Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ –

ПРИОРИТЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

(Материал в помощь докладчикам)

В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы – повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики. До 2010 года предусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения, размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения, культурно-образовательной сферы, укрепление социальных гарантий и стандартов. По данным показателям страна должна приблизиться к уровню развитых европейских государств.

Это выполнимо, но требует напряженной работы всех звеньев экономики, эффективного использования имеющихся ресурсов, инициативного, творческого труда на каждом рабочем месте

1. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
1.1. Обеспечение максимально полной занятости – одна из ключевых задач

пятилетки

Состояние занятости и безработицы позволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы.

Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы в республике в первом полугодии текущего года на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено 98 тыс. человек, в том числе 64 тыс. безработных; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1,4 тыс. безработных; приняли участие в оплачиваемых общественных работах 44 тыс. человек, в том числе 29 тыс. безработных.

В Гродненской области число безработных, состоящих на учете в областной службе занятости населения на 01.10.2007г., уменьшилось по сравнению с началом года с 6712 человек до 6327 человек, уровень безработицы соответственно снизился с 1,4 % до 1,3 % к численности экономически активного населения.

Самый высокий уровень безработицы в Сморгонском и Островецком районах (1,6%), самый низкий - в Ошмянском (0,8%). В четырех районах области Берестовицком, Гродненском. Кореличском, Ошмянском уровень безработицы ниже 1 %.

В соответствии с программными заданиями обеспечено создание 13402 новых рабочих мест (80 % годового задания). С учетом имевшихся вакансий это позволило трудоустроить на постоянную работу 12943 безработных (74 % годового задания).

Снижается молодежная и женская безработица. В составе безработных республики удельный вес женщин уменьшился с 66,3% на 1 июля 2006 г. до 63,8% на 1 июля 2007 г. Доля безработной молодежи за этот период сократилась с 44,7% до 40,1%.

В Гродненской области для решения вопросов занятости молодежи, прошедшей профессиональное обучение, но не имеющей опыта работы, организована субсидированная занятость. На ученические рабочие места трудоустроено 156 безработных.

Особого внимания требует обеспечение занятости на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области.



В области переселено на новое место жительства и работы в сельскую местность 10 семей безработных. Оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 231 безработному.

Для решения проблем социально-экономического развития населенных пунктов реализуются Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг. и Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг.

Так, в Комплексной программе развития регионов выделено 187 населенных пунктов, из которых 138 являются проблемными. Всего в них предусмотрено реализовать около 1 000 инвестиционных проектов, построить и ввести новые хозяйственные объекты и объекты социальной сферы. На данные цели будет направлено 5,55 трлн. руб., из них 37% – бюджетные средства.

По Гродненской области в программу развития малых городов и поселков включены показатели программ развития 30 малых городов и поселков области, сгруппированных по приоритетным направлениям социально-экономического развития,

В 2010 году общий объем продукции промышленности и потребительских товаров в малых городах области по сравнению с 2005 годом планируется увеличить в 1,5 раза, инвестиций в основной капитал - в 1,8 раза, товарооборота и платных услуг - в 1,6 раза.

При разработке программ определен перечень регионов и предприятий, которые в силу объективных причин оказались в наиболее сложной ситуации. Это города, имеющее одно градообразующее предприятие (г.Березовка, г.п.Красносельский, г.п.Мир, г.п.Любча, г.п.Козловщина, г.п.Порозово) и города, уровень безработицы в которых превышает среднеобластной показатель (г.Волковыск, г.п.Зельва, г.Мосты, г.Новогрудок, г.п.Новоельня, г.п.Острино, г.п.Островец, г.н.Пограничный, г.п.Радунь, г.п.Россь, г.Свислочь, г.Скидель, г.Сморгонь, г.Щучин, г.Слоним, г.п.Юратишки).

На текущий год в нашей области запланировано направить на реализацию проектов 234 млрд. рублей инвестиций, фактически за 8 месяцев текущего года реализовано 87 инвестиционных мероприятий и использовано - 246,7 млрд.рублей, в результате чего создано 316 новых рабочих мест.



1.2. Повышение уровня заработной платы:

задачи и пути решения

Обеспечение эффективной занятости создает устойчивый источник для получения и роста доходов населения, и прежде всего заработной платы.

В республике на основе стабилизации экономики реализуется курс на поступательный рост заработной платы. Выполнение прогнозных показателей и заданий в этой области находится под постоянным пристальным контролем Главы государства, Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило за последние годы в несколько раз повысить средний размер заработной платы в стране: с 75 долл. США в эквиваленте в 2000 году до 312 в 2006-м, или в 2,4 раза с учетом динамики потребительских цен. По уровню оплаты труда республика занимает третье место среди государств СНГ.

На 2007 год поставлена задача довести среднемесячную заработную плату по республике до 340 долл. США, в бюджетном секторе экономики – до 300.

Это вполне реально. В июне текущего года среднемесячная заработная плата в целом по экономике достигла 331 долл. в эквиваленте, в бюджетном секторе – 299.

В республике в основном преодолены такие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.

Вместе с тем остается проблема низкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формы собственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.

Этим проблемным отраслям и организациям доводятся более высокие задания по росту заработной платы, реализуется и жестко контролируется выполнение системы мер по достижению уровня оплаты труда не менее 200 долл. США в эквиваленте.

В сельском хозяйстве предусмотрено достичь такого уровня в 2007–2008 гг. Но благодаря опережающим темпам роста оплаты труда в сельском хозяйстве за последний год уже в июне 2007 г. среднемесячная заработная плата в этой отрасли составила 209 долл. в эквиваленте.

Однако количество СПК и предприятий коммунальной собственности с низким уровнем оплаты труда остается значительным. Это требует активизации усилий руководителей предприятий, местной власти, заинтересованных министерств по финансовому оздоровлению предприятий, реконструкции, повышению эффективности производства, завоеванию рынков сбыта.

В стране созданы основные возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечивать себе и своим семьям приемлемый, растущий, уровень дохода. Но для этого необходимо проявление трудовой ответственности, дисциплины и инициативы со стороны каждого трудоспособного гражданина.



1.3. Достижения и ориентиры в области

пенсионного обеспечения

Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики – повышение уровня пенсионного обеспечения. В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. пенсионеров. Из них более 1,9 млн. являются получателями основного вида пенсий – пенсии по возрасту.



В Гродненской области по состоянию на 1 октября 2007 года в органах по труду, занятости и социальной защите состоит на учете 301 630 получателей пенсий и пособий, в том числе: по возрасту – 229 661, по инвалидности – 38 389, по случаю потери кормильца – 16 587.

Периодически производится перерасчет пенсий: трудовые – в привязке к росту средней заработной платы, социальные, а также надбавки к пенсиям – ежеквартально в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума. Такой комбинированный механизм пересмотра размеров пенсий ведет к тому, что пенсии растут темпами не ниже зарплаты. Так, за 2001–2006 гг. реальный размер пенсий (с учетом инфляции) увеличился в 2,5 раза (зарплата – в 2,4 раза). При этом пенсии выплачиваются своевременно, без каких-либо задержек.

Применяется система надбавок к пенсиям Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда, кавалеров орденов, участников, ветеранов и инвалидов войн, инвалидов с детства, родителей и супругов воинов, погибших при исполнении воинского долга, доноров. Особый порядок установления пенсий военнослужащим, государственным служащим, инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС. У указанных категорий граждан размеры пенсий значительно выше среднего уровня.

Около 20% граждан после оформления пенсии продолжают работать, получая таким образом дополнительный доход.

В июне 2007 г. средний размер пенсии по возрасту в нашей стране составил 293 тыс. руб. Последнее повышение пенсий – на 7,5% – произведено в сентябре т. г. Планируется до конца года осуществить еще один перерасчет.

Финансирование пенсий осуществляется за счет страховых отчислений работающих. Поэтому финансовая нагрузка на пенсионную систему во многом зависит от соотношения численности работающих и пенсионеров.

Начиная с 90-х годов она в Беларуси существенно возросла в связи с увеличением численности пенсионеров относительно числа работающих и в соответствии с демографическим прогнозом будет увеличиваться после 2010 года.

Это требует принятия мер противодействия возрастанию нагрузки на национальную пенсионную систему. В этих целях подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», предусматривающий введение обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности.



