страница 1
Памятка по разработке методических указаний по курсовому проектированию
Методические указания по курсовому проектированию разрабатываются с целью определения единых подходов и требований:
к организации и выполнению курсовых проектов (работ);
к объему и содержанию учебного материала, выносимого на курсовое проектирование;
к оформлению и защите курсовых проектов (работ).
Методические указания предназначены для оказания методической помощи учащимся и преподавателям, ведущим курсовое проектирование, и должны обеспечить индивидуальный и творческий характер курсового проектирования как формы организации самостоятельной работы учащихся.
Методические указания должны содержать научно обоснованные и апробированные практикой теоретические положения и методики расчета в соответствии действующими нормативами и стандартами учитывать межпредметные связи, уровень теоретической и практической подготовки учащихся.
Методические указания не следует перегружать теоретическим материалом. Они должны содержать конкретные рекомендации и алгоритм действий учащихся по самостоятельному выполнению заданий.
Курсовые работы являются разновидностью курсового проекта. В большинстве случаев курсовые работы не содержат проектно-расчетной части и, как правило, имеют реферативно-аналитический характер.
Основные требования
к структуре и содержанию методических указаний
Методические указания должны содержать следующие основные разделы:
Введение
Требования к курсовому проектированию
Исходные данные для курсового проектирования
Содержание курсового проекта
Заключение
Приложения
Литература
Введение. Во введении определяются цели и задачи курсового проектирования, указывается его роль и место системе формируемых знаний, практических умений и навыков учащихся в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту.
Требования к курсовому проекту определяют структуру и объем проекта, содержат общие рекомендации по оформлению пояснительной записки и расчетно-графической части в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.
Исходные данные для курсового проектирования. В этом разделе следует изложить варианты заданий (в табличной или иной форме), ключ или код по их выбору. Если объем заданий не позволяет разместить их в соответствующем разделе рекомендаций, они выносятся в приложение или, если это необходимо, даются рекомендации подбору данных в справочно-нормативной литературе. Задания должны иметь оптимальный объем и уровень сложности, позволяющий учащимся самостоятельно выполнить их в отведенное учебным планом время.
Содержание курсового проекта. В этом разделе даются краткие рекомендации по решению заданий, предлагаются схемы (алгоритмы, методики) расчетов, порядок разработки конструктивных решений с указанием конкретных источников в учебной или справочно-нормативной литературе. Если в учебной или справочной литературе нет достаточном объеме теоретического материала по вопросам, включенным в курсовой проект, или он не соответствует современным требованиям науки и производства, допускается приводить краткие теоретические выкладки по обоснованию расчетов или конструктивных решений, ссылаясь при этом на достоверные научные источники и публикации.
Особое внимание следует уделить методике использования пакетов прикладных программ для персональных компьютеров при выполнении расчетной и графической части проекта, а также порядку обработки и оформления полученных результатов.
Заключение. В заключении излагаются вопросы организации курсового проектирования:
порядок разработки, утверждения и выдачи задания на курсовое проектирование (его форма);
основные этапы курсового проектирования и формы контроля его выполнения;
порядок защиты курсового проекта;
критерии оценки.
В этом разделе могут содержаться краткие рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при выполнении курсового проекта и подготовке к его защите; определены функции руководителей и консультантов курсового проектирования, роль предметных (цикловых комиссий) в организации учебно-методического обеспечения курсового проектирования.
Приложения могут содержать варианты заданий на проектирование, если они не помещены в соответствующем разделе, примеры расчетов и проектно-конструкторских решений, справочно-информационный материал, который отсутствует в справочно-нормативной литературе. Здесь могут быть приведены основные вопросы или опорная схема для подготовки учащихся к защите проекта.
В Литературе должен содержаться перечень основной и дополнительной учебной, справочной и нормативной литературы, действующих стандартов и других источников, которые могут быть использованы учащимися в процессе проектирования.
Основные требования по оформлению рукописи
Подготовка и оформление рукописи для издания производятся в соответствии с ГОСТ 7.3—77 “Оригиналы текстовые авторские и издательские”.
Рукопись должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297) на пишущей машинке или набрана на компьютере через два интервала с полями: 10 мм — правое; 30 мм – верхнее, 35-нижнее и левое. При печатании рукописи на пишущей машинке размер шрифта строчных букв 2—2.7 мм, при компьютерном наборе — размер шрифта 14.
Страницы рукописи должны иметь сквозную нумерацию.
Все физические величины, встречающиеся в рукописи, должны быть выражены в Международной системе единиц (СИ) согласно ГОСТ 8.417–81 “Единицы физических величин” (CТ СЭВ 1052–78). Не допускается использование аббревиатуры ГОСТ без указания его номера.
Формулы вписываются черными чернилами (пастой, тушью) отчетливо в единой системе написания с точным размещением знаков, цифр, букв с такими интервалами, которые позволяют их свободно разместить. Все буквенные обозначения, входящие в формулы, должны иметь разъяснения в начале текста или после каждой формулы.
Система условных обозначений должна быть тщательно продумана и последовательно выдержана в пределах всей работы. При большом количестве условных обозначений, которые многократно используются в тексте, целесообразно в начале работы дать их перечисление и объяснение.
Диаграммы, графики, рисунки и т. п. оформляются по ГОСТ 7.3–77 на кальке или ватмане или выполняются в графическом редакторе при наборе рукописи на компьютере. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Цифры позиций на рисунке следует размещать по часовой стрелке. Подстрочные примечания обозначаются звездочками или цифрами.
Таблицы выполняются согласно ГОСТ 2.105–95. Их печатают или на отдельных страницах или в тексте после абзацев, содержащих ссылку на соответствующую таблицу. Таблицы в пределах рукописи оформляются однотипно.
Следует соблюдать единство терминологии и использовать только термины, закрепленные государственными стандартами. Замена русских (или белорусских, если рукопись на белорусском языке) общепринятых терминов на иностранные нежелательна. Аббревиатуры необходимо расшифровать при первом их упоминания в тексте.
Названия фирм, предприятий, марок или моделей изделий и т. п. в тексте приводятся в оригинальном написании без сокращений.
В рукописи допускаются исправления и поправки отдельных букв, слов (не более пяти поправок на одной странице). Поправки или исправления четко вписываются от руки черными чернилами над зачеркнутыми неправильными словами или впечатываются на их месте. Допускаются вставки (не более 15 строк на страницу), которые могут быть вклеены в разрезанную в нужном месте страницу текста. Изъятия из текста можно производить путем заклеивания ненужных строк или абзацев белой бумагой или замазки штрихом.
Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» и приводится в конце рукописи. В тексте при ссылке на ту или иную работу указывается в квадратных скобках её номер по списку, например [1].
Порядок представления рукописи
Методические указания представляются в управление методического обеспечения среднего специального образования (УМО ССО) Республиканского института профессионального образования в двух экземплярах, оформленных в соответствии с настоящими требованиями. Рукопись сопровождается выпиской из протокола заседания предметной (цикловой) комиссии учебного заведения, в которой содержится заключение о содержании проекта указаний и возможности их использования по конкретной специальности, специализации или группы родственных специальностей.
УМО ССО организует рецензирование рукописи в установленном порядке.
При получении не менее двух положительных рецензий и заключения бюро республиканского методического объединения педагогических работников по профилю специальности (РМО) рукопись представляется на экспертный совет РИПО, который принимает решение об ее издании.
В случае если рецензии содержат замечания, рукопись возвращается автору на доработку. Рукопись, доработанная автором с учетом замечаний рецензентов, представляется вместе с авторской справкой в УМО ССО для подготовки ее к экспертизе.
Требования к составлению авторской справки
Авторская справка составляется в произвольной форме на каждую рецензию отдельно. В ней автор дает подробные, обоснованные объяснения по всем позициям рецензий.
Например:
1. По поводу названия раздела 2 – согласен. Название изменено.
2. По поводу темы 2.1. – не согласен. Более подробное изложение алгоритмических систем Тьюринга и Колмогорова-Успенского нецелесообразно, так как они не используются в дальнейшем. Исключить их также нельзя, так как связь систем Тьюринга и фон Неймана естественно получать, рассматривая их как частные случаи системы Колмогорова-Успенского.
3. В перечень литературы внесены новые издания учебников, указанные рецензентом.
Авторская справка подписывается автором.
сведения об авторе
1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________
(полностью)
_________________________________________________________________________________
2. Место работы ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Должность ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Ученая степень, звание _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Служебный адрес ____________________________________________________________
6. Служебный телефон __________________________________________________________
7. Домашний адрес _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Домашний телефон ____________________________________________
страница 1
|