Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь

по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

«___» __________2008 г.

Регистрационный № ТД-______/тип.

Основы информационных технологий
Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 04 Психология





Председатель Учебно-методичес-кого объединения высших учебных заведений по гуманитарному образованию

_____________ В.Л. Клюня

«___» __________ 2008 г.



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

________________ Ю.И. Миксюк

«___» __________ 2008 г.


Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ И.В. Казакова

«___» __________ 2008 г.
Эксперт-нормоконтролер

________________

«___» __________ 2008 г.



Минск 2008

Составители:

Н.Б. Яблонская, доцент кафедры общей математики и информатики Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент;


С.Н. Сиренко, доцент кафедры общей математики и информатики Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;
М.В. Мартон, доцент кафедры общей математики и информатики Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра прикладной математики и информатики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
В.Т. Борухов, главный научный сотрудник отдела математической теории систем государственного научного учреждения «Институт математики Национальной академии наук Беларуси», доктор физико-математических наук.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета

(протокол № 7 от 15 февраля 2008 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22 мая 2008 г.);

Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям

Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 3 от 7 октября 2008 г.)

Ответственный за выпуск: Яблонская Наталья Борисовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная тенденция глобальной информатизации общества повышает требования к уровню компьютерной грамотности и информационной компетентности выпускников вузов. В связи с бурным развитием вычислительной техники изменяются методы и средства работы психолога: появляются новые возможности сбора информации, совершенствуются диагностические методики на основе применения компьютерных средств, расширяются возможности компьютерной обработки результатов психологических исследований. Без знания основ информационных технологий современному психологу невозможно эффективно решать многие профессиональные задачи, среди которых: обработка и интерпретация результатов экспериментальных данных; проектирование и апробация измерительных методик (например, тестов); математическое и компьютерное моделирование психологических процессов; грамотное использование систем адаптивного, игрового и дистанционного тестирования; осуществление доступа к банкам данных профессиональной информации; организация коммуникации посредством компьютерных сетей между субъектами, находящихся на расстоянии.

Одним из важнейших аспектов дисциплины «Основы информационных технологий» для психологов является преподавание на основе принципа профессиональной направленности, состоящего в использовании задач профессиональной деятельности психолога в учебном материале. В связи с этим при организации занятий рекомендуется использовать реальные задачи прикладной психологии, которые позволяют развивать у студента навыки формулирования поставленной прикладной задачи, сбора и обработки информации, ее анализа, умения прогнозировать различные психологические процессы и явления. Актуальным является включение в учебный материал заданий, связанных с обработкой результатов психологической диагностики, вопросами психологических измерений, проблемами расчетов результатов тестов.

Учебная дисциплина «Основы информационных технологий» для психологов взаимосвязана с дисциплиной «Основы высшей математики» для психологов и курсом «Статистические методы в психологии», формирующими навыки работы с профессиональной информацией. Полученные при изучении дисциплины «Основы информационных технологий» знания и умения являются не только базой для успешного овладения специализированными программными средствами, предназначенными для обработки информации, но и используются при изучении специализированных психологических дисциплин, а также написании студентами курсовых и дипломной работ.



Целями дисциплины «Основы информационных технологий» для студентов-психологов являются:

  • формирование умений корректной постановки прикладной задачи, навыков сбора, структурирования, обработки и анализа информации с помощью различных компьютерных средств;

  • выработка навыков, способствующих повышению научного уровня решения профессиональных задач на основе применения современных информационных технологий;

  • подготовка специалиста-психолога к самостоятельному изучению тех разделов информатики и ее прикладных направлений, которые могут потребоваться дополнительно в практической и научно-исследовательской работе будущих специалистов.

Важнейшими задачами изучения студентами-психологами «Основ информационных технологий» являются:

  • содействовать освоению студентами умений корректной постановки задачи, требующей привлечения для своего решения математических методов и компьютерных средств;

  • ознакомить будущих психологов с основными методами автоматизации математических расчетов, необходимых при проведении психологического исследования, использовании и проектировании диагностических методик;

  • сформировать навыки работы с текстовыми документами, электронными таблицами, компьютерными сетями, web-страницами и мультимедийными презентациями;

  • стимулировать у студентов познавательный интерес по вопросам применения компьютерных моделей, математических и статистических методов в психологии;

  • развить умение анализировать полученную и обработанную в ходе эксперимента информацию, осуществлять на ее основе прогнозы развития психологических феноменов;

  • способствовать формированию у студентов умения непредвзято оценивать явления и факты психологической и социальной природы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • роль информатики в профессиональной деятельности психолога. Предмет, задачи и возможности информатики;

  • назначение и принципы работы аппаратных средств, операционных систем и прикладных программ при решении задач сбора, систематизации, обработки и хранения информации; возможности применения информационных технологий при подготовке и проведении психологических исследований;

  • основные методы работы с текстовой информацией, возможности обработки больших, структурированных документов, приемы автоматизации работы с текстовой информацией в практической деятельности психолога;

