Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Предложения по нормативным правовым актам РФЦА

В связи с созданием Регионального финансового центра города Алматы (далее – Финансовый Центр) Рабочей группе по обеспечению ликвидности в сфере фондового рынка в целях реализации проектов Законов Республики Казахстан «О региональном финансовом центре города Алматы» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания регионального финансового центра города Алматы» в рамках ее компетенции необходимо разработать следующие нормативные правовые акты:


1) Установление требований к эмитентам, чьи ценные бумаги предполагаются к включению или включены в список специальной торговой площадки Финансового Центра, а также к таким ценным бумагам
Для включения финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра будет предусмотрено прохождение эмитентами процедур допуска.

Для получения допуска на специальную торговую площадку Финансового Центра необходимо выполнение одного из следующих условий:

- наличие листинга на любой из фондовых бирж – членов Всемирной федерации бирж, а также на Казахстанской фондовой бирже;

- наличие рейтинговых оценок не ниже «ВВ», присвоенных одним или более рейтинговых агентств, рейтинговые оценки которых признаются Финансовым Центром;

- соответствие эмитента следующим требованиям (цифры подлежат обсуждению):


Требования,

предъявляемые к эмитенту

Категория РФЦА

организационно-правовая форма

нет требования

срок существования

не менее 1 года с учетом правопреемственности

Аудит

аудитором, признаваемым Финансовым Центром, в соответствии с Международными Стандартами Аудита (МСА), затраты подлежат возмещению1

Отчетность

в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО)

наличие чистого дохода

нет требования

размер активов

не менее 10,0 млн. долларов США

объем продаж за год (кроме банков и организаций, выпускающих ипотечные облигации)

не менее 2,0 млн. долларов США

собственный капитал


не менее 2,0 млн. долларов США

требования к количеству акционеров. Их доле, количеству выпущенных акций (или минимальный объем выпуска облигаций)

не менее 1 000 акционеров, не менее 25% в свободном обращении


средняя сумма сделок (рыночных) с ценными бумагами, за последние 6 месяцев

нет требования

задолженность по выпущенным облигациям

должна отсутствовать

наличие маркет-мейкера по акциям

обязательно

кодекс корпоративного управления

нет требования

Для данных эмитентов требование о наличии маркет-мейкера является необязательным.

Прохождение процедуры листинга (включение ценных бумаг в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра) является обязательным требованием для получения возмещения затрат на аудит.

Кроме того, для эмитентов, ценные бумаги которых включены в листинг, обязательным требованием будет являться наличие маркет-мейкера.

Для прохождения процедуры листинга, помимо соответствия вышеуказанным требованиям, обязательным критерием является степень раскрытия информации эмитентом. Эмитент должен представлять периодическую отчетность в уполномоченный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Требования по привлечению пенсионных активов не будут зависеть от вида допуска.

Существует вероятность обращения инструментов, зарегистрированных в Финансовом Центре, на внебиржевом рынке. Для обеспечения заинтересованности инвесторов торговать на бирже необходимо во внутренних правилах КФБ установить умеренный размер комиссии (не выше уровня ММВБ – 0,02%).
2) Установление условий и порядка включения финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра и исключения из него
1. Для включения финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра эмитент представляет на рассмотрение Администрации Финансового Центра:

1) заявление о включении финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра.

2. Для принятия к рассмотрению заявления о включении ценных бумаг в официальный список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра эмитент представляет на рассмотрение Администрации Финансового Центра следующие документы:

1) копию свидетельства о государственной регистрации эмитента;

2) копию действующей редакции устава эмитента и всех изменений и дополнений к нему, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством;

3) копии действующих лицензий эмитента (если его деятельность подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством);

4) копию свидетельства о государственной регистрации эмиссии ценных бумаг эмитента или иного документа, аналогичного по своему назначению указанному свидетельству;

5) копии эмиссионного документа допускаемых ценных бумаг эмитента или иного документа, аналогичного по своему назначению эмиссионному документу;

6) инвестиционный меморандум или иной заменяющий его документ;

7) годовую финансовую отчетность эмитента (в том числе и консолидированную финансовую отчетность, если эмитент имеет дочерние организации) за три последних года или за период фактического существования;

8) копии протоколов собраний (заседаний) высшего органа эмитента за последний год и документа, подтверждающего соблюдение наиболее важных норм Кодекса корпоративного управления;

9) сведения о реестродержателе эмитента с указанием его полного наименования, юридического и фактического местонахождения, данных о его государственной регистрации и наличии лицензий на осуществление деятельности по ведению реестров держателей ценных бумаг; копия договора эмитента с реестродержателем на ведение реестра держателей ценных бумаг эмитента;

10) заявление от одного из членов специальной площадки на выполнение функций маркет–мейкера при допуске ценных бумаг на специальную торговую площадку;

11) другие документы, которые необходимы для подготовки квалифицированного и обоснованного заключения Администрацией Финансового Центра; список дополнительно запрашиваемых документов определяется Администрацией Финансового Центра по согласованию с эмитентом.

Далее определяются:

порядок рассмотрения заявления о включении финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра; процедура принятия решения о включении финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра;

процедура отказа во включении, переводе финансовых инструментов из одной категории официального списка в другую;

порядок вступления в силу решения о включении (признания включения) финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра или о переводе (признания перевода) финансовых инструментов из одной категории официального списка в другую;

процедура делистинга финансовых инструментов.

В целом порядок включения финансовых инструментов в список организатора торгов специальной торговой площадки Финансового Центра и исключения из него будет аналогичен действующему порядку, т.к. устанавливает чисто технические процедуры. При этом в данном нормативном правовом акте предлагается сократить сроки рассмотрения документов.


3) Установление перечня рейтинговых агентств, рейтинговые оценки которых признаются Финансовым Центром

В международной практике используются следующие критерии для признания рейтингового агентства для целей регулирования:

В США:

1. Признание основных пользователей рейтингов надежности в США;



2. Способность действовать независимо от экономического давления или контроля со стороны рейтингуемых компаний (например, наличие достаточных финансовых ресурсов);

3. Наличие необходимого количества сотрудников с образованием и опытом, необходимым для оценки кредитоспособности;

4. Использование системных процедур рейтингования, гарантирующих получение надежных и точных рейтингов;

5. Использование процедур внутреннего контроля для исключения возможности использования конфиденциальной информации.

Чили:

1. Число рейтингуемых компаний;



2. Репутация;

3. История;

4. Позиция на рынке.
Гонконг:

Оцениваемые критерии:

1. Собственность, история и происхождение агентства;

2. Методология и число выставленных рейтингов;

3. Признание на рынке;

4. Признание другими регулирующими органами и его цель.


В качестве основного критерия выбора рейтинговых агентств для признания в Финансовым Центром необходимо установить требование о наличии независимости рейтингового агентства от эмитента. Так как в соответствии с результатами исследований международных экспертов учредителями многих рейтинговых агентств являются субъекты финансового рынка, для целей надзора является критическим вопрос независимости эмитента от рейтингового агентства.
Для признания Финансовым Центром предлагаются следующие критерии выбора рейтинговых агентств для признания в Финансовом Центре:

  1. Независимость от эмитента;

  2. Признание на рынке, репутация.

3. Международный доступ (результаты рейтинговых агентств должны быть доступны иностранным заинтересованным лицам на тех же условиях, что и для резидентов).

Установление других критериев для признания рейтингового агентства в Финансовом Центре не представляется возможным ввиду отсутствия необходимой информации о существующих рейтинговых агентствах.

Ввиду изложенного, при выборе рейтинговых агентств, рейтинговые оценки которых признаются Финансовым Центром, помимо Большой тройки предлагается включить прочие признанные рейтинговые агенства, например, Thompson BankWatch, Japan Credit Rating Agency, Ltd. (JCRA) и пр., а также их национальные шкалы в России, Украине и Казахстане и их альянсы.
4) Возмещение затрат эмитентов финансовых инструментов, допущенных в Финансовом Центре, на аудит

В целях стимулирования размещения ценных бумаг на специальной торговой площадке Финансового Центра считаем целесообразным установить возмещение определенной части объема затрат эмитентов на аудит в зависимости от объема выпуска ценных бумаг, размещаемых на торговой площадке Финансового Центра и объема торгов (размеры объема выпуска ценных бумаг и объема торгов подлежат обсуждению). Программа возмещения затрат на аудит будет распространяться на эмитентов прошедших процедуру листинга в Финансовом Центре. В то же время предлагаем ограничить действие данной льготы только первыми 2-3 годами функционирования Финансового Центра.

Предлагается установить дифференцированный подход при возмещении затрат на аудит, например:

при размещении объема выпуска цб до $ ХХХ - 60%;

при размещении объема выпуска цб от $ ХХХ до $ ХХХХ - 80%;

при размещении объема выпуска цб от $ ХХХХ и более – 100%;


При этом будет определено, что возмещение затрат будет производиться только после фактической эмиссии облигаций и их размещения, а также установлено ограничение по возмещению затрат не более одного раза в год на одного эмитента.

5)Установление перечня аудиторских организаций, аудиторские отчеты которых признаются Финансовым Центром

Для снижения стоимости аудита для эмитентов целесообразно признание рейтингов не только «Большой Четверки», но и других аудиторских компаний Казахстана, России и Украины.

В качестве критериев для выбора аудиторских компаний, аудиторские отчеты которых признаются Финансовым Центром, предлагаются соответствие ими следующим требованиям:

1. наличие в штате сертифицированного международного бухгалтера (СРА);

2. наличие в штате профессионального аудитора, имеющего сертификат международного аудитора (Например: Independent Financial Auditor – IFA, Certified Financial Services Auditor – CFSA, Certified Bank Auditor – CBA и т.д.), либо членство аудитора или аудиторской компании в международных или национальных профессиональных организациях Казахстана, России и Украины, таких как Европейская Ассоциация Бухгалтеров, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Институт профессиональных бухгалтеров, Институт профессиональных аудиторов;

3. наличие в штате как минимум двух сотрудников, имеющих не менее двух лет опыт работы в финансовых организациях;

4. обязательное соблюдение аудиторскими организациями Кодекса корпоративного управления, одобренного на заседании Совета эмитентов 21 февраля 2005 года, с подтверждением данного факта другой аудиторской компанией, признаваемой Финансовым Центром. Или наличие рейтинга корпоративного управления, присваемого Standard&Poor’s;

5. соответствие деятельности аудиторской организации международным стандартам качества ИСО 1400:9001, устанавливающим требования к менеджменту компаний;

6. соответствие размера дохода от аудиторской деятельности 3,5 млн. долларов США и выше (так в настоящее время в России около 26 аудиторских компаний имеют доходы свыше 3,5 млн. долларов США от аудиторской деятельности);

7. неаффилиированность аудиторской организации с аудируемой компанией.

Кроме того, считаем целесообразным в перечень аудиторских организаций, аудиторские отчеты которых признаются Финансовым Центром, включить аудиторские компании, входящие в состав международной организации BDO Global Coordination B.V.

BDO Global Coordination B.V. является глобальной сетью акционерных бухгалтерских фирм, называемых фирмы-члены BDO, которые обслуживают международных клиентов. Она была основана в 1963 году и ныне охватывает Европу, Северную и Южную Америку, Азию, Африку, Тихоокеанский регион, Австралию, Средний и Дальний Восток - всего 99 стран мира, в том числе Казахстан. Сеть координируется BDO Global Coordination B.V., зарегистрированной в Нидерландах с офисом в Брюсселе, Бельгия, где находится Всемирный Координационный офис BDO. Пройдя за 30 лет огромный путь в своем развитии, BDO International сегодня является первой в мире аудиторской ассоциацией такого типа и пятой в мире организацией подобного профиля.


6) Установление перечня признаваемых Финансовым Центром фондовых бирж

Считаем нецелесообразным ограничивать перечень фондовых бирж, листинги которых будут признаваемы Финансовым Центром.

Предлагается одностороннее признание листинга, т.е. площадка Финансового Центра будет признавать листинг какой – либо биржи без заключения с ней соглашения об этом, без каких – либо препятствий. При одностороннем признании взаимодействие бирж не является необходимым.

При этом предлагается признавать в одностороннем порядке официальные списки:



  • фондовых бирж, входящих в состав Всемирной федерации бирж (The World Federation of Exchanges);

  • фондовых бирж, входящих в состав Международной ассоциации бирж стран СНГ (International association of Exchanges of CIS countries).

Всемирная федерация бирж (The World Federation of Exchanges) - это мировая отраслевая ассоциация организаторов торгов ценными бумагами и производными инструментами. Членами федерации являются 56 организованных фондовых рынков со всех континентов, среди которых такие крупнейшие фондовые биржи мира, как Американская, НьюЙоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская. В состав данной федерации также входят Стамбульская, Корейская, Шанхайская, Индийская и др. фондовые биржи. Совокупная рыночная капитализация ценных бумаг, обращающихся на биржах, входящих в федерацию, составляет 97% суммарной капитализации предприятий мировой экономики. Подавляющую часть рынков облигаций, фьючерсов и опционов, паев инвестиционных и взаимных фондов также обслуживают члены федерации.

Следует отметить, что с октября 2002 года Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Фондовая биржа РТС входят в состав Всемирной федерации бирж в качестве членов-корреспондентов

Международная ассоциация бирж стран СНГ (МАБ СНГ) учреждена в Москве в 2000 году с целью координации усилий по развитию организованных финансовых рынков в соответствии с международными стандартами. В МАБ СНГ входят 20 ведущих валютно-фондовых бирж из 10 стран СНГ, включая Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, Узбекистан и Украину.
В соответствии со статьей 18 проекта Закона Республики Казахстан «О региональном финансовом центре города Алматы» установлено, что участники Финансового Центра вправе вести документацию и заключать сделки на государственном, русском или английском языках.

Считаем целесообразным установить, что любые документы, представляемые участниками Финансового Центра, подготовленные на ином языке, должны быть переведены на любой из разрешенных языков и нотариально заверены.




1 По рекомендации BCG





страница 1

Смотрите также: