страница 1 Памятка для педагогов по организации работы над самообразованием
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
-
профессиональное (предмет преподавания);
-
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
-
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
-
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
-
правовое;
-
эстетическое (гуманитарное);
-
историческое;
-
иностранные языки;
-
политическое;
-
информационно-компьютерные технологии;
-
охрана здоровья;
-
интересы и хобби.
Результат самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
-
результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
-
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
-
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
-
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
-
доклады, выступления;
-
разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
-
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
-
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
-
создание комплектов;
-
педагогических разработок;
-
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
-
творческий подход;
-
степень обоснованности содержащегося материала;
-
глубину и практическую значимость материала;
-
наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
-
способ подачи материала
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист
-
Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
-
Изучение психолого-педагогической литературы
-
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
-
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
-
Участие в системе методической работы гимназии
-
Участие в системе методической работы района и области
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год
6. Материалы работы над индивидуальной методической темой
-
Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
-
Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)
7. Материалы работы над единой методической темой гимназии
-
Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
-
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
-
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Заместитель директора по учебной работе Г.И. Козел
страница 1
|