страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
КАФЕДРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Утверждаю»
Декан ФРТиС
____________У.И. Медеуов.
«___»_______________2009г.
ПРОГРАММА КУРСА (SYLLABUS)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЯЗЫКАХ»
для студентов специальности 050704 –
«Вычислительная техника и программное обеспечение»
Форма обучения очная
Количество кредитов 3
Всего часов 135
Курс 1
Семестр 1
Аудиторные 64
Лекции 32
Лабораторные 32
Внеаудиторные 71
СРС 36
СРСП 35
Экзамен 1 семестр
АЛМАТЫ 2009
Программа курса составлена профессором кафедры компьютерных технологий Бимурзаевым С.Б. в соответствии с содержанием ГОСО РК 4, квалификационной характеристикой, типовым учебным планом.
Рассмотрена на заседании кафедры КТ
28 августа 2009 г. Протокол №1
Зав. кафедрой _________________________________ З. Куралбаев
Сведения о преподавателе:
Бимурзаев Сеиткерим Бимурзаевич, д.ф.-м.н., профессор кафедры КТ
Общий педагогический стаж работы – более 20 лет,
Тел. 376-11-71
Кафедра компьютерных технологий
Адрес: Алматы, ул. Байтурсынова 126, корпус Б, ауд. 331.
Тел. 260-66-95
1 Цели и задачи дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Целями преподавания дисциплины являются:
-
Изучение основ алгоритмизации и разработки программ для решения практических задач на электронных вычислительных машинах;
-
изучение правил постановки и решения практических задач на ЭВМ;
-
ознакомление с основами теории алгоритмов;
-
изучение способов представления и методов программной обработки данных;
-
изучение структуру систем программирования и правил пользования для разработки прикладных программ;
-
овладение навыками программирования на Delphi для решения практических задач на ЭВМ.
1.2 Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить самые разнообразные приемы программирования, начиная с простых традиционных алгоритмов обработки массивов и строк, и более сложные задачи, включая рекурсию и решение нелинейного уравнения, работу со списками, очередями, стеками. И, конечно, должны быть знакомы с основами объектно-ориентированного проектирования, без которого трудно представить себе современное программирование.
По завершении изучения дисциплины студент должен:
-
отчетливо понимать основные концепции структурного и объектно-ориентированного программирования;
-
уметь разрабатывать программы, охватывающие вопросы прикладного программного обеспечения.
1.3 Пререквизиты
Дисциплины, необходимые для изучения данной: -
математический анализ;
-
элементы высшей алгебры;
-
информатика.
1.4 Постреквизиты
Дисциплины, в которых используется знания изучаемой дисциплины:
-
визуальное программирование;
-
технология программирования;
-
компонентная технология;
-
инструментальные средства разработки программ.
2 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Для обеспечения систематического и регулярного контроля за учебной работой студентов в течение семестра в АИЭС применяется рейтинговый контроль знаний (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
№ вариантов
|
Вид итогового контроля
|
Виды контроля
|
Баллы
|
1.
|
Экзамен
|
Итоговый контроль
|
40
|
Рубежный контроль
|
20
|
Текущий контроль
|
40
|
Суммарный итоговый рейтинг дисциплины равен 100 баллам. Итоговым контролем (во время сессии) является экзамен – устный, который оценивается в 40 баллов.
В течение семестра производится один рубежный контроль (на восьмой неделе) в форме письменной контрольной работы, оцениваемой в 10 баллов. На 16 неделе производится итоговый контроль, оцениваемый в 10 баллов.
В текущий контроль оценки знаний студентов входит выполнение 8 лабораторных работ.
Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине (Таблица 2).
Таблица 2
Календарный график учебного процесса
Недели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
Виды
|
Л1
|
СР
|
Л2
|
СР
|
Л3
|
СР
|
Л4
|
РК
|
Л5
|
СР
|
Л6
|
СР
|
Л7
|
СР
|
Л8
|
СР
|
контроля
|
Балл
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
10
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
10
|
|
Виды контроля: Л – лабораторная работа, СР - самостоятельная работа, РК – рубежный контроль.
|
Студент допускается к сдаче экзамена, если за семестр его суммарный рейтинговый балл не меньше 30 баллов. Экзамен считается сданным в случае набора 20 баллов и выше. Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (Таблица 3). Таблица 3 Оценка знаний студентов
Оценка
|
Буквенный эквивалент
|
В процентах %
|
В баллах
|
Отлично
|
А
|
95-100
|
4
|
А-
|
90-94
|
3,67
|
Хорошо
|
В+
|
85-89
|
3,33
|
В
|
80-84
|
3,0
|
В-
|
75-79
|
2,67
|
Удовлетворительно
|
С+
|
70-74
|
2,33
|
С
|
65-69
|
2,0
|
С-
|
60-64
|
1,67
|
D+
|
55-59
|
1,33
|
D
|
50-54
|
1,0
|
Неудовлетворительно
|
F
|
0-49
|
0
| 3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины «Программирование на алгоритмических языках» предполагает обязательные лекционные и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу студентов (СРСП ауд. и СРСП офис).
Тематический план дисциплины с указанием тем и количеством академических часов по всем видам занятий (по темам) приведен в таблице 4.
Таблица 4
Распределение часов по видам занятий
Наименование темы
| Количество академических часов |
Лекция
|
Лабораторные
|
СРСП ауд.
|
СРСП офис
| 1 Введение в компьютерные технологии |
2
|
|
3
|
3
|
2 Переменные и типы данных
|
2
|
4
|
3
|
3
|
3. Выражения и операторы
|
2
|
|
3
|
3
|
4. Планирование разработки программы
|
2
|
|
3
|
3
|
5 Простые структуры выбора
|
2
|
4
|
|
|
6 Сложные структуры выбора
|
2
|
4
|
3
|
3
|
7 Циклические структуры
|
2
|
4
|
3
|
3
|
8 Процедуры и функции. Концепция модульного программирования
|
2
|
|
3
|
3
|
9. Дополнительные возможности
функций
|
2
|
4
|
3
|
3
|
10 Массивы и строки
|
2
|
4
|
3
|
3
|
11 Типы данных, определенные пользователем
|
2
|
4
|
3
|
3
|
12 Указатели
|
2
|
|
3
|
3
|
13. Классы. Три концепции объектно-ориентированного программирования
|
2
|
|
3
|
3
|
14 Методы класса
|
2
|
|
|
|
15 Базовый файловый ввод-вывод
|
2
|
|
3
|
3
|
16 Потоковый файловый ввод-вывод
|
2
|
4
|
3
|
3
|
Всего (час.)
|
32
|
32
|
48
|
48
| Таблица 5
График проведения занятий
№
| Дата | Вре-мя | Наименование тем | Лекции |
1
|
|
|
Введение в компьютерные технологии. Лекция 1
|
2
|
|
|
Переменные и типы данных. Лекция 2
|
3
|
|
|
Выражения и операторы. Лекция 3
|
4
|
|
| Планирование разработки программы. Лекция 4 |
5
|
|
| Простые структуры выбора. Лекция 5 |
6
|
|
| Сложные структуры выбора. Лекция 6 |
7
|
|
| Циклические алгоритмы. Лекция 7 |
8
|
|
| Процедуры и функции. Концепция модульного программирования. Лекция 8 |
9
|
|
| Дополнительные возможности функций. Лекция 9 |
10
|
|
| Массивы и строки. Лекция 10 |
11
|
|
| Типы данных, определенные пользователем. Лекция 11 |
12
|
|
|
Указатели. Лекция 12
|
13
|
|
| Классы. Три концепции объектно-ориентированного программирования. Лекция 13 |
14
|
|
| Методы класса. Лекция 14 |
15
|
|
| Базовый файловый ввод-вывод. Лекция 15 |
16
|
|
| Потоковый файловый ввод-вывод. Лекция 16 | Лабораторные занятия |
1
|
|
| Знакомство с работой консольного приложения Borland 2006. Занятие 1 |
2
|
|
| Линейные структуры. Использование арифметических операций и математических функций Занятие 2 |
3
|
|
| Структуры выбора. Занятие 3 |
4
|
|
| Циклические структуры. Занятие 4 |
5
|
|
| Процедуры и функции. Занятие 5 |
6
|
|
| Работа со строками. Занятие 6 |
7
|
|
| Работа с массивами. Занятие 7 |
8
|
|
| Работа с файлами. Занятие 8 |
3.1 Содержание лекционных занятий
№
|
Наименование раздела
|
План и содержание лекций
|
Объем (час.)
|
1
|
Введение в компьютерные технологии
|
Типы компьютеров. Компоненты типичного ПК. Двоичная система счисления. Развитие языков программирования
|
2.0
|
2
|
Переменные и типы данных
|
Структура приложения. Комментарии. Директивы компилятора. Основные типы данных. Объявление и инициализация переменных. Константы
|
2.0
|
3
|
Выражения и операторы.
|
Арифметические операции и выражения. Операции присваивания. Инкремент и декремент
|
2.0
|
4
|
Планирование разработки программы
|
Алгоритмы и их свойства. Типы и способы записи алгоритмов
|
2.0
|
5
|
Простые структуры выбора
|
Сравнение. Операторы сравнения. Условные операторы
|
2.0
|
6
|
Сложные структуры выбора
|
Вложенные и множественные условные операторы. Условная (тернарная) операция
|
2.0
|
7
|
Циклические структуры
|
Циклы. Операторы цикла. Управление выполнением цикла
|
2.0
|
8
|
Процедуры и функции. Концепция модульного программирования
|
Использование и создание процедур и функций. Передача параметров по значению и по ссылке
|
2.0
|
9
|
Дополнительные возможности
функций
|
Перегрузка и встраивание функций. Рекурсивные функции. Модули.
|
2.0
|
10
|
Массивы и строки
|
Массивы. Константы-массивы. Многомерные массивы. Динамические массивы. Строки. Обработка строк.
|
2.0
|
11
|
Типы данных, определенные пользователем.
|
Перечислимые типы. Подтипы. Множества. Записи (структуры).
|
2.0
|
12
|
Указатели
|
Объявление и инициализация указателей. Доступ к элементам массива и символам строки. Указатели на структуры
|
2.0
|
13
|
Классы. Три концепции объектно-ориентированного программирования
|
. Классы и объекты. Интерфейс и реализация классов. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм
|
2.0
|
14
|
Методы класса
|
Реализация методов класса. Конструкторы и деструкторы. Встраиваемая реализация методов класса
|
2.0
|
15
|
Базовый файловый ввод-вывод
|
Работа с текстовыми и бинарными файлами: запись и чтение файла.
|
|
16
|
Потоковый файловый ввод-вывод
|
Потоки. Инкапсуляция процедуры обмена данными с устройствами ввода/вывода. Стандартные объекты ввода и вывода
|
2.0
|
3.2 Содержание лабораторных занятий
№
|
Наименование темы
| Содержание |
Объем (час)
|
1
| Знакомство с работой консольного приложения Borland 2006 |
Создание консольного приложения. Консольный ввод и вывод.
|
4.0
|
2
| Линейные структуры |
Использование арифметических операций и математических функций
|
4.0
|
3
| Структуры выбора |
Программирование ветвящихся структур.
|
4.0
|
4
| Циклические структуры. |
Программирование циклических структур.
|
4.0
|
5
| Процедуры и функции |
Программирование с использованием подпрограмм (функций)
|
4.0
|
6
| Работа со строками |
Форматирование и обработка строк
|
4.0
|
7
| Работа с массивами |
Вывод и ввод массива. Поиск минимального (максимального) и заданного элементов массива. Сортировка массива
|
4.0
|
8
| Работа с файлами |
Ввод и вывод в файл. Режимы открытия файла для ввода и вывода..
|
4.0
|
3.3 Самостоятельная работа студентов
Одной из основных целей кредитной системы обучения является обеспечение более высокого качественного уровня самостоятельной работы студентов, что в свою очередь, требует повышения качества учебно-методического обеспечения дисциплины. Самостоятельная работа студентов, проводимая под руководством преподавателя (СРСП), составляет 50% всей самостоятельной работы.
Общее количество часов СРС составляет 30 академических часов, из них СРСП – 15 часов.
В таблице приведены планы – содержание самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (в аудиторное и внеаудиторное время ) и самостоятельная работа студентов без преподавателя.
Таблица 6
Планы СРСП и СРС
№
| СРСП | СРС | Аудиторные | Внеаудиторные |
1
|
Консультация группе по теме: «Типы данных»
|
Индивидуальные консультации по теме «Типы данных»
|
Выполнение
заданий по теме
(по указанию преподавателя)
|
2
|
Консультация группе по теме: «Переменные и константы »
|
Индивидуальные консультации по теме «Переменные и константы »
|
3
|
Консультация группе по теме: «Выражения и операторы»
|
Индивидуальные консультации по теме «Выражения и операторы»
|
4
|
Консультация группе по теме: «Алгоритм и его свойства »
|
Индивидуальные консультации по теме «Алгоритм и его свойства »
|
5
|
Консультация группе по теме: «Структура выбора»
|
Индивидуальные консультации по теме «Структура выбора»
|
6
|
Консультация группе по теме: «Структура повторения»
|
Индивидуальные консультации по теме «Структура повторения»
|
7
|
Консультация группе по теме: «Массивы»
|
Индивидуальные консультации по теме «Массивы»
|
8
|
Проведение рубежного контроля
|
Индивидуальные консультации по пройденным темам
|
9
|
Консультация группе по теме: «Указатели и ссылки»
|
Индивидуальные консультации по теме «Указатели и ссылки»
|
10
|
Консультация группе по теме: «Структуры данных»
|
Индивидуальные консультации по теме «Динамические библиотеки»
|
11
|
Консультация группе по теме: «Функции»
|
Индивидуальные консультации по теме «Использование файловой системы»
|
12
|
Консультация группе по теме: «Дополнительные возможности функций»
|
Индивидуальные консультации по теме «Дополнительные методы работы с файлами и каталогами и реестр»
|
13
|
Консультация группе по теме: «Классы»
|
Индивидуальные консультации по теме «Использование ввода-вывода»
|
14
|
Консультация группе по теме: «Потоковый ввод и вывод»
|
Индивидуальные консультации по теме «Безопасность объектов Win32»
|
15
|
Проведение рубежного контроля
|
Индивидуальные консультации по пройденным темам
|
16
|
Предэкзаменационная консультация группе
|
Индивидуальные консультации по экзаменационным вопросам
|
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Основная литература
-
А.Я.Архангельский. Язык Pascal и основы программирования в Delphi. Учебное пособие. – М.: Бином, 2004. - 496 с.
-
Н.Культин. Основы программирования в Delphi 7. Самоучитель. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 598 с.
-
Митчелл К. Керман. Программирование и отладка в Delphi. Учебный курс.- М., СПб., Киев. 2004. – 712 с.
-
И. Хладни. Внутренний мир Borland Delphi 2006. - М., СПб., Киев. 2006. – 764 с.
-
А.Желонкин. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум. 2-е издание. М. БИНОМ. 2006. 236 с.
4.2 Дополнительная литература
-
М.Фленов. Библия Delphi. 2-е издание. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 800 с.
-
М.Сухарев. Основы Delphi.. СПб.: Наука и Техника, 2004. – 600 с.
-
С.Бобровский. Технологии в Delphi. Разработка приложений для бизнеса. Учебный курс. – СПб.:Питер, 2007. – 720 с.
-
Н.Тюкачев. Программирование в Delphi для начинающих. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 672 с.
страница 1
|