  • принципы обработки табличной информации, собираемой в процессе практической деятельности психолога, возможности визуализации результатов измерительных процедур, анализа и прогноза процессов на основе статистических данных;

  • приемы статистической обработки экспериментальных данных с помощью электронных таблиц;

  • область применения мультимедийных презентаций в работе психолога и методы их разработки;

  • особенности и преимущества работы с компьютерными сетями, методы эффективного поиска информации в Интернет, приемы использования услуг, предоставляемых компьютерными сетями при организации поиска и передачи информации;

уметь:

  • работать с программным обеспечением и файловой системой, проводить простейшие операции по обслуживанию компьютера, адекватно и обоснованно выбирать программное средство для решения профессиональных задач и осуществлять обмен данными между программами;

  • создавать с помощью текстовых процессоров документы, содержащие текст, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, математические формулы и др. объекты;

  • работать со сложно структурированными документами большого объема и эффективно управлять их структурой, а также применять навыки автоматизированной работы с тестовыми документами при подготовке бланков психологических анкет, опросников, тестов;

  • корректно ставить задачи, для решения которых используется табличный процессор, представлять эмпирические данные в электронных таблицах, автоматизировать проведение в них математических расчетов, оперативно и точно статистически обработать и наглядно представить результаты психологического эксперимента или измерения;

  • разрабатывать структуру, наполнять содержанием, выбирать дизайн слайдов и т.п. для электронной презентации результатов учебно-исследовательской и профессиональной деятельности с целью более наглядного и образного их представления;

  • пользоваться основными возможностями, услугами и информационными ресурсами компьютерных сетей, в том числе сети Интернет, востребованными в учебной и профессиональной деятельности будущего психолога.

В ходе освоения обучающимися содержания учебной дисциплины рекомендуется использовать в качестве информационно-методической поддержки учебно-методический комплекс по дисциплине, включающий электронные презентации лекционных занятий, задания для практических занятий, примеры выполнения типовых заданий, материалы для контролируемой самостоятельной работы, тестовые задания.

Типовым учебным планом на изучение дисциплины «Основы информационных технологий» всего отводится 138 часов, из них 68 часов аудиторных: 16 часов лекций, 52 часа практических занятий. Студенты изучают данную дисциплину на протяжении двух семестров.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Названия разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практические занятия

1

Раздел I. Аппаратное и программное обеспечение современных информационных технологий в профессиональной деятельности психолога

6

4

1.1

Аппаратное обеспечение информационных технологий и принципы представления информации в ЭВМ

1




1.2

Универсальные и специализированные программные средства в информатизации профессиональной деятельности психолога

3

2

1.3

Компьютерные сети и специализированные информационные ресурсы

2

2

2

Раздел II. Электронные текстовые документы в работе психолога

4

22

2.1

Основные принципы автоматизации работы с текстом

2

6

2.2

Оформление документов, содержащих таблицы, математические формулы, диаграммы, графические и др. объекты

1

8

2.3

Автоматизация создания документов сложной структуры в практике психолога

1

8

3

Раздел III. Электронные таблицы как расчетный инструмент психолога

4

22

3.1

Редактирование и форматирование таблиц, осуществление математических расчетов в табличном процессоре. Графическое представление данных

2

8

3.2

Автоматизация основных математических методов анализа в психологии. Статистические расчеты в процессе обработки психологом эмпирических данных

2

10

3.3

Работа с электронной таблицей как с базой данных




4

4

Раздел IV. Мультимедийные презентации как средство представления результатов экспериментальной, аналитической и исследовательской деятельности психолога

2

4

4.1

Создание и применение мультимедийных презентаций в учебной и профессиональной деятельности психолога

2

4

Всего

16

52

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


РАЗДЕЛ I. Аппаратное и программное обеспечение современных информационных технологий в профессиональной деятельности психолога

Тема 1.1. Аппаратное обеспечение информационных технологий и принципы представления информации в ЭВМ

Понятие информации и информационных технологий. Предмет информатики и ее роль в научной деятельности и практической работе психолога. История и этапы развития вычислительных средств. Назначение и принципы работы основных устройств компьютера. Особенности представления различных типов данных в памяти компьютера.



Тема 1.2 Универсальные и специализированные программные средства в информатизации профессиональной деятельности психолога

Программное обеспечение информационных технологий, иерархия программных средств. Назначение программ различных видов. Выбор психологом программного средства для решения профессиональных задач. Современные операционные системы и их характеристики. Понятие файловой системы, основные операции над файловой структурой.



Тема 1.3 Компьютерные сети и специализированные информационные ресурсы

Назначение и типы компьютерных сетей, преимущества и сферы их широкого применения. Основные понятия, связанные с сетью Интернет. Поиск информации в Интернет. Использование психологом информационных ресурсов и коммуникационных возможностей сети.



РАЗДЕЛ II. Электронные текстовые документы в работе психолога

Тема 2.1 Основные принципы автоматизации работы с текстом

Классификация, общая характеристика и функциональные возможности редакторов текстов, их применение в практической деятельности психолога. Создание, форматирование, редактирование, просмотр и печать текстовых документов.



Тема 2.2 Оформление документов, содержащих таблицы, математические формулы, диаграммы, графические и др. объекты

Таблица как инструмент структурированного представления информации и анализа данных в арсенале психолога. Создание таблиц в текстовых процессорах. Использование простейших статистических и математических формул при вычислениях в таблицах. Внедрение в текстовый документ графических объектов, диаграмм, математических формул и др. объектов.



Тема 2.3 Автоматизация создания документов сложной структуры в практике психолога

Автоматизация обработки больших, структурированных документов, встречающихся в профессиональной деятельности психолога. Работа с электронными формами и шаблонами при разработке инструментария психологического исследования (анкет, бланков тестов и т.п.).



РАЗДЕЛ III. Электронные таблицы как расчетный инструмент психолога

Тема 3.1 Редактирование и форматирование таблиц, осуществление математических расчетов в табличном процессоре. Графическое представление данных

Понятие электронных таблиц и их использование в научно-исследовательской и практической работе психолога. Ввод данных электронной таблицы и ее форматирование. Работа с формулами в табличном процессоре, использование встроенных функций для осуществления математических расчетов. Печать рабочих листов. Основные принципы построения диаграмм в табличном процессоре. Наглядное представление результатов психологического эксперимента с помощью диаграмм.



Тема 3.2 Автоматизация основных математических методов анализа в психологии. Статистические расчеты в процессе обработки психологом эмпирических данных

Технология реализации психологических тестов на базе табличного процессора. Использование пакетов статистических функций для анализа и интерпретации результатов исследований. Реализация в табличном процессоре элементов корреляционного и регрессионного анализа данных.



Тема 3.3 Работа с электронной таблицей как с базой данных

Преимущества использование списков при обработке больших объемов данных обследования или статистики, встречающихся в работе психолога. Работа со списками в электронных таблицах.



РАЗДЕЛ IV. Мультимедийные презентации как средство представления результатов экспериментальной, аналитической и исследовательской деятельности психолога

Тема 4.1 Создание и применение мультимедийных презентаций в учебной и профессиональной деятельности психолога

Основные возможности программ для создания мультимедийных презентаций. Разработка структуры слайдов и их дизайна, внедрение объектов в презентацию. Выбор параметров и эффектов демонстрации электронной презентации. Подготовка мультимедийной презентации по результатам учебно-научной или практической деятельности психолога.



Литература

Основная

  1. Борисов, Н.А. Информационные компьютерные сети: учеб-метод. пособие для практ. занятий / Н.А.Борисов, А.А.Лукин. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 63 с.

  2. Информатика: учебник / под ред. проф. Н.В.Макаровой. – 3-е перераб. изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с.

  3. Каймин, В.А. Информатика: учебник / В.А.Каймин. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 232 с.

  4. Марков, А.С. Базы данные. Введение в теорию и методологию: учебник / А.С.Марков, К.Ю.Лисовский. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.

  5. Могилев, А.В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; под ред. Е.К.Хеннера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с.

  6. Морозевич, А.Н. Информатика: учебное пособие / А.Н.Морозевич, А.Н.Зеневич; под общей ред. А.Н.Морозевича. – 2-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 263 с.

  7. Сапегин, А.Г. Психологический анализ в среде Excel / А.Г.Сапегин. – М.: Ось-89, 2005. – 144 с.

  8. Соболь, Б.В. Информатика: учебник / Б.В.Соболь [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 448 с.

  9. Степанов, А.Н. Информатика: учеб. для вузов / А.Н.Степанов. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 765 с.: ил.

Дополнительная

  1. Грехэм, Р. Конкретная математика. Основания информатики / Р.Грэхем, Д.Кнут, О.Поташник. – М.: Мир, 1998. – 703 с.

  2. Козлов, В.Н. Математика и информатика / В.Н.Козлов. – СПб.: Питер, 2004. – 266 с.: ил.

  3. Мациевкий, С.В. Принципы информатики: учебное пособие / С.В.Мациевский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 112 с.

  4. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учебно-методическое пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: в 2 ч. / С.Н.Сиренко, Н.Б.Яблонская. – Минск: БГУ, 2007. – Ч. 1: Операционная система Windows и ее стандартные приложения; текстовый процессор Microsoft Word. – 63 с.

  5. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учебно-методическое пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: в 2 ч. / С.Н.Сиренко, Н.Б.Яблонская. – Минск: БГУ, 2008. – Ч. 2: Табличный процессор Microsoft Excel. – 48 с.

  6. Фигурнов, В.Э. IBM PC для пользователя / В.Э.Фигурнов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 1996. – 432 с.




страница 1

Смотрите также: