Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
М. Дернаковский, бизнес-тренер, коуч-тренер,

тренер НЛП международной категории,

директор консалтинговой компании «Коучинг Центр»,

международного центра «Азбука НЛП».
КОНФЛИКТЫ.

Практически в любой момент времени, в любой ситуации, между нами и клиентами, или, что еще хуже, между нами и коллегами внутри одной организации может возникнуть конфликт. Как поступать нам в таких ситуациях? Как поступать руководителю отдела или руководителю организации, когда конфликт возник между подчиненными? Или, когда подчиненные конфликтуют с ним? Эта и несколько последующих статей ответят вам на эти вопросы, и будут посвящены способам и стратегиям управления конфликтной ситуацией.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения. Как правило, люди, в процессе конфликта говорят только об инциденте. Хотя он, сам по себе, лишь повод. Почему-то истинный предмет конфликта почему-то скрывается, между тем, чтобы урегулировать конфликт необходимо обратить внимание именно на предмет конфликта, а не на инцидент.

Обычно конфликт проходит через ряд этапов:



  1. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.

  2. Осознание законности своих притязаний.

  3. Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды. Здесь делается первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие. Если попытка не удается, то:

  4. Разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком. Поэтому руководитель должен действовать, принимать меры. Конфликт необходимо ввести в определенные рамки, принять правила процедуры, которые признаются обеими сторонами или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, являющейся авторитетом для обеих других.

Если же не удается разрешить конфликт, то:

5. Переход конфликта в антагонизм.

6. Разрешение конфликта.

7. Пост конфликт. Возможен, в том случае, когда разрешение конфликта произошло не путем нахождения компромисса, а с выигрышем одной из сторон.



Наибольший урон организациям наносит неулаженный конфликт. По некоторым оценкам более 65% проблем в трудовом коллективе связаны с нарушениями отношений между сотрудниками, а не с недостатком навыков или мотивацией поведения отдельных работников.

К чему приводят неразрешенные конфликты.

  • К потере управленческого времени. Исследование проблем управления в США показало, что 25% времени, затраченного на управление, уходит на улаживание конфликтов. Эта цифра увеличивается до 30% для руководителей низшего звена.

  • К ухудшению качества принимаемых решений. Для принятия правильного решения тот, кто его принимает, нуждается в обоснованной информации. Если между источниками информации (сотрудниками, вышестоящими, подчиненными, вспомогательным персоналом) и теми, кто принимает решение, отношения нарушены, то заведомо искаженная информация приведет к непредсказуемым последствиям. Так, трагическое решение о запуске “Челленджера” в январе 1986 г. было вызвано конфликтом среди людей, принимавших решение.

  • К потере квалифицированных работников. В США подсчитали, что увольнение руководителя низшего звена или опытного технического работника ведет к потере организацией суммы, приближающейся к годовой заработной плате.

  • К реорганизации. Перестановка сотрудников, разъединение конфликтующих (например, смена непосредственного руководителя) могут понизить напряжение, но увеличить расходы.

  • К саботажу. Нанесение ущерба репутации, намеренная порча оборудования, нарушение производственного процесса – это самые очевидные потери от конфликта.

  • К снижению желания работать. Трудно сохранить энтузиазм и обязательность, если внимание сотрудников занято разногласиями с коллегами и руководством.

  • К потере рабочего времени. Конфликт может стать причиной прогулов. Кроме этого, медики установили, что большинство болезней имеет психогенное происхождение и т. д.

"Самый верный способ разрешать конфликты - это избегать их". Так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуктер на процессе, известном адвокатам под названием "Дело Western Pacifiс". Было бы прекрасно, если бы все мы учли совет судьи Франкфуртера и стали избегать конфликтов. Но согласитесь, конфликт неизбежен, когда два человека одновременно претендуют на одно и то же. Даже в организации с эффективным управлением конфликты нельзя устранить, но ими можно управлять таким образом, чтобы максимально увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. Существует несколько эффективных способов. Коротко рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

  • Предотвращение;

  • Подавление;

  • Отсрочка;

  • Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта.

  1. Устранить реальный предмет конфликта.

  2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению.

  3. Сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

  4. Выработка правил, предупреждающих возникновение конфликта. Правила и принципы урегулирования конфликтных ситуаций должны быть обязательно прописаны в корпоративной культуре организации.

Эта стратегия с успехом используется в потенциально конфликтных игровых видах спорта. Например, в игре футбол: наличие правил, арбитр.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

  • Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

  • Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между конфликтующими людьми. Эта система правил разрабатывается для конфликтующих непосредственным начальником в дополнение к уже принятым правилам в организации.

  • Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

  1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) Изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; т е сослаться на связи и возможности соперника и посоветовать с ним не связываться;

б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.



  1. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т. п.)

  2. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно не нужны или недостижимы). Иными словами, попробовать показать, что предмет конфликта либо на самом деле не нужен конфликтующему, либо, с учетом сложившейся ситуации, недостижим.

Стратегия разрешения. Разрешение конфликта является основным процессом управления конфликтной ситуацией. Этот процесс включает ряд стадий. С ними вы подробно ознакомитесь в следующей статье.
Дополнительную информацию можно увидеть www.nlp.of.by/library.htm

страница 1

Смотрите также: