Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Порядок учета выручки индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога
Индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога в соответствии с пунктом 5 статьи 293 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) обязаны вести учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) по форме и в порядке, определяемым Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Форма книги учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) (далее — книга учета) и Инструкция о порядке ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82 (с изменениями и дополнениями, далее — Инструкция о порядке ведения учета выручки).

Книга учета заполняется отдельно за каждый отчетный период года без нарастающего итога с начала календарного года. В графе 2 отражается сумма полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам операций, совершенных за день либо за месяц.

При ее заполнении предпринимателю необходимо знать, что для него, как плательщика единого налога, включается в выручку. Порядок определения выручки отражен в пункте 9 статьи 299 НК.

Так, в выручку за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги) плательщиками единого налога включается стоимость переданных (отгруженных) в течение отчетного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг) потребителям. Таким образом, применяется так называемый метод учета выручки «по отгрузке».
Например, если индивидуальный предприниматель заключил с физическим лицом договор на оказание услуг по ремонту мебели 20 октября 2012 г. (акт выполненных работ подписан 31.10.2012г.), а наличные денежные средства за оказанные услуги плательщиком получены 3 ноября 2012 г., то в данном случае полученная выручка должна быть отражена в составе выручки за октябрь 2012 г.
Аналогичный принцип учета выручки «по отгрузке» применяется, если индивидуальный предприниматель реализует товар с рассрочкой платежа — выручка в данном случае учитывается в том месяце, когда произведена отгрузка товара.
Например, товар (ковровое изделие) был реализован физическому лицу в августе 2012г. Денежные средства (согласно заключенному договору) уплачивались покупателем в августе 2012г., в сентябре и октябре 2012г. В данном случае, полученная предпринимателем выручка должна быть включена в состав выручки за август 2012г.
Не включаются в выручку денежные средства, поступившие в качестве аванса, задатка, предварительной оплаты, до момента передачи (отгрузки) товаров (выполнения работ, оказания услуг) потребителю, а также не включается залоговая стоимость предметов проката до истечения установленного договором срока возврата предметов проката.

С 1 января 2012 г. внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения учета выручки, которой предусмотрено, что для удобства учета таких сумм плательщики вправе дополнить форму книги учета графой, отражающей поступление сумм, не признаваемых выручкой от реализации товаров (работ, услуг) в момент их поступления (залоговая стоимость предметов проката, аванс, задаток, предварительная оплата).


Например, оплата за услуги по перевозке мебели из г.Пинска в г.Брест получена индивидуальным предпринимателем от физического лица в сентябре 2012г., сама услуга оказана в октябре 2012г. В рассматриваемой ситуации предоплата может быть отражена предпринимателем в сентябре 2012г. в дополнительно введенной графе, а затем перенесена в графу 2 и учтена в общей сумме полученной выручки за октябрь 2012г.
Залоговая стоимость предметов проката, включаемая в выручку после истечения установленного договором срока возврата, в момент поступления также может отражаться в дополнительно введенной графе.
Например, у индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по прокату вечерних нарядов, 26 сентября 2012г. потребителем взято напрокат вечернее платье и внесена стоимость услуги по прокату и залоговая стоимость. Платье по условиям договора должно быть возвращено 29 сентября 2012г. Стоимость услуги по прокату является выручкой в момент ее получения и должна быть отражена в общей сумме выручки, полученной за сентябрь 2012г. Залоговую стоимость предприниматель имеет право отразить в дополнительно введенной графе в момент ее получения. В случае если платье не будет возвращено в установленный договором срок (29 сентября 2012г.), залоговая стоимость должна быть перенесена в графу 2 и учтена в общей сумме полученной выручки за сентябрь 2012г.
При возврате потребителями товаров, отказе от выполненных работ, оказанных услуг, уменьшении цены товаров (работ, услуг) (далее — возврат товаров (работ, услуг)), при возврате потребителю залоговой стоимости предметов проката по истечении установленных договором сроков возврата стоимость возвращаемых товаров (работ, услуг), возвращаемая залоговая стоимость отражаются в графе 2 со знаком «–» по каждой операции с указанием в графе 3 наименования документа (акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю), расходный кассовый ордер), его номера и даты, на основании которого такая операция совершена.

Операции по возврату товаров (работ, услуг) отражаются в графе 2 того отчетного месяца, в котором потребителю были переданы (отгружены) товары (выполнены работы, оказаны услуги).


Например, физическое лицо вернуло взятое напрокат платье 1 ноября 2012г. (срок возврата, установленный договором, — 25 октября 2012г.). Залоговая стоимость возвращена потребителю с оформлением соответствующих документов. В связи с этим предпринимателю следует уменьшить выручку за октябрь 2012г. на сумму возвращенной залоговой стоимости, отразив ее в графе 2 со знаком «–».
Аналогично отражается в книге учета и стоимость возвращенного покупателем товара.
Например, индивидуальный предприниматель в октябре 2012г. реализовал осенние сапоги. В ноябре 2012г. товар был возвращен покупателем. Предприниматель произвел выплату покупателю стоимости возвращенной покупки в ноябре 2012г. с оформлением необходимых документов. Уменьшить выручку на стоимость возвращенной обуви следует в октябре 2012г., отразив указанную сумму в графе 2 со знаком «–».
Следует обратить внимание предпринимателей, что при отражении в книге учета операций по возврату товара, отказа от выполненных работ, оказанных услуг обязательно заполнение графы 3. При отсутствии документов, подтверждающих совершение операций по возврату, уменьшение выручки от реализации товаров (работ, услуг) не производится.

При осуществлении в отчетном периоде нескольких видов деятельности (розничная торговля, общественное питание, выполнение работ (оказание услуг)) книга учета заполняется отдельно по каждому виду деятельности.


Например, если предприниматель осуществляет розничную торговлю фотоаппаратами и их комплектующими и деятельность в области фотографии, то ему необходимо вести раздельный учет выручки по указанным видам деятельности, отражая информацию по графе 2 на разных листах книги учета. При этом на одном из листов книги учета в строке «вид осуществляемой деятельности» будет указана «розничная торговля», на другом листе в аналогичной строке — «оказание услуг».
В случае, если индивидуальный предприниматель занимается осуществлением нескольких видов услуг (например, ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов и производство по заказам потребителей готовых текстильных изделий, кроме одежды) или осуществляет розничную торговлю в нескольких торговых объектах, то в данном случае не требуется отдельного заполнения графы 2 книги учета по каждому из видов выполняемых работ (оказываемых услуг) по каждому объекту.

Книга учета может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При ведении книги учета в электронном виде плательщики обязаны по окончании налогового периода, а при проведении проверки налоговым органом за истекший отчетный период текущего календарного года — за истекший отчетный период оформить ее на бумажном носителе.



Книга учета ведется до полного ее использования, после чего плательщики обязаны завести новую книгу.

страница 1

Смотрите также: