Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ПРОГРАММА

вступительных экзаменов в магистратуру по специальности

6М012000 – «Профессиональное обучение»

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Предмет, задачи и методы профессиональной психологии.

Содержание курса и его значение в деле подготовки учителей профессионального обучения. История развития профессиональной психологии в Казахстане и за рубежом.



Методологические основы профессиональной психологии.

Процесс профессионального действия. Психологические особенности управленческого труда.



Комплексное изучение человека в процессе профессиональной деятельности.

Человек как системный объект исследования. Человек в системе управления трудом. Психологические требования к человеку в условиях научно-технического процесса



Методы профессиональной психологии.

Методы построения теории профессиональной психологии. Методы интерпретации, определения. Методы верификации, доказательства, объявление. Эмпирико-познавательные и конструктивные методы.



Возрастные особенности становления личности.

Развитие психологических характеристик человека в процессе труда. Психологические особенности учащихся. Развитие потребностей и мотивов в процессе трудовой деятельности.



Психологические закономерности организации профессиональной подготовки молодежи.

Структурно-психологический анализ трудовой деятельности. Профессиограммы. Системный подход к исследованию профессиональной деятельности школьников.



Психологические особенности организации трудовой деятельности школьников.

Общие требования к организации и управления трудовым процессом. Понятие об эргономической системе.



Психолого-педагогическая система планирования подготовки к профессиональной деятельности.

Цель и ее роль в психолого-педагогическом планировании трудовой деятельности. Психологические особенности профориентации.



Педагогические основы социально-психологических управлений трудовой деятельности.

Трудовой коллектив как объект управления. Особенности малой трудовой группы. Лидер в трудовой группе. Социально-психологические аспекты организации трудового коллектива. Социально-психологические особенности управления общественно-полезной деятельностью учащихся.



Психологические особенности трудового воспитания школьников.

Предмет и задачи, методы психологии трудового воспитания. Требование к деятельности работников школы в процессе трудового воспитания школьников.



Особенности целенаправленной подготовки преподавателей профессионального обучения.

Цель и задача подготовки кадров. Основные психологические требования к личности учителя. Противопоказания к педагогической профессии.



Психологические особенности учебно-воспитательной деятельности преподавателя.

Психологические особенности в процессе учебно-воспитательной деятельности учителя профессионального обучения. Психологические основы педагогической этики и такта в процессе трудового обучения и воспитания школьников.


Основная и дополнительная литература
1.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1998.

2.Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

3.Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

4.Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х частях. Перев. с англ. М., 1992.

5.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

6.Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

7.Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

8.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

9. З.Ф.Зеер. Психология профессий. М, 2003.

10. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие под ред. Л.М.Митиной. М., 1998.

11. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. Еникеев М. И. - М.: Изд-во НОРМА: Изд.группа Норма-ИНФРА, 2002.

12. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 1999.

13.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Перев. с англ. Л., 1992.

14.Еникеев М.И. Социальная психология. М., 1988.

15.Парыгин Б.Д.(ред.). Практикум по социально-психологическому тренингу, С-Пб,. 1994.

16.Вуднок М., Д.Френсис. Раскрепощенный менеджер. изд. «Дело», 1991.


«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Научно-теоретические основы профессиональной педагогики.

Философско-методологические основы педагогики профессионального образования. Управление научными исследованиями. Методы исследования в профессиональной педагогике. Основные тенденции развития системы профессионального образования. Профессиональное образование за рубежом.



Содержание профессионального обучения.

Государственный стандарт профессионального образования. Научно- теоретические основы построения программ профессионального обучения. Общие подходы к обору содержания профессионального обучения. Структурирование содержания обучения на макро и микро уровне.



Формы и методы профессионального обучения.

Понятие о формах и методах профессионального обучения и их классификация. Характеристика ведущих форм и методов профессионального обучения. Выбор форм и методов профессионального обучения в зависимости от целей и содержания обучения. Оптимизация организационных форм и методов профессионального обучения. Особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся.



Принципы и системы профессионального обучения.

Сущность, структура и проектирование педагогического процесса. Принципы профессионального обучения, их состав, взаимодействие и особенности реализации их в учебно-воспитательном процессе. Понятие в системах профессионального обучения и ее элементах. Характеристика основных систем профессионального обучения учащихся.



Инновационные технологии в профессиональном образовании.

Методология проектирования педагогической технологии. Инновационные подходы к организации технологии обучения. Классификация педагогических технологий. Проектирование педагогических технологий. Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса. Модульные технологии в профессиональном образовании. Личностно-ориентированные технологии в профессиональном образовании.



Педагогический менеджмент в профессиональном образовании.

Основная цель и задачи педагогического менеджмента в сфере профессионального образования. Принципы и методы деятельности менеджера образовательной сферы. Роль личности менеджера в повышении эффективности функционирования педагогических систем.



Теория и практика воспитательной работы в профессионально-образовательном учебном заведений

Принципы и методы гуманистического воспитания. Личностно-ориентированное воспитание. Труд как средство формирования основных качеств личности. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.



