Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Содержание

  1. Марафон патриотических дел (система работы по гражданско-патриотическому направлению).

  2. Цели и задачи.

  3. Декларация о творческом содружестве учителей, учащихся и их родителей.

  4. Пояснительная записка. Краеведение как основная составляющая гражданско-патриотического воспитания.

  5. Справка о работе микролаборатории компьютерного краеведения

  6. План работы микролаборатории компьютерного краеведения на 2010 – 2011 учебный год.

  7. Издательская деятельность: работы микролаборатории компьютерного краеведения ГУО «Богушевская государственная средняя школа № 2 Сенненского района» 2004 – 2010 г.г.

  8. По страничкам работы микролаборатории компьютерного краеведения: «Операция «Живые голоса участников войны».

  9. Разработка экскурсии в школьный историко-краеведческий музей «Дороги войны» (по материалам, подготовленным МКК).

  10. Наши достижения.


ГУО «Богушевская средняя школа № 2 Сенненского района»








«Марафон патриотических дел» проводится с целью:

организация непрерывного цикла идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся школы через систему идеологической и идейно-воспитательной работы школы;

активизации детского и молодёжного движения, ученического самоуправления;

активного участия во Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции учащейся молодёжи «Наш край».

Основными задачами является:

воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Родине, гордости за её достижения, готовности достойно и добросовестно выполнять обязанности гражданина РБ;

увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн;

развитие гуманных чувств милосердия, сочувствия к ветеранам войны и труда;

физическое воспитание, закалка, привитие навыков самоуправления и самообслуживания, активная подготовка к службе в Вооружённых Силах Республики Беларусь.


О ТВОРЧЕСКОМ СОДРУЖЕСТВЕ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ ГУО «Богушевская
средняя школа № 2 Сенненского района»


Вместо опеки – содружество учителей, учащихся и родителей



Мы, полномочные представители учителей, учеников СШ № 2 г.п.Богушевска и родителей, устав от взаимных претензий и обид, взглянув на свои отношения с высоты интересов страны и времени, собравшись вместе, торжественно провозглашаем:


  1. Все педагоги, учащиеся школы и родители – старшие и младшие товарищи в своей заботе об улучшении жизни школы. Будем жить так, чтобы каждый день становился вкладом в наше время.

  2. Будем совместно заботиться о школе, стремиться сделать её краше и лучше, сохранять и приумножать её традиции. Будем беречь всё, что сделано и куплено на государственные средства.

  3. Будем сотрудничать во всех школьных и внешкольных делах, жить в дружбе, единым коллективом детей и взрослых, помогать друг другу: ученики учителю учить, учителя ученикам учиться.

  4. Будем уважать желания и мнения каждого. Будем стремиться воспитывать у себя умение признаваться в ошибках, исправлять их.

  5. Будем совместно бороться против грубости и корысти, обмана, зависти, заговоров, наговоров.

  6. Будем держать честный ответ друг перед другом, делать своё и общее дело на совесть, творчески, коллективно.

  7. Будем совместно воплощать в жизнь лозунг: «Каждое дело творчески. Иначе зачем?»

I. Поянистельная записка
Краеведение как основная составляющая

гражданско-патриотического воспитания
С первых мгновений жизни человек начинает познавать мир. От простого к сложному, от близкого к дальнему.

Постепенно знакомясь с окружающим миром, человек расширяет сферу познания, мировоззрения, осваивает среду обитания.

С раннего детства мы учимся любить, а любим то, что хорошо знаем: свою семью, дом, улицу, класс, школу.

По этому принципу строится работа в Микролаборатории компьютерного краеведения, созданной при Богушевской СШ № 2. Данная работа хорошо прослеживается в справке о работе МКК.

Основная задача – вызвать интерес к краеведению со стороны учеников. Для этого ребята должны видеть Вашу заинтересованность. Это очень помогает в поисках новых материалов. Следует внимательно отслеживать реакцию ребят при проведении мероприятий.

Например, вручение юбилейных медалей бывшим узникам. Если бы члены лаборатории не проявили интерес к этой категории участников – жертв войны, не появились бы сборники «Узники нацизма» и «Войной израненное детство».

Произошла трагедия в Радоме – 1-го сентября мы проводим Минуту молчания. Отрадно узнать, что ребята обратили внимание на то, что полковник А.Э.Марфицкий – наш земляк. При встрече с сестрой летчика-снайпера ребята рассказали о многом, что порадовало А.Э.Лемех. Повторное общение дало возможность создать сборник «Огромное небо – одно на двоих».

Участники МКК работают над созданием сб. «Богушевцы – участники Великой Отечественной войны». Сейчас идет сверка различных вариантов списков: погибших, пропавших без вести, вернувшихся с фронта, но не доживших до нынешнего дня. Каждый из ребят ведет еще и дополнительный поиск в своей семье. Ищут документы, фотографии. Фотографию К.Т.Карповича передал внук Н.В.Корпович, а фотографию Е.А.Меркуля принес его правнук – Руслан Андреев. Результат многоплановый: интерес к истории Великой Отечественной войны, к истории Богушевска, к истории своей семьи.

И работа МКК вызывает резонанс. Налажена связь с детьми комбрига Богушевской партизанской бригады Е.Н.Прахоренко, с дочерью П.А.Абрасимова, жена и сестра А.Э.Марфицкого не реже одного раза в год бывают в школе. Работы МКК постоянно используются при подготовке и проведении массовых мероприятий.

Демонстрируя сборники прежних лет, мы стимулируем инициативу нового поколения на разработку новых тем, на создание новых сборников.

Ребята с удовольствием занимаются поисковой работой, узнают новые сведения о своих земляках. Богушевцам есть чем гордиться, есть за что любить свою малую родину.




II. Справка о работе Микролаборатории Компьютерного Краеведения

Микролаборатория компьютерного краеведения была создана в Богушевской СШ № 2 в 2003 году по инициативе выпускника 1967 года нашей школы Полыковского Л.А. и при содействии Министерства образования Республики Беларусь.

В состав Микролаборатории вошли учащиеся 7 «А» класса (Кл. руководитель Капранова О.А.).

Это был год подготовки к 60-летию освобождения Беларуси и первой темой работы Микролаборатории стала «Богушевцы – ветераны Великой Отечественной войны».

Ребята сходили в Совет, попросили списки участников Великой Отечественной войны с адресами и телефонами и приступили к подворному обходу. Начиналось все довольно тускло и лениво – и идти не хотелось, и отрываться от своих дел было досадно, и менять свои личные планы было обидно… Но живое общение с ветеранами, их рассказы о войне сделали свое дело: ребятам стало интересно. Когда же в конце весны 2004 года материал был собран, сверстан и вышел первый (сигнальный) экземпляр сборника, ребята были просто счастливы. Их работа обрела видимый результат.

Перед празднованием 60-летия освобождения Богушевска мы успели распечатать сборник и на праздничном «Огоньке» вручить экземпляр каждому ветерану.

В сборник вошли сведения о 37 ветеранах войны, которые на день освобождения были живы. Экземпляр сборника, подаренный каждому участнику событий, и сейчас бережно хранится в каждой семье, хотя ветеранов на сегодняшний день осталось 15 человек.

Во время подготовки к 60-летию освобождения Богушевска мы проработали большое количество газетного, журнального, книжного материала, поэтому выпуск сборника «Освобождение Богушевска» был логичен и особого труда не составил.

Следующим сборником стал «Богушевский расстрел». Он возвращал нас к событиям 1941 года, 5 сентября, когда немецко-фашистскими захватчиками на окраине Богушевска было расстреляно 115 мирных жителей – евреев, русских, белорусов, поляков, из которых 10 были малолетними детьми, от грудного до 10-летнего возраста. Это была первая кровавая трагедия Богушевска, первая, но не единственная.

Свидетелей трагедии почти не осталось. Рассказать о расстреле смогла только Е.Ф.Меркуль, разведчица Богушевского партизанского отряда, которая утром злосчастного дня шла в Богушевск на задание и была схвачена полицаями и чуть сама не оказалась в расстрельной яме. Спас ее Е.Старовойтов, живший неподалеку, на которого она сослалась, как на родного дядьку. К счастью, он сообразил, в чем дело, и набросился на нее с руганью: «Где шлялась?!», а полицая угостил чаркой за то, что тот привел «блудную племянницу» домой. Дальнейшие события они наблюдали из окна дома Старовойтова.

Когда расстрел закончился и полицаи засыпали яму, по свежей братской могиле дважды прогнали танк, для верности. И все-таки могила «ходуном ходила» еще три дня, пока не задохнулись последние раненые. Полицейские три дня охраняли расстрелянных.

Спустя 17 лет проводилось перезахоронение погибших. Славянская часть была похоронена в парке, прах погибших евреев перезахоронили на еврейском кладбище.

60 с лишним лет об этом не вспоминали, но в 2004 году, при поддержке Витебского еврейского благотворительного центра «Хосдей Давид» впервые отмечался день Памяти. Приехавшие из Витебска прочли на могиле погибших жителей Богушевска поминальную молитву.

Видя, в каком состоянии находится еврейское кладбище, ребята из Микролаборатории компьютерного краеведения выступали с инициативой взять шефство над этим кладбищем. Инициативу поддержала директор ГУО Л.В.Головинская. С тех пор школа шефствует над еврейским кладбищем.

Намного раньше описываемых событий был составлен «Путеводитель по еврейскому кладбищу Богушевска», но оставалось много безымянных могил: на некоторых надписи стерлись от времени, а на некоторых их невозможно было прочесть. Ребята и здесь не остались равнодушны. Обратились в Витебский «Хэсед», но там помочь не смогли. Сейчас все увлекались изучением языка иврит, а идиш оказался вне поля зрения. Тогда мальчики Саша Андреев, Леня Бурый перерисовали несколько надписей и все это было послано в газету «Берега», выходившую в Минске. Нам ответил член редколлегии О.Косов о том, что надписи не читаемые, может быть, что-то не так перерисовали, или часть буквы стерто.

Но случилось чудо: Олег Косов приехал в Богушевск в командировку и прочел нам непонятные надписи.

Не обошлось и без курьезов: одно из непрочитанных надгробий было на… русском языке! Просто стерлись некоторые часть букв и впервые мы столкнулись с отсутствием правил переноса в других языках.

Все это подтолкнуло на переиздание сборника «Путеводитель по еврейскому кладбищу Богушевска», в котором было больше сведений, увеличился справочный , появились фотографии. За эту работу мы получили Грамоту из Иерусалима, из института «Яд – Вошем».

В 2003 году мы отмечали 85-летие нашей землячки, Народной Артистки БССР Зинаиды Игнатьевны Конопелько. На празднование юбилея в школу приехала большая делегация из Витебского Национального Академического театра им.Я.Колоса, которую возглавила зав. литературной частью театра С.Н.Дашкевич. В составе делегации были актеры театра, в том числе заслуженный артист Республики Беларусь Геннадий Шкуратов. Среди приехавших была подруга юбилярши, Г.И.Клесова, которая более 27 лет возглавляла Витебское областное управление культуры. Мы знали, что Галина Ионовна помогла в свое время нашему народному театру с получением транспорта, содействовала открытию в Богушевске музыкальной школы, но не знали, что она – наша землячка. Собственно, родилась-то она в России, на Вологодчине, но война все перевернула: после смерти матери и окончания Войны, девочки с отцом переехали в Беларусь, на родину второй матери (мачехой и назвать-то ее не хочется), доброй и сердечной женщины. Окончив сначала начальную, а потом Машканскую среднюю школу, Галина по направлению Богушевского райкома комсомола пришла на работу в Королинскую неполную среднюю школу-интернат – вожатой. Спустя год, она уже работала в Богушевском РК ЛКСМ, а по окончании Высшей партийной школы в Москве возглавила Витебское областное управление культуры.

В ноябре 2004 года Г.И.Клесовой, заслуженному работнику культуры БССР исполнилось 70 лет. К этому времени мы уже подружились и Микролаборатория подготовила к ее 70-летию персональный сборник: «Г.И.Клесова».

Надо ли говорить, как замечательно прошел в школе юбилей Галины Ионовны. Как празднично и весело было. Выступали представители Королинской школы, заведующие библиотек, коллектив Богушевского Дома культуры, директор и вокальный ансамбль Богушевской детской музыкальной школы, а в заключении праздника Женя Тимошенко от имени МКК подарила юбилярше посвященный ей сборник.

Апофеозом стал торт, ввезенный в зал на тележке. Правда, Г.И.Клесова, восхитившись величиной и отделкой торта, тут же передарила его школе, т.ч. назавтра каждый ученик попробовал кусочек торта. (Торт, конечно, был большой, но его придется делить на 300 с лишним частей!..)

Если 2004 год отмечался, как год 60-летия освобождения Беларуси, то 2005 – год 60 Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Время неумолимо, и мы старались успеть рассказать больше об участниках войны. Самый старший из них – по возрасту – Никита Трофимович Шмурадко. Скромный, спокойный и уравновешенный преподаватель математики СШ № 1, долгие годы возглавлявший партийную организацию школы, Никита Трофимович при ближайшем рассмотрении оказался интереснейшим, удивительнейшим человеком. Ребята ходили к нему домой, знакомились с его архивом, смотрели фотографии, беседовали с его женой, заслуженной учительницей БССР З.А.Шмурадко, встречались с их сыновьями: Сергеем, Александром, Владимиром, приглашали его в школу, на встречу с учащимися. Участник Финской войны, защитник блокадного Ленинграда, закончивший свой боевой путь в Градеково, в составе 217-артелирийской бригаде и получивший за операцию на Дальнем Востоке медаль «За боевые заслуги» и второй орден «Красной звезды». После окончания военных действий Н.Т.Шмурадко продолжает службу на Дальнем Востоке и возвращается в Беларусь лишь в 1950 году, уже серьезно больной. В 1951 году его комиссовали, определили 2-ю группу инвалидности, уволили из Армии. Надо было обладать мужеством, чтобы не сломаться, не опустить руки. Никита Трофимович успешно борется с болезнью, заочно заканчивает физико-математический факультет Витебского пединститута и более 20 лет преподает математику в Богушевской СШ № 1.

Подготовка к 60-летию Победы шла многоплановая. В это время при Богушевском ГДК работал литературный клуб «Парус». Совместно с участниками этого коллектива был создан наш следующий сборник «Эхо войны», в который вошли стихи, баллады, поэмы В.Г.Мельниченко, Л.П.Гончаровой, П.С.Пядочкиной, В.Е.Латышева. В сборник включена подборка стихов участника Великой Отечественной войны Цветкова Геннадия Семеновича, которую помогли составить вдова поэта – Лидия Никитична Цветкова и его сестра – Надежда Семеновна. Произведения, вошедшие в сборник, часто используются во время проведения мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

Во время празднования юбилея ветеранам войны были вручены юбилейные медали. Группу участников микролаборатории пригласили на церемонию награждения, проходившую в зале заседаний гор. пос. Совета, ребята поздравляли ветеранов, вручали им цветы. Через неделю церемония повторилась: юбилейные медали были вручены бывшим узникам концентрационных и трудовых лагерей. Это событие явилось для ребят настоящим потрясением. Мы пригласили бывших узников на встречу в школу, но пришли далеко не все – их по Богушевску в ту пору было более 30 человек. Когда они рассказывали о своих судьбах, о судьбах своих близких, в концертной студии школы, где проходила встреча, воцарилась мертвая тишина – никто из присутствовавших никогда не сталкивался с этой стороной войны!

Впечатление было настолько сильным (слезы на глазах уже немолодых людей), что ребята сами предложили создать сборник «Узники нацизма». Но как же тяжело было собирать материал к этому сборнику! Люди, пережившие ужасы войны, (голод, холод, страх смерти) часто не хотели вспоминать те страшные дни. Помогали собирать материалы жены, дети. Чем дальше ребята работали над предложенной ими самими темой, тем яснее понимали, что одним сборником мы не обойдемся. Вышел сборник «Узники нацизма», в который вошли материалы об узниках более старшего возраста, но были еще Эмма Митрофановна Шлык и ее двоюродный брат Валерий Ильич Фельгин, которым в начале войны не было и 2-х лет, Вера Александровна Игнатьева, которая столкнулась с войной в четырехлетнем возрасте и потеряла в концлагере младших брата и сестру, была еще Анна Михайловна Ронина, которая осталась в войну круглой сиротой, потеряв родителей и сестер, скитавшаяся по оккупированной фашистами территории, сначала в компании еще 6-ти таких же сирот из Полоцкого еврейского детского дома, а потом – с подобравшим ее стариком-цыганом.

Детям, пережившим ужасы войны, был посвящен сборник «Войной израненное детство».

Познакомившись с А.М.Рониной, мы опять вернулись к теме Холокоста. Разбираясь с материалами по этой теме, заглянув в Интернет, сопоставив цифры по Богушевску, ребята пережили настоящий шок: 6 миллионов погибших мирных жителей по всей Европе!

А что мы знаем о своем Богушевске? До войны – еврейское местечко, 85% населения которого составляли евреи, а в наши дни – 2 человека! – Это меньше 0,1% населения нынешнего городского поселка.

Факты, с которыми столкнулись ребята, производили такое впечатление, что трое ребят: Кирилл Якунин, Артем Жегуло и Андрей Улахович, - передавая работу друг другу, с трудом ее закончили – тема просто угнетала.

Работа «Холокосл и развитие цивилизации» была представлена на районном конкурсе, ушла в Минск на международный конкурс, с этой работой МКК была приглашена в Минск, в историческую мастерскую на международную конференцию. Надо сказать, что работа заинтересовала как участников конференции, так и руководство исторической мастерской (руководитель-доцент БелГос университета К.И.Козак), как и остальные работы микролаборатории, электронный вариант которых сейчас хранится в архиве исторической мастерской в Минске (белорусско-германское учреждение).

Военная тема неисчерпаема. Как-то ребята задумались: а какую роль сыграла Великая Отечественная война в развитии самого Богушевска? Сколько богушевцев ушло на войну и не вернулось с нее? Мы обратились к книге «Память. Сенненский район», но она дала не слишком обширные сведения. Обратились в исполком горпоселкового Совета – результат не слишком порадовал. И тогда ребята обратились к старому, испытанному методу – подворному обходу. Конечно, мы получили достаточно большой пакет сведений, но и это не решало проблему. Обращались к родственникам погибших, к соседям – в общем, использовали все возможные методы поиска.

И когда уже сборник был практически готов, ребята из 6-го класса принесли газету «Народное слово» со списком заключенных концлагерей – ученица 10-го класса А.Яковлева – два дня сидела над этими списками. Было установлено место гибели 8 наших земляков, числившихся доселе без вести пропавшими. А девятого мы в своих списках даже не нашли: ушел человек на фронт и не вернулся, а дома тоже не осталось никого – Богушевск бомбили и при отступлении, и при освобождении. Соловьев Павел Максимович, 1913 года рождения, № 456055 – погиб в концлагере.

Так было установлено имя 699-го жителя Богушевска, погибшего за Родину.

Свой сборник мы назвали «За други своя…» («Где погибли мои земляки»).

Теме войны посвящены сборники: «Сталинградская битва и Курская дуга», в которой использовались документы и воспоминания богушевцев – участников этих битв, «Я обвиняю фашизм» - где основной темой стала фраза Ю.Фучика: «Люди! Я любил вас! Будьте бдительны!! – о попытках реанимировать фашизм как идеологию в различных государствах, «Танковое сражение под Сенно» - с использованием статей районной газеты, «В.Н.Белявский» (учителя – участники Великой Отечественной войны).

Хотелось бы немного остановится на последней работе.

Перебирая старые школьные фотографии в музее, в послевоенных снимках выпусков школы среди учителей выделялся молодой красавец-офицер с лукавыми глазами. Кто он? Оказалось – Василий Николаевич Белявский, уроженец д.Кичино, довоенный выпускник нашей Богушевской средней школы. Но семья переехала в Сибирь и сообщение о начале войны они услышали уже в дороге. По приезде на место, Василий Николаевич, которому только исполнилось 17 лет, пошел в военкомат проситься на фронт. Взяли, но не сразу: еще полгода ходил Вася в военкомат с просьбой о мобилизации. А родной Богушевск уже пылал. Трижды ранения выбивали парня из воинских рядов, и трижды он возвращался в свою часть. Так дошел до Победы. Вернулся в Богушевск, уговорили пойти работать директором Богушевского районного Дома культуры.

Молодой, энергичный (22 года), сам играл на бояне, занялся реконструкцией здания Дома культуры, оформлял наглядную агитацию. Приглянулся он и директору нашей школы И.Н.Валентионку. Познакомились поближе, благо, им особого труда это не составило – оба – бывшие фронтовики. Уговорил Иван Никитич, и В.Н.Белявский пришел в школу преподавать рисование и черчение. Прошли годы, Василий Николаевич переехал в Витебск, закончил худграф Витебского института, 15 лет возглавлял Витебские художественные мастерские. Занявшись профессионально живописью, достиг высокого мастерства, за что был принят в Союз Художников СССР. С этими сведениями мы познакомились, находившись в гостях у Василия Николаевича при подготовке сборника «Художники Богушевска».

Об этой работе тоже хочется рассказывать.

Еще в период подготовки к празднованию 100-летия железнодорожной станции «Богушевская» были собраны сведения о Богушевских поэтах и художниках. В дни праздников был проведен литературный вечер, на котором выступали наши поэты: Е.Козлова (Семерикова), Л.А.Полыковский, Р.М.Александрова, П.С.Пядочкина, К.И.Бондаренко, В.Никитина, Л.П.Гончарова.

На встречу с нашими поэтами приехали А.Вертинский и П.Сакович.

В этот же день в здании Дом творчества детей и молодежи прошла выставка работ нашего земляка, члена Союза художников России В.Н.Шмурадко.

Вот тогда и появилась мысль рассказать о наших художниках. Но от замысла до исполнения прошло пять долгих лет. Готовя этот сборник, ребята собрали данные о десяти художниках – уроженцах Богушевска. Сюда вошли: В.Н.Белявский – член Союза Художников СССР, В.Л.Сорочкин – член Союза Художников БССР, В.В.Шмурадко и В.Н.Шмурадко = члены Союза Художников России, П.М.Ильин, Л.К.МАксимцев, И.Бышнев, В.Р.Шафранский, М.М. и Ю.М.Шидловские. Материал собрали огромный, отфотографировали по 7 – 8 картин каждого художника, хотя не всегда это было легко, т.к.четверых из наименованных уже нет в живых. Большую помощь оказали родственники умерших художников.

Этот сборник стал большим испытанием для МКК. Ушел из школы Д.А.Лукащик, занимавшийся версткой всех предыдущих сборников. Последняя работа, которую верстал Дмитрий Николаевич – «Развитие культуры Богушевска» (1944 – 2008г.г.), работа, занявшая I-е место в области и республике. При подготовке этого сборника были использованы личные архивы бывших работников культуры: П.Я.Локтева, В.Н.Белявского, В.К.Горовца, Р.Б.Сорочкиной, С.П.Шумарова, А.В.Кузнецовой, Б.А.Козловой, П.С.Пядочкиной, архив Богушевского ГДК, воспоминания участников художественной самодеятельности 40 - 60-х годов.

Работа получилась объемная, и в распечатанном виде ее нет даже в музее (только электронный вариант).

Интересной и объемной получилась работа «История Богушевского народного театра», охватившая период с 1928 по 2008 год. На юбилейном вечере, посвященном 50-летию присвоения звания «Народный» драматическому коллективу Богушевского районного Дома культуры, школа подарила юбиляру диск с записью «Истории Богушевского народного театра».

Еще несколько лет назад мы начали собирать материалы о наших учителях. Работа МКК «З.А.Шмурадко – заслуженная учительница БССР» получила диплом I-й степени на областном конкурсе. При ее создании были использованы архив З.А.Шмурадко, семейные и школьные фотографии, статьи о педагогике самой З.А.Шмурадко, воспоминания ее учеников.

Эта работа дала толчок для сбора материала по истории школы. Были найдены фотографии первых выпускников Богушевской средней школы (1938 и 1939 годов). Организовали переписку и созвонились с первыми выпускниками Богушевской СШ № 2 (1958г.), и в мае 2008 года прошла встреча выпускников нашей школы 1958 и 2008 годов (фотографии в музее школы).

Начали составляться списки учительских династий. Так, например, династия Журковых (с мужьями и детьми) объединила 8 человек, династия Климченок – Курсенковых – 93, Шестовский – Козловых – 17 человек. Теперь все это вошло в «Летопись» школы – последнюю на сегодняшний день работу МКК.

Об учителях повествует и работа «Семейный портрет на фоне ХХ века» (Н.Т., З.А. и В.Н.Шмуратки).

Частые экскурсии в музей по теме «История Богушевска» подтолкнули к созданию сборника «Памятники и памятные места Богушевска». Каждая статья имеет иллюстрацию, рассказано и об истории памятников.

Микролаборатория и музей работают в тесном контакте. Когда произошло трагическое событие в Польше, во время проведения авиашоу в Радоме и погиб наш земляк А.Э.Марфицкий. 1сентября, школа на минуту замолчала, отдавая дань памяти полковнику А.Э.Марфицкому. Связавшись с его сестрой, А.Э.Лемех, выразив ей соболезнование, пионеры пригласили ее на торжественный сбор дружины, посвященный приему в пионеры пятиклассников. По согласованию с семьей Марфицких пионерскому отряду пятого класса было присвоено имя Александра Марфицкого.

Уже к приезду А.Э.Лемех в музее была оформлена экспозиция «Огромное небо – одно на двоих». Ада Эдуардовна подарила музею портрет летчика-героя, прижизненную газетную статью о летчике-ассе, несколько фотографий с места гибели. Вторая встреча была еще более интересной. На нее пришли учащиеся 5 – 8 классов, Ада Эдуардовна привезла фотографии Саши-ученика, курсанта, лейтенанта, слушателя академии, несколько фотографий 2009 года, в т.ч.последнее фото перед роковым полетом.

11 апреля 2010 г. в Польше, на месте гибели самолета был открыт памятник. Ада Эдуардовна привезла из Радома фотографии открытия памятника. Все это помогло в создании сборника «Огромное небо – одно на двоих».

Закончена работа над сборниками «Богушевск поэтический», «130-летие Богушевска».

В период подготовки к празднику МКК проделала огромную работу, собирая данные по истории Богушевска, сведения о самых известных людях, прославивших Богушевск. Найдены фотодокументы о Генералах Богушевска: В.К.Вакаре, Д.М.Герасимове, Е.И.Платонове, Б.Д.Суняне, составлено 37 , в т.ч. о докторе философских наук, профессоре философии, академике Международной академии информатизации О.Д.Гараниной, бывшей ученицы нашей школы и многих других.

Много лет идет работа по созданию сборника «Богушевцы – участники Великой Отечественной войны». Он будет рассказывать о тех, кто уйдя на войну, погиб, о тех, кто вернулся, и своим героическим трудом Богушевск, кто дожил до наших дней и кого уже нет среди нас.

На сегодняшний день в Богушевске осталось в живых 15 участников войны.

Сейчас в музее свой компьютер, и ребята сами набирают списки, вносят поправки, работают.

Есть еще одна работа, которую хотелось бы завершить: «Путеводитель по Королинскому кладбищу», но для ее завершения необходимо провести аэрофотосъемку, на которую у школы нет средств.

В прошлом году была введена плата за посещения музея, количество экскурсий сократилось до 20, посетителей – чуть больше 300. В прошлые годы показатели работы были значительно выше.

За многолетнюю работу по патриотическому воспитанию молодежи музей СШ № 2 г.п.Богушевска награжден юбилейной памятной медалью, выпущенной ЦК КПРФ в ознаменование 140-летия со дня рождения В.И.Ленина.

Руководитель МКК А.В.Кузнецова



План работы

Микролаборатории Компьютерного Краеведения

на 2010 – 2011 учебный год



Мероприятия

Дата



Урок гражданственности

«130 лет Богушевску»



01.09.2010 г.



День памяти

(65-ая годовщина массового расстрела

мирных жителей Богушевска)


05.09.2010 г.




20-летие Пионерской организации

Беларуси



13.09.2010 г.



Работа по «Летописи школы»

а) Довоенные учителя

б) Учителя ветераны:

Путеев Аркадий Гаврилович – г.Минск;

Гончаров Петр Степанович – г.п.Богушевск;

Морозов Георгий Константинович – г.Сенно;

Вавилонские А.А. и Н.Я. – г.Минск;

Меркуль Ефим Алексеевич – г.Смоленск;

Белявский Василий Николаевич – г.Витебск;

Белковские – г.Минск;

Ковалевский Алексей Трофимович – г.Витебск;

Путеев Владимир Иванович – г.Витебск;

Валентионок Иван Никитич – г.Витебск;

Цеханский Иван Павлович – г.Минск.

в) Послевоенные учителя:

40 – 60-е года

60 – 80-е года

80 – 2000-е года

г) Учительские династии:

Климченки – Куксенки

Шестовские – Козловы

Валентионки

Вавилонские – Викторовы

Белковские

Горб – Мастошева

Белявские

Цеханские

д) Выпускники школы № 2 – 1958 – 2010 гг.


Сентябрь - октябрь

2010 г.




Работа над сборником «Богушевцы – участники Великой Отечественной войны»:

а) Сверка списков

б) Поиски документов

в) Поиски фотоматериалов


Сентябрь – декабрь

Январь – март

Апрель – май





Работа по теме «А.Э.Марфицкий»

связь с семьей



В течение года



Переписка с семьей Е.Н.Прохоренко

(соболезнование – в ноябре умер

В.Е.Прохоренко – г.Москва)


В течение года



Переписка с А.П. Беляевой – дочерью

П.А.Абрасимова



В течение года



Работа над списками Королинского кладбища

Апрель – июнь



Создание справочного аппарата

к спискам Королинского кладбища








Сборник «Богушевцы – Генералы»

(В.К.Вакар, Д.М.Герасимова, Е.И.Платонова,

Б.Д.Супян)


Февраль – март




Сборник «Богушевцы – ученые»

Апрель – май



Роковая черта (22 июня 1941 года –

70-летие Начала Великой Отечественной войны) –

встречи с ветеранами


Май – июнь



Переписка с В.Г.Верстаковым

В течение года






Работы микролаборатории компьютерного краеведения
УО «Богушевская государственная общеобразовательная средняя школа № 2 Сенненского района» 2004 – 2010 г.г.


  1. «Богушевцы – ветераны Великой Отечественной войны»

  2. «Освобождение Богушевска»

  3. «Богушевский расстрел»

  4. «Г.И. Клесова» (к 70-летию со дня рождения)

  5. «Н.Т. Шмуратко» (Командиры и военачальники Великой Отечественной)

  6. «Эхо войны» (Богушевские поэты о Великой Отечественной войне)

  7. «Узники нацизма»

  8. «Войной израненное детство»

  9. «За други своя» (Где погибли мои земляки)

  10. «Сталинградская битва и Курская дуга»

  11. «Памятники и памятные места Богушевска»

  12. «Семейный портрет на фоне XX века»

  13. «Развитие культуры Богушевска» (1944 – 2008 г.г.)

  14. «З.А. Шмуратко – заслуженная учительница БССР»

  15. «Я обвиняю фашизм»

  16. «История Богушевского Народного театра»

  17. «Танковое сражение под Сенно»

  18. «Холокост и развитие цивилизации»

  19. «В. Н. Белявский» (Учителя-участники Великой Отечественной войны)

  20. «Художники Богушевска»

  21. «Огромное небо, одно на двоих» (А.Э. Марфицкий)

  22. «Путеводитель по еврейскому кладбищу
    г.п. Богушевска»

  23. «Богушевск поэтический»

  24. «130-летие Богушевска»

  25. «Богушевцы – участники войны»
















Экскурсия в школьном историко-краеведческом музее на тему: «Дороги войны»

(по материалам микролаборатории школьного краеведения)


На выставке представлены сборники: «Богушевцы – ветераны Великой Отечественной войны», «Узники нацизма», «Войной израненное детство», «Эхо войны», «За други своя…», папка: «Холокост и развитие цивилизации» на листах фотографии по военно-патриотическому воспитанию.

Выступление экскурсовода

Сегодня – 1-е сентября, большой праздник, праздник для учащихся, их родителей, бабушек и дедушек, праздник для учителей. Начинается новый учебный год и хочется пожелаем ребятам успехов в овладении знаниями.

А еще этот учебный год – год подготовки к празднованию 65-й годовщины освобождения Богушевска от немецко-фашистских захватчиков.

1081 день и ночь Богушевск находился под пятой захватчиков. Все это время тревогой были наполнены сердца Богушевцев. С первых же дней войны, с первых бомбежек Богушевск нес большие потери: при бомбежке погибли здание станции Богушевской, клуб железнодорожников, находившийся в привокзальном сквере.

Сгорел жилой квартал по ул.Горбунова (где сейчас находится СШ № 1). С приходом оккупантов здание школы было обнесено тройным рядом колючей проволоки. На месте уничтоженных домов в самом центре построили «Биржу труда», куда сгоняли молодежь из Богушевска и окрестных деревень для отправки в Германию.

На ул.Шоссейной,в опустевшем доме Альтшумров открыли православную церковь – пусть лучше Богу молятся, чем оказывать сопротивление фашистам.

Но Богушевцы сопротивлялись. Уже 10 июля 1941 года, в то время, когда немецкие войска оккупировали Богушевск, группа под руководством А.Стемаха ушла в лес. Этот день стал отчетным в истории Богушевского партизанского отряда, а затем и бригады.

Но не только на родине наши земляки били фашистов.

В рядах участников обороны Москвы были богушевцы – Алексей Андрейков, Лидия Гринкина, Дмитрий Улахович (участник парада 1941 г.), обороняли блокированный с моря и с суши Ленинград Никита Шмуратко и Анна Чичерина, внесли свой вклад в разгром фашистов под Сталинградом Степан Демещенко и Лев Овсищер, в боях на курской дуге погибли братья Николай и Трофим Затюны. Свой первый Орден Славы получил Фома Иванович – участник парада Победы в июне 45 года.

С боями от Бреста до Волги и от Волги до Кенигсберга прошел политрук Лев Сорочкин, на бреющем расстреливал отступающих фашистов под Варшавой Михаил Мовшович.

700 наших земляков-уроженцев Богушевска и Богушевского сельского Совета не вернулись домой с полей сражений.

«Вспомним всех поименно.

Горем вспомним своим.

Это надо не мертвым,

Это надо живым».

Пять лет в школе работает микролаборатория компьютерного краеведения. За это время собран материал и издано 10 сборников, создано 4 тематические папки.