    1. Повышение эффективности и адресности системы государственной социальной поддержки населения

      1. Семейная и демографическая политика

Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с начала текущего года трижды пересматривались размеры этих социальных выплат. В результате они увеличились на 9,6%. На 1 августа 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составил 120,5 тыс. руб., на ребенка старше трех лет – 55,6 тыс. руб.

Увеличен размер единовременного пособия: при рождении первого ребенка – с двух до пяти бюджетов прожиточного минимума; при рождении второго – с двух до семи; третьего и последующих детей – с трех до семи бюджетов прожиточного минимума.

Устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. С февраля 2006 г. всем матерям, имеющим детей до трех лет, пособие выплачивается в одинаковом размере – 65% БПМ.

Улучшены условия бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. В два раза увеличен критерий нуждаемости – среднедушевой доход, учитываемый при назначении детского питания.

В Гродненской области бесплатное питание получили семьи на сумму 273,8 млн. рублей.

Законодательно установлено, что продление или заключение нового контракта с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия должно осуществляться на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

В последующие годы предусмотрено увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, расширение налоговых льгот для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Будет усиливаться государственная поддержка семьи при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.

Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиям жизни биологической семьи внедряется практика их воспитания в приемных семьях, детских деревнях.

В Гродненской области произведена оптимизация сети социально-педагогических учреждений. В состав 13 социально-педагогических центров включены детские социальные приюты, 6 работают самостоятельно. Положительным результатом деятельности детских социальных приютов можно считать возвращение 66,6% детей и подростков в биологические семьи, изменившие образ жизни, устройство 21% сирот в замещающие.

Для создания благоприятных условий жизнедеятельности семьи первостепенное значение имеют также меры, связанные с улучшением репродуктивного здоровья населения, охраной здоровья матери и ребенка, снижением заболеваемости и смертности населения.



      1. Поддержка ветеранов, пожилых людей,

инвалидов

Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда.

В настоящее время в Беларуси проживает около 2 млн. ветеранов труда, 63,3 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, из которых 47,4 тыс. – участники войны.

В Гродненской области проживают более 20,5 тысяч одиноких граждан пожилого возраста, более 91 тысячи - одиноко проживающих, ветеранов великой Отечественной войны – 4806.

С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов войн, усиления их социальной защищенности реализуется Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 гг.

В рамках Программы проводится обследование условий жизни данных категорий граждан, медицинское обследование, оказывается содействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем, социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом, осуществляется социальное обслуживание, определение и содержание в домах-интернатах, предоставление социальных льгот и гарантий.

В Гродненской области функционируют 12 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых проживает 1881 человек. 7 домов-интернатов содержатся за счёт областного и 5-районных бюджетов.

Продолжается работа по развитию сети и укреплению материально-технической базы стационарных социальных учреждений для престарелых и инвалидов. В Жуховичском доме-интернате дополнительно развернуто 55 коек для пожилых людей.

В 4 квартале текущего года будет заселен дом-интернат для одиноких пожилых граждан, проживающих в г. Гродно.

Следует учитывать, что закон об оптимизации льгот коснулся лишь части льгот для пожилых людей и ветеранов при сохранении ряда иных льгот и гарантий.

Так, для ветеранов труда сохраняются: льготное санаторно-курортное лечение и оздоровление, право пользования поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы (службы), бесплатное получение медицинской помощи в государственных лечебно-профилактических учреждениях; право первоочередного вступления в организации граждан-застройщиков, гаражные, дачные кооперативы, садоводческие товарищества.

Для бывших узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, помимо указанных льгот, остаются: повышение размеров пенсий и льготное налогообложение; получение льготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений; первоочередное обслуживание в учреждениях здравоохранения; льготы в сфере трудовых отношений; первоочередное выделение кормов для скота.

Практически в полном объеме сохранены льготы для Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда, кавалеров орденов; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп.

Первостепенное внимание уделяется обеспечению доступности социального обслуживания для жителей сельской местности, включая проживающих в отдаленных населенных пунктах.

В настоящее время в республике социальным обслуживанием на дому охвачено 12,3 тыс. сельских населенных пунктов, в том числе 86 агрогородков. Отделениями социальной помощи на дому обслуживается 54 тыс. сельских жителей, в том числе 10,1 тыс. проживающих в отдаленных малонаселенных пунктах, 4,6 тыс. – в агрогородках. На селе функционируют 112 социальных пунктов.

В Гродненской области для оказания помощи сельским жителям ведется работа по открытию домов социальных услуг, где согласно графика организованы выезды специалистов органов по труду, занятости и социальной защите, здравоохранения, культуры и других. В текущем году открыты дома социальных услуг в Щучинском, Берестовицком, Волковысском, Дятловском, Ивьевском, Лидском, Вороновском, Сморгонском, Гродненском, Зельвенском районах. Всего в сельской местности функционирует 187 домов социальных услуг.

Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности.

В республике реализуется Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006–2010 гг. Создана сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Государство обеспечивает инвалидов техническими средствами социальной реабилитации – от простейших приспособлений для обслуживания и самообслуживания инвалидов в бытовых условиях до автомобилей с ручным управлением.

В текущем году в Гродненской области инвалидам выдано 277 инвалидных колясок, 110 единиц других средств реабилитации, 211 магнитофонов, 95 телефонов с синтезатором речи, 212 специальных часов, 35 автомобилей. До конца года будет дополнительно закуплено еще 72 специальных автомобиля.

Особое направление государственной политики в отношении инвалидов – создание для них безбарьерной среды. В настоящее время требованиям безбарьерной среды в целом по республике соответствуют лишь 20% объектов производственной и социально-бытовой инфраструктуры, а по отдельным отраслям и регионам – еще меньше. В данной связи принята Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. Программой установлены конкретные задания для отраслей и регионов по строительству и реконструкции соответствующих объектов, которые должны быть доступны для физически ослабленных лиц. Доля таких объектов в 2010 году в целом по республике должна быть не ниже 50%.



      1. Государственная адресная социальная

помощь

Одной из ключевых задач социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и потребностей своей семьи.

Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего – минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальная заработная плата увеличилась с 44 тыс. руб. в 2003 году (когда она была установлена как государственная минимальная гарантия оплаты труда) до 179 тыс. руб. в 2007 году. Это, наряду с установлением повышающих коэффициентов к тарифным ставкам низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, позволило более чем в 2,5 раза сократить количество работающих-бедных.

С 2001 года в республике введена специальная форма поддержки малообеспеченных граждан – государственная адресная социальная помощь. Она предоставляется тем семьям (гражданам), чей среднедушевой доход ниже установленного гарантированного минимума, и выплачивается в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий. В 2006 году адресную помощь в республике получили около 58 тыс. человек.

В Гродненской области в 2006 году государственную адресную социальную помощь получили 4931 человек на сумму 412,9 млн.руб., на 1.09.2007г. – 3770 граждан на сумму 347,7 млн.руб.

Усилению адресности и значимости государственной поддержки малообеспеченных граждан будет также служить принятие готовящегося Указа Президента Республики Беларусь об адресной социальной помощи. Документом будут установлены целевые формы государственной поддержки малообеспеченных граждан из числа ветеранов труда, учащейся и студенческой молодежи, других категорий граждан.



2. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1. Здоровье граждан – здоровье нации

Физическая культура – часть общей культуры человека.

В настоящее время только 13,5% населения страны занимается физической культурой. Это больше, чем в России или Украине, но все еще недостаточно для выполнения задач в данной сфере.

В Гродненской области наблюдается рост числа людей, занимающихся физической культурой и спортом. За год данный показатель вырос на 1,8% и составляет 18,4% от всего населения или 205555 человек

Важный фактор оздоровления нации – укрепление здоровья детей. Сегодня каждый четвертый школьник имеет несколько хронических заболеваний, у современных детей формируется малоподвижный образ жизни. Поэтому в рамках школьной реформы предпринимаются меры, направленные на создание необходимых условий для здорового питания, занятий физкультурой и спортом.



Фундамент здоровья закладывается в семье. Установки, вынесенные ребенком из отчего дома, в том числе традиции и культура здорового питания, занятия физическим и интеллектуальным трудом, физкультурой и спортом, полезное проведение отдыха, оказываются самыми значимыми во всей его последующей жизни. Закрепление и совершенствование таких семейных традиций становится одним из главных условий формирования здорового образа жизни.