Подготовка и переподготовка учителей профессионального обучения.

Требование к методической и специальной подготовке учителя (преподавателя) профессионального обучения. Служебные обязанности и права учителя (преподавателя) профессионального обучения в современном учебно-воспитательном процессе. Система методической работы в профессиональной школе, подготовка и повышение квалификации учителей (преподавателей) профессионального обучения.


Основная и дополнительная литература


  1. Бабанский Ю.К., Потамник М.М. Оптимизация педагогического процесса / В вопросах и ответах – Киев: Родянская школа, 1984 – 286 с.

  2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики – М.: Педагогика, 1981 – 192 с.

  3. Батышев С.Я. и др Профессиональная педагогика – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999 – 904 с.

  4. Под. ред. С.Я. Батышева «Энциклопедия профессионального образования» – М.: АПО, 1999 – Т2. – П – 44 с.

  5. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Алматы, Наука 1990.

  6. Кыверляг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике – Талин, 1980 г.

  7. Устемиров К., Шаметов А., Васильев И. Профессиональная педагогика, Алматы, 2005 – 432 с.

  8. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 нау-хау в области управления образовательным процессом учебное пособие – М., 1997 г.

  9. Беспалько В.П. Слогаемые педагогической технологий – М.: «Педагогика», 1989 г.

  10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилище – М.: Высшая школа, 1989 г.

  11. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов –М.: «Академия», 2001 г.

  12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения – М.: 240 с.

  13. Новожилов Э.Д. научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.

  14. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований – М.: педагогика, 1986 – 212 с.


«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Задачи и содержание профессионального обучения.

Задачи профессионального обучения, трудового воспитания и развития, учащихся на современном этапе. Состояние профессионального обучения в РК и регионе. Учебные планы и программы теоретического обучения. Учебные программы и их методический анализ. Принципы построения учебных программ.



Общедидактические принципы обучения применительно к системе профессионального обучения.

Понятие о принципе профессионального обучения. Система дидактических принципов профессионального обучения. Основополагающие принципы профессионального бучения их реализация на занятиях по профессиональному обучению.



Система профессионального обучения.

Характеристика основных система профессионального обучения. Виды систем, факторы, определяющие выбор системы обучения.



Основные организационные формы профессионального обучения.

Основные организационные формы учебных занятий по общетехническим и специальным дисциплинам. Урочные, внеурочные, внеклассные и внешкольные формы обучения. Урок – основная форма организации труда учащихся в мастерских. Формы организации учебного труда учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, их методический анализ. Факторы, определяющие выбор формы организации труда учащихся.



Структура и типы занятий профессионального обучения.

Дидактические требования к уроку. Цели урока. Типы уроков: традиционные, нетрадиционные – инновационные. Структура уроков: лабораторных, практических, комбинированных и др.



Методы профессионального обучения.

Методы и приемы профессионального обучения. Классификация методов. Условия их отбора для применения на занятиях. Методы учения. Методы обучения. Активные и интерактивные методы обучения. Проблемные методы обучения. Объяснительно-иллюстративные методы. Методы демонстрации. Практические методы. Упражнения – основной метод формирования умений и навыков. Виды упражнений. Требования к ним. Методика их организации и проведения. Инструктажи. Вводное и текщее инструктирование, его виды и методы проведения.



Инновационные технологии в профессиональном обучении.

Понятие, цели и задачи современных инновационных технологий обучения. Теоретические характеристики современных инновационных технологий обучения. Использование новых инновационных технологий для развития процесса обучения. Разработка урока с применением инновационных технологий обучения.



Планирование учебной работы и подготовка педагога профессионального обучения к занятиям.

Этапы подготовки учителя к проведению занятия. Предварительная подготовка и планирование. Значение задач и планирования. Виды планирования. Перспективное и текущее планирование. Содержание календарно-тематического плана. Содержание структурных элементов плана-конспекта урока. Проведение уроков профессионального обучения. Методические особенности организации и проведения теоретических и практических частей занятий.



Контроль, оценка знаний, умений, навыков и учет успеваемости учащихся.

Задачи учета успеваемости и проверки знаний учащихся. Соблюдение педагогических требований. Виды учета успеваемости. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся. Виды проверок знаний и умений учащихся.



Учебно-материальная база профессионального обучения.

Эргономические и психолого-педагогические требования к учебным помещениям, оборудованию, оформлению рабочим местам учащихся. Оборудование кабинета и зон для проведения занятий по различным разделам программы.



МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Цели, задачи и содержание изучения общетехнических дисциплин. Материально-техническая база по изучению курса. Методические особенности организации и проведения теоретических и лабораторно-практических занятий.



МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Тракторы и сельскохозяйственные машины. Цели, задачи и содержание спецпрактикумов. Материальная база: учебный кабинет и лаборатории, их оборудование. Особенности форм организации методики проведения разных видов занятий. Методика изучения сельскохозяйственных машин.
Основная и дополнительная литература
1. Положения Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 гг.

2. Закон «Об образовании» РК. 1999г.

3. Кальней В.А., Капралова В.С., Поляков В.А. Основы методики трудового и профессинального обучения. М., Просвещение, 1987г. 191 с.

4. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. 1987г. 191с.

5. Методика трудового обучения с практикумом./Под ред. Д.А.Тхоржевского. М., Просвещение. 1987г., 448с.

6. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения. М., Просвещение, 1987г., 221с.



7. Методические разработки уроков под ред./ И.Н.Федоровой. М., Просвещение , 1991г., 186с.

8. Васильченко Э.В., Лаюзина А.Я. Методическое пособие по обслуживающему труду. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1993г., 159с.

9. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. М., Просвещение, 1983г., 128с.
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сущность менеджмента, его роль и место в системе профессионального образования.

История возникновение и развитие менеджмента как науки и его трансформация в системе профессионального образования. Школы научного менеджмента. Понятийный аппарат дисциплины. Подходы к определению понятия «менеджмента». Менеджмент как интеграционный процесс, в системе профессионального образования.



Системный подход к управлению в учреждениях профессионального образования.

Социально-педагогические системы, понятия и виды. Природа и сущность систем, их виды и законы развития. Педагогическая система как разновидность социальной системы, ее функциональные компоненты: целевой содержательный, деятельностный, аналитико-результативный. Педагогический процесс как динамическая система, движущие силы педагогического процесс.



Система и управление.

Управление образовательными системами. Понятие и сущность управленческой деятельности. Основная цель и задачи управления. Циклический характер процесса управления.

Принципы управления образовательными учреждениями. Функции управления образовательными учреждениями (целепологание и планирование, организация, координация и регулирования, учет работы училища, контроль и анализ работы). Методы управления: психолого-педагогические, организационно-распорядительные, экономические.

Структура управления образовательным учреждением. Моделирование структур управления. Факторы, определяющие структуру управления образовательным учреждением.



Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики.

Выбор приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения. Разработка стратегического плана развития образовательного учреждения. Влияние внешней среды на стратегию развития учебного заведения. Роль маркетинговых исследований в определении стратегического плана развития образовательного учреждения.



Управление качеством образования в педагогическом менеджменте.

Научно-теоретические основы управления и методологии управления образовательными учреждениями. Система менеджмента качества (СМК), ее внедрение в планирование, управление, оценка качества результатов образования и образовательных процессов.

Аттестация педагогических кадров. Общие требования к оценке труда педагога. Дифференцированные показатели оценки труда педагога. Технологии аттестации педагогических кадров.

Повышение квалификации и самообразование педагогических кадров.



Информационное обеспечение педагогического менеджмента.

Понятие информации, ее роль и значение в педагогическом менеджменте. Управленческая информация. Информационные потребности руководителей сферы образования. Объективные и субъективные фактор, влияющие на формирование информационных потребностей. Эффективность информационного обеспечения менеджмента. Новые информационные технологии, их использование в процессе информатизации управленческой деятельности.



Межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Социально-психологический климат педагогического коллектива. Педагогический коллектив образовательного учреждения, особенности его жизнедеятельности. Понятие «межличностные отношения». Влияние межличностных отношений на деятельность преподавателей, качество учебно-воспитательного процесса. Межличностные отношения как основа формирования социально-психологического климата коллектива, его функции. Конфликты в педагогическом коллективе и их разрешение.



Основная и дополнительная литература


  1. Каракулов К.Ж. Педагогика управления. Шымкент, 2000 – 187 с.

  2. Илеуова А.К. Мониторинг развития системы управления региональным образованием. Алматы: Кітап, 2002 – 88 с.

  3. Баймолдаев Т.М. Педагогический менеджмент и современное управление школой. Алматы: Ғылым, 2001 – 136 с.

  4. Койшибаев Б.А. Педагогический мониторинг комплексного образования (Тезарус и модели). Алматы: Ғылым, 2001 – 155 с.

  5. Жусупова К.А. Менеджмент в сфере высшего образования. Алматы, 2004 – 250 с.

  6. Панова О.А. Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 224 с.

  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общество России, 1999 – 320 с.

  8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управления образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002 – 320 с.

  9. Менеджмент в управлении школой: Учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Новая школа, 2000.

  10. Дуйсенбаев К.А., Илеуова А.К. Мониторинг школьного образования на основе проекта информационных систем управления. Материалы Форума Информатизация образов. Казахстана и стран СНГ. Алматы, 2002.

  11. Дуйсенбаев К.А., Абдукаримова У.С. системный подход как научно-теоретическая основа Системы управления. // Поиск – 2001, № 3, 1009-114 с.

  12. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности. // Педагогика. 2003, № 5, 10-14 с.

  13. Теория и практика государственно-общественного управления образованием: «Круглый стол». // Педагогика. 2002, № 3, 55-69 с.

  14. Ладнушкина Н. Мониторинг как аспект управленческой деятельности. // Народное образование. 2001, № 6, 17-22 с.


страница 1

Смотрите также: