Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ


И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Пояснительная записка.

Программа предназначена для психокоррекционной работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также их родителями.



Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

• создать условия для раскрытия личности каждого ребенка, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;

• способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;

• содействовать повышению самооценки детей, при­обретению ими чувства собственной значимости;

• тренировать навыки социального общения, обу­чить участников группы социально приемлемому ре­агированию в стрессовых ситуациях и умению коррек­тировать свое поведение;

• предоставить участникам возможность улучшить супружеские и внутрисемейные отношения в целом.



Основные требования к реализации программы

В случае если у ребенка нарушено поведение (ги­пердинамический синдром, эмоциональная неустойчи­вость, повышенная впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.), существует школьная дезадаптация, имеются психосоматические заболевания, родителям предлагается пройти курс совместных с ребенком психокоррекционных занятий.

Мы считаем, что рациональнее всего включать в группу следующих детей: с неврозами — 3—4 челове­ка, с ЗПР — не более 2—3 человек, с нарушениями поведения — 1—2 человека, с психосоматическими расстройствами — 2—3 человека. Оптимальное коли­чество участников — 5—6 пар (то есть пять-шесть мам и пять-шесть детей). Приветствуется участие в группе сиблингов и всей семьи.

Противопоказаниями для посещения психокоррек­ционной группы являются;

— у детей: умственная отсталость, психотические состояния;

— у взрослых: выраженная интеллектуальная не­способность к овладению необходимыми навыками, наличие эндогенного заболевания, асоциальное пове­дение.



Краткая характеристика младшего школьного возраста

В рамках существующей возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6—7 до 10—11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой пере­стройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологи­ческая перестройка требует от организма ребенка боль­шого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это опре­деляет такие характерные особенности младших школь­ников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр пси­хического развития выдвигается формирование произ­вольности (планирования, выполнения программ дей­ствия, осуществление контроля). Происходит совер­шенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психиче­ских функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нрав­ственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу фор­мирования личности.

Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной сте­пени сохраняется свойство бурно реагировать на от­дельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. В этом периоде приходят в противоречие два определя­ющих мотива поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив жела­ния всегда исходит от самого ребенка, то мотив дол­женствования чаще инициируется взрослыми.

В возрасте 7—11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Са­мосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценност­ными ориентациями.



Форма работы

Основной формой работы мы считаем участие в пси­хокоррекционной группе. Работа в группе ориентирована на активное присво­ение детьми и родителями нового опыта, возникающе­го в ходе коррекционного процесса, и его использова­ние в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных по­тенциальных возможностей.

Группа по сути своей строится на базе личностно-ориентированного подхода (гуманистическое направ­ление, «Я-концепция»). Предполагается, что в группе участники получат возможность заново пережить ос­новные вехи своего жизненного пути в более благо­приятных, комфортных и безопасных психологических условиях. Известно, что взаимодействие в детско-родительской паре зачастую может носить дисгармонич­ный характер и проявляться в виде гипо- или гипер­опеки со стороны родителей, преобладания в отноше­ниях авторитарных или противоречивых стилей воспи­тания и т.д.

Показания и противопоказания к применению

Программа предназначена для работы с детьми млад­шего школьного возраста, имеющими нарушения эмо­ционально-волевой сферы, и их родителями, испыты­вающими трудности в воспитании детей.

Не рекомендуется использовать программу с детьми дошкольного возраста, так как программа содержит задания и упражнения, которые подразумевают опре­деленный уровень зрелости психических процессов.

Недопустимо вести программу лицам, не имеющим специальной психологической и медицинской подго­товки.



Способы взаимодействия специалистов

Отличительной особенностью ведения группы мы считаем участие двух специалистов: детского пси­хотерапевта (психиатра, медицинского психолога) и психолога. Это повышает каче­ство работы и расширяет арсенал терапевтических средств.

На первом этапе работы детям, имеющим психосо­матические жалобы, рекомендуется проконсультиро­ваться у более узких специалистов, что позволит в дальнейшем отследить динамику состояния.

Программа состоит из 12 занятий продолжительностью от 1,5 до 2 часов, нацелена на психологическую коррекционную работу с детьми и их родителями в преддверии «критического» переходного возраста.

