Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Подготовка к проведению научного исследования

  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

  2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

  3. Изучение научной литературы и уточнение темы

  4. Формулировка гипотезы

  5. Формулирование цели и задачи исследования

  6. Определение методов исследования



  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Объектная область - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).

  1. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Тема исследования - это сфера производимой исследовательской деятельности.

Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.

Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:



    • Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.

    • Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.

    • Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.

    • Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов.

    • Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.

    • Поиск темы может вестись в "естественных" условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной области изысканий.

  1. Изучение научной литературы и уточнение темы

    1. Проведение поиска нужной информации.

    2. Составление предварительного списка изданий

    3. Непосредственная работа с источниками

Определив тему и проблему своей работы, школьнику следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью :

    1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.

    2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.

    3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

  1. Формулировка гипотезы

Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении .

Основные свойства гипотезы:



    1. Неопределенность истинного значения.

    2. Направленность на раскрытие данного явления.

    3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы.

    4. Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Основные требования к формированию гипотезы:

    • В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.

    • Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.

    • Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории.

    • Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.

  1. Формулирование цели и задачи исследования

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

Можно поставить целью:

      


    • выявить…

    • установить…

    • обосновать…

    • уточнить

    • разработать….

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач



  1. Определение методов исследования

Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.

Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

Математические методы:

    • Статистические методы

    • Методы и модели теории графов и сетевого моделирования

    • Методы и модели динамического программирования

    • Методы и модели массового обслуживания

    • Метод визуализации данных (функции, графики)


страница 1

Смотрите также: