страница 1 ПРИЛОЖЕНИЕ
(справочное)
Примеры составления расчетов
по определению нормируемых
значений расхода
горюче-смазочных материалов
Пример 1.
Исходные данные:
Автомобиль ГАЗ-31029 (двигатель ЗМЗ-402), работающий в г. Алматы в качестве такси, совершил в январе пробег L = 280 км за смену.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов QН определяется по формуле (1):
QН = 0,01'НБ'L'(1 + 0,01'Ks)
Нормативные данные:
. Базовая норма расхода горюче-смазочных 13,0
материалов НБ для автомобиля ГАЗ-31029 л/100 км
. Надбавка за работу в городе с населением более
1,0 млн. человек 10 %
. Надбавка за работу на высоте от 500 до 1000 м
над уровнем моря 5 %
. Надбавка за работу в зимнее время 8 %
Суммарная относительная надбавка к расходу горюче-смазочных материалов составляет:
Ks = 10 + 5 + 8 = 23 %.
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (1) получим:
QН = 0,01'НБ'L'(1 + 0,01'Ks) =
= 0,01'13'280'(1 + 0.01'23) = 44,8 л.
Пример 2.
Исходные данные:
Из путевого листа установлено, что городской автобус Икарус-280.33, работая в г. Павлодаре в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Сирокко, совершил пробег L = 164 км за 8 часов работы на линии.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов QН определяется по формуле (2):
QН = 0,01'НБ'L'(1 + 0,01'Ks) + НОТ'tОТ
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных материалов
НБ для автобуса Икарус-280.33 42,0/100 км
. надбавка за работу в зимнее время установлена в
размере 10 %
. надбавка за работу с частыми остановками
(маршрутный автобус) принята равной 5 %
. норма расхода горюче-смазочных материалов НОТ на
работу отопителей салона 3,5 л/час
. время работы отопителей салона tОТ принимается 8 часов
равным времени нахождения автобуса на линии, т.е.
Суммарная относительная надбавка к расходу горюче-смазочных материалов составляет:
Ks = 10 + 5 = 15 %
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (2) получим:
QН = 0,01'НБ'L'(1 + 0,01'Ks) + HОТ'tОТ =
= 0,01'42,0'164'(1 + 0,01'15) + 3,5'8 = 107,2 л.
Пример 3.
Исходные данные:
Грузовой автомобиль ГАЗ-3307, работая летом в г. Костанае, совершил пробег L = 195 км, перевез GГР = 4,5 т груза, пробег с грузом составил LTP = 120 км.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов QН определяется по формуле (3):
QН = 0,01'[(НБ + НДМ'GДМ)'L + НТР'Grp'LTP]
''(1 + 0,01'Ks) + НДО'tДО
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных материалов 24,5 л/100км
НБ для автомобиля ГАЗ-3307
. норма расхода на транспортную работу НТР 2,0 /100ткм
. по условиям эксплуатации не предусмотрено каких-либо
увеличений или снижений расхода горюче-смазочных материалов.
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (3) получим:
QН = 0,01'[(НБ + НДМ'GДМ)'L + НТР'GГР'LТР]'(1 +0,01'Ks) +
+ НДО'tДО = 0,01'[(24,5 + 0'0)'195 + 2,0'4,5'120]'
'(1 + 0,01'0) + 0'0 = 58,6 л
Пример 4.
Исходные данные:
Автопоезд в составе седельного тягача Мерседес-Бенц 1735 и полуприцепа (снаряженной массой GДМ = 14 т) совершает рейс по маршруту Алматы - Караганда - Костанай и обратно. Длина маршрута составляет в одну сторону L = LТР = 2000 км. Масса перевозимого груза по маршруту Алматы - Караганда - Костанай составляет GТР>= 20 т, обратно - GТР<= 4 т. Из Алматы в Костанай везется груз, требующий термостатирования в пути, обратно - тара. Время движения по маршруту в одну сторону составляет 48 часов. Время работы рефрижераторного оборудования tДО1> = 48 часов при движении по маршруту Алматы - Караганда - Костанай. На обратном пути tДО1< = 0.
Требуется определить нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов автопоездом для данного маршрута в зимнее время года (время работы отопителя tДО2> = tДО2< = 8 часов)
Нормируемый расход горюче-смазочных материалов QН для автопоезда определяется по формуле (3):
QН = 0,01'[(НБ + НДМ'GДМ)'L + НТР'GТР'LТР]'(1 + 0,01'Ks)+ + НДО'tДО
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных
материалов НБ для автомобиля Мерседес-Бенц
1735 24,5 л/100 км
. норма потребления горюче-смазочных материалов
на транспортную работу (основную и
дополнительную) НДМ и НТР 1,3 л/100 ткм
. норма расхода горюче-смазочных материалов на
работу рефрижераторного оборудования НДО1 3,6 л/час
. норма расхода горюче-смазочных материалов на
работу отопителя кабины НДО2 2,0 л/час
. надбавки при работе в зимнее время года (для
климатической зоны В - 8,0 %, а для зоны С - 12 %)
принимаем среднюю надбавку, равную 10 %
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (3) получим по маршруту Алматы - Караганда - Костанай:
QН> = 0,01'[(НБ + НДМ'GДМ)'L + НТР'GТР>'LТР]'(1 + 0,01'Ks) +
+ НДО1'tДО1> + НДО2'tДО2> = 0,01'[(24,5 + 1,3'14)'2000 +
+ 1,3'20'2000]'(1 + 0,01'10) + 3,6'48 + 2,0'8 = 1700,2 л;
по маршруту Костанай - Караганда - Алматы получим:
QН< = 0,01'[(НБ + НДМ'GДМ)'L + НТР'GТР>'LТР]'(1 + 0,01'Ks) +
+ НДО1'tДО1< + НДО2'tДО2< = 0.01'[(24,5 + 1,3'14)'2000 +
+ 1,3'4,0'2000)'(1 + 0,01'10) + 3,6'0 + 2,0'8 = 1069,8 л;
Итого нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов на весь маршрут (туда и обратно) составляет:
QН = QН> + QН< = 1700,2 + 1069,8 = 2770 л.
Пример 5.
Исходные данные:
Из путевого листа установлено, что в летнее время автомобиль-самосвал МАЗ-503 совершил в Кзылординской области общий пробег L = 165 км, выполнив при этом nЕ = 10 ездок с грузом.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов QН для самосвала МАЗ-503 определяется по формуле (4):
QН = 0,01'[НБ + НТР'(GДМ + 0,5'q)]'L'(1 + 0,01'Ks) + НЕ'nЕ
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных материалов
НБ для автомобиля-самосвала МАЗ-503 составляет 28 л/100 км
. норма расхода горюче-смазочных материалов для
самосвалов на каждую ездку с грузом НЕ составляет 0,25 л
. надбавка за работу в карьере установлена в размере 10 %
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу, получим нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов:
QН = 0,01'[НБ + НТР'(GДМ + 0,5'q)]'L'(1 + 0,01'Ks) + НЕ'nЕ =
= 0,01'[28 + 0'(0 + 0,5'0)]'165'(1 + 0,01 х 10) + 0,25 х 10 =
= 53,3 л
Пример 6.
Исходные данные:
Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние L1 = 115 км GГР1 = 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние L2= 80 км GГР2 = 16 т щебня. Общий пробег составил L = 240 км.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормируемый расход горюче-смазочных материалов определяется также как и для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для автомобиля-самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственных масс этих автомобилей GДМ1 = 2,08 т. Масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 составляет GДМ2 = 4,5 тонны;
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 определяется по формуле (3):
QН = 0,01'[(НБ + НДМ'GДМ)'L + НТР'GГР'LГР]'(1 + 0,01'Ks) + НДО'tДО
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных материалов
на пробег для автомобиля КамАЗ-5320 25,0 л/100 км
. норма расхода горюче-смазочных материалов на
перевозку дополнительного и полезного груза 1,3 л/ткм
Работа проводилась в условиях, не требующих применения каких-либо надбавок или снижений расхода горюче-смазочных материалов (Ks = 0).
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (3) получим:
QН = 0,01'[(НБ + НДМ'(GДМ1 + GДМ2))'L + НТР'(GГР1'LГР1 +
+ GГР2'LГР2)] = 0,01'[(25,0 + 1,3'(2,08 + 4,5))'240 +
+ 1,3'(13'115 + 16'80)] = 116,6 л
Пример 7.
Исходные данные:
Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021, работая в августе с почасовой оплатой в г. Кокчетаве с частыми остановками, совершил пробег L = 152 км.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов QН для автомобиля-фургона, работающего с почасовой оплатой, определяется по формуле (2):
QН = 0,01'НБ'L'(1 + 0,01'Ks) + НОТ'tОТ
Нормативные данные:
. базовая норма расхода сжиженного газа НБ
автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет 31,8 м3/100 км
. надбавка на работу с почасовой оплатой 10 %
. надбавка на работу с частыми технологическими
остановками установлена в размере 8 %
Суммарная относительная надбавка к расходу горюче-смазочных материалов составляет:
Ks = 10,0 + 8,0 = 18,0 %
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (2) получим:
QН = 0,01'НБ'L'(1 + 0,01'Ks) + НОТ'tОТ =
= 0,01'31,8'152'(1 + 0,01'18) + 0'0 = 57 м3
Пример 8.
Исходные данные:
Из путевого листа установлено, что автокран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257 совершил пробег L = 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило tСО = 8 часов.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов QН для автомобильных кранов определяется по формуле (5):
QН = (0,01'НБ'L + НСО'tСО)'(1 + 0,01'Ks) + НОТ'tОТ
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных
материалов НБ автомобильного крана КС-4571 55 л/100 км
. норма расхода горюче-смазочных материалов на
работу специального оборудования НСО, 8,4 л/час
установленного на автомобиле
Работа проводилась в условиях, не требующих применения каких-либо надбавок или снижений расхода горюче-смазочных материалов (Ks = 0).
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу, получим нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов:
QН = (0,01'НБ'L + НСО'tСО)'(1 + 0,01'Ks) + НОТ'tОТ =
= (0,01'55'127 + 8,4'8)'(1 + 0,01'0) + 0'0 = 137,1 л.
Пример 9.
Исходные данные:
Из путевого листа установлено, что пескоразбрасыватель ПР-53 на базе автомобиля ГАЗ-53А совершил пробег 74 км, из них пробег к месту работы и обратно составил L, = 24 км, а при выполнении специальной работы - L,, = 50 км, количество кузовов разбрасываемого песка в смену составило tДО = 6. Работы проводились в зимнее время года в г. Астана.
Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов для автомобилей-пескоразбрасывателей QН определяется по формуле (6)
QН = 0,01'(НБ'L, + НСР'L,,)'(1 + 0,01'Ks) + НДО'tДО
Нормативные данные:
. базовая норма расхода горюче-смазочных
материалов НБ на пробег к месту работы и
обратно пескоразбрасывателя ПР-53 составляет 27,5 л/100 км
. норма расхода горюче-смазочных материалов
НСР при выполнении специальной работы
пескоразбрасывателя ПР-53 во время
передвижения составляет 76,8 л/100 км
. дополнительная норма расхода
горюче-смазочных материалов при разбрасывании
1-го кузова песка в смену НДО составляет 0,7 л
. надбавка на работу в зимнее время 12,0 %
После подстановки числовых значений исходных и нормативных данных в формулу (6) получим:
QН = 0,01'(НБ'L, + НСР'L,,)'(1 + 0,01'Ks) + НДО'tДО =
= 0,01'(27,5'24 + 76,8'50)'(1 + 0,01'12) + 0,7'6 = 54,6 л
..........................
* I и II категория эксплуатации - дороги с твердым и/или облегченным
типом покрытия, на равнинной (до 2000 метров над уровнем
моря) местности, за пределами населенных пунктов и/или в
городах с населением до 100 тыс. чел;
III категория эксплуатации - дороги с твердым, облегченным или
гравийным типом покрытия на равнинной или горной местности
(свыше 2000 метров над уровнем моря), или в городах с
населением более 100 тыс. чел.;
IV и V категория эксплуатации - дороги с облегченным покрытием или
естественные грунтовые дороги на любом рельефе местности или
в городах с населением более 100 тыс. чел.
страница 1
|