страница 1 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся,
находящихся в социально опасном положении
в ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Родничок» г. Могилева»
Сеньковская Ирина Васильевна,
заведующая отделом
ГУДО «Центр творчества детей и
молодежи «Родничок» г. Могилева»
При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа СППС строится по следующим направлениям: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей.
Диагностика
Анализируя диагностический материал, специалисты нашей СППС выявляют проблемы эмоционального, поведенческого, личностного характера у учащихся, которые могут свидетельствовать о социально-опасном положении.
Диагностические методики, используемые для выявления группы риска:
-
Наблюдение (педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог).
-
Интервью, опросники, беседы с ребенком.
-
Анкетирование.
-
Диагностика-наблюдение «Признаки психического напряжения и невротических тенденций».
-
Беседы с педагогами, родителями.
При наблюдении за ребенком необходимо обращать внимание на следующие особенности:
-
нарушение адаптации и социализации;
-
отставание в развитии;
-
высокая тревожность, страхи, агрессия;
-
повышенная эмоциональность;
-
депрессивные настроения;
-
невротические состояния;
-
неудовлетворенные потребности: ребенок плохо одет, голодный, астеничный;
-
насилие в семье.
Таким образом, мы выявляем группу риска, а затем с целью определения учащихся, находящихся в СОП, проводим дополнительные диагностические методики.
Например, такие как:
-
тест “Незаконченные предложения”;
-
проективные тесты: «Дом-Дерево-Человек», “Рисунок человека”,
-
кинестетический тест “Моя семья”;
-
методика «Цветовой тест отношений» (для младшего возраста);
-
диагностика личностной и школьной тревожности (Прихожан, Филлипс);
-
опросник Басса-Дарки;
-
«Шкала социально-психологической адаптированности»;
-
методика «Личностная агрессивность и конфликтность»;
-
социометрия;
-
для подростков тест на выявление акцентуации характера (Шмишек-Леонгард);
-
диагностика профессиональной направленности (для старшеклассников);
-
Для семейной диагностики используется метод интервью, беседы с родителями.
По окончании коррекционной работы диагностика проводится повторно, с целью изучения изменений, протекающих в развитии и поведении ребенка.
На основании проведенной диагностической работы составляется банк данных о воспитанниках, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в повышенном педагогическом внимании и психологической поддержке.
В наличии также имеются списки детей и подростков микрорайона, состоящих на учете в ИДН, ВШУ, СОП. Специалисты СППС совместно со школами и инспектором ИДН ведут работу по привлечению подростков, состоящих на учете в кружки и клубы Центра.
На каждого ребенка данной категории заведена карта социально-психологического сопровождения, а также составлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Созданы базы нормативных документов, регламентирующих деятельность психолого-педагогической и социальной службы по работе с семей в СОП.
Профилактика и просвещение
Профилактика в отношении детей СОП прежде всего связана с их ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.
Дети, находящиеся в СОП включаются в общие мероприятия, которые проводятся в Центре, и которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение. Различные игровые тренинги, практикумы, тематические акции, психологические игры, мероприятия профориентационного характера для старшеклассников – все эти формы работы носят профилактический характер.
Профилактической мерой является также привлечение детей группы риска к работе в рамках временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время, во время которой ребята занимаются выполнением художественно-оформительских работ, изготовлением художественных и швейных изделий.
В последние годы положительно зарекомендовали себя летние палаточные лагеря, организуемые нашим Центром для ребят, находящихся в СОП, стоящих на учете ИДН, ВШК. Во время летних каникул организуется 3 смены лагеря, в которых отдыхают 45-детей. Именно в таких лагерях, подростки постоянно находятся в условиях бытового и социального самообслуживания, значительных физических нагрузок, в открытом контакте с природой, у них формируются навыки общения в небольшом коллективе, умение действовать не только в соответствии со своими желаниями и потребностями, но и с потребностями других людей.
Большое внимание уделяется организации досуга в лагере. Проводятся разнообразные спортивные игры, соревнования по волейболу, футболу, конкурсы песни под гитару, праздник Нептуна, «Посвящение в туристы», «День дружеских приколов», игры «Робинзоны», «В поисках сладкого приза» и т.д. Традиционны ежедневные вечерние собрания туристской группы у костра, где в неформальной, дружеской обстановке подводятся итоги дня, анализируются успехи и неудачи. У костра ребята раскрываются, рассказывают о своей жизни, своих проблемах. Все это способствует сближению ребят, их социальной адаптации.
Немаловажной формой работы является организация клубов для детей находящихся в СОП. На базе РЦДЮТ «Родничок» вот уже 8-й год работает районный клуб «Альтернатива», для подростков, находящихся в социально опасном положении, с целью совместной деятельности и общения ребят, для профилактики правонарушений, проведения работы по правовому воспитанию.
В состав клуба входят 25 учащихся школ района в возрасте от 14 до 16 лет.
На занятиях клуба используются разнообразные формы работы: развивающие и тренинговые занятия, круглые столы, ток-шоу, диспуты, экскурсии. Разнообразна и тематика заседаний: ток-шоу «Зависимость или вкус настоящей свободы», практикум «Наркомания – дорога, ведущая вниз», с целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек; занятия на выработку активной жизненной позиции и формирования нравственных ценностей – «Жизненные ценности», «Подросток в мире вредных привычек», «Мои права и обязанности». Проводится анкетирование – «Круг моих интересов», «Ценностные ориентации» и др.
Проводится специалистами СППС и работа по профориентации. Для изучения профессиональной направленности подростков и молодежи используются различные диагностические методики: «Профессиональные намерения», «Будь готов», КОС, анкетирование. На основании проведенной диагностики были разработаны и проведены: дискуссия «Как найти свое призвание?», развивающее занятие «Жизненные ориентиры», практикум «Как достичь успеха в выборе профессии», цикл интерактивных игр «1001 профессия», круглый стол для клуба «Альтернатива» - «Мой выбор» с приглашением специалистов.
Важным направлением в работе СППС является психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей кружковцев, которое направлено на формирование потребности в психолого-педагогических знаниях и навыков использования полученных знаний в преодолении трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей.
При проведении просветительской работы нами используются различные формы и методы: семинары, практикумы, деловые игры, практические развивающие занятия, групповые занятия с элементами тренинга, дискуссии, ток-шоу, проектные мастерские, методические рекомендации, выставки методической литературы по проблемам воспитания и обучения, оформление стендов со сменной информацией и др.
Методическая работа с педагогами осуществляется через МО педагогов и «Школу повышения профессионального мастерства». Темы для обсуждения выбираются на основании диагностики затруднений педагогов в работе.
Проводится информирование педагогов о признаках, по которым можно выявить ребенка, который находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, ответственность в ситуациях насилия в семье и др.), а также психолого-педагогическое просвещение (особенности работы с детьми из семей СОП, взаимодействия с их родителями).
В этом учебном году с целью просвещения педагогов на обсуждение были вынесены следующие темы: «Особенности работы педагога с детьми находящимися в СОП, состоящими на учете в ИДН, ВШК», «Организация деятельности по профилактике правонарушений среди подростков», «Содержание, формы и методы работы с родителями и с семьями в СОП», «Психолого-педагогическая характеристика подростков различных категорий».
Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на их самих, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, из-за чего у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.
На базе Центра творчества детей и молодежи «Родничок» на протяжении 5 лет работает клуб «Семья», на заседаниях которого обсуждается информация о воспитании детей о психологических и физиологических особенностях детей разных возрастов, даются навыки общения и взаимодействия с ними.
В рамках клуба родителям предлагается информация о том, какие возможности есть у семьи для медицинской или психологической помощи, к кому они могут обратиться, в какие кружки и клубы может ходить их ребенок, какие мероприятия в Центре помогут более эффективно взаимодействовать родителям с их детьми.
Консультирование
В течение года специалистами СППС ведется консультативная работа с кружковцами, педагогами, родителями. Проводятся индивидуальные, групповые консультации, тематические, по итогам диагностических обследований, по запросу. Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций, тезисы выступлений). Особое внимание уделяется организации работы СППС в вечернее время. График работы составлен до 21.00.
Ребята чаще всего обращаются к психологу по вопросам взаимоотношений с родителями и со сверстниками, конфликтами в школе.
Для родителей в рамках клуба «Семья» проводятся групповые консультации по следующим темам: «Проблемы взаимодействия родителей и детей в семье», «Понимание родительской ответственности», «Адаптация и здоровье ребенка. Резервы нашего организма», а также индивидуальные консультации по заявленным проблемам.
Для педагогов проводятся групповые консультации по следующей тематике: нормативные документы по СОП (об ответственности педагогов, в том числе юридической), о специфике работы с детьми, находящихся в СОП, о раннем выявлении таких детей, о профилактике возможного отвержения ребенка в коллективе и т.д.
Коррекционно-развивающая работа
На основании диагностической работы мы выделяем ключевые проблемы детей и подростков для дальнейшей коррекционно - развивающей работы с ними.
Основная форма коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП - групповое взаимодействие.
В среде сверстников развиваются коммуникативные и социальные навыки, происходит сплочение детского коллектива, повышается социальный статус ребенка СОП, но также с некоторыми ребятами проводятся и индивидуальные коррекционные занятия.
Для формирования навыков и умений конструктивного общения проводятся:
- тренинг общения для подростков «Барьеры непонимания»,
- практикум «Конфликты и способы их преодоления».
Тренинги социальных навыков:
- цикл групповых развивающих занятий «Моя любимая вредная привычка»,
- тренинг личностного роста «Познай себя»,
-практикум «Найди необычное в обычном» для развития творческих способностей и творческого мышление детей.
С большим интересом ребята младшего и среднего возраста участвуют в развивающих занятиях с элементами арт-терапии «Деревья-характеры», «Танец масок», «Создание мира», «Автопортрет».
Для снятия агрессии и тревожности проводится:
- цикл тренинговых занятий «Победи свой гнев»,
- психологическая игра «Продаю страхи» и др.
Для обучения конструктивным поведенческим реакциям, снятия деструктивных элементов в поведении служит практикум «Самостоятельность и ответственность – шаг во взрослый мир», «Жизнь на перепутье».
Также в своей практике мы используем:
- Цикл развивающих занятий «Психологическая азбука», в ходе которых учащиеся осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;
- Тренинги самопознания, уверенности в себе, где учащиеся отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, учебе и в других видах деятельности;
- Круглый стол «В поисках призвания» для учащихся старшего возраста, на котором они осваивают способы оценки качеств личности с учетом жизненных устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за свое будущее.
Досуговая деятельность
Для организации досуга воспитанников в вечернее время в течение года организована работа клуба общения «Контакт», который посещают ребята микрозоны Центра от 14 до 17 лет.
Дети и подростки, находящиеся в СОП вместе с другими детьми входят в актив детского самоуправления. Актив кружковцев принимает участие в проведении тематических дискотек, в различных конкурсах и благотворительных акциях «Фабрика Деде Мороза», «Добрые сердца», «Подарите сказку детям» - поздравление детей-инвалидов, экологических акциях, в организации и проведении Новогодних представлений для дошкольников, обрядовых праздниках «Колядки», «Масленица», концертных программах, на открытых площадках города.
Сотрудничество
На протяжении года социально-психологическая служба РЦДЮТ осуществляла взаимодействие с различными организациями и учебно-воспитательными учреждениями: СППС школ района, Учреждения дополнительного образования, Центр гигиены и эпидемиологии, ИДН Ленинского района, областной наркологический диспансер, областной кожно-венерический диспансер, «Управление по труду, занятости и социальной защите населения», клуб волонтеров «Рука помощи» МГУ им. А.А. Кулешова, МГСПЦ, областной ЦВР. В течение года приглашались специалисты из этих учреждений для совместного проведения различных мероприятий для детей и подростков, а также для осуществления просветительской и профилактической работы.
Вся наша работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого воспитанника, так как к нам часто приходят разные дети, числящиеся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом.
Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Мы – взрослые должны внимательно вглядываться и прислушиваться к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, отмечать его достижения и возникающие трудности, помогать советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя.
страница 1
|