страница 1
Учреждение образования
«Гродненский государственный медицинский университет»
Материал для проведения информационного часа со студентами
№ 16
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА 2011-2015 ГГ. – НОВОЕ ЛИЦО БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Отдел воспитательной
работы с молодежью
Гродно 2010
6-7 декабря 2010 г. в Минске состоится четвертое Всебелорусское народное собрание.
Избранные народом 2 500 участников собрания со всех уголков страны подведут итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в текущем пятилетии и обсудят основные положения Программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг.
Каковы результаты социально-экономического развития страны в 2006-2010 гг.?
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59%, реальная пенсия по возрасту - на 58%. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения - с 12,7% в 2005 году до 5,4% в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах - 0,8-0,9% к экономически активному населению. Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010-м. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран -индексу развития человеческого потенциала - Беларусь заняла 68-е место среди 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Высокими темпами развивается экономика страны. Беларусь существенно продвинулась по пути инновационного развития. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика не закупает, как прежде, а экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006-2010 гг. реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лйдской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.
Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а общий объем импорта продовольствия составляет менее 10%.
По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья - 7 млн. кв. м.
Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно-кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,2 раза.
Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии - дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
В развитии человеческого потенциала важнейшую роль играет проводимая государством социальная политика. Основная ее цель в новом пятилетии - повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Демографическая политика будет направлена на повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения.
В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с количеством детей.
Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей.
Предстоит также усовершенствовать систему помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.
Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72-73 лет в 2015 году.
Основными задачами в социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.
Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Продолжится рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.
Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.
Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8-1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.
Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от места его жительства.
Предусматривается, что медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран.
Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.
Приоритетом остается улучшение жилищных условий населения, обеспечение доступности жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с социальными стандартами. Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по приемлемым для населения ценам, улучшать его комфортность и качество жилищно-коммунальных услуг.
Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27-28 кв. м в 2015 году (в 2010 году - 24,1 кв. м).
Особое внимание в предстоящем пятилетии будет уделено сфере культуры, физической культуре и спорту, туризму. Это важно как для духовного и физического развития граждан, так и для создания соответствующего имиджа страны на мировой арене.
Молодежная политика государства будет направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их включение во все сферы жизнедеятельности общества. С этой целью предполагается активизировать работу по обеспечению занятости молодежи, развитию предпринимательства и творческой инициативы молодых людей, усилению поддержки молодых семей.
В новой пятилетке особое внимание будет уделено приданию новых импульсов и созданию стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата.
В течение пятилетия будет осуществлен переход от преимущественно административных методов к использованию рыночных стимулов при расширении полномочий руководителей в принятии решений, связанных с инвестированием производства и сбытом продукции.
Для повышения эффективности работы предприятий, сокращения объемов их субсидирования, увеличения притока прямых иностранных инвестиций планируется активизировать процессы приватизации, оптимизировать структуру государственной собственности. При этом приоритетным условием при продаже объектов государственной собственности должно стать соблюдение долгосрочных национальных экономических интересов.
Основная задача в сфере предпринимательства - создание условий для его динамичного развития.
В динамичном развитии страны важная роль отводится бюджетно-налоговой политике. Основная ее цель на предстоящее пятилетие - повышение
конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Денежно-кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, поддержания финансовой стабильности, проведения эффективной монетарной политики.
Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно-финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов.
Продолжится совершенствование ценовой политики. Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.
Главный путь достижения наших целей - перевод экономики иа инновационное развитие, модернизация ее на базе современных ресурсосберегающих технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном использовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ.
Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест, внедрение современных технологий и оснащение производств передовым оборудованием.
В результате улучшения инвестиционного климата и имиджа страны Беларусь к 2015 году должна войти в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.
Особое внимание будет уделено развитию топливно-энергетического комплекса. В числе государственных приоритетов в топливно-энергетической сфере - поиск и промышленная эксплуатация альтернативных источников энергии на основе современных мировых технологий.
В целях обеспечения энергетической безопасности страны планируется приступить к строительству АЭС.
Введение в энергобаланс АЭС суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт позволит удовлетворить около 25% потребностей страны в электроэнергии и приведет к снижению ее себестоимости на 13% за счет сокращения затрат на топливо.
Для эффективного развития строительного комплекса предусматривается снижение материало- и энергопотребления при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, производстве строительных материалов и изделий. Ввод жилья к концу пятилетки составит 1 кв. м общей площади на человека в год, в энергоэффективном стандарте будет введено в эксплуатацию не менее 6 млн. кв. м жилья.
Дальнейший экономический рост в республике будет достигаться и за счет динамичного развития сферы услуг. Главная задача развития сферы услуг -обеспечение населения вне зависимости от места проживания высококачественными услугами мирового уровня по доступным ценам.
Особое внимание будет уделено приоритетным отраслям - информационным, телекоммуникационным, финансовым, логистическим, а также социальным услугам, повышающим качество жизни населения.
Важными секторами сферы услуг выступают транспорт и связь.
Основные задачи развития транспорта - повышение конкурентоспособности отечественных транспортных услуг на мировых рынках, рост их экспорта и эффективное использование международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси.
В сфере услуг связи к концу 2015 года до 99,8% увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи, до 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет.
В области внешнеэкономической деятельности особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и обеспечению их сбалансированности.
Рост экспортных поставок будет обеспечен прежде всего за счет повышения эффективности действующих предприятий и создания новых экспорто-ориентированных производств. Сохранится многовекторность внешнеэкономической политики. Продолжится политика освоения новых рынков сбыта и усовершенствования системы продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Активизируется работа по созданию филиалов белорусских предприятий за рубежом.
Региональная политика будет нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов.
Основная ее цель - повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания.
Будет продолжена политика размещения в регионах производств, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг. Особое внимание будет уделено использованию местных сырьевых ресурсов.
Прогнозируется не только экономический рост и оптимизация региональной экономики, но и снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в условиях, уровне и качестве жизни населения.
В предстоящей пятилетке особое внимание будет уделено экологической политике. Она будет направлена на обеспечение экологической безопасности, эффективное использование природных ресурсов при сохранении целостности природных комплексов, в том числе уникальных.
Главным результатом социально-экономического развития страны в 2011-2015 гг. станет дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.
Прогнозируется, что Беларусь не позднее 2015 года войдет в число 50-ти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики - она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным благодаря созданию национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.
Достижение намеченных целевых ориентиров позволит увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долл. в 2010 году до 26-27 тыс, долл. в 2015 году, а производительность труда в расчете на одного занятого - с 26,2 тыс. долл. до 49-51 тыс. долл.
Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной. Качество жизни населения приблизится к европейскому уровню социальных стандартов.
страница 1
|