2.2. Формирование эффективной системы

здравоохранения

В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.

Введение основного социального стандарта в области медицины – финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя – позволило оптимизировать распределение бюджетных средств и повысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годом расходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.

В результате реализации мероприятий государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения повысилась рождаемость и сократилась смертность: за январь–июнь 2007 г. число родившихся возросло на 8,8%, а количество умерших сократилось на 4,2%.

По итогам 7 месяцев 2007 года в Гродненской области рождаемость увеличилась на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, а смертность снизилась на 6,6%. Отрицательный естественный прирост уменьшился на 29,8%.

Во всем мире состояние социального благополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленную Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизить младенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми. В 2000–2006 гг. она снизилась с 9,3 до 6,1 случая на 1 тыс. родившихся живыми. Это лучший показатель среди республик СНГ.

Положительной тенденцией в области охраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мирового уровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.

Первый в Беларуси областной клинический перинатальный центр открыт в сентябре 2007 г. в г. Гродно. Впервые стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь семейным парам, женщинам репродуктивного возраста, беременным и новорожденным оказывается в условиях одной клиники. Медучреждение включает 14 стационарных отделений на 215 коек, консультативно-диагностическое отделение «Брак и семья», отделение медико-генетического консультирования, клинико-диагностическую лабораторию, отделение лучевой диагностики, внутрибольничную аптеку.

Для укрепления материально-технической базы сельских врачебных амбулаторий только на 2007 год выделено около 2 млрд. руб., при этом предусмотрено оснащение современным медицинским оборудованием 99 врачебных амбулаторий, в том числе 77 – в агрогородках.

В рамках реформы здравоохранения проводится реструктуризация медицинской помощи с целью повышения ее доступности для населения. По всей республике внедряются новые технологии: дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия. Развиваются службы медицинской реабилитации, в сельской местности – общая врачебная практика. Часть сельских участковых больниц преобразуется в больницы сестринского ухода.

Благодаря развитию новых форм медицинской помощи сейчас в республике работают 288 отделений и центров медицинской реабилитации, включая 17 центров медицинской реабилитации и 26 отделений ранней медицинской реабилитации.

Во исполнение Государственной программы возрождения и развития села в Гродненской области открыты и функционируют 16 больниц и 5 отделения сестринского ухода на 455 коек, оказывающих медико-социальную помощь пациентам. Проведенная реорганизация явилась востребованной и дала возможность организовать достаточную с учетом функционирующих интернатных заведений медико – социальную помощь населению всей области, разделить потоки пациентов, нуждающихся в интенсивном лечении и социальной помощи.

Введены в строй новые лечебно-профилактические учреждения: Гродненский областной психоневрологический диспансер, акушерско-гинекологический корпус Лидской центральной районной больницы, 5-я городская поликлиника, 6-я городская поликлиника, детская поликлиника в г. Новогрудок, территориальная поликлиника в г. Сморгонь, стоматологическая поликлиника в г. Гродно, участковая больница в п. Олекшицы, врачебные амбулатории в д. Бобровичи и Эйгерды Ивьевского района, Порозовская врачебная амбулатория Свислочского района, врачебная амбулатория врача общей практики по улице Славинского в г. Гродно и другие объекты.

Капитально отремонтированы реанимационные и операционные блоки центральных районных больниц корпуса Гродненского областного клинического родильного дома, Гродненской областной клинической больницы, проводится капитальный ремонт Гродненской областной детской клинической больницы. В стадии реализации материально-техническое переоснащение учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Организованы и функционируют межрайонные перинатальные центры, 19 межрайонных специализированных отделений для оказания специализированной помощи жителям прикрепленных районов.



Перед отечественным здравоохранением в свое время была поставлена задача: соединить науку и практическую медицину. Для ее выполнения по основным направлениям охраны здоровья созданы республиканские научно-практические центры, в которых внедряется лучший опыт зарубежных стран в области диагностики и лечения. Среди них научно-практические центры «Неврологии и нейрохирургии», «Мать и дитя», «Кардиология».

Одной из приоритетных задач в области охраны здоровья нации является выпуск высокоэффективных и доступных лекарств. В Беларуси налажено фармацевтическое производство, большой вклад в его развитие вносят белорусские ученые, разрабатывая новые лекарственные препараты, не уступающие по эффективности зарубежным аналогам.

Сегодня перед здравоохранением ставятся принципиально новые задачи. Дальнейшее повышение эффективности работы отрасли немыслимо без внедрения компьютерных технологий. В стране активно развивается телемедицина.

3. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Культурно-образовательная сфера – неотъемлемая часть полноценной жизни современного человека и необходимое условие успешного развития общества.


    1. Реформирование системы образования:

основные итоги и перспективы

Система образования Беларуси динамично развивается.

Совершенствуется законодательная база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го – «О высшем образовании». В настоящее время дорабатывается Кодекс Республики Беларусь об образовании, который в скором времени будет направлен на рассмотрение в Национальное собрание.

В системе дошкольного образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.

В Гродненской области более 40 тыс. детей дошкольного возраста посещают 490 дошкольных учреждения. Охват детей дошкольным образованием составляет 84,2 %. В сельской местности охват дошкольным образованием составляет 73,%.

Практически завершена школьная реформа, в соответствии с которой введены 12-летний срок обучения в школе, десятибалльная система оценки знаний; осуществляется подготовка к введению массового профильного обучения на старшей ступени (11–12 классы). С 2006/2007 учебного года в школах преподается курс «Мое профессиональное будущее», цель которого – помочь учащимся выбрать профессию с учетом собственных интересов, способностей и востребованности на современном рынке труда.

Отечественными учеными и педагогами разработаны новые учебники и учебно-методические комплексы. К началу 2007/2008 учебного года подготовлено 126 наименований учебной литературы, из них только 24 переиздания, а 102 учебника – новые. Дальнейшее развитие получило использование учителями компьютерных, интерактивных и других современных технологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей.

Развитие профессионально-технического образования в республике нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования.

С 2000 года в стране идет процесс создания на базе традиционных ПТУ профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей с целью расширения их многофункциональности и многопрофильности. Сегодня около 70% выпускников ПТУ приобретают две и более профессии, что повышает их шансы на рынке труда. Более 90% выпускников ПТУ (из числа обучающихся на основе общего базового образования) одновременно с рабочей профессией получают общее среднее образование и при желании могут продолжить учебу в средних специальных и высших учебных заведениях страны.

В Гродненской области сеть учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, состоит из 7 профессионально-технических колледжей. 5 профессиональных лицеев и 17 училищ удовлетворяет запросы граждан на получение рабочих профессий по 80 учебным единичным квалификациям. В соответствии с потребностями рынка труда прекращен набор по 26 квалификациям, произведен набор по 22 новым.

В 2007 году планируется преобразовать в профессиональные лицеи 3 учреждения образования, в профессионально-технический колледж – 1. В лицейских группах учреждений системы ПТО обучается 1121 человека.

В системе среднего специального образования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частных ссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-технических колледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов на уровнях среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов, созданных на базе общеобразовательных школ.

В республике появились новые типы учреждений образования – учебно-педагогические комплексы «гимназия–колледж», профессионально-технические колледжи, университетские комплексы.

Произошло изменение объемов и структуры подготовки специалистов. Теперь ссузы будут выпускать больше работников для отраслей машиностроения, лесного хозяйства, транспорта, теплоэнергетики. В связи с возникшими трудностями в трудоустройстве выпускников сокращен прием на места, финансируемые из бюджета, по юридическим специальностям на 10%, экономическим – на 18% и педагогическим – на 20%.

В 18 ССУЗах Гродненской области обучается 16000 учащихся, подготовка ведется по 45 специальностям. Путем слияния Лидского педагогического и Лидского технического колледжей организован Лидский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы». Волковысский педагогический колледж преобразован в Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы».

Получение высшего образования в Республике Беларусь предоставляют 53 учреждения (из них государственных – 43, частных – 10). Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшим образованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслям экономики и социальной сферы страны.

В 4 ВУЗах Гродненской области обучается более 24 000 студентов, около 11 500 человек - на дневном отделении. Обучение ведется по 86 специальностям.

Сокращен прием педагогов, экономистов, бухгалтеров, юристов с одновременным открытием ряда новых специальностей и специализаций. За последний год в ВУЗах открыта подготовка по 11 новым специальностям. В ГрГУ им.Я.Купалы созданы 2 новых факультета: военный факультет и факультет искусств.

Престиж высшего образования постоянно растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего за счет «платников».



Сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Срок учебы здесь составляет 4–5 лет и может увеличиваться не больше чем на 1 год при обучении по наиболее сложным специальностям, на вечерней и заочной формах получения высшего образования.

Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения – от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.

В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В текущем году 98% выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции.

В центре внимания молодежной политики – поддержка и укрепление молодой семьи. Каждый третий квадратный метр жилья, построенный с государственной поддержкой, приходится на молодые семьи. Возможностью льготного кредитования на строительство или покупку жилых помещений в 2006 году воспользовались около 6 тыс. молодых семей (на сумму 185, 6 млрд. руб.), а в первом полугодии 2007 г. ее получили свыше 4 тыс. человек.

Одно из приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, – поддержка талантливой молодежи.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 гг. расширена сеть учреждений образования, работающих с талантливой молодежью, пополнился банк данных одаренной молодежи, созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Он содержит информацию о более чем 6 тыс. выпускников и их карьерном росте.



3.2. Развитие национальной культуры

Государство проявляет постоянную заботу об интеллектуальном и культурном развитии общества, укреплении духовного потенциала нации. Настоящей жемчужиной культурной сферы страны стала обновленная Национальная библиотека Беларуси.

Дополнительные возможности для работы по эстетическому воспитанию населения, пропаганде творческих достижений белорусских мастеров изобразительного искусства получил Национальный художественный музей Республики Беларусь с введением в эксплуатацию нового корпуса, который оснащен оборудованием и технологиями, отвечающими современным требованиям.

Не менее важно для страны реконструировать и сохранить наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь и установлена очередность финансирования работ по их сохранению и восстановлению. В настоящее время закончена реставрация семи объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь: ратуши в г. Шклове, бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке, Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле, железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала. Продолжаются работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других.

В список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и геодезические пункты «Дуги Струве». В настоящее время совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский канал – творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО.

На территории Гродненской области находится 647 историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, в состав которых входит 1207 объектов.

Среди объектов, имеющих мировую ценность, в Список всемирного культурного наследия включена также Борисо-Глебская (Коложская церковь) XII ст. в Гродно, Сынковичская церковь XV в. в Зельвенском районе, Королевские дворцы-резиденции в Гродно, могущественные замки, символы былых доблестных сражений в Лиде, Новогрудке, Любче.

На территории региона сохранились старинные усадьбы: в Больтениках, Желудке, Жмыславле, Залесье, Красках, Кушлянах, Святске и др.

Одной из основополагающих сфер формирования и развития национальной культуры и искусства является фестивальное движение. На международной арене современную и традиционную культуру Беларуси ярко и самобытно представляет фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Летом 2007 года он прошел в 16-й раз.

Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки вносят фестивали искусств в Гродненской области. Наиболее известные: Всебелорусский фестиваль национальных культур, Белорусский фестиваль искусств «Мирский замок».



Важным элементом национальной культуры являются традиции и уклад сельской жизни. В Беларуси основу для развития культуры на селе составляют клубные учреждения. Это около 3 тыс. клубов, домов и дворцов культуры, 44 центра культуры и досуга, 63 дома (центра) фольклора, народного творчества, национальной культуры, 30 домов (центров) ремесел, народных мастеров, 332 других учреждения (клубы-библиотеки, клубы-музеи, культурно-спортивные центры, клубы культурно-социальных услуг, автоклубы и т. д.).

В клубных учреждениях Гродненской области (их 430) функционирует 3,2 тысячи творческих коллективов. Из них имеют звание «народный» и «образцовый» - 312 коллективов, 2 – звание «заслуженный любительский коллектив».

Создано 19 Домов ремёсел, появились новые типы клубных учреждений: Дома социально-культурных услуг, Дома фольклора и национальных культур, клубы-музеи, культурно-досуговые центры.

В области функционирует 489 библиотек, в которых обслуживается 47 % населения региона.



3.3. Массовое физкультурное движение и занятие спортом – важнейшие предпосылки

здорового образа жизни

В Республике Беларусь физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных государственных приоритетов.

В стране реконструируются и строятся новые спортивные объекты. На сегодняшний день функционируют свыше 22 тыс. спортивных сооружений, в том числе 241 стадион, 42 манежа, 14 спортивных сооружений с искусственным льдом, 239 плавательных бассейнов, 6,3 тыс. спортивных залов, 708 мини-бассейнов, 11,8 тыс. плоскостных спортивных сооружений. За последние 3 года введено в строй 19 многофункциональных физкультурно-спортивных сооружений в различных регионах республики.

Для развития физической культуры и спорта в Гродненской области имеется также достаточная материально-техническая база, которая включает в себя 2804 спортивных сооружения, в том числе 20 стадионов, 545 спортивных залов, 30 плавательных бассейнов и 106 мини-бассейнов, 1751 плоскостную площадку, 113 стрелковых тиров.

В 2006 году были построены и сданы в эксплуатацию 30 новых объектов физкультурно-спортивного назначения, в число которых входят физкультурно-оздоровительный комплекс д. Гервяты Островецкого района, специализированный зал настольного тенниса ОСДЮШОР им. А. Сапеги, плавательный бассейн и мини-бассейн средней школы № 34 г.Гродно, два спортивных зала в г.Лида и футбольная площадка с искусственным покрытием в г.Слониме.

Государство заботится и о тех 2,6 млн. белорусских граждан, которые проживают в сельской местности, где также создаются благоприятные условия для развития массового спорта.



В Гродненской области число сельских жителей, занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, составило 39 478 человек или 10,2 % от общей численности сельского населения.

Выполнены в полном объеме ремонт и реконструкция более 130 объектов физической культуры и спорта, из них в агрогородках – 77.

Всего на ремонтно-строительные работы физкультурно-спортивных объектов сельской местности затрачено более 2 миллиардов рублей местных бюджетов.

Особое внимание уделяется совершенствованию физического воспитания детей и учащейся молодежи. Для них организуются подростковые спортивные клубы, в учреждениях образования создаются группы, секции, кружки по спортивным интересам.



Сегодня в республике успешно развивается массовое физкультурно-спортивное движение.

3.4. Туризм в Беларуси

Наша страна славится многообразием и красотой природы, уникальным культурно-историческим наследием.

В республике 4 национальных парка, 97 заказников, более 10 тыс. озер, около 20 тыс. рек. На ее территории расположено свыше 15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, есть много памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Все это создает предпосылки для развития туризма в Беларуси.

Туристская отрасль в Гродненской области, как и республики, признана одной из приоритетных отраслей экономики, способной создавать новые рабочие места и приносить дополнительные доходы в бюджет государства.

Гродненская область имеет выгодное географическое положение, богатое историко-культурное и природное наследие и все перспективы для развития внутреннего, въездного и трансграничного туризма.

Активизировалась работа по сотрудничеству с Республикой Польша. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области туризма с Подлясским Воеводством: г.Белосток, г.Сейны.

Растет число турорганизаций в области. В 2003 году было 29 предприятий, 2006 год- 40.

Сегодня поставлена задача развить инфраструктуру европейского уровня на сложившихся культурно-туристических маршрутах, например, на трассе Минск – Несвиж – Мир – Новогрудок – Лида – Гродно.



В государстве создаются необходимые условия для сельского туризма. Сегодня в Беларуси имеются усадьбы, отвечающие самым высоким требованиям. Хозяева предлагают туристам и отдыхающим походы на байдарках, краеведческие маршруты, велотуры.

Широкую известность в нашей стране и за рубежом приобрел экологический, охотничий и водный туризм.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стабильный экономический рост стал основой для проведения последовательных преобразований в социальной сфере, направленных на развитие принципов адресности в системе социальной защиты, сохранение доступности образовательных услуг и медицинской помощи при значительном улучшении их качества.



Условия, необходимые для успешного социального развития, были четко обозначены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании. Это полная реализация человеческого потенциала, консолидация общества, сохранение стабильности государства. «Именно в единстве – залог нашего успеха», – подчеркнул Глава государства.




страница 1

Смотрите также: