страница 1
ПРОГРАММА
«ШЕМОНАИХА ЖАСТАРЫ - 2009»
Шемонаиха
2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт программы
-
Введение
-
Анализ современного состояния проблемы
-
Цели и задачи Программы
-
Основные направления и механизм реализации Программы
-
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
-
Ожидаемые результаты
8. План мероприятий по реализации Программы на 2009 год
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
|
Программа «Шемонаиха жастары – 2009»
|
Основание
для разработки
|
Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе»;
Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях»;
Послание Президента страны народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июня 2007 года № 516 «О Концепции поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы».
Решение сессии маслихата Восточно-Казахстанткой области № 3/34 – IV от 14 декабря 2007 года.
|
Цель программы
Основные задачи программы
Основной
разработчик
|
Проведение социально ориентированной молодежной политики, разработка и принятие комплекса мер, направленных на обеспечение социально-экономических правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала в интересах всего общества, создание необходимых условий для социализации молодежи и функционирования молодежных организаций района.
Формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи;
экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости;
развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде;
формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи;
Обеспечение реализации молодежной политики на региональном уровне;
информационное обеспечение молодежной политики;
развитие и поддержка молодых талантов;
увеличение доли гражданского участия молодежных организаций в принятии решений на государственном уровне при реализации государственной молодежной политики;
организация контроля и управления программой.
ГУ «Отдел внутренней политики Шемонаихинского района»
|
Исполнители
Объемы и источники
финансирования
Сроки реализации
Ожидаемые результаты
|
ГУ «Отдел внутренней политики Шемонаихинского района», акимы города, поселков, сельских округов, отдел образования, отдел культуры и развития языков, отдел физической культуры и спорта, отдел внутренних дел, отдел по делам обороны, управление занятости и социальных программ, молодежные некоммерческие организации (по согласованию)
В пределах утвержденных средств на соответствующий финансовый год (2009 г.)
Основными источниками финансирования программы являются районный бюджет в пределах средств, предусматриваемых соответствующим администратором программы, и иные, не запрещенные законодательством источники.
2009 год
Реализация Программы позволит систематизировать и скоординировать деятельность государственных органов, работающих в сфере молодежной политики, повысить уровень организации работы с молодежью, создать дальнейшие условия для социально-экономической самореализации молодежи
|
2. ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу страны от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» сказано: «Человеческий фактор становится определяющим на современном этапе развития» – в связи с этим молодежь становится наиболее мощным фактором формирования казахстанского общества. Одновременно молодежь является одной из самых уязвимых групп населения и ее положение относится к разделу сложных социальных проблем.
Программа «Шемонаиха жастары – 2009» (далее Программа) разработана в соответствии с Планом мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года №319, Законом Республики Казахстан от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан", Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года №735. Среднесрочным планом социально-экономического развития Шемонаихинского района на 2008-2010 годы.
В предыдущей программе «Молодежь Шемонаихинского района – 2008», утвержденной постановлением акимата Шемонаихинского района от 19 марта 2008 года № 7/7 IY, - молодежная политика района была ориентирована на создание необходимых предпосылок для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Одним из конкретных результатов реализации данной программы является создание 3 молодежных социальных служб.
Создание и укрепление правовых, социально-экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодого поколения – одно из важнейших условий дальнейшего развития Шемонаихинского района.
В последние годы значительно активизировалась работа с молодежью. Практически в каждом городе и районе области приняты и реализуются региональные программы по работе с молодежью. Увеличилось финансирование на 8%. Стали традиционными молодежные форумы, слеты, внедряются различные формы социальной поддержки молодежи. В Шемонаихинском районе действуют три молодежные организации: ОО «ШАРМиДО», МОО «Молодежный Формат», МОО «ЭкоГрни».
Однако, современные тенденции в обществе, повышенное внимание со стороны общества и государства к проблемам воспитания и становления молодого поколения требуют дальнейшего совершенствования работы с молодежью.
Настоящая Программа разработана отделом внутренней политики Шемонаихинского района с целью продолжения системной работы по реализации государственной молодежной политики на основе тесного взаимодействия и сотрудничества государственных органов, молодежных объединений и организаций независимо от формы собственности.
Программа направлена на обеспечение государственной поддержки молодежи, как одной из социально-уязвимых слоев населения, а также дальнейшего создания и укрепления правовых, экономических и организационных условий для становления и социальной самореализации.
Программа отвечает положениям Конституции Республики Казахстан, Закону Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», долгосрочной Стратегии развития «Казахстан - 2030».
Ее принятие и реализация позволят создать условия для более эффективного осуществления государственной молодежной политики в Шемонаихинском районе и последующего развития данного направления.
Главная цель государственной молодежной политики – совершенствование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Реализация поставленной цели предполагает создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, широкого включения молодого поколения в систему общественных отношений, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, процветания, безопасности и улучшения благосостояния его Родины – Республики Казахстан.
Основными задачами государственной молодежной политики являются:
стимулирование создания необходимых условий для развития молодежи;
финансирование программ и других мероприятий, направленных на создание этих условий;
координация деятельности государственных учреждений и общественных организаций в решении молодежных проблем;
поддержка социально значимых инициатив молодежных общественных организаций;
поощрение (включая финансирование) деятельности негосударственных организаций, направленное на обеспечение занятости молодежи, выравнивание стартовых возможностей для различных категорий молодежи (сельской, рабочей и пр.) в сфере труда, образования, культуры, социального обеспечения.
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
МОЛОДЕЖИ
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.
Молодежь - это специфическая возрастная подгруппа, часть общества. При этом молодежная политика является одним из возможных механизмов социальной интеграции молодого поколения в общественную жизнь.
Молодежь является одним из наиболее общественно активных слоев населения и стратегическим ресурсом государства. Интересы государства в сфере молодежной политики обусловлены необходимостью формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности, способной обеспечить будущее развитие страны.
Сложность общественных преобразований в условиях независимости повлияла на все стороны жизни молодого поколения. Изменились содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально новой основе.
Актуализированное понимание молодежи, ее насущных проблем – гарант эффективности государственной политики и объективное условие реализации прорывных инновационных проектов общества на пути к 50-ти конкурентоспособным странам мира.
Отношение государства к молодежи, ее положение и роль в обществе, становятся лакмусовой бумажкой на своевременность и способность быстро реагировать. Исходным пунктом такого понимания является установление точки зрения на молодежь, как на равноправный в ряду других, человеческий возраст, наиболее ценный для общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Необходимость проведения системной молодежной политики обусловлена трудностями жизненного старта, с которыми сталкивается молодой человек в процессе своей социализации. Особенно следует выделить нерешенность экономических проблем. Молодежь в силу своей низкой квалификации и профессионального уровня подготовки, представляет наименее защищенную часть населения. Безработица среди неквалифицированной части молодежи, и ее духовная деградация становятся основными факторами распространения таких социальных явлений как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, иждивенчество и т. п.
Молодежь, как развивающаяся социально-демографическая группа, находясь в репродуктивном возрасте, одновременно является наиболее не обеспеченной жильем.
Вместе с тем на современном этапе реализации молодежной политики необходимо выделить ряд проблем, сдерживающих дальнейшие темпы развития молодежи и эффективность проведения молодежной политики в различных регионах страны:
- несовершенство действующей нормативной правовой базы, не отвечающей современным требованиям молодежи;
- недостаточность соответствующих финансовых, организационных и информационных ресурсов для реализации региональной молодежной политики;
- неразрешенность ряда социальных проблем молодежи, тогда как государственная политика, проводимая в отношении молодежи, должна концентрировать свое внимание на таких важнейших сферах жизни как труд, здоровье, образование и воспитание. При этом необходимо принимать во внимание ценности молодого поколения, их пристрастия, различные формы самовыражения, инициативы, социальную активность, образ жизни.
Молодежь представляет собой сегодня незадействованные трудовые ресурсы, не в полной мере востребованный потенциал со всеми исходящими отсюда последствиями. Именно в широко распространившемся иждивенчестве скрыт главный тормоз активности молодежи. Следовательно, необходимо создание условий для кардинального расширения возможностей для повышения социальной активности и ответственности молодежи за свое будущее и будущее своей страны.
Все эти проблемы требуют формирования эффективно действующей системы поддержки государственными органами общественно значимых инициатив молодежи, направленных на активное участие последних в решении социальных проблем общества, воспитании активного гражданского самосознания.
Демографические показатели молодежи представлены следующим образом. Численность молодежи в районе по состоянию на 01.01.2009 г. в возрасте от 14 до 18 лет в районе составляет 2577 человека, от 18 до 29 лет – 7677 человека. Доля молодежи в общей численности населения составляет 41,4% или 20508 человек. Из них городской молодежи – 3434 человека, сельской – 6820 человек.
Наиболее актуальным вопросом развития молодежи в области является проблема занятости и трудоустройства.
Уровень трудоустройства молодежи за 12 месяцев 2008 года составил 37%.
В районе предпринимаются меры, способствующие активной занятости молодежи. Одной из таких форм является организация клуба поиска работы, цель которых сформировать психологическую установку на активный самостоятельный поиск работы и последующее трудоустройство.
Одной из злободневных проблем общества продолжает оставаться высокий уровень преступности в молодежной среде.
Анализ состояния преступности в районе, совершенной молодежью в возрасте от 18 до 29 лет за 12 месяцев 2008 года свидетельствует об 542 числа преступлений.
Уровень преступности среди несовершеннолетних увеличился на 23 преступления, из них убийства - 1, причинению тяжкого вреда здоровья – 5, изнасилования – 1, кражи чужого имущества – 99, грабежи – 17, разбои – 4, угон автотранспорта – 5, хулиганство – 17, преступления связанные с наркотиками – 8.
Основными причинами преступлений среди несовершеннолетних являются низкий уровень правового сознания подростков, недостаточная работа с институтом семьи, подростками, сравнительно небольшое количество сети досуговых учреждений, способных охватить подростков из социально неблагополучных семей, труднодоступность спортивных секций и кружков, недостаточное использование потенциала общественности в воспитании подрастающего поколения.
В современных условиях изучение жизненных ожиданий и ценностных предпочтений молодежи играет весомую роль. Объективная оценка состояния дел в этой сфере будет способствовать корректировке курса молодежной политики, максимальному приближению к реальному положению дел.
В Шемонаихинском районе зарегистрировано 3 молодежные общественные организации: ОО «Шемонаихинская ассоциация районных молодежных и детских организаций», МОО «Молодежный Формат», МОО «Экологическая гражданская инициатива», среди которых значительную долю составляют объединения по формированию правовой культуры, оказанию социальной, информационно-консультативной помощи по вопросам обеспечения их прав, свобод и интересов, развитие экологической культуры.
Основными формами их работы являются концерты, проведение дебатов, семинаров с интерактивными методами обучения, школа активной молодежи, слет сельской молодежи, круглые столы, конференции и другие социально значимые мероприятия, проводятся детско-юношеские палаточные лагеря, туристическо – краеведческие слеты, форумы молодежи «Весна», «Осень». Выпускается молодежная газета «Молодежный формат»
Над реализацией ряда социальных проектов по заказу отдела внутренней политики в период 2004-2008 годах работали: ОО «Шемонаихинская ассоциация районных молодежных и детских организаций», МОО «Молодежный Формат», МОО «Экологическая гражданская инициатива».
Молодежными некоммерческими организациями района накоплен значительный опыт по практической реализации положений государственной молодежной политики. Будучи постоянными партнерами местных органов власти, данные организации способствуют сохранению общественно-политической стабильности в молодежной среде.
Эффективная деятельность молодежных организаций района позволила им добиться признания не только на районном, но и на областном, и на республиканском уровнях.
Так, общественное объединение «Шемонаихинская Ассоциация районных молодежных и детских организаций» признана лучшей молодежной организацией области 2006 года и удостоена премии акима ВКО, исполнительный директор ОО «ШАРМиДО» К. Буднецкий удостоен грамоты от Министерства науки и образования РК, в 2007 году районная молодежная газета «Молодежный Формат» награждена дипломом от Гражданского альянса ВКО «За освещение вопросов гражданского общества», в 2007 году при поддержке департамента внутренней политики ВКО в Шемонаихе прошел первый слет сельской молодежи ВКО, самая активная молодежь Шемонаихинского района вошла в книгу «Золотая молодежь Восточного Казахстана».
Одним из приоритетных направлений в современной молодежной политике являются вопросы формирования казахстанского патриотизма и образа молодого конкурентоспособного казахстанца. В последнее время стали традиционными масштабные патриотические акции.
Миграционные процессы, затрагивающие и молодежь, могут иметь значительные социальные и экономические последствия. В большинстве случаев в их основе лежат экономические причины.
Более всего внутренней миграции подвержена сельская молодежь, которая связана с отсутствием рабочих мест и слабой социальной защищенностью. В основном сельчане стремятся попасть в город или более крупные населенные пункты с целью устроить свою жизнь.
Настораживает тот факт, что около 50% молодых планируют в ближайшие годы переехать, из них 19,5 % в пределах Казахстана. Причиной переезда являются, прежде всего, низкий уровень жизни, семейные обстоятельства, экологическая обстановка.
Таким образом, молодежная политика в социально-экономической сфере должна быть направлена на создание условий для развития личности, самоопределения и самоутверждения молодых людей, для достижения ими экономической самостоятельности, сохранения и укрепления здоровья, рационального использования свободного времени.
Такая политика может находить выражение в следующих основных направлениях:
- развернутая и грамотная профессиональная ориентация и обеспечение социально-профессионального самоутверждения молодежи;
- ее профессиональная подготовка и переподготовка;
- предоставление молодежи рабочих мест, создание условий для ускоренной профессиональной и социальной адаптации;
- обеспечение социальной защиты молодежи в области труда, быта и отдыха;
- разработка и внедрение системы экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность предпринимателей в трудоустройстве представителей различных социальных групп молодежи, обеспечении нормальных условий их труда.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является проведение социально ориентированной государственной молодежной политики, разработка и принятие комплекса мер, направленных на обеспечение социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала в интересах всего общества. Создание необходимых условий для социализации молодежи и функционирования молодежных организаций.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач по следующим направлениям:
формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи;
экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости;
развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде;
формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи;
информационное обеспечение молодежной политики;
развитие и поддержка молодых талантов;
увеличение доли гражданского участия молодежных организаций в принятии решений на государственном уровне при реализации государственной молодежной политики;
организация контроля и управления программой.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная Программа направлена на реализацию государственной молодежной политики посредством выработки и стимулирования у молодых граждан стремления к активному участию в общественно-политической, социально-экономической жизни государства, создания соответствующих условий для самореализации и саморазвития, которые будут способствовать их успешной социализации в современных условиях и конкурентоспособности на рынке труда.
Механизм реализации Программы состоит в скоординированных действиях государственных органов, направленных на поэтапную реализацию мероприятий, предусмотренных Планом по реализации данной Программы, с привлечением действующих в районе молодежных организаций, а также всех заинтересованных структур, работающих с молодежью.
Общая координация реализации государственной молодежной политики осуществляется через отдел внутренней политики Шемонаихинского района.
В современных условиях основная цель государства и общества должна быть сконцентрирована на социально ориентированном воспитании, основные функции которого заключаются в создании различных социокультурных сред, где личность приобретает социальный опыт, получает помощь в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей. Воспитание в этом случае основывается на идее саморазвития и саморегуляции субъекта как творческой личности в условиях постоянного воздействия факторов социальной среды.
Созданные используемые в этой системе различного рода проекты, в частности «Молодежь для молодежи», реализованный ОО «ШАРМиДО» в 2004 году призваны способствовать решению этих проблем. В этой связи одной из основных задач настоящей Программы является не столько поддержание существующих проектов и расширение практики предоставления государственного социального заказа по отработанным направлениям, сколько поиск новых путей и форм создания структур, направленных на обеспечение социальной саморегуляции и регенерации поведенческих, социально-политических и иных норм в сознании молодого человека.
Практика показывает, что социальная работа с молодежью по «линейному принципу», по «одиночке» и без такого фундамента малоэффективна и неэкономична. Наличие же определенного плана позволяет формировать систему социальных служб, профессионально обеспеченную, работающую целенаправленно в том или ином социуме и основанную на возможно более раннем выявлении проблем, «социальных болезней», которые, как известно, всегда легче предотвратить, чем лечить.
Все структурные элементы комплексной межведомственной системы социальной работы должны быть органически взаимосвязаны так же, как связаны между собой проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.).
Несмотря на очевидное преимущество проведения социально-направленной молодежной политики посредством создания специализированных служб на базе некоммерческих организаций, существует острая необходимость расчета социального эффекта от проводимых мероприятий. Государственная молодежная политика, на данном этапе своего развития, нуждается в научном обосновании всех механизмов ее реализации. Так же, необходим более тесный контакт государственных органов с молодежью, как особой социальной группой. Одним из путей обеспечения подобного контакта является систематическое проведение исследований в области государственной молодежной политики.
Тесно перекликается с вышесказанным созданная схема поддержки государственными органами социально значимых молодежных инициатив и проектов. Данная схема зарекомендовала себя как эффективный и простой механизм снятия накопившегося социального напряжения за счет адресности и конкретности проводимых мероприятий и проектов. Необходимо расширить проблемно-адресное поле данной работы, соответственно увеличивая финансирование.
Социологические исследования показывают, что рыночные ориентации значительно изменили менталитет молодого поколения. Прежде, в центре жизненной стратегии, была проблема реализации интересов и способностей человека, возможность в будущем получить работу, соответственно склонностям, хотя и не очень высоко оплачиваемую. Будущая профессиональная биография определялась постепенным продвижением по «тарифной сетке». Иногда проходили целые десятилетия, прежде чем возникла вакансия или становился возможным переход на следующую ступень.
Ныне пришло время для рационального планирование карьеры. Классические рыночные качества личности, как, например, чувство ответственности, готовность к риску, способность к инновациям и дисциплинированность стали играть определяющую роль при выборе профессии. Каждый молодой человек должен знать, что только качественное образование дает возможность получить интересную и перспективную работу.
Приоритетным направлением в молодежной политике должно стать создание условий для привития молодежи умений и навыков труда на ранних этапах социализации и развития личности (включение в реальный производственный труд, подготовка к профессиональному труду в любой социально-необходимой деятельности). В основе воспитания трудолюбия должен лежать не столько абстрактный призыв приносить пользу обществу, а, сколько забота о себе, своих близких.
Другим приоритетом в решении экономических проблем является развитие молодежного предпринимательства. Усилия по решению данного вопроса будут способствовать решению проблем сельской молодежи, которая получит возможность частично разрешать собственные проблемы. Также развитие молодежного предпринимательства будет способствовать решению проблем занятости в летний период времени и практической подготовки молодых специалистов, посредством вовлечения в деятельность студенческих строительных и трудовых отрядов. Такой опыт в нашем районе уже имеется. ОО «ШАРМиДО» реализовало в 2006-2007 годах проект «Центр планирования карьеры» при поддержке районного отдела внутренней политики и Департамента внутренней политики ВКО. В рамках проекта ОО «ШАРМиДО» совместно районным отделом занятости и социальных программ организовали трудовой отряд, в который входили дети из малообеспеченных семей. Трудовой отряд занимался благоустройством городского сада (в районе ДЮСШ), восстановлением детских игровых площадок многоквартирных домов 3 микрорайона, дома по улице Советская 153.
Необходимо поднять на новый уровень работу по созданию и совершенствованию деятельности штабов молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел», обеспечению их объемами работ.
Также необходимо обеспечить исполнение законодательных актов в области труда и занятости, как залога реализации регламентируемых гарантий в области социальной защиты молодых работников.
С усложнением структуры современного общества возникает необходимость более активного освоения молодыми людьми социальной роли гражданина, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Поэтому современное общество обязано предоставлять определенный период времени каждому молодому человеку для освоения этой роли и создать условия для ее освоения.
Становление личности молодого человека невозможно без его гражданской самоидентификации. Развитие патриотизма, гражданского самосознания – серьезный воспитательный фактор, которому необходимо уделять пристальное внимание. Необходима целенаправленная, систематическая пропагандистская и просветительская работа в молодежной среде через СМИ, систему образования с целью формирования у молодежи казахстанского патриотизма. Такого рода воспитание должно осуществляться всеми социальными институтами и агентами социализации, где происходит становление личности, формирование ее гражданских качеств и правовой культуры.
Любовь к своей стране, государству рождается из любви к малой Родине – месту, в котором родился и вырос. В этой связи необходимо постоянно вовлекать молодежь в мероприятия по очистке и облагораживанию территорий, развивать систему и формы влияния молодежных организаций и инициативных молодежных групп на принятие решений по вопросам развития инфраструктуры и благоустройства мест проживания, населенных пунктов.
Второй немаловажный аспект патриотического воспитания – военно-патриотическое воспитание. Следует возродить практику военно-спортивных игр, учений, направленных на закрепление у молодого человека специфических навыков, полученных в ходе обучения, пропаганду и популяризацию массовых видов спорта.
Необходимо создать для молодого поколения все необходимые условия для изучения государственного языка, национального, культурного наследия, символов государственности Республики Казахстан, его истории.
Необходимо обеспечение системного подхода и комплексного участия заинтересованных государственных органов и молодежных некоммерческих организаций в данной работе.
Формирование здорового образа (далее – ЗОЖ) – стратегическое направление государственной молодежной политики, фактор национальной безопасности страны, ее будущего.
В этой связи предстоит:
- скоординировать деятельность местных органов власти в сфере пропаганды и создания условий по формированию ЗОЖ;
- обеспечить системность и комплексность в развитии молодежного спорта и оздоровительного отдыха;
- оказать всемерное содействие НКО в профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи, посредством проведения конференций и семинаров, выпуска информационных материалов и социальных роликов и т.п.;
- обеспечить проведение оздоровительных и профилактических мероприятий для всех категорий молодежи.
Особое внимание предстоит уделить социально-профилактической работе с детьми и подростками. Ее целью должно стать – профилактика различных форм девиантного поведения в молодежной среде.
Для реализации этой цели необходимо решение ряда задач:
- создание эффективной и научно-обоснованной системы социально-профилактической работы;
- разработка партнерской модели медико-психолого-педагогической службы для детей и молодежи;
- научно-теоретическое и учебно-методическое обеспечение содержания превентивной работы, форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с учетом конкретных возможностей и специфики общества;
- организация превентивных мероприятий в молодежной среде по предупреждению асоциального поведения.
В результате реализации вышеуказанных целей и задач может быть создана целостная система социальной работы с детьми и молодежью как превентивная мера в борьбе против различных форм асоциального поведения, молодежной преступности и беспризорности.
Разработка программы и ее эффективная реализация предполагает наличие достоверной информации об интересах групп молодежи. Сегодня необходимо продолжать работу такой социальной службы, как информационно-аналитический центр для молодежи и обеспечение возможностей пользования ими.
Информационное освещение проводимой молодежной политики обеспечивается посредством государственного заказа в средствах массовой информации, а также подготовки аналитических и методических материалов. Но в нашем районе есть одно «ноу-хау» это районная молодежная газета «Молодежный Формат», единственное СМИ для молодежи на районном уровне в Казахстане.
В целях научно-методического обеспечения молодежной политики обеспечить издание методических пособий и рекомендаций по актуальным вопросам молодежной политики, поощрять проведение научных изысканий по вопросам государственной молодежной политики и предоставление этих результатов государственным органам или для публикации в средствах массовой информации.
Необходимы социологические исследования, позволяющие изучить настроения в молодежной среде для принятия адекватных мер.
Необходимо продолжить работу по повышению творческой активности и способности к самореализации в различных областях науки, техники и искусства. В рамках интеллектуального и физического развития молодежи необходима поддержка талантливой молодежи. Следовательно, необходимо усилить работу по поддержке талантливых молодых людей, а также культурному воспитанию молодежи.
Программой предусматривается:
- воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры;
- участие молодежи в культурной жизни общества, приумножении ценностей духовной культуры;
- проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства;
- содействие проведению массовых, детских и юношеских, спортивных мероприятий.
В настоящее время в районе действуют молодежные некоммерческие организации, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям. На базе некоторых из них существуют социальные службы для молодых людей, имеющих какие-либо проблемы. Однако необходимо констатировать невысокий уровень участия молодежных организаций в разработке и реализации государственных программ, напрямую затрагивающих сферу их деятельности.
В этой связи необходимо увеличить долю участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений, имеющих отношение к их деятельности, для чего обеспечить эффективную деятельность консультативно-совещательных органов при местных исполнительных органах власти, координирующих молодежную политику.
Так же необходимо оказать содействие в становлении различных форм молодежного самоуправления: молодежных маслихатов, других выборных органов, проработать вопросы предоставления им прав совещательного голоса в местных представительных органах (опираясь на опыт работы молодежного маслихата городов Усть-Каменогорск, Костанай, Алматы).
Необходимо всячески поощрять молодежные инициативы, направленные на участие в принятии решений на государственном уровне – проводить конкурсы, общественные слушания, дебаты по их обсуждению.
Социальное партнерство, объединение усилий заинтересованных сторон в реализации государственной молодежной политики позволит достигнуть высокой степени интеграции и кооперации различных форм социальной организации молодежи, эффективное взаимодействие разных институтов и организаций.
-
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Основными источниками финансирования программы являются районный бюджет в пределах средств, предусматриваемых соответствующим администратором программы, и иные, не запрещенные законодательством источники.
Вместе с тем, предполагается, что по мере реализации Программы расходы могут быть уточнены при формировании бюджета на следующий финансируемый год.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы обеспечит создание условий для социально-экономического развития молодежи, будет способствовать разработке мер по защите социальных прав каждого молодого человека Шемонаихинского района. Реализация Программы «Шемонаиха жастары» на 2009 год позволит разработать качественно новые и действенные механизмы взаимодействия государственных структур с некоммерческими молодежными организациями, что в свою очередь, будет способствовать проведению эффективной государственной молодежной политики в области.
Планом мероприятий по реализации положений настоящей Программы предусматривается провести серию социально значимых мероприятий по наиболее актуальным проблемам развития молодежи. Указанные меры позволят скоординировать деятельность молодежных организаций, и будут способствовать разработке новых механизмов реализации государственной молодежной политики.
страница 1
|