни своего учебного заведения, решая его актуальные проблемы.
Сегодня ситуацию в сфере студенческого самоуправления г. Усть-Каменогорск можно описать следующим образом: прежде всего, это ряд инициативных студенческих организаций, занимающихся проведением организационно-воспитательных мероприятий на территории ВУЗа. Органы студенческого самоуправления объединяют активных студентов, которые в свою очередь становятся активистами ВУЗа и организаторам студенческих мероприятий.
В основном работа органов ССУ направлена на организацию мероприятий развлекательного характера (фестивали «Таланты первокурсников», «Студенческая весна», КВН и т.д..). Такие направления деятельности, как защита прав студентов, продвижение их инициатив не реализуются в полной мере.
Бесспорно, что на степень эффективности работы органов ССУ влияет много факторов, начиная с работы со студентами, заканчивая финансированием деятельности органов ССУ. И только решив все выше названные проблемы, можно будет построить наиболее эффективную модель ССУ.
ЧТО ТАКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Часто в повседневной деятельности мы сталкиваемся с понятием «студенческое самоуправление» и порой даже не понимаем сути данного понятия, ограничиваясь только тем, что это просто организация и проведение праздников в рамках учебного заведения или объедения студентов по интересам. А в целом «Студенческое самоуправление» – это инициативная, самостоятельная, ответственная, совместная деятельность неравнодушных к собственной судьбе студентов. Направлена эта деятельность на решение любых вопросов их жизнедеятельности: от организации праздников в той форме, которая им самим интересна вплоть до определения, кого из сокурсников поощрить или наказать, а также контроля за распределением стипендий, порядка заселения (и выселения) общежитий, согласования учебного расписания и т. д.
Термин «студенческое самоуправление» часто сокращают до «ССУ». СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК:
1. целенаправленная деятельность студентов. Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется.
2. как форма воспитательной работы в вузе.
Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
3. одно из направлений молодёжной политики РК, проводимое в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
Основной целью студенческого самоуправления является создание условий, способствующих самореализации студентов и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни.
Просто перечислим, чем занимается студенческое самоуправление:
-
Участие в управлении учебным заведением;
-
Содействие организации эффективного учебного процесса и научно-исследовательской работы студентов;
-
Анализ студенческих проблем;
-
Участие в решении социально-правовых проблем студенческой молодежи;
-
Выражение интересов студентов;
-
Разработка и реализация собственных социально-значимых и поддержка студенческих инициатив;
-
Развитие художественного творчества студенческой молодежи;
-
Формирование традиций образовательного учреждения;
-
Формирование и обучение студенческого актива;
-
Участие в благоустройстве образовательного учреждения;
-
Создание единого информационного пространства для студентов;
-
Содействие формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении и профилактика асоциальных явлений;
-
Содействие трудоустройству студентов;
-
Организация досуга и отдыха;
-
Вынесение предложений о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность, назначении персональных и именных стипендий за высокую успеваемость, активную научную и общественную деятельность;
-
Участие в распределении социальных стипендий;
-
Взаимодействие со структурными подразделениями учебного заведения по работе со студентами.
И это – перечень неполный. Каждый должен сам определить, что ему из этой деятельности интересно и полезно и расширить указанные пункты, исходя из проблем и потребностей своего учебного заведения.
(Если, конечно, Вас не устраивает ситуация, когда решения о том, КАК ВАМ ЖИТЬ, кто-то принимает за Вас).
Субъекты студенческого самоуправления
Первая точка зрения – только студенты могут быть субъектами, что обусловлено в самом названием «студенческое».
Вторая точка зрения – субъектами ССУ являются не только студенты, но и аспиранты, и магистранты (очевидно, схожесть статусов).
Третья точка зрения – субъектами являются не только студенты, но и преподаватели.
Четвертая точка зрения – субъектами являются студенты и администрация вуза, так как студенческое самоуправление включает в себя такой компонент, как самоуправление.
Органы студенческого самоуправления (ОССУ)
Орган студенческого самоуправления есть самоуправляемое общественное некоммерческое объединение, созданное по инициативе студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, направленные на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, её социальной активности и поддержку социальных инициатив.
Формы ОССУ
В РК в настоящее время выработаны 4 формы студенческого самоуправления:
-
Общественное объединение студентов образовательного учреждения (Научное студенческое общество, дебатные центры);
-
Общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора (директора) или договором) (Комитеты по делам молодежи, Ресурсные центры, студенческие советы);
-
Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой деятельности;
-
Отделение региональной, межрегиональной, общереспубликанской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением (статус организации определяется соглашением) (Альянс студентов Казахстана, Казахстанская Ассоциация молодых юристов и др.).
ОБЩЕСТВЕНННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ВУЗЕ
Общественная организация не нужна, если вы собираетесь просто провести одно массовое мероприятие или сходить всей компанией на дискотеку. Но она становится необходимой, когда вы планируете провести не одно и не два, а гораздо большее количество мероприятий, причем соединенных по смыслу и характеру в несколько программ, нацеленных на решение тех или иных проблем, помогающих сделать студенческую жизнь интересной и насыщенной. Общественная организация становится явно необходимой при совместной деятельности достаточно большой группы людей с разными интересами, навыками, взглядами. Ведь, только объединившись, можно преодолеть такие препятствия, которые никому не под силу в одиночку.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественным считается объединение, которое:
-
Создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
-
Осуществляет социально-направленную деятельность;
-
Не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.
Основные принципы создания и деятельности общественных объединений: «…принцип добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредителях и программных документах –общедоступной».
Планирование работы организации
Важное место в работе председателя Совета, самого Совета и всей организации занимает планирование деятельности организации. Планы могут быть перспективными и текущими.
Перспективный план работы – это план работы на учебный или календарный год.
Перспективный план включает в себя основные направления деятельности организации и Совета, программы, крупные основные мероприятия. Программа отличается от отдельного мероприятия тем, что включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, разнесенных по времени, по месту проведения и участникам, и направлена на решение какой-то проблемы, поставленной задачи. Например, есть программа «Студенческая весна», направленная на развитие художественного творчества студентов и включающая в себя факультетские, вузовские, городские и т.д. фестивали. Или, предположим, программа «Международные молодежные лагеря», включающая в себя проведение различных молодежных лагерей в разные времена года, в разных местах и с участием различных категорий молодежи. В перспективный план может быть включено и какое-то крупное мероприятие, требующее длительной подготовки и с участием большого количества людей (Центрально-азиатская студенческая универсиада).
На основании перспективного плана, который принимается либо собранием, либо Советом, утверждается текущий план. Поскольку учеба в вузе разделена на семестры, то целесообразнее текущий план принимать на семестр или по месяцам.
В текущем плане отражается более подробно вся работа студенческой организации и Совета. Данный план можно разбить на разделы:
-
Организационная работа (проведение заседаний Совета, собраний, примерные вопросы для рассмотрения на этих заседаниях, организация семинаров, работа со вновь вступающими в организацию, торжественные приемы в организацию, оформление наглядных стендов студенческой организации, выпуски стенгазет).
-
Досуговые мероприятия (организация фестивалей, конкурсов, проведение спортивных соревнований, организация дискотек, КВНов, кружков, секций).
-
Общественная деятельность (проведение каких-либо акций, помощь в обустройстве территории вуза (субботники), организация дискуссионных клубов по общественной тематике и т. д.).
Основные правила составления планов:
-
Планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что надо сделать, какого результата достигнуть;
-
Планы должны быть реальными, не планируйте того, чего наверняка не сможете сделать;
-
Планы должны учитывать реальные интересы членов организации;
-
Каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение (либо организацию выполнения);
-
Сроки исполнения надо ставить реальные, крупные мероприятия необходимо готовить заранее;
-
Ознакомление с планом должно быть доступно всем желающим, а не только членам организации.
По материалам сайта www.studorg.ru
(Всероссийский проект Российского Союза Молодежи при поддержке Министерства образования и науки РФ)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
«БЫТЬ СТУДЕНТОМ – ЛУЧШЕ ВСЕХ, ЕСЛИ БЫ НЕ…»
С целью улучшения воспитательной работы в вузах и развития студенческого самоуправления сотрудниками ВКО Ассоциации молодежных и детских организаций было проведено исследование, в котором приняли участие студенты высших учебных заведений г. Усть-Каменогорск, в частности, студенты трех ведущих ВУЗов города: Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, Казахстанско-Американского свободного университета.
Коротко о результатах.
Согласно полученным данным, 56,9% респондентов в свободное от учебы время общаются с друзьями, 37% опрошенных занимаются домашними делами, 26% студентов посвящают себя общественной жизни своего учебного заведения. Также в свободное время учащиеся вузов предпочитают посещать ночные клубы и кафе (17,5%) и смотреть телевизор (13,8%). В варианте «другое» были отмечены времяпрепровождение в интернете (2%) и работа (2%).
Результаты опроса так же показали, что 55,6% студентов участвуют в общественной жизни своего учебного заведения. Остальные 44,4% респондентов не принимают участия в мероприятиях университетов по нескольким причинам: отсутствие времени (52,6% из этого числа), отсутствие интереса (12,8%), нежелание брать на себя ответственность (10,3%). Одинаковое количество респондентов (3,8% из числа тех, кто не участвует в общественной жизни вуза) не слышали об организациях ССУ или не верят, что общественная жизнь университета нужна студентам. Возможной причиной может быть то, что общественная жизнь направлена лишь на те стороны, где студенты не видят достойной перспективы развития. Также необходимо учитывать тот факт, что значительную часть респондентов составляли студенты первокурсники, которые до этого времени еще не участвовали в общественной жизни университета, так как у них пока не было такой возможности.
Анкетирование показало, что респонденты в равной степени участвуют как в мероприятиях, связанных с наукой (конференции, тренинги, дебаты), так и в организации и проведении развлекательных мероприятий («Таланты первокурсников», «Студвесна», КВН): соответственно 56,6% и 52,2% опрошенных. Как известно, активные студенты зачастую принимают участие во всех сферах общественной жизни университетов. В варианте «другое» респонденты отмечают участие в деятельности таких общественных молодежных организаций, как: Комитет по делам молодежи, танцевальные коллективы, спортивные клубы.
Почти половина респондентов оценивают уровень организации и эффективности проводимых в их учебном заведении мероприятий, как хороший (49,4%). Одинаковое количество студентов (34%) называют данный показатель отличным и удовлетворительным. 5,6% респондентов считают, что мероприятия проводятся плохо, 2,5% опрошенных - крайне неудовлетворительно.
По мнению 38,8% опрошенных воспитательная работа проводится планомерно и очень интересно, 43,1% – очень редко и в стихийном порядке. 15% студентов утверждают, что воспитательная работа вообще не проводится.
Наиболее актуальной формой воспитательных мероприятий в настоящее время 53,1% респондентов называют концерты, посвященные знаменательным датам. 35,6% опрошенных считают, что это спортивные мероприятия. Кроме того, актуальными формами воспитательных мероприятий были названы дискотеки (25,6%) и экологические акции, например, уборка территорий (13,8%). Кроме предложенных ответов студенты отметили также конференции, семинары, танцевальные секции, психологические мероприятия, благотворительность, собрания в неформальной обстановке.
Чаще всего в вузах нашего города проводят концерты, посвященные знаменательным датам. Их отметили 71,3% респондентов. Также в вузах Усть-Каменогорска проводятся конференции (58,1%) и спортивные мероприятия (36,3%). Чаще всего в мероприятиях опрошенные студенты принимают участие в качестве наблюдателей (57,5%). В качестве участников выступают 40% респондентов, в качестве организаторов – 16,9% учащихся, в качестве администраторов – 1,3% участников опроса.
Студенческие организации проводят 61,9% воспитательных мероприятий в высших учебных заведениях. Также организаторами мероприятий являются администрация учебного заведения (37,5%) и сами учащиеся (21,3%).
На вопрос «Слышали ли Вы о студенческом самоуправлении?» 53,8% студентов ответили «да». Активными участниками ССУ являются 9,4% опрошенных, недостаточной информацией о студенческом самоуправлении обладают 15,6% респондентов, 21,3% ничего не знают о данной форме общественной жизни университета. Из числа участвующих 86% студентов занимаются развитием студенческого самоуправления, потому, что им это нравится, 66,7% опрошенных считают, что это пригодится им в будущем, 33,3% респондентов участвуют, потому что им это интересно. Данный вопрос подразумевал возможность нескольких вариантов ответа, так как студенты могут участвовать в ССУ одновременно по нескольким причинам.
Далее студентам было предложено рассказать об изменениях, которые они бы внесли в жизнь своего вуза, если бы они были ректорами, и указать причины данных изменений:
-
усовершенствование организации работы со студентами. «Побольше уделила времени и средств для мероприятий студентов, чтоб студенческая жизнь была еще интереснее». По мнению студентов, о ССУ вспоминают только по мере надобности. Респонденты предлагают главе вуза больше внимания уделять студенческому самоуправлению (10 ответов);
-
улучшение работы библиотек («в библиотеке всегда очередь»), и столовых («всегда большие очереди, цены слишком высокие») в вузах (9 ответов);
-
внутренний и внешний ремонт здания: «Сзади университет очень не красивый, стыдно смотреть». Респонденты изменили бы внешний вид своего вуза с тыльной стороны, так как, по их словам, эта часть здания находится в неудовлетворительном состоянии. В ответах подобного рода упоминался ВКГУ им. С. Аманжолова. Также предлагается ремонт в аудиториях и коридорах для того, чтобы внутренние помещения вуза стали более красивыми (6 ответов);
-
увеличение грантов на обучение (5 ответов): «гранты для хорошистов и отличников – это необходимость». Это говорит о недостаточном понимании респондентами полномочий ректора высшего учебного заведения;
-
снижение оплаты за обучение: «Снизил бы оплату за учебу, так как кризис» (5 ответов);
-
установка диванов и скамеек на первом этаже вуза: «Когда ждешь, можно присесть» (3 ответа);
-
усовершенствование кредитной системы обучения: «Создала бы все условия для обучения по кредитной системе. Наша кредитная система сильно хромает» (2 ответа);
-
бесплатный интернет ввиду необходимости его использования в учебных целях (2 ответа): «Сделала бы бесплатным интернет, ксерокс, работу за компьютером. Нужно соответствовать европейским стандартам»;
-
строительство спорткомплекса и спортзалов для боле активного занятия спортом (2 ответа);
-
ужесточение требований к преподавателям и студентам для подготовки более качественных кадров (1 ответ).
По мнению 75% респондентов, студенческую жизнь их вуза можно назвать активной. 19,4% студентов придерживаются противоположного мнения.
Далее студентам предлагалось дать рекомендации по поводу мероприятий, необходимых для более активной студенческой жизни. Среди ответов преобладали дискотеки (10 ответов), спортивные мероприятия (9), концерты (5), КВН (5), конференции (2), митинги (2), акции (2), «Таланты первокурсников» (2) и «Студвесна» (2). Также были предложены дебатные клубы (1 ответ), конкурсы знания (1), клубы по интересам(1), встречи с интересными людьми (1), неофициальные студенческие сборы и слеты (1), вокальные кружки (1), концерты со знаменитостями (1), субботники (1), а также клуб любителей прозы и поэзии (1).
Результаты анкетирования показывают, что 38,1% респондентов привлекались к планированию деятельности студенческих организаций, действующих в их вузе. 18,8% студентов слышали, что другие в этом участвуют. По словам 4,4% опрошенных, к мнению студентов не прислушиваются. 55% студентов не привлекались к планированию деятельности студенческих организаций.
Выводы:
-
больше половины студентов усть-каменогорских вузов участвуют в общественной жизни своего университета;
-
учащиеся практически в равной степени участвуют как в мероприятиях, связанных с наукой, так и в организации и проведении развлекательных мероприятий;
-
студенты участвуют в развитии студенческого самоуправления, потому, что им это нравится, они находят это интересным и считают, что это пригодится им в будущем;
-
наиболее актуальной формой воспитательных мероприятий в настоящее время респонденты называют концерты, посвященные знаменательным датам, и спортивные мероприятия;
-
некоторые студенты не знают о существовании студенческого самоуправления или не верят, что общественная жизнь университета нужна студентам.
-
большинство студентов воспринимают органы ССУ как управление по организации и проведению мероприятий, а не в качестве центра решения студенческих проблем.
Рекомендации:
-
повышение информированности студентов об общественной жизни университета и студенческом самоуправлении;
-
усовершенствование организации работы со студентами: выделение средств на проведение большего количества мероприятий, большее внимание студенческому самоуправлению со стороны администрации вузов;
-
улучшение условий для учебы и отдыха студентов: внутренний и внешний ремонт зданий университетов, строительство спорткомплексов, улучшение работы библиотек, гардеробов и столовых, введение бесплатного интернета.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОКУС-ГРУПП
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ВУЗОВ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА В РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
«БЫТЬ СТУДЕНТОМ – ЛУЧШЕ ВСЕХ, ЕСЛИ БЫ НЕ…»
Исследование «Быть студентом – лучше всех, если бы не…» проходило в 2 этапа: 1. организация и проведение фокус-групп среди актива органов ССУ ВУЗов, 2. проведение экспресс-опроса среди студентов.
Было проведено 3 фокус-группы, основной целью которых является выявление уровня осведомленности и понимания деятельности органов ССУ в учебных заведениях, влияния органов студенческого самоуправления на процессы принятия решений, наиболее популярных форм мероприятий, проводимых активистами ССУ и т.д..
Согласно результатам фокус-групп можно сделать вывод, что студенческое самоуправление вузов г.Усть-Каменогорска имеет практически одинаковую структуру, отличаясь исключительно наименованием. Так, главным органом студенческого самоуправления Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева является Совет студенческого самоуправления, который подотчетен ректорату и объединяет в себе молодежные организации – Альянс студентов ВКГТУ, команды КВН, дебатный центр. В Восточно-Казахстанском государственном университете им. С. Аманжолова работа со студентами ведется на базе Центра молодежной политики, в работе которого также принимает участие Профком студентов, Дебатный клуб «Дилмар», МК «ЖАС ОТАН», ССМТО, АСК и т.д. Студенческий центр КАСУ включает в себя направления и клубы по интересам: юридический, языковой, искусства, дебатный и др.
У органов студенческого самоуправления существует ряд острых проблем. Среди основных можно выделить – недостаточное финансирование (средства выделяются исключительно на традиционные мероприятия (Таланты первокурсников, Студвесна и т.д.), без учета потребностей студентов; замкнутость организаций; отсутствие взаимодействия с ССУ других вузов, молодежными организациями, тотальная зависимость от администрации вуза
Кроме того, препятствуют или замедляют работу органов ССУ:
-
Отсутствие офиса у организаций студенческого самоуправления. Зачастую все организации ССУ находятся в одном помещении, следовательно, там очень многолюдно, что мешает работе, например, профсоюза студентов со студентами из неблагоприятных и несостоятельных семей которые «стесняются» своего статуса и не могут в полной мере объяснить ситуацию, в которой требуется помощь.
-
Проблемы, связанные с непониманием со стороны преподавательского состава. По причине участия в общественной жизни вуза, студенческий актив вынужден периодически пропускать занятия, что вызывает недовольство и негатив со стороны преподавателей.
-
Слабая заинтересованность студентов в общественной жизни вуза.
Последний проблемный момент объясняется тем, что студенты, участвующие в общественной жизни вуза не только не поощряются, но и совсем наоборот – отмечены «в черных списках» преподавателей в связи с частымипропусками.
-
Слабая информированность студентов о деятельности органов ССУ.
-
Отсутствие юридической регистрации. Юридически зарегистрированная организация вызывает больше доверия у спонсора. Самостоятельная финансовая деятельность позволяет организации минимизировать зависимость от кого бы то ни было, в частности, от администрации вуза.
Поддержку в вопросах решения данных проблем, по мнению студентов можно найти в деканате или администрации ВУЗа, которые в свою очередь могут повлиять на преподавателей. В целом, часть студентов считает, что администрация вуза оказывает всяческое содействие в решении этих вопросов. А часть студентов, по сути, не видят практически никакой поддержки в некоторых вопросах. Свои предложения представители ССУ продвигают через преподавателей или представителей администрации ВУЗов, что является на сегодняшний день в стенах университета наиболее эффективным механизмом. Кроме того, одним из эффективных методов влияния на принятие решений, связанных с жизнедеятельностью студентов, являются традиционные встречи студентов с ректором, на которых можно задать вопросы, волнующие студентов непосредственно главе университетской аминистрации.
Также, в качестве примера можно отметить, что в ВКГУ им. С. Аманжолова на сайте университета имеется возможность через форум задать свои вопросы ректору и предложить возможные пути решения. Или прямо ректору написать письмо с жалобой, предложениями и т.д., что, по нашему мнению, тоже может стать одним из эффективных механизмов решения проблем студентов.
Привлечение студентов в актив университета:
Для привлечения студентов КАСУ в актив университета проводятся агитационные кампании «Неделя ориентации». В течение первых двух недель учебного года клубы по интересам презентуют свою деятельность и в качестве системы поощрения актива студентов используются Бейджи активиста (руководителя одного из клубов по интересам) и значки активиста (для остального актива). В ВКГУ им. С. Аманжолова чаще всего для привлечения студентов используются, общеизвестные системы информирования: распространение буклетов и информационные стенды. Методами мотивации студентов являются приобщение и формирование командного духа, общение, новые знакомства, атрибутика, поездки на различные мероприятия, возможность «показать себя». Кроме того, широкие информационные кампании проходят в рамках традиционных мероприятий «Посвящение в первокурсники», «Таланты первокурсников» и т.д.. В ВКГТУ им. Д. Серикбаева работа по привлечению студентов проводиться через организацию агитационных мероприятий, раздачу пропагандистских листовок и т.п. Особо отметим, что достигнуты договоренности с администрацией вуза по поводу вознаграждения 15 наиболее активных студентов по итогам учебного года.
Отношения органов ССУ с администрацией ВУЗа.
По мнению участников фокус-групп главную и основную роль в развитии ССУ вашего вуза имеет АДМИНИСТРАЦИЯ. Сообщение между администрацией и студенческими инициативами идет через программу «Молодежь и молодежная политика в университете». Финансирование программы проходит в рамках бюджета университета, т.е. отдельного бюджета у программы нет. Отношения ССУ ВКГУ им. С. Аманжолова и администрации можно назвать партнерскими, где инициатива может исходить как от студентов, так и от администрации. Совместно проводятся мероприятия в рамках университета. Взаимодействие студентов и администрации проходит через деканаты.
В ВГКТУ им. Д. Серикбава во главе структуры ССУ стоит ректорат, затем формируется Совет студенческого самоуправления и в этой связи роль администрации ВУЗА – основополагающая в системе принятия решений. Но в тоже время, как отмечают представители ССУ технического университета, отношения с администрацией ВУЗа можно назвать партнерскими, т.е. без учета мнений студентов важные решения не принимаются.
SWOT-анализ системы ССУ
Казахстанско-Американского свободного университета
Сильные стороны
|
Слабые стороны
| -
Организаторские способности студактива,
-
Свобода творчества,
-
Инициативность,
-
Возможность самореализации,
-
Креативность,
-
Наличие отдельного помещения,
-
Заинтересованность администрации.
| -
Помещение студенческого центра иногда используется в качестве учебной аудитории, поэтому активу время от времени негде собираться,
-
Финансирование по остаточному принципу,
-
Пассивность основной массы студентов,
-
Глобальная зависимость от администрации вуза,
-
Отсутствие юридической регистрации.
|
Возможности
|
Угрозы
| -
Строительство нового/ расширение старого актового зала для использование его студактивом,
-
Расширение штата,
-
Взаимодействие с другими молодежными организациями,
-
Юридическая регистрация.
| -
Смена студактива,
-
Отсутствие системы преемственности,
-
Отсутствие заинтересованности администрации.