Работы прошлого учебного года были уже посвящены 65-летию Освобождения Беларуси: «За други своя…» (где погибли мои земляки), «Холокост и развитие цивилизации».

А сколько встреч с участниками событий тех огненных лет прошло в нашей школе даже за последний год! На выставке вы можете увидеть наши сборники и фотографии встреч с ветеранами войны.

Сегодня к нам на встречу пришли наши добрые друзья, ветераны Великой Отечественной войны: Демещенко С.К., МеркульЕ.Ф., Михальков И.Т., Улахович Д.Е., Шмуратко Н.Т., Пядочкин С.В., Локтев П.Я.

Вопрос для всех только один:

- Где пролегли Ваши военные дороги?



Ответы.

Спасибо всем участникам встречи. Это первая встреча нового учебного года. Мы будем, дорогие друзья, встречаться каждый месяц в течение всего учебного года. До новых встреч!



ГУО«Богушевская средняя школа № 2 Сенненского района»





1 место – Республиканская туристско-краеведческая патриотическая акция учащихся «Наследники Победы», направление «Возрождение культуры городов, городских поселков» /МКК/

3 место – областной этап Республиканской туристско-краеведческой патриотической акции учащихся «Наследники Победы», направление «Страницы истории», «Моя любимая бабушка», в номинации «Исследовательские работы» апрель 2007 г. /Лукащик Настя, 5 «А» кл./

1 место – районный литературный конкурс «Айчына маімі вачамі», номинация «Мы и ветераны Великой Отечественной войны» февраль 2007 г. /Бондарева Анастасия, 11 кл./

1 место – районный конкурс фотографии «Край мой белорусский», номинация «Пейзаж» /Улахович Андрей, 10 «Б» кл./

1 место – районный конкурс фотографии «Край мой белорусский», номинация «Зямля з блакітнымі вачамі»

1 место – районный конкурс фотографии «Край мой белорусский», номинация «Макросъемка»

1 место – районный этап Республиканской туристско-краеведческой патриотической акции учащихся «Наследники Победы», направление «Возрождение культуры городов, городских поселков» /МКК

1 место – районный слет юных краеведов, номинация «Культурная спадчына» /Машкей Ирина, Бурый Леонид/

2 место – районный этап Республиканской туристско-краеведческой патриотической акции учащихся «Наследники Победы», направление «Страницы истории», «Моя любимая бабушка», в номинации «Исследовательские работы» апрель 2007 г. /Лукащик Настя, 5 «А» кл./

2 место – районный этап Республиканской туристско-краеведческой патриотической акции учащихся «Наследники Победы», номинация «Литературное творчество» апрель 2007 г. /Бондарева Анастасия, 11 кл./

2 место – районный слет юных краеведов, номинация «Старонкі ваеннай гісторыі» /Авференок Дарья, 10 «Б» кл./

1 место – конкурс литературных произведений и рисунков, посвященный 125-летию со дня рождения Я. Купалы и Я. Коласа

1 место – краеведческая олимпиада

2 место – конкурс краеведческих музеев учреждений образования

Первичная ячейка БРСМ является лучшей в районе

2 место – за активное участие УО «Богушевская государственная общеобразовательная средняя школа № 2 Сенненского района» в районном месячнике патриотических дел

2 место – районный конкурс фотографии имени С.М. Юрковского, посвящённом Году родной земли /Прихожая Анна, 7 класс/

3 место – районный конкурс рисунков «Великой Победе – 65!» /Курсенков Вадим, 11′класс/

3 место – областной конкурс «Становление личности обучающихся и их профессионального самоопределения средствами экологического образования» /Марченко И.Д., Солопова Т.В., Капранова О.А., Горенькова Е.И./

1 место – районный этап областного конкурса культурно-экологической акции «Сбережем зеленую ель»

1 место – поселковая ярмарка

3 место – районный конкурс культурно-экологической акции «Зеленый наряд школы»

3 место – районный этап областного конкурса на лучший «Звездный поход» по местам боевой славы

Благодарность – районный этап областного конкурса на лучший туристических поход «Познай Родину – воспитай себя»

1 место – районный фестиваль детского творчества «Утренняя звезда» в номинации «Молодые голоса» (Пядочкина Вера 3 кл.)

2 место – общеколлективное в турнире по теннису среди трудовых коллективов г. п. Богушевска.

2 место – районный этап республиканского конкурса на лучшую фотографию о малой родине «Красуй, Беларусь!» (Антоненко И. 6 кл.) номинации я «Браты нашы меншыя»

2 место – районный конкурс мультемидийных презентаций «Энергосбережение» (Терещенко Владислав 8 кл.; руководитель: Прихожая Н. В.)

3 место – областной конкурс научно эколого-биологических работ (Пуцыло Н. 9 кл., Шестовская Е. 9 кл.)

3 место – районный фестиваль детского творчества «Утренняя звезда» в номинации «Молодые голоса» (Мышковская Юлия 11а кл.)

3 место – районный фестиваль детского творчества «Утренняя звезда» в номинации «Волшебный микрофон» (Приставко Роман и Синица Людмила 7 кл.)

страница 1

Смотрите также: