страница 1
Министерство образования республики Беларусь Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка П.В.Кикель ФИЛОСОФИЯ
Минск 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исходя из того, что ознакомление с основными проблемами философии является необходимым компонентом общетеоретической, мировоззренческой и методологической подготовки будущего специалиста, в данном пособия сделана попытка систематизировать учебный материал и расположить его в логической последовательности: сформулирована тематика лекций, семинарских занятий и рефератов, выявлены элементы профилирования.
В сжатом виде структура курса философии как учебной дисциплины состоит из трех разделов:
1. Предмет, специфика и задачи философского знания.
2. Основные области философского знания (онтология, гносеология, антропология, аксиология).
3. Философия в сфере духовной культуры.
Таким образом, данная программа охватывает основные дидактические единицы Государственного стандарта и нацелена на усвоение студентами первоначальных знаний и представлений о природе и назначении философии, наиболее крупных и важнейших типах, направлениях и течениях мировой философской мысли, современном состоянии "решения" вечных философских проблем. В силу ограниченности учебного времени, выделяемого на изучение философии, в данной программе делается попытка совместить историю и теорию философии (на основе реализации принципа единства исторического и логического).
Необходимо отметить, что сегодня высшая школа фактически не обеспечена учебной литературой, и поэтому неизбежно обращение преподавателя и студентов к различным источникам и пособиям (некоторые разделы прежних учебных пособий, монографии и сборники, журналы, словари и энциклопедии). Данные обстоятельства обусловливают широкое использование реферативного метода на семинарских занятиях, написание студентами научных рефератов и докладов, выступление их на студенческих теоретических конференциях (УИРС и НИРС).
Реферативный метод оправдан еще и тем, что позволяет "дестандартизировать" Государственный стандарт, так как при этом появляется возможность дифференцированного обучения студентов с учетом их личностно-мировоззренческих интересов. При этом необходимо также иметь в виду еще то обстоятельство, что Государственный стандарт определяет лишь минимально необходимые границы философского образования и не затрагивает конституционные права на свободу совести и вероисповедания, мысли и слова граждан Республики. Кроме того, по глубокому убеждению авторов пособия, на уровне университетского образования основной курс (стандарт) должен "обрастать" модульными спецкурсами и семинарами по интересам.
I. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Раздел I. Историко-философское введение
Темы:
1. Задачи философского знания.
2. Природа философского знания.
3. Исторические типы и важнейшие философские системы.
Раздел II. Основные области философского знания
Темы:
4. Проблема бытия в истории философии. Сущность бытия.
5, 6. Диалектика как учение о сущности бытия.
7, 8, 9, 10. Природа как объект философского осмысления.
11, 12, 13, 14. Человеческое общество как вид и высший уровень системно-целостной организации материи.
15, 16, 17, 18. Предпосылки, диалектика возникновения и развития сознания как основы духовного бытия.
19, 20, 21, 22. Гносеология: история и современное состояние философского осмысления процесса научного познания.
23, 24, 25. Антропология и философское учение о человеке и смысле его существования.
26, 27. Аксиология.
Раздел III. Философия в сфере духовной культуры
Темы:
28. Философская картина мира, философия и мировоззрение.
29. Философия и наука.
30. Философия и религия.
Раздел I. Историко-философское введение
ТЕМА 1. Задачи философского знания.
Философия как способ (форма) осмысления действительности и норма общественного сознания. Философское знание и познание, задачи философского знания. Ценностный подход к философии. Проблемы основного вопроса философии, ее классовости и партийности. Философия в современном мире.
ТЕМА 2. Природа философского знания.
Представление об абсолютном (и относительном), универсальном (универсуме) в философии и науке. Диалектика объективного и субъективного, личностного и социального в философском знании. Проблема истины в философии и истинности философского знания. Научное и философское познание: проблема научности философской мысли. Философия и натурфилософия. Объяснение и понимание в философии.
ТЕМА 3. Исторические типы и важнейшие философские системы.
Возникновение философии и характерные черты, основная проблематика философии в странах Востока, Древней Греции и Риме. Философская мысль Европы в период Средневековья, эпохи Возрождения и в XVII в. Философская мысль в странах Европы в период формирования и развития капитализма. Философская мысль в Х1Х–– ХХ вв. Философская мысль Беларуси.
Раздел II. Основные области философского знания
ТЕМА 4. Проблема бытия в истории философии. Сущность бытия.
Категория "бытие", ее значение в философии. Структура и виды бытия. Фундаментальные (атрибутивные) свойства бытия (отражение и информация, различие и взаимодействие, изменение–– движение и развитие). Историческое развитие категории бытия. Развитие как саморазвитие и самотворение бытия. Саморазвитие–– сущность бытия, бытие–– явленная сущность. Философия как метафизика.
ТЕМЫ 5, 6. Диалектика как учение о сущности бытия.
Философские концепции движения и развития (идеалистическая и религиозная, метафизическая и диалектическая). Понятия: закон, категория, принцип. Диалектика объективная и субъективная, диалектика как теория. Принципы диалектики. Диалектика как онтология и логика (законы и категории диалектики). Диалектика и педагогика.
ТЕМЫ 7, 8, 9, 10. Природа как объект философского осмысления.
Уровни материального бытия. Природа как вид материального бытия. Понятия "природа", "первичная природа", "вторичная природа", Вселенная, Космос, субстанция, субстрат, материя и ее виды.
Историческое развитие учения о материи и ее свойствах. Движение, пространство и время.
Многообразие и единство природного бытия. Диалектика конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного, абсолютного и относительного.
Философия и современная наука о саморазвитии материи как ее самотворения. Синергетика.
Проблема возникновения и развития жизни и ее форм. Понятие антропосоциогенеза. Человек как высший уровень организации живой материи (биосоциальная природа человека).
ТЕМЫ 11, 12, 13, 14. Человеческое общество как вид и высший уровень системно-целостной организации материи.
Понятие "общество", "общность" и "социальное". Проблема возникновения человеческого общества. Историческое развитие учения об обществе.
Системность и целостность общества как социального организма. Диалектика саморазвития общества.
Проблема смысла истории. Цивилизация и культура. Социальный прогресс и его критерии. Будущее человечества.
ТЕМЫ 15, 16, 17, 18. Предпосылки, диалектика возникновения и развития сознания как основы духовного бытия.
Отражение как свойство материи и предпосылка сознания. Отражение и информация. Уровни отражения. Диалектика процесса возникновения сознания: роль труда и языка. Сознание в процессе филогенеза и онтогенеза. Сознание как высшая форма отражения и самосознания материи (природа и общество). Структура и функции сознания.
Проблема идеального. Ноосфера как объективное сознание (духовное бытие) и фактор саморазвития Единого бытия (ноосфера и философия космизма). Философское учение о сознании и педагогика.
ТЕМЫ 19, 20, 21, 22. Гносеология: история и современное состояние философского осмысления процесса научного познания.
Сознание, знание, познание. Виды знания и познания. Познание как способ существования и развития духовного бытия. Проблема объекта и субъекта познания. Познание как деятельность. Общественная практика и познание.
Научное познание, его диалектика, основные формы и методы. Проблема истины. Диалектика и критерии истины. Гносеология и дидактика.
ТЕМЫ 23, 24, 25. Антропология и философское учение о человеке и смысле его существования.
Историческое развитие учения о человеке: от мифа до современных научных и философских представлений. Диалектика процесса формирования человека; природа, сущность и структура человека.
Человек в системе культуры. Личность и общество. Диалектика биологического и социального в человеке. Филогенез и онтогенез. Философское учение о человеке и педагогика. Проблема смысла существования человека. Человек и социальный прогресс. Судьба (будущее) рода человеческого.
ТЕМЫ 26, 27. Аксиология.
Аксиология как философско-ценностное осмысление Единого бытия и человеческой деятельности.
Понятия "ценность", "интерес", "потребности". Основные аспекты теории ценностей, её структура (многообразие подходов к пониманию и определению сущности категории "ценность"). Виды ценностей. Современные теории ценностей. Ценностные аспекты педагогической теории и системы образования.
Раздел III. Философия в сфере духовной культуры
ТЕМА 28. Философская картина мира, философия и мировоззрение.
ТЕМА 29. Философия и наука.
ТЕМА 30. Философия и религия.
страница 1
|