|
SWOT-анализ системы ССУ
Восточно-Казахстанского государственного университета
им. С. Аманжолова
Сильные стороны
|
Слабые стороны
| -
Расширение кругозора
-
Досуг, общение
-
Занятость молодежи
-
Самовоспитание молодежи, патриотизм
-
Решение проблем молодежи
-
Опыт работы в коллективе
-
Реализация молодежных идей
-
После окончания ВУЗа повышается возможность трудоустройства (хорошее резюме)
| -
Отсутствие поддержки со стороны деканата
-
Неорганизованность
-
Пассивность студентов
-
Неустойчивость мнений
-
Отсутствие целей, планов, направлений деятельности
|
Возможности
|
Угрозы
| -
Сотрудничество с «Жас Отан» и «Жасыл ел», совместные мероприятия
-
Обеспечение кадрами (участие в проекте «Школа кадрового резерва»)
-
Активное участие студентов в решении проблем государства и народа
-
Сотрудничество с акиматом
| -
Отсутствие инициативы у молодежи
-
Отсутствие поддержки со стороны преподавателей
-
Отсутствие материальной поддержки
-
Бюрократизм
-
Несогласованность ССУ университетов (нет взаимодействия)
|
SWOT-анализ системы ССУ
Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева
Сильные стороны
|
Слабые стороны
| -
Генерация актуальных креативных идей;
-
Опыт, полученный в рамках деятельности ССУ, будет полезен и в дальнейшем;
-
Массовость, большое количество целевой группы;
-
Мобильность, «легкость на подъем»;
-
Поддержка со стороны администрации вуза;
-
Поддержка со стороны своих сверстников, сокурсников, согруппников;
-
Востребованность со стороны целевой группы.
| -
Зависимость от администрации вуза;
-
Финансовая несостоятельность;
-
Пассивное отношение к общественной жизни вуза большинства студентов;
-
Слабые коммуникации между ССУ и студенческими массами;
-
Отсутствие собственного помещения, МТБ, информационно-методической базы;
-
«Текучесть» целевой группы, сотрудников ССУ.
|
Возможности
|
Угрозы
| -
Получение финансовой поддержки со стороны различных институтов (государство, международные организации, ресурсные центры и т.д.);
-
Постоянный анализ своей деятельности с целью дальнейшего развития;
-
Юридическая регистрация;
-
Выход на более высокий уровень (городской, областной, республиканский и т.д.).
| -
Невостребованность организации (как таковой – идеи, миссии и т.д.)%
-
Игнорирование со стороны целевой группы;
-
Отсутствие финансовой и иной поддержки;
-
Частая смена административного аппарата вуза и, как следствие, частая потеря контактов;
-
Запрет деятельности ССУ.
|
Основные выводы:
-
Студенческий актив на сегодняшний день не имеет полного представления о понятии ССУ, его деятельности и механизмов его внедрения.
-
Существующие органы ССУ являются центром организации и проведения досугово-развлекательных мероприятий.
-
В органах ССУ нет четкой системы ротации кадров, что существенно снижает степень эффективности деятельности организации ССУ.
-
Органы ССУ практически полностью зависят от администрации ВУЗов, что может влиять на процессы принятия важных для студенчества решений
РЕКОМЕДАЦИИ:
-
В первую очередь необходимо проводить обучающие семинары для представителей ССУ по вопросам организационного и стратегического развития
-
Проводить ежегодное стратегическое планирование деятельности органов ССУ
-
Определить систему ротации кадров в органах ССУ. К примеру, руководителем органов ССУ становиться студент 2 курса и занимает данную должность до конца обучения в ВУЗе, после его отстранения или увольнения необходимо привлекать студентов 2 курса для занятия данной должности)
-
Администрации ВУЗов для повышения эффективности общественной деятельности студентов необходимо создать благоприятные условия для функционирования органов ССУ
-
Организациям и лидерам ССУ необходимо расширение связей и взаимодействия с другими ВУЗами, и молодежными организациями по решению вопросов, актуальных для студенчества.
-
С целью повышения эффективности деятельности студентов в сфере развития ССУ необходимо внедрение системы поощрения студенческого актива в конце академического года (похвальные листы, благодарственные письма, премии и т.д.).
страница 1
|