страница 1
КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
Гитлик Юлия Владимировна, педагог-психолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка
«Солнышко» г. Крупки».
Дети одинаковы, точнее равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя, что грамотно или безобразно написано родителями.
Альберт Лиханов.
Драматическая педагогика.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в родительской семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена прежде всего тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни и по длительности и силе своего воздействия на личность ни один из известных институтов воспитания не может сравнится с семьей.
Проблемы современной семьи разнообразны и сложны. Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.
Особую обеспокоенность общественности и специалистов вызывают так называемые неблагополучные семьи. Говорить о семейном неблагополучии и просто и сложно одновременно, потому что формы его многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. При явном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких ее членов, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциальное поведение родителей и т.п.) ни у педагогов, ни у специалистов, ни у общественности не возникает сомнения, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями (прежде всего, с воспитательными задачами), оказывают десоциализирующее влияние на детей. Таким образом, нарушение полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности каждого ребенка. По этим причинам детей из таких семей признают находящимися в социально опасном положении.
Согласно «Программе воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении» несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.
Зачастую, родителям таких детей не удается психологически грамотно решить многие семейные вопросы и разрешить возникшие проблемы. Поэтому специалисты учреждений образования и, учреждения дошкольного образования в частности, могут оказать существенную помощь семье:
-
в разрешении внутри- и межличностных конфликтов;
-
в создании благоприятной внутрисемейной психологической атмосферы;
-
в организации благоприятных условий для развития ребенка и многое др.
Особое место в коррекционно-реабилитационной деятельности отводится работе с детьми. Зачастую у детей, находящихся в социально опасном положении в той или иной степени нарушено развитие всех сфер жизнедеятельности. А именно:
-
у них познавательное развитие может быть ниже среднего;
-
такие дети не умеют общаться ни в обществе сверстников ни среди взрослых, т.е. у них очень плохо развиты коммуникативные навыки. Эти дети не умеют сопереживать другим, они не слушают и не прислушиваются к мнению других людей и т.п.;
-
таким детям свойственны поведенческие проблемы – постоянное нарушение дисциплины, непринятие социальных норм и т.д.;
-
также плохо развита эмоциональная сфера, т.е. дети не различают эмоций других людей, они не всегда адекватно реагируют в конкретных ситуациях и.т.п.
Опираясь на «Программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении», а также учитывая возрастные особенности дошкольников, средствами коррекционно-реабилитационной работы с детьми данного возраста могут служить:
-
различные виды деятельности (игровая, учебная и трудовая). Здесь следует помнить, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра;
-
специальная помощь. Следует отметить, что наиболее эффективными в данном возрасте будут такие средства как, игротерапия, сказкотерапия, арттерапия и куклотерапия, т.е. то, что наиболее «доступно» для детей дошкольного возраста;
К методам и формам коррекционно-реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста относятся:
-
коррекция психических познавательных процессов (внимание, память и т.д.); психотерапевтические техники и методы (арттерапия, сказкотерапия, техники релаксации и т.п.);
-
тренинги общения, уверенности в себе, эмоционального реагирования, ассертивности и т.п.
Таким образом, психологическая помощь ребенку, находящемуся в социально опасном положении, должна быть направлена на развитие и коррекцию познавательных процессов, на развитие эмоционального мира ребенка и на его социализацию в обществе. Более конкретно определить, какая помощь нужна ребенку поможет определить психологическая диагностика. На мой взгляд, наиболее эффективной вся коррекционно-реабилитационная работа с детьми дошкольного возраста будет в том случае, если использовать групповые методы работы. Поскольку даже самооценка ребенка в этот период развития– это лишь отражение мнения окружающих, то данное предположение имеет место быть. Хочется отметить, что в решении любой проблемы ребенка родители должны сыграть немаловажную роль, т.е. они не должны просто «отдать» ребенка специалисту, но и им самим необходимо принимать какое-либо участие в коррекционно-реабилитационной деятельности. Задачей педагога-психолога становится объяснить родителям, что очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. А также родителям следует помнить, что особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дельнейшей жизни, являясь своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Возможно именно поэтому многие дети, признанные находящимися в социально опасном положении, просто не имеют элементарных навыков общения, они не могут адаптироваться в детском обществе сверстников и еще более некомфортно чувствуют себя среди взрослых. Случается это лишь потому, что у детей просто нет правильного позитивного примера поведения в обществе, у них нет эталона для подражания. А функция подражания, как известно, в дошкольном возрасте является основным способом научения ребенка.
Таким образом, вовлечение и участие ребенка, находящегося в социально опасном положении, в групповые игровые занятия или тренинги может стать основным методом решения его проблем. Во время таких занятий ребенок может «спроектировать» и «отработать» любые возможные для себя «модели поведения» как в детском обществе, так и среди взрослых. Другими словами, участие в таких занятиях помогут ребенку наиболее успешно пройти свой нелегкий путь социализации личности.
Литература:
-
Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: Утверждено Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011г. № 336.
-
Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224с.
Приложение.
ГРУППОВОЕ ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель: развитие умения взаимодействовать с другими детьми в ходе выполнения какого-либо задания.
Оборудование: куклы-персонажи Саша и Наташа, игрушечный динозаврик такого размера, чтобы помещался в детские руки, кусочки цветной бумаги, лист ватмана.
-
Приветствие: упражнение «Здороваются кулачки!»
Цель: эмоциональный настрой детей.
Дети по кругу передают приветствие, соприкасаясь кулачками.
-
Игра «Щепки на реке»
Цель: создание спокойной , доверительной атмосферы в группе.
Психолог: «А теперь вспомним игру «Щепки на реке».
Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться быстро или медленно.
Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движениям щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда щепка поплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…
Упражнение можно проводить как с открытыми глазами, так и с закрытыми (по желанию самих Щепок).
-
Игра «Охота на динозавриков»
Цель: развитие невербальных навыков общения.
Психолог: «В детском саду, когда Саша и Наташа стали скучать, воспитатель научил их играть в одну игру. Хотите узнать, какую?».
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. в это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится динозаврик, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего, найти, у кого в руках динозаврик.
-
Рисование кусочками цветной бумаги.
Цель: развитие творческого мышления, умения взаимодействовать с другими членами группы в ходе выполнения какого-либо задания.
Педагог-психолог: «Посмотрите, что еще принесли Саша и Наташа. Здесь есть много кусочков цветной бумаги. Как вы думаете, что мы можем с ними сделать? (нарисовать картину) Сейчас мы вместе попробуем собрать одну большую красивую картину».
-
Рефлексия
Цель: развитие умения анализировать происходящее.
Дети, передавая по кругу волшебную палочку, говорят, что им понравилось, а что нет.
-
Релаксация «Колокол».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Психолог: «А сейчас давайте вспомним, как звонит колокол».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вдохнув, все вместе выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, резко наклоняясь, опускают руки вниз и произносят «Бум-м-м!» (изображая колокол). Частоту ударов контролирует педагог-психолог, выполняя роль ведущего.
-
Прощание «Прощаются кулачки!»
Цель: подводится эмоциональный итог занятия.
Дети по кругу прощаются, соприкасаясь кулачками.
страница 1
|