Значимость программы состоит и в развитии эмоци­онального мира участников, обогащении поведенческого репертуара, в ее терапевтическом воздействии на детско-родительские отношения и ориентации на предупреждение осложне­ний в детско-родительских отношениях в подростко­вом возрасте.

В зависимости от запросов и пожеланий тематика занятий может быть расширена.



Диагностический блок.
На наш взгляд, можно выделить три направления изучения родительско-детского взаимодействия.

Изучение взаимодействия в процессе наблюдения.

Это изучение видимого взаимодействия, наблюдае­мого поведения участников, партнеров по взаимодейст­вию. При этом возможно использование определенных схем наблюдения, структурированных заданий, эксперт­ных оценок, анализа продуктов конкретного взаимо­действия и т. д. Существуют известные методы наблю­дения, применяющиеся как в лабораторных условиях, так и в условиях психологической консультации. Тако­вы, например, аппаратурные методики типа «гомеостат», методики символического взаимодействия, СТР — сов­местный тест Роршаха. Использование этих методов, как правило, требует четких схем наблюдения и ориен­тации на какую-то теоретическую концепцию.

Важной особенностью методик, направленных на изучение взаимодействия в процессе наблюдения, яв­ляется то, что они могут быть использованы в процес­се тренинговой работы с родителями. В нашей работе непосредственное наблюдение за взаимодействием ро­дителей и детей осуществляется на совместных заня­тиях с детьми. Это может быть наблюдение за «сти­хийно» проявляемым взаимодействием и наблюдение в процессе выполнения специальных заданий, игр, уп­ражнений. Так, хорошо зарекомендовало себя в диа­гностическом плане совместное рисование родителя и ребенка. Оно проводится нами в двух вариантах:

детям 4—5 лет и их родителям мы предла­гаем нарисовать рисунок на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»);

родителям с детьми более старшего возра­ста дается задание выполнить рисунок одной руч­кой (карандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

В дальнейшем происходит представление каждого рисунка участниками творческого процесса и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре.

Психологи-наблюдатели (их обычно двое) отмечают в карте наблюдений характерный тип и особенности вза­имодействия на различных этапах рисования: сотруд­ничество, подавление одним из участников, игнориро­вание потребностей партнера, соперничество (конкурен­ция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.

Изучение представлений сторон о взаимодействии

Это изучение представлений сторон о взаимодейст­вии, проявляющихся в исследовании субъективного отра­жения социальной ситуации. Непосредственными участ­никами родительско-детского взаимодействия являют­ся ребенок и его родитель. Следовательно, методики исследования могут быть разделены на две группы.

1. Диагностика взаимодействия по представле­нию родительской стороны. Для этих целей слу­жат опросники для родителей: опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера, опросник А. Я. Варги, разрабо­танный нами и представленный в этой работе опрос­ник ВРР. На наш взгляд, для практической диагно­стики большой интерес могут представлять описа­ния и рассказы родителей о реальном взаимодей­ствии с ребенком, которые они дают в ходе груп­повой работы или психологической консультации.

2 Диагностика взаимодействия по представлению детей. Хорошее представление об отношениях и вза­имодействии в семье «глазами детей» дают рисунки детей на тему «Моя семья». К этой же группе могут быть отнесены проективные методики типа ТАТ, КАТ, неоконченные предложения, семантический диффе­ренциал, «лесенка», а также опросниковые методи­ки: варианты для детей опросников ВРР, ADOR.



Изучение отношений участников взаимодействия

Это изучение отношений участников взаимодейст­вия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к дру­гу, определенной степени близости и дистанцирован­но, зависимости и независимости и т. д. Исследова­ние отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаи­модействия. Тем не менее оно является очень важным для понимания сути и содержания взаимодействия. Методики для детей (методики «Два дома», «СТО», ме­тодика Р. Жиля, рисуночные методы) или только для родителей (сочинение «Мой ребенок»).

Важно отметить то, что, поскольку взаимодействие и отношения тесно связаны друг с другом, многие ме­тоды могут одновременно давать информацию и о пред­ставлении участников о взаимодействии, и об их отно­шениях (семейный тест отношений, рисуночные методы и др.).


Программа практических занятий по взаимодействию родителей

с детьми.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Концептуальной основой тренинга является идея со­трудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель программы — способствовать установлению и раз­витию отношений партнерства и сотрудничества роди­теля с ребенком.



Задачи программы:

  • расширение возможностей понимания сво­его ребенка;

  • улучшение рефлексии своих взаимоотноше­ний с ребенком;

  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

  • активизация коммуникаций в семье.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование на­выков сотрудничества с ребенком. Признание за ре­бенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодей­ствие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в се­мье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Основные блоки программы: диагностический, ин­формационный, развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведе­нием тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей. Для отслеживания эффектов тренинга диагностика может быть проведе­на и спустя некоторое время после окончания тренин­га. Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга. Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эф­фективных навыков взаимодействия с ребенком, в раз­витии рефлексии, предоставляет возможности актив­ного самопознания и познания своего ребенка.

Первый этап программы построен на центрации на ребенке, второй — на центрации на взаимоотношени­ях и взаимодействии с ребенком, и, наконец, последний может быть центрирован на самой личности родителя. Особое внимание в ходе тренинга мы уделяем ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях.

Предлагаемая здесь программа носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для родите­лей старших дошкольников и младших школьников. Однако программа может быть легко трансформиро­вана для родителей, которые имеют детей постарше. Так, например, для подростков можно делать больше совместных занятий, они легко включаются в обсуж­дение тем «права и обязанности», «ответственность родителей и ответственность детей», «поощрения и наказания», «конфликты». Участвуя в группе наравне с взрослыми, подростки становятся более самостоя­тельными и ответственными.

Для более эффективного использования програм­мы желательно наличие у ведущего навыков тренинговой работы, он может по желанию варьировать раз­личные части программы и включать различные психо­гимнастические упражнения. Описанный здесь вариант программы предпола­гает занятия с родителями и их детьми в течение 1,5 — 2 месяцев с периодичностью два раза в неделю, каж­дое занятие рассчитано на 2—3 часа, всего 12 занятий. В группу может входить от 7 до 12 человек.

Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть и близ­кие родственники (старшая сестра, бабушка), но обяза­тельно те, кто непосредственно занимаются воспитани­ем ребенка.

Информация о формировании группы и возможности принять участие в тренинге может быть сообщена родителям на родительском собрании, в ходе психологической консультации, на лекции по психоло­гии и т. п. Краткий рассказ о тренинге и режиме работы в группе позволит избежать возможных уходов из груп­пы из-за низкой мотивации или недостаточной инфор­мированности о целях и задачах тренинга.

Эффективность участия в тренинге во многом за­висит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, что­бы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать воз­никающие проблемы, поэтому ведущему (тренеру) сле­дует избегать давать готовые «рецепты», существова­ние которых вряд ли возможно. Ориентация родите­лей на советы и рекомендации не способствует реше­нию тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для ус­пешной работы.


Занятие 1. Знакомство

Цели. Знакомство участников друг с другом и с груп­повой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

Содержание занятия

1. Ведущий знакомит участников с целями и задача­ми тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий расска­зывает, в какой форме будут проходить занятия и ка­ким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой стро­ятся отношения и взаимодействие с детьми — призна­ние личности ребенка и стремление к сотрудничеству.

2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоя­щей работе.

3. Психогимнастическое упражнение: встать и по­меняться местами по какому-то признаку.

4. Ведущий говорит о важности понимания себя само­го, и понимания своего ребенка, предлагает родителям от­ветить на ряд вопросов. Родители впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневни­ков и выполнения домашних заданий, так как их обсужде­ние всегда происходит на последующих занятиях. Отве­чая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвеча­ют за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.


Вопрос

Ответ родителя

Ответ за ребенка

Ответ ребенка (домашнее задание)

1.







2.







3.







4.







5.







6.






Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей.

- Мое любимое животное и почему. Мое не­любимое животное и почему.

- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюби­мый цвет и почему.

- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

- В другом человеке мне больше всего нра­вится такая черта, как... , а не нравится...

- Если бы у меня была фантастическая воз­можность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

- В каких животных превратил бы волшеб­ник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие ча­сто принимает вид свободной дискуссии, которую веду­щему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объеди­няет их самих и их детей.

Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказ­ки, желания и т. д. назывались в группе чаще всего.

5. Можно также предложить группе работу в малых группах по 3—4 человека Задачей участников будет истолко­вание смысла предложенных пословиц, касающихся отноше­ний в семье. Каждой подгруппе ведущий предлагает для рассмотрения три-четыре пословицы. В за­ключение работы над пословицами группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. Ведущему важно искать пути для создания атмосферы групповой спло­ченности и подчеркивать возможность использования сво­его и чужого опыта для решения проблем воспитания.

6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов ребенка. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал. Вторая часть задания может заключаться в том, чтобы спросить ре­бенка о смысле одной-двух пословиц и попытаться объ­яснить ему их значение.
Занятие 2. Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприя­тия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведе­ния и т. д. Приобретение навыков анализа причин по­ведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Содержание занятия

1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.

2. Обсуждение домашнего задания в форме груп­повой дискуссии в большом кругу.

3. Информационная часть. Ведущий объясняет причи­ны разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоцио­нальность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п. Вот какие особенности детско­го мира (в сравнении с миром взрослых) были названы в методической группе родительского тренинга, участника­ми которого были психологи школ и детских садов:

отсутствие сложившихся взглядов;

быстрота перевоплощения;

эмоциональность;

высокая изменчивость;

необремененность бытовыми заботами;

открытость;

импульсивность;

вовлеченность;

большая слитность с внешним миром;

жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями;

полнота мироощущения.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

требование внимания или комфорта;

желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

месть, возмездие;

утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои вы­воды, учитывая при этом не только то, что мы им гово­рим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
4. «Погружение». Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между роди­телями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Если для «погружения» используется принцип визуализации, которая обычно проводится с закрытыми глазами, то тогда должна быть только одна ситуация. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций.

Вот примерный текст такого «погружения», состав­ленного по принципу визуализации. Для его проведе­ния можно использовать релаксационную музыку.


Погружение в детство

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите от­кашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в но­гах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, пред­ставьте себя в том возрасте, в котором вы луч­ше себя помните. Вы идете по улице, посмотри­те, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы бере­те его за руку и чувствуете его теплую надеж­ную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близ­кого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнако­мого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбает­ся. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете гото­вы, вы откроете глаза.


В этом сюжете актуализируется чувство привязан­ности и переживание потери, хотя и мгновенной, близ­кого человека. Ситуация может пробудить в участни­ках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что зна­чит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уве­ренности в дальнейшей жизни.

5. «Билль о правах». (Упражнение разработано Ле­бедевой Е. И. и Ежовым Д. И. для «Тренинга эффек­тивного взаимодействия взрослого и ребенка». Инсти­тут тренинга.) Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родите­лей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа за­кончила подготовку такого списка (в течение 15—20 ми­нут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое пра­во может быть внесено в окончательный список толь­ко тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается (а обычно она прохо­дит вполне <<горячо»), ведущий проясняет, почему сто­роны не могут договориться, и прекращает обсужде­ние, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводит­ся на обсуждение каждого пункта, обычно это зани­мает не более 3—5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются про­цессы отстаивания детских прав и те состояния, кото­рые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратить­ся к чувствам участников группы.

Еще одна рекомендация: ведущему лучше самому разделить членов группы на «родителей» и «детей», определив в группу «детей» наиболее центрирован­ных на своей родительской позиции взрослых. Необ­ходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ре­бенка или вспомнить себя в детстве. Группа может оговорить, в каком возрасте будут находиться «дети», которые пишут права, исходя из своих интересов (пра­ва шестилетних детей могут значительно отличаться от прав подростков).

6. Психогимнастическое упражнение. Один из участ­ников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка), остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника — угадать, чьи это руки. Другой вариант этого упражне­ния предполагает не угадывание, а определение по ру­кам, какой мамой (или каким папой) может быть этот человек: более мягким или более жестким. Таким об­разом, формируются две группы: мягкие и строгие родители. После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы: как они восприни­маются по первому впечатлению как родители (ведь это всего лишь второе занятие).



7. Домашнее задание. Заполнить таблицу.

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

1.

1.

2.

2.





Можно предложить заполнение этой таблицы и другим членам семьи, которые не посещают тренинговые занятия.

страница 1

Смотрите также: