Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
КАФЕДРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Утверждаю»

Декан ФРТиС

____________У.И. Медеуов.

«___»_______________2009г.


ПРОГРАММА КУРСА (SYLLABUS)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЯЗЫКАХ»

для студентов специальности 050704 –

«Вычислительная техника и программное обеспечение»
Форма обучения очная

Количество кредитов 3

Всего часов 135

Курс 1


Семестр 1

Аудиторные 64

Лекции 32

Лабораторные 32

Внеаудиторные 71

СРС 36


СРСП 35

Экзамен 1 семестр


АЛМАТЫ 2009

Программа курса составлена профессором кафедры компьютерных технологий Бимурзаевым С.Б. в соответствии с содержанием ГОСО РК 4, квалификационной характеристикой, типовым учебным планом.

Рассмотрена на заседании кафедры КТ

28 августа 2009 г. Протокол №1
Зав. кафедрой _________________________________ З. Куралбаев

Сведения о преподавателе:

Бимурзаев Сеиткерим Бимурзаевич, д.ф.-м.н., профессор кафедры КТ

Общий педагогический стаж работы – более 20 лет,

Тел. 376-11-71

Кафедра компьютерных технологий

Адрес: Алматы, ул. Байтурсынова 126, корпус Б, ауд. 331.

Тел. 260-66-95



1 Цели и задачи дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Целями преподавания дисциплины являются:

  • Изучение основ алгоритмизации и разработки программ для решения практических задач на электронных вычислительных машинах;

  • изучение правил постановки и решения практических задач на ЭВМ;

  • ознакомление с основами теории алгоритмов;

  • изучение способов представления и методов программной обработки данных;

  • изучение структуру систем программирования и правил пользования для разработки прикладных программ;

  • овладение навыками программирования на Delphi для решения практических задач на ЭВМ.



1.2 Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить самые разнообразные приемы программирования, начиная с простых традиционных алгоритмов обработки массивов и строк, и более сложные задачи, включая рекурсию и решение нелинейного уравнения, работу со списками, очередями, стеками. И, конечно, должны быть знакомы с основами объ­ектно-ориентированного проектирования, без которого трудно представить себе со­временное программирование.

По завершении изучения дисциплины студент должен:



  • отчетливо понимать основные концепции структурного и объектно-ориентированного программирования;

  • уметь разрабатывать программы, охватывающие вопросы прикладного программного обеспечения.


1.3 Пререквизиты

Дисциплины, необходимые для изучения данной:


  • математический анализ;

  • элементы высшей алгебры;

  • информатика.



1.4 Постреквизиты
Дисциплины, в которых используется знания изучаемой дисциплины:

  • визуальное программирование;

  • технология программирования;

  • компонентная технология;

  • инструментальные средства разработки программ.



2 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ


Для обеспечения систематического и регулярного контроля за учебной работой студентов в течение семестра в АИЭС применяется рейтинговый контроль знаний (Таблица 1).

Таблица 1


Распределение рейтинговых баллов по видам контроля



№ вариантов

Вид итогового контроля

Виды контроля

Баллы

1.

Экзамен

Итоговый контроль

40

Рубежный контроль

20

Текущий контроль

40

Суммарный итоговый рейтинг дисциплины равен 100 баллам. Итоговым контролем (во время сессии) является экзамен – устный, который оценивается в 40 баллов.

В течение семестра производится один рубежный контроль (на восьмой неделе) в форме письменной контрольной работы, оцениваемой в 10 баллов. На 16 неделе производится итоговый контроль, оцениваемый в 10 баллов.

В текущий контроль оценки знаний студентов входит выполнение 8 лабораторных работ.

Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине (Таблица 2).

Таблица 2


Календарный график учебного процесса


Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Виды

Л1

СР

Л2

СР

Л3

СР

Л4

РК

Л5

СР

Л6

СР

Л7

СР

Л8

СР

контроля

Балл

2

3

3

2

3

3

3

10

3

3

3

3

3

3

3

10

 

Виды контроля: Л – лабораторная работа, СР - самостоятельная работа, РК – рубежный контроль.



Студент допускается к сдаче экзамена, если за семестр его суммарный рейтинговый балл не меньше 30 баллов. Экзамен считается сданным в случае набора 20 баллов и выше. Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (Таблица 3).

Таблица 3

Оценка знаний студентов


Оценка

Буквенный эквивалент

В процентах %

В баллах

Отлично

А

95-100

4

А-

90-94

3,67

Хорошо

В+

85-89

3,33

В

80-84

3,0

В-

75-79

2,67

Удовлетворительно

С+

70-74

2,33

С

65-69

2,0

С-

60-64

1,67

D+

55-59

1,33

D

50-54

1,0

Неудовлетворительно

F

0-49

0

3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Изучение дисциплины «Программирование на алгоритмических языках» предполагает обязательные лекционные и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу студентов (СРСП ауд. и СРСП офис).

Тематический план дисциплины с указанием тем и количеством академических часов по всем видам занятий (по темам) приведен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение часов по видам занятий


Наименование темы

Количество академических часов


Лекция

Лабораторные

СРСП ауд.

СРСП офис

1 Введение в компьютерные технологии


2




3

3

2 Переменные и типы данных

2

4

3

3

3. Выражения и операторы

2




3

3

4. Планирование разработки программы

2




3

3

5 Простые структуры выбора

2

4







6 Сложные структуры выбора

2

4

3

3

7 Циклические структуры

2

4

3

3

8 Процедуры и функции. Концепция модульного программирования

2




3

3

9. Дополнительные возможности

функций


2

4

3

3

10 Массивы и строки

2

4

3

3

11 Типы данных, определенные пользователем

2

4

3

3

12 Указатели

2




3

3

13. Классы. Три концепции объектно-ориентированного программирования

2




3

3

14 Методы класса

2










15 Базовый файловый ввод-вывод

2




3

3

16 Потоковый файловый ввод-вывод

2

4

3

3

Всего (час.)

32

32

48

48
Таблица 5



График проведения занятий



Дата
Вре-мя
Наименование тем
Лекции

1







Введение в компьютерные технологии. Лекция 1

2







Переменные и типы данных. Лекция 2

3







Выражения и операторы. Лекция 3

4






Планирование разработки программы. Лекция 4


5






Простые структуры выбора. Лекция 5


6






Сложные структуры выбора. Лекция 6


7






Циклические алгоритмы. Лекция 7


8






Процедуры и функции. Концепция модульного программирования. Лекция 8


9






Дополнительные возможности функций. Лекция 9


10






Массивы и строки. Лекция 10


11






Типы данных, определенные пользователем. Лекция 11


12







Указатели. Лекция 12

13






Классы. Три концепции объектно-ориентированного программирования. Лекция 13


14






Методы класса. Лекция 14


15






Базовый файловый ввод-вывод. Лекция 15


16






Потоковый файловый ввод-вывод. Лекция 16

Лабораторные занятия


1






Знакомство с работой консольного приложения Borland 2006. Занятие 1


2






Линейные структуры. Использование арифметических операций и математических функций Занятие 2


3






Структуры выбора. Занятие 3


4






Циклические структуры. Занятие 4


5






Процедуры и функции. Занятие 5


6






Работа со строками. Занятие 6


7






Работа с массивами. Занятие 7


8






Работа с файлами. Занятие 8



3.1 Содержание лекционных занятий



Наименование раздела

План и содержание лекций

Объем (час.)

1

Введение в компьютерные технологии

Типы компьютеров. Компоненты типичного ПК. Двоичная система счисления. Развитие языков программирования

2.0

2

Переменные и типы данных

Структура приложения. Комментарии. Директивы компилятора. Основные типы данных. Объявление и инициализация переменных. Константы

2.0

3

Выражения и операторы.

Арифметические операции и выражения. Операции присваивания. Инкремент и декремент

2.0

4

Планирование разработки программы

Алгоритмы и их свойства. Типы и способы записи алгоритмов

2.0

5

Простые структуры выбора

Сравнение. Операторы сравнения. Условные операторы

2.0

6

Сложные структуры выбора

Вложенные и множественные условные операторы. Условная (тернарная) операция

2.0

7

Циклические структуры

Циклы. Операторы цикла. Управление выполнением цикла

2.0

8

Процедуры и функции. Концепция модульного программирования

Использование и создание процедур и функций. Передача параметров по значению и по ссылке

2.0

9

Дополнительные возможности

функций


Перегрузка и встраивание функций. Рекурсивные функции. Модули.

2.0

10

Массивы и строки

Массивы. Константы-массивы. Многомерные массивы. Динамические массивы. Строки. Обработка строк.

2.0

11

Типы данных, определенные пользователем.

Перечислимые типы. Подтипы. Множества. Записи (структуры).

2.0

12

Указатели

Объявление и инициализация указателей. Доступ к элементам массива и символам строки. Указатели на структуры

2.0

13

Классы. Три концепции объектно-ориентированного программирования

. Классы и объекты. Интерфейс и реализация классов. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм

2.0

14

Методы класса

Реализация методов класса. Конструкторы и деструкторы. Встраиваемая реализация методов класса

2.0

15

Базовый файловый ввод-вывод

Работа с текстовыми и бинарными файлами: запись и чтение файла.




16

Потоковый файловый ввод-вывод

Потоки. Инкапсуляция процедуры обмена данными с устройствами ввода/вывода. Стандартные объекты ввода и вывода

2.0


3.2 Содержание лабораторных занятий



Наименование темы
Содержание

Объем (час)

1

Знакомство с работой консольного приложения Borland 2006


Создание консольного приложения. Консольный ввод и вывод.

4.0

2

Линейные структуры


Использование арифметических операций и математических функций

4.0

3

Структуры выбора


Программирование ветвящихся структур.

4.0

4

Циклические структуры.


Программирование циклических структур.

4.0

5

Процедуры и функции


Программирование с использованием подпрограмм (функций)

4.0

6

Работа со строками


Форматирование и обработка строк

4.0

7

Работа с массивами


Вывод и ввод массива. Поиск минимального (максимального) и заданного элементов массива. Сортировка массива

4.0

8

Работа с файлами


Ввод и вывод в файл. Режимы открытия файла для ввода и вывода..

4.0


3.3 Самостоятельная работа студентов

Одной из основных целей кредитной системы обучения является обеспечение более высокого качественного уровня самостоятельной работы студентов, что в свою очередь, требует повышения качества учебно-методического обеспечения дисциплины. Самостоятельная работа студентов, проводимая под руководством преподавателя (СРСП), составляет 50% всей самостоятельной работы.

Общее количество часов СРС составляет 30 академических часов, из них СРСП – 15 часов.

В таблице приведены планы – содержание самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (в аудиторное и внеаудиторное время ) и самостоятельная работа студентов без преподавателя.

Таблица 6

Планы СРСП и СРС



СРСП
СРС
Аудиторные
Внеаудиторные

1

Консультация группе по теме: «Типы данных»

Индивидуальные консультации по теме «Типы данных»

Выполнение

заданий по теме



(по указанию преподавателя)

2

Консультация группе по теме: «Переменные и константы »

Индивидуальные консультации по теме «Переменные и константы »

3

Консультация группе по теме: «Выражения и операторы»

Индивидуальные консультации по теме «Выражения и операторы»

4

Консультация группе по теме: «Алгоритм и его свойства »

Индивидуальные консультации по теме «Алгоритм и его свойства »

5

Консультация группе по теме: «Структура выбора»

Индивидуальные консультации по теме «Структура выбора»

6

Консультация группе по теме: «Структура повторения»

Индивидуальные консультации по теме «Структура повторения»

7

Консультация группе по теме: «Массивы»

Индивидуальные консультации по теме «Массивы»

8

Проведение рубежного контроля

Индивидуальные консультации по пройденным темам

9

Консультация группе по теме: «Указатели и ссылки»

Индивидуальные консультации по теме «Указатели и ссылки»

10

Консультация группе по теме: «Структуры данных»

Индивидуальные консультации по теме «Динамические библиотеки»

11

Консультация группе по теме: «Функции»

Индивидуальные консультации по теме «Использование файловой системы»

12

Консультация группе по теме: «Дополнительные возможности функций»

Индивидуальные консультации по теме «Дополнительные методы работы с файлами и каталогами и реестр»

13

Консультация группе по теме: «Классы»

Индивидуальные консультации по теме «Использование ввода-вывода»

14

Консультация группе по теме: «Потоковый ввод и вывод»

Индивидуальные консультации по теме «Безопасность объектов Win32»

15

Проведение рубежного контроля

Индивидуальные консультации по пройденным темам

16

Предэкзаменационная консультация группе

Индивидуальные консультации по экзаменационным вопросам



4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Основная литература

  1. А.Я.Архангельский. Язык Pascal и основы программирования в Delphi. Учебное пособие. – М.: Бином, 2004. - 496 с.

  2. Н.Культин. Основы программирования в Delphi 7. Самоучитель. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 598 с.

  3. Митчелл К. Керман. Программирование и отладка в Delphi. Учебный курс.- М., СПб., Киев. 2004. – 712 с.

  4. И. Хладни. Внутренний мир Borland Delphi 2006. - М., СПб., Киев. 2006. – 764 с.

  5. А.Желонкин. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум. 2-е издание. М. БИНОМ. 2006. 236 с.


4.2 Дополнительная литература

  1. М.Фленов. Библия Delphi. 2-е издание. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 800 с.

  2. М.Сухарев. Основы Delphi.. СПб.: Наука и Техника, 2004. – 600 с.

  3. С.Бобровский. Технологии в Delphi. Разработка приложений для бизнеса. Учебный курс. – СПб.:Питер, 2007. – 720 с.

  4. Н.Тюкачев. Программирование в Delphi для начинающих. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 672 с.



страница 1

Смотрите также: